«Формирование УУД при изучении антропонимии на уроках татарского языка в русскоязычных группах».
проект по теме
Предварительный просмотр:
ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) Федеральный университет»
Приволжский межрегиональный центр повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования
Проектная работа
ТЕМА:
«Формирование УУД при изучении антропонимии на уроках татарского языка в русскоязычных группах».
Работу выполнили:
Кудряшова Г.М., учитель татарского языка и литературы МБОУ Русско- Шуганская СОШ имени П.А. Днепрова
Муслюмовского муниципального района РТ
Петрова Р.Н., учитель татарского языка и литературы
МБОУ Новоусинская СОШ
Муслюмовского муниципального района РТ
Научный руководитель:
К.п.н., доцент Маснавиева А. И.
Набережные Челны, 28 октября – 15 ноября 2013г.
Концепция проекта.
Актуальность проблемы:
В наше сложное время, когда у некоторых нет позитивной веры в будущее, сложно возродить деятельностного и мыслящего человека, человека - гражданина и патриота своей Родины. Сегодняшний ученик - пленник современной цивилизации. Его жизнь протекает в основном у экрана телевизора и компьютеров, где в большей степени показывают зарубежные фильмы и вовсе не воспитывают гражданина и патриота Родины. Топонимика, изучение традиций, быта, обычаев, культуры народа, особенностей своего края - один из элементов работы учителя словесности. Это - прекрасное средство стимулирования интереса к своей Родине, своему селу, его истории. Важно и то, что данная работа может стать одним из направлений в деле воспитания чувства гражданственности и патриотизма подрастающему поколению, будет представлять интерес в целом и для жителей села.
В ходе работы у обучающихся вырабатываются коммуникативные умения, такие как: выступать перед сверстниками, формулировать вопросы и отвечать на них, структурировать учебный материал по предложенному плану, работать с разнообразными источниками информации, оценивать свою деятельность. А коллективная работа вырабатывает умение интегрироваться в группу сверстников, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми, развивает лидерские способности, умения сотрудничать с взрослыми и одноклассниками при решении учебной задачи.
Цель проекта:
Изучение истории антропонимов села Русский Шуган как вид антропонимов.
Задачи проекта:
1. Формировать у обучающихся коммуникативные универсальные учебные действия, умения оформлять свои мысли в устной форме на татарском языке.
2. Активизация вовлечения их в поисково - исследовательскую деятельность в изучении родного края.
.
Индикаторы (критерии эффективности проекта, методы диагностики)
- Волонтерское движение, шефство над ветеранами, помощь старшим, которые способствуют:
- развитию навыков работы в коллективе, группе;
- развитию навыков работы по поиску и переработке информации;
- воспитание чувств патриотизма, любви к своей Родине.
Целевая группа проекта:
- Обучающиеся 9 класса МБОУ Русско- Шуганская СОШ имени
П. А. Днепрова Муслюмовского муниципального района РТ.
Участники проекта:
Кудряшова Г.М., учитель татарского языка и литературы МБОУ Русско- Шуганская СОШ имени П.А.Днепрова Муслюмовского муниципального района;
Петрова Р.Н., учитель татарского языка и литературы МБОУ Новоусинской кая СОШ Муслюмовского муниципального района.
Место реализации проекта
МБОУ Русско- Шуганская СОШ имени П.А.Днепрова Муслюмовского муниципального района.
Жизненный цикл и этапы реализации проекта
Сроки реализации проекта: 3 месяца
Этапы реализации проекта
- Начальный этап.
Разделение учащихся 9 класса на группы.
Выбор литературы по теме.
Определение цели работы.
Составление плана реализации проекта.
- Основной этап.
Проведение мероприятий по реализации проекта.
Написание текста работы.
- Заключительный этап
Подготовка презентации.
Защита проекта.
