Открытый урок словесности "Святым учителям поём мы славу!"
план-конспект урока (6 класс) на тему

Открытый урок посвящён Дню славянской письменности и культуры, празднованию его 1150-летия. Цель урока: приобщить школьников к культурно-историческому наследию России, её духовно-нравственному потенциалу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_ko_dnyu_slavyanskoy_pismennosti_i_kultury.doc832.5 КБ

Предварительный просмотр:

                       Открытый урок, посвящённый Дню      

                     славянской письменности и культуры»

        «Святым учителям          

          поём мы славу!»

                         

                                                                                                                                                                                       

                                                                                                                                                       

                                                                                                                        Подготовила и провела

                                                                                                     учитель русского языка и литературы

                                                                                                                        Игнатенко Т.П.

                        Цель: приобщение обучающихся к культурно-историческому

                                        наследию России, её духовно-нравственному потенциалу

                           

                        Задачи: познакомить школьников с деятельностью болгарских  

                                            просветителей Кирилла и Мефодия, историей  

                                            праздника;

                                           

                                            способствовать развитию коммуникативности и  

                                            активизации творческой, художественной,          

                                            интеллектуальной деятельности;

                                            воспитывать бережное и уважительное отношение

                                            к букве, алфавиту, слову, к трудам христианских      

                                            проповедников; пробуждать  потребность совершать

                                            добрые поступки; укреплять у обучающихся духовно-

                                            нравственные ценности русского народа

                            Подготовка урока :    1) организация выставки книг на тему

                                                                   «Кирилл и Мефодий – учителя                  

                                                                     словенские»;

                                                                     2) подбор музыкального сопровождения

                                                                      и литературного материала;

                          Оборудование  :            1)стенд с буквами славянского      

                                                                        алфавита;

                                                                    2)портреты Кирилла и Мефодия;

                                                                     3) старинные костюмы ;

                                                                     4)старинные предметы славянского            

                                                                        Быта

                                                         

                                                             Ход урока:

1.Торжественное начало урока. Слово учителя.

          Звучит музыка М.П. Мусоргского «Рассвет на Москва-реке».

На фоне танцевальной композиции - русский хоровод - учитель читает отрывок из очерка А. Толстого «Земля Оттич и Дедич».

Учитель: …Родина – это движение народа по своей земле из глубин веков к желанному будущему, в которое он верит и создает своими руками для себя и своих поколений. Это вечно отмирающий и вечно рождающийся поток людей, несущих свой язык, свою духовную и материальную культуру и непоколебимую веру в законность и неразрушимость своего места на земле…

Земля «оттич и дедич» - это те берега полноводных рек и лесные поляны, куда пришел наш пращур  жить навечно. Он был силен и бородат, в посконной рубахе, соленой на лопатках, смышлен и нетороплив, как вся дремучая природа вокруг него. На бугре над  рекою он огородил тыном свое жилище и поглядел по пути солнца в даль веков.

Много смог увидеть пращур, из-под ладони глядя по солнцу… «Ничего, мы сдюжим», - сказал он и начал жить. Дивной вязью он плел невидимую сеть русского языка: яркого, как радуга, - вслед весеннему ливню, меткому, как стрелы, задушевного, как песня над колыбелью, певучего и богатого. Он назвал все вещи своими именами и воспел свой труд. И дремучий мир, на который он накинул волшебную сеть слова, покорился ему, как обузданный конь, и стал его достоянием и для потомков его стал родиной.

2. 24мая – День славянской письменности и культуры. История  

     праздника. (Слово ученикам)

2.1

    1-ый ученик:
-
24 мая каждый год все славянские страны отмечают этот замечательный праздник. Этот день посвящается создателям славянского алфавита, великим просветителям – Кирилле и Мефодию.

2-ой ученик:
- До Мефодия и Кирилла славяне не имели единой письменности, которая позволяла бы передавать сложные по смыслу тексты. На основе греческого письма
Мефодий и Кирилл создали первый славянский алфавит. Однако создатели славянской письменности не собирались ограничиваться только алфавитом, они переводили и записывали евангельские проповеди, притчи, богослужебные тексты и апостольские послания, занимались просвещением славян в Моравии.

1-ый ученик:
- Свою жизнь славянские братья посвятили служению славянской культуре. Родились они в семье военачальника в византийском городе Солуни. Детство братьев проходило в двуязычной среде – славянской и греческой. С латинским языком солунцы не были знакомы.

