Сценарий праздника "Славянская письменность"
материал по теме

Писаренко Татьяна Егоровна

 Поговорим о письменности. Каждый год 24 мая на русскую землю приходит праздник весны – юный и древний – День  славянской письменности и культуры

В этот день вспоминают Кирилла и Мефодия – создателей славянской азбуки. В России праздник был возрожден в 1985 году и ежегодно отмечается . А в 1991 году празднику был присвоен статус государственного. Столицей праздника каждый год становится какой-нибудь новый населенный пункт России.

Праздник рассчитан на 25 мая для выпускников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prazdnik_slavyanskaya_pismenost.docx29.14 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий праздника

Славянской письменности

Праздник рассчитан на 25 мая для выпускников.

(колокольный звон)

ВЕДУЩИЙ 1: Сегодня мы проводим линейку, посвященную славянской письменности.

ВЕДУЩИЙ 2: На нашем празднике присутствуют гости

____________________________________________________

____________________________________________________

____________________________________________________

ВЕДУЩИЙ 1: Мы живем в стране, которая называется Россия.

Россияне, русские, русичи…

Каждый человек должен знать и помнить, откуда он родом, кто его предки.

Род, родился, Родина, родословная – все эти слова родственные (родственники), однокоренные.

Своею статью все пригожие,

Все разные и все похожие,

Зоветесь ныне – россияне,

Идревле, кто вы?

Мы славяне! (хором)

Да, мы славяне! И русские, и украинцы,

И болгары, белорусы, чехи, поляки,

Сербы, хорваты, словаки – все славяне.

Близки у нас и культура, и обычаи, и письменность.

Все это услышите на нашем празднике.

Из родной Беларуси

Я встречаю зарю,

Всем мальчишкам, девчонкам

«Добрый дзень!» говорю.

Утром нива росистая,

Даль прозрачная, ясная

Отзовется Россия.

-Здравствуй! – скажет она.

Слышу голос родимый

Городов, деревень.

Говорит Украина:

- Добрый дэнь!

- Здоровенько буллы!

Слово дружбы взовьется

Над болгарской землей:

- Добро живота! –

Мы услышим с тобой.

У куда ни поеду

В те ли, эти края,-

Всюду словом привета

Встретят братья, друзья.

Потому что,

Русоволосые и сероглазые,

Лицом все светлые и сердцем славные,

Древляне, русичи, поляне,

Скажите,  кто вы?

Мы славяне! (хором)

ВЕДУЩИЙ 2: Дорогие ребята, сегодня мы с вами поговорим о письменности. Каждый год 24 мая на русскую землю приходит праздник весны – юный и древний – День  славянской письменности и культуры.

ВЕДУЩИЙ 1: В этот день вспоминают Кирилла и Мефодия – создателей славянской азбуки. В России праздник был возрожден в 1985 году и ежегодно отмечается . А в 1991 году празднику был присвоен статус государственного. Столицей праздника каждый год становится какой-нибудь новый населенный пункт России.

ВЕДУЩИЙ 2: Представьте себе, какой бы была наша жизнь, если бы когда-то, тысячи лет назад, люди не изобрели письмо, не придумали, как записывать свои мысли, закреплять в документах все, что нужно запомнить. Мы жили бы без книг и газет. Весь накопленный опыт передавался бы из поколения в поколение только устно. Развитие человечества шло бы очень медленно, черепашьим шагом.

Простая речь, а сколько в ней ума.

Звучат слова не на года, а на века.

На бересте, на глиняных досках

Мы записали то, что на устах.

С древнейших лет и до сих пор жива

Бегущая словесная строка.

Не знаем мы, кто это написал,

Науки мир их до сих пор не распознал.

ВЕДУЩИЙ 1: Дорога к письменности была длинной и трудной. Все началось, как думают некоторые ученые, с медведей. Было это очень давно. В те времена люди жили в пещерах, а в других обитали медведи. Однажды люди вытеснили их из одной такой пещеры, огляделись по сторонам и увидели на стенах какие-то таинственные знаки. Это были царапины, которые сделали медведи, когда точили ногти о стену. Люди поняли, что по ровной поверхности можно нацарапать изображение. Так возникла дорога к письменности.

По широкой Руси – нашей матушке

Колокольный звон разливается.

Ныне братья святые Кирилл и Мефодий

За труды свои прославляются.

Вспоминают Кирилла и Мефодия,

Братьев славных, равноапостольских,

В Белоруссии и Македонии,

В Польше, Чехии и Словакии,

Хвалят братьев премудрых в Болгарии,

В Украине, Хорватии, Сербии.

