Рабочая программа Русский язык 9 класс
рабочая программа (9 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Государственного стандарта общего образования (2004), Примерной программы основного образования по русскому языку и программы по русскому языку к учебникам для 5-9 кл. (М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский. - М.: Просвещение, 2006).
В результате сопоставления примерной и авторской программ выявлено, что доминирующая идея примерной программы - интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся - не нашла полного отражения в авторской программе, которая представляет в основном перечень дидактических единиц, отражает устройство языка, но недостаточно обеспечивает речевую деятельность и одним из основных направлений преподавания русского языка считает организацию работы по овладению учащимися прочными и осознанными знаниями. Особое внимание уделяется вопросам теории, которые служат базой для формирования орфографических, пунктуационных умений и навыков.
Примерная программа наряду с этим использует курс русского языка для достижения целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению русского языка.
Преподавание русского языка в 9-м классе направлено на достижение следующих целей:
- совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским языком в разных сферах и ситуациях его использования;
- обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
- освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
- формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
- воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку.
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения русского языка ученик должен:
Знать-понимать:
- роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;
- смысл понятий: речь устная и письменная; монологи, диалог; сфера и ситуация речевого общения;
- основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы;
- особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;
- признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);
- основные единицы языка, их признаки;
- основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;
уметь:
РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:
АУДИРОВАНИЕ:
- фиксировать на письме информацию исходного текста в виде тезисов, конспектов, резюме, полного или сжатого пересказа;
- формулировать вопросы по содержанию текста;
- замечать в собственной и чужой речи отступления от норм литературного языка; ЧТЕНИЕ:
- понимать коммуникативную тему, цель чтения текста и в соответствии с этим организовывать процесс чтения;
- составлять конспект прочитанного текста;
- оценивать степень понимания содержания прочитанного текста;
- прогнозировать возможное развитие основной мысли до чтения лингвистического и художественного текста;
ГОВОРЕНИЕ:
- создавать устные монологические высказывания на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, социально-бытовые, учебные темы;
- владеть основными нормами построения устного высказывания: соответствие теме и основной мысли, полнота раскрытия темы, достоверность фактического материала, последовательность изложения (развертывания содержания по плану), наличие грамматической связи предложений в тексте, владение правильной и выразительной интонацией, уместное использование невербальных средств (жестов, мимики);
- строить научное рассуждение по сложным вопросам школьного курса русского языка; ПИСЬМО:
- владеть основными нормами построения письменного высказывания: соответствие теме и основной мысли высказывания, полнота раскрытия темы; достоверность фактического материала, последовательность изложения (развертывание содержания по плану, правильность выделения абзацев в тексте, наличие грамматической связи предложений в тексте, владение нормами правописания);
- писать изложения по публицистическим, художественным текстам, сохраняя композиционную форму, типологическое строение, характерные языковые средства;
- вводить в текст изложения элементы сочинения (рассуждение, описание, повествование);
- писать небольшие по объему сочинения на основе прочитанного или прослушанного текста;
- составлять тезисы и конспект небольшой статьи (или фрагмента большой статьи);
- совершенствовать написанное, исправляя недочеты в построении и содержании высказывания, речевые недочеты и грамматические ошибки;
ТЕКСТ:
- проводить текстоведческий анализ текстов разных стилей и типов речи (тема, основная мысль, тип речи, стиль, языковые и речевые средства, средства связи предложений, строение текста);
ФОНЕТИКА И ОРФОЭПИЯ:
- правильно произносить употребительные слова с учетом вариантов их произношения;
- анализировать и оценивать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм;
МОРФЕМИКА И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ:
- владеть приемом морфемного- разбора: от значения слова и способа его образования к морфемной структуре;
- толковать значение слова, исходя из его морфемного состава (в том числе и слов с иноязычными элементами типа -ЛОГ, ПОЛИ-, -ФОН и т.п.);
- пользоваться разными видами морфемных, словообразовательных и этимологических словарей;
- опираться на морфемный разбор при проведении орфографического анализа и определении грамматических признаков слов;
ЛЕКСИКОЛОГИЯ И ФРАЗЕОЛОГИЯ:
- разъяснять значение слов общественно-политической и морально-этической тематики, правильно их определять;
- пользоваться разными видами толковых словарей;
- верно использовать термины в текстах научного стиля;
- оценивать свою и чужую речь с точки зрения уместного и выразительного словоупотребления;
- проводить элементарный анализ художественного текста, обнаруживая в нем изобразительно-выразительные приемы, основанные на лексических возможностях русского языка;
МОРФОЛОГИЯ:
- распознавать части речи и их формы в трудных случаях;
- правильно образовывать формы слов с использованием словаря грамматических трудностей;
- определять синтаксическую роль слов разных частей речи;
- опираться на морфологическую характеристику слова при проведении орфографического и пунктуационного анализа;
- ОРФОГРАФИЯ:
- применять орфографические правила, объяснять правописание слов с трудно проверяемыми орфограммами;
- пользоваться этимологической справкой при объяснении написания слов;
