падежи_существительных
рабочая программа (русский язык) на тему

Савушинская Эльвира Алексеевна

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon padezhi_suschestvitelnyh.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

( 5 класс)

ТЕМА: «ПАДЕЖ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ»

Разработала:

Савушинская Эльвира Алексеевна

МБОУ СОШ№22пос. Кубань Гулькевичского района

Тема урока: « Падеж имен существительных»

Реализуемая программа: составлена на основании программы «Русский язык 5-9» (2011 г.) под редакцией

Т.А. Ладыженской  и др.

УМК: «Русский язык 5-9»  под редакцией Т. А. Ладыженской и др.

ТИП УРОКА: урок обобщения знаний

ФОРМА УРОКА: урок-путешествие

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ:  слово учителя, наглядный метод, метод эвристической беседы, метод самостоятельной работы

ЦЕЛИ: отрабатывать умение определять падеж имен существительных

ЗАДАЧИ УРОКА:

Образовательная:

  • развивать умение различать падежи по совокупности их признаков; развивать умение употреблять существительные в нужном падеже.

Развивающие:

  • осуществление системно-деятельностного подхода;
  • развитие критического мышления;
  • развитие внимания;
  • формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных, знаково-символических, коммуникативных):
  • развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
  • развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
  • развивать умение применять новые знания;
  • развитие творческих, речевых способностей учащихся;
  • формирование логических умений;
  • развитие умения опираться на изученный материал

3.Воспитательные:

  • воспитание патриотизма, интереса и уважения к родному языку;
  • воспитание ценностного отношения к слову;
  • развитие коммуникативных УУД;
  • создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;
  • воспитывать самостоятельность, чувство коллективизма

Планируемые образовательные результаты

Предметные:

     ♦ Отработка умения определять падеж имен существительных, актуализация знаний учащихся по особенностям несклоняемых существительных

      Метапредметные:

       формирование ценностного отношения к своему культурному наследию, формирование нравственных ценностей, умения работать индивидуально и в коллективе

      Личностные

              воспитание интереса к предмету через разнообразные виды работы; умение работать индивидуально, находить общие решения; умение соотносить свои действия с планируемым результатом, корректировать свои действия

ОБОРУДОВАНИЕ:мультимедийное оборудование ( проектор, компьютер, кран, раздаточный материал ( карточки)

ХОД УРОКА

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Организационный момент

- Здравствуйте, ребята! Сегодня урок у нас будет необычным, вы побываете и в роли путешественников, и в роли исследователей, и в роли астрономов

А отправимся в путешествие мы с вами на паровозике.

 -Постойте, а какое время года у нас сейчас? ( ВЕСНА)

- Правильно, ребята. Сегодня второй день весны. Поэтому открываем с ВАМИ рабочие тетради и записываем сегодняшнее число

Проверяют готовность к уроку; настраиваются на работу

Записывают в тетрадях число и классную работу

  1. Актуализация имеющихся знаний

Чтение стихотворения « Весна»

В рощах птичье пенье,

А в классе – тишина

Проходили мы склонение,

Склоняется « Весна».

Весна, весны, весне, весну, весною, о весне…

Гуляет зайчик по окну

Как зайчик на блесне

- Ребята, а как изменяется слово « весна»?

Посмотрите, а паровозик наш дальше не едет. Давайте определим тему нашего урока, чтобы продолжить путешествие

- Какая тема сегодняшнего нашего урока?

Давайте запишем ее в наших тетрадях

Постановка цели урока

Учатся общаться на заданную тему; отвечают на вопросы; демонстрируют успешность

Прослушивание стихотворения

Ответы на вопросы

Запись темы в тетради

Беседа

- А сколько падежей в русском языке?

- А помните ли вы их названия? Давайте повторим?!

Демонстрируют умение свободно общаться на заданную тему; отвечают на вопросы

Ответы учащихся

Именительный, дает название, отвечает на вопросы: кто?что?

Родительный( раньше называли его Родственным), часто указывает на принадлежность и отвечает на вопросы: кого?чего? ( дочь Аллы, ветка рябины)

Дательный, называет человека и предмет, адресата: кому? чему? – что-то дает ( подарок другу, письмо родным)

Винительный: кого? что? – но в вопросах не заключено значение вины, а обозначают они направленность действия на что-то или кого-то ( выучил стихи, нарисовал картину)

Творительный: кем? чем? – дружен со словом творить, т.е. строить, рисовать, сочинять, поэтому чаще всего называет предмет, с помощью которого творить  и с кем творит. Раньше этот падеж называли орудийным.