Все народы, что пишут кириллицей,

Что зовутся издревле славянскими,

Славят подвиг первоучителей,

Христианских своих просветителей.

ВЕДУЩИЙ 1: В IX веке в Византии,  в городе Солунь (теперь этот город Фессалоники в Греции), жили два брата – Константин и Мефодий, люди очень мудрые и образованные.

МЕФОДИЙ: Константин! Овладели мы многими науками: риторикой, астрономией, философией и диалектикой, геометрией и музыкой, хорошо знаем славянский язык. Призвал нас греческий царь – Михаил,  и сообщил что славянские князья Ростислав, Святополк и Коцел просят помощи.

КИРИЛЛ:  Что ж, Мефодий, повинуемся с покорностью. Были у славян учителя от итальянцев, греков, немцев, а истинного славянского письма не обрели.

МЕФОДИЙ: Подобает идти нам, Константин, с радостью. Учить без азбуки и без книг все равно, что писать беседу на воде.

ВЕДУЩИЙ2:  И вот братья, Константин и Мефодий приехали к славянам, чтобы создать славянскую азбуку, которая впоследствии стала называться кириллицей (в честь Константина, который, приняв монашество, получил имя Кирилл).

ВЕДУЩИЙ1: Как же они создали азбуку? Кирилл и Мефодий взяли греческий алфавит и приспособили его для звуков славянского языка.

КИРИЛЛ: И собрали мы учеников своих, и стали их учить. И перевели книги Священного Писания и весь церковный чин, и научили мы их и утрени,  и часам, и обедне, и вечере, и повечерию, и тайной молитве.

МЕФОДИЙ: Ведаю я, что не только князь Ростислав с моравами получил славянскую грамоту, но и Коцел, князь Паннонский, возлюбил славянские буквы, и научился им, и дал учеников, чтобы научились. И началась сильно расти в славянских странах грамота, и возрадовались славяне, что дарованы им письмена.

ВЕДУЩИЙ2: Свершилось это в 863 году. Отсюда и ведёт своё начало славянская письменность.

ВЕДУЩИЙ 1: В то время на Руси учебников не было, обучение шло по церковным книгам, приходилось заучивать наизусть огромные тексты-псалмы - (поучительные песнопения). Названия букв заучивались наизусть. При обучении чтению сначала назывались буквы первого слова, затем произносился этот слог; потом назывались буквы второго слога и произносился второй слог и т.д., и только после этого слоги складывались в целое слово. Например КНИГА: како, наш, иже – КНИ, глаголь, аз – ГА.

ДЕД: «Ну-ка, ты пермяк, солены уши, поди сюда! Садись! Видишь фигуру? Это-аз.  

         Говори: АЗ! Буки! Веди! Это – что?»

ВНУК: Буки.

ДЕД:  Попал! Это?

ВНУК: Веди.

ДЕД: Врешь, аз! Гляди: глаголь, добро, есть, - это что?

ВНУК: Добро.

ДЕД: Попал! Это?

ВНУК: Глаголь.

ДЕД:  Верно! А это?

ВНУК: Аз.

ДЕД: Валяй, Лексей!

ВНУК: Земля! Люди!

ДЕД: «Ах, лихорадка астраханская, чего ты орешь, чего?»

ВНУК: Это вы кричите…

ДЕД: «Будет! Держи книжку. Завтра ты мне всю азбуку без ошибки скажешь, и за  это я тебе дам пятак…»

1 чтец

Буква к букве – будет слово,

Слово к слову – речь готова.

И напевна, и стройна,

Музыкой звучит она.

2 чтец

Так восславим буквы эти!

Пусть они приходят к детям,

И пусть будет знаменит

Наш славянский алфавит!

3 чтец

Мы Отчизне верно служим,

Ты – один из сыновей.

Так расти, чтоб ты был нужен,

Дорог Родине своей!

4 чтец

Ждет тебя за труд награда –

Цель прекрасная вдали,

Но оглядываться надо

На пути, что мы прошли.

5 чтец

Ничего нет лучше, краше

Милой Родины твоей!

Оглянись на предков наших,

На героев прошлых дней!

6 чтец

Вспоминай их добрым словом –

Слава им, борцам суровым,

Слава нашей стороне!

Слава нашей старине!

Слово предоставляется директору школы Кокиной Светлане Владимировне.

ВЕДУЩИЙ 1: Слово просят выпускники.

