Муса Джалиль «Жизнь моя песней звучала»
методическая разработка по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Муса Джалиль | 19.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Татарская воскресная школа городского округа город Уфа Республики Башкортостан
«Жизнь моя песней звучала»
( литературно - музыкальная композиция о Мусе Джалиле)
Составила учительница
татарского языка и литературы
Г.Н.Ишмуратова
Уфа - 2014
«Жизнь моя песней звучала»
( литературно- музыкальная композиция о Мусе Джалиле).
ЦЕЛЬ:
- познакомить учащихся с трагической судьбой и творчеством татарского поэта;
-воздействовать на духовный мир детей;
-прививать учащимся любовь к Родине как источнику высшей нравственности и чистоты.
В центре:
- Выставка книг М.Джалиля и литература о нем.
- Презентация о жизни и деятельности поэта-героя.
- Портрет М.Джалиля, под ним - живые цветы и эпиграф из стихотворения “Песни мои” (на русском и татарском языках):
... “Жизнь моя песней звучала в народе, ... “Гомерем минем моңлы бер җыр иде,
Смерть моя песней борьбы прозвучит”... Үлемем дә яңгырар бер җыр булып”...
- Выставка иллюстраций к произведениям М.Джалиля, выполненных учащимися татарской воскресной школы.
- Запись песни «Священная война».
1 ведущий. Добрый день, друзья!
Мы рады приветствовать вас на музыкально-литературном вечере, посвященном памяти великого татарского поэта-героя Мусы Джалиля, ведь именно сегодня, 15 февраля исполняется 108 лет со дня его рождения.
Герой сегодняшнего праздника удивителен. Он поэт: стихи его любят и знают миллионы людей. Он герой: его подвиг и слава облетели всю планету. Он патриот: всем сердцем любил он нашу Родину и не пожалел жизни во имя её.
2 ведущий. И в честь Мусы Джалиля сегодня мы с вами совершим небольшую экскурсию по жизни поэта, познакомимся с некоторыми моментами из его жизни, послушаем написанные им стихи на татарском языке, споем песни об этом легендарном человеке.
Звучит песня на татарском языке “Җырларым” (“Песни мои”):
Җырларым, сез шытып йөрәгемдә
Ил кырында чәчәк аттыгыз!
Күпме булса сездә көч һәм ялкын
Шул кадәрле җирдә хаккыгыз!..
1 ведущий. Многих из вас, наверное, волнует вопрос: каким же был Муса Джалиль в детстве?
2 ведущий. Он родился 15 февраля 1906 года шестым ребенком в небольшой татарской деревушке Мустафино, затерянной в просторах оренбургских степей. Как и все крестьянские дети, Муса бегал босиком по росистой траве, пас гусей, ходил в ночное, купался в мелкой речушке, рыбачил. Любил организовывать татарские игры.
“Кәрия- Зәкәрия” (хороводая игра).
1 ведущий. Мусе не было еще и шести лет, когда он стал проситься в школу. Едва старший брат Ибрагим примется укладывать книжки в холщовую сумку, как Муса начинает: « И я хочу учиться, и я пойду в школу». Раз отругал его отец, другой, хотел уже взяться за ремень, но тут вмешалась мать:
1 ведущий. - Оставь, Мустафа,- сказала она.- Кто знает, может, сын на писаря выучится…
Поворчал отец, но все же взял Мусу за руку и отправился в школу.
Отозвав в сторонку молодого учителя Габдулу Усманова, он сказал:
- Послушай, хальфа – эфенди (господин учитель), мальчишка учиться просится, как быть?
Учитель взгляну на маленького Мусу и махнул рукой:
- Пусть пока ходит. Надоест – сам бросит.
2 ведущий. Но Муса школу не бросил.
В те годы все классы занимались в одной комнате. Классов было четыре: впереди сидели первоклассники, но втором ряде- второклассники, а дальше- третий и четвертый классы Учитель давал задания каждому классу – сначала младшим, потом старшим.