- проводить орфографический анализ текста;
СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ:
- различать изученные виды простых и сложных предложений;
- интонационно выразительно читать предложения изученных видов;
- составлять схемы простых и сложных предложений разных видов и конструировать предложения по заданным схемам;
- уместно пользоваться синтаксическими синонимами;
- правильно употреблять в тексте прямую речь и цитаты, заменять прямую речь косвенной;
- проводить синтаксический и интонационный анализ сложного предложения;
- устанавливать взаимосвязь смысловой, интонационной, грамматической и пунктуационной характеристики предложения;
- использовать различные синтаксические конструкции как средство усиления выразительности речи;
- применять пунктуационные правила, объяснять постановку знаков препинания в простом и сложном предложениях, используя на письме специальные графические обозначения;
- строить пунктуационные схемы простых и сложных предложений;
- самостоятельно подбирать примеры на изученные пунктуационные правила;
- проводить пунктуационный анализ текста;
- аргументировать тезис о системном характере русской пунктуации.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 9 КЛАСС РУССКИЙ ЯЗЫК | ||||||||
№ | дата | Тема урока | Тип урока | ЦЕЛИ УРОКА Элементы содержания | Повторение изученного материала | Работа по развитию речи | Подготовка к ГИА | Домашнее задание |
РАЗДЕЛ I ВВЕДЕНИЕ.ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ЯЗЫКЕ. | ||||||||
1. | Основные формы существования национального русского языка | Урок усвоения новых знаний | Основные формы существования национального русского языка: русский литературный язык, территориальные диалекты (народные говоры), социальные диалекты (жаргоны) и просторечия. Национальный язык - единство его различных форм (разновидностей) | Лексикология. Классификация русской лексики по:
Лексические средства художественной выразительности. | Анализ текстов Д. Лихачева о языке: определить тему, найти ключевые слова, к каким тематическим группам они относятся. Обоснуйте свое отношение к выводу Д. Лихачева: «Есть язык народа как показатель его культуры и язык отдельного человека как показатель его личных качеств, качеств человека, который пользуется языком народа» | С2 + образовательные ресурсы сети «Интнрнет» по теме | Объяснить разницу между понятиями, выраженные словами «русский язык» и «русский литературный язык». Выскажите ваше отношение к современному молодежному сленгу | |
2. | Понятие о литературном языке | Урок усвоения новых знаний | Русский литературный язык - основа национального русского языка. Литературный язык как основа русской художественной литературы. Основные отличия литературного языка от языка художественной литературы | Орфоэпические нормы (минимум 5-8 кл) | Составить развёрнутое высказывание по таблице «Разнообразие лексического состава русского языка» | С1 + образовательные ресурсы сети «Интнрнет» по теме | Подготовить устное сообщение «Какое место занимает литературный язык в общей системе русского языка?» С какого времени, по вашему мнению, литературный язык можно считать современным? | |
3. | Нормированность - отличительная особенность современного литературного языка | Повто- ритель- но- обоб- щающий урок | Нормированность - отличительная особенность современного литературного языка. Языковая норма и ее признаки. Виды норм русского литературного языка | Грамматические нормы(минимум 5-8 класс) Орфографические нормы (минимум 5-8 класс) | Тест. Комплексный анализ текста в речевом аспекте. | А2 | Понаблюдать за речью телеведущих, родных, товарищей. Найти нарушения литературной нормы, классифицировать их, объяснить причину нарушения норм | |
РАЗДЕЛ II ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5-8 КЛАССАХ. | ||||||||
4. | Устная и письменная речь. Монолог и диалог | Урок развития речи | Разновидности речевого общения: неопосредованное и опосредованное; устное и письменное; диалогическое и монологическое; их особенности | Знаки препинания при прямой речи. | Устное монологическое высказывание на тему «Значение Интернета для российского образования» | В4 | Написать письмо другу, используя памятку (упр. 12). Прислушайтесь к диалогам на улице, составьте текст «Подслушанный диалог», передайте специфику звучащей речи | |
5. | Стили речи | Урок развития речи | Стили речи. Сфера употребления, задачи речи, языковые средства, характерные для каждого стиля. Основные жанры стилей | Типы речи. Знаки препинания при вводных словах. | Составить план учебной статьи. Проанализировать речевое высказывание с точки зрения его соотнесенности с функциональными разновидностями языка, сферами общения и задачами речи. Анализ статьи журнала (газеты): выявить языковые средства публицистического стиля | С2 | § 3, упр. 27 (найти и записать более употребительные эквиваленты к иноязычным словам саммит, дайджест, сленг, дисплей, рейтинг, шоу, инвестиция). Составить с исходными словами предложения. Привести примеры речевых ситуаций, когда используется стиль речи: разговорный, научный, деловой, публицистический, художественный. Каким стилем речи вы пользуетесь чаще? | |
6. | Простое предложение и его грамматическая основа. Предложения с однородными членами | Повто- ритель- но- обоб- щающий урок | Синтаксис и пунктуация простого предложения. Способы выражения главных членов предложения; виды предложений по наличию главных членов; виды односоставных предложений; предложения с однородными членами и знаки препинания при них | Способы выражения предикативной основы. Виды сказуемого.. | Редактирование предложений. Создать собственное высказывание, учитывая ситуацию общения, адресата, используя характерные для каждого стиля речи выразительные средства языка | В3, В6 | Упр. 31 (озаглавить и записать отрывок из исторического романа Л. Раковского «Кутузов»). Раскрыть скобки и вставить пропущенные буквы. Подчеркнуть грамматические основы. Определить вид сказуемого. Подготовить устное сообщение об односоставных предложениях | |