Она.
Школа, прекрасные школьные годы. Девять лет назад мы пришли в школу с широко раскрытыми глазами, ожидая чуда. Мы были подобны чистым белым страницам, на которых вы, наши учителя, писали свой текст, создавали человека. За эти годы у нас было 12 тысяч уроков, более 120 учебников, а в них — более 25 тысяч страниц. В среднем от дома до школы и обратно за эти годы мы проделали путь, равный 3500 километрам, для нас прозвенело 25 тысяч звонков, а сегодня для некоторых из нас  прозвенит последний  звонок.
Он.
Наш путь никогда не был усыпан розами, потому что для них там не оставалось места. Это место было занято: исканиями Печорина и страданиями Татьяны, синтаксисом и пунктуацией, биквадратными уравнениями и треугольниками имени Пифагора.
Она.
Таблицей Менделеева и тем счастливым яблоком, что упало на голову мыслящему Ньютону. А также материками и океанами, битвами и сражениями, кроссами и забегами.
Он.
Нашей основной задачей было все эти годы вкусить от древа познания. Мы вкусили, и у некоторых появилось несварение желудка.

Она.
Мы старались разрушить гранитное основание науки и в результате совместными усилиями прогрызли в нем огромную дыру.
Он.
Откуда на нас постоянно сквозило пассатами, поэтому у многих из нас хронический насморк.
Она.
И, несмотря на все это, мы по-прежнему такие же бодрые и веселые, как и 9 лет назад.
Он.
В эти 9 лет уместилась целая жизнь.
Она.
Эта жизнь была бы скучна и безрадостна, если бы нас не сопровождали наши учителя — надежные товарищи, отличные советчики.
Он.
Которые были руководящей и направляющей силой нашего взросления.
Она.
Они старались вложить в нас свои души без остатка, хотя мы не всегда по достоинству могли оценить то доброе и светлое, что закладывала в нас школа.
Он.
Но сегодня нам представляется последняя возможность высказать все слова благодарности, признательности, любви, уважения вам, наши дорогие учителя

Дорогая наша школа,
Мы тебя благодарим,
За любовь и за заботу
Всем «спасибо» говорим.
Ученик.
Дорогим учителям:
Ныне кланяемся вам,
Терпеливым, мудрым, милым,
Добрым, ласковым друзьям.

Ученица.
Нашей строгой классной маме
Также трудно было с нами?
Многолюдный, шумный класс,
Но он очень любит вас.

Ученик.
Всем спасибо: кто кормил
И полы за нами мыл,
В школе ночь не спал,
Нас от бед оберегал,
На машине нас возил,
Мебель школьную чинил.
Всем спасибо, кто на свете
Столько думает о детях.
Ученик.
Знайте, мы не подведем,
Поумнеем, подрастем
И вернемся к вам опять.
Просим нас не забывать!

Вручение цветов учителям.

 ВЕДУЩИЙ 2: Лучше, чем классный руководитель, своих ребят не знает никто, и поэтому слово классным руководителям (выступление классного руководителя).

Красивыми и рослыми
И умными и взрослыми
Из первоклашек маленьких
Без спросу вы росли
Тревог своих не прятали
Видали с вами всякое
Но семена учения
Надёжно проросли
И звенит звонок последний
Вновь у школьного порога
Пусть запомнятся надолго
Ваши звонкие года
Здесь начало жизни взрослой
Очень трудной и серьёзной
Приходите к нам почаще
Вспоминайте нас всегда
Вперед в большое плаванье
Как корабли из гавани
Ветрам навстречу вышли вы
Задуманным путем
Мы будем ждать известия
Что стали вы известными
Желаем вам по честному
Семь футов под килём
И теперь звонок последний
Стал судьбой для нас с тобою
Стали взрослыми ребята
В каждое вглядись лицо
Каждый вспомнит о начале
И немножечко печально
Гладкой будет та дорога
Пусть всё будет хорошо

Вы уходите от нас.
Что же делать?
В добрый час!
Ждут вас всех
Свои маршруты —
На заводы, в институты.
Ваша доля нелегка, а пока...

6-й чтец.
С последним звонком вас поздравляем
И от всех души желаем
Вам оценку только «пять»
На экзаменах получать

Вручение грамот.

Поют девятиклассники (на мотив песни «Голубой вагон»)

Наш последний год почти закончился,
Школьный жизни перевернут лист…
Но без обученья нам никак нельзя -
Век живи и целый век учись  

Припев:

Милые перваши,
Все у вас впереди!
Школьная жизнь для вас только началась.
Ваше призвание
Вам желаем найти,
Чтоб ваша звездочка поскорей зажглась!
 

Поют первоклассники
Мы уже прошли четыре четверти,
Первые оценки в дневниках.
Двойки и пятерки будут на пути,
Радости и слезы на глазах!  

