Проблемное обучение ( из опыта работы)
(5 класс) по теме

                           Е.П.Трубинова 

МБОУ  СОШ № 18 г.о.Коломна

             

                Технология проблемного обучения

           ( из личного опыта на уроках русского языка и литературы )

 

         Слайд1.  Наиболее эффективной и интересной в работе, на мой взгляд, является технология проблемного обучения.На протяжении многих лет преподавая русский язык и литературу, практикуя в далеко не сильных классах, я пришла к выводу о том, что учащиеся среднего( и ниже) уровня  психологического и интеллектуального развития усваивают новый материал и приобретают знания, исходя из решения определённых задач и учебных проблем, заявленных на уроке, как актуальных проблем нашей действительности, которые приводят ребёнка к ежедневным "собственным " открытиям на каждом учебном занятии, придавая ему уверенность не только в учёбе, но и в жизни.

        Технология проблемного обучения не нова. Современная методика преподавания школьных предметов добавила к ранее изученным аспектам  новые, тем самым усовершенствовав предыдущий педагогический опыт. Элементы проблемного обучения можно встретить в эвристических беседах Сократа, в трудах Ж.Ж.Руссо...

 

         Слайд 2.  Считается, что технология проблемного обучения возникла в 20-30 годах XX века на основе учения американского философа, учёного и педагога Джона Дьюи ( 1859-1952 ); в Чикаго он основал школу в 1854 году , где учёба была заменена трудовой и игровой деятельностью. Занятия счётом, письмом, чтением проводились только тогда, когда дети чувствовали потребность в этом. А в современное нам время в школе чем можно заменить учёбу и как уловить ту "потребность", которую взял за основу своей технологии Дж.Дьюи?

 

       Слайд 3. Привлекает особое внимание то, что сам Дж.Дьюи, изучая психологию подрастающего ребёнка и наблюдая за его деятельностью, пришёл к выводу о том, что у ребёнка должны быть так называемые 4 "источника познания мира" для развития , для удовлетворения его инстинктов :

·             слово;

·                    произведения искусства;

·                    технические устройства;

·                    труд как игра.

         Сегодня сложно утверждать, что эти "источники", кроме, пожалуй, технических устройств, будут интересовать учащихся в наше время. Тем не менее, считаю, что именно на уроках словесности можно воздействовать на ребёнка посредством этих "источников познания мира" (по Дьюи)  и сделать эти уроки интеренее и продуктивнее.

 

          Проблемное обучение в нашей стране, начиная с советских времён, не раз применялось в школах, потом отвергалось...Потом опять это "новое" возвращалось как "хорошо забытое старое", пока, наконец, не стало носить название Технологии проблемного обучения, применяясь в современной методике обучения.

 

      Слайд 4. В СССР  проблемное обучение возникает как "комплекс-проект" на основе Дьюи: считалось, что знания усваиваются в процессе выполнения проектов "За коллективизацию", "Борьба за профинплан". Классно-урочная система была заменена  лабораторно-бригадным методом. В 1932 г. эти методы ВКП(б) были объявлены прожектёрством и отменены.

         Как видно, проблемное обучение претерпевало различные изменения в течение нескольких лет и опробаций до того момента, когда педагоги и психологи всерьёз стали задумываться об использовании данного метода. Главные методические разработки принадлежат учёным  Д.Н.Богоявленскому, С.Л.Рубинштейну, М.А.Данилову, М.Н.Скаткину, Ю.К.Бабанскому, М.И.Махмутову и др. только уже в 60-х годах XX века.

 

      Слайд 5.   Педагогические исследования этих мастеров и их последователей привели к следующему пониманию  проблемного обучения :

·             По мнению А.М.Матюшкина, это организованный преподавателем способ активного взаимодействия субъекта с проблемнопредставленным содержанием обучения, в ходе которого он приобщается к объективным противоречиям научного знания и способам их разрешения, учиться мыслить, творчески усваивать знания.

·                    По мнению В.Оконя, это совокупность таких действий как организация проблемных ситуаций, формулирование проблем, оказание ученикам необходимой помощи в решении проблем, проверка этих решений и,  наконец, руководство процессом систематизации и закрепления приобретённых знаний.

