Рабочая учебная программа по эрзянскому языку для 6 класса с календарно-тематическим планированием
рабочая программа (6 класс) по теме

Косынкина Лариса Михайловна

Рабочая учебная программа по мордовскому (эрзя) языку для русскоязычных учащихся, 6 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 6_kl._mord_pl.docx75.73 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №25»

г.о.Саранск Республика Мордовия

«Утверждено»

Решение педсовета от  30. 08. 2012 г.

Протокол  № 1

Приказ № 100

От  30.08.2013г.

Директор школы

__________ /О.В. Падерова/

              «Утверждено» 

               Заседание Методсовета

               Протокол № 1

               От  29. 08. 2013 г.

               Зам. директора по УВР

        _________ /Н.А. Мосевнина /

             «Согласовано»

             на заседании МО

             Протокол № 1

             от  28. 08. 2013 г.

        __________ рук. МО

Маланкина Н.Ф./

 РАБОЧАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

 факультативного курса

по эрзянскому языку

                                          для 6А, 6Б,6В, 6К  классов

на 2013-1214 учебный год

Составитель:

Косынкина Лариса Михайловна,

учитель  мордовского (эрзя) языка

                                       2013 г

 Пояснительная записка.

Многоязычное образование в современной школе – одно из приоритетных направлений школьного образования. Знание языков народов, проживающих в одном регионе, воспитывает уважение к культуре, традициям, истории дает основу для развития интеллектуальных и творческих способностей, обогащает личность в процессе самореализации.

Конституция Республики Мордовия в качестве государственных определила русский и мордовские (мокшанский и эрзянский) языки.

 Мордовские (мокшанский и эрзянский) языки  наряду с русским активно включаются в структуру сознания учащихся, используются в учебной и внеучебной деятельности.

Реализацию данной рабочей  программы обеспечивают следующие нормативные документы:

  • Федеральный Закон  «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 г № 273-ФЗ;
  • Федеральный  государственный образовательный  стандарт основного    
  • общего образования (приказ МО РФ от 05.03.17.12.2010г. №1897),
  • Основная образовательная (общеобразовательная)программаосновного  
  • общего образования;
  • Образовательная программа основного общего образования МОУ «СОШ №25» (приказ №97а от 1.09.2012г);
  • Программа развития МОУ «СОШ №25» «Оптимизация   образовательного   процесса посредством создания «пространства выбора» от 10.01.2011г.
  • Декларация прав ребенка;
  • Конвенция о правах ребенка;
  • Рекомендательное письмо МО РМ от 12.04.2010 №1718;
  • Приказ МО РМ «Об утверждении инструкции по разработке рабочих программ отдельных учебных дисциплин, курсов в общеобразовательных учреждениях Республики Мордовия» №904 от 16.08.2011 г.
  • Программа по изучению  эрзянского  языка в классах  с русскоязычными учащимися, 6 класс: пятый  год обучения. /О.В.Кочеваткина,Н.И.Ивлюшкина .- Саранск , 2011

Целью преподавания мордовских (мокшанского, эрзянского) языков в общеобразовательных учреждениях Республики Мордовия  с полиэтническим контингентом учащихся является  воспитание и развитие качеств  личности, отвечающих требованиям школьного образования, задачам  построения  демократического  общества на основе толерантности, диалога   культур и уважения  поликультурного состава  российского общества.

 Изучение эрзянского  языка в 6 классе (пятый  год обучения)  направлено на достижение цели

                      развития  коммуникативной компетенции

 в совокупности ее составляющих:

- речевой,

 - языковой

 - социокультурной

- компенсаторной

 -учебно-познавательной.

Речевая компетенция – развитие коммуникативных умений в четырех основных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении, письме).

Языковая компетенция – овладение новыми языковыми средствами

(фонетическими, орфографическими, лексическими, грамматическими) в соответствии с темами, сферами и ситуациями общения, отобранными для среднего школьного возраста; освоение знаний о языковых явлениях изучаемого языка, разных способах выражения мысли в родном и изучаемом языках.

 Социокультурная компетенция – приобщение учащихся к культуре, традициям мордовского народа.

 Компенсаторная компетенция – развитие умений выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передаче информации.

Учебно-познавательная компетенция – дальнейшее развитие общих и

специальных учебных умений; ознакомление с доступными учащимся способами и приемами самостоятельного изучения языков и культур, в том числе с использованием новых информационных технологий.

Характеристика учебного курса.

                       Обучение диалогической речи.

      Диалогическая речь занимает и на этом этапе обучения ведущее место в процессе учебного общения, выступая как одно из важнейших средств и как одно из основных целевых умений. В форме беседы предъявляется и закрепляется новый учебный материал, активизируется его употребление. В форме беседы проверяется понимание прочитанного или прослушанного текста. Формирование у учащихся умения вести беседу обеспечивается всей организацией педагогического процесса на данном этапе.

      Как и ранее, весьма распространенным типом диалога является диалог-расспрос, направленный на односторонний запрос информации. Наряду с этим в большей мере используется диалог, предполагающий  ответную реплику: согласие/несогласие и др.

