Разработка урока по литературе для 11 класса по поэме А.А. Ахматовой "Реквием"
план-конспект урока по литературе (11 класс) по теме
План-конспект урока по литературе для 11 класса по поэме А.А. Ахматовай "Реквием. Тема: "Предназначение поэмы А.Ахматовой "Реквием ".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 80 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ УРОКА
по поэме А.А. Ахматовой «Реквием»
Урок в 11 классе
ОУ: МБОУ: Романовская средняя общеобразовательная школа
Учитель: Костюк Л.Г., учитель русского языка и литературы 1 категории
Тема: Предназначение поэмы А.Ахматовой «Реквием»
Цель урока:
- Личностный результат – осознавать трагедию страны в эпоху сталинских репрессий, необходимость сохранения памяти о страшных годах в истории страны.
- Метапредметный результат – уметь анализировать текстовую информацию, самостоятельно формулировать и решать познавательные задачи на основе анализа информации, устанавливать логические связи, работать индивидуально и в группе.
- Предметный результат – знать историю создания поэмы А. Ахматовой «Реквием», жанровые и композиционные особенности произведения, связанные с особенностями повествования, строить развёрнутое связное высказывание.
Оборудование: презентация, компьютер, экран, проектор, поэма А.Ахматовой «Реквием», толковые словари, В.А. Моцарт «Реквием» (Лакримоза, 7 часть), карточки с ДЗ, карточки с вопросами для работы в группах, карточки с нормами оценок устных ответов по литературе.
Этапы урока
1. Организационный момент (4 мин)
Цель этапа:
Создание рабочей обстановки на уроке, формулировка темы и цели.
Учитель:
- Ребята, для работы сегодня нам понадобятся тетради, текст поэмы А.Ахматовой «Реквием».
- Работу будем проводить индивидуально и в группах.
- Критерии оценки устных ответов у вас есть на столе, вы с ними уже знакомы, попрошу придерживаться их требований при ответе.
Итак, продолжая изучать творчество А.А. Ахматовой, сегодня мы знакомимся ещё с одним её произведением – поэмой «Реквием». Записываем тему урок «Предназначение поэмы А.Ахматовой «Реквием».
Учитель:
Глядя на тему урока, эпиграф к уроку (Строки из стихотворения А.С. Пушкина «Пророк») сформулируйте его цель.
Деятельность учащихся
Формулировка цели урока на основе объявленной темы.
Возможные ответы учащихся
Я думаю, так как поэма называется «Реквием», в теме обозначено понятие «предназначение поэмы», необходимо на примере художественного текста показать значимость нравственных ориентиров (законов) для человека в трагические годы «ежовщины» и в современное время.
2. Проверка домашнего задания (4 мин)
Цель этапа:
Проверка уровня подготовленности учащихся к восприятию и анализу поэмы А. Ахматовой «Реквием»
Учитель:
- Какое задание выполняли дома?
- Я предлагаю вам письменный блиц-опрос ДЗ, листы перед вами, запишите свою фамилию, на работу 2-3 минуты.
Блиц – опрос по творчеству А.А. Ахматовой
№ п п | Вопрос | Ответ |
1 | К каким фольклорным жанровым традициям обращается А.Ахматова в своих стихотворениях? | Молитва, плач, причитание, песня |
2 | Как воспринимает Ахматова новую эпоху, пришедшую после революции? | Трагическое время потерь и разрушений |
3 | В чём Ахматова видит своё предназначение? | Разделить судьбу Родины, отказ от эмиграции |
4 | В каком произведении с наибольшей силой проявляется мотив осиротевшей матери? | «Реквием» |
5 | Коснулись ли репрессии семьи Ахматовой? Если да, то как? | Да, аресты сына Льва, расстрел мужа Н. Гумилёва |
6 | «Сотканный» из простых слов, «подслушанных», как пишет Ахматова, в тюремных очередях, он с потрясающей поэтической и гражданской силой передал и время и душу народа. О каком произведении Ахматовой идет речь? | «Реквием» |
- Актуализация знаний по поэме «Реквием» (7 минут)
Цель этапа: индивидуальные выступления позволяют создать проблемную ситуацию на уроке, что способствует повышению мотивации учащихся, повысить интерес к личности А. Ахматовой, к событиям, описанным в поэме.