2-ой ученик:
- В отцовском доме среди немногочисленных книг братьям попалась «Энеида» Вергилия, написанная на латинском языке. Кирилл решил прочесть эту книгу, однако раскрыв увесистый том, написанный на чужом языке, не понял ни слова. После долгих поисков Кирилл, наконец, отыскал человека, знакомого с латинской грамматикой.

3.Костюмированная постановка

( появляется приезжий человек и Кирилл)

Кирилл:
- Говорят, вы знаете английскую грамоту. Я мечтаю прочесть книгу, которая написана на латыни.
Приезжий человек:
- Для чего тебе это, мальчик? Я в совершенстве знаю латинскую грамоту и смог бы научить тебя. Но зачем? Посмотри на меня. Я не получил никакой пользы от множества премудрых книг, которые прочел. Я переехал в этот незнакомый город, чтобы меня не трогали с учёными разговорами. Людям нужно делать полезные вещи, сеять хлеб, пахать землю. А я дал клятву больше никого не учить грамматике и прочим наукам.
Кирилл:
- Но мне все равно необходимо понять, о чем пишется в мудрых книгах.
Приезжий человек:
- Что же, попробуй, но в этом я тебе не помощник.
( появляется ведущий)
Ведущий:
- Ровно через год приезжий и Кирилл снова встретились на улице.
Приезжий человек:
- Постой, мальчик! Ты все еще хочешь научиться премудростям латыни? Или забыл уже о своём желании?
Кирилл:
- Я помню свое желание, и потому сам изучаю латинский язык.
Приезжий человек:
- Но разве возможно самому познать незнакомый язык?
Кирилл:
- Я изучил книгу Григория Богослова на латыни и на греческом языке, сопоставил каждую фразу и уже многое уяснил. Теперь мне понятна не только «Энеида», но и все латинские книги.
(приезжий человек и Кирилл скрываются )
2.2
Ведущая:
- После этого Кирилл освоил арабский и греческий языки и продолжил свое учение в Константинополе. Окончив курс наук, он стал патриаршим библиотекарем, после преподавал философию в университете. Знания, которые Кирилл получил во время обучения, очень пригодились ему в дальнейшем.
Ученик1:
- К созданию славянской азбуки Кирилл приступил по поручению императора Византии Михаила 3 . Но одному человеку создать письменность просто невозможно. Поэтому Кирилл обратился за помощью к своему брату Мефодию.

 Брат Мефодий был самым близким его единомышленником. Подобно отцу, Мефодий посвятил свою жизнь военной службе. Он был честным и прямодушным человеком, нетерпимым к несправедливости. Отказавшись усмирять восстание славян, Мефодий ушёл с военной службы и удалился в монастырь. Независимость была ему дороже богатства и славы. Мефодия увлекла идея создания письменности для славян, предложенная ему младшим братом.И начали братья дело свое праведное.  

Ученик2:

После создания азбуки братья приступили к переводу церковных книг на язык славян. Они работали с раннего утра, едва рассветало, и кончали поздно, когда уже рябило в глазах от усталости. А когда первые книги были переведены с греческого языка на славянский, они с просветительской миссией направились в Моравию. Деятельность братьев быстро вышла за пределы, указанные им византийским императором. Кирилл и Мефодий усердно просвещали славян, обучали людей грамоте, основывали новые церкви и школы.

Ученик1:

В течение трёх лет Кирилл и Мефодий трудились в Моравии. Они воспитали немало учеников, которые внесли большой вклад в историю славянской письменности и культуры. Умирая, Кирилл завещал брату: «Аз на лесе падаю.  Ты не моги оставить ученье языков словенских». После смерти великих братьев их ученики претерпели гонения. Папа римский запретил изучение славянского языка. Дело Кирилла и Мефодия, несмотря на упорную и длительную борьбу в течение многих лет, потерпело неудачу у западных славян, но зато прочно утвердилось в Болгарии, а оттуда было перенесено в Сербию, Румынию и на Русь

Часть 4 - Конкурс (на знание русских поговорок)


Ученики стараются вспомнить как можно больше поговорок и пословиц, посвященных родному языку, азбуке.

Часть5  - О красоте русского языка    Слово учителю.


До сих пор русский язык считается одним из красивейших в мире и вызывает восхищение у большинства великих людей".
В качестве примера приводятся  высказывания
1. А.Куприна: "Язык - это история народа. Язык - это путь цивилизации и культуры. Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью".
2. Г.Державина: "Славяно - российский язык, по свидетельствам самих иностранцев-эстетов, не уступает латинскому ни в мужестве, греческому ни в плавности, превосходит все европейские языки: итальянский, испанский и французский, не говоря уже о немецком".
3. Ч.Айтматова: "Бессмертие народа - в его языке".

