"Проведем эксперимент"
методическая разработка (5 класс) по теме

Материал  для подготовки учащихся 5-6 классов к проектной деятельности на уроках русского языка и литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon provedem_eksperiment_ahmatova_s.m.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

                                              «Проведем эксперимент»

        (материал для подготовки учащихся  5-6- ых классов к проектной  деятельности на уроках русского языка и литературы).

     

     Для учителя учебный проект – это интегрированное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которые позволяют вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования и исследования.

     Первый этап работы над проектом – проблематизация. Началом работы над проектом, стимулом к деятельности является наличие проблемы. Причем не всякая проблема заставляет человека действовать. Процесс пойдет, когда исходная проблема проекта приобретет личностную окраску. На этом этапе учителю предстоит кропотливая работа с учеником.

      Очень часто мы, учителя,  предлагаем детям готовые темы и даже названия проектов. Но, если такая тема не представляет реальный интерес для ученика, то мощный потенциал проекта как деятельностной технологии может быть сведен к нулю. Поэтому хорошо было бы не предлагать детям готовых тем для проектной работы, а предложить какую-нибудь проблему в самых общих чертах.

      Можно начать с того, что в рамках уроков по развитию речи или уроков повторения изученного  давать задания (всему классу или выборочно -  учитель может решить самостоятельно), которые условно могут носить название «Проведем эксперимент».  Ученики 5-6 классов с удовольствием отзываются на предложение «поэкспериментировать» на уроке, сразу не обращая внимания, что эксперименты-то все равно будут связаны с изучением русского языка. Интересно и то, что результаты этих экспериментов  каждым должны быть получены самостоятельно. Это дает возможность обсудить проблему, в чем-то домыслить ее или даже самостоятельно выбрать другую проблему, над которой всем было бы интересно работать.

        Данный материал дается после изучения определенных тем и разделов языка, может быть использован систематически или  отдельными заданиями.

Цель работы:

  1. познакомить учащихся с проектом как методом обучения;
  2. помочь организовать переходный этап от проведения самостоятельного наблюдения за тем или иным языковым явлением и формулирования выводов об этом до  осуществления перехода к работе над проектом;
  3. проанализировать в ходе выполнения подобранных заданий, какие языковые явления могут стать объектами для лингвистического наблюдения и сопоставления.

Оборудование:

Карточки с заданиями для проведения экспериментов.

Эксперимент № 1 

Тема изучения: «Стихотворная и прозаическая речь. Рифма».

Сравните два текста. Что их объединяет и в чем разница?

Используя эти тексты, докажите, что стихи – особым способом организованный текст, в котором равномерно чередуются ударные и безударные слоги и рифмуются последние слова каждой строчки.

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день,

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась. (А.С.Пушкин)

  Уж небо дышало осенью, уж блистало солнышко реже, день становился короче, таинственная сень лесов обнажалась с печальным шумом.

2) Внимательно рассмотрите второй текст. Объясните, почему даже при разрушении ритма и рифмы эти стоки сохраняют поэтичность. Какие слова придают им это качество?

3) Проанализируйте текст любимого вами стихотворения русского поэта, определяя особенности рифмы и чередование ударных и безударных слогов.

Сделайте вывод о роли ударения и произношения слов в создании поэтического текста.

Эксперимент № 2

Тема изучения: «Фонетика. Ударение. Орфоэпия.»

     Одна из особенностей словесного ударения в русском языке состоит в том, что оно с течением времени способно меняться в слове. В произведениях русских писателей 19 века можно найти немало слов с устаревшим ударением.

     Найдите примеры слов с устаревшим ударением в следующих отрывках. Объясните, почему можно справиться с этой задачей, анализируя стихотворный текст.

         Мы старики, уж нынче не танцуем,

         Музыки гром не призывает нас. (А.С.Пушкин)

          Печной горшок тебе дороже:

         Ты пищу в нем себе варишь. (А.С.Пушкин)

          Сидят наездники беспечно,

          Курят немецкий свой табак. (М.Ю.Лермонтов)

          Погасло древнее светило;

          На море синее вечерний пал туман. (А.С.Пушкин)

          Вот ваши сестры -  как хотят,

          А ведь ворон не жарят, не варят. (И.А.Крылов)

          Оглянуться не успела, как зима катит в глаза. (И.А.Крылов)

Эксперимент № 3

Тема изучения: «Лексика.»

     Представьте себе художника-иностранца, который не очень хорошо овладел русским языком, но решил изобразить на рисунках значение некоторых русских слов.

