Творчество писателя просветителя XIX века Г. Чыгътая
статья по теме
Жизнь и творчество нашего земляка жившего в 19 веке просветителя Чыгътая.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chygtay.doc | 39.5 КБ |
Предварительный просмотр:
П Л А Н
- Введение
а) Объект исследование – люди
б) Актуальность темы - прошлое нельзя забыть
в) Цель работы - просветительская работа-
всегда благородная.
г) Использованные методы-беседы со старейши-
нами деревни и исследования
д) Обоснование причин- такой большой деревне
должно быть много знаменитых людей.
2.Основная часть
а) Посещение музея Новоибрайкинской ср. шк.
б)Ознакомление с журналом «Дин хэм фэн», его
редактором.
в) Поиск родных Чыгътая.
г) Изучение жизненного пути писателя.
д) Знакомство с произведениями Гафурова
3.Заключение и выводы
а) Навык групповой работы.
б) Умение вести душевную беседу с пожилыми
людьми.
в) Оказывается родина знаменитых людей
рядом.
г) Наложение отпечатки времени к деятельности
человека.
д) Практические выводы- человек никогда не
должен терять веру в свои силы, в свой народ
Земля, где ты родился, где родились твои предки, деревня в кото-
рый ты родился и вырос, очень близки для нашего сердца. Каждая деревня имеет свои особенности, отдельные запоминаю-
щиеся места и обязательно в каждой деревне есть люди, оставив-
шие в памяти своих односельчан много добрых дел. Живым не нужно их забывать, потому что без знаний прошлого своей Роди-
не нет будущего. Какой бы ты не был национальности, где бы не
жил, ты должен знать обычаи своей нации, уважать ее традиции
и должен изучать историю знаменитых личностей, живших в сво-
ей республики и за ее пределами, а особенно своих земляков.
Историю их деятельности необходимо оставить как завещание будущему поколению, что бы они могли гордиться своим народом, своими соотечественниками.
В этом заключается наша основная задача перед старшим поколениям, мы должны передать свои знания будущему поко-
лению. В кружке « Изучение родного края» с самого начала были поставлены конкретные цели:
- изучение истории возникновения деревне Старое Ибрайкино
-исследование истории возникновения и работы медресе, а по-
том единственной татарской средней школы Аксубаевского
района.
- изучение истории коллективизации в деревне Старое Ибрай-
кино.
- изучение и поиски оставшихся в живых родных знаменитых
личности, связанных с деревни.
В своем кратком выступлении я скорее всего обо всем не
смогу рассказать. Я хочу остановиться на изучении истории знаменитости 19 столетия, народного просветителя – писателя оставившего большой след в истории просвещения республики
Галиаскара Чыгътая ( Гафурова). Все началась после посещения
музея в Новом Ибрайкине, где был прочитан журнал « Фэн хэм дин» ( «Наука и религия») редактором которого был Чыгъ-
тай. Он родился в деревне Новое Ибрайкино, а вечности ос-
тался в нашей деревне. Посовещавшись с руководителям круж-
ка Тагировым Рамилем Асхатовичем мы, члены этого кружка
решили узнать, глубже познакомиться с его творчеством, для чего разделились на группы.
Первая группа должна была изучать родословную Галиас-
кара Чыгътая. Оказалась у писателя были родные: Тахау, Мин-
неруй, Руй, Гаян. Его отец Мугин Гафуров был мударрисом
(учителем) и преподавал в Четренском медресе и сам дал на-
чальное образование всем своим детям.
Вторая группа занималась поиском внуков, правнуков писате-
ля. Оказалась дочка Минеруя - Минзихан эби, а ее дочь Рауза
Габдулловна Зарипова ( Хайруллина) живет в нашей деревне.
С удивлением и с трепетом посещали ее, и она рассказала нам
немало. От нее узнали, что у писателя было дочка Зайнап.
Она родилась в городе Бузулуке. У нее две дочери Наиля апа-
- года рождения, а Акъчачек апа – 1925 года рождения. Акъ-
чачек апа не замужем, а Наиля апа – замужем, имеет детей.
Они живут в Москве.
