"И пусть в свой час подводит жизнь итог, я всё сказал и сделал всё, что мог"
план-конспект урока (10 класс) по теме

Открытый урок  литературы, посвящённый 90-летию со дня рождения Расула Гамзатова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rasul_gamzatov_stsenariy.docx60.07 КБ

Предварительный просмотр:

                          Внеклассное мероприятие

ПО ТЕМЕ:

«И ПУСТЬ В СВОЙ ЧАС ПОДВОДИТ ЖИЗНЬ ИТОГ, Я ВСЕ СКАЗАЛ И СДЕЛАЛ ВСЕ, ЧТО МОГ»

                                                                     

                                         Темирова Ф.Х.,  учитель русского языка и литературы

  1. Аслан Кабалалиев. «Есть люди – звёзды от рожденья» (Анчокова Лилия)

Есть люди – звёзды от рожденья, Чьи имени искрят в сердцах.

Они земное отраженье

Своих собратьев в небесах.

Они горят и не сгорают

И часто, взрывами слепя,

Другие звёзды зажигают, Созвездья новые творя.

Вот так и Вы, по воле Рока,

Отмеченный его рукой,

Зажглись над синевой Востока

Неугасающей звездой.

И свет её, что в Вас искрится,

Пленяя сказочным теплом,

Пускай с бессмертием сроднится

В потоке жизненном своём!

Сегодня мы будем говорить об одном из таких людей-звёзд, о человеке с мудрым, щедрым, живым сердцем, который сделал знаменитыми и свою родину, и свой родной язык, и свои горы.

2. (Абдоков Аслан) Будем говорить о замечательном сыне Дагестана, великом поэте – Расуле Гамзатовиче Гамзатове, имя которого золотыми буквами вписано в историю российской классической литературы, значение творчества которого невозможно переоценить. Его поэтическая звезда сияет высоко над сегодняшним днём, покоряя своей «предельной искренностью, живостью, яркой образностью, мудрыми размышлениями».

1. Нет, пожалуй, на земле человека, который не знал бы его имени, не читал его, не обращался к его произведениям в минуты радости или грусти, ибо его поэтическое наследие многогранно и беспредельно.

2. Расул Гамзатов говорил: «Когда у тебя спрашивают, кто ты такой, можно предъявить документы, паспорт, в котором содержатся все основные данные. Если же у народа спросить, кто он такой, то народ предъявляет своего учёного, писателя, художника, композитора, политического деятеля, полководца».

1. Можно с уверенностью сказать, что весь Дагестан с гордостью предъявляет среди многих достойных самого Гамзатова как человека, пришедшего на землю для того, чтобы стать представителем своего народа, и готового принять на себя эту роль.

2. «Горец, сын малочисленного аварского народа, он сумел раздвинуть в своей поэзии национальные, территориальные границы и занять почётное место в семье лучших поэтов России», - пишет С.Я. Маршак.

1. Сумел Гамзатов достичь таких высот потому, что ему чужды «легковесная лирика и напыщенная многословная риторика», потому, что он ненавидит ложь и пошлость, глупость и злобу. Характерными чертами его поэзии являются широта взглядов, независимость суждений, внутренняя убеждённость.

2. Когда его спросили, каково это всё время чувствовать себя поэтом, Гамзатов ответил: «Быть поэтом – это значит никогда не чувствовать себя поэтом.  Отделить человека от поэзии  немыслимо. Душа моя как на ладони, открытая и прозрачная, просвеченная волшебными  лучами поэзии, и люди видят меня насквозь». Вот что он пишет о себе и о своём творчестве:

«Могу я быть наставником едва ли»              (Карданов Аслан)

Могу я быть наставником едва ли,
Но ты запомни, молодой поэт:
Стихи - птенцы веселья и печали -
Без боли не рождаются на свет.

Поешь хвалу, бросаешь ли проклятья,
В стихах, как в жизни, будь самим собой,
Не забывай, что свадебное платье
И белый саван шьют одной иглой.

Пиши о счастье, так пиши, чтоб горя
Сторонкой сердце вдруг не обошло.
Рождают реку, что питает море,
Холодный снег и вешнее тепло.

Воспой любовь, воспой строкой крылатой.
Но только, друг мой, помни наперед,
Что в сердце настоящего солдата
С любовью рядом ненависть живет.

Не заставляй перо быть торопливым,
Пусть выдержкой прославится оно.
Кто тянет руки к несозревшим сливам?
Кто пьет недобродившее вино?

Ты будь как тот охотник беспокойный,
Что пропадает сутками в лесу,
Чтобы добыть не зайца в чаще хвойной,
А черно-серебристую лису.

1. Если 19 век в истории Дагестана связан с именем Шамиля, то век 20-й, несомненно, будет украшен поэтической короной Расула Гамзатова.

2. Аулы горцев напоминают античные амфитеатры, где вместо кроватей – звёздное небо. И поэтам, что отважились донести своё слово до людей, приходится вступать в диалог с вечностью. За хорошую песню поэтам дарили коней, за плохую – могли с позором изгнать из аула. А когда поэт отваживался петь то, что было неугодно правителям, горцы в складчину покупали быка, чтобы заплатить штраф.