      К овладению данными типами диалога учащиеся идут двумя путями: с помощью так называемого управляемого диалога и на основе диалогов-образцов.  В первом случае учитель использует в виде подсказки побудительные реплики типа, с  которыми он попеременно может обращаться к каждому партнеру индивидуально (т. е. к одной паре учащихся У1 — У2) или к коллективному партнеру, когда для организации одновременной фронтальной беседы все учащиеся разбиваются на партнеров А и В (например, по рядам) и работа ведется вполголоса в парах.

      Во втором случае учащиеся идут к овладению диалогом от диалога-образца: как правило, от его воспроизведения к порождению диалога по аналогии. Чтобы облегчить составление диалога по аналогии, учащиеся учатся заменять (варьировать) реплики диалога-образца, используя сначала готовые предложения, а затем составленные самостоятельно.

Обучение монологической речи

Во 2-5 классах учащиеся овладели главным образом умением описывать лица и предметы и делать связное сообщение о себе, о своём друге, погоде, т.е. осваивали умения пользоваться двумя речевыми формами (коммуникативными типами речи): описанием и сообщением (в настоящем времени). В 6-м классе работа над этими речевыми формами продолжается, но охватывает большее количество лексических единиц и грамматического материала, т. е. формируемые в этом русле навыки и умения усложняются. Так, учащиеся должны овладеть умениями описывать внешность человека, одежду, погоду, например погоду сегодня в сравнении с погодой вчера, используя степени сравнения прилагательных, и т. д. Они должны овладеть умениями делать краткие сообщения о действиях в прошлом, настоящем и будущем. Кроме того, объектом целенаправленного формирования становятся пересказ как специфическая речевая форма, направленная на передачу полученной информации, а также рассказ о действиях и событиях в настоящем, прошлом.

Таким образом, на данном этапе обучения предполагается значительное качественное развитие монологической речи учащихся и увеличение количества используемых ими речевых форм (коммуникативных типов речи), а также лексического и грамматического материала. Текущий контроль диалогической и монологической речи осуществляется при прослушивании высказываний учащихся, но целенаправленным он становится на уроках повторения и контроля.

Обучение аудированию

Аудированиезанимает в 6 классе весьма значительное место. Оно служит важным средством обучения, так как в процессе аудирования учащиеся часто знакомятся с новым лексическим и грамматическим материалом, тренируются в узнавании и припоминании уже известного, готовятся к ведению беседы по прослушанному и в связи с ним.

Обучение аудированию является также одной из основных целей обучения. В 6 классе развиваются и совершенствуются сформированные ранее навыки и умения этого вида речевой деятельности. В каждом параграфе имеется специальный блок работы над аудированием. Тексты несколько усложняются за счет включения нового лексического и грамматического материала, а также за счет некоторого увеличения длительности их звучания1. Кроме того, в большинство текстов для аудирования включены специальные языковые явления для развития языковой догадки (заимствования из русского языка, сложные и производные слова от знакомых корней). Помимо текстов, содержащих только знакомый материал или явления, о значении которых можно догадаться, ученикам предлагаются тексты, содержащие незнакомые слова. Обучение аудированию строится как реализация определенной программы действий с воспринимаемым на слух текстом.

Задание к каждому упражнению дано в учебнике, чтобы лучше ориентировать учащихся в последовательности действий, которые необходимо осуществлять в процессе прослушивания и после него, и чтобы таким образом заранее нацелить на предполагаемые формы контроля понимания. Это позволяет сделать процесс восприятия на слух более целенаправленным и управляемым.

Подготовка к этой работе обеспечивается выполнением многочисленных упражнений на слух. Упражнения направлены на восприятие материала, на отработку произношения, на расширение объема кратковременной памяти, на развитие механизма прогнозирования и т. д. Длительность звучания текста, как правило, до 1 минуты.

Контроль понимания осуществляется двумя путями: невербально (с помощью тестов на множественный выбор, сигнальных карт: зеленая — понял(а), красная — не понял(а) и вербально (ответы на вопросы по содержанию прослушанного и т. п.).

Обучение чтению

В 6 классе продолжается обучение технике чтения как вслух, так и про себя. При чтении вслух имеет большое значение умение быстро узнавать и правильно озвучивать известный материал или материал, который может быть узнан, бегло (без лишних пауз и в нормальном темпе) его читать и понимать на уровне значений и смысла. При чтении про себя также обращается внимание на темп чтения и адекватность понимания. Скорость чтения вслух и про себя определяется обычно в 250—300 печатных знаков в минуту. Большое значение имеет чтение с опорой на догадку. В связи с этим тексты для чтения включают, как и в предыдущих классах, интернационализмы, производные слова от знакомых корней, сложные слова, прилагательные в атрибутивной форме, понимание значения которых требует активной мыслительной деятельности: установления ассоциативных связей, переноса, осмысления.

В некоторых текстах имеются также отдельные незнакомые слова и реалии, значение которых раскрывается с помощью комментария, а также перевода, синонимов и других объяснений, данных на плашках.

Целенаправленно ведется работа по обучению чтению со словарем.

Наряду с учебными текстами в учебнике даются и облегченные оригинальные тексты: несколько мордовских народных сказок, несколько  статей из журнала «Чилисема», стихи мордовских поэтов и др.

В целом, в 6 классе осуществляется дальнейшее развитие чтения с полным пониманием текстов, построенных на полностью знакомом материале или с предварительно снятыми трудностями, и текстов, включающих незнакомый, поддающийся самостоятельному осмыслению материал, а также материал, для понимания которого требуется обращение к словарю.