7. | Предложения с обособленными членами | Повто- ритель- но- обоб- щающий урок | Предложения с обособленными второстепенными членами | Синтаксические синонимы | Определение стиля и типа речи. | В2 В4 | Упр. 37, охарактеризовать предложение: «Кому не знакомы летние деревенские ночи, прохладный сумрак, наполненный стрекотаньем певчих кузнечиков». Чем оно осложнено? Продолжить текст, используя в качестве зачина это предложения | |
8. | Предложения с обращениями, вводными словами и вставными конструкциями | Повто- ритель- но- обоб- щающий урок | Знаки препинания в предложениях с обращениями, вводными словами и вставными конструкциями | Безударные гласные в корне слова: Проверяемые Непроверяемые Чередующиеся | Составить текст с использованием предложенных вводных слов, предложений и вставных конструкций. | А5 | Упр. 39 (прочитать отрывок из книги известного лингвиста Н. М. Шанского «По следам "Евгения Онегина"». Найти вводные и вставные конструкции. Списать, расставляя пропущенные знаки препинания) | |
РАЗДЕЛ III СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ 53 Ч | ||||||||
9. | Сложное предложение. Понятие о сложном предложении. Сложное предложение как единица синтаксиса | Повто- ритель- но- обоб- щающий урок | Сложное предложение как единица синтаксиса. Смысловое, структурное и интонационное единство частей сложного предложения. Основные средства синтаксической связи между частями сложного предложения | Уметь различать изученные виды предложений (простые и сложные) | Развёрнутое высказывание в научном стиле по таблице «Основные виды сложных предложений» | В6 | § 7. Диктант с продолжением (микросочинением на экологическую тему). Продолжить записанный на уроке под диктовку текст. Подчеркнуть грамматические основы в сложных предложениях | |
10. | Союзные и бессоюзные предложения | Урок усвоения знаний | Типы сложных предложений. Смысловые отношения между простыми предложениями в составе сложного. Знаки препинания в союзных и бессоюзных предложениях | Правописание приставок:
| Конструирование предложений по схемам ПП-ССП-СПП-БСП-СП с разными видами связи. | А6 | § 8, упр. 51. Записать текст, вставляя пропущенные буквы. Найти сложные предложения, подчеркнуть в них грамматические основы, указать вид сложного предложения. Как связаны между собой предикативные части сложных предложений? Упр. 52 (рабочий материал к сочинению) | |
11. | P.p. Сочинение-рассуждение о природе родного края (обучающее) | Урок развития речи | Запись своих размышлений по поводу… Свободно и правильно излагать свои мысли в письменной форме, соблюдая нормы построения текста | Средства художественной выразительности: Фонетические Лексические Синтаксические Грамматические | Создать текст-рассуждение публицистического стиля, используя языковые средства: экспрессивную лексику, многозначные слова, формы повелительного наклонения глагола, учитывая интонационные и синтаксические особенности стиля (представление, распространенное обращение, обратный порядок слов, ряды однородных членов и др.); | А2-А3 С2 | Сочинение-рассуждение по предложенному тексту | |
12. | Разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного предложения. Интонация сложного предложения | Урок закрепления изученного | Знаки препинания и их функция. Знаки препинания в сложном предложении. Авторское употребление знаков препинания Уметь интонационно оформлять сложные предложения с разными типами смысловых отношений между частями, моделировать предложения, расставлять знаки препинания | Композиция текста-рассуждения. | Синтаксический, пунктуационный разбор предложений Создание устного сочинения-рассуждение в научном (публицистическом) стиле о функциях знаков препинания в предложении. «Без знаков препинания на письме не обойтись…» | С2 | §9, 10. Упр. 59. Прекрасным может быть любой уголок природы в любое время года в любой местности. Написать о том, что вы неожиданно или впервые открыли для себя прекрасного в родной местности | |
13. | Сложносочиненные предложения. Понятие о сложносочиненном предложении. Смысловые отношения в сложносочиненных предложениях | Урок усвоения нового материала | Сложносочиненное предложение (ССП), его грамматические признаки, строение. Смысловые отношения между его частями и способы их выражения Знать грамматические признаки ССП, его строение. Уметь интонационно оформлять ССП с разными типами смысловых отношений между частями, выявлять эти отношения, правильно ставить знаки препинания, составлять схемы предложений . | Буквы З, С в приставах; Ь после шипящих на конце слов. | Наблюдения над значением сочинительных союзов. Конструирование предложений по схемам | В7 | §11,12, упр. 62 (запишите, обозначая грамматические основы и указывая, каким сочинительным союзом связаны простые предложения в сложных; определите, каковы смысловые отношения частей) | |
14. | Средства связи частей сложносочиненного предложения, основные группы ССП по значению и союзам | Урок усвоения новых знаний | Сложносочиненные предложения с соединительными, разделительными, противительными союзами. Знать основные группы ССП по значению и союзам, уметь определять смысловые отношения между частями СПП и способы их выражения: | Морфологические признаки существительных, прилагательных; буквы О, А на конце наречий. | Диктант «Проверяю себя». Развёрнутое высказывание в научном стиле с элементом рассуждения на тему: «Группы сложносочиненных предложений» | В7 | §13-15. Работа по группам: 1 группа - упр. 64 (выписать ССП, подчеркивая граммати ческие основы и ставя пропущенные запятые между простыми предложениями, подумать: возможна ли перестановка частей в данных предложениях, каковы смысловые отношения между частями сложносочиненных предложений?); 2 группа -упр. 65 (записать, расставляя знаки препинания и указывая смысловые отношения между простыми предложениями в ССП; составить схему 1-го и 3-го предложений); 3 группа -упр. 68 (озаглавить и записать текст, расставить пропущенные запятые, подчеркнуть члены предложения в ССП, ответить на вопросы: каким союзом объединены части ССП, каковы смысловые отношения между его частями? | |
