Мастер-класс "Технология "Портфель достижений ученика"
опыты и эксперименты по теме
Материал содержит описание технологии. основных приёмов работы, а также презентацию и раздаточный материал для мастер-класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekhnologiya_portfyael_dostizheniy_uchenika.doc | 72.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Технология «Портфель достижений ученика» как средство развития коммуникативной компетентности учащихся
Наверное, каждый педагог сталкивался в своей практике с ситуациями, когда учащийся:
Противоречия и постановка проблемы
-при выполнении коллективного задания не может согласовать свою позицию и действия с действиями других;
-затрудняется высказать свою точку зрения, потому что не знает, как построить предложение;
-не может отстаивать точку зрения, строить хороший монолог
В школу попадают дети с разным уровнем готовности, у каждого ребёнка свой умственный потенциал, свои возможности. Но государство предъявляет выпускникам единые требования, поэтому целью деятельности в этих условиях считаю: помочь учащимся максимально хорошо овладеть письменной и устной речью, подготовить их к жизни в условиях современного общества.
Задачи:
-научить выражать свои мысли в письменной и устной форме;
-общаться в деловой и неформальной обстановке;
-понимать и анализировать письменную и устную информацию;
-учитывать в учебном процессе реальные возможности и индивидуальные потребности школьников;
- используя современные педагогические технологии, эффективные методы и приёмы, способствовать повышению уровня образованности выпускников.
Решать поставленные задачи я начала в 2004-2005 учебном году, участвуя в опытно-экспериментальной работе по теме «Развитие ключевых компетентностей как условие повышения качества образования».
В соответствии с Концепцией реализации компетентностно-ориентированного образования на территории Кировской области, актуальными в социально-экономической ситуации региона являются следующие компетентности:
- коммуникативная
- информационная
- рефлексивная
- учебно-исследовательская, проектная
- технологическая
- социальная
Одной из ключевых компетентностей является коммуникативная - это готовность получать необходимую информацию, представлять и цивилизованно отстаивать свою точку зрения в диалоге, в публичном выступлении на основе признания разнообразия позиций и уважительного отношения к ценностям других людей.
Исходя из требований стандарта среднего (полного) общего образования, учащийся должен овладеть следующей коммуникативной деятельностью:
-адекватно воспринимать устную речь и передавать содержание прослушанного текста;
-осознанно и бегло читать тексты различных стилей и жанров и проводить их анализ;
- владеть монологической и диалогической речью, уметь вступать в речевое общение;
- уметь использовать выразительные средства языка;
- использовать различные источники информации.
Поэтому объектом моей деятельности стало развитие данной компетентности учащихся.
Противоречия и постановка проблемы.
Выпускник школы, обучение в которой было нацелено сугубо на передачу знаний, оказывается не готовым к самостоятельной и ответственной работе в конкретных трудовых или учебных ситуациях и учению на протяжении жизни. Школа, ориентирующаяся только на знания, с точки зрения новых запросов мира труда, устарела.
Для формирования коммуникативной компетентности необходимо выбрать такую технологию обучения, при которой обучающийся большую часть времени работает самостоятельно и учится планированию организации, самоконтролю и оценке своих действий и деятельности в целом.
В последнее время появились сравнительно новые технологии под названием «Портфель достижений ученика» , ( это проект «Европейский языковой портфель для России», был подготовлен в рамках программы «Интеграция». Авторы-составители: И.И. Халеева, Н.Д. Гальскова, К.М. Ирисханова, Г.В. Стрелкова) которые могут служить одним из средств реализации идеи, провозглашённой в «Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования» (2002 г.),которая состоит в том, что образование должно стать более индивидуализированным, функциональным и эффективным.
«Языковой портфель достижений ученика» - инструмент самооценки собственного познавательного, творческого труда ученика, рефлексии его собственной деятельности.
Эту сравнительно новую технологию начали применять учителя иностранного языка. Есть и варианты названий «Языковой портфель ученика», «Языковая папка учащегося», «Языковое портфолио», однако суть остаётся единой – самомониторинг, самооценка коммуникативных умений на протяжении всего школьного курса обучения языку.
По форме «Языковой портфель» - новый тип рабочей тетради-папки, фиксирующей самооценку речевых умений учащихся.
Назначение языкового портфеля должно быть понятно ученику, родителям, учителям другой школы (в случае перехода учащегося) и заключается в следующем:
-в описании проделанной учеником работы по совершенствованию речевых умений за годы обучения в школе;
-в качественной фиксации учеником и учителем уровня овладения основными видами речевой деятельности (слушанием, говорением, чтением, письмом) в зависимости от этапа обучения;
- в презентации (по выбору ученика) наиболее удачных письменных работ, разнообразных по жанру (сочинения, публичные выступления, диктанты, изложения и т. д.)
-в прогнозировании профессиональных склонностей ученика на этапе предпрофильного и профильного обучения.
«Языковой портфель» состоит из нескольких разделов:
- Языковой паспорт владельца языкового портфеля, где указываются фамилия, имя, дата рождения, класс, изучаемые иностранные языки в школе, вне школы, год обучения, учебник русского языка, по которому занимался ученик, язык общения в семье.