1. «Горы без поэзии – просто нагромождение камней», - говорил Гамзатов. Он был третьим из четырёх сыновей и родился в сентябре 1923 года в дагестанском ауле Цада, что по-аварски значит «в огне». Селение получило название за то, что, когда над Хунзахским плато встаёт солнце, Цада долго пламенеет в его лучах.

«Сто домов, сто очагов, и до неба сто шагов!»                      (Сагов Нурий) 

Сто домов, сто очагов и до неба сто шагов!

Это мой родной аул, я оттуда в мир шагнул,

С тех высот нырнул в поток своих жизненных дорог.

Но берег меня всегда свет родимого гнезда,

И хранил я этот свет в дни побед и горьких бед.

Там рассвет мой, колыбель, ранней юности апрель,

Первой песни бирюза, горской девочки глаза…

Песня «Родина, моя родина» в исполнении З. Тутова.

«…Отец мой во мне»                                   (Абдоков Аслан)

Если раньше меня все заботы

Вдруг оставишь ты, старец больной,

Дорогого отца моего ты

Разыщи в стороне неземной.

Разыщи, расскажи, ради Бога,

Как я падаю и возношусь

На подлунной земле, где немного

Я, наверно, ещё задержусь.

Расскажи, что у всех на примете

И заслуги мои, и грехи,

Что малы у меня ещё дети,

Но давно повзрослели стихи.

И, оплаканный горной грядою,

Не тая от него ничего,

Ты поведай, что стала седою

Голова моя, как у него.

Что во время веселья порою

Прячу слёзы на дне своих глаз,

И покуда глаза не закрою,

Будет в них отражаться Кавказ.

Расскажи, отдышав облаками, –

Пусть он будет известию рад, –

Что дружу я с его кунаками,

А врагам – объявил газават.

Сколько раз доброта его мнилась

Мне огнём на холодной скале.

Милость к падшим, к униженным милость

Призывал он на грешной земле.

Пьём родник, подставляя ладони.

Неужели исчезнуть навек

Должен он на базальтовом склоне,

Чтоб его оценил человек?

Лишь вступив на житейскую сцену,

В предназначенной роли, старик,

Я отца настоящую цену

Поневоле с годами постиг.

И любовь, и терпенье, и слово,

И крутая тропа в вышине

Воедино сливаются снова,

Потому что отец мой во мне.

Если раньше меня с белым светом

Ты расстанешься, старец больной,

Непременно поведай об этом

Ты ему в стороне неземной.

2. Генри Шумахер писал: «Счастлив отец, который был для сына идеалом мужчины». Но не менее счастлив должен быть и сын, в глазах которого достойный пример отца.

1. Отец Расула – Гамзат Цадаса, народный поэт Дагестана, был его первым учителем в поэтическом искусстве. В детстве Расул любил слушать отцовские рассказы о знаменитом Шамиле, о храбром наибе Хаджи-Мурате, о певце любви Махмуде, чьи песни стали талисманом для всех влюблённых юношей и девушек гор. Эти народные легенды на всю жизнь стали для поэта страницами большой истории его маленького народа.

«Лишь ступив на житейскую сцену…»           (Абдоков Аслан)

Лишь ступив на житейскую сцену

В предназначенной роли, старик,

Я отца настоящую цену

Поневоле с годами постиг.

И любовь, и терпенье, и слово,

И крутая тропа в вышине

Воедино сливаются снова

Потому, что отец мой во мне.

«Смогу ли когда-нибудь я научиться…»          (Кулова Зарина)

Смогу ли когда-нибудь я научиться,

Как ты, любить облака, и цветы, и весну,

Как ты, понимать задушевную песню птицы,

Завывание ветра и гор тишину!

Смогу ли, как ты, полюбить серебристый и звонкий

Снеговой ручеёк, сбегающий к нам с высоты?

Смогу ли погладить тёплую шёрстку ягнёнка

С любовью, с которою гладил ты?

Смогу ли когда-нибудь я научиться печали,

С которою ты, дорогой, провожал каждый раз

Ласточек и журавлей, когда они улетали

На юг, до весны оставляя нас?

Смогу ли встречать с улыбкою детской

Солнце, севшее на подоконник соседский?

Смогу ли остаться самым весёлым в ауле,

Позабыв про то, что давно уж не молод и сед?

Сердце своё молодым сохранить я смогу ли,

Смогу ли остаться мальчишкой на старости лет?

Тебя седина не могла состарить,

Года не смогли замутить твой всевидящий взор...

Должно быть, поэтому на Комсомольском бульваре

Воздвиг тебе памятник город гор.


«Мой отец вставал на зорьке ранней…»      (Акбашева Рузанна)

Мой отец вставал на зорьке ранней

И, ещё в предутреннем дыму,

Отправлялся в путь к вершинам дальним

По тропе, известной лишь ему.

По крутым уклонам и пологим

Шёл отец, покуда мог идти,

Обходя проезжие дороги,

Презирая лёгкие пути.

Как-то погрешил я словом праздным,

Я спросил с улыбкою тупой:

"Мой отец, не проще ли гораздо

Проторённою идти тропой?"

Отвечал отец: "Мой путь известен,

Ничего, что он тяжёл и крут,

Там – следы моих стихов и песен.

