«Слово молвит, словно соловей поет»
материал на тему
Игра для расширение кругозора, знаний о пословицах и поговорках; развитие интеллектуального потенциала и логического мышления, умения владеть программным материалом и применять его в речи, навыков работы в коллективе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
slovo_molvit.doc | 78 КБ |
Предварительный просмотр:
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение «Профессиональный лицей №7»
Интеллектуальная игра
«Слово молвит, словно соловей поет»
(Из опыта работы преподавателей русского языка и литературы
Сергушкиной А.П. и Васениной Н.А.)
г. Звенигово
2007 г.
Интеллектуальный конкурс «Слово молвит, словно соловей поет»
Цели:
Расширение кругозора, знаний о пословицах и поговорках; развитие интеллектуального потенциала и логического мышления, умения владеть программным материалом и применять его в речи, навыков работы в коллективе; формировать мировоззренческие позиции.
Оборудование:
Стенды с пословицами и поговорками, рисунки, лозунги, тексты, раздаточный материал.
Жюри:
Печникова Н.В. – председатель, заместитель директора по учебной части
Капарович О.Ю. – заместитель директора по научно-методической работе
Гайфуллина Л.П. – преподаватель иностранного языка
В конкурсе принимают участие пять команд по пять человек. Каждое задание оценивается по пятибалльной системе. Побеждает та команда, которая наберет больше баллов.
Домашнее задание:
- Приготовить рисунок, изображающий предмет или сюжет какой-либо пословицы
- Подготовить выразительное чтение стихотворения наизусть
- Придумать название команды, эмблему, выбрать девиз, единую форму одежды
1 Ведущий: « Добрый день, мы рады приветствовать всех присутствующих на нашем мероприятии, проводимом в рамках декады русского языка и литературы. В первую очередь нам хотелось бы еще раз напомнить о том, что 2007 год объявлен президентом Российской Федерации Годом Русского Языка. И мы неслучайно выбрали для своей игры название в виде пословицы «Слово молвит, словно соловей поет». Именно знание и использование пословиц, поговорок и фразеологизмов делает нашу речь более красивой, яркой, эмоциональной и выразительной. Поэтому в нашей игре большинство конкурсов будет посвящено этой частичке русского языка и литературы».
2 Ведущий: «И прежде чем перейти непосредственно к конкурсу, мы представляем наше справедливо строгое жюри, которое сегодня, конечно же, будет необыкновенно благосклонно к нашим участникам».
1В: «А теперь самое время познакомиться с нашими командами-участницами. Слово для представления команды группе 35 (36, 34, 26,24) ».
2В: «У каждой команды на столе лежит лист бумаги, на котором по вертикали написана пословица. На протяжении всей игры вы должны заполнить все горизонтальные строки пословицами, начинающимися на те буквы, которые составляют вашу вертикальную, исходную, пословицу».
1В: «Первый конкурс в нашей игре – «Интеллектуальные вопросы». Каждой команде задается по 8 вопросов на кругозор и смекалку».
1. Что можно приготовить, но невозможно съесть? (Уроки)
2. Самый большой оптический прибор? (Телескоп)
3. Где у кузнечика ухо? (На ноге)
4. На каком материке земного шара нет рек? (В Антарктиде)
5. Про какое животное европейцы говорят: оно имеет два хвоста? (Слон)
6. Какой день по календарю считается началом весны? (21 марта)
7. Кто написал картину «Опять двойка»? (Решетников)
8. В каком месяце бабы меньше всего сплетничают? (Февраль)
- Где сухого камня не найдешь? (В воде)
- Какой остров заявляет, что он спортивная одежда? (Ямайка)
- Когда сетью можно вытянуть лед? (Лед)
- Сколько месяцев в году содержат 28 дней? (Все)
- Кто сидит спиной к царю? (Кучер)
- Каким журавлем не поднять воды из колодца? (Птицей)
- Океан, в котором больше всего островов? (Тихий)
- Какое вещество может существовать в земных условиях в трех агрегатных состояниях? (Вода)
- Какое млекопитающее достигает в длину 33 метров и весит 160 тонн? (Кит)
- Самая близкая к Земле звезда? (Солнце)
- Пять кошек ловят пять мышек за пять минут. Сколько времени нужно одной кошке, чтобы поймать одну мышку? (5 минут)
- Его бросают, когда он нужен, и поднимают, когда в нем нет нужды. (Якорь)
- Какие туфельки нельзя одеть на ноги? (Инфузории)
- Без чего человеку нельзя жить? (Без имени)
- Когда Москву строили, во что первый гвоздь вбили? (В шляпку)
- Когда Чапаев лошадь покупал, какая она была? (Мокрая)
- До каких пор заяц бежит в лес? (До половины)
- Сколько отверстий на биллиардном столе? (6)
- Что все люди делают одновременно? (Стареют)
- В литровую бутылку уместили два литра молока. Как это сделали? (Сварили сгущенку)
- Кто изобрел электрическую лампочку? (Яблочков, Лоджин)
- Что может путешествовать по свету, оставаясь в одном углу? (Почтовая марка)
- Какая из птиц выше всех летает? (Орел)
- Самый популярный латышский композитор? (Раймонд Паулс)
- Изготовление какого пищевого продукта никогда не удается с первой попытки? (Блины)
- Первая женщина-космонавт? (Николаева-Терешкова)
- Собака привязана к 10 метровой веревке, а убежала на 300 метров. Как это возможно? (Веревка другим концом не привязана)
- Какие ласки опасны для домашней птицы? (Звери)
- Кто сочинил музыку к балету «Лебединое озеро»? (П.И. Чайковский)
- Кто на самолете совершил мертвую петлю? (Нестеров)
- Какое сходство между преступником и деревом? (Их сажают)
- Как спрыгнуть с десятиметровой лестницы и не разбиться? (С первой ступени)
2В: «В перерыве между первым и вторым конкурсом мы предоставляем слово для домашнего задания команде группы 35».
