Национальная культура Черемшанского края
элективный курс (8 класс) на тему
Предлагаемая программа ориентирована на формирование умений правильной, точной, богатой, выразительной речи (устной и письменной), на осуществление практической направленности.
Новизна данной программы сстоит в ее комплексном характере, а актуальность в том, что она (кроме общего развития) дает подготовку и к устным, и к письменным экзаменам.
Цель программы: научить школьников осознанному выбору и организации языковых средств для достижения коммуникативного совершенства речевого высказывания.
Задачи программы:
1. Познакомить учащихся с основными принципами выразительного чтения и рассказывания, дать нужные сведения по технике речи, сообщить приемы работы над материалом.
2. Сформировать следующие приемы и навыки:
- умение анализировать речевую ситуацию;
- умение анализировать, контролировать и совершенствовать свое речевое поведение и речь в каждой конкретной речевой ситуации и в течение всей самостоятельной жизни;
- навык использования системы этапов речи-мысли об объекте;
- основные навыки речи – публичного выступления;
- основные навыки ведения беседы;
-основные навыки активного слушания.
3. Воспитывать уважение к татарскому языку.
От смысла к поискам наиболее подходящих средств его выражения в устной и письменной речи – такой путь анализа усваивают учащиеся на занятиях. При этом повторяются, систематизируются и углубляются сведения из области орфоэпии и интонации, орфографии и пунктуации, рассматриваются различные языковые средства с точки зрения их практического использования в речи для нужд общения. Анализируемые языковые средства рассматриваются с точки зрения их практического использования в речи. Основное внимание уделяется формированию навыков правильного и уместного использования языковых средств в разных условиях общения. На этой основе развиваются такие качества речи, как правильность, точность, ясность, стилистическая уместность и выразительность, что может быть достигнуто в результате умелого использования в речи богатейших возможностей родного языка, а также при строгом соблюдении языковых норм.
Особенностью данного курса является его нацеленность на совершенствование основных видов речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи, на развитие способности осознанно воспринимать звучащую речь (умение слушать) и печатное слово (умение читать), грамотно, точно логически стройно, выразительно передавать в устной и письменной форме собственные мысли, учитывая условия общения (умения говорить и писать).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektivnyy_kurs_konkurs_eshe.docx | 254.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования Исполнительного комитета
Черемшанского муниципального района РТ
МБОУ «Верхнекармальская ООШ»
Авторская программа
«Национальная культура Черемшанского края»
(для 8 класса)
Подготовила: Гарифуллина Альфиня Миначевна
учитель татарского языка и литературы.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Предлагаемая программа ориентирована на формирование умений правильной, точной, богатой, выразительной речи (устной и письменной), на осуществление практической направленности.
Новизна данной программы сстоит в ее комплексном характере, а актуальность в том, что она (кроме общего развития) дает подготовку и к устным, и к письменным экзаменам.
Цель программы: научить школьников осознанному выбору и организации языковых средств для достижения коммуникативного совершенства речевого высказывания.
Задачи программы:
1. Познакомить учащихся с основными принципами выразительного чтения и рассказывания, дать нужные сведения по технике речи, сообщить приемы работы над материалом.
2. Сформировать следующие приемы и навыки:
- умение анализировать речевую ситуацию;
- умение анализировать, контролировать и совершенствовать свое речевое поведение и речь в каждой конкретной речевой ситуации и в течение всей самостоятельной жизни;
- навык использования системы этапов речи-мысли об объекте;
- основные навыки речи – публичного выступления;
- основные навыки ведения беседы;
-основные навыки активного слушания.
3. Воспитывать уважение к татарскому языку.
