Урок литературы "В Петербурге Достоевского"
план-конспект урока (11 класс) на тему
урок- формирование у учащихся представления об особенностях авторских приемов Ф.М. Достоевского в создании образа Петербурга; обучение анализу текста художественного произведения и систематизации отобранного материала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v_peterburge_dostoevskogo.doc | 49 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «В Петербурге Достоевского».
Цели урока:
Образовательная: формирование у учащихся представления об особенностях авторских приемов Ф.М. Достоевского в создании образа Петербурга; обучение анализу текста художественного произведения и систематизации отобранного материала.
Развивающая: продолжить формирование навыков работы с литературно-художественным текстом; способствовать развитию познавательных интересов учащихся;
способствовать развитию мышления и коммуникативной культуры учащихся.
Воспитательная: способствовать формированию понимания учащимися недопустимости существования страшного мира, описанного в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»; способствовать формированию у учащихся собственной нравственной оценки происходящего в Петербурге Достоевского.
Тип урока: исследование (семинар).
Межпредметные связи: история, МХК, русский язык.
Оборудование: портрет Ф.М. Достоевского, иллюстрации с видами Петербурга (выполненные учащимися класса), иллюстрации с изображением сцен уличной жизни, описанных в романе; фонограмма, таблица.
Предварительная работа: в виде домашнего задания учащиеся собирали материал для таблицы и выполнили первую часть задания по ее оформлению.
ХОД УРОКА
Город пышный, город бедный,
Дух неволи, стройный вид,
Свод небес зелено-бледный,
Сказка, холод и гранит…
А.С. Пушкин
1.Организационный момент. Создание эмоционального настроя. (Звучит «Романс» из музыкальных иллюстраций Г.В. Свиридова).
Слово учителя.
Перенесемся мысленно в 60-е годы 19 века. Для Достоевского это период нравственных и физических потрясений: смерть жены и брата, запрещение журнала «Время», приступы болезни… Но в самые отчаянные минуты жизни у Достоевского – взрыв жизненных, духовных сил. Помните пушкинские строки: «Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать»? С этими словами мы и войдем в художественный мир романа «Преступление и наказание».
Действие происходит в Петербурге – великом городе. Небольшой экскурс в историю.
- Основная часть урока. Исследование проблемы «Петербург Достоевского».
(Звучит музыка: «Орле Российский» Канта – отрывок).
Сообщение ученика по теме: «Петербург. Страницы истории».
Город, основанный Петром 1 в 1703г., был заложен в устье Невы на месте, удобном в военном и торговом отношении. Петербург создавался по единому плану. Уже в первые годы существования его композиционный центр – Петропавловская крепость и Адмиралтейство. Их золотые шпили сияют над городом, во многом определяя своеобразие его художественного облика. Красота Петербурга поистине легендарна. Его великолепные памятники, царственные площади и набережные, его белые ночи, его туманы навсегда заворожили представителей русского искусства. Архитектура Петербурга уникально сочетает русский классицизм и русское барокко.
Петербургу посвящали полотна живописцы и графики. Когда любуешься величественными видами города на Неве, невольно вспоминаются строки из стихотворения Петра Андреевича Вяземского:
Я вижу град Петра,
чудесный, величавый,
По маиию Петра воздвигшийся из блат,
Наследный памятник его могучей славы,
Потомками его украшенный стократ!
Повсюду зрю следы великия державы,
И русской славою след каждый озарен!
- Слово учителя. Город Петербург мало кого оставляет равнодушным. Его – «град Петров» воспевали поэты, тема Петербурга – северной столицы, традиционна для русских писателей. Давайте вспомним, в произведениях каких авторов одним из действующих лиц является Петербург?
1-й ученик. Прекрасный и величественный «град Петров» встает со страниц лирики А.С. Пушкина. Петербург для поэта – воплощение петровского духа, «Петра творенье», символ созидательных сил России, талантливости ее народа. Однако Пушкин чувствовал, что Петербург – город контрастов. Ученик читает отрывок из поэмы А.С. Пушкина «Медный всадник».
Учитель: верно, эта мысль подтверждается и строками Пушкина, которые взяты в качестве эпиграфа к нашему уроку (читает эпиграф). Действительно, Петербург – город контрастов.
2-й ученик: Н.А. Некрасов в стихотворениях рисует прежде всего Петербург социального зла, страданий и несправедливости, где сильные безраздельно властвуют над слабыми. Перед читателями разворачиваются картины страданий «униженных и обиженных» на фоне чванливых и помпезных «парадных подъездов».Учение читает отрывок из стихотворения Н.А. Некрасова: «Вчерашний день в часу шестом…»
3-й ученик: в произведениях Н.В. Гоголя образ Петербурга как бы раздваивается: его великолепие отходит на второй план, отступая перед проблемами обезличивания человека. В «Петербургских повестях» автор создает загадочно-таинственный образ столицы. Здесь сходят с ума, трагически ошибаются, кончают жизнь самоубийством, просто умирают. Холодный, равнодушный, бюрократический Петербург враждебен человеку и порождает страшные, зловещие фантазии. Звучит текст из произведения Н.В. Гоголя «Невский проспект».
Учитель: такое видение города роднит творчество Гоголя с произведениями Достоевского. Именно Достоевский сказал о Гоголе: «Все мы вышли из его «Шинели».
Наша дальнейшая работа на уроке выстроена на основе домашнего задания. Это таблица, которую учащиеся начали готовить дома. (Примечание: таблица прилагается к конспекту урока в Приложении к уроку).
- Петербург Достоевского.
( Звучит музыка: «Симфония №2» Шнитке).
Учитель. Каков же Петербург Достоевского?