  Все умозаключения и выводы учёных, бесспорно, правильны. Но главные вопросы  времени и последующих поколений учителей и учащихся: "Насколько сегодня применимо проблемное обучение и каковы инновации опыта прошлых лет?" - приводят педагогов к современному толкованию уже технологии проблемного обучения.

 

     Слайд 6Проблемное обучение сегодня - это такая организация учебных занятий, когда под руководством учителя создаются проблемные ситуации и направленные активные действия учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, навыками и умениями и развитие мыслительных способностей.

   Как и любая методика, проблемное обучение имеет методы воздействия на учащихся и применение этому на практике, предполагая соответственно определённый результат.

 

  Слайд 7. Основные характеристики технологии очень привлекательны и доступны  всем, актуализируя эту технологию в среднем и старшем звене учащихся общеобразовательной школы.

Уровень применения: общепедагогический

Тип управления: система малых групп

Характер содержания: светский, общеобразовательный, гуманистический

Подход к ребёнку: свободное воспитание

Организационные формы: академическая, групповая, клубная

Направление: активизация деятельности учащихся

Цель: приобретение ЗУН, развитие познавательных и творческих способностей через самостоятельную деятельность учащихся

Условия успешности: проблематизация учебного материала, активность ребёнка, связь обучения с жизнью, трудом и игрой

Упомянутые характеристики технологии подчёркивают ещё раз её значимость в свете внедрения ФГОСов.

 

   Слайд 8. По способу решения проблемных задач выделяют 4 метода:

·             проблемное изложение ( педагог самостоятельно ставит проблему и самостоятельно решает её);

·                    совместное обучение (  педагог самостоятельно ставит проблему, а решение достигается совместно с учащимися);

·                    исследование (педагог ставит проблему, а решение достигается учащимися самостоятельно);

·                    творческое обучение ( учащиеся и формулируют проблему, и находят её решение).

     Все эти методы "работают" на классах разной подготовленности, на разных видах уроков, необходимо  только продуманное введение метода/методов на определённом этапе урока. Конечно, каждый учитель выбирает только то, что хорошо будет получаться именно у него, но, думаю, пугаться трудностей подготовки к таким урокам  и, следовательно, вообще отказываться от технологии проблемного обучения не следует. На мой взгляд, урок становится учащимся понятней и интересней, если он касается нашей действительности, помогает детям в принятии определённых решений, делая их увереннее не только в учёбе, но и в жизни. Поэтому я считаю, что проблемное обучение развивает ребёнка путём проб и ошибок, ненавязчиво ведёт к усваиваемому учеником уровню знаний.

 

   Слайд 9.  Знания ― "дети удивления  и  любопытства" ― получаются из различных наблюдений, сомнений, выводов. Используя различные приёмы (противоречия и его разрешение; столкновение противоречий; различные точки зрения  как различные позици; конкретные вопросы, точные выводы как решение точной задачи), мы реализуем себя различными способами (отбор самых актуальных задач, выявление особенностей разных видов работы, личностный подход и мастерство учителя для активизации развития познавательной деятельности ребёнка).

 

   Слайд 10. На уроках русского языка я постоянно использую проблемные ( побуждающий и подводящий)  диалоги,  которые помогают направить учеников с начала урока, обозначить цели и задачи нашего "урочного действа", его логических этапов .

      Побуждающий диалог состоит из отдельных стимулирующих реплик, с которых начинается творческая деятельность учащихся на уроке после формулирования проблемного вопроса. А подводящий диалог представляет собой проблемные вопросы и задания, активизирующие и развивающие мыслительные  способности учащегося. По-моему, упомянутые диалоги являются важным "ключиком" для того, чтобы урок пошёл наиболее продуктивно, чтобы заинтересовать в решении учебной проблемы всех учеников, отмечая их личные "открытия-выводы" в определённый момент в течение 45 минут.