От смысла к поискам наиболее подходящих средств его выражения в устной и письменной речи – такой путь анализа усваивают учащиеся на занятиях. При этом повторяются, систематизируются и углубляются сведения из области орфоэпии и интонации, орфографии и пунктуации, рассматриваются различные языковые средства с точки зрения их практического использования в речи для нужд общения. Анализируемые языковые средства рассматриваются с точки зрения их практического использования в речи. Основное внимание уделяется формированию навыков правильного и уместного использования языковых средств в разных условиях общения. На этой основе развиваются такие качества речи, как правильность, точность, ясность, стилистическая уместность и выразительность, что может быть достигнуто в результате умелого использования в речи богатейших возможностей родного языка, а также при строгом соблюдении языковых норм.
Особенностью данного курса является его нацеленность на совершенствование основных видов речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи, на развитие способности осознанно воспринимать звучащую речь (умение слушать) и печатное слово (умение читать), грамотно, точно логически стройно, выразительно передавать в устной и письменной форме собственные мысли, учитывая условия общения (умения говорить и писать).
Важное направление работы связано с развитием и совершенствованием навыков самоконтроля, потребности учащихся обращаться к разным видам лингвистических словарей и к разнообразной справочной литературе для определения языковой нормы, связанной с употреблением в речи того или иного языкового явления. Формы организации работы учащихся должны носить деятельностный характер, что обусловлено стремлением научить школьников эффективному речевому поведению, сформировать навыки речевого самоконтроля.
Свободное и умелое использование средств языка в речи требует от человека не только хорошего знания лингвистических законов, владения основными коммуникативными умениями, но и соблюдения правил речевого поведения. Вот почему программа уделяет большое внимание развитию навыков использования правил татарского речевого этикета.
Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы – 9-15 лет. Сроки реализации программы – 1 год.
Формы занятий – лекция, беседа, семинар, конкурсы, конференция. Итоговые занятия по каждой теме – семинары, конференции.
Ожидаемый результат – умение школьников осознанно выбирать языковые средства для достижения коммуникативного совершенства речевого высказыв Культура- это нравственные, моральные и материальные ценности, умения, знания, обычаи, традиции народа. Под словом «культура» воспринимается абсолютно всё, созданное человеком. В наши дни самобытные традиции татарского народного искусства приобретают особую художественную значимость. Ведутся научно-исследовательские работы с организацией экспедиций, благодаря чему музеи Казани и других городов республики пополняются изделиями и экспонатами, имеющими культурную и историческую ценность. В форме народных художественных промыслов существует производство узорной мозаичной обуви (Арское объединение) и художественное ткачество (Алексеевская фабрика). Профессиональные художники создают уникальные образцы, получающие признание на мировом уровне. Например, в 1994 году на выставке в Пакистане татарский художник И. Фазулзянов получил первую премию за ювелирное изделие - хасите. Изучая изделия народного творчества, современные художники создают ювелирные украшения в технике бугорчатой скани, скатерти и полотенца, вышитые тамбуром, кожаную инкрустированную обувь, национальные сувениры и памятные подарки.
Республика Татарстан располагает богатейшим историко-культурным наследием. Многообразие народного творчества и своеобразие искусства составляют культуру Татарстана. Следовательно, и мы являемся частью культуры и призваны творить ее. Проблема формирования общей культуры настолько востребована в наши дни, что может быть реализована в системе дополнительного образования, т.е. в кружковой деятельности. Не зная своих национальных корней, человек не может в полном объеме познать традиции других народов.
Программа «Национальная культура Черемшанского края» рассчитана на 1 год обучения с учащимися 8 класса, занимающихся изучением культуру народов Татарстана. Объединение имеет непосредственную связь с учебными предметами, как татарский язык и татарская литература. Тип программы – обучающая, развивающая. Количество часов в учебном году – 35 часов (1 час в неделю).
Основные направления деятельности:
Учебная – получение школьниками новых знаний о Черемшанском районе;
Развивающая – умение работать с дополнительной литературой, высказывать гипотезы и уметь их доказывать;
Воспитательная – через формирование психологической устойчивости, воспитание воли, нравственных принципов научной деятельности.
Условия реализации программы и прогнозируемые результаты.