15. | Смысловые отношения между частями ССП и способы их выражения | Урок закрепления изученного | Сложносочиненные предложения с соединительными, разделительными, противительными союзами. Уметь определять смысловые отношения между частями ССП, способы их выражения, , различать СПП с союзом И и простые предложения с однородными членами, связанными союзом И | Фонетическая транскрипция. | Творческий диктант. Составление ССП с разными средствами связи его частей, интонационно и пунктуационно оформлять, опознавать в текстах, употреблять в речи. | А4 | Прочитать стихи И. Никитина, соблюдая правильную интонацию. Почему поэт часто употребляет ССП с союзом И? Какова роль этого союза в поэтическом тексте? | |
16. | Знаки препинания в ССП с общим второстепенным членом | Урок закрепления изученного | Знаки препинания в ССП с общим второстепенным членом. Смысловые отношения между частями ССП Уметь опознавать ССП с общим второстепенным членом, производить синтаксический, пунктуационный разбор, обосновывать отсутствие запятой, конструировать предложения | Различение союзов ТАКЖЕ, ТОЖЕ, ЗАТО и самостоятельных частей речи с частицей ЖЕ и предлогом ЗА. | Синтаксический, пунктуационный разбор. Работа по составлению сложносочиненных предложений с предложенными общими второстепенными членами | В1 В2 | §16, упр.73 (записать текст, раскрывая скобки и расставляя недостающие запятые; найти ССП с общим второстепенным членом, подчеркнуть грамматические основы, начертить его схему, охарактеризовать каждую из его частей) | |
17-18. | P.p. Сочинение-рассуждение публицистического характера (контрольное) | Уроки развития речи | Работа с газетным текстом или текстом из сборника изложений. Отбор материала к сочинению. Определение жанра. Простой план. содержания по плану), нормами правописания | Композиция текста-рассуждения. Средства выразительности публицистического стиля: Фонетические Лексические Синтаксические Грамматические Жанры публицистического стиля | Сочинение-рассуждение | С2 | Комплексный анализ предложенного текста. | |
19. | Синтаксический и пунктуационный разбор сложносочиненного предложения. Знаки препинания в ССП | Повто- ритель- но-обобщающий урок | Средства связи простых предложений в составе сложного. Знаки препинания в ССП Уметь производить синтаксический и пунктуационный разбор ССП | Служебные части речи. Правописание производных предлогов и производных союзов | Взаимодиктант. Написать сочинение-миниатюру «Наступление зимнего вечера», по возможности используя ССП конструировать ССП разных видов, интонационно правильно оформлять. | В5 | Повторить изученное по теме «Сложносочиненные предложения», используя контрольные вопросы на с. 47. Выписать из статей учебника литературы ССП с соединительными, разделительными, противительными союзами | |
20 | Контрольная работа | Урок контроля | Средства связи простых предложений в составе сложного. Знаки препинания в ССП | Сложносочинённое предложение. | Диктант +тест Воспроизводить аудируемый текст в соответствии с нормами письма | В7 | ||
21 | Сложно-подчиненные предложения. Понятие о сложно-подчиненном предложении. СПП, его грамматические признаки | Урок усвоения новых знаний | Сложноподчиненное предложение, его строение. Главная и придаточная части. Средства связи частей сложноподчиненного предложения: интонация, подчинительные союзы, союзные слова Знать грамматические признаки СПП, его строение, средства связи частей, опознавать СПП в тексте, правильно ставить знаки препинания | Односоставные предложения; правописание Н, НН в суффиксах прилагательных и причастий. | Составить план параграфа, проиллюстрировать пункты плана своими примерами | А7 В6 В7 | § 18, упр. 85 (прочитать, выписать, расставляя пропущенные запятые, СПП в такой последовательности: придаточное поясняет слово главного; придаточное поясняет словосочетание; придаточное поясняет грамматическую основу главного; придаточное относится ко всему главному) | |
22 | Место придаточного предложения по отношению к главному. Знаки препинания в сложно-подчиненном предложении | Урок усвоения нового материала | Главная и придаточная части предложения, их единство (смысловое, интонационное, грамматическое). Средства связи частей СПП. Знаки препинания в СПП Уметь определять место придаточного предложения по отношению к главному, правильно расставлять знаки препинания, использовать различные средства связи главной и придаточной части, интонационно оформлять ССП | Н, НН в суффиксах причастий, наречий | Комментированное письмо. Составить схемы сложноподчиненных предложений. оставление СПП по предложенным схемам | В7 | §19, упр. 89. Прочитать текст о художниках, иллюстрировавших произведения Пушкина. Согласны ли вы с авторской оценкой их творчества? Почему? Расставляя необходимые знаки препинания, выписать СПП, соответствующие схемам, данным в упражнении) | |
23- 24 | P.p. Сжатое изложение текста публицистического характера. (обучающее) | Уроки развития речи | Лингвистическое изложение с элементами сочинения-рассуждения в жанре научной статьи | Публицистический стиль речи. Средства выразительности текста публицистического стиля. Средства и способы связи предложений в тексте. Роль вводных слов в тексте-рассуждении. Группы вводных слов по значению. | Изложение с элементами сочинения-рассуждения Анализ содержания, языка исходного текста, Сжатие разными способами лингвистического текста (Л. Успенский «Слово о словах»), оформление своих мыслей в жанре небольшой научной статьи (по проблеме «Язык как развивающееся явление»), придумывание названия статьи, соответствующее ее научному стилю, соблюдение на письме норм современного русского литературного языка | А1 - А3 С1 | Комплексный анализ предложенного текста. | |
25 | Союзы и союзные слова в сложно-подчиненном предложении | Урок усвоения нового материала | Средства связи частей сложноподчиненного предложения: интонация, подчинительные союзы, союзные слова | Правописание составных союзов. Правописание приставок:
| Конструирование СПП | А5-А6 В7 | §20, упр. 97 (списать, расставляя знаки препинания). В каких предложениях связь между главным и придаточным предложением осуществляется с помощью простых и составных союзов, в каких - с помощью союзных слов? Составить схемы СПП с составными союзами | |
26 | Роль указательных слов в сложно-подчиненном предложении | Урок закрепления изученного | Место придаточного в СПП. Главное предложение с указательным словом. Пунктуационные и синтаксические нормы | Местоимение, наречие. Морфологические признаки. Роль в предложении. | Синтаксический и пунктуационный разбор. Взаимодиктант. | А6-А7 В6-В7 | §21, упр. 105 (записать предложения, раскрывая скобки и расставляя знаки препинания; указать, какими частями речи являются выделенные слова) | |