Припев:

Мы обещаем вам
Школу нашу любить
И все традиции бережно хранить.
Мы пожелаем  вам
Все экзамены сдать,

И куда хочется, сразу поступить! 

Ведущий -2: Последний звонок для выпускников основной школы дает их первый учитель Ковалько Людмила Юрьевна

Иди вперед, народ наш милый. Наука – солнце и свобода.

К сиянью будущей зари! Ее неся, иди вперед.

Наукой – этой новой силой – Да не иссякнет дух народа,

Свою дорогу озари! В чьих недрах знание живет!

Иди и светом просвещенья Так пели два Солунских брата

Свою судьбу ты обнови, Тому назад немного лет.

Светить – твое предначертанье. А прошлому хоть нет возврата,

И бог тебя благослови! Но и забвенья тоже нет.

ВЕДУЩИЙ 1: Перед нашими глазами прошла история жизни двух великих людей, двух славянских просветителей – Кирилла и Мефодия. Судьба их была трудной, сложной, но интересной. Не менее сложной но интересной была жизнь их детища – славянской азбуки. Благодаря кириллицы мы можем читать и писать, общаться с великими писателями прошлого и настоящего. Очень хочется, чтобы вы осознали, с каким удивительным явлением мы сталкиваемся каждый день – удивительным, поистине чудесным является наш алфавит, удивительным и чудесным является русское слово, русский язык.

ВЕДУЩИЙ 2: Давайте же бережно относиться к драгоценностям, подаренным нам нашим народом, нашей Родиной – Великой Россией. Ваши бабушки и дедушки бережно хранили наш язык и передавали его своим детям, вашим родителям, а родители передали его вам, вы передадите великое русское слово своим  детям, и в этом вам поможет детище солунских братьев.

ВЕДУЩИЙ 1: Солунские братья часть букв взяли из греческого алфавита, часть придумали сами. Они переписали для своего народа с помощью нового алфавита несколько библейских книг. За этот подвиг – создание славянской письменности - братья были причислены к лику святых. В России многие церкви и храмы построены в честь Кирилла и Мефодия. И у нас в г.Сальске строится храм в честь Кирилла и Мефодия.

У великого  поэта  и прозаика  XX века Ивана Бунина есть замечательное стихотворение «Слово»

Молчат гробницы, мумии и кости,-

Лишь слову жизнь дана:

Из древней тьмы, на мировом погосте,

Звучат лишь Письмена.

И нет у нас иного достоянья!

Умейте же беречь,

Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,

Наш дар бесценный – речь.

Ведущий 2: И сегодня, мы – молодое поколение, призываем вас к бережному отношению, уважению и пониманию русской культуры, наших традиций.

О России петь – что стремиться в храм

По лесным горам, полевым коврам…

О России петь – что весну встречать,

Что невесту ждать, что утешить мать…

О России петь – что тоску забыть,

Что Любовь любить, что бессмертным быть!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИЗ ИСТОРИИ ПИСЬМЕННОСТИ КОНСПЕКТ ВНЕКЛАССНОГО ЗАНЯТИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ИЗ ИСТОРИИ ПИСЬМЕННОСТИ Цель занятия: познакомить учащихся с истоками возникновения славянской письменности.

КОНСПЕКТ ВНЕКЛАССНОГО ЗАНЯТИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУИЗ ИСТОРИИ ПИСЬМЕННОСТИЦель занятия:  познакомить учащихся с истоками возникновения славянской письменности. Наше внеклассное мероприятие по русском...

Сценарий праздника Дня славянской письменности. "История алфавита"

Сценарий праздника для учащихся 5-6 классов....

Сценарий праздника, посвященного Дню славянской письменности и культуры.

Сценарий праздника, посвященного Дню  славянской письменности и культуры. Подготовила заместитель директора по ВР Костюченко Лариса Владимировна. (Мальчик Ваня разглядывает старос...

Сценарий Дня славянской письменности и культуры: «Лишь слову жизнь дана»

Дорога к письменности была длинной и трудной. Всё началось, как думают некоторые учёные, с медведей. Было это очень давно. В те времена люди жили в пещерах, так как домов ещё не было. А в некоторых пе...

Сценарий выступления "День славянской письменности"

Выступление подготовлено учениками 5 класса в качестве творческого задания "по желанию ученика" к уроку русского языка по теме "Алфавит"...

СЦЕНАРИЙ "ПРАЗДНИК ПИСЬМЕННОСТИ"

СЦЕНАРИЙ " ПРАЗДНИК ПИСЬМЕННОСТИ" ДЛЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ...