«На посиделках»
материал (6 класс) по теме

Сценарий  "На посиделках" - фрагмент  урока родного русского языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon na_posidelkakh.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

                                   Сценарий.

                 Устное народное творчество в шестом классе.

                                         «На посиделках»

Цели:1) приобщить обучающихся к духовному наследию русского народа;

2) воспитывать любовь и интерес к устному народному творчеству;

3) развивать творческие способности.    

Оборудование. Интерьер класса напоминает крестьянскую избу: лавки, расшитые полотенца, самовар, прялка.

Слово учителя.

По решению ЮНЕСКО, 21 февраля в мире ежегодно отмечают Международный день родного языка, как праздник содействия признанию права на использование родных языков. ЮНЕСКО уделяет большое внимание языковым проблемам, которое основывается на убеждении в том, что язык – главная составляющая жизни и самобытности человека, образа мышления и поведения. Ведь обучение грамоте, освоение знаний, социальная интеграция  постигаются через язык, который воплощает национальное и культурное самосознание человека.

Каждый народ – это свои неповторимые культура, история, традиции, образ жизни и, конечно же, язык. Сберечь его – очень важная задача.

ЮНЕСКО уделяет внимание сохранению языков. В 1999 году во время 30-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО провозгласила 21 февраля Международным днем родного языка.

Так, с февраля 2000 года этот День отмечается по всему миру в целях повышения информированности о проблеме исчезновения языков и о необходимости сохранения языкового разнообразия у руководства государств и людей, ответственных за принятие решений.

ЮНЕСКО уделяет большое внимание языковым проблемам, которое основывается на убеждении в том, что язык – главная составляющая жизни и самобытности человека, образа мышления и поведения. В Международный день родного языка все языки признаются равными, поскольку каждый из них уникальным образом отвечает предназначению человека и представляет живое наследие, которое нам следует оберегать.

На лавке восемь девушек в русских костюмах. На головах – кокошники

Ведущие:

1-ый. Здесь и красные девицы…

2-ой. Добры молодцы кругом.

Оба.  Все уселись за столом.

1-ый. Будет всем вам здесь приятно

          Побывать в гостях у нас.

2-ой. Песни русские попеть,

          В русский пляс с душой пуститься,

1-ый. Пирогов отведать вкусных

2-ой.  И чайку напиться всласть.

Оба.   Все мы рады видеть вас!

1-ый. А где же пироги? Ведь изба красна не углами, а пирогами.

2-ой.  Будут вам и пироги.

          А сейчас посидим рядком  

 Да поговорим ладком.

Учитель:

- А ведь поговорить нам есть о чем. Каждый  из вас стремится познать окружающий мир, а знакомство с ним начинается с самого близкого – с вашего дома, с вашей улицы, вашего города. Вам прежде всего открывается дверь в большой мир, который называется Родиной. Но чтобы по-настоящему глубоко и преданно любить свою Родину, надо знать не только ее настоящее, но и прошлое.

На уроке истории вы познакомились с далеким прошлым нашего народа, узнали, что собой представляло наше древнее государство -  Киевская Русь, какие народы ее населяли, какова была их культура.

Узнали и о том, как тяжела и опасна была жизнь наших предков, так как войны опустошали Русскую землю. Но и в часы горя, и в часы радости наш народ не терял душевной теплоты, верил в свои силы, в свое светлое будущее – все это находило отражение в его творчестве. А народ наш был поистине талантливый. Каких только песен, сказок, легенд не создал он! Радости и печали, надежды и ожидания, мечты о счастье – все отразилось в творчестве наших далеких предков.

Давайте представим и воспроизведем некоторые картины далекого прошлого.

Ведущие:

2-ой. Вечерком, когда окончены работы в поле и по дому, собираются девушки и парни в какой-нибудь крестьянской избе – и снова работа: кто прядет, кто вышивает, кто ткет…

1-ый. Но какая работа без песни? А там и до пляски недалеко.