27 | P.p. Рецензия на прочитанное произведение(обучающее) | Урок развития речи | Рецензия. Особенности жанра. Составление плана рецензии. Отбор языковых средств Уметь создавать рецензию на художественное произведение или произведение научно-популярной литературы, оценивать тему, основную мысль, героев, художественное своеобразие, композицию, язык произведения | Виды переработки текста:
| Работа с образцами. Составление чернового варианта рецензии. | С1 | Написать рецензию на прочитанное произведение. | |
28 | Основные группы сложно-подчиненных предложений. Сложно-подчиненные предложения с придаточными определительными | Урок усвоения новых знаний | Основные группы сложноподчиненных предложений по значению и строению. Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными | Чередующиеся гласные О, А в корнях –ЛАГ-, -ЛОЖ –ГОР-, -ГАР-. | Синонимичная замена СПП с придаточным определительным на простые с обособленным определением. Составление предложений по схемам. Конструирование СПП разных видов, интонационное и пунктуационное оформление | А5 В7 | §22, упр. 115 (по данным схемам построить и записать сложноподчиненные предложения с определительной придаточной частью) | |
29 | Сложно-подчиненные предложения с придаточными определительными | Урок закрепления изученного | Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными | Различение на письме слов ЧТОБЫ и ЧТО БЫ. Знаки препинания при уточняющих обстоятельствах. Прямая и косвенная речь. | Составить описательную миниатюру с СПП с придаточными определительными. Подбор синтаксических синонимов к СПП (ПП с различными видами определений) | В4-В6 | § 22. Выписать из комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» афоризмы с придаточными определительными | |
30 | Сложно-подчиненные предложения с придаточными изъяснительными | Урок изучения нового материала | Место придаточных изъяснительных СПП. Средства связи главного предложения с придаточным. Синтаксические и пунктуационные нормы | Виды дополнений. Способы выражения прямого дополнения. | Конструирование предложений по схемам | В4 В7 | §23, упр. 119 (составить СПП изъяснительные, присоединив придаточные с помощью союзов чтобы или что) | |
31 | Сложно-подчиненные предложения с придаточными изъяснительными | Урок закрепления изученного | Место придаточных изъяснительных СПП. Средства связи главного предложения с придаточным. Синтаксические и пунктуационные нормы | Безударные гласные в корне слова: Проверяемые Непроверяемые Чередующиеся | Составить повествовательную миниатюру с изъяснительной конструкцией. Подбор синтаксических синонимов к предложениям с прямой речью. | А5 В7 | §23. Выписать из статьи И. А. Гончарова «Мильон терзаний» (от слов: «Это - тонкая, умная, изящная и страстная комедия...») 6 СПП с придаточными определительными и изъяснительными, в которых бы характеризовались Чацкий, его сторонники и противники | |
32 | Сложно-подчиненные предложения с придаточными обстоятель-ственны-ми. Сложноподчиненные предложения с придаточными времени и места | Урок усвоения нового материала | Виды придаточных обстоятельственных. Простые и составные союзы в СПП с придаточными обстоятельственными. Синонимия простых и сложных предложений | Основные виды обстоятельств; правописание приставок ПРИ-, ПРЕ. | Объяснительный диктант. Выразительное чтение СПП с придаточными времени и места, употребление в речи, поиск в текстах художественных произведений, сопоставление с определительными придаточными с союзными словами «где», «откуда», «куда» | А6 В7 | §25, 26, упр. 128 (время можно выразить различными синтаксическими средствами). Перестроить каждое предложение, используя для выражения времени разные синтаксические средства | |
33 | Сложно-подчиненные предложения с придаточными времени и места | Урок закрепления изученного | Сложноподчиненные предложения с придаточными времени и места | Н и НН в причастиях, отглагольных, отпричастных отымённых прилагательных. | Подготовить устное сообщение «Специфика придаточных места и времени и их отличие от придаточных определительных» | А7 В7 | Упр. 130 (составить четыре сложноподчиненных предложения с придаточными места на тему «Я путешествую...») | |
34 | Сложно-подчиненные предложения с придаточными причины, следствия, условия | Урок закрепления изученного | Структура СПП с придаточными условия, причины, следствия и их отличие от других видов. Знаки препинания в СПП. Стилистические особенности союзов, связывающие придаточные предложения с главным | Лексическое значение слова. Многозначные и однозначные слова. Виды омонимии (полные омонимы, омофоны, омографы, омоформы) | Синтаксический, пунктуационный разбор. Включить условные конструкции в рассуждение на заданную тему, Сравнение модели СПП с придаточными причины и следствия, выявление общих признаков. | А2 В7 | §26. Упр. 141. Прочитать отрывок из книги известного физика К. И. Щелкина, определить стиль текста, назвать использованные в тексте языковые средства, присущие данному стилю. Списать, расставляя пропущенные знаки препинания. Составить схемы СПП | |
35 | Сложно-подчиненные предложения с придаточными уступки, цели | Урок закрепления изученного | Средства связи придаточного с главным. Знаки препинания в СПП с придаточными уступки, цели | Ь Виды. Правописание.
| Графический диктант. Конструирование предложений с этими видами придаточных, выразительное чтение, употребление в речи, синонимическая замена, выявление общего между СПП с придаточным уступительным и ССП с противительными союзами. | А4 В7 | §26, упр. 153. Прочитать, рассказать, с какими целями ездили за границу | |
36 | Сложно-подчиненные предложения с придаточными сравнительными, образа действия, меры, степени | Урок закрепления изученного | Средства связи главного предложения с придаточным. Синтаксические нормы. Отличие СПП с придаточным сравнительным и простых предложений со сравнительным оборотом. | Правописание согласных в корне слова: проверяемых непроверяемых непроизносимых Транскрипция. Сильная и слабая позиция согласных звуков. | Схематический диктант.
