Рабочая программа Русский язык 8 класс
рабочая программа (8 класс) на тему
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта (2007) и Программы для общеобразовательных школ (авторы: М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский), 2002 г. Реализуется в таком учебнике авторов М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова и др. «Русский язык. 8 класс», М., «Просвещение», 2011.
Цели учебного курса:
- Воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку; сознательного отношения к языку как к духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности.
- Развитие речевой и мыслительной деятельности, коммуникативных умений и на ков, обеспечивающих владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании.
- Освоение знаний о русском языке, его функционировании в различных сферах и ситуациях общения; обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств.
4. Формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
5. Применение знаний и умений в жизни.
Учебный курс состоит из 105 часов – 3 часа в неделю.
Задачи:
1) дать учащимся знания о родном языке и сформировать у учащихся языковые и речевые умения;
2) воспитывать учащихся средствами данного предмета; развивать логическое мышление; обучать умению самостоятельно пополнять знания по русскому языку; формировать общеучебные умения: работу с книгой, со справочной литературой, совершенствование навыков чтения и т.д.; способствовать воспитанию у учащихся познавательной активности, интереса к историческому прошлому малой родины, любви к Белгородчине.
Программа содержит систему понятий из области морфемики, морфологии, орфографии, синтаксиса и пунктуации, стилистики русского литературного языка, о языке как развивающемся явлении;
речеведческие понятия, на основе которых строится работа по развитию связной речи учащихся, - формирование коммуникативных умений и навыков;
сведения об основных нормах русского литературного языка;
перечень видов орфограмм и названий пунктуационных правил.
Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по русскому языку за курс 8 класса
Учащиеся должны:
знать/понимать определения основных изученных в 8 классе языковых явлений, речеведческих понятий, пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры;
уметь:
РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
АУДИРОВАНИЕ:
- дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и неизвестную информацию прослушанного текста;
- фиксировать информацию прослушанного текста в виде тезисного плана, полного и сжатого пересказа;
- определять принадлежность аудируемого текста к типу речи и функциональной разновидности языка;
- рецензировать устный ответ учащегося;
- задавать вопросы по прослушанному тексту;
- отвечать на вопросы по содержанию текста;
- слушать информацию теле- и радиопередачи с установкой на определение темы и основной мысли сообщения;
ЧТЕНИЕ:
- прогнозировать содержание текста, исходя из анализа названия, содержания эпиграфа и на основе знакомства с иллюстративным материалом текста - схемами, таблицами на основе текста;
- используя просмотровое чтение, ориентироваться в содержании статьи по ключевым словам, а в содержании книги, журнала, газеты - по оглавлению и заголовкам статей;
- при необходимости переходить на изучающее чтение;
- читать и пересказывать небольшие по объему тексты о выдающихся отечественных лингвистах;
ГОВОРЕНИЕ:
- пересказывая текст, отражать свое понимание проблематики и позиции автора исходного текста;
- вести репортаж о школьной жизни;
- строить небольшое по объему устное высказывание на основе схем, таблиц и других наглядных материалов;
- создавать связное монологическое высказывание на лингвистическую тему в форме текста-рассуждения, текста-доказательства, текста-описания;
- составлять инструкции по применению того или иного правила;
- принимать участие в диалогах различных видов;
- адекватно реагировать на обращенную устную речь, правильно вступать в речевое общение, поддерживать или заканчивать разговор и т.п.;
ПИСЬМО:
- пересказывать фрагмент прослушанного текста;
- пересказывать прочитанные публицистические и художественные тексты, сохраняя структуру и языковые особенности исходного текста;
- создавать сочинение - описание архитектурного памятника, сочинение - сравнительную характеристику, рассуждение на свободную тему, сочинение повествовательного характера с элементами повествования или рассуждения, репортаж о событии;
- писать заметки, рекламные аннотации, уместно использовать характерные для публицистики средства языка (выразительная лексика, экспрессивный синтаксис, расчлененные предложения - парцелляция, риторические вопросы и восклицания, вопросно-ответная форма изложения, ряды однородных членов, многосоюзие и т. д.);
- составлять деловые бумаги: заявление, доверенность, расписку, автобиографию;
ТЕКСТ:
- находить в журналах, газетах проблемные статьи, репортажи, портретные очерки, определять их тему, основную мысль, заголовок;
- распознавать характерные для художественных и публицистических текстов языковые и речевые средства воздействия на читателя;
ФОНЕТИКА И ОРФОЭПИЯ:
- правильно произносить употребительные слова с учетом вариантов произношения;
- оценивать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм;
МОРФЕМИКА И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ:
