Урок литературы "Петербург Достоевского"
методическая разработка по литературе (10 класс) по теме

Урок - экскурсия по теме "Петербург Достоевского". Петербург - город контрастов. Петербург Достоевского - город душный, убивающий человека, рождающий в больном сознании героя мысли о преступлении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Петребург Достоевского49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Петербург Достоевского

(урок-экскурсия)

     Цель: Помочь учащимся увидеть Петербург Достоевского: нищету, скученность, удушающую тесноту человеческого существования; проникнуться сочувствием к страдающим людям; показать гнетущую обстановку безысходности жизни человека, которому «пойти некуда»; подвести к осмыслению основного конфликта романа – конфликта между Раскольниковым и миром, им отрицаемым.

I. Вступительная беседа

     Сегодня мы говорим о Петербурге. (слайд 1)

     Кто из нас не хотел бы побывать в этом городе, побродить по его улицам, полюбоваться его удивительной архитектурой, посетить его музеи? Наверное, каждый.

     - Каким представляется вам Петербург?

     -Действительно, Петербург удивительный, уникальный город, настоящий музей под открытым небом. (слайд 2)

     Перед нами карта исторического центра Петербурга. Мы видим огромное количество музеев, театров, величественных зданий. Имена великих людей, названия исторических событий увековечены в названиях улиц, площадей, переулков города. Петербург поражает своим великолепием и грандиозностью. «Город пышный», как сказал о нем Некрасов. (слайд 3)

II. «Город пышный»

     Давайте совершим небольшую экскурсию по пышному Петербургу, полюбуемсяим и послушаем восторженные строки А.С. Пушкина о Петербурге, который поэт очень любил. (слайды 4-12)

                               … юный град,

Полночных стран краса и диво,

                                                Из тьмы лесов, из топи блат

                                                Вознесся пышно, горделиво;

                                                Где прежде финский рыболов,

                                                Печальный пасынок природы,

                                                Один у низких берегов

                                                Бросал в неведомые воды

                                                Свой ветхий невод, ныне там

                                                По оживленным берегам

                                                Громады стройные теснятся

                                                Дворцов и башен; корабли

                                                Толпой со всех концов земли

  К богатым пристаням стремятся;

                                                В гранит оделася Нева;

                                                Мосты повисли над водами;

                                                Темно-зелеными садами

                                                Ее покрылись острова.

                                          Люблю тебя, Петра творенье,

                                          Люблю твой строгий, стройный вид,

                                          Невы державное теченье,

                                          Береговой ее гранит.

                                          Твоих оград узор чугунный,

                                          Твоих задумчивых ночей

Прозрачный сумрак, блеск безлунный,

                                          Когда я в комнате моей

                                          Пишу, читаю без лампады,

                                          И ясны спящие громады

                                          Пустынных улиц, и светла

                                          Адмиралтейская игла,

                                          И, не пуская тьму ночную

                                          На золотые небеса,

                                          Одна заря сменить другую

                                          Спешит, дав ночи полчаса.

     - Какое впечатление производит Петербург?

     Перед нами предстал парадный Петербург во всей своей красе.

III. «Петербург Достоевского» (слайд 13)

     - Но цель нашего урока – увидеть другой Петербург, Петербург Достоевского. Увидеть глазами его героя Родиона Раскольникова. (слайд 14)

     Вместе с ним пройти по улицам города, посмотреть на каморки, где живут герои романа «Преступление и наказание», заглянуть в распивочные, почувствовать обстановку, в которой родилась теория главного героя.

     Наша экскурсия продолжается. (слайд 15)

     Достоевский изображает столицу тогдашней России в пору стремительного развития российского капитализма, когда Петербург быстро разрастался за счет доходных домов, банкирских контор, заводов и рабочих предместий.