Предложный: о ком? о чем? ( название придумал М.В.Ломоносов), без предлогов не употребляется ( о маме, в классе)

3. Решение поставленной задачи

- Что ж, название и вопросы падежей повторили, а теперь давайте поможем нашим друзьям-падежам, которые будут с нами путешествовать, найти свои места , выполнив задание, которое лежит у вас на партах – это карточка №1

-______, что нам необходимо будет выполнить в первом испытании

Осуществляют поиск способа решения задачи; участвуют в обсуждении; приобретают навыки общения по теме

Чтение задания к карточке №1 и его выполнение ( 1 человек у доски, остальные на местах)

4. Ситуация «разрыва»

- Хорошо, ребята, мы помогли падежам , а  теперь, давайте поможем звездам, которые будут нам освещать ночью путь и поработаем в роли исследователей. У вас у всех на партах лежат исследовательские листы, в которых вам необходимо, определяя падеж имен существительных, построить новое созвездие, по которому мы будем ориентироваться вовремя путешествия. Ну что, все готовы?!

- Определите падеж существительных, постройте график

Формулируют и выражают собственное мнение; осознают собственные потребности; учатся планировать свою деятельность.

Учащиеся работают самостоятельно на раздаточном материале

5. Физминутка

Физминутка «Падежи»

Именительный подпрыгнул,

А Родительный летал.

Дательный полез на горку,

А Винительный устал.

Наш Творительный поплавал,

А Предложный убежал.

Падежи нам все нужны-

И при этом все важны

Демонстрируют свою внимательность

Повторение движений за учителем

6. Ситуация «успеха»

        - Почему у слово « пальто» вы не смогли точно определить падеж?

Демонстрируют успешность;

сотрудничают друг с другом и учителем.

Изменяют словосочетание по падежам( 1 человек у доски, остальные на местах)

Учащиеся называют несклоняемые существительные какие им известны

Давайте изменим по падежам словосочетание «у  красивого пальто»

- Действительно, слово «пальто» не изменяется по падежам, но сам падеж у него можно определить по зависимому прилагательному. А какие еще слова, подобные слову « пальто» вы знаете?  ШОССЕ, КИНО, РЕЗЮМЕ, ПИАНИНО, ФОРТЕПИАНО

7. Конкретизация: работа по учебнику

- А сейчас ответьте на вопрос: Для чего нужно уметь изменять слова по падежам?

Безусловно, чтобы построить грамотное предложение, чтобы речь была красивой, необходимо уметь правильно изменять слова по падежам -  склонять их.

Ребята, мы подъехали с вами к станции, которая называется « Закрепляйка»

Откройте свои учебники на 209 странице, упражнение 524. Наша задача составить и записать словосочетание, обозначая падеж имен существительных и выделяя окончание.

Демонстрируют уровень овладения способом действия; учатся контролировать свои действия и оценивать способ действий.

Выполнение упражнения № 524 ( 1 человек у доски, остальные на местах)

8. Домашнее задание

Домашнее задание у вас будут разноуровневым:

1. Традиционное: $ 98, упр.527

2. Творческое: опираясь на правило попробовать самостоятельно составить и записать кроссворд из 6 слов, а на следующем уроке у вас будет возможность предложить его своим товарищам разгадать

Записывают домашнее задание в дневники, задают вопросы по ходу

( если есть)

9. Итог урока: рефлексия

Подходит к концу наше путешествие. Пора нам возвращаться на нашу конечную станцию. Пожалуйста, вспомните, как вы работали на уроке.

- Какую цель перед собой ставили?

- Достигли ли этой цели и как?

- Какие задания были трудными, и в чем состояла трудность?

- Получили ли удовольствие, работая на уроке?

Учатся оценивать свои действия и достижения; учатся высказывать своё мнение по заданной теме.

Ответы учащихся


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Падеж существительного.Грамматика.

Конспект рассматривает грамматическую категорию - Падеж существительного....

притяжательный падеж существительных

разработка урока и презентация по теме "Приятжательный падеж существительных"...

Презентация к уроку по теме "Притяжательный падеж существительных" 2 класс

Данная презентация к уроку №40 по теме "Притяжательный падеж существительных". Данная презентация полностью соответствует конспекту урока предложенному в книге для учителя под редакцией М.З. Биболетов...

Чтение гласных, притяжательный падеж существительных

Повторение букв английского алфавита, чтение буквосочетаний, открытый и закрытый типы слога для отработки, образование множественного числа существительных 9 повторение) и знакомство с грамматическим ...

Притяжательный падеж существительных в английском языке

материал для изучения, закрепления повторения....

Падежи существительных в английском языке

CASES       В английском языке существует два падежа: общий падеж (The Common Case) и притяжательный падеж (The Possessive Case). I. Common Case...

Предложный падеж существительных.

Конспект урока по русскому языку для детей - инофонов....