- разъяснять значение слова, его написание и грамматические признаки, опираясь на словообразовательный анализ и типичные морфемные модели слов;
- разбирать слова, иллюстрирующие разные способы словообразования;
- пользоваться разными видами морфемных и словообразовательных словарей;
ЛЕКСИКОЛОГИЯ И ФРАЗЕОЛОГИЯ:
- разъяснять значение слов общественно-политической тематики, правильно их определять;
- пользоваться разными видами толковых словарей («Словарь иностранных слов> «Словарь лингвистических терминов» и т. п.);
- оценивать уместность употребления слов с учетом стиля, типа речи и речевых зада1 высказывания;
- находить в художественном тексте изобразительно-выразительные приемы, основанные на лексических возможностях русского языка;
МОРФОЛОГИЯ:
- распознавать части речи и их формы;
- соблюдать морфологические нормы формообразования и употребления слов, пользоваться словарем грамматических трудностей;
- опираться на морфологический разбор слова при проведении орфографического, пунктуационного и синтаксического анализа;
ОРФОГРАФИЯ:
- применять орфографические правила;
- объяснять правописания труднопроверяемых орфограмм, опираясь назначение морфемное строение и грамматическую характеристику слов;
СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ:
- опознавать, правильно строить и употреблять словосочетания разных видов;
- различать простые предложения разных видов, использовать односоставные пре/: сложения в речи с учетом их специфики и стилистических свойств;
- правильно и уместно употреблять предложения с вводными конструкциями, однородными и обособленными членами;
- правильно строить предложения с обособленными членами;
- проводить интонационный анализ простого предложения;
- выразительно читать простые предложения изученных конструкций;
- проводить интонационный и синтаксический анализ простого предложения при проведении синтаксического и пунктуационного разбора;
- использовать различные синтаксические конструкции как средство усиления выразительности речи;
- владеть правильным способом действия при применении изученных правил пунктуации, устно объяснять пунктуацию предложений изученных конструкций, использовать ь письме специальные графические обозначения, строить пунктуационные схемы простых предложений, самостоятельно подбирать примеры на пунктуационные правила.
№ п/п | Тема | Требования к целям урока, знаниям и умениям обучающихся по теме | Домашнее задание | Дата проведения |
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ЯЗЫКЕ | ||||
1 | Русский язык в современном мире | 1)познакомить учащихся с функциями русского языка как языка межнационального общения, государственного языка Российской Федерации, мирового языка, официального и рабочего языка ООН и других международных организаций, 2) научить составлять опорный конспект, 3)углубить знания учащихся о роли русского языка в развитии русской литературы. | ||
ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО В 5-7 КЛ. | ||||
2 | Повторение изученного в 6-7 классах. Пунктуация и орфография | 1) научить разграничивать знаки препинания по их функциям, 2) объяснить синтаксические условия употребления знаков препинания. | ||
3 | Повторение. Знаки препинания в сложном предложении | 1) познакомить учащихся с видами предложений по количеству описанных ситуаций, фрагментов действительности (простые и сложные), со средствами связи простых предложений в сложных, с видами сложных предложений, 2) научить определять вид сложного предложения, соотносить содержание с графической схемой, создавать графические схемы сложных предложений, правильно употреблять разделительные и выделительные запятые. | ||
4-5 | Буквы Н и НН в суффиксах прилагательных, причастий, наречий | 1) повторить с учащимися условия выбора н и нн в суффиксах полных и кратких прилагательных, причастий, наречий, 2) отрабатывать умения графически обозначать условия выбора данных орфограмм, 3) научить разграничивать краткие прилагательные и краткие причастия, наречия и слова категории состояния. | ||
6-7 | Изложение с грамматическим заданием по тексту А. Аверченко (упр. 26) | 1) Уметь отражать своё понимание темы сочинения, производить частичный языковой анализ, применяя знания о частях речи, структуре предложения, синтаксических функциях частей речи в тексте, 2) уметь подбирать однокоренные слова. | ||
8 | Слитное и раздельное написание не с разными частями речи | 1) повторить условия выбора слитного и раздельного написания частицы не с разными частями речи: глаголами, краткими причастиями, деепричастиями, прилагательными (относительными и притяжательными), числительными, 2) формировать умение различать частицу и приставку не. | ||
9 | Контрольный диктант | 1) Уметь на письме соблюдать орфографические и пунктуационные нормы, опознавать части речи, определять в них морфемы, постоянные и непостоянные признаки, 2) выявлять смысловые отношения между словами в предложениях, подбирать синонимы и антонимы к указанным словам | ||
СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ | ||||
10 | Основные единицы синтаксиса | 1) повторить с учащимися основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение, текст); познакомить с основными признаками синтаксических единиц и их функциями: номинативной в словосочетании, коммуникативной в предложении и тексте; 2) учить находить в тексте синтаксические единицы и определять их роль в раскрытии замысла художественного произведения, разграничивать синтаксические единицы по их функциям: номинативной и коммуникативной. | ||