      Было два Петербурга. Один – город, созданный гениальными архитекторами, Петербург дворцовой набережной и Дворцовой площади, поражающий нас и ныне своей вечной красотой и стройностью. Но был и другой Петербург – «дома без всякой архитектуры», «кишащие цеховым и ремесленным население» Мещанские, Садовые, Подьяческие улицы, набережные «Канавы», харчевни, распивочные, трактиры, лавчонки и лотки мелких торговцев, ночлежки…

     Когда Достоевский писал «Преступление и наказание» он жил в той части Петербурга, где селились мелкие чиновники, ремесленники, торговцы, студенты. Здесь, в холодном осеннем тумане и жаркой летней пыли «серединных петербургских улиц и переулков», лежащих вокруг Сеной площади, возник перед ним образ бедного студента Родиона Раскольникова. Здесь и поселил его Достоевский, в Столярном переулке, где в большом доходном доме снимал квартиру сам. (слайд 16)

(слайд 17)

     Экскурсовод №1 (слайды 18-20)

     Петербург в романе Достоевского не просто фон, на котором происходит действие. Это тоже своеобразное «действующее лицо» - город, который душит, давит, навевает кошмарные видения, внушает безумные идеи. Глазами Раскольникова мы смотрим на летний Петербург:

     «На улицах жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу, не имеющему возможности нанять дачу, - все это разом неприятно потрясло и без того уже расстроенные нервы юноши. Нестерпимая же вонь из распивочных, которых в этой части города особенное множество, и пьяные, поминутно попадавшиеся, несмотря на буднее время, довершили отвратительный колорит картины».

     Петербург как бы символ жизни ненормальной, неблагополучной, безнравственной.

     Голодный студент чувствует себя отверженным среди богатых особняков, разряженных женщин (слайды 21-22). Герою больше по сердцу Сенная площадь, в окрестностях которой ютятся бедняки. Здесь он чувствует себя своим.

     

     Экскурсовод №2 (слайды 23-24)

     Городской пейзаж в романе органически связан с душевным состоянием его героя, он сочувствует больным, диким мыслям Раскольникова, замышляющего убийство.

     «На улице опять жара стояла невыносимая; хоть бы капля дождя во все эти дни. Опять пыль, кирпич и известка, опять вонь из лавок и распивочных, опять поминутно пьяные, чухонцы-разносчики и полуразвалившиеся извозчики. Солнце ярко блеснуло ему в глаза, так, что больно стало глядеть, и голова его совсем закружилась, - обыкновенное ощущение лихорадочного, выходящего вдруг на улицу в яркий солнечный день».

     Блуждая вместе с Раскольниковым по Петербургу, мы остро ощущаем прежде всего невыносимую духоту. Это ощущение духоты становится лейтмотивом романа и приобретает всеобъемлющий смысл. Не случайно одни и те же слова автор вкладывает в уста Свидригайлова и Порфирия: «Всем человекам надобно воздуху, воздуху-с… прежде всего» (слайд 25). Человек задыхается в городе под «тяжелым петербургским небом», Петербург словно «комната без форточек».

     

     Экскурсовод №3

     Покидая шумные, грязные улицы, писатель ведет нас во дворы (слайд 26), в дома, где живут герои. Обычно это доходные дома. Мы входим в «грязные и вонючие» дворы-колодцы, поднимаемся по темным лестницам (слайды 27-28). Вот одна из них «узенькая, крутая и вся в помоях», духота страшные. Тяжко обездоленному человеку и в комнатах, где он живет. Здесь тоже невыносимо душно, нечем дышать. В душных и темных квартирах голодают люди, умирают их мечты, в их умах зарождаются преступные мысли.

     Учитель

     Возьмите на себя роль экскурсоводов. Найдите в романе описание комнат, где обитают герои. (работа с текстом)

     1. комната Раскольникова (часть 1-я, глава 1-я, стр.33; часть 1-я, глава 3-я, стр.52) (слайды 29-30)

     2. комната Мармеладова (часть 1-я, глава 2-я, стр.49-50) (слайд 31)   

     3. комната Сони (часть 4-я, глава 4-я, стр.271) (слайды 32-34)

     Экскурсовод №3

     Все эти картины неотделимы от человеческих судеб. Невольно рождается представление о силе, которая губит жизнь героев. Они  попадают в такие жизненные тупики, из которых только один выход – смерть.

     Перенесемся в одну из распивочных, где Мармеладов рассказывает о своей судьбе и судьбе своей дочери. Его горькое повествование сопровождается насмешками и язвительными замечаниями хозяина распивочной и посетителей. Они с жадным любопытством к чужому несчастью слушают его рассказ, нисколько не сочувствуя ему. Т.е. чужая судьба – это предмет любопытства, пересудов и сплетен – не более.