(Девушки поют, имитируя что прядут):

                    Позолоченная прялица,

                    Мы прядем, а нитка тянется,

                   Мы прядем, а нитка тянется,

                    Нам работа наша нравится...

Быстро меняется мелодия, начинается хоровод под мелодию русской народной песни «А я по лугу…», девушки разрывают круг, в него, танцуя под песню девушек, входит добрый молодец, а девушки поют:

                     Я за то люблю Ивана,

                     Что головушка кудрява,

                     А подружка кучерява,

                     Кудри вьются до лица,

                     Люблю Ваню молодца.

Став полукругом, девушки и молодец начинают состязаться в исполнении частушек:

                   Ох и звонки планочки                        

                   У твоей тальяночки.

                   Ты играй, играй звончей,

                   Чтобы стало веселей.

                  Не пошла бы я плясать,

                  Да надо выходку казать.

                 Вот и пляска, вот и я,

                 Вот и выходка моя.

                 На гулянку собиралась.

                 Маменька ругалася,

                 Папенька сидел, как пень,

                 Ему ругаться было лень…

 

Под музыку проигрыша девушки садятся на свои места, снова «прядут», исполняя песню «Позолоченная прялица».

Ведущие:

2-ой. Устали девушки, присели, и снова замелькали руки в работе.

1-ый. А еще с давних времен народ создавал сказки, пословицы, поговорки, скороговорки, прибаутки, считалки, загадки.

2-ый.А какие же посиделки без прибаутки и небылицы? Они могут быть очень разными: то это песенки, то стихи, то коротенькие рассказики-разговоры, но главное – они всегда веселые

1-ый. И прибауткам, и небылицам запрещалось только одно: быть

нескладехами и неряхами. И звучат они красиво, и запоминаются легко.

Звучат прибаутки и небылицы.

--Федул, что губы надул? 

--Кафтан прожег.

--Можно зашить!

--Да иглы нет.

--А велика ли дыра-то?

--Один ворот остался.

Ведущие:

1-ый. Долог зимний вечер. Горит-потрескивает березовая лучина, тени бегают по стене,  разливается тепло от русской печки…

Раздается стук в дверь.

--Кто же это? Входите! (Входит лесовик).

Лесовик:

--Здравствуйте, люди добрые! Я пришел к вам издалека, Угадайте, где я живу, откуда пришел:

                     Дом со всех сторон открыт,

                     Он резною крышей крыт,

                     Заходи в зеленый дом –

                     Чудеса увидишь в нем.

Что это за дом? Правильно, я пришел к вам из лесу. В моем заповедном лесу каких только подарков нет.

                      Там, где в травах ветер сладкий,

                      Где  за полем бор стеной,

                      Собираю я загадки

                       Кузовок берестяной.

Что в нем лежит вы узнаете, коль загадки отгадаете. Иду я ельником после дождя, смотрю:

                         В лесу под елкой крошка –

                         Только шапка да ножка.

Достает из кузовка крохотный грибок.

В моем лесу растет кустарник, а в нем:

                         Мальчик-крошка в костяной одежке.

                         У этого мальчика

                         Шапочка зеленая

                         До ушей надвинута.

Что это за мальчик?

      Дети отгадывают, и он достает и называет лесные орехи.

                          В моем лесу под деревом

                          Андрейки

                          Все в тюбетейках.

Что это такое? (Достает желуди).

                             Вот какой мой лес,

                             Полон загадок и чудес!

А вы, ребята, знаете загадки? Очень хочется послушать, кто сумеет загадать самую сложную, а кто окажется самым сообразительным? Сделаем так: посчитаемся, на ком закончится считалка, тот и загадывает.

                             На мосту сидит кукушка,

                             Скуковала раза три.

                             Кто вышел?

                             Это верно, ты.

После каждой считалки дети загадывают загадки.

Вдруг девушка- березка обнаруживает, что у нее пропал  кокошник, ищет, не может найти.

Девушка-березка:

--Кто взял мой кокошник? Что же мне делать?