1 ведущий. Пришло примерно полтора – два месяца с начала занятий, а Муса уже научился читать, писать и считать - очень старательным и способным оказался малыш. Решил учитель пересадить Мусу на второй ряд, к второклассникам. Вскоре Муса и их перегнал и уже тянул руку, когда давали задания ученикам третьего класса.
Учителю не оставалось ничего другого, как пересадить мальчика на третий, а затем и на четвертый ряд. Так Муса за один год овладел программой всех четырех классов.
2 ведущий. В школе Муса полюбил уроки рисования. Так как денег на покупку альбома и красок не было, он рисовал чем угодно и на чем попало- углем на стене дома, мелом на каменных плитах тратуара. В конце учебного года Мусе подарили за успехи в учебе альбом для рисования и набор красок. Муса рисовал пейзажи, жанровые сценки, портреты односельчан.
Немного позднее увлекся музыкой. У одного из приятелей оказалась мандолина, и Муса целыми днями тренькал на ней, пока не выучился прилично исполнять татарские народные песни.
Татарская народная игра «Чума үрдәк, чума каз».
1 ведущий. Муса много читал. Был он очень живым, наблюдательным. И обо всем, что видел, хотел рассказать людям, но не обыкновенными словами, а красивыми, складными и решил завести свою библиотеку. Книги надумал “издать ” сам. Из сложенной вчетверо тетрадной бумаги он сшил аккуратные книжечки. В одну саписал легенду, в другую - сказку, которую сачинил сам. В третью и четвертую - частушки и народные песни.Муса гордился библиотекой, показывал ее приятелям, давал им прочитать свои книжки. С 9 лет он начал писать стихи.
2 ведущий. Когда ему исполнилось 13 лет, его стихотворение «Счастье» впервые напечатали в военной газете «Красная Звезда».
Потом напечатали и другие стихи. Под ними ставили подпись: «Кечкенә Җәлил” («Маленький Джалиль»). Вот так он стал известен в Оренбурге.
1 ведущий. Муса очень любил детей. О часто бывал в школах и детских домах. Разучивал с ребятами пляски и песни, читал стихи, рассказывал сказки, ставил вместе с ними кукольные представления.
2 ведущий. А через несколько лет, в 1927 году, Джалиль стал редактором детского журнала «Кечкенә иптәшләр” («Маленькие товарищи»), который издавался на татарском языке в Москве. Потом он был редактором другого журнала – «Октябрь баласы» («Октябрёнок»). Вот тогда-то он особенно много писал для детей.
Инценирование учащимися стихотворения М.Джалиля “Вороватый котёнок» ( «Карак песи»).
Стихи (рассказывают учащиеся):
- У порога.
- Храбрый заяц.
- Сәгать.
- Әтәч.
1ведущий. Муса рос, мужал. Преодолев огромные трудности, он получает образование и несет культуру в народ. Он много пишет. Где бы ни работал, он всюду проявляет молодой задор, неиссякаемую энергию. Но творческим планам поэта не суждено было осуществиться. Началась Великая Отечественная война.
(Звучит отрывок из песни «Священная война». Показ кадров слайд-фильма «Муса Джалиль».)
2 ведущий. Муса Джалиль оказался во вражеском плену 26 июня 1942 года. Об этом несколько лет ничего не было известно, его считали без вести пропавшим. И только после победы открылось, сколько пришлось ему пережить в концлагерях и тюрьмах. Он и в плену писал стихи, такие как: ’’Варварство’’-стихотворение., шигырь – “Яшь ана”, җыр “Батыр егеткә” и многие другие.
(Стихотворение «Воля» читает ученик).
1 ведущий. Нелегко приходилось Джалилю. Особенно он тосковал по своей маленькой дочурке Чулпан, по жене Амине.
(Исполняются песня «Кызыма» учеником на татарском языке, стихотворение «Прощай, моя умница»).
2 ведущий. Но его угнетали не физические страдания, даже не близость смерти, а разлука с Родиной.