11 | Текст как единица синтаксиса | 1) совершенствовать речь учащихся, их способность рассуждать на заданную тему; 2) научить анализировать и конструировать текст; 3) развивать наблюдательность и языковую интуицию; 4) воспитывать уважение к интеллектуальному труду. | ||
12 | Предложение как единица синтаксиса | 1) познакомить учащихся с предложением — одной из основных единиц синтаксиса, особым свойством предложения — соотнесенностью с ситуацией, фрагментом действительности, 2) научить соотносить содержание предложения с фрагментом действительности, разграничивать текст и набор отдельных предложений, определять границы предложения, используя необходимые знаки завершения. | ||
13 | Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний | 1) познакомить учащихся со словосочетанием и его функцией, видами словосочетаний по главному слову (глагольные, именные и наречные), 2) учить разграничивать свободные словосочетания и фразеологические обороты, разные виды словосочетаний по их значению, определять вид словосочетания по главному слову, составлять разные виды словосочетаний, использовать в речи синонимические по значению словосочетания. | ||
14 | Синтаксические связи слов в словосочетаниях. Синтаксический разбор словосочетаний | 1) познакомить учащихся со способом связи главного и зависимого слова в словосочетании, с видами подчинительной связи (согласование, управление, примыкание), со средствами связи слов в словосочетаниях разных видов (предложно-падежные формы, смысл); 2) научить определять вид подчинительной связи и средства связи слов в словосочетании, составлять словосочетания с заданным видом связи, разграничивать словосочетания и сочетания слов, не являющихся словами самостоятельных частей речи, производить устный и письменный разбор словосочетания. | ||
Простое предложение | ||||
15 | Грамматическая (предикативная) основа предложения | 1) познакомить учащихся с видами предложений по наличию главных членов: двусоставные и односоставные, 2) научить определять предикативность предложения — его отношение к описываемому фрагменту действительности (реальному / нереальному), разграничивать односоставные и двусоставные предложения. | ||
16 | Порядок слов в предложении. Интонация | 1) познакомить учащихся с ролью порядка слов и логического ударения, основными элементами интонации — повышением и понижением высоты тона и паузой, графическими способами их обозначения, 2) научить выразительно читать предложения, в том числе по интонационным схемам, составлять графическую интонационную схему предложения, выделять с помощью логического ударения наиболее важное слово в предложении. | ||
17 | Р.р. Описание памятника культуры | 1) Знать структуру текста-описания, его языковые особенности, уметь делать сравнительный анализ картин, составлять собственный текст на основе увиденного, выбирать жанры, уместно использовать изобразительно-выразительные средства языка, соблюдать нормы русского литературного языка на письме | ||
Двусоставные предложения | ||||
18 | Подлежащее. Сказуемое | 1) Знать и пояснять функцию главных членов, находить и характеризовать подлежащее и сказуемое в предложении, определять способы выражения подлежащего, 2) уметь согласовывать сказуемое с подлежащим, выраженным словосочетанием или сложносокращенным словом | ||
19 | Простое глагольное сказуемое | 1) познакомить учащихся с правилами согласования глагола-сказуемого с подлежащим в числе и роде, научить их соотносить грамматически глагол-сказуемое с подлежащим, выраженным существительным общего рода, аббревиатурами, заимствованными словами, согласовывать глагол-сказуемое с подлежащим в трудных случаях. | ||
20-21 | Р.р. Сочинение на тему «Чудный собор» | 1) научить описывать архитектурное сооружение (собор). | ||
22 | Составное глагольное сказуемое | 1) познакомить с основными элементами составного глагольного сказуемого (вспомогательный глагол и примыкающая к нему неопределенная форма), способами выражения вспомогательного глагола, уметь находить составное глагольное сказуемое, 2) определять значение вспомогательного глагола, способы его выражения, правильно использовать составные глагольные сказуемые в речи. | ||
23 | Составное именное сказуемое | 1) познакомить учащихся с основными элементами составного именного сказуемого: именная часть и глагол-связка; со способами выражения именной части, 2) научить находить составное именное сказуемое, определять способ выражения именной части, разграничивать простое глагольное сказуемое, выраженное глаголом быть, и составное именное сказуемое с глаголом-связкой быть, пользоваться синонимическими вариантами сказуемого с учетом речевой ситуации. | ||
24 | Тире между подлежащим и сказуемым | 1) познакомить с правилами постановки тире между подлежащим и сказуемым в простом предложении, 2) научить интонационно правильно произносить предложения с отсутствующей связкой, 3) графически объяснять условия выбора тире. | ||
25 | Контрольный диктант по теме «Главные члены предложения» | 1) Уметь определять грамматические основы, способы выражения главных членов предложения. | ||