Мне легко – они меня ведут".

Многое на свете миновалось,

С той поры прошло немало дней,

Нет отца, тропа его осталась,

Я идти попробовал по ней.

Горная тропа, куда же делась

Сила, вдохновлявшая отца?

Шёл я по тропе, а мне не пелось,

И казалось, нету ей конца.

Но услышал как-то, слава Богу,

Я знакомый голос впереди:

"Мой сынок, ищи свою дорогу,

Проторённой тропкой не иди!

«Не потому, что ты не слышишь их…»         (Сагова Алина)

Не потому, что ты не слышишь их,

Тебе стихов я новых не читаю,

А потому, что свято почитаю

Адат, что был незыблем для двоих.

По этому адату мы своих

Стихов с тобой друг другу не читали

И всякий раз, отец, предпочитали

В ауле их услышать от других.

III. «Душу дома – маму берегите!»

2. Любовь и уважение к своей матери Расул Гамзатов пронёс через всю свою жизнь. Автографом на книге, которую Гамзатов подарил матери, были слова:

Всё, что мной написано доселе,

Сегодня до строки готов отдать

За песню ту, что мне у колыбели

Вблизи вершин ты напевала, мать.

  1. Поэт создал в своих произведениях идеальный образ женщины, дарительницы жизни, любви и песен. В своих стихах он прославляет женщину-мать и выражает свою преданность ей:

 Прекрасней материнской песни нет,

С душой моей созвучной и согласной.

На всём её любви высокий свет –

О матери я думаю всечасно…

   «Мама»                         (Аджиева Залина)


По-русски мама, по-грузински нана,
А по-аварски - ласково баба.
Из тысяч слов земли и океана
У этого - особая судьба.

Став первым словом в год наш колыбельный,
Оно порой входило в дымный круг
И на устах солдата в час смертельный
Последним зовом становилось вдруг.

На это слово не ложатся тени,
И в тишине, наверно, потому
Слова другие, преклонив колени,
Желают исповедаться ему.

Родник, услугу оказав кувшину,
Лепечет это слово оттого,
Что вспоминает горную вершину -
Она прослыла матерью его.

И молния прорежет тучу снова,
И я услышу, за дождем следя,
Как, впитываясь в землю, это слово
Вызванивают капельки дождя.

Тайком вздохну, о чем-нибудь горюя,
И, скрыв слезу при ясном свете дня:
Не беспокойся, - маме говорю я, -
Все хорошо, родная, у меня.

Тревожится за сына постоянно,
Святой любви великая раба.
По-русски мама, по-грузински нана
И по-аварски - ласково баба

«Знаешь, мама, мне всегда казалось….»      (Мерамова Алина)

Знаешь, мама, мне всегда казалось,

Что, пока в дороге сыновья,

Побеждая годы и усталость,

Не погаснет свечечка твоя.

Твой огонь, всесильный из всесильных,

Озареньем был в моем пути…

Но угасла ты. Потух светильник.

Свет погас. Дороги не найти.

Почему-то мне казалось, мама,

Что, покуда в море корабли,

Будет сыновьям светить упрямо

Твой маяк в другом конце земли.

Годы жизни яростно-кипучи,

Мой корабль обступает мрак,

Где он, где? В какой он скрылся туче?

Где он, мой недремлющий маяк?!

Мне еще всегда казалось, мама,

Что, законам смерти вопреки,

Будет выситься все так же прямо

Дерево, чьи корни глубоки.

Дерево мое грозой сломало

И с корнями бросило на склон.

Я кружусь, подобно птице малой,

Чей приют грозой испепелен.

Мне казалось… Нет, я был уверен:

Все-таки нарушит смерть черед,

Не казнит меня такой потерей

И тебя сторонкой обойдет.

Если б знал я, если б мне сказали,

Если б хоть предупредили сны, —

Мой корабль стоял бы на причале,

Я не уезжал бы до весны.

Гордый тем, что ты меня взрастила,

Был я точно кипарис в горах.

Нынче же к холму твоей могилы

Горы клонят головы во прах.

 «Говорят, что древний эллин…»             (Карданов Арсен)

Говорят, что древний эллин,

Погружая в небо взгляд,

В глубях облачных расселин

Видел бога, говорят.

Дома ль я иль на чужбине,

Но везде в часы тревог

Маму вижу в звездной сини —

Вот единственный мой бог.

Говорят, индиец старый,

Наблюдая ход светил,

Отвращал судьбы удары,

Верный путь свой находил.

Дома ль я, в чужом ли крае,

Но, когда от звезд светло,

В мыслях к маме я взываю:

«Где добро мое, где зло?..»

2. Темы родного очага, своей семьи, отца, матери сливаются в поэзии Гамзатова в единую тему родины. Поэт говорил: «Дагестан – моя любовь и моя клятва. Моя мольба и моя молитва. Ты одна – главная тема всех моих книг, всей моей жизни». Родина – источник вдохновения поэта. По словам Гамзатова, Литературный институт в Москве научил его держать перо в руке, ценить чувство недовольства собой. «Если к прекрасной аварской поэзии я прибавил хотя бы три камушка, - считал он, - жизнь прожита не зря». « Поэзия без родной земли – это птица без гнезда», - говаривал поэт часто.

