«Литературно – музыкальная композиция по лирике Алитета Немтушкина» (2 часа)
план-конспект урока (8 класс) по теме
Эвенкийская поэзия, представленная такими авторами, как А.Салаткин, Н.Сахаров, А.Платонов, всегда тесно соприкасалась и опиралась на родной фольклор. Эта особенность - опора на фольклор- свойственна в определённой степении Алитету Немтушкину. Данный урок можно провести в средних классах. Целями урока являются:
- ознакомить с жанровым составом лирики поэта;
- отметить особенности поэтической манеры Немтушкина, в котором и музыкальность рифм, и напевность, яркая образность, и пронзительный лиризм.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
«Литературно – музыкальная композиция по лирике Алитета Немтушкина» | 25.28 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МБОУ «Улюнханская средняя общеобразовательная школа»
Разработка урока
«Литературно – музыкальная композиция
по лирике Алитета Немтушкина»
(2 часа)
Подготовила: Ринчинова Нелли Валерьяновна,
учитель эвенкийского языка и литературы
2013
«Литературно – музыкальная композиция
по лирике Алитета Немтушкина» (2 часа)
Оформление урока: портрет Алитета Немтушкина, выставка книг о Немтушкине и сборники его стихотворений.
Цели урока:
- заинтересовать учащихся поэтическим творчеством Алитета Немтушкина, в котором прославление родного края, и переживание о животном мире, и следование традициям народного творчества (тесная связь с народно -поэтическими жанрами);
- ознакомить с жанровым составом лирики поэта;
- отметить особенности поэтической манеры Немтушкина, в котором и музыкальность рифм, и напевность, яркая образность, и пронзительный лиризм.
Методы: словесный, наглядный.
Тип урока: изучение нового материала.
Учащиеся разделены на три группы; задание к уроку получено заранее.
1-я группа учащихся – ведущие (готовят к уроку краткие сообщения о поэтическом творчестве А. Немтушкина).
2-я группа – чтецы (учат к уроку наизусть стихи А. Немтушкина, готовят краткий анализ лирических произведений).
3-я группа - «музыканты» (готовят музыкальное сопровождение урока, разучивают песни на стихи А. Немтушкина для исполнения на уроке).
Ход урока:
Звучит музыка
Чтец 1:
Омӈорокив би турэнмэл,
Омӈорокив давлавурвал,
Эвунав минду эсалви?
Эвунав, гукэллу, серви?
Омӈорокив дуннэвэ би,
Хунтут индии биллэкив би,
Эвунав минду ӈалэлви,
Эдядави билдеӈэв би?
Он-ка би синду тэдедем,
Гунэкис, - эру турэнми.
Инденэ эридечэн
Эвэдыт энинми!
Омӈорокивнун турэнмэл –
Меванми куйкидяӈан,
Амӈадув, энэ балдыра,
Икэнми лэпкэндеӈэн.
Ведущий 1:
«Земле моей» так называется это замечательное стихотворение, автором которого является - Алитет Николаевич Немтушкин - современный эвенкийский писатель. Он писал стихи на эвенкийском и русском языках. Его первый поэтический сборник стихов «Тымани агиду» («Утро в тайге») вышел в Красноярске в 1960году на русском и эвенкийском языках. Здесь же вышли сборники «Эвэнки давлавурин» («Песни эвенка») в 1962 году, «Сияние Севера» (1967г.), «Токмав минӈи» (1968г.), «Судьбы начало» (1972г.), «Костры моих предков» (1980г.), «Гулувурви» (1985г.). Сборник стихов «Запахи тайги» был издан в Москве в 1974 году.
Чтец 2:
Я в юности истратил уйму слов.