26 | Роль второстепенных членов в предложении. Дополнение | 1) познакомить учащихся с видами второстепенных членов предложения по характеру значения и синтаксической роли в предложении: дополнение, определение, обстоятельство; 2) научить находить в предложении второстепенные члены, распознавать дополнения, определять их вид (прямое или косвенное) и способы выражения, разграничивать употребление неопределенной формы глагола в качестве дополнения и части составного глагольного сказуемого, использовать в речи прямые дополнения, выраженные существительными в винительном падеже без предлога и в родительном падеже без предлога при отрицании, распознавать дополнения, выраженные словосочетаниями, разграничивать прямое дополнение и подлежащее. | ||
27 | Определение | 1) познакомить учащихся с видами определений в зависимости от характера связи с определяемым словом: согласованное и несогласованное; способами выражения согласованных и несогласованных определений; 2) учить использовать в речи согласованные и несогласованные определения как синонимы, обнаруживать несогласованные определения, сочетающие значение определения со значением дополнения. | ||
28 | Приложение. Знаки препинания при нем | 1) познакомить со способами выражения приложения, правилами постановки дефиса при приложении, согласования имен собственных, выступающих в роли приложения, с определяемым словом, научить находить в предложении приложение и определяемое слово и различать их, использовать приложения в речи. | ||
29 | Обстоятельство | 1) познакомить со способами выражения обстоятельств, видами обстоятельств по значению (места времени, образа действия, причины, цели, условия, уступки), 2) научить находить в предложении обстоятельства, использовать их в речи. | ||
30 | Синтаксический разбор двусоставного предложения | 1) познакомить с порядком устного и письменного синтаксического разбора двусоставного предложения, 2) научить производить устный и письменный синтаксический разбор двусоставного предложения. | ||
31 | Р.р. Характеристика человека | 1) научить характеризовать человека, т. е. раскрывать особенное в его характере, поведении, свойствах ума, воли, 2) научить отличать деловую характеристику от характеристики человека — друга, знакомого, родственника и т. п. | ||
32 | Повторение. Подготовка к контрольному диктанту | 1) обобщить и систематизировать изученный материал в разделе «двусоставные предложения»: повторить виды сказуемого, группы второстепенных членов предложения, отличие согласованных определений от несогласованных, постановку тире в простом предложении, знаки препинания при приложении. | ||
33 | Контрольный диктант | 1) Уметь определять грамматические основы, способы выражения главных и второстепенных членов предложения, 2) производить синонимическую замену разных видов сказуемого, согласованных и несогласованных определений, правильно ставить знаки препинания между подлежащими и сказуемыми | ||
Односоставные предложения | ||||
34 | Главный член односоставного предложения | 1) научить разграничивать двусоставные и односоставные предложения, определять способ выражения главного члена односоставных предложений, 2) сформировать умение различать распространенные и нераспространенные односоставные предложения, распространять нераспространенные односоставные предложения. | ||
35 | Назывные предложения | 1) научить распознавать назывные предложения, находить их главный член, определять способы его выражения; разграничивать главный член назывного предложения и подлежащее двусоставного предложения, определять роль назывного предложения в художественном тексте (указание на время, место действия, ремарка, указание на фрагментарность воспоминаний и пр.). | ||
36 | Определенно-личные предложения | 1) научить распознавать определенно-личные предложения, находить их главный член, определять способ его выражения, разграничивать разные варианты выражения главного члена определенно-личного предложения, использовать определенно-личные предложения в речи. | ||
37 | Неопределенно-личные предложения | 1) научить распознавать неопределенно-личные предложения, находить их главный член, определять способ его выражения, разграничивать неопределенно-личные и определенно-личные предложения с обобщенным значением. | ||
38 | Инструкция | 1) научить писать инструкцию — описание опыта и других способов деятельности | ||
39 | Безличные предложения | 1) научить восьмиклассников разграничивать безличные предложения, обозначающие состояние природы и состояние человека, находить главный член безличных предложений, определять способ его выражения, использовать безличные предложения в заданной речевой ситуации, 2) пользоваться двусоставными и односоставными безличными предложениями как синтаксическими синонимами, различать разные способы выражения главного члена безличного предложения, находить безличные предложения, выступающие в роли побудительных, определять способ выражения их главного члена, правильно интонировать данные предложения. | ||
40 | Рассуждение | 1) познакомить учащихся с рассуждениями дедуктивного типа, рассуждениями-размышлениями и речевыми жанрами, в основе которых лежит рассуждение как тип текста (характеристика, сравнительная характеристика), рассуждениями на лингвистическую тему, морально-этическую тему, 2) научить использовать в качестве аргументов факты, примеры из жизни. | ||
