Статья на тему "Обучение этикету на уроках чувашского языка"
статья на тему
В статье предлагается проведение различной работы с учащимися для обучения этикету чувашского народа, ознакомления с традициями и обычаями родного края, благодаря чему порождается глубокий интерес детей к родному краю; развиваются творческие способности – память, внимание, мышление, воображение; формируются умения работать с дополнительной литературой; представлять информацию в различных видах, что положительно влияет на качество обучения учеников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obuchenie_etiketu_na_urokakh_chuvashskogo_yazyka.doc | 90.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Обучение этикету на уроках чувашского языка
Леонтьева Нина Геннадьевна, МБОУ «Гимназия № 1» г. Чебоксары, учитель чувашского языка и литературы, Чувашская Республика
Аннотация
В статье предлагается проведение различной работы с учащимися для обучения этикету чувашского народа, ознакомления с традициями и обычаями родного края, благодаря чему порождается глубокий интерес детей к родному краю; развиваются творческие способности – память, внимание, мышление, воображение; формируются умения работать с дополнительной литературой; представлять информацию в различных видах, что положительно влияет на качество обучения учеников.
Этикет – очень большая и важная часть общечеловеческой культуры, нравственности морали, выработанной на протяжении многих веков жизни всеми народами в соответствии с их представлениями о добре, справедливости, человечности – в области моральной культуры и о красоте, порядке, благоустройстве, бытовой целесообразности – в области культуры материальной.
Одним из основных принципов современной жизни является поддержание нормальных отношений между людьми и стремление избежать конфликтов. В свою очередь уважение и внимание можно заслужить лишь при соблюдении вежливости и сдержанности. Поэтому ничто не цениться окружающими нас людьми так дорого, как вежливость и деликатность. Но в жизни нам нередко приходится сталкиваться с грубостью, резкостью, неуважением к личности другого человека. Причина здесь в том, что мы недооцениваем культуру поведения человека, его манеры.
Цель этики – не знания, а поступки, – говорил великий философ – Аристотель
Действительно, часто спрашивая у кого-либо, а в частности у детей, а знают ли они правила и нормы поведения, мы услышим от них положительный ответ. Также они с легкостью их нам перечислят. Но, а в поступках, то есть в практике, они могут поступить с точностью наоборот. И нашей целью является, добиться от детей именно хороших манер и поступков, хотя и знание ими того, что можно, а, что нельзя тоже уже не плохо.
Преподавание чувашского языка, как и многие другие предметы можно связать как с разговорной речью, так и с радио, телевидением, интернетом, театрами, с газетами-журналами.
«Без соблюдения народных обычаев, без верности им не может быть полноценного человека – так представлялась народной мудростью цель воспитания», – говорил Г. Н.Волков доктор педагогических наук, академик Российской академии образования, почетный гражданин Чувашской Республики.
Это обозначает, что мы должны проводить обучение чувашскому языку в русскоязычных школах, и не только, в тесной связи с культурой родного края.
Актуальность моей работы состоит в том, что в наше время интерес к истории, обычаям, культуре наших предков снижается и существует важнейшая задача: привлечь внимание детей, общества к традициям, верованиям чуваш. Прежде всего, любому человеку с малых лет нужно привить этикет. Этикет выражает содержание тех или иных принципов нравственности, в широком смысле этого слова. В добре, справедливости, человечности – в области моральной культуры и о красоте, порядке, благоустройстве.
Также эту работу можно связать с тем, что в декабре 2009 года Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию 64/134, провозгласившую проведение Года молодежи, посвященного теме «Диалог и взаимопонимание». Эта инициатива имеет целью продвижение идеалов мира, уважения к правам человека и солидарности между людьми разных поколений, культур, религий и цивилизаций. Международный год Молодежи принято провести в промежутках с 12 августа 2010 года по 12 августа 2011 года. 12 августа официально считается Международным днем Молодежи.
При обучении этикету на своих уроках я применяю следующие способы, приемы и методы.
- Организация беседы.
- Составление монолога.
- Составление диалога.
- Проведение игр.
- Тестирование, анкетирование.
- Прослушивание, а по возможности просмотр записей на дисках, кассетах разговоров с пожилыми людьми.