Кроме того, ведется работа над чтением с пониманием основного содержания, которое в дальнейшем должно стать ведущим.

Часто школьникам предлагается чтение разных текстов на выбор. В этом случае при проверке понимания содержания желательно так посадить учащихся в классе, чтобы один прочитал другому незнакомый для последнего текст либо кратко изложил его содержание, либо ответил на вопросы партнера по его содержанию и т. д. По сути, речь идет об использовании технологии «обучение в сотрудничестве».

Обучение письму

Обучение письму нацелено в 6 классе на поддержание навыков письма путем списывания и выполнения других письменных упражнений. Их количество  увеличено. С другой стороны, в учебнике имеется некоторое количество творческих письменных заданий, например написание письма, заполнение анкеты, составление подписей к рисункам и т. п. Они выполняются частично по опорам, частично по аналогии, а потому посильны для учащихся.

Контроль навыков письма осуществляется на предварительно отработанном материале. Для этого используются упражнения с пропусками букв или небольшие диктанты.

 Эти упражнения используются для фронтальной, самостоятельной и индивидуальной работы учащихся.

Система упражнений для данного года обучения складывается, как и раньше, из упражнений по обучению: а) диалогической речи,б) монологической речи; в) аудированию; г) чтению; д) письму.

Т р е б о в а н и я к  у р о в н ю  п о д г о т о в к и  обучающихся  в 6 классе

В результате изучения  языка ученик должен

знать/понимать:

– основные значения изученных лексических единиц (слов, словосочетаний);

– особенности структуры  предложений изучаемого языка; интонацию различных коммуникативных типов предложений;

– признаки изученных ( существительных, прилагательных, глаголов, послелогов)

– основные нормы речевого этикета

– роль владения  языками в современном мире; особенности

образа жизни, быта, культуры   мордовского народа.

уметь:

говорение

– начинать, вести/поддерживать и заканчивать беседу в стандартных ситуациях

общения, соблюдая нормы речевого этикета, при необходимости переспрашивая,

уточняя;

– расспрашивать собеседника и отвечать на его вопросы, высказывая свое

мнение, просьбу, отвечать на предложение согласием/отказом, опираясь на

изученную тематику и усвоенный лексико-грамматический материал;

– рассказывать о себе, своей семье, друзьях, своих интересах и планах на

будущее, сообщать краткие сведения о своем городе/селе,

– делать краткие сообщения, описывать события/явления (в рамках изученныхтем), передавать основное содержание, основную мысль прочитанного или

услышанного, выражать свое отношение к прочитанному/услышанному, давать

аудирование

– понимать основное содержание кратких, несложных текстов

 и выделять значимую информацию;

– понимать основное содержание небольших текстов, относящихся

к разным коммуникативным типам речи (сообщение,  описание, рассказ); уметь определять тему текста, выделять главные факты, опуская второстепенные.

чтение

– ориентироваться в  тексте; прогнозировать его содержание по названию;

– читать небольшие  тексты разных жанров с пониманием основного

содержания (определять тему, основную мысль; выделять главные факты, опуская второстепенные; устанавливать логическую последовательность основных фактов текста);

– читать несложные  тексты разных стилей с  точным его пониманием, используя различные приемы смысловой переработки текста

(языковую догадку, анализ, выборочный перевод), оценивать полученную

информацию, выражать свое мнение;

– читать текст с выборочным пониманием нужной  информации;

письменная речь

– писать поздравления, личные письма с опорой на образец – расспрашивать

адресата о его жизни и делах, сообщать то же о себе, выражать благодарность, просьбу.

Учащиеся в результате изучения эрзянского языка ( начиная со 2 класса в начальной школе) должны научиться использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

– для  взаимопонимания в процессе устного и письменного общения с носителями эрзянского  языка, установления в доступных пределах межличностных и межкультурных контактов;

– создания целостной картины  поликультурного мира, осознания

места и роли родного языка и изучаемого  языка в этом мире;

– приобщения к ценностям  культуры  другого народа.

Применяемые технологии

  • Игровые
  • Проблемного обучения
  • Индивидуального обучения (метод проектов)
  • Технология встречных усилий
  • «Диалог культур»
  • ИКТ – технологии

Формы организации образовательного процесса:

  • творческая деятельность;
  • проекты;
  • презентации;
  • самостоятельная деятельность;
  • практическая деятельность (выполнение упражнений).

Дидактико-технологическое обеспечение учебного процесса:

  1. разноуровневые тесты,
  2.  задания;
  3. Организация  проектной деятельности.

Дидактико-технологическое оснащение учебного процесса:

  1. тетради для контрольных работ;
  2. раздаточный материал для контрольных работ,
  3. тематические тесты;
  4. таблицы;
  5.  пакет олимпиадных заданий.

Виды контроля:

  1. текущий
  2. тематический
  3. итоговый

Формы контроля:

  1. фронтальный опрос
  2. Индивидуальный опрос
  3. Самостоятельные работы
  4. Контрольные работы
  5. Письменный опрос
  6. Словарный диктант
  7. Защита проектов
  8. Обобщение в  форме тестирования

 Место в учебном базисном плане – 68 часов в год ( 2 часа в неделю).

 Учебник.

Эрзянский язык.

 6 класс: пятый год обучения: учебник для русскоязычных учащихся/О.В.Кочеваткина, А.М.Кочеваткин.- Саранск:

Мордов.кн.изд-во, 2012.-143 с.