41 | Неполные предложения | 1) научить распознавать неполные предложения, определять их тип, находить пропущенный член предложения, ставить тире на месте неназванного члена, выраженного глаголом, использовать неполные предложения в диалоге. | ||
42 | Синтаксический разбор односоставного предложения | 1) познакомить учащихся с порядком проведения устного и письменного синтаксического разбора односоставного предложения, научить производить устно и письменно этот синтаксический разбор. | ||
43 | Обобщение и систематизация материала по односоставным и неполным предложениям. | 1) совершенствовать и уточнить знания, умения и навыки по теме «Односоставные и неполные предложения», 2) воспитывать чувство ответственности за качество знаний. | ||
44 | Контрольный диктант | 1) Повторение односоставных предложений. | ||
45 | Понятие об осложненном предложении | 1) познакомить учащихся со способами осложнения предложения (однородные и обособленные члены, вводные и вставные конструкции, обращения). | ||
46 | Понятие об однородных членах предложения | 1) познакомить учащихся со способами выражения однородных членов, типами связи и средствами связи между однородными членами, 2) научить распознавать однородные члены предложения и произносить их с соответствующей интонацией, составлять графические схемы однородных членов, использовать однородные члены предложения в заданной ситуации. | ||
47 | Однородные члены, связанные только перечислительной интонацией, и пунктуация при них | 1) познакомить учащихся с правилом постановки знаков препинания при однородных членах, связанных только перечислительной интонацией, при однородных членах с обобщающим словом, 2) учить использовать однородные члены предложения, связанные только перечислительной интонацией, в заданной речевой ситуации, правильно расставлять знаки препинания, интонационно точно читать предложения с обобщающим словом при однородных членах. | ||
48-49 | Р.р. Изложение по тексту упр. 242 | 1) познакомить учащихся с особенностями сравнительной характеристики героев, научить составлять сравнительную характеристику. | ||
50 | Однородные и неоднородные определения | 1) научить разграничивать однородные и неоднородные определения, использовать однородные и неоднородные определения в заданной речевой ситуации, распознавать употребление в тексте неоднородных определений в качестве однородных, правильно расставлять знаки препинания, определять роль однородных и неоднородных определений в раскрытии авторского замысла. | ||
51-52 | Однородные члены, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них | 1) научить правильно расставлять знаки препинания в предложениях с однородными членами, связанными сочинительными, противительными, разделительными, двойными союзами, использовать предложения с однородными членами, связанными бессоюзной связью и союзной, 2) объяснить, как разграничивать разные функции союза и в предложении: связь простых предложений в составе сложного и однородных членов, распознавать разновидность союза и по составу (одиночный, повторяющийся), 3) сформировать навык правильно расставлять знаки препинания при союзе и, использовать однородные члены предложения, связанные повторяющимся союзом и, в речи для усиления утверждения, разграничивать использование повторяющихся союзов при однородных членах и во фразеологических оборотах. | ||
53-54 | Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки препинания при них | 1) познакомить учащихся с правилом постановки знаков препинания (двоеточия и тире) при однородных членах с обобщающим словом в разных позициях, научить находить обобщающее слово и определять его позицию (после однородных членов или перед ними), 2) правильно расставлять знаки препинания, интонационно верно произносить предложения с обобщающими словами при однородных членах, знать способы выражения обобщающего слова (имя существительное, словосочетание, местоимение, наречие), использовать обобщающие слова, выраженные местоимениями и наречиями в речи, разграничивать разные позиции обобщающего слова по отношению к однородным членам. | ||
55 | Синтаксический разбор предложения с однородными членами | 1) познакомить учеников с порядком устного и письменного синтаксического разбора предложения с однородными членами, научить их производить устно я письменно синтаксический разбор предложения с однородными членами. | ||
56 | Пунктуационный разбор предложения с однородными членами | 2) познакомить восьмиклассников с порядком устного и письменного пунктуационного разбора предложения с однородными членами, научить производить устно и письменно пунктуационный разбор предложения с однородными членами. | ||
57 | Повторение по теме «Однородные члены предложения» | 1) обобщить и систематизировать материал по теме, выявить пробелы в знаниях учащихся, подготовить к контрольному диктанту. | ||
58 | Контрольный диктант | 1) Проверка знаний по теме. | ||
Обособленные члены предложения | ||||
59 | Понятие об обособлении | 1) познакомить учащихся с обособлением, выделением второстепенных членов предложения в устной речи интонационно, на письме с помощью запятых и тире, графическим обозначением обособленных членов предложения и интонации обособления, 2) научить интонационно правильно произносить предложения с обособленными членами, определять их роль в предложении, выделять запятыми обособленные члены, выраженные причастными и деепричастными оборотами, распространять обособленные члены. | ||