«Пусть висит в моём доме подвластный руке…»       (Абдокова Марьяна)

Пусть висит в моём доме подвластный руке

Колокольчик над дверью — покоя смутьян,

И пускай у него будет на языке

Днём и ночью одно: "Дагестан! Дагестан!"

И когда в соколиной живу вышине,

Пусть в огне очага, где прописан казан,

Громко искры стреляют и слышится мне

Стародавний напев: "Дагестан! Дагестан!"

И когда к роднику по рассветной росе

Выйдет девушка гор, чтоб наполнить кумган,

Пусть на склонах звенят колокольчики все,

Чтобы слышалось мне: "Дагестан! Дагестан!"

В изголовии сабля висит на стене,

Вижу кровь, что сочится из ран.

Мчится всадник лихой на поджаром коне,

И подковы звенят: "Дагестан! Дагестан!"

И пускай над моею могильной плитой,

Когда в землю сойду, словно в звёздный туман,

Словно вольности зов, словно отзыв святой,

По вершинам летит: "Дагестан! Дагестан!"

1. Во многих странах побывал Р. Гамзатов, видел много прекрасных мест, но краше земли родной не встречал он нигде:

Немало краёв повидал я, но ты

По-прежнему самый любимый на свете, - писал поэт.

«Мне ль тебя, Дагестан мой былинный…»           (Кидакоев Рамазан)

Мне ль тебе, Дагестан мой былинный,
Не молиться,
Тебя ль не любить,
Мне ль в станице твоей журавлиной
Отколовшейся птицею быть?

Дагестан, все, что люди мне дали,
Я по чести с тобой разделю,
Я свои ордена и медали
На вершины твои приколю.

Посвящу тебе звонкие гимны
И слова, превращенные в стих,
Только бурку лесов подари мне
И папаху вершин снеговых!

Все то, что мной написано доселе,
Сегодня до строки готов отдать
За песню ту, что мне у колыбели
Вблизи вершин ты напевала, мать.
Там, где вознесся к небу сопредельный

Песня «Дагестан»

2. «Для меня языки народов как звёзды в небе, - рассказывал Р. Гамзатов. – Я не хотел бы, чтобы все звёзды слились в одну огромную занимающую полнеба звезду, на то есть солнце.

Но пусть сияют и звёзды. Пусть у каждого человека будет своя звезда. Я люблю свою звезду – мой родной аварский язык».

«Родной язык»             (Ксалова Марина)

Всегда во сне нелепо всё и странно.

Приснилась мне сегодня смерть моя.

В полдневный жар в долине Дагестана

С свинцом в груди лежал недвижно я.

Звенит река, бежит неукротимо.

Забытый и не нужный никому,

Я распластался на земле родимой

Пред тем, как стать землею самому.

Я умираю, но никто про это

Не знает и не явится ко мне,

Лишь в вышине орлы клекочут где-то

И стонут лани где-то в стороне.

И чтобы плакать над моей могилой

О том, что я погиб во цвете лет,

Ни матери, ни друга нет, ни милой,

Чего уж там — и плакальщицы нет.

Так я лежал и умирал в бессилье

И вдруг услышал, как невдалеке

Два человека шли и говорили

На мне родном, аварском языке.

В полдневный жар в долине Дагестана

Я умирал, а люди речь вели

О хитрости какого-то Гасана,

О выходках какого-то Али.

И, смутно слыша звук родимой речи,

Я оживал, и наступил тот миг,

Когда я понял, что меня излечит

Не врач, не знахарь, а родной язык.

Кого-то исцеляет от болезней

Другой язык, но мне на нем не петь,

И если завтра мой язык исчезнет,

То я готов сегодня умереть.

Я за него всегда душой болею,

Пусть говорят, что беден мой язык,

Пусть не звучит с трибуны ассамблеи,

Но, мне родной, он для меня велик.

И чтоб понять Махмуда, мой наследник

Ужели прочитает перевод?

Ужели я писатель из последних,

Кто по-аварски пишет и поёт?

Я жизнь люблю, люблю я всю планету,

В ней каждый, даже малый уголок,

А более всего Страну Советов,

О ней я по-аварски пел как мог.

Мне дорог край цветущий и свободный,

От Балтики до Сахалина — весь.

Я за него погибну где угодно,

Но пусть меня зароют в землю здесь!

Чтоб у плиты могильной близ аула

Аварцы вспоминали иногда

Аварским словом земляка Расула —

Преемника Гамзата из Цада.

IV.  «Всё то, что я люблю, - всё это только ты! »

1. Почему-то считается, что горцы – люди суровые и сдержанные в своих чувствах. Но стоит послушать их песни, полные страстной любви и откровений, как становится ясно, что любовь для горца – это вся его жизнь.

Обратимся к строчкам из стихотворения Гамзатова:

Давай обнимемся мы так,

Чтоб тайно сплетницы вздыхали

И подражанья вещий знак

Влюблённым виделся сквозь дали.

Иди в объятия мои,

Чтоб снег летел, как цвет черешен.

Великий грех не знать любви,

Ведь только любящий безгрешен.