Учитель:
А. А. Ахматова - поэтесса неординарная. Чтобы глубже понять содержание поэмы, необходимо знать особенности того времени. Давайте послушаем историческую справку, которую подготовила ________________
Историческая справка (уч-ся).
К концу 30-х годов сформировалась целостная общественная система, определяемая как «государственный социализм». Собственность и власть по существу оказались в руках партийно-государственного аппарата во главе со Сталиным. Осуществлялся жестокий контроль за всем и всеми. Человек становился механизмом, «винтиком», который можно было всегда легко и быстро заменить. За малейшее нарушение и инакомыслие полагалось наказание. Страна осуществляла свое правосудие не только с помощью судебной системы, а и особыми совещаниями при НКВД и ОГПУ, «двойками» и «тройками».
В первую очередь, расправы проводились над лицами, пользующимися популярностью и авторитетом.
По стране прокатились три волны сталинских репрессий:
1-ая- коллективизация и индустриализация. Пик ее приходился на 1928-31 годы и захватил от 250 тысяч до 1 миллиона семей, сосланных на стройки, в лагеря и поселения. В 1929 - 32 годах было закрыто 90% церквей и высланы их священнослужители. Около 3 миллионов человек, занятых при НЭПе, стали «лишенцами». Для ученых создавались «шараги», спецлагеря по проведению научных исследований и изысканий.
2-ая - (1932-33 и 1939-40 годы) захватила простых тружеников.
3-ья - захватила народнохозяйственные, партийные, государственные, военные,
научно-технические кадры и остатки старой творческой интеллигенции. Обвинения им предъявлялись в основном по пунктам 58-й статьи Уголовного кодекса (преступления против государства). Срок от 5 до 25 лет лагерного заключения, а каждый десятый осужденный в 1936-38 годах приговаривался к смертной казни. Количество заключенных в СССР на конец 30-х годов практически не поддается точному исчислению. Большинство исследователей склоняются к цифре 35 миллионов человек
Учитель:
- Самыми страшными годами «большого террора» были 1936 - 1938 годы, время, когда нарком внутренних дел был Николай Иванович Ежов, в народе время его управления в НКВД позвали «ежовщиной»
- Вспомним, какими были 30-е годы для А. А. Ахматовой ?
Учащиеся:
а) 30 - ые годы оказались для Ахматовой порой наиболее тяжких в ее жизни испытаний. Чудовищные репрессии, обрушившиеся чуть ли не на всех друзей и единомышленников Ахматовой, разрушили и ее семейный очаг: 22 октября 1935 года были арестованы как «участники антисоветской террористической группы» ее бывший (второй) муж, профессор Всероссийской Академии художеств Н. Н. Пунин, и ее сын, студент исторического факультета Ленинградского государственного университета Лев Николаевич Гумилев. Ахматова обратилась с письмом к Сталину, и 14 ноября 1935 года они были освобождены.
Второй раз Лев Гумилев был арестован 10 марта 1938 года за «участие в молодежной антисоветской террористической организации в ЛГУ». Приговор - 5 лет исправительно - трудовых лагерей.
Третий арест сына был в 1949 году (10 лет). Л. Н. Гумилев полностью реабилитирован в 1975 году.
Сама Ахматова жила все эти годы в ожидании ареста. В длинных и горестных тюремных очередях, чтобы сдать передачу и узнать о судьбе сына, она провела, по ее словам, семнадцать месяцев.
б)Казалось бы, в таких условиях писать было немыслимо, и она действительно не писала, то есть не записывала своих стихов, доверяя их своим надежным друзьям, чтобы те заучивали их наизусть.