60-61 | Обособленные определения. Выделительные знаки препинания при них | 1) познакомить учащихся с видами обособленных определений (согласованные и несогласованные), способами выражения обособленного определения (причастный оборот, одиночные прилагательные, прилагательные с зависимыми словами, существительные в косвенном падеже, сочетание существительного с прилагательным или числительным), способами выражения определяемого слова (нарицательное, собственное существительное, местоимение), правилами обособления согласованных определений (постпозиция по отношению к определяемому слову, местоимение или собственное существительное в роли определяемого слова, наличие добавочного обстоятельственного значения), правилами обособления несогласованных определений (характер добавочного, разъясняющего замечания). | ||
62 | Урок-зачет по теме «Обособление определения» | 1) Учитель объявляет тему урока и знакомит учащихся с его целями: проверить знание теоретического материала по теме; сформировать умения расставлять знаки препинания в предложениях с обособленными определениями; развить умение использовать обособленные определения в связной речи. | ||
63-64 | Рассуждение на дискуссионную тему | 1) научить писать сочинение-рассуждение на дискуссионную тему, продумывать основной тезис рассуждения, аргументы, факты, примеры, концовку, которая должна подвести итог изложенному. | ||
65-66 | Обособленные приложения. Выделительные знаки препинания при них | 1) познакомить учащихся с правилами обособления приложений (постпозиция по отношению к определяемому слову, личное местоимение или имя собственное в роли определяемого слова, дополнительное обстоятельственное значение), научить их распознавать приложение, нуждающееся в обособлении, выделять на письме обособленные приложения, объяснять условия обособления, объяснять использование тире для выделения приложения, включать распространенные приложения в заданную речевую ситуацию, правильно расставлять знаки препинания. | ||
67 | Урок-зачет по теме «Обособленные приложения» | 1) По усмотрению учителя задания могут быть дифференцированными. Каждое задание выполняется на отдельном листочке и сдается сразу. Проверяет работу консультационная группа. | ||
68-69 | Обособленные обстоятельства. Выделительные знаки препинания при них | 1) познакомить учащихся со способами выражения обособленных обстоятельств (одиночное деепричастие, деепричастный оборот), правилами обособления обстоятельств (одиночные деепричастия и деепричастные обороты обособляются всегда); 2) научить восьмиклассников распознавать обособленные обстоятельства, выделять их графически, объяснять условия обособления, практически обнаруживать определения и обстоятельства, нуждающиеся в обособлении, выделять их запятыми, объяснять условия обособления графически. | ||
70 | Урок-зачет по теме «Обособленные обстоятельства» | 1) Каждое задание выполняется на отдельном листочке и сдается сразу же. Проверяет работу консультационная группа. | ||
71-72 | Обособленные уточняющие члены предложения. Выделительные знаки препинания при них | 1) познакомить учащихся с видами уточняющих членов предложения (обстоятельство, дополнение), правилами выделения уточняющих членов предложения; 2) научить находить обособленные члены предложения, разграничивать обособленные обстоятельства, определения и уточняющие члены предложения; объяснять графически условия обособления; 3) научить находить обособленные уточняющие члены предложения, выделять их знаками препинания, определять их текстообразующую роль, распознавать обособленные обстоятельства уступки с предлогом несмотря на, выделять их запятыми. | ||
73 | Урок-зачет по теме «Обособленные уточняющие члены предложения» | Учитель знакомит учащихся с задачами: 1) проверить знания теоретического материала по теме; 2) сформировать умения расставлять знаки препинания в предложениях с обособленными уточняющими членами; 3) уметь использовать обособленные уточняющие члены в заданной речевой ситуации. | ||
74 | Синтаксический разбор предложения с обособленными членами | 1) познакомить с порядком устного и письменного синтаксического разбора предложения с обособленными членами, научить производить устный и письменный синтаксический разбор предложения с обособленными членами. | ||
75 | Пунктуационный разбор предложения с обособленными членами | 1) познакомить учащихся с порядком устного и письменного пунктуационного разбора предложения с обособленными членами, научить производить устно и письменно пунктуационный разбор предложения с обособленными членами. | ||
76 | Повторение по теме «Обособленные члены предложения» | 1) обобщить материал по теме, выявить пробелы в знаниях. | ||
77 | Контрольный диктант | 1) Проверка знаний по пройденной теме | ||
Слова, грамматически не связанные с членами предложения Обращение | ||||
78 | Назначение обращения. Распространенные обращения. Выделительные знаки препинания при обращении | 1) познакомить со способами выражения обращения, правилами выделения обращения в устной речи (звательная интонация) и на письме (выделительные знаки препинания), 2) научить подбирать примеры, иллюстрирующие назначение обращений, 3) развить умение интонационно правильно произносить предложения с обращениями, обнаруживать обращение в тексте, определять способ его выражения, разграничивать обращение и подлежащее, 4) научить использовать распространенные обращения в речи. | ||