Перенесемся в мир романа, пройдем по улицам «самого фантастического города на земле» (как называл его Достоевский), заглянем в лестничные пролеты и квартиры, послушаем звуки города, в котором живут герои романа «Преступление и наказание».
«В начале июля, в чрезвычайно жаркое время…» - так начинается роман. О жаре до убийства говорится 5 раз и после убийства – дважды. Случайно ли? Обратимся к тексту. Прочтите, каковы же пейзажные зарисовки? С этим заданием работает первый ряд.
Учащиеся зачитывают цитаты из романа, не менее трех примеров.
Учитель: пейзаж в романе несет большую художественную нагрузку. Обратимся к таблице. Какова функция пейзажа?
Учащиеся отвечают по таблице на поставленный вопрос.
Учитель: каким же предстал перед нами Петербург? Давайте запишем вывод: обобщив сказанное, можно констатировать, что городской пейзаж д а в и т на людей, герой задыхается в этом мире, ему и его душе нет п о к о я.
А что же происходит на улицах Петербурга?
Учащиеся зачитывают цитаты из романа: описание сцен уличной жизни (работает второй ряд, зачитывается не менее трех цитат).
Учитель: обратимся снова к нашей таблице Функции описания сцен уличной жизни.
Учащиеся отвечают по таблице.
Учитель. Вывод из вышесказанного: от такой жизни люди о т у п е л и, между ними безразличие. Где же спастись от жары, духоты, грязи? Войдем вслед за героями во дворы-колодцы (показ иллюстраций), поднимемся по лестницам, мрачным, грязным. Войдем в к о м н а т ы. Возможно, в своем жилище человек найдет покой, умиротворение, отдых? Что же мы увидим в описаниях и н т е р ь е р о в? Обратимся к тексту.
Работает третий ряд.
Учитель: с какой целью использует Достоевский такое средство характеристики как интерьер? Обратимся к таблице.
Учащиеся отвечают по таблице.
Учитель: итак, подведем итоги работы с функцией интерьера и запишем вывод: создается атмосфера б е з ы с х о д н о с т и.
Кроме того, во всех описаниях присутствует еще одна деталь, приобретающая символическое значение. Это ж е л т ы й цвет О н имеет несколько значений. Одно из них – золото, деньги, Власть денег, богатство – с одной стороны, нищета – с другой. Давайте уточним, где в тексте романа есть неоднакратное упоминание желтого цвета?
Работает весь класс. Учащиеся приводят в пример цитаты из текста.
Учитель: какова цель использования цвета: Запишем вывод: ж е л т ы й цвет уже сам по себе создает, вызывает, дополняет, усиливает атмосферу нездоровья, расстройства, надрыва, болезненности, печали.
Заключительная часть урока. Подведение итогов.
Учитель. На основании всего сказанного на уроке можно сделать общий в ы в о д: все вместе – пейзажные картины Петербурга, интерьеры «углов», сцены уличной жизни – создает общее впечатление города, который в р а ж д е б е н человеку, теснит, давит его, создает атмосферу безысходности, толкает на скандалы и преступления. Человек задыхается в Петербурге Достоевского.
Запишем в ы во д: Петербург Достоевского – город, « в котором невозможно быть». Город подвалов и чердаков – город «униженных и оскорбленных».
Можно ли назвать город «соучастником скрытых преступлений»?
Ученик: Петербург – не просто место действия, не просто образ, он – соучастник преступления. Только в мрачном и убийственном Петербурге и могла зародиться «безобразная мечта» нищего студента. Бедность убивает человеческое достоинство.
Учитель. Закончить урок хочется стихотворением Коншина «Жалобы на Петербург»:
В дымном городе душно,
Тесно слуху и взору,
В нем убили мы скучно
Жизни лучшую пору.
В небе – пыль, либо тучи,
Либо жар, либо громы;
Тесно сжатые в кучи,
Кверху кинулись домы;
Есть там смех, да не радость,
Все блестит, но безушно…
Слушай, бледная младость,
В дымном городе душно!
Домашнее задание: подготовиться к теме урока: «Раскольников среди униженных и оскорбленных», анализ текста произведения по данной теме.
Заключительное слово учителя: благодарю за урок, благодарю за внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образ Петербурга в русской литературе. Петербург Достоевского.
В презентации представлена таблица, где по-разному описывают Петербург Пушкин, Гоголь, Некрасов.А также здесь можно найти Петербург Достоевского....
Конспект урока литературы: "Город полусумасшедший" (Петербург Достоевского по роману "Преступление и наказание")
Конспект урока литературы...
Урок литературы "Петербург Достоевского"
Урок - экскурсия по теме "Петербург Достоевского". Петербург - город контрастов. Петербург Достоевского - город душный, убивающий человека, рождающий в больном сознании героя мысли о преступлении....
Урок литературы в 10 классе на тему: «Петербург Достоевского» ( урок – исследование с элементами интегрирования )
Урок по этой теме является обязательным в процессе изучения романа Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание", поэтому хочется различными методами и приемами разнообразить содержание такого занятия. ...
Урок по литературе в 10 классе «Петербург Достоевского» по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».
урок литературы в 10 классе " Петербург Достоевского"...
Интегрированный урок литературы и МХК на тему: «Петербург Достоевского» (по роману Достоевского «Преступление и наказание»)
Краткая аннотация урока по технологии развития критического мышления на интегрированном уроке. За основу взята работа П.Е. Решетникова « Нетрадиционная технологическая система подгот...
урок литературы "Петербург Достоевского" в 10 классе
Открытый урок литературы по роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание" с использованием технологии «Развития критического мышления через чтение и письмо»....