Я лил, как воду, их – с вдохновением,
Поняв так поздно мудрость стариков:
«Чем меньше слов, тем выше их значенье:
Теперь хочу на реку походить
По каплям собирать, чтоб глубже быть»
Ведущий 2:
Творчество многих эвенкийских поэтов тесно соприкасалось и опиралось на фольклор. Алитет Немтушкин так же опирается на фольклор. В лирике поэта также можно найти вариации фольклорных мотивов, следование традициям народного творчества. Совершенно справедливо учёный – северовед М.А.Сергеев отмечает, что у поэтов – северян, в том числе и у Немтушкина, народно – поэтические произведения были не просто предметом подражания. На их стихах «лежит явная печать фольклора», сказывается его «сильное влияние». Очень сильное воздействие оказали на Немтушкина эвенкийские песни. В их составе выделяются три основных вида: давлавун, икэвун и хэгэвун. Давлавун – это песни, основанные на стихах, отличающиеся музыкальностью, напевностью. Образцом использования песни - давлавун в поэзии Немтушкина является «Песня девушки». В песне говорится о покинутости любимым, т.е. о сиротстве в переносном смысле.
Чтец 3:
Огонёк в тумане
Светит и зовёт.
Завтра утром ранним
Милый уплывает.
Сердце, что ж так робко
Раньше билось ты?
Что же ты молчало,
Громко не стучало?
А теперь вот лодка
Дремлет у причала.
Неужели милый
Так и не поймёт?
Неужели мимо
Лодка проплывёт?
Пусть вернётся милый
И увидит пусть:
На глазах – то слёзы
А на сердце грусть.
Ведущий:
Другим фольклорным источником, который питает лирику Немтушкина является икэвун. Это песня, сопровождаемая игрой. В круг встают иногда одни мужчины или одни женщины, иногда и те и другие. В случае, если песня радостная, темп её постепенно убыстряется движения людей становятся энергичными, а пляска – экстатичной. В сборнике «Утро в тайге» есть стихотворение «Эвенки водят хоровод», которые воспроизводит икэвун. В лирике Немтушкина связь с икэвуном ощущается в «Песне рыбака».
Чтец 1:
Берег тонкий, как тесьма,
Лодки крепкая корма,
Я бросаю в воду сети,
Рыба ловится сама.
И сиги лежат навалом,
Выбирай, кому не лень,
Не беда: но богат улов.
А у песни нет слов!
Река Катанга притихла
Не несёт крутых валов.
Лишь в груди моей волна
Высока и сильна.
В ней как рыбка золотая
Ходит девушка одна.
Ведущий 1:
Некоторые стихотворения Немтушкина тесно связаны с новыми эвенкийскими песнями, в которых рассказывается о быте, строительстве, о переменах в жизни. Таковы «Северянка» и «Русская девочка». В отдельных лирических произведениях эвенкийского поэта встречаются ссылки на легенды, сказки и мифы. Мифы сопровождают поэтические импровизации писателя. Это хэгэвун, звучащий как припев или комментарии к сказкам. В стихотворении «Делинне» даётся ссылка на эти фольклорные произведения.
Чтец 2:
Не хотите, пугают сказки
На таёжную речку Делинне.
В месяц листьев багрово - красных,
Когда водят олени игры.
Ой, не ставьте плохие сети,
Не пытайтесь напрасно счастья,
Всё разорванные на части.
Ведущий 2:
Так лирика Алитета Немтушкина пронизывается фольклорной образностью, тесно связывается с народнопоэтическими жанрами. Жанровый состав лирики эвенкийского поэта очень разнообразен. В зависимости от конкретного содержания и выраженного переживания в поэзии Немтушкина можно выделить такие виды лирики, как гражданская, пейзажная и любовная. Примерами гражданской лирики являются такие стихотворения, как «Родина моя», «Мой край родной». Пейзажная лирика представлена такими произведениями, как «Тропинка», «Речонка», «Берёзка». К любовной лирике можно отнести стихотворения, как «Судьба нас свела», «Ты приехала».
Чтец 3: Стихотворение «Бираячан».
Бираячан аран – аран эендечэн,
Бираячан аран ичэвдечэн.
Агилдули нуӈан тутудечэн,
Кулинӈачин чивирдячан.