2. Единственной, настоящей любовью Р. Гамзатова была его жена Патимат, с которой он прожил 50 лет, которая стала для него другом, поддержкой и опорой, которой он признавался: «И женщин я люблю, а больше всех - тебя». Гамзатов называл её ласково «Патиматик».

«Не математик я!»            (Абдоков Аслан)

Не математик я:
На что мне числа?
Я — патиматик:
В том немало смысла.

Я — патиматик
С самых ранних лет
И говорю:
Важней науки нет!

Находки и открытья —
Все подряд
Всю жизнь я посвящаю
Патимат.

«Часто я вспоминаю в далёком краю…»               (Куданетов Тенгиз)

Часто я вспоминаю в далёком краю

Двухэтажную саклю родную мою.

Часто я вспоминаю то поле меж скал,

Где на резвом коне я мальчишкой скакал.

Часто я вспоминаю родник у села,

Где она мне впервые кувшин поднесла.

Часто я вспоминаю тот путь на ветру,

Где она провожала меня поутру.

Но ни разу не вспомнил я ту, что любил,

Потому что ни разу о ней не забыл.

«Не знала ты соперниц никогда»                    (Кидакоев Батыр)


Люблю я ночи черные, как порох,
Люблю гнездовье отчее – Цада.
Люблю всех женщин я,
среди которых
Не знала ты соперниц никогда.

Люблю держать вершины на примете,
И меж границ небесных и земных
Поделены все женщины на свете
Мной на тебя и женщин остальных.

Люблю, когда в распахнутых просторах
Меня несут, мерцая, поезда,
Люблю всех женщин я,
среди которых
Не знала ты соперниц никогда.

Стою ли я на скальном парапете
Или плыву вдоль берегов чужих,
Поделены все женщины на свете
Мной на тебя и женщин остальных.

1. Один из современников поэта вспоминает:

- Как-то мы были в Олимпийском дворце на поэтическом вечере Евгения Евтушенко. Открытие запаздывало, а к Расулу началось паломничество за автографами. И вдруг оказалось, что за спиной у нас сидят писатели, приехавшие из Испании. Сосед Гамзатова, критик из Барселоны, обратился к нему: «Камрад Расул, помните, я читал на вечере в Мадриде ваши стихи? А теперь я вижу, что не только вы любите женщин, но и они вас. Сегодня, кажется, все женщины хотят получить у вас автограф».

Р. Гамзатов отвечал барселонцу тоже шуткой: «В мире так много красивых женщин – и я им никогда не изменял».

«Ты задаёшь вопрос свой не впервые»               (Туарчиев Иналь)

Ты задаешь вопрос свой не впервые.
Я отвечаю: не моя вина,
Что есть на свете женщины другие,
Их тысячи, других, а ты – одна.

Вот ты стоишь, тихонько поправляя
Пять пуговиц на кофте голубой.
И точка, что чернеет над губой,
Как сломанная пуговка шестая.

И ты опять, не слышав слов моих,
Вопрос извечный задаешь мне строго.
Кто виноват, стран и народов много
И много женщин на земле других.

Но изменяю я с тобой одной
Всем женщинам, рожденным под луной.

Песни «Долалай», «По горным дорогам», «Марьям»

2. В 1947 году вышла первая книга стихов Р. Гамзатова на русском языке. С тех пор на многих языках Дагестана, Кавказа и всего мира вышли десятки его поэтических, прозаических, публицистических книг. Ему была присуждена Государственная премия СССР, затем Гамзатов был удостоен Ленинской премии. Суровая требовательность к себе, к своему творчеству, привитая отцом, рождала поэзию, которая легко увлекала читателя с первых же страниц и уже не отпускала.

«Бросает свет светильник мой чадящий»                  (Анчокова Лилия)

Бросает свет светильник мой чадящий.
Все в доме спит, лишь я один не сплю, –
Я наклонился над тобою, спящей,
Чтоб вновь промолвить: «Я тебя люблю».

И горше были дни мои, и слаще,
Но, старше став, на том себя ловлю,
Что повторяю я теперь все чаще
Одно и то же: «Я тебя люблю!»

И я, порой неправдою грешащий,
Всего лишь об одном тебя молю:
Не думай, что настолько я пропащий,
Чтоб лгать признаньем: «Я тебя люблю!»

Песня «Исчезли солнечные дни»

V.  Летят над миром журавли поэта

1. Стихи и песни Р. Гамзатова переводили на русский язык многие мастера слова: Сергей Городецкий и Юлия Нейман, Наум Гребнев и Владимир Солоухин, Роберт Рождественский, Юнна Мориц и Яков Козловский. А сам Гамзатов перевёл на аварский язык стихи и поэмы Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Блока, Есенина и многих других.

2. Многие стихи Р. Гамзатова стали песнями. Пожалуй, самая известная песня на стихи – это «Журавли» реквием всем погибшим в войнах. А началось всё с того, что в 1965 году в японском городе Хиросиме поэт увидел памятник девочке, держащей в руке белого журавлика. Девочка при атомной бомбардировке получила облучение, но до последней минуты надеялась на выздоровление. Для этого она должна была вырезать из бумаги тысячу журавликов, но не успела…

В Хиросиме этой сказке верят:

Выживает из больных людей

Тот, кто вырежет, по крайней мере,

Тысячу бумажных журавлей.