Конструирование предложений по данным схемам с разными формами сравнения. | А4 В7 | §27, упр. 165 (прочитать стихотворение В. Набокова). О чем написал поэт в своем произведении, какие чувства выразил в нем? Прокомментировать последнюю строфу. Найти СПП, разобрать их | |
37 | Различные способы выражения сравнения | Повто- ритель- но- обоб- щающий | Отличие СПП с придаточными сравнительными от простых предложений со сравнительным оборотом. Значение сравнительных конструкций в речи Уметь определять значения сравнений, выраженные различными способами: словосочетанием, фразеологизмом, сравнительным оборотом, составное именное сказуемое, СПП с придаточным сравнения, |
Транскрипция Сильная и слабая позиция гласных звуков. | Творческое списывание. Конструирование предложений по данным схемам с разными формами сравнения. | А4 В7 | Придумать предложения с различными способами выражения сравнения | |
38 | Систематизация и обобщение изученного по теме «Сложно-подчиненные предложения» | Повто- ритель- но- обоб- щающий урок | Виды придаточных предложений. Средства связи и знаки препинания в СПП | Транскрипция. Слабая позиция гласных звуков после шипящихи Ц. Правописание и поизношение. | Написать небольшое сочинение-рассуждение о родном крае с использованием СПП с придаточными разных видов. | А4 В7 | Устное сообщение на лингвистическую тему в научном стиле «Виды придаточных предложений» | |
39-40 | P.p. Сжатое изложение текста публицистического стиля (контрольное) | Уроки развития речи | Лингвистическое изложение с элементами сочинения-рассуждения в публицистическом стиле | Средства выразительности текста публицистического стиля. Средства и способы связи предложений в тексте. | Изложение с элементами сочинения-рассуждения Оформление своих мыслей в жанре небольшой научной статьи (по проблеме «Язык как развивающееся явление»), придумывание названия статье, соответствующее ее научному стилю, соблюдение на письме норм современного русского литературного языка. | С1 | Комплексный анализ текста | |
41 | Сложно-подчиненные предложения с несколькими придаточными. Знаки препинания в них | Урок закрепления изученного | Значения, способы и последовательность присоединения нескольких придаточных к главному. Последовательное и параллельное подчинение. Знаки препинания в СПП с несколькими придаточными. | Правописание НЕ с различными частями речи. | Объяснительный диктант. Синонимичная замена предложений. Структурно-семантический анализ СПП с несколькими придаточными. Конструирование предложений. | А7 В8 | §28. Упр. 172. Списать, расставляя знаки препинания в СПП с несколькими придаточными. Определить вид придаточных и вид подчинительной связи | |
42 | Синтаксический и пунктуационный разбор сложно-подчиненного предложения | Повто- ритель- но- обоб- щающий урок | Синтаксический и пунктуационный разбор сложноподчиненного предложения | Способы выражения грамматической основы. Виды сказуемого. Нулевая связка | Синтаксический и пунктуационный разбор. Конструирование СПП Редактирование СПП с использованием синтаксических синонимов. | В3 В6 В8 | §29. Упр. 182 (списать, произвести письменно синтаксический и пунктуационный разбор выделенных предложений) | |
43 | Контрольная работа | Урок контроля | Виды придаточных предложений. Средства связи и знаки препинания в СПП | Виды СПП. Оформление СПП на письме. | Комплексный анализ текста (композиционно-содержательный, типологический, стилистический, языковой анализ правописания отдельных слов и пунктуации в СПП) | Комплексный анализ текста. | ||
44 | P.p. Сообщение на лингвистическую тему. Реферат (Устное) | Урок развития речи | Сообщение на лингвистическую тему как вид речевого высказывания научного стиля. Реферат как сжатое изложение. Тематический реферат. | Способы сжатия:
| Составление плана, отбор рабочего материала к реферату на тему (по выбору): «Толковый словарь -картина мира», «Употребление БСП в ...», «Индивидуальные особенности пунктуации писателя...», «Русский лингвист...» (Л. В. Щерба, A. А. Шахматов, B. В. Виноградов) | С1 | Оформление реферата | |
45 | Бессоюзные сложные предложения. Понятие о бессоюзном сложном предложении. Интонация в БСП | Урок усвоения нового материала | Бессоюзные предложения, их грамматические признаки. Смысловые отношения между частями в БСП. Знаки препинания в БСП | Слова и конструкции, грамматически не связанные с членами предложения. | Составление предложений по схемам | В5 В9 | §31-32. Записать 5-6 пословиц (поговорок или афоризмов), представляющих собой БСП | |
46 | Бессоюзные предложения со значением перечисления. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении | Урок усвоения нового материала | БСП со значением перечисления. Запятая и точка с запятой в БСП. Смысловые отношения между частями БСП. Интонационные особенности БСП. Пунктуационные нормы | Обособленные приложения. | Осложненное списывание Выразительное чтение БСП. Конструирование БСП | В5 В9 | §33. Упр. 193 (продолжить каждый данный пример, чтобы получились предложения следующих типов: а) простое предложение с однородными членами (без союзов); б) БСП, между частями которого надо в) БСП, между частями которого надо | |
47 | Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении | Урок усвоения новых знаний | Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении | Двоеточие в простом предложении | Прочитать отрывок из поэмы А. С. Пушкина «Руслан и Людмила» от слов: «Там чудеса...». Ответить на вопросы: «Почему после зачина строфы стоит двоеточие?», «Какую роль оно выполняет?», «На какое чтение последующих строк настраивает?» | В3 В6 В9 | § 34, упр. 198 (закончить начатые предложения так, чтобы получились БСП подчеркнуть главные члены в записанных предложениях, указать наречия), | |