Молва, дёлокорво улиндячан,
Мол хэргиндулитын угдудячан,
Оллол нуӈандун эӈкитын бирэ,
Муван бэюсэл эӈкитын умна.
Горово агили чивирдячан,
Умнэ дэттулэ нуӈан эенчэн,
Таду – да муданин очан,
Таду мун дюга олгочон.
Ведущий 3:
В лирике поэта можно выделить отдельные её жанры. Стихи гражданского звучания целесообразно отнести к жанру гимна. Прославляя свой край, поэт никогда не прибегает к громким словам, в стихах есть нежные признания в любви к родному краю.
Чтец 1:
Эвенкия! Эвенкия!
Непролазные снега.
Но из всех земель на свете
Ты, как мать, мне дорога
Ты – мой дом, моя забота.
В сердце – все и в песне – всё.
В зимний месяц белкованья
Здесь я в чуме родился.
Зыбкой мне была берёзы
белоснежная кора.
Малыша качали вьюги
И баюкали ветра. (отрывок из стихотворения «Родина моя»)
Ведущий 1:
Есть в лирике поэта анималистический жанр. Это лирические характеристики представителей фауны. Поэт выражает свои переживания в связи с судьбой этих животных и птиц. Таковы стихотворения «Олень», «Хочешь радуйся, хочешь плачь…», «Журавли» и другие.
Чтец 2:
Нярудил агиду доӈотолло,
Каравил няматки дэгилэллэ.
Каравил туксулнун соӈодёро,
Горотки каравил дэгилдерэ.
Эдысэл агили эвидерэ,
Авданнал дуннэлэ бурудерэ.
Дуннэвэт митӈивэ эмэнденэл,
Каравил дэгдерэ, соӈодёнол.
Ведущий 2:
Часто в лирике поэта встречается жанр элегии. Драматические обстоятельства, с которыми автор сталкивается в окружающей его действительности, рождают в его душе соответствующий отклик. Так появляются грустные интонации в стихах – элегиях.
Таково стихотворение «Замело следы пургою». Это драматический рассказ о лирических персонажах – о мальчике, одеяло которого покрыто в чуме «стеклянным инеем», и о «бабке старой», переживающей вместе с внуком жестокий голод.
Чтец 3:
Замело следы пургою
Бор насупился угрюмо.
Ветер воет над тайго,
Снег швыряет в стены чума.
Ведущий 3:
Особое место в жанровом «репертуаре» Немтушкина занимают портреты. Описание людей не утрачивают в них своего пронзительного лиризма. К этому ряду можно отнести стихотворения «Вот он сидит, пастух мой знакомый…», «Северянка», «Таёжный почтальон», «Русская девчонка» и другие.
Чтец 1:
Орокорви хуктыдерэ,
Халгакартын ӈониммэмэл.
Дылачакан асилдяран,
Агиканду иӈинмэмэ.
Толгокил – да амардутын
Эдын хоролдёрон,
Орокорви халгарнунтын,
Тэрэдэви кэдерэн.
Иӈиникун дэгилдерэн
Часки толгокилдукив,
Орокорви халгардуктын,
Маннидук давлавундукив.
Ведущий 1:
Иногда среди стихов Немтушкина встречаются послания, особый лирический жанр поэзии. Обычно это дружеские послания, к родственникам в стихотворении «дедушка, пой», даже прохожим:
Чтец 2:
Прохожий, постой, хоть,
Мгновенье со мною пробудь,
В глаза мне посмотри,
Обмен этот взглядами вечен.
Ведущий 2:
Алитетом Немтушкином разработан уникальный жанр, как «метки на оленьем ухе». Это краткие, обычно состоящие из 4 строк стихотворения, заключающие в себе или некое наблюдение или моралистическую сентенцию.
Чтец 3:
Кто помнит мать, тот к матери придёт.
Отца не позабыл – приедет в гости.
Кто родину не предал, позовёт,
Она того, чтоб успокоить кости.
Иногда «метки» включают диалог из двух реплик:
-Как там они, где сырь, и мрак, и прах?