- Изучение пословиц и поговорок.
- Перевод фразеологизмов.
- Отгадывание загадок
- Знакомство с произведениями писателей и поэтов.
- Организация и проведение встреч с известными людьми Чувашии.
Каждый день мы, учителя, твердим своим ученикам, что надо быть воспитанным человеком, знать правила поведения в обществе, уважать не только себя, но и общество окружающее нас. Воспитание надо начинать, прежде всего, с самого с себя. Меняя себя, человек меняет свое отношение к окружающим, и как следствие окружающие меняют отношение к нему.
Например можно начать беседу таким образом:
- Ребята! Все мы с вами живем в Чувашии. Как и многие другие люди очень любим свою Родину и свой народ. Давайте попробуем выяснить, соответствуют ли наши понятия о воспитании и нормах поведения с правилами этикета нашего народа. Возьмем правила чувашского этикета в общении.
1. Почти для каждого случая жизни существовали свои правила поведения и особые слова, и в каждом поселении они могли быть свои. Многие исследователи отмечали вежливость и деликатность чувашей в отношениях между людьми. По старинным традициям, в общении избегали грубых слов, старались вести себя сдержанно и ласково . Даже если нужно было сделать какое-то замечание (упрек, неодобрение), то это делали, не ругая, не унижая человека, а в виде намеков. Например, если замечали, что во время работы кто-то начинал лениться, то взрослые говорили: «Кажется, на нашу Анюк первые капли дождя упали!» А каждый ребенок знал пословицу: «Самые первые капли дождя на лентяя падают». И Анюк, и другие дети понимали, к кому относится это замечание.
2. По правилам чувашского этикета пожелания и просьбы также можно было выражать в виде намеков. Во время обеда мать нарезала хлеб и раздавала всем по куску. Если, например, у Уртема кончался хлеб, то он не выпрашивал: «Дайте мне хлеба!», а намекал: «Кажется, у Илемпи хлеб кончается». Мама видела, что у Илемпи кусок ещё не кончился, а Уртем сидит без хлеба, и отрезала и раздавала всем детям еще по кусочку.
3. Если за столом ребенок большими кусками пихал пищу себе в рот и из-за этого еле жевал, то кто-нибудь из взрослых оглядывался в окно и замечал: «Вот так хозяин, нагрузил лошадь, что еле едет!» Но в окне не было видно никакой лошади.
Составление монологов. Тут можно взять за основу такие темы, как:
а) манăн çемье (моя семья);
б) юратнă анне (любимая мама);
в) кукамайпа кукаçи (бабушка с дедушкой);
г) шанчăклă юлташ (надежный друг);
д) манăн Тăван çĕршыв (моя Родина) - ребенок должен выразить в своем рассказе любовь к Отчизне.
Составление диалогов.
- Встреча – показать этику разговора при встрече друг с другом.
- Обращение к незнакомцу с просьбой подсказать, где находится какая-нибудь улица или дом.
- Разговор по телефону.
- Беседа с пожилым человеком.
4. Возможно, в древности, по правилам чувашского этикета, не было принято здороваться за руку, но позднее, когда эта традиция появилась, руку подавали всем присутствующим: и мужчинам и женщинам. Причем ладонь подавали горизонтально. При особо дружелюбном рукопожатии на ладонь приятеля клали свою другую руку, а приятель клал свою. Получалось пожатие четырьмя руками.
5. При встрече с ребенком взрослый останавливался и ласково говорил с ним: спрашивал, куда он идет, как поживают родители, желал хорошего пути. Ребенок отвечал на все вопросы, благодарил. Если встречали пожилого человека, то также останавливались и вежливо разговаривали.
Проведение игр
Например на тему: «Кто скажет больше вежливых слов?» Или игру «Пулăçă»(«Рыбак»)
Реквизиты: 3 маленьких ведра, на которых есть надписи:
«сăн-сăпат» («внешность»), «кăмăл» («характер»), «тум» («одежда»), указка с магнитным концом и бумажные рыбки со скребками на которых написано начало поговорки. Дети ловят по одной рыбке, читают поговорку, заканчивают её, и бросают в одно из трёх вёдер. Им надо подумать - чтобы оценить человека, на что нужно обратить внимания в первую очередь: на внешность, на характер или на одежду.