Содержание программы.

Школа. Учеба – наша главная задача. Мой друг (моя подруга). Мои любимые книги. Экскурсии с классом.( 8 ЧАСОВ)

Моя семья. Мой брат (сестра). Профессии нашей семьи. Наши домашние животные. Семейные традиции. Празднование дня рождения. Здоровье.  В свободное время. (10 ЧАСОВ)

Природа в нашей жизни. Изменения  в природе. Времена года. Осень. Весна. Зима. Зимние праздники. Река  в разное время года. Летние каникулы в деревне. Птицы и их повадки.( 20 ЧАСОВ)

Общение между людьми. Жизнь в мордовском крае. Живем на одной улице, в одном доме.(6 ЧАСОВ)

Моя Родина. Республика Мордовия.  Экскурсии по родному городу. Любимые места в городе, деревне. Спорт в жизни Мордовии. Известные спортсмены. ( 8 ЧАСОВ)

Мордовские народные сказки. Мордовский эпос « Масторава». Мордовские божества – герои фольклора. Мордовские народные игры

.(6 ЧАСОВ)

Тематическое планирование.

Раздел

Кол-во часов

Требования к уровню подготовки

1

Существительное. Число имени существительного, падежи, склонение.

20

Знать основные морфологические признаки имени существительного в эрзянском языке.

Уметь определять число, падеж, склонение  существительных.

2

Прилагательное, Разряды прилагательных. Изменение по числам.

12

Знать морфологические признаки имени прилагательного в эрзянском языке, отличать от других частей речи.

Уметь определять разряд прилагательного, строить словосочетания  существительное +прилагательное, правильно употреблять в устной и письменной речи слова, обозначающие признаки предметов, давать характеристики предметам.

3

Глагол. Инфинитив. Времена глагола.

16

Знать основные морфологические признаки глагола.

Уметь определять начальную форму глагола, употреблять в речи глаголы в прошедшем, настоящем, будущем времени.

4

Послелоги.

2

Знать об особенностях употребления послелогов в эрзянском языке.

Видеть послелоги в тексте, отличать их от других частей речи.

5

Лексика. Синонимы. Антонимы. Омонимы.

7

Знать основные термины раздела «Лексика».

Уметь подбирать к словам синонимы, антонимы. Иметь представление о синонимах, антонимах, омонимах как средстве выразительности.

6

Повторение и обобщение пройденного материала.

11

 Практическая работа.

Разделы

Самост.работа

Проекты

Тесты

1

Существительное

6

2

3

2

Прилагательное

4

2

2

3

Глагол

8

3

5

4

Послелоги

2

1

1

5

Лексика

3

3

3

6

Повторение

5

1

3

                            Календарно-тематическое планирование

  уроков эрзянского языка  в 6А  классе

Предмет - Эрзянский язык                     Учитель: Косынкина Л.М.        

  Кол-во в  нед.часов:    2 часа

Программа по изучению  эрзянского  языка в классах  с русскоязычными учащимися, 6 класс: пятый  год обучения. /О.В.Кочеваткина, Н.И.Ивлюшкина .- Саранск , 2011

Учебник. Эрзянский язык.  6 класс: пятый год обучения: учебник для русскоязычных учащихся/О.В.Кочеваткина, А.М.Кочеваткин.- Саранск:

Мордов.кн.изд-во, 2012.-143 с.

Темы

Вид занятий

Кол-во часов

Вид самост.

работы

Дата

план.

Дата

фактич.

1

В школу.

Повторение

2

Словарная работа, чтение и перевод текста

6.09

7.09

2

Имя существительное. Учеба – наша главная задача.

Повторение

2

Работа с текстом

13.09

14.09

3

Наступила осень.

Объяснение нового материала. Одушевленные и неодушевленные существительные.

2

Грамматич. задание

20.09

21.09

4

Эпос «Масторава». Мордовские божества – герои фольклора.

Повторение. Множественное и единственное число существительных.

2

Составляем диалог

27.09

28.09

5

Жизнь в мордовском крае.

Повторение. Склонение существительных.

2

Текст с грамматич.

заданием

4.10

5.10

6

Мой друг (подруга).

Повторение. Падежи существительных.

2

Грамматическая работа.

11.10

12.10

7

Живем на одной улице ( в одном доме).

Повторение. Падежи существительных.

2

Составляем таблицу с примерами.

18.10

19.10

8

Общение между людьми.

Повторение. Падежи существительных.

2

Тестовая работа.

25.10

26.10

9

Республика Мордовия.

Собственные и нарицательные существительные.

Повторение.

4

Составляем рассказ. Выразительное чтение стихотворения о Мордовии. Готовим презентации о Саранске, о Мордовии.

15.11

16.11

22.11

23.11

10

Моя любимая книга.

Повторение. Падеж и число имени существительного.

2

Составляем рассказ о книге.

29.11

30.11

11

Мои любимые животные.

Повторение лексического материала по теме «Домашние и дикие животные»

2

Чтение и перевод текста.

6.12

7.12

12

Имя прилагательное. Празднование дня рождения.

Объяснение нового материала. Имя прилагательное.

2

Текст с грамматическим заданием.

13.12

14.12

13

Мой брат (сестра)

Повторение. Существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

2

Учим скороговорки.