4.»Российский язык в полной силе, красоте и богатстве переменам и упадку неподвержен утвердится, коль долго Церковь Российская славословием Божиим на славянском языке украшаться будет».
                                                                           
 М.В. Ломоносов. 5.«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками!.. Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса».
                                                                                       И.С. Тургенев.
6. А.Ахматовой (отрывок из стихотворения "Мужество"):
Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова,-
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.

Часть 6 - Юмористическая сценка


На сцене появляются два старца (Кирилл и Мефодий). Их изображают ученики, накинувшие на голову и плечи большие темные плащи до пят с капюшонами, надев бороды от костюмов Деда мороза.
"Старцы" с удивлением осматривают зал, в котором проводится праздник, плакаты с буквами кириллицы и говорят:
Кирилл:
Посмотри сюда, Мефодий -
Это ж наши с тобой буквы,
Говорил тебе - в народе
Наши буквы помнить будут!
Знать, трудились не напрасно,
Видишь - торжество какое,
Посмотри-ка, жизнь - прекрасна!
Видно, празднество большое.


Мефодий:
Слышал, гимн пропели и тебе и мне,
Значит, мы прославили Россию на Земле.
Такой язык красивый создали не зря,
Ты видишь - все славяне нас благодарят.
Однако, кто это кричит,
А речь мне не понятна?

"Старцы" отходят в сторонку. На сцене появляются мальчик и девочка (в очках), ведущие между собой диалог (громко):
Мальчик: "Эй, очкарик, прикинь - училка по физ-ре вконец оборзела, мне пару вкатила за то, что я с полурока сорвался. Мне теперь предки на Макдональдс бабки не дадут!"
Девочка: "А мой фазер запретил мне купить прикид от Дольче и Габанна, видать - с дуба рухнул. В чем мне теперь на тусовку подрулить?"


Мальчик и девочка, оживленно жестикулируя, удаляются.
Снова на сцену выходят "старцы":
Кирилл:
Видать заморские слова
Проникли в речь на Русь
И трудно будет их изжить, боюсь…
Мефодий:
Да нет, ведь это отроки младые,
Не выучили все они слова красивые, простые,
А как прочтут Толстого, Пушкина все книжки,
То враз их головы наполнятся умишком,
Поймут они, что никогда нельзя предать
Язык родной, как Родину и Мать!

1 УЧЕНИК:

Славянский алфавит просуществовал на Руси неизменным более семи столетий. Его создатели постарались, чтобы каждая буква первой русской азбуки была простой и чёткой, лёгкой для письма. Они помнили о том, что буквы должны быть и красивыми, чтобы человек, едва увидевший их, сразу захотел овладеть письмом. Алфавит Кирилла и Мефодия поражает нас простотой и удобством.

2 УЧЕНИК:

Лишь в Петровское время понадобилось внести в алфавит изменения.

На сцену выходит военный в треуголке

Военный:

Господа! Царским указом велено упростить правописание и отменить буквы «юс малый», «юс большой», «кси», «пси», «зело», «омегу», которые стали обузой в русском алфавите.

Названные буквы уходят.

1 ведущий:

Во второй половине ХVIII столетия русский алфавит пополнился новыми буквами, которых не было в славянской азбуке.

Военный:

Это буквы Й и Ё

Входят названные буквы

2 ведущий:

В начале ХХ века в России возникла потребность в упрощении алфавита и правописания. Такая реформа была проведена в 1918 году.

 Появляется ученица в кожаной куртке и в красной косынке.

Ученица:

Товарищи! Указом Наркома просвещения упраздняются буквы «и десятеричное», «ять», «фита», «ижица» и буква «ер» на конце слов.

Названные буквы уходят.

1 ведущий:

Сейчас наша азбука, составленная Кириллом и Мефодием, является самой простой и удобной. Она содержит оптимальное количество букв – 33. Европейские народы, которые не составили для себя алфавита, а взяли латинский, до сих пор страдают от неудобств. Наша азбука удивительна! И каждый человек, изучающий русский язык, должен знать и хранить в своей памяти имена первых славянских просветителей – братьев Кирилла и Мефодия.

