Разработка внеклассного мероприятия по предмету «эвенкийская литература»
план-конспект занятия (5 класс) по теме
Цели и задачи:
- Подвести итог самостоятельному чтению произведений учащимися;
- Расширить читательский кругозор учащихся;
- Воспитать интерес и любовь к творчеству писателей;
- В творческой и игровой форме выявить знания учащимися прочитанных произведений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
викторина «Счастливый случай» по известным произведениям эвенкийских писателей и поэтов) | 21.15 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Улюнханская средняя общеобразовательная школа»
Разработка внеклассного мероприятия
по предмету «эвенкийская литература»
«П и с а т е л и С е в е р а»
(викторина «Счастливый случай» по известным произведениям
эвенкийских писателей и поэтов)
подготовила: Ринчинова Нелли Валерьяновна,
учитель эвенкийского языка и литературы
2013г.
Цели и задачи:
- Подвести итог самостоятельному чтению произведений учащимися;
- Расширить читательский кругозор учащихся;
- Воспитать интерес и любовь к творчеству писателей;
- В творческой и игровой форме выявить знания учащимися прочитанных произведений.
Оборудование:
- Выставка книг;
- Портреты эвенкийских писателей;
- Посередине кабинета игровой стол, в центре которого волчка (юла) с разложенными вокруг прямоугольными табличками с названиями конкурсов.
- Магнитофон с записью песен.
- Мешочек с бочонками, пронумерованными от 1 до 6.
- Эксперты – консультанты (жюри), которые помогают вести игру и оценивают ответы участников.
Участники: учащиеся средних классов, разбитые на две команды.
Награждение: все участники получают «Грамоты» в зависимости от занятого места.
Ход игры:
Звучат позывные телевизионной игры «Счастливый случай».
Ведущий (учитель): Дорогие ребята! Аяврил гиркил! Сегодня у нас необычный день. У нас сегодня праздник. А на праздник принято приглашать гостей. Но сегодня у нас всё будет по – другому. Мы пойдём в гости к известным писателям, подарившим нам свои замечательные произведения. И каждый из них человек с богатой фантазией, собственным взглядом на мир и вещи, которые его окружают.
Ответы на вопросы будет оценивать строгое, но справедливое жюри – наши консультанты – эксперты. Представляю их вам.
Итак, мя начинаем.
При помощи волчка определяется порядок проведения конкурсов.
Конкурс «Сказочное лото».
Ведущий (учитель) или его помощник достаёт из мешочка бочонки с номерами, зачитывает под каждым из них вопрос, команды дают ответы.
Цель конкурса: узнать автора произведения.
Примечание: бочонок под №5 – «Счастливый случай», дающий право получить дополнительные 5 баллов.
- Кто является автором повестей «Сиротинка», «Хулама суглан»? (Никита Сахаров).
- Назовите автора рассказа «Качона» и о каком учебнике говорится в нём? (Николай Ламатканов, учебник «Омакта хокто»).
- Кто написал литературную сказку «Иӈтылгучан» по мотивам эвенкийских сказок о сове? (Анастасия Салаткина – Вакувагир).
- Назовите автора биографической повести «Второе рождение», которая была впервые напечатана в сборнике «Мы – люди Севера» в 1949 году? (Пётр Семёнович Савин).
- Этот писатель и поэт является автором сборника стихов «Оленьи тропы», работал внештатным корреспондентом газеты «Огни Курумкана», его произведения печатались в разных газетах и журналах. Одно из произведений называется «Свадьба состоится». Назовите автора. (Владимир Лоргоктоев).
- Эта писательница из древнего эвенкийского рода куркогир. Она является автором рассказа «Старик Чолко». Назовите автора рассказа. (Анна Алексеевна Куркогир).
Конкурс: «Спешите видеть»
Цель: каждая команда получает задание угадать произведения по книжной иллюстрации. Номера иллюстрации разыгрываются при помощи крутящегося волчка.
- «Иӈтылгучан».
- «Баркана».
- «Первые шаги».
- «Качона».
Конкурс: «Ты – мне, я – тебе»
В этом конкурсе один из участников от команды задаёт свой вопрос одному из представителей другой команды. Вопросы вручаются участникам конкурса в конвертах и до начала конкурса о содержании вопросов они не знают. Цель: в этом конкурсе участники должны вспомнить содержание произведений (об основных моментах).
- Вспомните, о каком «чудесном чуме» говорится в автобиографическом рассказе «Второе рождение». (Институт народов Севера).
- В каком деле мальчик – сирота находит утешение и заслуживает одобрение пожилых эвенков в рассказе «Сиротинка»? (в резьбе по дереву)
- Кем стала по профессии девушка из повести «Семья Алёны Увачан»? (доктором – хирургом).