В своем стихотворении «Прости, Родина!» он излил своё первое горе, желание отомстить врагу. Стихотворение построено довольно сложно; в нём переплетаются различные мысли и переживания, объединённые в одном желании помочь родине в её схватке с фашистами. Давайте познакомимся с ним поближе.
(Листочки со стихотворением раздаются ученикам).
Первое, но не центральное место занимает мольба о прощении:
Прости меня, твоего рядового,
Самую малую часть твою.
Прости за то, что я не умер
Смертью солдата в этом бою.
Но поэт подчёркивает:
Волхов - свидетель: я не струсил,
Пылинку жизни моей не берёг.
Разговор с родиной переходит в беседу с любимой:
Не я ли писал спутнику жизни:
Не беспокойся, писал, жена,
Последняя капля крови капнет-
На клятве моей не будет пятна.
В последней строфе звучит тоска о том, что пистолет дал осечку и он, раненый, попал в руки врагов.
Что делать? Отказался от слова,
От последнего слова друг-пистолет.
Враг мне сковал полумёртвые руки
Пыль замела мой кровавый след.
1 ведущий. Никогда не покидало вдохновение Джалиля, даже тогда когда топор палача был занесен над его головой. 25 августа 1944 года Муса Джалиль был казнен, но его песни дошли до Родины.
(Песня «Жырларым» на татарском языке.)
2 ведущий. За свой подвиг Муса Джалиль посмертно удостоен звания Героя Советского Союза. А бессмертный цикл его стихотворений «Моабитская тетрадь» отмечен Лениеской премией.
(Под клип читается стихотворение «КРАСНАЯ РОМАШКА » на татарском языке):
Все ромашки на заре | И ромашки вперебой |
Танец «Красная ромашка».
1 ведущий. У таких людей, как Джалиль, есть чему научиться в жизни. Он называл вас, ребята, - «мои маленькие друзья». Пусть навсегда и он останется вашим другом!
Исполняется песня «Сагыну» (на татарском языке).
Библиография
1. Г. Кашшаф, Ф. Акчурин “Фотоальбом Муса Джалиль». 1986 г.
2. М.Джалиль «Красная ромашка». 1984г.
3. Ф. Галимуллин «Муса Джалиль». 2004г.
4. Т.Н. Галиуллин, Н.М. Гафиятуллина «Мусса Джалиль». 2004г.
5. фотоальбом «Муса Джалиль», 1966г.
6. журнал «Казань», 2002г., №9.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Звучи, звучи, живая речь Поэта Александра Блока!
Поэтический спектакль о жизни и творчестве А.Блока...
Муса Джалиль «Мои песни»
Цели и задачи урока: - подвести учащихся к ответу на вопрос: Почему Муса Джалиль оказался способным на подвиг? - развивать умение нахо...
Общешкольное мероприятие «Мама» — звучит, как поэма, как песня!"
Праздничный концерт на День Матери....
Литературный вечер, посвященный жизни и творчеству Мусы Джалиля: «Жизнь моя песней звенела в народе, смерть моя песней борьбы прозвучит! »
Цели и задачи мероприятия: Пробудить в учащихся интерес к поэзии и жизни Муссы Джалиля через его биографические данные, отметив трагические страницы его жизни.Воспитать любовь к литературе, стремление...
Методическая разработка внеклассного мероприятия по литературе. Сценарий агитбригады «Звучала песней жизнь моя» (посвящается памяти героя, поэта Мусы Джалиля)
Чтец: О, смелый Сокол! В бою с врагами истек ты кровью... Но будет время - и капли крови твоей горячей, как искры, вспыхнут во мраке жизни и много смелых сердец зажгут безумной жаждой свободы, света!Ч...
«Мама» - звучит, как поэма, как песня!»
Цель: поддержание традиций бережного отношения к женщине, закрепить семейные устои, отметить значение в нашей жизни главного человека – матери.Задачи: формировование уважительного отношения дете...
«Мама» - звучит, как поэма, как песня!»
Цель: поддержание традиций бережного отношения к женщине, закрепить семейные устои, отметить значение в нашей жизни главного человека – матери.Задачи: формировование уважительного отношения дете...