79 | Употребление обращений | 1) научить использовать обращения в речевых ситуациях: разговор по телефону, поздравление, деловое письмо; 2) сформировать умение определять речевой контекст использования разных видов обращений, включать обращения в собственную речь; 3) учить распознавать обращения в тексте, правильно расставлять выделительные знаки препинания при обращениях, определять способ выражения обращений, интонационно правильно произносить предложения с обращениями, определять текстообразующую роль обращений. | ||
80 | Составление делового письма | 1) научить составлять текст, в котором содержится обращение к официальному лицу, деловое предложение, соблюдать официально-деловой стиль. | ||
81 | Вводные конструкции. Группы вводных слов и вводных сочетаний слов по значению | 1) познакомить учащихся с группами вводных слов по значению, правилами выделения вводных слов в устной речи (интонация вводности) и на письме (выделительные знаки препинания), 2) учить интонационно правильно произносить предложения с вводными словами, разграничивать вводные слова и слова, являющиеся членами предложения, разграничивать употребление слова однако в качестве вводного и в качестве противительного союза, выделять вводные слова знаками препинания, использовать вводные слова разных значений в речи, обнаруживать вводные слова в тексте, правильно выделять их знаками препинания, определять текстообразующую роль вводных слов. | ||
82-83 | Выделительные знаки препинания при вводных словах, вводных сочетаниях слов и вводных предложениях | 1) познакомить учащихся с вводными предложениями, видами вводных предложений (односоставное, двусоставное), их опознавательными признаками (союзы как, что), правилами выделения вводных предложений в устной речи и на письме, 2) научить распознавать вводные слова, определять их значение, правильно выделять вводные слова занятыми, использовать в речи синонимические вводные слова, сочетания слов и вводные предложения, распознавать вводные предложения, интонационно правильно произносить предложения с вводными предложениями, разграничивать вводные слова и слова, не являющиеся вводными, употреблять вводные слова как средство связи предложений в тексте. | ||
84 | Вставные слова, словосочетания и предложения | 1) познакомить учащихся с назначениями вставных конструкций, правилами выделения вставных конструкций в устной речи и на письме, 2) научить обнаруживать вставные конструкции в тексте, определять их назначение, выделять на письме знаками препинания, 3) сформировать умение употреблять вводные слова и вставные конструкции как средство связи предложений в тексте. | ||
85 | Публичное выступление | 1) познакомить с особенностями устных высказываний публицистического стиля (адресат высказывания, убедительные аргументы, содержательность, ясность высказывания, использование цитат, выразительность речи), 2) подготовить учащихся к публичному выступлению. | ||
86 | Междометия в предложении | 1) познакомить учащихся с правилами вы деления междометий на письме, назначением междометий, уметь обнаруживать междометия в тексте, 2) научить определить их текстообразующую роль, интонационно правильно произносить предложения с междометиями, 3) сформировать умение правильно расставлять знаки препинания при междометиях, 4) научить разграничивать употребление междометия о при обращении и без обращения. | ||
87 | Синтаксический и пунктуационный разбор предложений со словами, словосочетаниями и предложениями, грамматически не связанными с членами предложения | 1) познакомить учащихся с порядком устного и письменного синтаксического и пунктуационного разбора предложения со словами, не являющимися членами предложения, научить производить устно и письменно синтаксический и пунктуационный разбор предложения со словами, не являющимися членами предложения. | ||
88 | Повторение материала по теме «Слова, грамматически не связанные с членами предложения». | 1) обобщить и систематизировать знания учащихся по данной теме, выявить пробелы в знаниях учащихся. | ||
89 | Контрольный диктант | 1) Проверка знаний по пройденной теме. | ||
Чужая речь | ||||
90-91 | Понятие о чужой речи. Прямая и косвенная речь. Косвенная речь | 1) познакомить учащихся со способами передачи чужой речи (прямая и косвенная), структурой предложения с чужой речью (часть, передающая чужую речь, и комментирующая часть); 2) научить интонационно правильно (с интонацией предупреждения или пояснения) произносить предложения с чужой речью, разграничивать глаголы разной семантики в комментирующей части; 3) научить обнаруживать предложения с косвенной речью, объяснять их текстообразующую роль, заменять прямую речь косвенной, разграничивать предложения с прямой и косвенной речью. | ||
92 | Прямая речь | 1) познакомить восьмиклассников со структурой предложений с прямой речью, правилами постановки знаков препинания, текстообразующей ролью предложений с прямой речью, 2) научить ребят конструировать комментирующую часть предложения, правильно расставлять знаки препинания, обнаруживать комментирующую часть в интерпозиции, составлять графически схемы предложений, в которых комментирующая часть расположена внутри прямой речи, соотносить структуру предложения и его графическое обозначение, выделять в произношении комментирующую часть. | ||