1. Иккĕн пĕр харăс ал шăлипе шăлăнсан – вăрçăнса каяççĕ (Обучение терпеливости, аккуратности).
2. Пÿртре шăхăрсан – шăл хăвăлланать (Обучение хорошим манерам).
3. Каçхине чашăк-тирĕке çуса лартмасан – хĕрт-сурт çилленет (Обучение аккуратности и порядку).
4. Нумай пĕлсен – час ватăлан (Обучение хорошим манерам).
5. Çÿçе çĕре пăрахсан – пуç çаврăнать (Обучение аккуратности и опрятности).
6. Тăвар тăкса ярсан – хирĕçÿ пулать (Обучение аккуратности и опрятности).
7. Килти çÿп-çапа килтен ан кăлар (Обучение хорошим манерам).
8. Апат çинĕ чухне ан вула – ăсна çиетĕн (Обучение хорошим манерам).
Нужно подсчитать рыбок в ведрах и сделать выводы.
Тестирование, анкетирование.
- Ответы на вопросы.
- Анализ ответов.
- Выводы.
- Состаление, таблиц и диаграмм по результатам анализа.
Например: Как вы считаете, стоит ли спорить самому и вступать в чужой спор?
а) да;
б) нет, по возможности не надо этого делать;
в) надо всегда отстаивать свое мнение.
Прослушивание, а по возможности просмотр записей на дисках, кассетах разговоров с пожилыми людьми.
- Слушаем или смотрим.
- Переводим на русский.
- Обсуждаем, делаем выводы
Вот, что получается после этого.
Рассказывает Кротова Зоя Леонтьевна, 1937 года рождения, уроженка Яльчикского района, деревни Эшмикеево:
«…Я никогда не забуду, как мне однажды было стыдно перед матерью и тремя сестрами. Я была самая младшая. Все мы работали в колхозном поле: ворошили, сушили и собирали сено. Я почувствовала, что на меня капает дождь. Быстро побежала в рощу, которая была недалеко и встала под дерево. Мама посмотрела на меня строго и сказала, что только на лентяев падает дождь. И, хотя дождь все усиливался, мама и сестры продолжали работать…»
– Ребята, а как вы думаете, какой намек есть в этом рассказе?
Изучение пословиц и поговорок. Подбор аналогичных на русском языке
- «Юлташунтан уйрǎлǎн – пĕр çул йĕрĕн, кил йышǎнтан уйрǎлǎн – вун çул йĕрĕн, ял йышǎнтан уйрǎлǎн – ĕмĕр йĕрĕн.(Расстанешься с другом – будешь плакать один год, расстанешься с семьей – будешь плакать десять лет, расстанешься с односельчанами – будешь плакать всю жизнь)». Здесь сразу понятно, что односельчане – это родной народ, Родина. В жизни, на Земле для человека нет ничего дороже Родины.
- «Çамрǎкла вĕренни – чул çинче, ватǎлла вĕренни – юр çинче. (Обучение в молодости остается на камне, а в старости – на снегу)».
- «Ватта сума сǎвакан – хǎй те ватǎ пулакан, ватта хурлǎх тǎвакан – хǎй те хурлǎх куракан. (Человек, уважающий старость и сам в старости увидит уважение, а человек, обижающий старого человека – ничего хорошего в старости не увидит)».
- «Капăр пулас тесе ан шухăшла, ăслă пулас тесе шухăшла. (Не думай только о красоте, подумай о том, как больше ума набрать)»
- «Вĕренни çăкăр ыйтмасть. (Учение хлеба не просит)»
- «Алăра ĕç пултăр, пуçра ăс пултăр. (Пусть в руках дело вертится, а в голове - ум)»
- «Ват çын – тǎват çын. (Старый человек четырех молодых стоит)».
Перевод фразеологизмов:
- Ăс пух – набирайся ума.
- Шухăша кай – задумайся.
- Кая ан юл – не отставай, не опоздывай.
- Йăнăш ан ту – не допускай ошибку.
