Внеклассное мероприятие по эвенкийскому языку и литературе
план-конспект занятия (8 класс) по теме
Цель: формирование общеучебных компетенций по предмету за курс 8-9 классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
posledniy_geroy_avtosokhranennyy.docx | 263.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеклассное мероприятие по эвенкийскому языку и литературе
Цель: формирование общеучебных компетенций по предмету за курс 8-9 классов.
Задачи:
-повторить основные теоретические сведения за курс основной средней школы по эвенкийскому языку и литературе;
-развивать познавательный интерес учащихся к предметам гуманитарного цикла:
-расширить кругозор учащихся.
Оборудование:
-карточки с заданиями,
-музыкальное сопровождение,
-проектор,
-ручки и листочки.
Ход мероприятия
Учитель (или ведущий):
- Здравствуйте, ребята и гости нашей игры. Мы собрались сегодня в этом зале, чтобы провести игру "Последний герой” по эвенкийскому языку и литературе. Вам, участникам игры, предстоит нелёгкая задача: вспомнить всё, что вы изучали по этим предметам, а также напрячь своё воображение, чтобы стать победителем.
Вот правила игры:
"Последний герой” состоит из 2 туров, в каждом из них по 4 задания. В первом туре после каждого задания выбывают по 2 человека, те, кто меньше всех набрал баллов. За этим будет следить компетентное жюри…
Во втором туре "слабых” будете удалять вы сами. В конце останется только один, он и будет "Последним героем 2014 года”.
Итак, начинаем.
I тур.
1 задание. Оно называется "Разминка”. Каждому участнику будет задано по 2 вопроса (1 по эвенкийскому языку, 1 по литературе). Выбывают два человека, которые не справятся с заданием.
Хаӈнусал:
Эма главный член предложенияду хаӈнусадяран: эдяран? эчан? эдяӈан? (сказуемое).
Ӈи дукучан повестьва «Хулама суглан»? (Никита Сахаров).
Эма речь ханин ичэвкэндерэн предметва? (имя существительное).
Элэкэсипты эвэды драматург. (Давлан Нергунеев).
Суффикс – мни ичэвкэндерэн… (профессия гэрбивэн).
Ӈивэ гэрбидерэ эвэды литератураӈи «патриарх»? (Алитет Немтушкин).
Гукэллу антонимма турэнду гугда. (наптама).
Авадыду анӈаниду овулчан эвэды литература? (30 анӈанилдули).
Речь ханин, ичэвкэндери предмет таӈуван. (имя числительное).
Гэрбикэллу авторва поэмаӈи «Гегдаллукон и Ульгориккон»? (Алексей Салаткин).
Ады эвэды турэнду ултата игил? (11 игил).
Автобиографическай повестьӈи «Второе рождение» гуннэ авторин. (Петр Савин).
Элэкэсипты букварь Ленинградту ючэн адыду анӈаниду? (1932 анӈаниду).
Дукумни Анастасия Салаткина дукучан поэмава дэгили. Поэман ючан эвэду, лучаду турэрду 1947 анӈаниду. Гукэллу, он гэрбивдерэн тар поэман? («Иӈтылгучан»).
Книгава «Основы изучения тунгусского языка» 1856 анӈаниду дукучан? (М.А.Кастрен).
Эр дукумни ючэн куркогирдук. Энтылин бичэтын бултамнилди. Нуӈан дукудячан эвэдыт стихотворениялва, рассказилва. Рассказӈи «Старик Чолко» авторин. Ӈи эр дукумни?
(Анна Куркогир).
Местоименияӈи упкат разрядван гукэллу. (Определительное).
Элэкэсипты музыкально-драматическай пьесаӈи авторин.
(Ксения Воронина (Салаткина)).
Послелог – эр эма речь ханин бисин? (Служебнай речь ханин).
Элэкэсипты сборник Владимир Лоргоктоевӈи ючэн Улан-Удэду 1979 анӈаниду. Он гэрбивдерэн тар сборник? («Оленьи тропы»).
Гукэллу наречияӈи аран-аран разрядван. (наречие степени).
Нуӈан балдычан Сахалинду. Бичэн дукумнит, онемнит - аппликаторит, анималистат. Ӈили гунмувдерэн? (Семён Надеин).
Эвэдыт гукэллу послелогва между? (сигдылэдун).
Тэвкэллу глаголва суруми эсипты кирэду (сурудерэн).
Слово предоставляется жюри. Выбывают сразу два игрока, которые совсем не справились с заданием. Если таких игроков больше или совсем нет, то можно разыграть дополнительные вопросы (приложение).
2 задание. Каждому участнику будут выданы карточки со словами. Нужно расставить ударение в словах, где надо и показать выполненное задание жюри.
Качикан, бега, дуннэ, омолги, асаткан, тутудерэн, бокондёро, тыргани, тугэниду, амикан.
Иманна, хунат, хомоты, тэгэтчэрэн, хавалдячатын, тэтыгэ, алатми, молами, бира, омакта.
Пока жюри просматривает задание, решает, кто вновь покинет нас, мы разомнёмся. Отгадайте фразеологизмы и выполните их перевод.
Слушаем результаты жюри.
3 задание. Перед вами на доске написаны два столбика. Все слова тем или иным образом связаны, например: в одном столбике дано название произведения, в другом - его автор. Задача участников: "связать” слова и на листочках в столбик записать верные ответы.
«Трубка снайпера» Н.Сахаров
«Дорога в Нижний мир» Н.Оёгир
«Моя Сачари» Г.Чинков
«Сулакичан» Г.Кэптукэ
«Дентарик» А.Немтушкин
«Сиротинка» С.Зарубин
Сдать листочки в жюри. Пока оно разбирается в ваших записях, мы вместе поотгадываем загадки.
Амака, няма сулэн бинэ, тэгэтчэрэн, ӈи нуӈанман лукчаӈан, тар соӈодёӈон. (лук)
Дюр бэел муссэмэтчэрэ: би синэ суптыдям, си минэ суптыдянни, ӈи-дэ эвки суптыра. (халгар)
Хэгдыкэкун, коӈномокун, бэедук эӈэситмэр. (хомоты).
Багдама бинэ, игдяма овки. (туксаки)
Хэгдыкэкун кулин дёлоло угактадявки, эвки манавра. (бира)
- Слово предоставляется жюри. Кто покинет нас на этот раз и уже не станет "Последним героем”?
4 задание. Внимание! На доске написаны слова, в которых нужно поставить одну пропущенную букву.
Ир.ичи, х.ва, бул.амни, ги.амна, б.га, т.ргани, б.лони, а.ака, к.реко, и.анна, д.ннэ, т.ран, т.рэн, ту.учан, б.тун, л.редо, ка.икан, ул.э;
Готовые задания отнести жюри.
Жюри готово, и мы с нетерпением ждём, с кем же сейчас пришло время расстаться.
II тур.
- Остались сильные ученики. Теперь жюри будет отдыхать, а вы сами будете освобождать тех, кто не справится (но уже по одному после каждого задания).
1 задание. Одно и то же слово может иметь не одно, а несколько значений. Как называются такие слова? Вот слова, которые вам нужно записать на листках.
Амӈа, окит, няӈня, буга.
- Теперь я снова читаю слова, вы по очереди отвечаете. Выбывает тот, кто, по-вашему, совсем не справился с заданием. (Потом даю несколько секунд, чтобы написали на листочках имя того, кто должен выбыть).
2 задание. "Кто автор?” Я буду зачитывать отрывок из какого-нибудь произведения, ваша задача – вспомнить, кто написал и как называется произведение. Если не отгадывает один, право ответа переходит к следующему. Победит тот, кто больше всех отгадает; уйдёт тот, кто совсем не выполнит задания.
1.«Там, где воды Икоконде
Моют склоны Икондое,
Раньше, в прадедовы годы,
Было стойбище большое…». (Поэма «Гегдаллукон и Ульгориккон» Алексей Салаткин).
2.»Мне было не очень – то весело. На пути к суровому Талою меня постигла беда. Переезжая бурную таёжную речку, я промочил сумку, и чернильные таблетки испортили бумагу. «Что теперь делать? – спрашивал я себя. – Тридцать карандашей, тридцать перьев, а тетрадки стали синими от растворившихся в воде таблеток». («Качона» Николай Ламатканов).
3.»Когда мне исполнилось семь лет, я пошёл в школу. Дядя Василий сшил мне сумку из оленьей шкуры. В сумке лежали книжка, тетрадки. В книжке же были всякие интересные рассказы и рисунки. Часто мы беседовали с ней вдвоём, и книжка мне рассказывала мне о большом городе». («Второе рождение» Пётр Савин).
4. «-Почему у нас так? Отец Эле, как жил раньше? Когда ты заболевал, кто лечил тебя? Шаман. Шаман тебя обманывал, а ты ему верил. И русские купцы также обманывали, - говорил Мукто. – Сейчас всё по-другому стало. Ты сам стал хозяином. На нашу землю, к тебе, к твоим детям пришло счастье». («Старик Чолко» Анна Куркогир).
5. «Отец мой, как и все соплеменники, с молодых лет рыскал по звериным тропам и чуть ли не каждый день менял стоянку в поисках мест, где побольше зверя и обильнее растёт ягель: помимо семьи надо было кормить оленей. И поэтому с самого раннего детства я стал свидетелем тяжёлой, но зато увлекательной жизни таёжного охотника».
( «Первые шаги» Василий Доколев).
6.»Старик Муданча, несмотря на годы, всё ещё легок и бодр. На белую голову низко надвинута беличья шапка. На ногах мохнатые унты, искусно отделанные орнаментом. Их шила его дочь Уриндак». ( «Свадьба состоится» Владимир Лоргоктоев).
7. «-Вот это да! Дитя дороже самой жизни. Ведь мы её могли убить, а она не испугалась. Хитростью отняла у нас малыша, - восхищённо сказал дядя Илья и покачал головой. Мы все оторопело молчали». ( «Баркана» Семён Надеин).
8. «Молодой человек всё также стоял с наполненным котелком, всё в той же позе английского лакея, изредка повторяя: «Овсянка, сэр!». Белого быка это удивило».
(«Сэр» Александр Буягир).
9. «Не любит старый охотник Ефрем Камыргин вспоминать о своём возрасте, считать уплывшие в прошлое годы. Поэтому и вопрос – «Сколько лет тебе, отец?» - заставляет его невольно вздрагивать. Даже не сам вопрос, а следующая после ответа реакция спращивающего – то восторженное удивление, то участливо-жалостливое покачивание головой, а то плохо скрытая мысль: зажился мол, в этом мире старец…».
(«Осургинат» Николай Калитин).
10. «Через день бабушка Нюра со своим стариком привели упряжку оленей, вернее, приехали на ней. Мы распрощались с ними и поехали. У бабушки Нюры и её старика, когда они расставались с нами, странно замигали глаза, и поняла, что им хочется плакать. Так мы и уехали, а они ещё долго стояли у почти потухшего костра».
(«Чэриктэ» Галина Кэптукэ).
- Задание закончилось. Теперь выбираем того, кто не смог вспомнить ни одного произведения.
3 задание. А теперь будет следующее задание, разбор слов по составу. Я выдам каждому карточки со словами, потом проверим.
1 карточка – бэе, бэеткэндула, хавалдяран, туксачан, агила;
2 карточка – качикантыки, адяра, синдула, дяннун, гудяйва;
3 карточка – хэгдынун, энекэли, дыгинма, минтыки, дукудяӈавун;
4 карточка – иманна, эмэдерэн, дяпкунду, омактава, тунӈат;
5 карточка – туксаки, надыва, гугданун, соӈодёро, суннун.