2В: «Следующий конкурс – «Продолжи пословицу». Вам необходимо закончить предложенную вам первую часть пословицы».
- На чужой роток… (не накинешь платок)
- Не спеши языком… (торопись делом)
- Язык до Киева… (доведет)
- Утро вечера… (мудренее)
- Мягко стелет, да… (жестко спать)
- Слезами горю… (не поможешь)
- Будет и на нашей… (улице праздник)
- Как аукнется… (так и откликнется)
- Делу время… (потехе час)
- У семи нянек… (дитя без глаза)
- Ученье – свет, а… (неученье – тьма)
- Готовь сани летом, а... (телегу – зимой)
- Куй железо… (пока горячо)
- Поспешишь… (людей насмешишь)
- Где тонко… (там и рвется)
- Хрен редьки… (не слаще)
- Береги платье снову, а… (честь смолоду)
- Не хлебом единым… (жив человек)
- Всему свое… (время)
- Ждать да догонять… (хуже всего)
- Что написано пером… (не вырубишь топором)
- На чужой каравай… (рот не разевай)
- Аз да буки… (вот и все науки)
- Не говори «гоп», пока… (не перепрыгнешь)
- Любишь кататься… (люби и саночки возить)
1В: «А мы предлагаем оценить домашнее задание группы 36».
1В: «Третий конкурс – «Найди фразеологизм». Каждой команде зачитывается по три предложения, которые содержат или не содержат фразеологические обороты. Ваша задача – найти и объяснить их».
- Отец не находил себе места от волнения.
- Разграфите лист сначала вдоль, а затем поперек.
- Путешественники изъездили вдоль и поперек все Зауралье.
1. Весна уже не за горами.
2. В двух словах он допустил ошибки.
3. За едой малыш прикусил язык и заплакал.
- Не стыдно тебе перед ним стоять на задних лапках.
- Мы нашли на чердаке осиное гнездо.
- Этот особняк в Западном Берлине – осиное гнездо шпионов.
- Немало было у отца забот, пока он поставил на ноги сына.
- Нам не давали покоя ни днем ни ночью.
- Я подхватил упавшего ребенка и осторожно поставил на ноги.
- В двух словах изложите просьбу.
- Они трудились не разгибая спины до самого вечера.
- Он чуть было не проговорился, но вовремя прикусил язык.
2В: «Мы предоставляем слово для домашнего задания группы 34».
2В: «А мы переходим к конкурсу, который мы назвали «Составь из двух частей». На стендах висят половинки пословиц, другие половинки – в руках наших зрителей. Ваша задача собрать в целое как можно больше пословиц».
- Одна голова хорошо, а две – лучше.
- Не хлебом единым, жив человек.
- Сытый голодного не разумеет.
- Кто не работает, тот не ест.
- Мал золотник, да дорог.
- Старый друг лучше новых двух.
- Труд кормит, а лень портит.
- Тише едешь, дальше будешь.
- Работа не волк, в лес не убежит.
- Кабы знал, где упасть, соломки постелил.
- Ученье – свет, а неученье – тьма.
- Шила в мешке не утаишь.
1В: «Свое домашнее задание представляет группа 26».
1В: «В следующем конкурсе команды соревнуются за звание самых грамотных. Вам розданы листы с заданиями на орфографию и культуру речи, где вы должны исправить ошибки. Одновременно с этим конкурсом будет проходить конкурс капитанов: им необходимо вспомнить и записать как можно больше пословиц, в которых содержится число семь».
- Словарная работа:
Соч…тание, обм…кнуть, ц…рк, сжеч…, з…рница, ж…лтый, панц…рь, ш…пот, глиня…ный, ране…ный, пр…зидент, вскач… .
В чем ошибка?
- Два товарища село друг против друга за стол.
- Дедушка с отцом сел рядом с гостем.
- Произведение Гайдара «Судьба барабанщика» мне понравилась больше всего.
- Словарная работа:
Жже…ный, переписа…ный, к…сание, соб…рать, замуж…, ч…рточка, ш…рох, серебря…ный, ср…внение, пр…зидиум, забл…стеть, пром…кашка.
В чем ошибка?
- Шкаф с книгами были передвинуты в угол.
- Суп с грибами были его любимым кушаньем.