Лидия Чуковская в своих «Записках об Анне Ахматовой» пишет, с какой осторожностью, шепотом читала она свои стихи, а иногда не решалась даже и на шепот, так как застенок был совсем рядом. «В те годы, - поясняет Л. Чуковская в своем предисловии к «Запискам», - Анна Андреевна, навещая меня, читала мне стихи из «Реквиема» тоже шепотом, а у себя в Фонтанном Доме не решалась даже на шепот: внезапно, посреди разговора она умолкала и, показав глазами на потолок и стены, брала клочок бумаги и карандаш; потом громко произносила что-нибудь очень светское: «Хотите чаю ?» или «Вы очень загорели», потом исписывала клочок быстрым почерком и протягивала мне. Я прочитывала стихи и, запомнив, молча возвращала их ей. «Нынче ранняя осень», - громко говорила Анна Андреевна и, чиркнув спичкой, сжигала бумагу над пепельницей.
Это был обряд: руки, спички, пепельница - обряд прекрасный и горестный.
По словам Чуковской, оформленный в 1940 году «Реквием» знали наизусть 11 человек, и, как говорила Ахматова, «никто меня не предал». Рукописи, как правило, сжигались, и только в 1962 году, в период «оттепели», Ахматова передала «Реквием» в журнал «Новый мир». К этому времени произведение имело уже широкое хождение среди читателей в самиздатовских списках. В 1963 году «Реквием» был напечатан за границей (в Мюнхене). В России впервые «Реквием» был напечатан в журнале «Октябрь» № 3 за 1987 год.
Учитель:
- Давайте обратимся к названию произведения. Что обозначает слово «Реквием»? Работаем с толковым словарём, выпишите это понятие.
Учащиеся:
(Реквием – католическое богослужение по умершим, а также траурное музыкальное произведение – Р. Моцарта).
Учитель:
Ахматова нередко называет поэму по латыни – «Requiem». («Вечный покой даруй им, Господи!»).
- Почему Ахматова остановилась на таком названии? Как вы думаете?
Учащиеся:
Это увековечивание памяти обо всех людях, погибших в годы репрессий, вечная молитва о них.
4. Изучение нового учебного материала (10-12 мин)
Цель этапа:
Развитие навыков анализа поэтического текста.
Учитель:
- А теперь обратимся к произведению «Реквием» и прослушаем фрагмент поэмы и фрагмент одноимённого музыкального произведения Моцарта. Что их объединяет? Какие ассоциации возникли у вас?
- Анализ произведения:
- Подумаем над жанром: О жанре ахматовского «Реквиема» высказываются разные суждения. Одни исследователи называют «Реквием» лирическим циклом (В. А. Черных, В. Г. Адмони). Другие считают, что это поэма (Лесневский С.).
- Как вы восприняли «Реквием» - как поэму или как цикл отдельных стихотворений?
Лирический цикл - объединение ряда произведений на основе идейно-тематического сходства, общности жанра, места и времени, формы и стиля повествования.
Поэма - крупное стихотворное произведение с повествовательным или лирическим сюжетом. Она имеет определённую кольцевую композицию.
- Поэма многоголоса: мы слышим голос поэта, матери, историка. Попробуем проанализировать поэму с разных точек зрения. И подумаем, зачем автору понадобилось такое многоголосие?
Анализ произведения по группам.
Учитель:
Каждой группе предлагаются опорные вопросы.
1 группа
Голос поэта
В каких главах слышится голос поэта?
Чьи традиции продолжает А. Ахматова, говоря о роли поэта в жизни общества?
Как названо место и время в этих главах? Почему опосредованно?
Какие общекультурные образы появляются в этих главах? Какова роль этих образов?
Возможный вариант ответа группы
Гневный голос поэта – страдающего гражданина своей страны – слышится в шести главах поэмы. Ахматова, продолжая пушкинскую традицию (роль поэта – «глаголом жечь сердца людей»), уже в эпиграфе заявляет о своей позиции – «Я была тогда с моим народом, там, где мой народ, к несчастью, был». Ахматова не называет в эпиграфе точного места и времени – «я была тогда с моим народом, там, где мой народ, к несчастью, был». «Тогда» – «в страшные годы ежовщины», «там» - в лагере, за колючей проволокой, в ссылке, в тюрьме – значит вместе; не говорит «на родине» - создаёт образ через отрицание «не под чуждым небосводом».