- Давайте проверим задание. Кто, по вашему мнению, уже сыграл в эту игру, поднимите таблички с именами.
4 задание. "Стихил эвэды поэтылӈи” Я зачитываю начало стихотворения, вы должны продолжить или закончить его.
1.Не сонеты любви, не поэмы
Написать захотелось, друзья.
(На иные, серьёзные темы
Вся направлена лира моя.)
(«Песни любви» Георгий Нергунеев).
2. «С прежних мест ушли однажды
Лонтогиры, взяв оленей.
(Остов юрты бросил каждый:
Пусть гниёт порой осенней).
(«Гегдаллукон и Ульгориккон» Алексей Салаткин).
3. «..Я дымную юрту припомнил,
Где в шкурах ребёнком лежал,
Припомнил я зданья огромные,
Где вырос и возмужал.
(Припомнил я всё – и гордо
Свой новенький сжал автомат).
(«Клятва» П.Номоконов).
4. «Улюнхан – горделивая речка!
Родники – твои предки,
(Братья и сёстры и поныне.
Ты бежишь, чтоб поить всё живое
И стать украшением моей
Баргузинской долины.)
(«Улюнхан» В.Лоргоктоев).
5. «Порой, коль смысла нет в словах твоих,
Не выпускай ты их, как птиц на волю,
А придержи, чтобы скопилось в них
(Тепла и света доброго поболе).
(«Тепло слов» Н.Оёгир).
6. «Мой край родной! Мне не забыть о том,
Что только ты моей судьбы начало,
(Я вскормлен был оленьим молоком,
И вьюга колыбель мою качала).
(«Мой край родной» А.Немтушкин).
Финал.
В финале одно задание, которое называется "Турэчивур эвэдыду турэнду». На заданную тему нужно вспомнить пословицы, поговорки. Кто больше? – и вы в победителях:
А) части тела
Б) числительные
На этом наша игра заканчивается. Награждаются ученики:
1. "Последний герой-2014” - лентой с надписью, грамотой.
2. грамотой "За стремление к победе”
3. утешительные призы за участие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие "Путешествие по стране Литературии"
Игра-конкурс для обучающихся 5-х классов...
внеклассное мероприятие "Велиие классики немецкой литературы".
Сценарий внеклассного мероприятия по немецкому языку для уащихся 9-11 классов на тему "Великие классики немецкой литературы". Знакомство сжизнью и творчеством великих людей Германии: И.Гете, Г.Гейне, ...
Разработка внеклассного мероприятия по предмету «эвенкийская литература»
Цели и задачи:Подвести итог самостоятельному чтению произведений учащимися;Расширить читательский кругозор учащихся;Воспитать интерес и любовь к творчеству писателей;В творческ...
Сценарий презентации интегрированного внеклассного мероприятия английский язык и литература на тему "День Победы-величайший день в году!"
Прилагается литература: Стихи "Поэзия Проза" Русские Поэты. Учебник-хрестоматия для 7 класса: В 2ч. - М.: Просвещение, 2003. с использованием УМК для обучающихся 7 классов. Учебно-методическими задача...
Презентация к внеклассному мероприятию "Великие классики немецкой литературы"
Данная презентация знакомит учащихся с жизнью и творчеством великих немецких поэтов Г.Гейне, И.Гете, Ф.Шиллера. Учитель немецкого языка Донцова Ольга Николаевна...
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ МАРАФОН. Сценарий внеклассного мероприятия по русскому языку, литературе и английскому языку в 5-м классе
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ МАРАФОНСценарий внеклассного мероприятия по русскому языку, литературе и английскому языку в 5-м классеЦели игры:1. Развитие у школьников интереса к русскому я...
Презентация к внеклассному мероприятию "По страницам английской литературы"
Данная презентация предназначена для мероприятий,относящихся к творчеству английских писателей....