20.12

21.12

14

Профессии нашей семьи

Повторение. Падежи имени существительного.

2

Составляем диалог.

27.12

28.12

15

Любимые места в городе, селе

Развитие речи.

2

Составляем текст-описание.

17.01

18.01

16

Природа зимой

Повторение. Падеж и число имени существительного.

3

Чтение и перевод текста. Составляем текст – описание.

24.01

25.01

31.01

17

Зимние праздники

Повторение. Качественные и относительные прилагательные.

3

Чтение и перевод сказки. Выразительное чтение наизусть стихотворения. Подобрать загадки по теме «Зима».

1.02

7.02

8.02

18

Мордовские народные игры.

Урок- игра.

1

14.02

19

Послелоги. Река зимой и летом.

Повторение. Послелоги.

2

Работа с текстом.

15.02

21.02

20

Глагол. Свободное время.

Объяснение нового материала. Глагол.

2

Текст с грамматическим заданием.

22.02

28.02

21

Изменения в природе.

Объяснение нового материала. Времена глагола.

2

Работа со словарем.

1.03

7.03

22

Названия месяцев.

Закрепление нового материала. Времена глагола.

2

Чтение и пересказ текста.

14.03

15.03

23

Повадки птиц.

Работа с лексическим материалом по теме «Птицы».

2

Работа со словарем.

21.03

22.03

24

Здоровье.

Синтаксис. Словосочетания глагол+ существительное, существительное +прилагательное

2

Составляем рассказ по картинке. Кроссворды.

4.04

5.04

25

Спорт. Знаменитые спортсмены Мордовии.

Представление проектных работ.

2

Подготовка проектов и презентаций.

11.04

12.04

26

Пришла весна.

Синтаксис. Порядок слов в предложении.

2

Грамматическое задание.

18.04

19.04

27

Природа в нашей жизни.

Повторение Разряды прилагательных.

2

Чтение и перевод текста.

25.04

26.04

28

Лексика. Синонимы. Весенние праздники.

Объяснение нового материала. Синонимы.

2

Составляем текст.

3.05

10.05

29

Антонимы. Экскурсии по родному городу, селу.

Объяснение нового материала. Антонимы.

2

Найти пословицы с антонимами.

16.05

17.05

30

Омонимы. Путешествие по родному городу, селу.

Объяснение нового материала. Омонимы.

1

Ответы на вопросы к тексту.

23.05

31

Экскурсия с классом.

Экскурсия.

1

Презентации и проекты о Мордовии.

24.05

32

Летние каникулы.

Конференция

1

Задание на лето

30.05

Календарно-тематическое планирование

 уроков эрзянского языка  в 6 Б классе

Предмет - Эрзянский язык                     Учитель: Косынкина Л.М.        

  Кол-во в  нед.часов:    2 часа

Программа по изучению  эрзянского  языка в классах  с русскоязычными учащимися, 6 класс: пятый  год обучения. /О.В.Кочеваткина, Н.И.Ивлюшкина .- Саранск , 2011

Учебник. Эрзянский язык.  6 класс: пятый год обучения: учебник для русскоязычных учащихся/О.В.Кочеваткина, А.М.Кочеваткин.- Саранск:

Мордов.кн.изд-во, 2012.-143 с.

Темы

Вид занятий

Кол-во часов

Вид самост.

работы

Дата

план.

Дата

фактич.

1

В школу.

Повторение

2

Словарная работа, чтение и перевод текста

4.09

7.09

2

Имя существительное. Учеба – наша главная задача.

Повторение

2

Работа с текстом

11.09

14.09

3

Наступила осень.

Объяснение нового материала. Одушевленные и неодушевленные существительные.

2

Грамматич. задание

18.09

21.09

4

Эпос «Масторава». Мордовские божества – герои фольклора.

Повторение. Множественное и единственное число существительных.

2

Составляем диалог

25.09

28.09

5

Жизнь в мордовском крае.

Повторение. Склонение существительных.

2

Текст с грамматич.

заданием

2.10

5.10

6

Мой друг (подруга).

Повторение. Падежи существительных.

2

Грамматическая работа.

9.10

12.10

7

Живем на одной улице ( в одном доме).

Повторение. Падежи существительных.

2

Составляем таблицу с примерами.

16.10

19.10

8

Общение между людьми.

Повторение. Падежи существительных.

2

Тестовая работа.

23.10

26.10

9

Республика Мордовия.

Собственные и нарицательные существительные.

Повторение.

4

Составляем рассказ. Выразительное чтение стихотворения о Мордовии. Готовим презентации о Саранске, о Мордовии.

30.10

13.11

16.11

20.11

10

Моя любимая книга.

Повторение. Падеж и число имени существительного.

2

Составляем рассказ о книге.

23.11

27.11

11

Мои любимые животные.

Повторение лексического материала по теме «Домашние и дикие животные»

2

Чтение и перевод текста.

30.11

4.12

12

Имя прилагательное. Празднование дня рождения.

Объяснение нового материала. Имя прилагательное.

2

Текст с грамматическим заданием.

7.12

11.12

13

Мой брат (сестра)

Повторение. Существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

2

Учим скороговорки.

14.12

18.12

14

Профессии нашей семьи

Повторение. Падежи имени существительного.

2

Составляем диалог.

21.12

25.12

15

Любимые места в городе, селе

Развитие речи.