48 | Бессоюзные сложные предложения со значением противопоставления, времени, условия и следствия. Тире в бессоюзном сложном предложении | Урок усвоения новых знаний | Бессоюзные сложные предложения со значением противопоставления, времени,условия и следствия. Тире в бессоюзном сложном предложении | Разделительная и выделительная функция тире в простоим предложении | Составить и записать тезисный план параграфа, проиллюстрировать своими примерами | В3-В5 | § 35. БСП широко используются в устной разговорной речи, а также в произведениях художественной литературы, особенно в диалогах и монологах героев, когда писатели стремятся отразить особенности синтаксиса устной речи. Найти в 1 действии комедии «Недоросль» бессоюзные предложения. Выписать их и объяснить постановку знаков препинания | |
49-50 | Систематизация и обобщение изученного по теме | Повто- ритель- но- обоб- щающие уроки | Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в нем. План устного и письменного синтаксического и пунктуационного разбора | Фонетическая транскрипция. | Конструирование БСП | А4 В9 | Контрольные вопросы и задания на с. 139. Подобрать из художественного произведения 2 БСП с многозначными отношениями между частями | |
51 | Контрольная работа | Урок контроля | Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в нем. План устного и письменного синтаксического и пунктуационного разбора | Бессоюзное предложение. | Воспроизводить аудируемый текст в соответствии с нормами письма | В9 | Подготовить устное сообщение внаучном стиле налингвистическую тему: «Функция двоеточиеяв простом и сложном предложении», «Функция тире в простом и сложном предложении» | |
52-53 | P.p. Сочинение-рассуждение публицистического характера (контрольное) | Уроки развития речи | Работа с газетным текстом или текстом из сборника изложений. Отбор материала к сочинению. Определение жанра. Простой план | Композиция текста-рассуждения. Типы рассуждений. Средства выразительности публицистического стиля: Фонетические Лексические Синтаксические Грамматические | Сочинение | С2 | ||
54 | Сложные предложения с различными видами связи | Урок усвоения нового материала | Структурные особенности сложного предложения с разными видами связи. Употребление союзной (сочинительной и подчинительной) и бессоюзной связи в сложных предложениях | Виды подчинения. | Составление предложений по схемам. | В8 | §37. Упр. 212. Прочитать, выписать, расставляя знаки препинания, сначала те предложения, в которых сообщается о 2-х ситуациях, а затем те, в которых сообщается о 3-х и более. В сложных предложениях с разными видами связи пронумеровать простые предложения и составить их схемы. Подготовить рекламу катка по картине М. К. Финогеновой «Каток для начинающих», чтобы её можно было передать по радио в нашем городе | |
55 | Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи | Урок закрепления изученного | Знаки препинания в предложениях с различными видами связи. Сочетание знаков препинания. Сочинительные и подчинительные союзы | Лексическое значение слова. | Творческий диктант. Конструировать сложных предложений с разными видами связи. Выразительное чтение СП с аз видами связи. Поиск синтаксических конструкций в художественных текстах. | А2 | §38. Упр. 217. Прочитать и определить основную мысль текста. Списать, выделив следующие абзацы: 1)введение, содержащее проблему текста и иллюстрированную обоснованность постановки проблемы, 2) основную часть текста, 3) заключение, обобщающее информативное содержание текста. Расставить пропущенные знаки препинания. Подчеркнуть сочинительные и подчинительные союзы, расположенные рядом в многочленном сложном предложении с разными видами связи. Объяснить постановку запятых между ними | |
56 | Синтаксический и пунктуационный разбор сложного предложения с различными видами связи | Повторительно- обобщающий урок | Структура сложного предложения с разными видами союзной и бессоюзной связи, разное сочетание видов связи | Виды связи слов на уровне предложения: предикативная, сочинительная, подчиниельная. Классификация словосочетаний по главному слову, по зависимому (СУП) | Предупредительный диктант Воспроизведение аудируемого текста в соответствии с нормами письма. | В2 В7-В9 | Подготовить сообщения по темам (на выбор): «Все народы меняются словами» (В. Белинский), «Устаревшие слова как живые свидетели истории», «Русский язык может, как жизнь, обогащаться ежеминутно» (Н. Гоголь) | |
57-58 | P. p. Сжатое изложение с элементами Сочинения (контрольное) | Уроки развития речи | Работа с текстами сборника для подготовки к экзамену: анализ текстов, объединенных одной проблемой, устный пересказ, составление планов, выбор ключевых слов, воспроизведение отдельных фрагментов по ключевым словам | Средства выразительности текста публицистического стиля. Средства и способы связи предложений в тексте. | Изложение с элементами сочинения-рассуждения Оформление своих мыслей в жанре небольшой научной статьи (по проблеме «Язык как развивающееся явление»), придумывание названия статье, соответствующее ее научному стилю, соблюдение на письме норм современного русского литературного языка. | Написать сочинение к одному из текстов | ||