 

    Слайд 11.  Иными словами: от вводно-мотивационного начала - к проблемному диалогу и - преобразующему началу. Вот чем знаменательна эта кольцевая стуктура на уроках! На школьных фото мы видим учебную таблицу "Синтаксис и пунктуация", которая скучно и молчаливо прикреплена на правой створке доски. Проблемный диалог (к примеру, начало диалогов:  "О чём хочет рассказать нам эта таблица?" или  "Какие значки и знаки используются для рассказа о поставке запятых в простом предложении?")   помогают эту таблицу "оживить", преобразовать начало урока в исследовательскую деятельность. А Древо знаний на другом фото и диалог с  проблемным  вопросом  превращают урок в творчество посредством игры, например, " Найди верное слово". Исходя из этого, урок русского языка уже не будет "тянуться целую вечность" для некоторых учащихся, а постепенно превратится в самый познавательный, на который  ученики будут идти с удовольствием, несмотря на порой "слабые" результаты.

 

  Слайд 12.  В настоящее время школа переживает самую главную проблему  -  отсутствие мотивации в обучении  (особенно у школьников подросткового возраста).  Задача учителя ― вселить или возродить и утвердить ценность обучения в каждом ребёнке.

     Для моих уроков является значимой  мотивация "Открытие нового", проблема которой может быть заявлена в теме, несовпадающей  с темой вопроса, или выявлена в диалоге (заявляет учитель или сами ученики). Цель данной мотивации: нахождение несоответствий в проблемных вопросах и заданиях,  основанных на полученном раньше знании, выявлении новых понятий и закономерностей (повторение правил, выполнение упражнений, заполнение таблиц, карт \ перфокарт и т.п.). Задача этой мотивации : решение заявленной или скрытой проблемы, собственное открытие нового, обнаружение причинно-следственных связей в процессе решения индивидуальных, парных и групповых работ, глубокое понимание сути учебной проблемы через анализирование выполненного.

     Конечно же, каждый неравнодушный учитель для результативности и эффективности своих занятий использует всевозможные способы и  приёмы  усиления положительной мотивации детей.

 

    Слайд 13.  Игровые моменты как составляющие элементы технологии проблемного обучения немаловажны на начальных этапах урока. В 5-7 классах мне нравится использовать, к примеру, такую игру-"разминку" как "Третий  лишний", которая, не занимая много времени, активизирует внимание у школьников, оптимизируя  и настраивая их на дальнейшую учебную деятельность. А игровая "разминка" с заданием "найти" (например, найти все спрятанные в предложении словосочетания) может использоваться в парах и группах в качестве соревновательной, таким образом повышая интерес школьников к работе с языковыми единицами.

 

     Слайд14.  На уроках литературы каждый учитель выбирает  проблемную ситуацию с учётом возрастных психологических особенностей учащихся, чтобы не вызывать особых трудностей для разрешения (может быть, на разных этапах урока: при объяснении, закреплении, контроле).Например, при знакомстве с лирическим произведением следует после первого прочтения поделиться личными впечатлениями от авторских мыслей, эмоций, философии; вспомнить эпоху написания  и  жизни автора, значимость и посвящение кому-то, чтобы при письменном анализировании и интерпретации можно было бы сформулировать собственные мысли и выводы, подчёркивая актуальность произведения сегодня.Всё это делает такое сложное задание как анализирование более понятным и доступным учащимся.

 

    Слайд 15. Технология проблемного обучения привлекает меня на уроках литературы  широтой своего  применения. Так, например, уже в 5 классе можно давать ребятам групповые и парные задания, приучая детей к несложному формулированию главных проблем определённых этапов урока, простому анализу и личной оценке литературных героев. И постепенно, учитывая интеллектуальные, психологические и  возрастные особенности учащихся  определённых  классов, усложнять "проблемные вопросы".

 

    Слайд 16. Урок литературы может быть построен как урок-дискуссия, урок-диспут, урок-беседа ( например, в 7 классе урок-дискуссия на тему  "В чём героизм купца Калашникова и Тараса Бульбы ?" в идеале должна быть подготовлена "проблемными" тематическими уроками-беседами "Геройский поступок Ивана-крестьянского сына в сказке "Бой на Калиновом мосту"в 5 классе  и "Можно ли назвать героическим поступок героя рассказа "Тринадцатый подвиг Геракла" Ф.Искандера?" в 6 классе).

       Тема должна быть сформулирована с позиции современности и важности лично для самих учащихся, должна опираться на нравственные ценности ( например, тема урока-дискуссии "Кто же Раскольников : преступник или гуманист?" сразу же ориентирует на "вечную" человеческую проблему).