2

Составляем текст-описание.

28.12

15.01

16

Природа зимой

Повторение. Падеж и число имени существительного.

3

Чтение и перевод текста. Составляем текст – описание.

18.01

22.01

25.01

17

Зимние праздники

Повторение. Качественные и относительные прилагательные.

3

Чтение и перевод сказки. Выразительное чтение наизусть стихотворения. Подобрать загадки по теме «Зима».

29.01

1.02

5.02

18

Мордовские народные игры.

Урок- игра.

1

8.02

19

Послелоги. Река зимой и летом.

Повторение. Послелоги.

2

Работа с текстом.

12.02

15.02

20

Глагол. Свободное время.

Объяснение нового материала. Глагол.

2

Текст с грамматическим заданием.

19.02

22.02

21

Изменения в природе.

Объяснение нового материала. Времена глагола.

2

Работа со словарем.

26.02

1.03

22

Названия месяцев.

Закрепление нового материала. Времена глагола.

2

Чтение и пересказ текста.

5.03

12.03

23

Повадки птиц.

Работа с лексическим материалом по теме «Птицы».

2

Работа со словарем.

15.03

19.03

24

Здоровье.

Синтаксис. Словосочетания глагол+ существительное, существительное +прилагательное

2

Составляем рассказ по картинке. Кроссворды.

22.03

2.04

25

Спорт. Знаменитые спортсмены Мордовии.

Представление проектных работ.

2

Подготовка проектов и презентаций.

5.04

9.04

26

Пришла весна.

Синтаксис. Порядок слов в предложении.

2

Грамматическое задание.

12.04

16.04

27

Природа в нашей жизни.

Повторение Разряды прилагательных.

2

Чтение и перевод текста.

19.04

23.04

28

Лексика. Синонимы. Весенние праздники.

Объяснение нового материала. Синонимы.

2

Составляем текст.

26.04

30.04

29

Антонимы. Экскурсии по родному городу, селу.

Объяснение нового материала. Антонимы.

2

Найти пословицы с антонимами.

3.05

7.05

30

Омонимы. Путешествие по родному городу, селу.

Объяснение нового материала. Омонимы.

2

Ответы на вопросы к тексту.

10.05

14.05

31

Экскурсия с классом.

Экскурсия.

3

Презентации и проекты о Мордовии.

17.05

21.05

24.05

32

Летние каникулы.

Конференция

1

Задание на лето

28.05

Календарно-тематическое планирование

 уроков эрзянского языка  в 6 В классе

Предмет - Эрзянский язык                     Учитель: Косынкина Л.М.        

  Кол-во в  нед.часов:    2 часа

Программа по изучению  эрзянского  языка в классах  с русскоязычными учащимися, 6 класс: пятый  год обучения. /О.В.Кочеваткина, Н.И.Ивлюшкина .- Саранск , 2011

Учебник. Эрзянский язык.  6 класс: пятый год обучения: учебник для русскоязычных учащихся/О.В.Кочеваткина, А.М.Кочеваткин.- Саранск:

Мордов.кн.изд-во, 2012.-143 с.

Темы

Вид занятий

Кол-во часов

Вид самост.

работы

Дата

план.

Дата

фактич.

1

В школу.

Повторение

2

Словарная работа, чтение и перевод текста

4.09

7.09

2

Имя существительное. Учеба – наша главная задача.

Повторение

2

Работа с текстом

11.09

14.09

3

Наступила осень.

Объяснение нового материала. Одушевленные и неодушевленные существительные.

2

Грамматич. задание

18.09

21.09

4

Эпос «Масторава». Мордовские божества – герои фольклора.

Повторение. Множественное и единственное число существительных.

2

Составляем диалог

25.09

28.09

5

Жизнь в мордовском крае.

Повторение. Склонение существительных.

2

Текст с грамматич.

заданием

2.10

5.10

6

Мой друг (подруга).

Повторение. Падежи существительных.

2

Грамматическая работа.

9.10

12.10

7

Живем на одной улице ( в одном доме).

Повторение. Падежи существительных.

2

Составляем таблицу с примерами.

16.10

19.10

8

Общение между людьми.

Повторение. Падежи существительных.

2

Тестовая работа.

23.10

26.10

9

Республика Мордовия.

Собственные и нарицательные существительные.

Повторение.

4

Составляем рассказ. Выразительное чтение стихотворения о Мордовии. Готовим презентации о Саранске, о Мордовии.

30.10

13.11

16.11

20.11

10

Моя любимая книга.

Повторение. Падеж и число имени существительного.

2

Составляем рассказ о книге.

23.11

27.11

11

Мои любимые животные.

Повторение лексического материала по теме «Домашние и дикие животные»

2

Чтение и перевод текста.

30.11

4.12

12

Имя прилагательное. Празднование дня рождения.

Объяснение нового материала. Имя прилагательное.

2

Текст с грамматическим заданием.

7.12

11.12

13

Мой брат (сестра)

Повторение. Существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

2

Учим скороговорки.

14.12

18.12

14

Профессии нашей семьи

Повторение. Падежи имени существительного.

2

Составляем диалог.

21.12

25.12

15

Любимые места в городе, селе

Развитие речи.

2

Составляем текст-описание.

28.12

15.01

16

Природа зимой

Повторение. Падеж и число имени существительного.