В этом же разделе есть памятка, объясняющая, для чего нужен языковой портфель:
-для того чтобы описывать проделанную тобой работу;
-для того чтобы описать то, что ты уже знаешь и как владеешь русским языком;
-для того чтобы показать твоим новым учителям в том случае, если ты перейдёшь в другой класс или школу;
-для того чтобы знать, как заполняются подобные документы, они могут быть очень полезны для тебя в дальнейшем обучении, выборе профессии.
2. «В языковой портфель» включены таблицы для самооценки речевых умений всех видов деятельности.
Для контроля устных и письменных видов речевой деятельности я составила цепочку учебно-коммуникативных умений:
5 класс | 6 класс | 7 класс |
|
|
|
8 класс | 9 класс | 10-11 классы |
|
|
|
Памятки:
-Памятка для анализа пересказа;
-Памятка для анализа изложения;
-Памятка для анализа повествовательного текста;
-Памятка обучению повествованию;
-Памятка обучению рассуждению;
-Памятка для анализа текста-рассуждения;
-Памятка для обучения описанию;
-Памятка для анализа текста-описания;
-Советы молодым ораторам;
-Учись правильно пользоваться своим голосом во время публичного выступления..
- «Языковой архив ученика». Здесь делаются отметки о работах ученика или хранятся наиболее удачные работы, выполненные учеником самостоятельно на уроке или дома.
Для самостоятельной работы учащихся 5-6 классов использую исследовательские работы «Путь к слову», позволяющие закрепить умение работать с различными словарями. Предлагаю такой план:
- Лексическое значение слова.
- История слова.
- Словообразовательное гнездо.
- Синонимы и антонимы.
- Слово в иностранных языках.
- Слово во фразеологических оборотах.
- Слово в афоризмах.
- Слово как понятие.
- Слово в фольклоре.
- Слово в художественном произведении.
- Слово в искусстве.
- Слово в моём творчестве.
Ещё один вид самостоятельной работы – это подготовка публичного выступления. В учебние М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской и др. предлагается ребятам приготовить различные публичные выступления: «Происхождение имён», «Берегите природу!», «Народные промыслы» и т. д.
Количество разделов «Языкового портфеля» может варьироваться и быть расширено по усмотрению учителя.
Эту технологию применяют в гимназиях г. Кирова в экспериментальном режиме.
Есть ряд проблем в связи с реализацией данной технологии:
-содержательных (определение уровней овладения речевыми умениями);
-психолого-педагогических ( изменение позиции учителя в сторону педагогики сотрудничества на этапе оценки ученика, изменение отношения ученика к оценке и формирование навыка рефлексии в процессе совершенствования речевой деятельности. Изменение позиции родителей – движение от проверки дневника к наблюдению по развитию ребёнка);
- организационных (размножение листов для самоконтроля, выделение на уроках дополнительного времени для презентации портфеля.
Обозначенный круг проблем показывает, что применение данной технологии самооценки в преподавании русского языка требует решения определённых задач.
Однако роль данной технологии в школе состоит в том, чтобы привить тягу к самосовершенствованию, развивать личностный мотив в обучении, помочь объективно определить выбор профиля обучения.
Как упрощённый вариант технологии «Портфель достижений», в 5-7 классах можно использовать специальный «Лист индивидуальных достижений», который полезно завести для каждого ученика.
Результативность работы
Применяя данную технологию в течение двух лет в 5-6, я отметила следующие положительные моменты:
- У учащихся сформировались навыки рефлексии, т.е. самонаблюдения, самооценки.
- Формируются умения адекватно оценивать собственные достижения и возможности, делать необходимые выводы относительно собственного самосовершенствования.
- Учащийся учится постепенно добиваться поставленной цели.
- Из 28 учащихся нет ни одного, кто бы не справился с поставленной задачей.
Таблицы самооценки речевых умений
Оценка чтения наизусть
Автор,название стихотворения | Знание текста | Громкость речи | Логическое ударение | Паузы | Удалось ли передать основную мысль стихотворения | Оценка |
Оценка публичного выступления
Тема выступления | Громкость речи | Ясность, чёткость дикции | Нормы литературного произношения | Темп речи | Паузы | Логическое ударение |
Оценка пересказа
Полнота передачи пересказа | Выражена ли в пересказе идея рассказа | Речевые изменения при передаче текста | Выразительность выступления, интонация, её соответствие передаваемому содержанию | Умение рассказчика держаться : спокойствие, контакт с аудиторией | Общий вывод о пересказе | Индивидуальные замечания |
Оценка изложения
Полнота передачи содержания текста | Последовательность передачи содержания, логические ошибки | Фактические ошибки | Речевые ошибки | Орфограф.ошибки | Пункт. ошибки | Внешнее оформление работы |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Достижения учеников
Копии грамот, дипломов...
Оценка достижений учеников в соответствии с требованиями Федерального Государственного Образовательного Стандарта.
Предлагаемые задания текущего и тематического контроля прошли апробацию в рамках дистанционного проекта «Система диагностики результатов обучения школьного курса географии», проведённого в...
Достижения учеников
Мои ученики активно участвуют в интеллектуальных конкурсах и олимпиадах, многие показывают отличные результаты....
Достижения учеников
Мои ребята регулярно участвуют в олимпиадах меташколы...
Выступление на педагогическом совете "Новая форма накопительной оценки - портфолио личностных достижений ученика".
Портфолио - современная эффективная форма оценивания, способ фиксирования , накопления и оценки индивидуальных достижений школьника....
Мои достижения,достижения учеников
Дипломы,грамоты...
Достижения учеников
Диплом...