       Планирование "проблемных уроков" предполагается как логично-закономерно выстроенное, постоянно ориентированное на современную жизнь с целью активизации интереса к изучаемому предмету и воспитания нравственности через решение неоднозначных актуальных вопросов современности.

 

    Слайд 17. Схемы и схематичный анализ, на мой взгляд, являются самым действенным способом решения "проблемы" урока на литературе : позволяет быстро ориентироваться в героях произведения, конфликте, тематике. Своеобразная структура схем даёт "практическое" запоминание отношений между главными и второстепенными героями, их характеров, исходя из нашей нравственной оценки. По-моему, любую схему, если она логична выстроена, можно применить к нужному "проблемному вопросу" на определённом уроке, поэтому этот вид наглядности использую как и при объяснении нового материала, так и при различных видах опроса и контроля знаний учащихся.

 

    Слайд 18. Как и любая технология , при всех так называемых "плюсах"  проблемное обучение имеет и свои "минусы": конечно же, дефицит учебного времени  и невозможность опросить всех; разный уровень учащихся; отсутствие должной учебной и методической литературы; постоянное самообучение и саморазвитие учащихся  и учителя.

 

  Слайд 19. Тем не менее, технология проблемного обучения, по-моему, при продуманном  планировании и постоянном использовании является продуктивной, так как даёт положительные результаты в развитии и обучении учащихся, повышая их мотивацию к учёбе в целом и мыслительные способности, качество знаний по русскому языку и литературе через творческое овладение знаниями, умениями, навыками. 

      

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dokument_microsoft_office_word.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

                             Е.П.Трубинова  

МБОУ  СОШ № 18 г.о.Коломна

             

                Технология проблемного обучения

           ( из личного опыта на уроках русского языка и литературы )

         Слайд1.  Наиболее эффективной и интересной в работе, на мой взгляд, является технология проблемного обучения.На протяжении многих лет преподавая русский язык и литературу, практикуя в далеко не сильных классах, я пришла к выводу о том, что учащиеся среднего( и ниже) уровня  психологического и интеллектуального развития усваивают новый материал и приобретают знания, исходя из решения определённых задач и учебных проблем, заявленных на уроке, как актуальных проблем нашей действительности, которые приводят ребёнка к ежедневным "собственным " открытиям на каждом учебном занятии, придавая ему уверенность не только в учёбе, но и в жизни.

        Технология проблемного обучения не нова. Современная методика преподавания школьных предметов добавила к ранее изученным аспектам  новые, тем самым усовершенствовав предыдущий педагогический опыт. Элементы проблемного обучения можно встретить в эвристических беседах Сократа, в трудах Ж.Ж.Руссо...

         Слайд 2.  Считается, что технология проблемного обучения возникла в 20-30 годах XX века на основе учения американского философа, учёного и педагога Джона Дьюи ( 1859-1952 ); в Чикаго он основал школу в 1854 году , где учёба была заменена трудовой и игровой деятельностью. Занятия счётом, письмом, чтением проводились только тогда, когда дети чувствовали потребность в этом. А в современное нам время в школе чем можно заменить учёбу и как уловить ту "потребность", которую взял за основу своей технологии Дж.Дьюи?

       Слайд 3. Привлекает особое внимание то, что сам Дж.Дьюи, изучая психологию подрастающего ребёнка и наблюдая за его деятельностью, пришёл к выводу о том, что у ребёнка должны быть так называемые 4 "источника познания мира" для развития , для удовлетворения его инстинктов :

  •         слово;
  • произведения искусства;
  • технические устройства;
  • труд как игра.

         Сегодня сложно утверждать, что эти "источники", кроме, пожалуй, технических устройств, будут интересовать учащихся в наше время. Тем не менее, считаю, что именно на уроках словесности можно воздействовать на ребёнка посредством этих "источников познания мира" (по Дьюи)  и сделать эти уроки интеренее и продуктивнее.

 

          Проблемное обучение в нашей стране, начиная с советских времён, не раз применялось в школах, потом отвергалось...Потом опять это "новое" возвращалось как "хорошо забытое старое", пока, наконец, не стало носить название Технологии проблемного обучения, применяясь в современной методике обучения.