С учетом возрастных особенностей детей используются следующие формы и приемы работы:
- игры;
- работа в библиотеке с дополнительной литературой;
- практические занятия;
- работа в компьютерном классе;
- дискуссии;
- беседы.
- итоговой концерт
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютеры, наглядные пособия, литература по теме.
Ожидаемые результаты работы.
В результате реализации данной программы учащиеся:
* Научатся работать с информацией, определять ее источники* Больше узнают о своем районе, о традициях, праздниках.
Черемшан
Райцентр – Черемшан
Территория – 1364,28 кв. км
Население – 20,7 тыс. чел.
Спокойна и размеренна жизнь черемшанцев, далеко за границами района известно их радушное гостеприимство, оптимизм и любовь к родному краю. Настоящие южане! В XVIII веке именно здесь проходила южная граница Российского государства.
Расположенный на юге Татарстана Черемшанский район на западе граничит с землями Аксубаевского района, на северо-западе – Новошешминского, на северо-востоке – Альметьевского, на юго-востоке – Лениногорского, на юго-западе – с землями Нурлатского района республики, а на юге – с землями Шенталинского района Самарской области. В районе 18 сельских поселений, в которых насчитывается 48 населенных пунктов. Здесь живут представители разных национальностей: татары, чуваши, русские, мордва.
В 1652 году по царскому указу на территории современного Черемшанского района было начато строительство Закамской засечной черты – целой системы укреплений «для убережи закамской стороны от воровских людей…» и набегов кочевых племен. В 1732 –1736 годах построены Черемшанская и Шешминская крепости, о чем в гербе района говорит изображение стены: «В червленом поле стоящая на зеленой узкой оконечности серебряная стена, выложенная из камней неправильной формы, с аркой в цвет поля; на стене сова того же металла». Стена здесь – символ надежности, прочности и самостоятельности района. Сова олицетворяет бдительность, проницательность, мудрость и дополняет пограничную символику герба. Изображение открытых ворот (арки) говорит о гостеприимстве и доброте местных жителей. Серебро в геральдике – символ благородства, чистоты и великодушия. Красный цвет символизирует мужество, труд, праздник и красоту. Зеленый цвет – символ сельского хозяйства, плодородия, природы и жизни.
Сегодня большую роль в социально-экономическом развитии Черемшанского района играют нефтяники. Здесь ежегодно добывается 1,3 млн тонн нефти. Однако ведущей отраслью экономики по-прежнему остается сельское хозяйство. В районе растят яровую и озимую пшеницу, озимую рожь, ячмень, овес, гречиху, горох, сахарную свеклу, картофель. Главные отрасли животноводства – мясомолочное скотоводство, свиноводство и овцеводство.
За последние годы значительно изменился культурный облик района. Здесь построены Ледовый дворец спорта, стадион, Детская школа искусств, новые культурно-оздоровительные и молодежные комплексы, десятки спортивных залов, торговый комплекс.
С 1985 года действует Мемориальный центр, который занимается поиском исторических документов, восстанавливая добрые имена погибших, пропавших, расстрелянных, репрессированных в годы революции и войны людей. За годы его существования более тысячи человек обратились за информацией о судьбах своих родственников и односельчан.
Сотрудники Черемшанского историко-краеведческого музея ведут активную поисковую, исследовательскую, экспозиционно-выставочную работу. Тематика музея - «Человек в отечественной истории». Пока другие пытаются найти ответ на вопрос, может ли личность повлиять на ход истории или же история управляет судьбой человека, сотрудники музея давно для себя эту дилемму решили: они считают, что каждый человек делает выбор сам, и доказывают это на примере судеб своих земляков. Основные фонды музея насчитывают 3,6 тыс. экспонатов. Материалы по истории Черемшанского края представлены в одиннадцати выставочных залах. Экспозиция рассказывает о развитии быта и культуры народов края в разные исторические эпохи.