Отгадывание загадок:
- Ани шурă, вăрлăхĕ хура. (Кĕнеке)
- Вăтăр çичĕ пĕртăван
Пурăнаççĕ пит аван.
Тытăнатăп та А-ран
Ăс пухатăп Я таран. (Алфавит)
П. Ялкир
Знакомство с произведениями писателей и поэтов.
Я хочу привести в пример одно стихотворение Анатолия Смолина на чувашском языке, которое мне очень нравится. Называется оно
ТЕЛЕЙ ТЕНИ…
Телей тени мĕскер тени пулать?
Ăна кашни хǎй майлǎ ǎнланать.
Пĕриншĕн пултǎр пÿрт тулли тупра,
Тепри телей тупать юратура.
Пĕри хǎй ырлǎхне хурать тĕпе,
Тепри телейлĕ çын телейĕпе.
Телей куратǎп эпĕ çынсенче,
Пĕрне-пĕри савса пулǎшнинче,
Ачан йǎл куллинче, ун уттинче…
Телейĕм манǎн тǎнǎç çут тĕнче.
Телей тени мĕскер тени пулать?
Ăна кашни хǎй майлǎ ǎнланать.
Анчах та санǎн телейÿ кайран
Çынна хур ан кǎтарттǎр ǎнсǎртран.
Что же обозначают эти строки? И почему я их взяла? Какое отношение имеет слово счастье к чувашскому этикету? А вот какое (разберём стихотворение построчно):
- Что такое счастье?
- Каждый человек понимает по-своему.
- Для одного – важнее всего богатство,
- Для другого – важнее любовь.
- Для третьего же важнее всего своя удача.
- А кто-то счастлив тем, что люди вокруг него счастливы!
- Ну а сам автор стихотворения, видит счастье в людях
- Которые, уважая и любя друг друга всегда помогают в беде.
- Также счастьем для него является смех и первые шаги ребенка.
- Ну и, конечно же – мир и согласие на всей Земле нашей.
- Каждый человек по-своему понимает
- Что такое счастье?
- Но чтобы это счастье
- Никогда не приносило другим горя и несчастья!
По-моему, любой человек, понимающий смыл этих строк, должен быть тоже счастлив. Ну и, конечно же, обладать такими качествами как – доброта, душевная красота. Мудрость, человеколюбие, честность, порядочность.
Организация и проведение встреч известными людьми Чувашии – воспитание детей на примерах.
Например: 20.12.2010 ученики нашей гимназии встретились с чувашской писательницей Лидией Сарине. Лидия Михайловна рассказала детям о своем детстве и творчестве, познакомила со своими произведениями и стихами. Рассказала интересные истории из своей жизни. Особенно детям по душе пришлись шуточные стихи о проделках детишек. Наши гимназисты, в свою очередь, хорошо подготовились к встрече с писательницей: рисовали рисунки по её произведениям, продекламировали стихотворения поэтессы на чувашском языке. Сама Лидия Михайловна оценивала их старания и усилия. И победители, и призёры получили грамоты с автографом самой писательницы. Также для учащихся гимназии было неожиданностью то, что Лидия Михайловна не только сочиняет стихи и рассказы, пьесы и повести, но ещё и очень красиво поёт. Поэтесса спела детям красивую старинную чувашскую песню. В завершение, учителя и учащиеся гимназии поздравили Лидию Сарине с прошедшим юбилеем, пожелали дальнейших творческих успехов и всего самого наилучшего. Встреча гимназистам очень понравилась.
Заключение.
Этикет - очень большая и важная часть общечеловеческой культуры, нравственности морали, выработанной на протяжении многих веков жизни всеми народами в соответствии с их представлениями о добре, справедливости, человечности - в области моральной культуры и о красоте, порядке, благоустройстве, бытовой целесообразности - в области культуры материальной.
Одним из основных принципов современной жизни является поддержание нормальных отношений между людьми и стремление избежать конфликтов. В свою очередь уважение и внимание можно заслужить лишь при соблюдении вежливости и сдержанности. Поэтому ничто не цениться окружающими нас людьми так дорого, как вежливость и деликатность. Но в жизни нам нередко приходится сталкиваться с грубостью, резкостью, неуважением к личности другого человека. Причина здесь в том, что мы недооцениваем культуру поведения человека, его манеры.