Регламенты (комплекс мер (план) по разработке и реализации регламента (механизм реализации))
№ | Комплекс мер | Место проведения | Срок проведения | Ответственный |
Регламент 1 | ||||
1 | Разделение учащихся на группы | школа | сентябрь 2012г | Кудряшова Г.М. |
2 | Выбор литературы по теме. | школа | сентябрь 2012г | Кудряшова Г.М. |
3 | Определение цели работы | школа | сентябрь 2012г | Кудряшова Г.М. |
4 | Составление плана реализации проекта | школа | сентябрь 2012г | Кудряшова Г.М., учащиеся 9 класса |
Регламент 2 | ||||
1 | Изучение источников во внеурочное время | школьная библиотека | октябрь 2012г | обучающиеся 9 класса |
2 | Сбор информации через общение с жителями села | село | октябрь 2012г | обучающиеся 9 класса |
3 | Изучение материалов школьного музея | школьный музей | октябрь 2012г | обучающиеся 9 класса |
4 | Изучение истории села | школьный музей | октябрь 2012г | обучающиеся 9 класса |
5 | Встреча с учителем- ветераном Соловьевой Е.Г. | школьный музей | октябрь 2012г | Кудряшова Г.М., обучающиеся 9 класса |
6 | Написание текста работы | школа | октябрь 2012г | обучающиеся 9 класса |
Регламент 3 | ||||
1 | Подготовка презентации | школа | ноябрь 2012г | обучающиеся 9 класса |
2 | Защита проекта | школа | ноябрь 2012г | обучающиеся 9 класса |
Ресурсное обеспечение проекта
Условия | Необходимо | Имеется | Источники | Сроки |
Нормативно-правовые:
| + + + + + | |||
Материально-технические:
| + + + | |||
Кадровые:
| + + | |||
Научно-методические:
«Об образовании в РФ»
| + + + + | |||
Информационные:
| + + + + + | |||
Мотивационные:
| + + | |||
Организационные:
| + + + |
Заключение
Ожидаемые результаты реализации проекта
1. Групповая работа над проблемой формирует метапредметные коммуникативные универсальные учебные способности, такие как организация взаимодействия в группах, принятие группового решения, выводы работы. Обучающиеся могут правильно построить и высказать мысли по выполненной работе на татарском языке перед аудиторией, по данной теме развита монологическая и диалогическая речь в форме вопросов и ответов.
2. Обучение, организованное как учебное исследование, значительно активизирует личностное развитие школьников. Были выяснены причины возникновения прозвищ в селе- это ограниченный набор фамилий людей, проживающих в селе. Прозвища выполняют различные функции, носят устойчивый характер, то есть передаются по наследству. Они носят оценочный характер в отличие от стилистически нейтральных фамилий.
В ходе работы был составлен перечень прозвищ жителей села, определено их значение и история происхождения. Исходя из этого, выделены следующие группы прозвищ:
- Прозвища, образованные от имени и фамилии
- Прозвища, связанные с особенностями внешности человека
- Прозвища, в основу которых положены привычки, поведение человека, его характер.
- Прозвища, связанные с каким -то случаем из жизни человека.
- Прозвища, связанные с профессией.
- Прозвища, указывающие их национальность.
- Прозвища, историю возникновения которых трудно определить.
Оказалось, что прозвища людей несут в себе большую информацию по истории села, так как в них отражается время и человек - его общественное положение и духовный мир.
Литература
- Федеральный закон РФ «Об образовании в РФ»
- Закон РТ «Об образовании»
- Конституция РФ
- Конституция РТ
- Закон РТ «О языках народов РТ»
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования
- Требования к условиям реализации основной образовательной программы общего образования .
- Ахметгалиев Ә. Мөслим төбәге. -Яр Чаллы, 2003.
- Материалы школьного музея Русско- Шуганской СОШ Муслюмовского района.
- Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования М., 2000
- Сиденко А.С. Метод проектов: история и практика применения. Завуч для администрации школ, 2000. – № 6. – С. 96.
- Хотинок Р. Звездный пришелец. // Известия, 1983, 14 августа.
- Сафиуллина Ф.С. Хәзерге татар әдәби теле. Лексикология.- Казан: Хәтер, 1999.
Интернет ресурсы
- “Сәләтле балалар белән эшләү” http://yakupova1.ru
- “Укучыларның фәнни-тикшеренү эшен оештыру-заман таләбе” http://nsportal.ru
- Галиуллина Г. “Лексикология фәненә караган терминнарның кыскача сүзлекчәсе http://kitap.net.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План подготовки к ГИА по татарскому языку в русскоязычных группах -9класс.
План работы по подготовке к ГИА в 9-ых классах по татарскому языку включает в себя работу с учениками и родителями....
План подготовки к ГИА по татарскому языку в русскоязычных группах -9класс.
План работы по подготовке к ГИА в 9-ых классах по татарскому языку включает в себя работу с учениками и родителями....
Контрольная работа по татарскому языку в русскоязычных группах для 7 классов
1) Җөмләләрдән сыйфат фигыльләрне тап, тәрҗемә ит, заманнарын билгелә, асларына сыз.а) Урманда ял итүче кешеләр волейбол уйныйлар. б) Чаңгыда шуучы апалар һәм абыйлар бик шат иде. в) Әни сатып а...
Открытый урок по татарскому языку в русскоязычной группе с использованием сингапурских обучающих структур
Данный урок был проведен в русскоязычной группе 6 А класса. В группе всего 15 учащихся, 13 из них успевают по предмету на «4» и «5». Дети активные, творческие, трудолюбивые. Урок относится к разд...
Современные стратегии изучения татарского языка в русскоязычных группах начальной школы.
Теоретический материал...
Календарно-тематическое планирование по родному(татарскому) языку для русскоязычных групп 1 класса
Данное календарно-тематичекое планирование составлено в соответствии с ФГОС НОО учебного предмета и входит в предметную область "Родной язык и литературное чтение на родном языке"...