1. Судьба девочки потрясла поэта. Расул Гамзатов написал стихотворение «Журавли», перевёл его на руский язык Наум Гребнев, а положил на музыку Ян Френкель. Так родилась песня, которая зазвучала на разных языках мира, стала песней скорби и надежды, песней-молитвой, плачем по солдатам, «с кровавых не вернувшихся полей».

Песня «Журавли»

2. Песни и стихи, как люди, приходят и уходят. У «Журавлей» иная судьба: иных они провожают, других встречают. Они не ищут тёплых краёв, не портятся от повторения. «Журавли» Гамзатова продолжают свой полёт и в третьем тысячелетии.

1. По признанию самого поэта, произведение потеряло национальную окраску, но стало общечеловеческим. В честь «Журавлей» воздвигнуты замечательные памятники. Их десятки: в России и на Украине, в Узбекистане и на Алтае, в прожжённой солнцем Калифорнии и в горах Кавказа. У подножия памятников горит Вечный огонь – сердца павших, а на на самой вершине журавлиного клина – душа павших.

В Дагестане первый памятник Белым Журавлям был открыт 6 августа 1986 года в высокогорном Гунибе.  Тогда же были впервые проведены Дни  Белых Журавлей, которые впоследствии стали традиционными.

VI. Берегите друзей!

2. Одним из самых ценных человеческих отношений Р. Гамзатов считал дружбу. Он говорил: «Я счастлив, что в течение стольких лет смог сохранить старых друзей и протянуть руку новым этими друзьями являются все люди, без которых не было бы меня».

«Сказание о дружбе»                    (Акбашева Рузана и Ксалова Марина)

Скажу я, коль спросят: «Чем жизнь дорога?» -

«Улыбкою друга, слезами врага!»

 Мой край затерялся средь скал и камней,

И меньше земли в нем, чем славы о ней.

Он не изобилен, как сказочный сад.

Он дружбою силен, любовью богат.

Однажды земляк мой, седой как гора

Почувствовал: с жизнью прощаться пора.

Но смерть, перед тем как скрутила его.

Сказала:

«А ну-ка скажи, человек,

Как жил ты, как прожил немалый свой век?»

И начал несчастный в последний свой час

О жизни некраткой короткий рассказ.

 Мол жил не тужил, не блудил, не грешил,

Хмельницкого пива не пил, табака не курил.

С утра и пока не ложился я спать,

Три раза кормился, молился раз пять,

Не лгал он, не крал он, хоть знал – не болтал.

Чужого не брал, своего не давал.

 И смерть, что известна своей простотой,

Ему улыбнулась:

«Ты жил, как святой!

Должно быть, о старец, что сед, как гора,

Друзьям приносил ты немало добра!

 И я, чтоб не ранить их верных сердец,

Готова конец твой отсрочить, мудрец.»

Старик седовласый как снег побелел:

Не то что друзей, он врагов не имел.

Воскликнула смерть:

«Если так, о мудрец,

Ты жил на земле, хоть давно уж мертвец!»

Готовься, тебя я с собою возьму,

Коль людям не нужен, ты нужен кому?»

Эй смерть, я твои одобряю слова,

Я враг твой заклятый, но здесь ты права.

Мы, люди, а значит без верных друзей

Труднее нам жить, умирать тяжелей.

Без дружбы погиб бы мой малый народ,

Великий лишь тем, что любовью живет.

Нам верная дружба и песни о ней

Нужнее, чем воздух, и хлеба нужней.

Песня «Берегите друзей»

VI. Вся земля – наш отчий дом.

1. Судьба мира – одна из ведущих тем в творчестве Р. Гамзатова. В своих стихах поэт размышляет о судьбе мира, человечества, в них звучит страстный призыв остановить гонку вооружений, спасти планету от ужасов войны. Гамзатов не сторонний наблюдатель, он чувствует ответственность за судьбу всей планеты:

Я часто думаю о том,

Что вся земля – мой отчий дом.

Где б ни был бой, огонь и гром –

Горит мой дом, -

пишет он в стихотворении «Вся земля – мой отчий дом».

2. У Гамзатова, как у большого подлинного художника, чувствителен «болевой порог» и отзывчиво сердце. Для него не было чужой боли, беды, от которой бы он отмахнулся:

Где б ни был пожар,

Не уйти от огня,

Где гром не гремел бы,

Я гибну от бури.

В душе поэта умещались боль обиженного, обездоленного и тревога за судьбу планеты, за её покой и будущее.

Мир больной, возьми бумаги тонкой,

Думай о бумажных журавлях,

Не погибни, словно та японка

С предпоследним журавлём в руках.