«Вместо предисловия» - это своего рода завещание поэту, наказ «написать». Завещание – потому что все стоящие в этой очереди отчаялись, живут в своём мире страха. И только поэт, разделяя судьбу народа, может громко заявить о происходящем. Эта часть поэмы идейно перекликается с пушкинскими строчками: «Тогда стоящая за мной женщина спросила меня на ухо:
- А это вы можете описать?
И я сказала:
- Могу.» Правдиво отражать реалии жизни, даже в ситуации, когда люди боятся об этом говорить – вот задача поэта.
Голос поэта вновь услышан читателем в 3 и 4 главах: «Нет, это не я, это кто-то другой страдает. Я бы так не могла.»
Этот голос, описывающий события словно «со стороны», зазвучит в 10 главе, которая является поэтической метафорой: поэт, увидев как бы со стороны, передаёт всю трагедию, происходящую с Матерью. Каждая из матерей, потерявших сына, подобна Богоматери, и нет таких слов, которые способны передать её состояние, ощущение ею вины, её бессилие при виде страданий и смерти сына. Поэтическая параллель продолжается: если Иисус погиб, искупая все грехи человечества, то за что погибает сын, чьи грехи он должен искупить? Не палачей ли своих? Богоматерь уже много веков оплакивает каждого невинно гибнущего ребёнка, и любая мать, теряющая сына, степенью своей боли близка к ней.
И в «Эпилоге» (в 1 его части) мать вновь уступает поэту право повествовать: «И я молюсь не о себе одной, а обо всех, кто там стоял со мною и в лютый холод, и в июльский зной под красною, ослепшею стеною.» что-то изменить сложно – остаётся только молиться.
Вторая группа
Голос матери
В каких главах мы слышим голос матери?
Какова жанровая особенность глав, написанных от лица матери?
Какую лексическую особенность глав можете отметить?
Какие литературные ассоциации можете назвать?
Возможный вариант ответа группы:
Голос матери слышится в семи главах (1,2, 5-9). Этот рассказ о прошедшем, о своей судьбе, о судьбе сына монотонный, как молитва, напоминает причитание или плач: «Буду я, как стрелецкие жёнки, под кремлёвскими башнями выть» (написан в соответствии с традициями фольклорных жанров: обилие повторов – тому подтверждение: «тихо» - «тихий», «жёлтый месяц» - «жёлтый месяц», «входит» - «входит», «эта женщина» - «эта женщина»; появление образов реки, месяца). Приговор судьбы уже осознан: безумие и смерть как высшее счастье воспринимаются и спасение от ужаса жизни. Природные силы предрекают тот же самый итог.
Каждая из глав монолога матери становится всё более трагичной. Особенно поражает лаконизм девятой: смерть не приходит, память жива. Она становится главным врагом: «Надо память до конца убить». И на помощь не приходят ни поэт, ни историк – горе матери очень личное, она страдает одна.
Третья группа
Голос историка
Как представлена эпоха, описываемая историком? В каких главах?
Какие реалии подчёркивают достоверность описываемых событий?
Возможный вариант ответа группы
Исторические реалии растворены во многих главах. Когда всё происходит? «В страшные годы ежовщины». Где? «Там, где мой народ, к несчастью, был» - в России, в Ленинграде. Непосредственно голос историка слышен в двух главах – во «Вступлении» и во второй части «Эпилога».
Эпоха, в которую суждено страдать народу, описана достаточно образно и зримо, очень жёстко: «… безвинная корчилась Русь под кровавыми сапогами и под шинами «чёрных марусь»». Кто жертва? Весь народ, «осуждённых полки». Кто палач? Он только однажды назван: «Кидался в ноги палачу». Он один. Зато есть его помощники, разъезжающие на «чёрных марусях». Их определяет только одна деталь – «верх шапки голубой». Поскольку они нелюди, о них больше нечего сказать. Палач не назван, но ясно: он – Хозяин страны.
В последней главе представлена история истерзанной души народа: одна половина его в тюрьмах – это мужья и сыновья, другая половина – в тюремных очередях, это матери и жёны. В этой очереди вся Россия.