59 | Общие сведения о языке. Словарь как вид справочной литературы. Основные виды словарей, словари лингвистические и нелингвистические | Повтори- тельно- обоб- щающий урок | Словарь как вид справочной литературы. Основные виды словарей, словари лингвистические и нелингвистические | Синонимы Антонимы Виды омонимов | Составить словарную статью для толкового словаря. Сопоставительный анализ словарей. Игра «Загадай слово» с использованием толкового словаря | В1 В7-В9 | Подготовить устное сообщение на выбор: «В. И. Даль -известный русский лексикограф», «Д. Н. Ушаков - составитель толкового словаря» | |
60-61 | Язык художественной литературы | Повтори- тельно- обоб- щающие уроки | Язык художественной литературы: цели, функции, языковые средства и средства художественной выразительности. | Фонетическая транскрипция Слова и конструкции грамматически не связанные с членами предложения. | В. Г. Белинский подметил, что ученый говорит, используя логические доводы, а поэт -образы и картины; «один доказывает, другой - показывает, и оба убеждают». Проанализировать научный текст и текст художественной литературы, доказывая слова критика примерами | А4 В1-В9 | Проанализировать текст любого произведения (стихотворение, фрагмент прозы), отметить средства создания образности, разностилевые слова и обороты речи русского языка, лексические группы | |
62 | Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография | Повтори- тельно- обоб- щающий урок | Звуки русского языка, их классификация. Смыслоразличительная роль звука. Орфоэпические нормы и нормы письма | Обособленные члены предложения. Способы сжатия. | Зачет «Орфоэпический и грамматический минимум» Делать по плану сообщение о звуках речи, об особенностях произношения гласных и согласных звуков; из вариантов ударения выбрать правильный, соотносить звук и букву на письме, выразительно читать тексты, оценивать свою и чужую речь с точки зрения орфоэпических норм, производить элементарный звуковой анализ текста, | А1-А4 В1-В9 | Списать, обозначить орфограммы, выбор которых зависит от фонетических условий, определить стиль текста. Свой выбор аргументировать | |
63 | Лексика. Морфемика. Словообразование | Повтори-тельно-обоб-щающий урок | Морфемы, передающие информацию о слове. Употребление слов в речи в зависимости от лексического значения. Основные способы объяснения лексического значения. Определение основных способов словообразования. Правописание морфем с опорой на морфемно-словообразо-вательный анализ | Обособленные члены предложения. Виды переработки текста:
| Комплексный анализ текста. Произвести синонимическую замену слов, употребляя в речи сининомы, антонимы, фразеологизмы. | Реферат С1 | Составить предложения с данными словами (из словаря) | |
64 | Морфология и орфография | Повтори- тельно- обоб- щающий урок | Употребление частей речи. Соблюдение норм русского языка. Орфограммы, выбор которых зависит от морфологических условий | Композиция текста-рассуждения. Лексические, синтаксические, грамматические средства выразительности текстов публицистического стиля. | Реферат предложенного текста. Сжатый пересказ текста по реферату. Наизусть высказывания о языке (предположительно: фразы из С2 ГИА) | С2 | Списать, графически обозначить орфограммы, выбор которых зависит от морфологических условий | |
65 | Орфография и пунктуация | Повтори- тельно- обоб- щающий урок | Возможности орфографии в точной передаче смысла речи. Виды связи слов в предложении. Функции знаков препинания | Пунктограммы | Устное сообщение «Что общего и в чем разница между простым и сложным предложением?» Рассказ о функции знаков препинания. | А1-А4 В1-В9 | § 46, 47. Упр. 278, списать, расставляя пропущенные знаки препинания | |
66-67 | Повторение | |||||||
68-70 | Контрольная работа | Уроки контроля | Изложение + комплексный анализ текста+ тестирование+сочинение-рассуждение. | Демоверсия ГИА | Воспроизводить аудируемый текст в соответствии с нормами письма | С1 А1-А4 В1-В9 С2 |
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания методического объединения учителей русского языка и литературы от № 1 Руководитель МО / / | |
СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УВР / / «_______» __________________________2012 г.
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа русский язык 9 класс. Программа Ладыженской Т.А.
Рабочая программа по русскому языку, 2 часа в неделю. Календарно - тематическое планирование....

Рабочая программа "Русский язык как государственный (индивидуальные и групповые занятия с учащимися с неродным русским языком), адаптированная к коррекционно-развивающему обучению в 1-4 классах"
В школы Российской Федерации поступает большое количество детей из семей переселенцев ближнего и дальнего зарубежья.Для данных детей русский язык не является родным и, если они не обучались по российс...

Рабочая программа Русский язык 5-9 класс Программа М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский.
Рабочая программа Русский язык 5-9 класс Программа М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский....

Рабочая программа русский язык 5 класс Учебник «Русский язык. 5 класс» в 2-х частях под редакцией Л.М. Рыбченковой, издательство «Просвещение», 2012.
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (базовый уровень) и Программы по русскому языку для 5-9 классов (авторы Л.М. Рыбч...

рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс
рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс...

рабочая программа русский язык программа Гольцовой,11 класс
Рабочая программа по русскому языку по программе Гольцовой...
Рабочая программа Русский язык. ФГОС.10 класс к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык 10-11 классы», под редакцией Гольцовой Н.Г., Шамшина И.В
Рабочая программа для 10 класса(базовый уровень, 34 часа) составлена с учетом ФГОС СОО, содержит развернутое КТП с указанием видов деятельности...