«Помогите!» (Кулова Зарина)


Где-то маленький ребенок болен, плачет мать: эй, люди, поскорей
Вы лекарство отыщите, что ли, приведите мудрых лекарей!
Руки к миру женщина простерла, ну а мир не то чтобы суров-
У него своих забот по горло, чтоб услышать чей-то тихий зов.
Люди, неужели вам не страшно! Поспешите, отвратите зло,
Чтоб глухое равнодушье ваше, вам на совесть камнем не легло!
Горец к небу простирает руки, но никто не слышит его стон.
«Где вы, сыновья мои и внуки?» - еле слышно спрашивает он.
Старый горец – плох, он тяжко дышит. Кто сейчас помочь ему придет?
Дети – в городах, они не слышат, и у внуков полон рот забот!
Страждет мир, что нами обитаем, стонет он и подает нам знак,
Но молчим мы, время упускаем, словно ничего не замечаем,
Мы дрова бросаем в свой очаг.
Неужели, жизни не жалея, мир мы предадим и отдадим,
И погубим леностью своею, и навеки канем вместе с ним?

«Рояль в Хиросиме» (Карданов Арсен)

Мне помогала музыка забыть
То, что не мог я позабыть, бывало.
И то случилось музыке будить,
Что было на веку, да миновало.

Бывало, замирал притихший зал,
И предо мною раздвигались дали.
Я был уверен, что игравший знал
О радости моей и о печали.

Но позабыть мне было суждено
Все звуки в этом крае незнакомом,
Иль звуки те, что я забыл давно,
Нахлынули и встали в горле комом.

Рояль, поставленный на постамент,
Звучал в тиши музея, негодуя.
Не знал я, что безмолвный инструмент
Рождать способен музыку такую!

Я, вымолвить не в силах ничего,
Стоял ошеломлённый; мне казались
Расшатанные клавиши его
Зубами, что во рту едва держались.

Я думал о событье давних дней,
Что не вернёшь ничто и не поправишь,
Что нету даже праха тех людей,
Чьи пальцы знали холод этих клавиш.

И молчаливый траурный мотив
Плыл над землей, где столько льётся крови,
И, потрясенно голову склонив,
Ему внимали Моцарт и Бетховен

  1. Говорят, что раньше сотворенья
    Прозвучало слово в первый раз.
    Что в нём было: клятва ли, моленье?
    Что в нём было: просьба ли, приказ?

Чтобы мир спасти от разрушенья,
Может, слово надо нам сейчас.
Пусть в нём будет клятва и моленье,
Пусть в нём будет просьба и приказ.

2. И сегодня, в наше беспокойное и трагическое время, как никогда Слово Гамзатова нужно России. Всё творчество Р. Гамзатова стало восстанием против зла и насилия, войны и горя. Поэт разбудил планету от спячки «Колоколом Хиросимы», призвал задуматься над судьбой мира все народы.

1. Гамзатов говорил: «Люди – самые высокие звёзды на земле,

Да будьте же счастливы, люди!»

Я счастлив: не безумен и не слеп,                      (Лилия)

Просить судьбу мне не о чем. И всё же

Пусть будет на земле дешевле хлеб,

А человеческая жизнь дороже!

«Я пью….»            (Мерамова Алина)

2. Судьба поэта представляется многим счастливой и безоблачной, но мало кто знает, сколь трудна она была на самом деле. В последние годы Р. Гамзатов часто болел, но продолжал писать. Врачи старались лечить поэта. Поэзия Гамзатова врачевала эпоху. «Я просто писал стихи о любви», - говорил он. Да, писал. Писал, как никто другой.

«На этом свете юношей немало…»          (Абдокова Марьяна)

На этом свете юношей немало,
Но на другом гораздо больше их.
Всю ту любовь, что в их сердцах пылала
Любимая, разделим на двоих.

Я к чувствам их свои прибавлю чувства,
Чтоб дерево вишневое в саду
Вдруг расцвело среди зимы, как чудо,
Подчеркивая жизни красоту.

Красивых женщин нынче много,
к счастью,
Но завтра будет больше их в стократ.
Я соберу цветы их дивной страсти,
Которые мой украшают сад.

И к страсти их свою я страсть прибавлю,
Что накопил за долгие года —
И тот букет перед тобой поставлю,
Моя незаходящая звезда.

Грозны сегодня в этом мире тучи,
Но будут и зловещее они…
Печальна человеческая участь —
Недолог век и быстротечны дни.

Но над любовью все же смерть не властна,
Могильный камень не сотрет черты
Той, что, как жизнь, любима и прекрасна
И смотрит, словно ангел, с высоты.

Песня «Целую руки женщин всей земли»

1. Юбилейный – как оказалось, последний – вечер Р. Гамзатова в зале «Россия» удался. В тёплые дни сентября 2003 года Москва вдруг решила широко отметить 80-летие поэта. Накануне Расул шутил с одним из друзей: « Дима, я теперь стал литературным Брежневым… собираю ордена…»  Кроме Российского ордена Андрея Первозванного, вручённого в Сочи, на даче Владимира Путина, Р. Гамзатова отметили наградами Президенты Белоруссии, Таджикистана и Туркмении. Всех превзошёл Туркмен-Баши: он лично перевёл томик стихов поэта и издал его… с собственным автопортретом на обложке.

2. А после торжественного концерта и праздничного ужина Р. Гамзатов попал в больницу. На следующий день его не стало. Но мощная творческая энергия, светлая личность и глубокая мудрость его поэзии до сих пор пленяют каждого, кто к ней прикасается.

«Долго  шёл народ мой без дорог»                  (Агаржанокова Асият)

Долго шел народ мой без дорог,

слишком много испытал он горя:

Современник, мы нашли исток,

Наши сыновья дойдут до моря.