      Слайд 4. В СССР  проблемное обучение возникает как "комплекс-проект" на основе Дьюи: считалось, что знания усваиваются в процессе выполнения проектов "За коллективизацию", "Борьба за профинплан". Классно-урочная система была заменена  лабораторно-бригадным методом. В 1932 г. эти методы ВКП(б) были объявлены прожектёрством и отменены.

         Как видно, проблемное обучение претерпевало различные изменения в течение нескольких лет и опробаций до того момента, когда педагоги и психологи всерьёз стали задумываться об использовании данного метода. Главные методические разработки принадлежат учёным  Д.Н.Богоявленскому, С.Л.Рубинштейну, М.А.Данилову, М.Н.Скаткину, Ю.К.Бабанскому, М.И.Махмутову и др. только уже в 60-х годах XX века.

      Слайд 5.   Педагогические исследования этих мастеров и их последователей привели к следующему пониманию  проблемного обучения :

  •         По мнению А.М.Матюшкина, это организованный преподавателем способ активного взаимодействия субъекта с проблемнопредставленным содержанием обучения, в ходе которого он приобщается к объективным противоречиям научного знания и способам их разрешения, учиться мыслить, творчески усваивать знания.
  • По мнению В.Оконя, это совокупность таких действий как организация проблемных ситуаций, формулирование проблем, оказание ученикам необходимой помощи в решении проблем, проверка этих решений и,  наконец, руководство процессом систематизации и закрепления приобретённых знаний.

  Все умозаключения и выводы учёных, бесспорно, правильны. Но главные вопросы  времени и последующих поколений учителей и учащихся: "Насколько сегодня применимо проблемное обучение и каковы инновации опыта прошлых лет?" - приводят педагогов к современному толкованию уже технологии проблемного обучения.

 

     Слайд 6.  Проблемное обучение сегодня - это такая организация учебных занятий, когда под руководством учителя создаются проблемные ситуации и направленные активные действия учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, навыками и умениями и развитие мыслительных способностей.

   Как и любая методика, проблемное обучение имеет методы воздействия на учащихся и применение этому на практике, предполагая соответственно определённый результат.

  Слайд 7. Основные характеристики технологии очень привлекательны и доступны  всем, актуализируя эту технологию в среднем и старшем звене учащихся общеобразовательной школы.

Уровень применения: общепедагогический

Тип управления: система малых групп 

Характер содержания: светский, общеобразовательный, гуманистический

Подход к ребёнку: свободное воспитание

Организационные формы: академическая, групповая, клубная

Направление: активизация деятельности учащихся

Цель: приобретение ЗУН, развитие познавательных и творческих способностей через самостоятельную деятельность учащихся

Условия успешности: проблематизация учебного материала, активность ребёнка, связь обучения с жизнью, трудом и игрой

Упомянутые характеристики технологии подчёркивают ещё раз её значимость в свете внедрения ФГОСов.

   Слайд 8. По способу решения проблемных задач выделяют 4 метода:

  •         проблемное изложение ( педагог самостоятельно ставит проблему и самостоятельно решает её);
  • совместное обучение (  педагог самостоятельно ставит проблему, а решение достигается совместно с учащимися);
  • исследование (педагог ставит проблему, а решение достигается учащимися самостоятельно);
  • творческое обучение ( учащиеся и формулируют проблему, и находят её решение).

     Все эти методы "работают" на классах разной подготовленности, на разных видах уроков, необходимо  только продуманное введение метода/методов на определённом этапе урока. Конечно, каждый учитель выбирает только то, что хорошо будет получаться именно у него, но, думаю, пугаться трудностей подготовки к таким урокам  и, следовательно, вообще отказываться от технологии проблемного обучения не следует. На мой взгляд, урок становится учащимся понятней и интересней, если он касается нашей действительности, помогает детям в принятии определённых решений, делая их увереннее не только в учёбе, но и в жизни. Поэтому я считаю, что проблемное обучение развивает ребёнка путём проб и ошибок, ненавязчиво ведёт к усваиваемому учеником уровню знаний.