Вздыхая, листья шепчутся о корнях.
-Как там они, под небом на ветрах?-
горюют корни о зелёных кронах.
Ведущий 3:
К лирическим жанрам Немтушкина можно присоединить поэму, образец которой представлен собою «Токма моя». Она настолько лирична, основана на автобиографическом материале, украшена восклицаниями и вопросами и вопросами, так бессюжетна и лаконична.
Чтец 1:
Ах, много ль детству нужно?
Немного, это точно.
Душистый хлеб на ужин
Да молочка глоточек.
Ах, много ль нужно детству?
А детству нужно много:
В глаза озёр вглядеться,
Луч солнечный потрогать.
Ведущий 1:
Многие стихи Алитета Немтушкина стали песнями и поются до сих пор. Например, «Чукты», «Хулукун бэркэн», «Гудяй дуннэ», «Дуннэдув», «Кукты», «Омолгини давлавун», «Икэн», «Чалбакан» и другие.
Звучит песня «Чукты» в исполнении одного из учеников.
Учитель:
Алитет Немтушкин – поэт и прозаик, по праву считается основателем эвенкийской литературы, почти сорок лет он первый и пока единственный национальный писатель эвенки. Автор 30 сборников стихов и прозы, публиковался во многих центральных и сибирских газетах и журналах. Лауреат журналов «Байкал», «Уральский следопыт», «Дальний Восток», в 1992 году он заслуженно стал лауреатом премии Союза писателей РФ. Алитет Немтушкин из рода хэйкогиров – живой классик эвенкийской национальной литературы чтит традиции своего народа, отдаёт дань воспитавшей его традиционной русской прозе и поэзии.
Урок подходит к концу. Учитель подводит итоги урока.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературно - музыкальная композиция по лирике М. Цветаевой
Литературно - музыкальная композиция по лирике М. Цветаевой Заинтересовать учащихся личностью Марины Цветаевой; увлечь поэтическим творчеством, в котором и верность родине, и православи...
ЛЮБИЛ И Я В БЫЛЫЕ ГОДЫ... (адресаты любовной лирики М.Ю. Лермонтова) Литературно-музыкальная композиция.
Литературно-музыкальная композиция с элементами инсценирования.Посвящена адресатам любовной лирики М.Лермонтова....
"Я вас любил" (по любовной лирике А. С. Пушкина) литературно музыкальный вечер для учащихся 9 - 11 классов
«Я ВАС ЛЮБИЛ...»(по любовной лирике А. С. Пушкина) Литературно-музыкальный вечер для учащихся 9-11 классовЗвучит «Вальс» Свиридов (из кинофильма «Метель»).Чтец. На ...
«Я помню чудное мгновенье…» Литературно-музыкальная композиция, посвященная любовной лирике А. С. Пушкина
«Я помню чудное мгновенье…»Литературно-музыкальная композиция, посвященная любовной лирике А. С. Пушкина...
Литературно-музыкальная композиция "Я помню чудное мгновенье..." (адресаты лирики А.С.Пушкина)
Женщины, воспетые А.С.Пушкиным, живут и сейчас в его замечательных стихотворениях. Их имена известны благодаря пушкинскому гению, ведь каждая из них была, пусть и недолго, его Музой......
Литературно-музыкальная композиция "Доля ты! - русская долюшка женская!" (судьба русской женщины в лирике Н.А. Некрасова)
В центре многих произведений Н.А. Некрасова судьба русской женщины. С болью и горечью пишет он о попранном достоинстве, нелёгкой жизни простых тружениц, но свято верит в то, что "ключи от счасть...
УРОК ЛИТЕРАТУРНО-МУЗЫКАЛЬНАЯ КОМПОЗИЦИЯ ПО ЛИРИКЕ М.ЦВЕТАЕВОЙ (2 ЧАСА)
Цели урока: заинтересовать учащихся личностью Марины Цветаевой; увлечь поэтическим творчеством, в котором и верность Родине, и прославление человека, и убийственная ирония, и страстная любовь; отметит...