В районе с каждым годом рождается больше детей, и это добрый знак того, что люди живут хорошо, спокойно и благополучно. Для детей младшего возраста (а их в районе более 800) работают 24 детских сада. Не так давно в Черемшанском районе, как и в других районах республики, была проведена реорганизация образовательной системы: пять начальных школ стали филиалами базовых средних, а пять средних школ реорганизованы в основные. На учебу детей развозят бесплатные школьные автобусы.
Внешкольная жизнь у юных сельчан тоже очень насыщена: помимо Детской школы искусств, в домах культуры работают различные кружки художественной самодеятельности. Открыты хореографические классы в селах Лашманка, Старое Кадеево и Ульяновка, классы баяна – в Лашманке и Старом Утямыше, класс декоративно-прикладного искусства – в Лашманке и театральный класс – в селе Карамышево. А в районном Доме культуры проходят зональные этапы республиканского молодежного фестиваля эстрадного искусства «Созвездие-Йолдызлык», который проводится под патронажем Президента Республики Татарстан.
Не только дети, но и взрослые активно участвуют в районных и республиканских праздниках, конкурсах и фестивалях. Далеко за пределами Черемшанского района известны такие творческие коллективы, как вокальные ансамбли «Умырзая» и «Ильхам», татарский народный театр, чувашский народный фольклорный ансамбль «Пилеш», мордовский народный фольклорный ансамбль «Умарина», ансамбль народных инструментов «Фантазия», хореографический ансамбль «Счастливое детство», вокальный ансамбль «Весенняя капель». А несколько лет назад в районе был создан свой духовой оркестр.
Не забывают черемшанцы и о физическом здоровье. Благо условия позволяют. По статистике, здесь регулярно занимаются спортом более 5 тыс. человек.
В районе функционируют десятки спортивно-оздоровительных объектов, которые никогда не пустуют. Двери физкультурно-оздоровительного комплекса с плавательным бассейном и стадионом на 2000 мест, Ледового дворца спорта «Юбилейный» в райцентре открыты не только для черемшанцев, но и для гостей из близлежащих районов Татарстана и соседней Самарской области, совместно с которыми здесь организуются товарищеские встречи и тренировочные сборы. На базе спорткомплекса работают спортивные секции по футболу, мини-футболу, плаванию, тяжелой атлетике, волейболу и баскетболу.
А в 2010 году заниматься плаванием непосредственно в школе появилась возможность у лашманских школьников, так как там была реконструирована средняя школа и начали функционировать бассейн и тренажерные залы. Уже у ребят есть определенные успехи.
Заметны результаты хоккейных клубов «Стальные совы», «Черемшан», «Авангард» и футбольной команды «Черемшан». Все они призеры республиканских соревнований.
Пристальное внимание уделяется и такому виду спорта, как национальная татаро-башкирская борьба.