- До начала сеанса оставались всего пять минут.
- Словарная работа:
Пр…зидент, з…ря, ск…кать, ш…колад, саранч…й, ц…ган, обнаж…н, лебеди…ный, оловя…ный, прик…снуться, ж…кей, камен…щик.
В чем ошибка?
- Взявшись за руки, Маша с Олей побежала к реке.
- Смелость и настойчивость помогла Гагарину стать космонавтом.
- Дедушка с отцом сел рядом с гостем.
- Словарная работа:
Мес…ность, пр…зидент, ш…лковый, плюш…вый, стекля…ный, мебел…щик, на ц…почках, невтерпеж…, перет…реть, варе…ка, ноч…ка, перебинтова…ный.
В чем ошибка?
- По пыльным дорогам тянулись обозы (беглецов/беженцев).
- Хозяйка накормила нас (сытым/сытным) обедом.
- Старый астроном приходил в свою (консерваторию/обсерваторию) раньше всех.
- Словарная работа:
Пр…зидент, окрес…ность, деревя…ный, дикови…ный, рас…писание, …десь, ш…рох, скач…ка, поваре…ка, к…саться, разж…гать, ц…рк.
В чем ошибка?
- Нас ознакомили с новым (комплектом/комплексом) упражнений.
- Особенно понравился ребятам в метро (экскаватор/эскалатор).
- Обладая острым (обонянием/обаянием), он сразу почувствовал запах гари.
1В: «А пока наши команды заняты выполнением заданий, мы поиграем со зрителями. И задание такое: вам надо назвать пословицы, поговорки и фразеологизмы со словом РУКА (НОС)».
2В: «Заканчивает показ домашних заданий группа 24».
2В: «Теперь командам нужно будет вспомнить все пословицы, поговорки и фразеологизмы, которые они знают, и подобрать к показанным рисункам».
Рисунки с изображением:
- Солнца
- Хлеба
- Шапки
- Коня (лошади)
- Метлы
- Зайца
- Книги
- Избы
- Черта
- Ложки
1В: «И заключительный конкурс нашей игры – «Игра наоборот». Участникам нужно подобрать к словам фразеологизмы».
Тщательно беречь … (как зеницу ока)
Очень сильно любить …(души не чаять в ком-либо)
Сильно ругать …(на чем свет стоит)
Сильно краснеть …(до корней волос)
Крепко спать …(как убитый)
Быстро скакать …(во весь опор)
Быстро бежать …(во весь дух, во весь лопатки, сломя голову)
Смеяться …(кататься со смеху, животики надорвать)
Громко кричать …(во все горло)
Сильно замерзнуть …(до костей)
Сильно промокнуть …(до нитки)
Хорошо знать …(как свои пять пальцев)
Тесно …(повернуться негде, яблоку негде упасть)
Темно …(хоть глаз выколи, не видать ни зги)
Много …(хоть отбавляй, хоть пруд пруди)
Мало …(кот наплакал, раз, два – и обчелся)
Быстро …(в одно мгновенье, в один миг)
Медленно …(черепашьим шагом)
Рано …(чуть свет, ни свет ни заря)
Близко …(в двух шагах, рукой подать)
Плохо …(из рук вон, никуда не годиться)
2В: «Вот и закончилась наша игра… Вы сегодня много говорили и показали, что та часть русского языка, которая связана с фольклором, вами не забыта, что вы многое знаете и многое умеете. Нам только хотелось бы пожелать вам пользоваться пословицами и поговорками в своей речи чаще, так как это действительно показывает на ваше отличное владение родным языком. Пока мы ждем от нашего жюри общих итогов конкурса, нам хотелось бы узнать, знаете ли вы, откуда появились некоторые пословицы и поговорки».
Председатель жюри: «Результаты…».
2В: «Огромное спасибо всем участникам, жюри и болельщикам за активную помощь в подготовке и проведении мероприятия! До свидания!»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие по литературе "Родительское слово не на ветер молвится" (Проводится в 5 классе после изучения темы «Русский фольклор. Малые жанры фольклора»)
Внеклассное мероприятие по литературе...
Открытый урок литературы в 9-м классе по теме "Когда ты хочешь молвить слово…"
Литературный альманах «Когда ты хочешь молвить слово…» адресован ученикам 9 класса и может быть использован в качестве обобщающего урока. Цель урока:- учить сопоставлять темы и...
Словно сердце Земли бьется вечный огонь...
Данное мероприятие направлено на формирование и развитие патриотических качеств учащихся, на закрепление и углубление исторических знаний учащихся. Необходимо воспитывать у ребят чувство любви и гордо...
Таблица 100 самых часто используемых английских словНа
Наглядный материал для каждодневного использования...
"Небылицы - словно птицы"
Конспект фольклорного развлечения для старших дошкольников и младших школьников....
Проект духовно-нравственного воспитания «Пою я, поет мой класс, поет Бурятия»
Сегодня приобщение к ценностям народного творчества необходимо, так как в нем воплощено не просто прошлое культуры, но и нравственные свойства и способности человеческой души. Народная музыка воспитыв...