Один из учеников:

-- Я знаю волшебное слово, и мы сейчас найдем, у кого он. Смотрите: на воре шапка горит.

Один мальчик хватается за голову, чем и выдает себя. Кокошник возвращают хозяйке.

Девушка-березка:

--А кто угадает, какое волшебное слово помогло мне отыскать кокошник? (Пословица).

А что это такое? (Ответ учащихся).

Отгадайте пословицу по одному слову

не воин. (Один в поле…)

Закончите пословицу:

За правое дело…(стой смело)

На Москву идти…(головы не снести)

Ведущие:

1-ый. Быстро летит время…Пора по домам расходиться. А на прощание расскажу одну сказочку. Согласны?

   Жил-был царь, у царя был двор… На дворе был кол, на колу мочало, не начать ли сказку с начала?

   Что за удивление? Ладно уж, расскажу сказку. Только какую? Про журавля и овцу хотите ли? Хотите? Вокруг кольца ходили журавль да овца, съели они стожок сенца… А не сказать ли с конца? Сказать?

2-ой. Нет уж! Давай лучше я вам расскажу другую..

Слушайте! В одном болоте жила-была лягушка по имени, по отчеству Квакушка, вздумала лягушка вспрыгнуть на мост, присела да и завязала в тину хвост! Дергала, дергала, дергала - выдернула хвост, да завязила нос.                                                                                                                               

1-ый. Ну что это ты рассказываешь? Совсем как испорченная пластинка! Что же дальше?

2-ой. Что дальше? А дальше то же: дергала, дергала, дергала – выдернула хвост, да завязала нос…

1-ый. Ну уж хватит! Я расскажу настоящую сказку. Хотите? Слушайте! Жил-был один мудрец. Вздумал он из человеческих костей построить мост через океан-море. Собирал он кости не год, не два, а целых сорок лет, и опустил их, чтоб стали мягкими, мокнуть в воду…

2-ой. Что же молчишь? Что же дальше?

1-ый. Так ведь кости еще не размокли.

Ребята, вот такими сказками нарочно поддевали слишком доверчивых людей. Дурачили так очень долго, как в сказке про белого бычка, пока любитель сказок не догадывался, что его разыгрывают. Это докучные сказки, от слова «докучать»: слушатели докучали сказочнику, а сказочник – слушателям.

Входят родители, на тарелках – пироги.

- А вот и пироги поспели, вкусные да пышные. Угощайтесь, гости дорогие!

Ведущие:

1-ый. И как в старых добрых сказках, мы приглашаем вас на пир…

2-ой. Вам сказка, а нам – бубликов связка.

1-ый. Вам – сказка, а нам пироги да сласти…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие "Посиделки по английски" для учащихся 6-8 классов с пониженной мотивацией к изучению предмета в

Разработка внеклассного мероприятия составлена для учащихся 7-8 классов для проведения методической недели, творческого вечера, занятия предметного кружка, факультатива по английскому языку. Материал...

Внеклассное мероприятие "Деревенские посиделки"

Цели и задачи мероприятия: познакомить с историей и традициями русского народа; научить понимать обряды, обычаи;  эстетическое воспитание....

Внеклассное мероприятие "Рождественские посиделки"

Это мероприятие помогает детям сначала познакомится с рождественскими обычаями, а потом и самим стать участником рождественских колядок....

Вечер для 9 – 11 – х классов «Казачьи посиделки»

Ведущий 1: Добрый вечер, ребята!       Ведущий 2: Добрый вечер. Мы рады приветствовать вас на казачьих посиделках....

Кубанские посиделки

Урок знакомит с традициями и бытом русского народа. Традиционно долгими вечерами собирались люди на посиделки, пели песни,  занимались различными видами рукоделия.  Очень интересный, занимательный и п...

Разработка "Рождественские посиделки"

Мероприятие  в рамках проекта "Народная культура в образовании"...

Сценарий "Осенние посиделки"

Внеклассное мероприятие, посвященное осени...