В Черемшанском районе постоянно организуются комплексные оздоровительные, физкультурно-спортивные и агитационно-пропагандистские мероприятия: спартакиады, фестивали, слеты, дни и декады здоровья и спорта. Вся это масштабная работа направлена на повышение качества жизни селян, и, что особенно важно, она приносит свои позитивные и достаточно наглядные результаты
Учебно-тематический план
программы «Национальная культура Черемшанского края »
Название раздела | Форма занятия | Количество часов, в т.ч. | |||
всего | теория | Практка | |||
1 | Мой край богатый и красивый, мой Черемшан | Вводный урок-лекция. Компьютерная презентация. | 1 | 1 | |
2 | Черемшан — многонациональный район. | Лекция. Практическая работа | 2 | 1 | 1 |
3 | Символы Черемшанского района | Беседа. Компьютерная презентация. | 2 | 1 | 1 |
4 | О, Черемшан… Экскурсия по Черемшану. | Работа с книгами. Просмотр фильмов о Черемшане: « | 2 | 1 | 1 |
5 | Черемшан - родное мое село. | Фото выставка. Просмотр фильма: «Черемшан через 20 лет». Проектная работа. | 3 | 2 | 1 |
6 | Устное народное творчество. Татарский фольклор. Творчество Н. Исанбета. | Работа в библиотеке с книгами. Поисковая работа | 3 | 2 | 1 |
7 | Народные праздники и народные традиции. | Компьютерная презентация. Творческие работы. Защита проектов. | 3 | 1 | 2 |
8 | Декоративно-прикладное искусство. Ювелирные украшения татар. Татарская вышивка. | Презентация «Орнамент казанских татар». Экскурсия в «Бабушкин сундук». | 2 | 1 | 1 |
9 | Национальные костюмы народов Татарстана. | Обзорная лекция. Презентация «Национальная одежда». Игра «Наряжаем куклы». | 2 | 1 | 1 |
10 | Татарская национальная кухня: традиции и обычаи. | Компьютерная презентация «Татарская кухня». Поисковая работа. Защита проектов. | 2 | 1 | 1 |
11 | Приходите к нам на чай. | Чаепитие за дружным столом. | 1 | 1 | |
12 | Изобразительное искусство, музеи Татарстана. Творчество Б.Урманче | Лекция. Компьютерная презентация, фото и видео выставка. | 3 | 1 | 1 |
13 | Музыкальная культура Татарстана. Татарская музыка. | Аудио и видео записи. Изучение детских песен. | 3 | 1 | 2 |
14 | Театр – и зрелище, и школа для народа. | Фото выставка. Компьютерная презентация. Поисковая работа. | 5 | 2 | 3 |
15 | Концерт | Творчество учащихся. Песни, стихи, театральная постановка. | 1 | 1 |
Программное содержание
Тема 1. Мой край богатый и красивый, мой Черемшан.
Рассказ о первом и действующем руковадителе.
Краткая информация о населении, о природных богатствах, о реках и о культуре..
Тема 2. Черемшан — многонациональный район.
В районе 48 населённых пунктов,54% составляют татары,23%- чуваши,18%-русские,4%-мордва.
Тема 3. Символы Черемшанского района.
Символы – герб, флаг, гимн. История происхождения, авторы, их описание, значение.
Тема 4. О, Черемшан…
Красотою своей моё сердце не рань. Экскурсия по Черемшану..
Происхождение слово Черемшан. Легенды о Черемшане. Памятные и исторические места Черемшана. Просмотр фильмов о Черемшане:
Тема4.Черемшан - родное мое село.
Памятные и исторические места Черемшана. Экскурсия в будущее село Черемшан. Просмотр фильма «Черемшан через 20 лет». Сочинение рассказа « Как мы представим наше село через 50 лет»
Тема 6. Устное народное творчество. Татарский фольклор.
Многообразные виды и жанры поэтического творчества. Обрядовый фольклор. Обращения к дождю и солнцу. Былины и сказки. Пословицы и поговорки. Скороговорки и прибаутки. Творчество Н. Исанбета.
Тема 7. Народные праздники и народные традиции.
Татарский народный праздник – Сабантуй. История возникновения праздника. География распространения. Национальные праздники Навруз, Сомбелэ, Нардуган.
Тема 8. Декоративно-прикладное искусство.
Ювелирные украшения татар. Головные и шейно-нагрудные украшения. Образцы татарского орнамента. Татарская вышивка. Вышивка полотенец, покрывала, скатерти. Техника вышивания.
Тема 9. Костюмы народов Татарстана.
Костюмы высших сословий и простого народа. Виды одежды. Обувь. Головные уборы.
Тема 10. Татарская национальная кухня: традиции и обычаи.
Самобытные черты, особенности татарской кухни. Воздействие на развитие кухни традиций соседних народов.Сладкая визитная карточка, лучший сувенир Татарстана чак-чак.
Тема 11. Приходите к нам на чай
Правила гостеприимства. Сервировка стола. Поведение за столом.
Тема 12. Изобразительное искусство, художники Черемшана..