Рассмотрев вместе с детьми правила чувашского этикета, расспрашивая пожилых людей, проанкетировав учителей и учеников нашей гимназии, а, также проанализировав все собранные материалы, мы обычно приходим к таким выводам. Из ответов на вопросы, понимаем, что люди всегда стремятся изменить себя к лучшему. Хотят избавиться от многих плохих качеств и обрести хорошие. Воспитание надо начинать, прежде всего, с самого с себя. Меняя себя, человек меняет свое отношение к окружающим, и как следствие окружающие меняют отношение к нему. Правила этикета разных стран не одинаковы, и у разных народов они разные. Но есть правила, которые очень похожи у многих народов. Дети часто приходят к выводу, что их понятия о воспитании и номах поведения соответствуют с правилами этикета чувашского народа. Изучение, сопоставление чувашского этикета можно продолжать и развивать не только на уроках чувашского языка, также эту работу можно продолжать во внеклассных занятиях и мероприятиях. Можно сопоставить его с этикетом других народов. Также можно исследовать его, разбив на маленькие составляющие, такие, как, черта характера или состояние души (счастье, успех и т. п.). Я думаю, что вместе с детьми мы продолжим работу в этом направлении. Из анкет, опросов чаще выясняется, что оказывается, есть ещё в нашей Чувашии такие люди, которые вообще не знакомы с чувашским этикетом. И теперь у меня с моими учениками появилась ещё одна задача: ознакомить и заинтересовать учеников и учителей нашей гимназии, а через них и родителей с традициями, правилами и нормами поведения чувашского народа. Я думаю, что это у нас получится.
Литература:
1. О традициях чувашского народа в эстетическом воспитании. / Г. Н. Волков. - Чебоксары, 1965.
2. Рассказы моей бабушки. / Г. Н. Волков. - Чебоксары, 1957. - С. 30–31.
3. Трудовые традиции чувашского народа. Этнопедагогический очерк. / Г. Н. Волков. - Чебоксары: Чувашское книжное изд-во, 1970. - С. 97.
4. Мир чувашской культуры. / Н. И. Димитриева, В. П. Никитин. - Чебоксары, 2007.
5. Родной край. Материальная и духовная культура чувашского народа XVI – XIX вв. / Елена Енькка. - Чебоксары, 2004.
6. История родного края. Учебное пособие. Хрестоматия. Часть 1.- Чебоксары: Чув. кн. изд-во, 1993.
7. От фольклора к письменности. / В. Я. Канюков. - Чебоксары, 1971. - С. 54.
8. Кĕреке мешехи [Застольный этикет] // Тăван Атăл. - 2000. - 2 №. - С. 71-72.
9. Культура чувашского края. Часть 1. Учебное пособие. - Чебоксары: Чув. кн. изд-во, 1994.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья по теме: "Дидактические игры на уроках английского языка"
Материал может быть использован при подготовке к урокам английского языка в младшем и среднем звене. Использование игр один из средств повышения познавательного интереса....
Статья по теме" Здоровьесберегающие технологии на уроках английского языка"
Применение здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка помогает снять эмоциональное напряжение учащихся разных возрастных групп и делает урок более интересным....
статья по теме индивидуальный подход на уроках английского языка
Статья, касаема вопросов организации учебной деятельности школьников на уроках английского языка при индивидуальном и дифференцированном подходах, а также о формах индивидуализации и дифференциации об...
Статья на тему "Обучение чтению на уроках английского языка"
Этапы работы с текстом. Примеры тренировочных упражнений....
Статья: "Игровые формы обучения лексике на уроке английского языка".
В данной статье говорится об использовании различных видов игровых технологий на уроках английского языка....
Статья на тему " Обучение чтению на уроках английского языка в начальной школе."
Согласно программе по иностранным языкам в области обучения чтению перед учителем ставятся задачи научить обучающихся читать тексты, понимать и осмысливать их содержание с разным уровнем проникновения...
Статья на тему "Обучение детей с ОВЗ иностранному языку"
Обучение детей с ОВЗ иностранному языку...