Сценарий литературной игры "Волшебный сундучок"
классный час (5 класс) на тему

Чевелёва Анна Викторовна

Состязание двух команд в знании сказок, детских книг, пословиц, поговорок, загадок, сочинение продолжения сказки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literaturnaya_igra_volshebnyy_sunduchok.doc61 КБ

Предварительный просмотр:

Cценарий литературной игры «Волшебный сундучок»

Составила Чевелёва А. В.

Место проведения: библиотека

Время проведения: 15.08.2012 среда

Оформление: книжная выставка

Ведущий: Здравствуйте, сегодня в нашей библиотеке мероприятие – литературная игра-викторина «Волшебный сундучок». Как вы можете объяснить название? /ответы/

Вед.: Волшебный – потому что каждая хорошая книга улучшает настроение, а это настоящее волшебство. Кроме того, вопросы будут, в основном, по сказкам. А сундук в древней Руси был хранилищем одежды, денег, предметов быта, самых разнообразных вещей. Викторина будет по разным сказкам – и русским народным, и литературным, у которых есть автор. Итак, нас ждет викторина по детским книгам.

Вед.: Но сначала давайте послушаем обзор новой детской литературы, которую еще не разобрали.

  1. детская книга писателя нашего края Евгения Соннова «Учимся летать». Там красочные иллюстрации и стихотворения о животных Волгоградской области (показ).
  2. юмористический сборник повестей Григория Остера «Петька-микроб и другие». В книгу вошла повесть о микробе по имени Петька, а также детские мифы и легенды. Как вы знаете, Остер – автор «Вредных советов», книги «Конфетоедение», так что любая его книга интересна.
  3. повесть Астрид Линдгрен «Приключения Эмиля из Лённеберги» рассказывает про очень упрямого и озорного мальчика Эмиля, который все время шалил, и за это его запирали в сарае. Но когда вырос, он стал председателем сельской управы, самым уважаемым человеком в округе.
  4. Книга «школьные приколы» - сборник смешных рассказов о школьной жизни и школьных анекдотов.
  5. Кир Булычёв «Гостья из будущего». Это сборник фантастических повестей о Земле будущего, когда маленькие дети вроде Алисы Селезневой летают в Космос. Книга содержит повести «Путешествие Алисы», «Звездный пес», и рассказы. Алиса побеждает космических пиратов, а также попадает в школу, где из детей делают хулиганов, но она помогает закрыть эту школу.
  6. Следующая книга - Елена Вильмонт «В подручных у киллера» - детский детектив.
  7. Далее Леонид Завальнюк – «Времена года» - сборник детских стихов с яркими картинками.
  8. Новая сказка Инны Кулиш – «Филипп Красивый и Элишка». Это сказка про страну Добра и про любовь.
  9. Виктор Некрасов «В окопах Сталинграда»  - книга, написанныя участником ВОВ живым разговорным языком. Это документальная повесть о  войне, об участии в ней автора.
  10.  Хочу еще порекомендовать книгу, которая стояла в закрытом фонде, и не все ее читали, - Астрид Линдгрен «Рони, дочь разбойника». В одном лесу жили две шайки разбойников, и они враждовали. У атаманов родились дети – у одного - мальчик Бирк, у другого – девочка Рони. Дети выросли и подружились. Они помогли родителям перестать враждовать и объединиться.

Новые книги вы можете взять после мероприятия.

Вед.: ну, а теперь давайте вспомним сказки. Для начала разделимся на две команды – мальчиков и девочек. Каждая выберет капитана. Команда мальчиков будет называться «Сундучок», а девочек – «Шкатулка».

За каждый правильный ответ команда получает карточку. Чтобы не было путаницы, карточку получает капитан, а не тот, кто правильно ответил. В конце викторины капитаны подсчитают, сколько карточек они набрали, и мы определим команду-победителя. /деление на команды/

Конкурс 1. «Разминка».

«Сундучок»

  1. Как звали девочку с голубыми волосами из сказки А. Н. Толстого «Золотой ключик»? /Мальвина/
  2. В кого превратился гадкий утенок? /в лебедя. Г. Х. Андерсен/
  3. Что погубило кошкин дом? /пожар. С.Я. Маршак «Кошкин дом»/
  4. Как звали работника, который служил за три щелчка по лбу хозяина и пшеничную кашу? /Балда. А.С. Пушкин. «Сказка о попе и о работнике его Балде/
  5. Кто помог Русалочке обрести две стройные ножки? /ведьма. Г.Х. Андерсен «Русалочка»/
  6. Чьей дочерью была девочка Рони из книги А. Линдгрен? /Разбойника Матиса/
  7. Кому объявила войну королева Мышляндии из сказки Э. Т. А. Гофмана? /Щелкунчику. «Щелкунчик и Мышиный Король»/
  8. В какой Сказке девочка ходила зимой за цветами? /С. Я. Маршак «12 месяцев»/
  9. Что было нарисовано на холсте в каморке у папы Карло? /очаг. А. Толстой «Золотой ключик»/
  10. Как звали капитана, побывавшего в Лилипутии? /Гулливер. Дж. Свифт. «Путешествие Гулливера»/
  11.  Какие средства для полетов есть у Бабы-Яги кроме метлы? /ступа с пестом/

Команда «Шкатулка»

  1. Как звали девочку, путешествовавшую по стране Чудес и Зазеркалью? /Алиса. Л. Кэрролл «Алиса в стране чудес», «Алиса в Зазеркалье»/
  2. Назовите сказочного персонажа, превратившего нагревательное средство в транспортное? /Емеля. РНС «По щучьему велению»/
  3. Сколько голов было у Пушка - любимой собаки великана Хагрида? /Три. Дж. Ролинг «Гарри Поттер и философский камень»/
  4.  Имя этой сказочной героини произошло от названия какого-то грязного вещества. Что это за имя? /Золушка. Ш. Перро/
  5. Как звали главную героиню сказки А.М. Волкова «Волшебник Изумрудного города»? /Элли/
  6. Какая рыба, кроме золотой, способна исполнять желания? /щука/
  7. В кого превращалась Хозяйка Медной горы в сказах П.П. Бажова? /В ящерицу/
  8. Как называлась харчевня, где Буратино заказал три корочки хлеба? /Три пескаря/
  9. Какой овощ вы сможете купить в Италии, не зная языка, если вспомните известную итальянскую сказку Дж. Родари? /лук – чиполло. «Приключения Чиполлино»/
  10. Как зовут персонажа русской народной сказки, превратившего средство для уборки в полетное? /баба-Яга, ведьма/
  11. Какой знаменитый мальчик тоже летал на метле? /Гарри Поттер/

Конкурс 2. «Угадай сказку по событиям»

Я называю события, вы автора и заглавие. Если назовете половину, все равно получаете карточку.

«Сундучок»

  1. Маленькая девочка и ее пёсик попадают в Волшебную страну, где встречают троих друзей: Соломенное Пугало, Железного Человека и Льва. В конце концов они возвращаются домой. /А. Волков «Волшебник Изумрудного города»/
  2. Шарманщик мастерит деревянную куклу. Она оживает и сбегает от отца. В конце концов кукла вернулась и помогла создателю стать богатым. /А. Толстой «Золотой ключик»/
  3. Утка воспитывает лебеденка, над которым все смеются из-за внешности. Но однажды он становится красивым. /Г. Х. Андерсен. «Гадкий утенок»
  4. Главный герой воевал с мышиной армией. Он победил колдовские чары мышиной королевы, из куклы превратился в человека и женился на даме своего сердца. /Э.Т.А. Гофман «Щелкунчик и мышиный король»/
  5. Мальчик живет у тети и дяди, которые над ним издеваются. Но однажды он попадает в школу волшебства и узнает, что знаменит, т.к. победил очень злого чародея. /ДЖ. Ролинг «Гарри Поттер и философский камень»/

«Шкатулка»

  1. отец главного героя попадает в тюрьму. Мальчик-луковка отправляется в путешествие. Он находит друзей. Вместе они побеждают злого принца Лимона и освобождают родных. /Дж. Родари «Приключения Чиполлино»/
  2. Главные герои этой сказки – обычный и летающий мальчик. Они вместе победили воров. /А. Линдгрен «Малыш и Карлсон»/
  3. Мальчик сбежал из дома, потому что ему не разрешили заводить кота. Он жил в деревне с котом и псом. Они завели корову. Но потом мальчика забрали родители. /Э. Успенский «Дядя Федор, пес и кот»/
  4. Главный герой вместе с друзьями летал на воздушном шаре, ездил на автомобиле в солнечный город и летал на Луну в ракете. НО ПОТОМ понял, что лучше всего дома. /Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей», «Незнайка в солнечном городе», «незнайка на Луне»/
  5. Главный герой вырос в джунглях в волчьей стае. Его усыновили муж и жена в ближайшей деревне. В благодарность мальчик спас им жизнь, когда их обвинили в колдовстве. Он победил своего врага Тигра и ушел жить к людям /Р. Киплинг «Маугли»/

Конкурс 3. Угадай героя.

«Сундучок»

  1. Эта героиня немного болтлива, что чуть не привело к гибели и ее саму, и ее бабушку /Красная Шапочка из сказки Ш. Перро/
  2. Этот  кровожадный владелец замка пострадал от собственного умения превращаться /Людоед. Ш. Перро «Кот в сапогах»/
  3. Этот герой совсем не похож на богатыря. Вместо кольчуги и шлема – белый халат и шапочка, в руках – саквояж. Но, как и богатыри, он совершает подвиги. Только он никого не убивает, а, наоборот – лечит /доктор Айболит из сказки К. Чуковского/
  4. Эта девочка много путешествовала – по воде, по воздуху, по суше. Даже под землей побывала, в норе у полевой мыши. А прославилась добротой и маленьким ростом /Дюймовочка. Г.Х. Андерсен/
  5. Этот герой собирался стать артистом, но его карьеру чуть не погубили пять золотых монет. У него есть двойник в сказке Карло Коллоди /Буратино. А. Толстой «Золотой ключик» /

«Шкатулка»

  1. Этот мальчик очень самостоятельный, хозяйственный, любит животных. Уехал из города в деревню и организовал там свою ферму. Его приятель в свободное время занимается фотоохотой /Дядя Федор. Э. Успенский/
  2. Милая, работящая девушка, которая из замарашки превращается в настоящую принцессу /Золушка. Ш. Перро/
  3. Сказочная красавица с голубыми волосами, любит всех воспитывать /Мальвина/
  4. Неизвестный науке зверь, приехал в нашу страну в ящике с апельсинами и поселился в телефонной будке. Потом он нашел много друзей, и его жилищные проблемы разрешились /Чебурашка. Э. Успенский « Крокодил Гена и его друзья»/
  5. Этот мальчик вырос среди волков. У него много друзей: медведь, пантера, удав и другие /Маугли. Р. Киплинг/

Конкурс 4. загадки про животных и птиц, которые часто встречаются в сказках.

«Сундучок»

  1. У него усы как спицы,

Он мурлычет и поет,

Очень мышь его боится.

Угадали? Это…
/кот/

  1. Не олень он и не бык.

На жаре он жить привык,

На носу имеет рог.

Кто же это? /носорог/

  1. На овчарку он похож, что ни зуб, то острый нож,

Он бежит, оскалив пасть, на овцу готов напасть,

И зубами щелк да щелк. Кто же это? Это /волк/

  1. В малине понимает толк, хозяин леса, но не волк.

 /медведь/

«шкатулка»

  1. У него большие уши,

Он хозяину послушен.

И хотя он невелик,

Тяжести носить привык.

Нынче в новенький сарайчик

Он вошел как новосел.

Кто же это? Может, зайчик?

Нет! А кто тогда? /осел/

  1. Клубочком свернулся – меня не трожь!

Со всех сторон колючий…/еж/

  1. Сумку носит эта мама.

Прыгнет – снова сядет прямо.

Вот торчат из сумки ушки,

Будто выросли на брюшке.

Поглядеть на детвору

Вылез младший…/кенгуру/

  1. вместо носа – пятачок,

вместо хвостика – крючок,

голос мой визглив и звонок,

я веселый …/поросенок/

Конкурс 5. Пословицы о книге. Продолжи пословицу.

«Сундучок»

  1. Хорошая книга – лучший …/ друг/
  2. Кто много читает, тот много …/знает/
  3. С книгой жить – век не …/ТУЖИТЬ/

«Шкатулка»

  1. Книга поможет в труде, выручит …/в беде/
  2. Книга подобна воде, дорогу пробьет…/везде/
  3. Книга наш друг, без нее как без …/рук/

Конкурс 6. Продолжи сказку.

Мы все любим читать сказки. В них много приключений, а в конце концов побеждает добро. Скоро вы сами станете сказочниками – сочините концы сказок, начало которых я вам предлагаю. Концы сочиняют все желающие в команде. Сочиняете очень кратко. За каждый вариант – одна карточка. Если желающих нет, команду выручает капитан.

«Сундучок»

Вы – мальчики, вам сказка героическая.

В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь. Страной правил. Ну, понятно, дело это нелегкое. Думать надо, решения принимать. А тут напасть такая приключилась: дракон повадился в гости хаживать…

/сочинение продолжений/

Я тоже сочинила продолжение. Предлагаю его вам.

Дракон разорял земли царя. Царь предложил награду тому рыцарю, который победит чудовище. Но все рыцари, служившие у него, отказались. Тогда царь надел доспехи, взял меч, сел на коня и сам сразился с драконом. И победил. Мораль у сказки такая: правитель должен не только уметь думать, но и постоять за себя, защитить страну от врагов.

«Шкатулка»

Девочки умеют готовить, так что вам сказка про еду.

Жили-были котик с кошечкой, и пошли они как-то в лес по ягоды. Собирают ягоды, собирают, и вдруг – о, чудо! – перед ними большая земляничина, величиной с дом.

/чтение продолжений/

Предлагаю вам свое продолжение:

Позвали котик с кошечкой всех своих знакомых зверей, что жили с ними в деревне. Все вместе они разрезали ягоду на части и увезли на телегах. В тот же день вся деревня начала готовить из земляники варенье и сушить ее. Звери продали варенье и сухофрукты на ярмарке, заработали много денег и стали жить богато. Смысл сказки: даже если подвернется удача, надо уметь ею воспользоваться. Трудиться и еще раз трудиться. С другой стороны, без друзей котик с кошечкой бы не справились. Но наличие множества друзей – само по себе – удача.

Вед.: Вы все очень старались, придумали хорошие продолжения. Молодцы! Теперь капитаны считают, сколько у них карточек. Только честно!

/подсчет и озвучивание результатов/

Вед.: Итак, победила команда…! Давайте ей похлопаем! Спасибо за вашу активность. А теперь мероприятие завершено, до свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий литературно-музыкальной композиции "Романса трепетные звуки" (Век нынешний и два минувших)

Сценарий литературно-музыкальной композиции может быть использован во внеурочной работе с учащимися среднего и старшего возраста...

Сценарий литературно-музыкального вечера. Литературная гостиная.

Сценарий литературно- музыкального вечера "...И жизнь, и слезы, и любовь" был разработан с целью более глубокого ознакомления учащихся с лирикой любви в творчестве А.С.Пушкина, а также с адресатами лю...

Сценарий литературно-музыкального вечера. Литературная гостиная.

Сценарий литературно- музыкального вечера "...И жизнь, и слезы, и любовь" был разработан с целью более глубокого ознакомления учащихся с лирикой любви в творчестве А.С.Пушкина, а также с адресатами лю...

Сценарий литературной зарисовки "Плат узорный" в рамках творческого проекта "Литературная гостиная"

Данная литературная зарисовка "Плат узорный" была подготовлена в рамках творческого проекта объединения "Школьный Театр" МБОУ "СОШ с. Горнозаводска Невельского района Сахалинс...

Сценарий развлечения "Осенний сундучок"

Цель: Создать у детей радостное настроение. Вызвать эмоциональную отзывчивость, способствовать развитию интереса к окружающему миру.Задачи:1. Закреплять и расширять знания детей о приметах...

Сценарий "Подарки из сундучка"

Сценарий на 8 марта для средней группы....