     В романе возникает образ Петербурга, мертвенного, холодного, равнодушного к судьбе человека. Люди относятся здесь друг к другу с подозрением и недоверием, их объединяют только злорадство и любопытство к несчастьям ближнего. Человеку в этом мире «некуда пойти». Суть дела останется без изменений, если Мармеладов будет не пьяницей, а смиренным чиновником. (слайды 35-39) 

     Экскурсовод №4

     В Петербурге жизнь приобретает фантастически уродливые очертания: реальное нередко кажется кошмарным видением, а сон и бред – реальностью. Так Раскольникову чудится сцена избиения хозяйки. (слайд-фильм 40)

     Реалистически точно и конкретно описан сон Раскольникова – убийство лошади в пятой главе первой части. Все в нем не похоже на сон. Еще одна безобразная сцена. Но на сей раз это не бред, а вполне реальный эпизод – женщина бросилась с моста.

     «Склонившись над водою машинально смотрел он на последний розовый отблеск заката, на ряд домов, темневших в сгущавшихся сумерках, на одно отдаленное окошко, где-то в мансарде, по левой набережной, блиставшее, точно в пламени, от последнего солнечного луча, ударившего в него на мгновение, на темневшую воду канавы и, казалось, со внимание всматривался в эту воду. Наконец в глазах его завертелись какие-то красные круги, дома заходили, прохожие, набережные, экипажи – все это завертелось и заплясало кругом. Вдруг он вздрогнул, может быть спасенный вновь от обморока одним диким и безобразным видением. Он почувствовал, что кто-то стал подле него, справа, рядом; он взгляну – и увидел женщину, высокую, с платком на голове, с желтым, продолговатым, испитым лицом и с красноватыми, впавшими глазами. Она глядела на него прямо, но, очевидно, ничего не видала и никого не различала. Вдруг она облокотилась правой рукой о перила, подняла правую ногу и замахнула ее за решетку, затем левую, и бросилась в канаву. Грязная вода раздалась, поглотила на мгновение жертву, но через минуту утопленница всплыла, и ее тихо понесло вниз по течении, головой и ногами в воде, спиной поверх, со сбившеюся и вспухшею над водой, как подушка, юбкой». (часть 2-я, глава 6-я, стр.159)

 

     Учитель

     Подошла к концу наша экскурсия. Каким увидели вы Петербург Достоевского? (слайд 41)

     Страшный город, ужасный. Человек в нем бесправен, положение его безысходно, пойти ему некуда. Реальность и бред, явь и кошмар – все сплелось в Петербурге, который Свидригайлов назвал городом «полусумасшедших». В нем воплощен протест писателя-гуманиста против господствующего зла, против ненормально устроенного современного ему общества. В нем живет мечта об ином городе, не душном, а «добром», прекрасном, созданном для счастья людей.

     

     Письменная работа «Петербург Достоевского» (слайд 42)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок МХК и литературы на тему: «Петербург Ф.М.Достоевского» (по роману «Преступление и наказание» Ф.М.Достоевского)

Цели урока: расширить познания  в области архитектуры русского барокко и классицизма; познакомить с архитектурой Петербурга;  помочь учащимся увидеть Петербург Достоевского; показать, ...

Презентация к уроку: «Петербург Ф.М.Достоевского» (по роману «Преступление и наказание» Ф.М.Достоевского)

Использование ИКТ в образовательном процессе нацеливает на актуализацию имеющихся и формирование новых знаний и умений, личностно и общественно значимый результат, атмосферу делового сотрудничества уч...

Модель урока Урок-раздумье «Психологизм Достоевского» (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)

Тема данного урока выбрана в рамках авторской программы «Человек и природа», составленной авторами этого урока. Ф.М. Достоевского считают одним из родоначальников психологизма в литературе. Каждый из ...

Презентация интегрированного урока "Петербург Достоевского"

Презентация интегрированного ( литература, английский язык) урока  "Петербург Достоевского".Учителя  Коваль Т.Е., Манвелян Г.Ю....

Презентация урока "Петербург Достоевского"

Презентация открытого интегрированного урока (литература, английский язык) "Петербург Достоевского"...

Презентация к интегрированному уроку по Достоевскому

Презентация к уроку-прологу по творчеству  Ф.М. Достоевского в 10 классе. Тема урока "Достоевский - человек и писатель"...