В последней главе голос поэта и историка подавляется женским криком – воем. С ним слит голос матери. Как наказать палача? Тоже стать палачом? На помощь нужно призвать память. Она единственный союзник историка.
Результат наблюдения всех групп может быть следующим:
В поэме заметно противоречие: мать мечтает о забвении – это единственная возможность перестать страдать, поэт и историк призывают память на помощь – без неё нельзя сохранить верность прошлому ради будущего.
Выступление групп, обсуждение поставленных вопросов (8-10):
Учитель:
- Зачем автору понадобилось такое многоголосие?
5. Итоговый вопрос, вывод (5 мин)
Учитель:
- Каково же предназначение поэмы А.Ахматовой «Реквием»?
- Согласны ли вы со словами Дмитрия Сергеевича Лихачёва «Память активна. Она не оставляет человека равнодушным, бездеятельным…Память должна уберечь от повторения прошлых ошибок».
- Посмотрите ещё раз на эпиграф к уроку. А.С.Пушкин видит своё предназначение в том, чтобы «…Глаголом жечь сердца людей». Почему эти строки можно применить к творчеству А.А. Ахматовой?
6. Рефлексия:
Сегодня на уроке я узнал…, понял…, осознал…, задумался…
7. Подведение итогов урока, выставление оценок (3 мин)
8. ДЗ. (2 мин)
Цель этапа:
Соотнести рассмотренный на уроке материал со своими чувствами, мыслями, впечатлениями. Изложить свои выводы в творческой форме.
1). Подготовиться к письменной работе по биографии М. Цветаевой (учебник стр. 348-352);
2) Напишите сочинение-миниатюру на одну из предложенных тем:
1. И.Семибратова считает, что «величаво и трагично начинает Ахматова своё свидетельство очевидца о том времени - подлинный документ эпохи».
- Как вы понимаете определение «документ эпохи»? Правомерно ли, на ваш взгляд, использование этого определения относительно поэмы «Реквием»? Почему?
2.«О «Реквиеме» трудно говорить и писать. Каждое слово, каждая строка поэмы кровоточит. Её невозможно читать без боли и содрогания. Эта поэма могла быть написана только женщиной, матерью, женой. Крик, вопль, плачь, проклятия – все слилось, невозможно разобрать, где голос автора, а где стоны живых и мольба об отмщении мертвых» (А.С.Крюков)
- Расскажите о своих чувствах при чтении поэмы. Они совпадают с теми, о которых пишет ученый?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по литературе. 5 класс. "И. Бунин. "Первый снег".
Цель методической разработки: совершенствовать технику чтения учащихся. Задачи, решаемые в ходе проведения урока: - образовательные: развивать память, внимание, образное мышление, воображение,...
Разработка урока по литературе. 10 класс. И.С.Тургенев "Стихотворения в прозе"
Разработка урока по литературе....
![](/sites/default/files/pictures/2017/02/20/picture-891176-1487587013.jpg)
разработка урока по литературе 5 класс
Тема. Дружба Васи, Валека и Маруси.Цель: · выявить нравственные основы дружбы Васи, Валека и Маруси;·...
Разработка урока по литературе 9 класс
Тема урока: Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество....
методическая разработка урока по литературе 10 класс "Петербургский миф Достоевского"
технологическая карта урока по литературе, 10 класс, УМК Сухих...
![](/sites/default/files/pictures/2020/09/19/picture-1270056-1600547288.jpg)
Разработка урока по литературе 9 класс"Грибоедов А. С. Анализ 3 действия комедии "Горе от ума".
Разработка урока по литературе 9 класс " Грибоедов А. С. Анализ 3 действия комедии "Горе от ума"....
![](/sites/default/files/pictures/2024/03/30/picture-1518847-1711787959.jpg)
Методическая разработка урока по литературе по теме "Анализ поэмы А.Блока "Двенадцать"
Данная разработка поможет учащимся понять философское осмысление революции А. Блоком, рассмотреть, как раскрывается тема России, её судьбы в поэме "Двенадцать", какие художественные средства...