   Слайд 9.  Знания ― "дети удивления  и  любопытства" ― получаются из различных наблюдений, сомнений, выводов. Используя различные приёмы (противоречия и его разрешение; столкновение противоречий; различные точки зрения  как различные позици; конкретные вопросы, точные выводы как решение точной задачи), мы реализуем себя различными способами (отбор самых актуальных задач, выявление особенностей разных видов работы, личностный подход и мастерство учителя для активизации развития познавательной деятельности ребёнка).

   Слайд 10. На уроках русского языка я постоянно использую проблемные ( побуждающий и подводящий)  диалоги,  которые помогают направить учеников с начала урока, обозначить цели и задачи нашего "урочного действа", его логических этапов .

      Побуждающий диалог состоит из отдельных стимулирующих реплик, с которых начинается творческая деятельность учащихся на уроке после формулирования проблемного вопроса. А подводящий диалог представляет собой проблемные вопросы и задания, активизирующие и развивающие мыслительные  способности учащегося. По-моему, упомянутые диалоги являются важным "ключиком" для того, чтобы урок пошёл наиболее продуктивно, чтобы заинтересовать в решении учебной проблемы всех учеников, отмечая их личные "открытия-выводы" в определённый момент в течение 45 минут.

    Слайд 11.  Иными словами: от вводно-мотивационного начала - к проблемному диалогу и - преобразующему началу. Вот чем знаменательна эта кольцевая стуктура на уроках! На школьных фото мы видим учебную таблицу "Синтаксис и пунктуация", которая скучно и молчаливо прикреплена на правой створке доски. Проблемный диалог (к примеру, начало диалогов:  "О чём хочет рассказать нам эта таблица?" или  "Какие значки и знаки используются для рассказа о поставке запятых в простом предложении?")   помогают эту таблицу "оживить", преобразовать начало урока в исследовательскую деятельность. А Древо знаний на другом фото и диалог с  проблемным  вопросом  превращают урок в творчество посредством игры, например, " Найди верное слово". Исходя из этого, урок русского языка уже не будет "тянуться целую вечность" для некоторых учащихся, а постепенно превратится в самый познавательный, на который  ученики будут идти с удовольствием, несмотря на порой "слабые" результаты.

  Слайд 12.  В настоящее время школа переживает самую главную проблему  -  отсутствие мотивации в обучении  (особенно у школьников подросткового возраста).  Задача учителя ― вселить или возродить и утвердить ценность обучения в каждом ребёнке.

     Для моих уроков является значимой  мотивация "Открытие нового", проблема которой может быть заявлена в теме, несовпадающей  с темой вопроса, или выявлена в диалоге (заявляет учитель или сами ученики). Цель данной мотивации: нахождение несоответствий в проблемных вопросах и заданиях,  основанных на полученном раньше знании, выявлении новых понятий и закономерностей (повторение правил, выполнение упражнений, заполнение таблиц, карт \ перфокарт и т.п.). Задача этой мотивации : решение заявленной или скрытой проблемы, собственное открытие нового, обнаружение причинно-следственных связей в процессе решения индивидуальных, парных и групповых работ, глубокое понимание сути учебной проблемы через анализирование выполненного.

     Конечно же, каждый неравнодушный учитель для результативности и эффективности своих занятий использует всевозможные способы и  приёмы  усиления положительной мотивации детей.

    Слайд 13.  Игровые моменты как составляющие элементы технологии проблемного обучения немаловажны на начальных этапах урока. В 5-7 классах мне нравится использовать, к примеру, такую игру-"разминку" как "Третий  лишний", которая, не занимая много времени, активизирует внимание у школьников, оптимизируя  и настраивая их на дальнейшую учебную деятельность. А игровая "разминка" с заданием "найти" (например, найти все спрятанные в предложении словосочетания) может использоваться в парах и группах в качестве соревновательной, таким образом повышая интерес школьников к работе с языковыми единицами.

     Слайд14.  На уроках литературы каждый учитель выбирает  проблемную ситуацию с учётом возрастных психологических особенностей учащихся, чтобы не вызывать особых трудностей для разрешения (может быть, на разных этапах урока: при объяснении, закреплении, контроле).Например, при знакомстве с лирическим произведением следует после первого прочтения поделиться личными впечатлениями от авторских мыслей, эмоций, философии; вспомнить эпоху написания  и  жизни автора, значимость и посвящение кому-то, чтобы при письменном анализировании и интерпретации можно было бы сформулировать собственные мысли и выводы, подчёркивая актуальность произведения сегодня.Всё это делает такое сложное задание как анализирование более понятным и доступным учащимся.