- Кто был недоволен тем, что Колэ хотел открыть школу? (шаман)
Конкурс «Тёмная лошадка»
Ведущий (учитель) зачитывает цитату из произведений, цель конкурса: узнать и назвать героя по портрету.
- «Стройная, как сосна, красивая, как утренняя заря, так и светится вся неудержимой радостью, буйной резвостью». (Синильга).
- «Это был маленького роста старик в красивом расшитом зипуне. Свои белые волосы, из-за которых его так называли – седовласый, покрывал белым платком. Он хорошо знал оленей. Ещё он был хорошим охотником»
(Чолко).
- «Она была неграмотной, не умела ни писать, ни читать, но знания её, судя по сказкам, были неисчерпаемы». (Бабушка).
- «Его большая чёрная борода наводила на меня ужас. Он не был ни эвенком, ни русским, хотя по-русски говорил довольно бегло». (Чочан).
- «быстрая и всегда весёлая она ростом невысока, глаза черны, как черёмуха. «Точь в точь покойная мать», - думает, подглядывая на неё, отец». (Уриндак).
- «В кузнице куёт он,
Статный ладный молодец,
Дело знает он своё –
Ставит мушку на ружьё». (кузнец).
Конкурс «Дальше, дальше, дальше…»
Ведущий и его помощник читают начало произведения. Команды на скорость дают ответ. Кто правильно назовёт известное произведение быстрее, тот получает очко.
- «Вот и октябрь. Ковром стелются по земле поблёкшие листья. Выйдешь рано утром с берданкой – чего только не увидишь в лесу!». («Свадьба состоится»).
- «Пятеро пастухов ехали верхом на оленях в поисках верховых, разбредших по лесу. Весной олени ходят небольшими табунами по долинам речек и их притоков лакомиться сочной зелёной травкой». («Баркана»).
- «Недалеко от вершины сурового Талоя в витимской тайге стоит стойбище рода туруягир. Всего восемь чумов и четыре палатки. Парни из стойбища отправились добывать панты – рога изюбра». («Качона»).
- «Я родился в декабрьскую лютую стужу в глухой заснеженной тайге под большим, поставленным на попа камнем. Так у нас раньше водилось: роженицу выгоняли из чума». («Первые шаги»).
- «Когда отец покинул родной посёлок, невесело было у него на душе. В лодке был весь наш скарб (доха, железная печь, брезент для палатки, невод, ружьё, острога и берестяной туес), трое детей, из них самый младший – я, да ещё дядя Василий, старик». («Второе рождение»).
- «беспокойное было время. В таёжной глуши, по берегам Витима и Олёкмы, партизаны готовились к последней схватке с колчаковцами. Наступали решающие дни, после которых над родной тайгой навсегда взвились победные красные знамёна». («Сиротинка»).
Конкурс «Музыкальная шкатулка»
Командам предлагается прослушать по одному музыкальному фрагменту. Цель: назвать его и автором стихов, какой песни является известный поэт нашей долины.
- «Гудяй дуннэ».
- «Чукты».
- «Кукты».
- «Икэн – одёра».
По окончании игры жюри подводит итоги, объявляет команду – победительницу. Награждение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по предмету "Музыкальная литература"
Методическая разработка урока "Творческий портрет Иоганна Себастьяна Баха" была участником городского конкурса методических разработок учебных занятий с применением ИКТ в 2011 году. Данная разра...
СЦЕНАРИЙ ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ«А НУ-КА, МАЛЬЧИКИ!»
В атмосфере праздника, знакомить детей с родами войск,развивать память, внимание, организованность, самостоятельность, умение согласовывать интересы в процессе преодоления определенных, соответст...
Методическая разработка внеклассного мероприятияпо истории родного края для учащихся 6-7 классов
Методическая разработка внеклассного мероприятияпо истории родного края для учащихся 6-7 классовучителя истории и краеведенияМОУ ООШ №2 г.Юрюзани Катав-Ивановского муниципального районаГавенко Ольги А...
Внеклассное мероприятие по эвенкийскому языку в 8 классе «Путешествуем по стране ЛИНГВИСТИКА»
Данное внеклассное мероприятие проводится в рамках предметной недели по эвенкийскому языку. При проведении игры информационные технологии выполняют вспомогательную роль, что позволяет учителю зн...
Внеклассное мероприятие по эвенкийскому языку и литературе
Цель: формирование общеучебных компетенций по предмету за курс 8-9 классов....
Методическая разработка внеклассного мероприятия по химии, литературе "Без связи жить нельзя на свете"
Дан сценарий внеклассного мероприятия по химии, литературе...
конспект внеклассного мероприятияпо штукатурно - малярному делу " Строитель"
Конспект занятия на тему « Строитель» для 6 – 5 классовЦЕЛЬ: продолжать знакомить с профессией строителя, его профессиональными действиями.З...