3

Чтение и перевод текста. Составляем текст – описание.

18.01

22.01

25.01

17

Зимние праздники

Повторение. Качественные и относительные прилагательные.

3

Чтение и перевод сказки. Выразительное чтение наизусть стихотворения. Подобрать загадки по теме «Зима».

29.01

1.02

5.02

18

Мордовские народные игры.

Урок- игра.

1

8.02

19

Послелоги. Река зимой и летом.

Повторение. Послелоги.

2

Работа с текстом.

12.02

15.02

20

Глагол. Свободное время.

Объяснение нового материала. Глагол.

2

Текст с грамматическим заданием.

19.02

22.02

21

Изменения в природе.

Объяснение нового материала. Времена глагола.

2

Работа со словарем.

26.02

1.03

22

Названия месяцев.

Закрепление нового материала. Времена глагола.

2

Чтение и пересказ текста.

5.03

12.03

23

Повадки птиц.

Работа с лексическим материалом по теме «Птицы».

2

Работа со словарем.

15.03

19.03

24

Здоровье.

Синтаксис. Словосочетания глагол+ существительное, существительное +прилагательное

2

Составляем рассказ по картинке. Кроссворды.

22.03

2.04

25

Спорт. Знаменитые спортсмены Мордовии.

Представление проектных работ.

2

Подготовка проектов и презентаций.

5.04

9.04

26

Пришла весна.

Синтаксис. Порядок слов в предложении.

2

Грамматическое задание.

12.04

16.04

27

Природа в нашей жизни.

Повторение Разряды прилагательных.

2

Чтение и перевод текста.

19.04

23.04

28

Лексика. Синонимы. Весенние праздники.

Объяснение нового материала. Синонимы.

2

Составляем текст.

26.04

30.04

29

Антонимы. Экскурсии по родному городу, селу.

Объяснение нового материала. Антонимы.

2

Найти пословицы с антонимами.

3.05

7.05

30

Омонимы. Путешествие по родному городу, селу.

Объяснение нового материала. Омонимы.

2

Ответы на вопросы к тексту.

10.05

14.05

31

Экскурсия с классом.

Экскурсия.

3

Презентации и проекты о Мордовии.

17.05

21.05

24.05

32

Летние каникулы.

Конференция

1

Задание на лето

28.05

              Календарно-тематическое планирование

           уроков эрзянского языка  в 6 К классе

Предмет - Эрзянский язык                     Учитель: Косынкина Л.М.        

  Кол-во в  нед.часов:    2 часа

Программа по изучению  эрзянского  языка в классах  с русскоязычными учащимися, 6 класс: пятый  год обучения. /О.В.Кочеваткина, Н.И.Ивлюшкина .- Саранск , 2011

Учебник. Эрзянский язык.  6 класс: пятый год обучения: учебник для русскоязычных учащихся/О.В.Кочеваткина, А.М.Кочеваткин.- Саранск:

Мордов.кн.изд-во, 2012.-143 с.

Темы

Вид занятий

Кол-во часов

Вид самост.

работы

Дата

план.

Дата

фактич.

1

В школу.

Повторение

2

Словарная работа, чтение и перевод текста

4.09

6.09

2

Имя существительное. Учеба – наша главная задача.

Повторение

2

Работа с текстом

11.09

13.09

3

Наступила осень.

Объяснение нового материала. Одушевленные и неодушевленные существительные.

2

Грамматич. задание по тексту

18.09

20.09

4

Эпос «Масторава». Мордовские божества – герои фольклора.

Повторение. Множественное и единственное число существительных.

2

Составляем диалог

25.09

27.09

5

Жизнь в мордовском крае.

Повторение. Склонение существительных.

2

Текст с грамматич.

заданием

2.10

4.10

6

Мой друг (подруга).

Повторение. Падежи существительных.

2

Грамматическая работа.

9.10

11.10

7

Живем на одной улице ( в одном доме).

Повторение. Падежи существительных.

2

Составляем таблицу с примерами.

16.10

18.10

8

Общение между людьми.

Повторение. Падежи существительных.

2

Тестовая работа.

23.10

25.10

9

Республика Мордовия.

Собственные и нарицательные существительные.

Повторение.

4

Составляем рассказ. Выразительное чтение стихотворения о Мордовии. Готовим презентации о Саранске, о Мордовии.

30.10

01.11

13.11

15.11

10

Моя любимая книга.

Повторение. Падеж и число имени существительного.

2

Составляем рассказ о книге.

20.11

22.11

11

Мои любимые животные.

Повторение лексического материала по теме «Домашние и дикие животные»

2

Чтение и перевод текста.

27.11

29.11

12

Имя прилагательное. Празднование дня рождения.

Объяснение нового материала. Имя прилагательное.

2

Текст с грамматическим заданием.

4.12

6.12

13

Мой брат (сестра)

Повторение. Существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

2

Учим скороговорки.

11.12

13.12

14

Профессии нашей семьи

Повторение. Падежи имени существительного.

2

Составляем диалог.

18.12

20.12

15

Любимые места в городе, селе

Развитие речи.

2

Составляем текст-описание.

25.12

27.12

16

Природа зимой

Повторение. Падеж и число имени существительного.

3

Чтение и перевод текста. Составляем текст – описание.

15.01

17.01

22.01

17

Зимние праздники

Повторение. Качественные и относительные прилагательные.