Третья группа занималась изучением жизненного пути Га-
лиаскара Чыгътая. Писатель- просветитель родился 16- сентя-
бря 1867 года в деревне Новое Ибрайкино Аксубаевского ра-
йона. Получил начальное образование в своей деревне и учился Чистопольком уезде, потом служил муллой, он в свободное время изучал произведение Каюма Насыри, Загира
Бигиева, Мусы Акъегет и других писателей. Совершенствовал
русский язык, чтобы иметь большое возможностей в общение
с русскими писателями и их произведениями. В то время рели-
гия была запрещена. Религиозные деятели, муллы и их семьи
преследовались и подвергались наказанием. Для сохранения своей семьи он отказался от должности имама. Уехала в Москву и преступил к творческой, просветительской деятельности. Написал произведения «Исабат» и «Тутам». В этих произведиях он поднял вопрос о роли женщины в семье,
об их правах в жизни, а также о религии. Читатели достойно
оценили его творчества. Он стал редактором журнала «Фэн хэм дин» («Наука и религия»). В этом журнале он публиковал свои статьи разных животрешушие темы.
Какие должен обладать человек желанием, силой и верой, чтобы в 1938 году поехать в город Мекку для совершения паломничество, кстати свой путь он пошел почти пешком. В память об этой поездкой он принес два шамаиля. Один с зо-
лотой вышивкой, а второй обыкновенный. Золотой шамаиль,
наверно храниться у внуков в Москве, а второй у нас Вот он.
В 1940 году Чыгътай приехал родные края к своим родным – сестрам Миннеруй и Руй. До последнего дня он
жил с ними. Так как в открытую нельзя была заниматься религиозными деятельностью. Он тайком совершал мусуль-
манские обряды, читал Коран и намаз. Он тайком посещал
кладбище. Там молился за души умерших. Чыгътай просил родных никому не рассказывать об этом. Почему, сами пони-
маете?! Умер Галиаскар Чыгътай (Гафуров) в 1942 году в возрасте 75 лет и был похоронен в нашей деревне, рядом сестрой.
Вот вкратце история жизни Гафурова- Чыгътая. Тем, об этом хочет узнать подробно, просим следить районной газе-
той «Авыл таннары» («Сельская новь»), мы планируем более
полно и подробно ознакомить Вас об этом. Но этим наша работа не завершена. Так как знаменитых личностей как Чыгътай у нас немало, мы хотим подробно изучит историю
еще одного односельчанина- председателя Тат. ЦИКа Республи-
ки Татарстан Хаерова Миншакира. Хотя вся эти работы труд-
ная, кропотливая, но очень интересная. Дело стоит, чтобы им
заниматься. Прошлое нельзя забыть, прошлое должен жить в
наших сердцах!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология мастерских на уроках литературы в 9 классе при изучении творчества писателей начала 18 века
Опыт использования новых технологий для повышения мотивации учащихся к чтению...
Литературная викторина по творчеству писателей 19-го века (5 класс)
Данная презентация может быть использована в дни проведения предметной Недели русской словесности....
Урок-презентация по творчеству писателей XIX века
Урок-презентация "Родная природа в произведениях русских поэтов XIX века (Ф.И. Тютчев, А.А.Фет, А.Н.Плещеев, А.В.Кольцов, Н.С.Никитин, А.Н. Майков, И.З. Суриков) с анализами стихотворений по программе...
Статья "Учитель в творчестве писателей 20 века"
Тема "Учитель-ученик" всегда в центре внимания писателей. В ХХ веке в этой теме обращались многие авторы: А. Лиханов "Благие намерения", В. Распутин "Уроки французского", Ю.В. Мамлеев "Урок", А....
Традиции Л.Н.Толстого в изображении войны в творчестве писателей ХХ века.
Ученик исследует продолжение традиций Толстого в изображении войны в творчестве писателей ХХ века....
Традиции Л.Н.Толстого в изображении войны в творчестве писателей ХХ века.
Ученик исследует продолжение традиций Толстого в изображении войны в творчестве писателей ХХ века....
Конспект урока в 10 классе. Русская литература и русская история 19 века. Творчество писателей конца 18 – начала 19 века. (Обзор)
Конспект урока в 10 классе. Русская литература и русская история 19 века. Творчество писателей конца 18 – начала 19 века. (Обзор) Данный урок будет полезен для обзорного изучения литератур...