    Слайд 15. Технология проблемного обучения привлекает меня на уроках литературы  широтой своего  применения. Так, например, уже в 5 классе можно давать ребятам групповые и парные задания, приучая детей к несложному формулированию главных проблем определённых этапов урока, простому анализу и личной оценке литературных героев. И постепенно, учитывая интеллектуальные, психологические и  возрастные особенности учащихся  определённых  классов, усложнять "проблемные вопросы".

    Слайд 16. Урок литературы может быть построен как урок-дискуссия, урок-диспут, урок-беседа ( например, в 7 классе урок-дискуссия на тему  "В чём героизм купца Калашникова и Тараса Бульбы ?" в идеале должна быть подготовлена "проблемными" тематическими уроками-беседами "Геройский поступок Ивана-крестьянского сына в сказке "Бой на Калиновом мосту"в 5 классе  и "Можно ли назвать героическим поступок героя рассказа "Тринадцатый подвиг Геракла" Ф.Искандера?" в 6 классе).

       Тема должна быть сформулирована с позиции современности и важности лично для самих учащихся, должна опираться на нравственные ценности ( например, тема урока-дискуссии "Кто же Раскольников : преступник или гуманист?" сразу же ориентирует на "вечную" человеческую проблему).

       Планирование "проблемных уроков" предполагается как логично-закономерно выстроенное, постоянно ориентированное на современную жизнь с целью активизации интереса к изучаемому предмету и воспитания нравственности через решение неоднозначных актуальных вопросов современности.

    Слайд 17. Схемы и схематичный анализ, на мой взгляд, являются самым действенным способом решения "проблемы" урока на литературе : позволяет быстро ориентироваться в героях произведения, конфликте, тематике. Своеобразная структура схем даёт "практическое" запоминание отношений между главными и второстепенными героями, их характеров, исходя из нашей нравственной оценки. По-моему, любую схему, если она логична выстроена, можно применить к нужному "проблемному вопросу" на определённом уроке, поэтому этот вид наглядности использую как и при объяснении нового материала, так и при различных видах опроса и контроля знаний учащихся.

    Слайд 18. Как и любая технология , при всех так называемых "плюсах"  проблемное обучение имеет и свои "минусы": конечно же, дефицит учебного времени  и невозможность опросить всех; разный уровень учащихся; отсутствие должной учебной и методической литературы; постоянное самообучение и саморазвитие учащихся  и учителя.

  Слайд 19. Тем не менее, технология проблемного обучения, по-моему, при продуманном  планировании и постоянном использовании является продуктивной, так как даёт положительные результаты в развитии и обучении учащихся, повышая их мотивацию к учёбе в целом и мыслительные способности, качество знаний по русскому языку и литературе через творческое овладение знаниями, умениями, навыками.  

       Сла


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемное обучение на лабораторных работах с микроскопом

В статье рассматриваются необычные лабораторные работы с микроскопом, позволяющие активно использовать проблемное обучение. Предложенные лабораторные работы являются авторскими разработками. Ученик ст...

Технология проблемного обучения в практике работы учителя-филолога

Технология проблемного обучения в практике работы учителя-филолога...

Использование на уроках русского языка и литературы технологии проблемного обучения. (из опыта работы)

В статье приводятся примеры из различных уроков, на которых используется метод проблемного обучения....

Статья "Технология проблемного обучения в практике работы учителя английского языка"

Приемы и методы технологии проблемного обучения для активизации мыслительной деятельности учащихся"...

Технология проблемного обучения в практике работы учителя русского языка и литературы

Технология проблемного обучения  (из практики учителя русского языка илитературы)...

Статья на тему "Технология проблемного обучения в практике работы учителя истории и обществознания"

Современное историко-обществоведческое образование переживает период пересмотра его содержания и технологий его подачи. Вместо знаниевой парадигмы выступает личностно-ориентированная парадигма. В...

Статья "Технология проблемного обучения в практике работы учителя изобразительного искусства"

Технология проблемного обучения в практике работы учителя изобразительного искусства...