93 | Диалог | 1) познакомить учащихся с правилами пунктуационного оформления диалога; научить соотносить структуру предложения с его схематической записью, анализировать языковые средства, помогающие автору в реализации замысла произведения, 2) научить объяснять текстообразующую роль диалога как вида прямой речи, составлять его графическую схему, пользоваться логическими синонимами для более точного обозначения характера речи. | ||
94 | Рассказ | 1) познакомить учащихся с особенностями рассказа, в основе которого лежит повествование о каком- либо случае из жизни рассказчика, очевидца происшедшего, научить писать выдуманные рассказы. | ||
95 | Цитата | 1) познакомить со способами введения цитаты в авторский текст, правилами пунктуационного оформления цитат, научить определять текстообразующую роль цитаты, обнаруживать в комментирующей части слова, указывающие на характер речи, 2) научить распознавать цитаты в тексте, вводить цитату в авторский текст разными способами: как составную часть и как предложение с прямой речью, использовать цитаты в речи, исправлять речевые недочеты при цитировании, цитировать стихотворный текст, использовать цитаты в заданной речевой ситуации. | ||
96-97 | Синтаксический и пунктуационный разбор предложений с чужой речью. Повторение материала по теме «Чужая речь» | 1) познакомить учащихся с порядком устного и письменного разбора предложений с чужой речью, на учить производить устно и письменно синтаксический и пунктуационный разбор предложения с чужой речью, по вторить материал по теме «Чужая речь». | ||
98 | Контрольный диктант по теме «Чужая речь» | 1) Проверка знаний по пройденной теме | ||
Повторение и систематизация изученного в VIII классе | ||||
99 | Синтаксис и морфология | 1) повторить материал о первичных и вторичных синтаксических функциях различных частей речи, о взаимосвязи синтаксиса и морфологии, совершенствовать умения производить синтаксический разбор предложения, разграничивать первичные и вторичные синтаксические функции частей речи, разграничивать функционирование слов в составе грамматической формы и в качестве самостоятельного члена предложения. | ||
100 | Синтаксис и пунктуация | 1) повторить материал по теме «Синтаксис и пунктуация», знать о значении пунктуации для оформления письменной речи, о взаимосвязи синтаксиса и пунктуации, научить алгоритму рассуждения при постановке знаков препинания, разграничивать употребление знаков препинания в разных функциях (разделение, выделение, завершение). | ||
101-102 | Р.р. Изложение по тексту упр. 443 | 1) научить писать подробное изложение с элементами сочинения, совершенствовать написанное (раскрыта ли тема и основная мысль, нет ли пропусков мыслей, нет ли фактов, не относящихся к теме), вносить необходимые исправления (орфографические, пунктуационные, грамматические ошибки и речевые недочеты), составлять опорный конспект для подробного изложения. | ||
103 | Синтаксис и культура речи | 1) познакомить учащихся с содержанием понятия «культура речи», особенностями взаимосвязи синтаксиса и культуры речи, научить правильно употреблять форму зависимого слова при управлении, правильно строить предложение с деепричастным оборотом, пользоваться синтаксическими синонимами для избежания повторов. | ||
104 | Синтаксис и орфография | 1) повторить материал по теме «Синтаксис и орфография» правила с изученными орфограммами, объяснять синтаксические условия выбора правильного написания, обнаруживать ошибки в правописании слов, исправлять их, объяснять условия выбора правильного написания, знать о взаимосвязи синтаксиса и орфографии. | ||
105 | Итоговый контрольный диктант | 1) Проверка знаний, полученных в 8 классе. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа русский язык 9 класс. Программа Ладыженской Т.А.
Рабочая программа по русскому языку, 2 часа в неделю. Календарно - тематическое планирование....

Рабочая программа "Русский язык как государственный (индивидуальные и групповые занятия с учащимися с неродным русским языком), адаптированная к коррекционно-развивающему обучению в 1-4 классах"
В школы Российской Федерации поступает большое количество детей из семей переселенцев ближнего и дальнего зарубежья.Для данных детей русский язык не является родным и, если они не обучались по российс...

Рабочая программа Русский язык 5-9 класс Программа М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский.
Рабочая программа Русский язык 5-9 класс Программа М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский....

Рабочая программа русский язык 5 класс Учебник «Русский язык. 5 класс» в 2-х частях под редакцией Л.М. Рыбченковой, издательство «Просвещение», 2012.
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (базовый уровень) и Программы по русскому языку для 5-9 классов (авторы Л.М. Рыбч...

рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс
рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс...

рабочая программа русский язык программа Гольцовой,11 класс
Рабочая программа по русскому языку по программе Гольцовой...
Рабочая программа Русский язык. ФГОС.10 класс к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык 10-11 классы», под редакцией Гольцовой Н.Г., Шамшина И.В
Рабочая программа для 10 класса(базовый уровень, 34 часа) составлена с учетом ФГОС СОО, содержит развернутое КТП с указанием видов деятельности...