3

Чтение и перевод сказки. Выразительное чтение наизусть стихотворения. Подобрать загадки по теме «Зима».

24.01

29.01

31.01

18

Мордовские народные игры.

Урок- игра.

1

5.02

19

Послелоги. Река зимой и летом.

Повторение. Послелоги.

2

Работа с текстом.

7.02

12.02

20

Глагол. Свободное время.

Объяснение нового материала. Глагол.

2

Текст с грамматическим заданием.

14.02

19.02

21

Изменения в природе.

Объяснение нового материала. Времена глагола.

1

Работа со словарем.

21.02

22

Названия месяцев.

Закрепление нового материала. Времена глагола.

2

Чтение и пересказ текста.

26.02

28.02

23

Повадки птиц.

Работа с лексическим материалом по теме «Птицы».

2

Работа со словарем.

5.03

7.03

24

Здоровье.

Синтаксис. Словосочетания глагол+ существительное, существительное +прилагательное

2

Составляем рассказ по картинке. Кроссворды.

12.03

14.03

25

Спорт. Знаменитые спортсмены Мордовии.

Представление проектных работ.

2

Подготовка проектов и презентаций.

19.03

21.03

26

Пришла весна.

Синтаксис. Порядок слов в предложении.

2

Грамматическое задание.

2.04

4.04

27

Природа в нашей жизни.

Повторение Разряды прилагательных.

2

Чтение и перевод текста.

9.04

11.04

28

Лексика. Синонимы. Весенние праздники.

Объяснение нового материала. Синонимы.

2

Составляем текст.

16.04

18.04

29

Антонимы. Экскурсии по родному городу, селу.

Объяснение нового материала. Антонимы.

2

Найти пословицы с антонимами.

23.04

25.04

30

Омонимы. Путешествие по родному городу, селу.

Объяснение нового материала. Омонимы.

2

Ответы на вопросы к тексту.

30.04

7.05

31

Экскурсия с классом.

Экскурсия.

3

Презентации и проекты о Мордовии.

14.05

16.05

21.05

32

Летние каникулы.

Конференция

2

Задание на лето

23.05

28.05

Материально-техническое обеспечение учебного предмета.

  • Папки  с иллюстрациями
  • Учебно-наглядные пособия
  • Организационно-педагогические средства (карточки, раздаточный материал).
  • учебные диски («Живи, родной язык !»
  • учебные фильмы, мультфильмы
  • диски с мордовскими народными сказками

                         Учебно-практическое  оборудование

Наименование

Коли-

чество

1

Доска аудиторная с 3-мя рабочими плоскостями

1

2

Персональный компьютер

1

3

Принтер Canon I – Sensys MF-4410

1

5

Проектор Benq

1

7

Стол  компьютерный

1

Учебно-методическое обеспечение

               Литература для учащихся

  1. Все о Мордовии. Справочно-энциклопедическое издание.- Саранск: Мордов. кн. изд-во,1988
  2. Журнал на эрзянском языке «Чилисема»
  3. Мордовские народные сказки.- Саранск: Морд.кн. изд-во,2006

Литература для учителя

  1. Беспалова Г.Ф.Практические задания и методические указания по эрзянскому языку. – Саранск,2004.-68с.
  2. Вейсэ, башка, тешксвельде: Валкс / Саранск, 2002.-144с
  3. Д.В.Цыганкин. Занимательная грамматика. Саранск,1988.
  4. Изобразительное искусство Мордовии.- Саранск, 1984.
  5. Имайкина М.Д. Эрзянский язык:Учеб.пособие  в2-х ч.- Саранск, 1996.- 180 с.
  6. Легенды и предания мордвы / Сост .Л.В.Седова.- Саранск,1982.
  7. Люлякина С.М. Евкст.- Саранск,-1993.
  8. Мокшин Н.Ф. Этническая история мордвы.- Саранск, 1977.
  9. Мордовский народный костюм/ Альбом, Саранск, 1990.
  10. Самородов К.Т. Мордовская  обрядовая поэзия. Саранск, 1980.
  11. Федот Васильевич Сычков: Альбом. Саранск,1998.
  12. Ютко  шкасто: Для младшего и среднего возраста. Саранск,1994.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая учебная программа по эрзянскому языку для 5 класса с календарно-тематическим планированием

Рабочая учебная программа по мордовскому (эрзя) языку для русскоязычных учащихся, 5 класс...

Рабочая программа по географии 6 класс с календарно - тематическим планированием.

Данная рабочая программа составленна для учащихся 6 класса при 2 часах в неделю классическая Герасимова ....

Рабочая программа по географии 6 класс с календарно - тематическим планированием.

рабочая программа составлена для классической линнии общеобразовательной школы к учебнику Герасимовой...

Рабочая программа по математике 6 класс и календарно тематическое планирование к учебнику С.М.Никольского, М.К. Потапова, Н.Н.Решетникова, А.В.Шевкина.

Рабочая программа по математике 6 класс и календарно тематическое планирование составлены на основе Математика.Сборник рабочих программ. 5-6 классы : пособие для учителей общеобразовательных учре...

Рабочая программа по биологии 6 класс (с календарно- тематическим планированием)

Рабочая программа по биологии 6 класс составлена в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения. Содержит пояснительную записку, планируемые результаты, тематическое планировиние. Календарно- те...