2 ведущий: Спасибо вам, буквы, что учите нас красоте, доброте, мудрости. Спасибо святым братьям Кириллу и Мефодию за то, что они подарили нам славянскую азбуку. Солунские братья – гордость всего славянского мира. Константина-Кирилла Философа и его брата Мефодия часто рисуют идущими по дороге с книгами в руках. Поднятый высоко факел освещает им дорогу. По устоявшимся народным представлениям Кирилл и Мефодий – два бриллианта, два сокола, две чистых жизни. В житиях и похвальных словах говорится о том, что солунские братья – "вечный корень, который честен и народен". 44 буквы-сестрицы смотрят на вас с этого старинного свитка и приглашают к дальнейшему знакомству. Но это будет в следующий раз. А теперь, кириллицы, встречайте современную русскую азбуку.

Под музыку 2ученика выносят стенд с алфавитом.

                                    7.Викторина

  1. В каком городе родились великие просветители, святые братья  

       Кирилл и Мефодий?  Как он называется сейчас?

  1. Какие языки знали братья?
  2. Как сейчас называют Моравию?

4. Святой Кирилл был одним из самых просвещённых людей своего времени. Какое у него было прозвище?

   5 . Каким образом святой Кирилл обучился латыни?

   6. Какой вещий сон увидел святой Кирилл в детстве и в чем его    

       смысл?

   7.Кто поручил Кириллу создание славянской азбуки? ( император    

     Византии Михаил3)

   8. В каком году это произошло? (863год)

   9. С какой целью святые братья создавали славянскую  

       письменность?

  10. Что отстаивал Кирилл вопреки мнению западных епископов и  

      проповедников?

   11. Где умер Кирилл? Что с ним произошло перед кончиной?

   12. Назовите первые книги, переведенные на славянский язык?

   13. В каких странах празднуется  день славянской письменности и  

         культуры?

Часть 7 – Заключительная.Слово учителю.

"Сегодняшний день считают праздником славянской письменности и культуры. Все мы, россияне, славяне, должны помнить наши корни и пропагандировать нашу русскую культуру, помнить наши традиции.
Звучит стихотворение «Великий день…»  Федора Ивановича Тютчева

Великий день Кирилловой кончины –

Каким приветствием сердечным и простым

Тысячелетней годовщины

Святую память мы почтим?

Какими этот день запечатлеть словами,

Как не словами, сказанными им,

Когда, прощаяся и с братом и с друзьями,

Он нехотя свой прах тебе оставил, Рим...

Причастные его труду,

Чрез целый ряд веков, чрез столько поколений,

И мы, и мы его тянули борозду

Среди соблазнов и сомнений.

И в свой черед, как он, не довершив труда,

И мы с нее сойдем, и, словеса святые

Его воспомяну?в, воскликнем мы тогда:

«Не изменяй себе, великая Россия!

Не верь, не верь чужим, родимый край,

Их ложной мудрости иль наглым их обманам,

И, как святой Кирилл, и ты не покидай

Великого служения славянам...»

Звучит гимн Кириллу и Мефодию (в исполнении школьного хора)

 

Гимн святым Кириллу и Мефодию,

просветителям славян


Слава Вам, братья, славян просветители,
Церкви Славянской Святые Отцы!
Слава Вам, правды Христовой учители,
Слава Вам, грамоты нашей творцы!} 2 раза

Будьте ж славянству звеном единения,
Братья святые: Кирилл, Мефодий!
Да осенит его дух примирения
Вашей молитвой пред Господом сил!} 2 р.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок для учителей района по английскому языку

Открытый урок для учителей района по английскому языкупо теме : «Семейные праздники».Учителя английского языка ГБОУ СОШ с.КошкиСалосиной Нины Ивановны20 апреля 2015 года в 8А классеАвтор и название УМ...

открытый урок на учитель года-2013

Открытый урок по английскому был дан на конкурсе Учитель года -2013...

Открытый урок для учителей Пансофия Коменского, или что такое Универсальный Учитель

Открытый урок для учителейПансофия Коменского, или что такое Универсальный УчительСодержательная сторона урока Ключевое понятие: ПансофияВоспитанный в альтруистическом и на редкость муж...

Открытый урок для учителей ЮАО

Материал содержит развёрнутый план-конспект урока ИЗО в 7 классе:"Великие скульпторы". Тип урока: урок общеметодологической направленности....

Открытый урок для учителей истории "Обучение учащихся истории России в объединённых классах- комплектах" (6 класс-"Происхождение славян"; 7 класс- "Россия после Смуты")

Урок был проведён для учителей района. Педагоги посмотрели как за время одного урока (45 минут) происходит работа сразу в двух класса, изучается разный материал. Присутствующие педагоги отметили больш...