Национальный музей РТ. Государственный музей изобразительного искусства в Казани. Музеи, посвященные знаменитым людям Татарстана. Биография, творчество великого татарского художника Бакый Урманче .
Тема 13. Музыкальная культура Татарстана.
Наиболее распространенные музыкальные инструменты – быргы, сорнай, курай. Татарские композиторы Р.Яхин, Сара Садыйкова, Салих Сайдашев, Луиза Батыр-Болгари.
Тема 14. Театр – и зрелище, и школа для народа.
Рождение татарского театра «Сайяр». Казань- город театров. ( В Татарстане работают 14 театров, из них 7 в Казани).
Тема 15. Концерт
Песни и стихи. Театральная постановка.
Использованная литература:
1.Львова С. И. Язык и речь. Учебное пособие для 8-9 классов. – М., 2000.
2.Львова С. И. « Позвольте пригласить Вас…», или Речевой этикет. – М., 2004.
3.Львова С.И. Схемы – таблицы по русскому языку. Орфография и Львова С.И. Язык в речевом общении: Книга для учащихся. – М., 1992.
4.Львова С.И. Язык и речь. Книга для учителя. 8 – 9 класс. – М.,2000.
5.Ф.Ф. Харисов. Татар телен чит тел буларак өйрәтүнең фәнни - методик нигезләре. Казан “Мәгариф” нәшрияты, 2002
6. А.Ш. Әсәдуллин. Татар сөйләме. 11 нче сыйныф. Казан, “Мәгариф” нәшрияты, 2002.
7. Ф. Хөсни. Ни әйтергә, ничек әйтергә. Казан “ Мәгариф” нәшрияты, 1978
8. Я. О. Туберовская. Картиналар янында кунакта. Казан, 1967
9. Р. Юсупов. Укучыларда сөйләм культурасы тәрбияләү. Казан, 1967
10.Мы из Черемшана(Сельская хроника спортретами).-Казан:Татарское кН изд-во 1987г.Фролов.Н.С.
11. «Все они хотели жить»Н.С.Фролов,текст,2003.Издательство «ТаРИХ»2003г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий внеклассного открытого мероприятия на тему "Якутская национальная культура"
Внеклассное мероприятие на тему ;Якутская национальная культура". Здесь Вы познакомитель с материальной культурой якутског народа, прочитаете стихи якутских писателей и в целом, хотя и кратко будете и...
Фестиваль национальных культур "Венок Дружбы"
Данная работа поможет педагогу - организатору в проведении Международного дня толерантности. Цель мероприятия:воспитывать чувство уважения друг к другу, к обычаям, традициям и культуре разных народов...
Представление греческой национальности на фестивале национальных культур
В нашей школе ежегодно проходит фестиваль национальных культур. В 9 классе мы представляли греков.Греция - страна удивительной красоты, где яркое солнце согревает жителей практически круглый год. Лазу...
Воспитание любви и интереса к родному краю в процессе приобщения дошкольников к традиционной культуре Родного края.
Татарстан – это особый культурный регион России: со своими традициями, промыслами, своими героями прошлого и настоящего. Многонациональность Татарстана – его достижение, его богатство. Может быть, в о...
Групповой проект: "Имена" по предмету «Культура пензенского края в культуре России».
Цель: расширить и углубить знания учащихся о родном крае, привить осознанные патриотические чувства.Задачи: - сбор материала о земляках и знакомство с жизнью и творчеством;- развитие ...
Групповой проект " Муза была из Пензы" по предмету «Культура Пензенского края в культуре России»
Яркие личности, известные люди отмечали своим присутствием дворянскую Пензу. Они пировали за хлебосольным пензенским столом, резвились на здешних балах, находили умиротворение в божественной пасторали...
Дни национальных культур - русская культура
Мини сценарий представления культуры русского народа на празднике "Дни национальных культур". Может использоваться в работе классного руководителя, педагога-организатора....