Вам, потомки, жить и песни петь,

Брать вершины, набирая силу,

Мы в поэзии добыли медь,

Вы найдете золотую жилу.

Первых и не первых величин,

Блещут звезды в небесах, и знаю:

На снега моих родных вершин

Смотрит вниз звезда моя родная.

Хватит места ей и всем другим

В небесах, как на земле поэтам.

О, моя звезда, гори своим

Слабым, но неповторимым светом.

Песня «Невозможно прожить без печали»

VIII. Большие люди, как звёзды – они долго не гаснут.

1. Такие поэты, как Р. Гамзатов, рождаются только раз, чтобы стать вечной звездой для всего человечества. И хотя уже десять лет его нет рядом с нами, его кипучая, вечно молодая поэзия продолжает волновать и восхищать нас. В самом деле, каждый раз, беря в руки томик стихов Гам

        Да, мы слышим твой голос;

        Пусть времени кони

        Бешено скачут, нас унося,-

        Ты всегда впереди!

2. Земля, которую он так любил, хранит его добрый, незримый след. Это счастье, когда оставляешь следы – свидетельство о не напрасно прожитой жизни.

То, что утекает, не вернётся

От неё лишь подвиг остаётся,

Память остаётся на века.

 «Утекает детство, как вода»            (Сагова Фатима)

Утекает детство, как вода,

Утекает детство, но в наследство

Остается людям песня детства,

Память остается навсегда.

Утекает юность, как река,

То, что утекает, не вернется,

От нее лишь подвиг остается,

Память остается на века.

1. Молния поражает, калечит и ломает дерево, глубоко и крепко укоренившееся в землю, но соки продолжают бурлить в его корнях, и этот казавшийся засохшим ствол даёт вскорости множество зелёных побегов. Такими побегами, выросшими на крепком поэтическом стволе Расула Гамзатова, стали поэты новых поколений, которые пишут о своём учителе и кумире стихи:

Столпились годы горною громадой,

Расул, а ты об этом не жалей.

Теперь он не пустует, промежуток малый,

В строю твоих бессонных журавлей.

Не уставай за землю быть в ответе,

Во имя торжествующей любви,

По яростной сияющей планете

Скачи, джигит! Шагай, поэт!

Живи!

2.  У Гамзатова много заслуженных званий и наград. Но самой высшей наградой остаётся, конечно, неиссякаемый источник читательской любви.

Клин белых журавлей взмывает ввысь,

В чистейшем небе тает птичья стая,

Но мудрость мысли продолжает жить,

Высокому наследству нету края!..

Лишь только руку к книге протяни,

Заговорит с тобой строка поэта.

Живи, поэт! Поэт, живи!

В сердцах, стихах и песнях спетых.

1. Пусть живёт и процветает поэтическая планета, имя которой Расул Гамзатов!

Стихи Виктора Ергина

Ты ушел... но оставил свой след

Меж проплешин веков и столетий.

Каждый век обозначит привет

Новой книгой из старых соцветий.

Возрождался ты в песнях не раз –

Ты в поэзии, как буревестник,

И прародина Ноя Кавказ

Будет петь из стихов эти песни.

Пусть ушел твой томящийся дух

Из уставшего тела на небо,

Но живет человеческий слух

Словом всяким духовного хлеба;

Но запомнит наш мир каждый шаг,

Что твоим отозвался словом

В каждом сердце, у всех на устах,

И во времени старом, и новом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как родители могут помочь подростку отыскать свое место в жизни?

Психологическая консультация для родителей, помогающая найти подход к совместному  решению о возможностях подростка, составить его психологический портрет....

Урок "Моим стихам... настанет свой черёд!"(О жизни и творчестве М. Цветаевой)

   Литература -образовательначдисциплина, которая, как никакая другая, нуждается в использовании на уроках демонстрационного материала, позволяющего создать более полное п...

"Найди свою дорогу в жизни". Жизнь и творчество Н.В. Гоголя

Презентация о жизни и начале творческого пути Н.В. Гоголя подготовлена на основе книги В.Вересаева "Гоголь в жизни" и может быть использована педагогами не только на уроках литературы , но и во внекла...

Проживи одну свою и тысячу жизней своих учеников – и ты проживёшь вечность…

Направления модернизации российского образования и деятельности школы, над реализацией которых работает педагог, участие в реализации методической темы школы «Методическое обеспечение подготовки учите...

"Кем быть? Какую профессию выбрать? Как помочь ребенку выбрать свой путь в жизни..."

"Кем быть? Какую профессию выбрать? Как помочь ребенку выбрать свой путь в жизни..."...

Классный час " Сохрани свою и мою жизнь"

Обратить внимание учащихся на  конкретные действия для предотвращения опасных ситуаций на дорогах.Развивать навыки конструктивного взаимодействия друг с другом.Формировать знания о правилах...

Тема урока: «Мы к своей родине привержены» (обобщающий урок - размышление по сказу Н.С.Лескова "Левша")

Урок по сказу Н.С. "Левша" построен в форме проектной работы. Урок- размышление помогает вспомнить основное содержание сказа, найти и обсудить основную проблематику сказа,  определить г...