Услышав слово кузница, он решил, что это жена кузнеца, а кузнечик -  его сын. Так на рисунке появилась семья: кузнец, кузница и кузнечик.

     Почему художник неправильно понял значение слов? Как вы думаете, какие рисунки он сделал, иллюстрируя значение слов нахлебница, грабитель, прислониться?

     Постарайтесь нарисовать эти рисунки. Сделайте вывод.

Эксперимент №  4

Тема изучения: «Лексика. Фразеология

1) Прочитайте текст. О значении каких корней-омонимов в нем говорится?

    Мы часто говорим: остаться с носом, то есть потерпеть неудачу, обмануться в своих расчетах, оказаться  одураченным. Однако не все знают, что нос в этом выражении не имеет ничего общего с частью лица. По древнему обычаю жених приносил родителям невесты нос, то есть приношение, подарок, выкуп. Если жениху отказывали, он оставался с носом. Позже это слово было связано со словом нос в современном понимании, и появилось выражение водить за нос (дурачить).

    Иного происхождения фразеологизм зарубить на носу (хорошо запомнить). Носом в старину называли памятную доску , которую носили с собой неграмотные люди, делая на ней различные заметки, зарубки.

                                                                                                    (А.Арсирий)

2) Приведите примеры фразеологических сочетаний, в которых употребляются слова с корнем –нос- («нос») и  -нос- («носить»).

Эксперимент №  5

Тема изучения: «Морфология».

  1. прочитайте текст. Что нового вы узнали из него?

                                  Самый частый падеж.

     Падежи употребляются крайне неравномерно: одни  - часто, другие -  редко. В.Николаев, изучив детские газеты, нашел, что самым частым падежом является именительный (33 процента), затем идет родительный (24 процента) и затем винительный (20 процентов). На эти три падежа приходится 77 процентов всех падежных форм, а на остальные три падежа -  всего 23 процента.

     Иная картина характерна для разговорной речи. В.А.Никонов установил, что самым частым падежом в ней тоже является именительный, но на его долю выпадает уже 50 процентов, а остальные 50 распределяются между пятью падежами, среди которых первое место занимает винительный – 20, на втором  месте родительный – от 11 до 16, а на три падежа (дательный, творительный, предложный) остается только от 14 до 19 процентов.

     Совсем по-другому распределяется употребление падежных форм в деловой, научной и политической речи. Здесь пальма первенства принадлежит родительному падежу – 36-46 процентов, на именительный падеж падает 25 процентов, а на остальные  четыре падежа -  30-40 процентов.

     Попробуем сделать вывод из сказанного: во всех стилях самыми частыми падежами остаются именительный, родительный и винительный.

                                                                   (В.Иванова, З.Потиха, Д. Розенталь)

2) Попробуйте самостоятельно проверить данные, изложенные  в тексте. Для этого возьмите отрывок из какой-нибудь книги, выпишите из него все имена существительные и определите их падеж. Установите, форм какого падежа больше всего в анализируемом отрывке.

Эксперимент №  6

Тема изучения: «Предложение как речевое высказывание».

1) Выразительно прочитайте отрывки из произведений А.С.Пушкина. Обратите внимание на интонации (пауза, тон голоса, темп речи, движение голоса) и мимику при  произношении выделенных предложений. Попробуйте объяснить, почему они являются не отдельными словами, а предложениями. Что «появляется» в слове, когда оно превращается в отдельное самостоятельное предложение?

         1. Зима! Крестьянин, торжествуя,

             На дровнях обновляет путь.

         2. Зима. Что делать нам в деревне? Я встречаю

              Слугу, несущего мне чашку чаю,

        Вопросами: тепло ль? Утихла ли метель?

        Пороша есть иль нет? И можно ли постель

        Покинуть для седла, иль лучше до обеда

        Возиться с старыми журналами соседа?

        Пороша. Мы встаем, и тотчас на коня,

        И рысью по полю при первом свете дня.

2) Используя проанализированные тексты, докажите, что слово, «превращаясь» в предложение, не только называет какое-то явление (зима, пороша), но показывает, когда происходят события, о которых говорится в тексте, помогает передать (с помощью интонации, мимики) отношение к тому, о чем рассказывается.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое классное мероприятие "Профессия, которую мы выбираем – автомеханик". (Проведено в рамках «Фестиваля профессий»)

Каждый год мы проводим в училище "Фестиваль профессий ". Он включает открытые уроки, внеклассные мероприятия, классные часы, конкурсы газет, презентаций , рефератов в группах "Автомехаников". Хочу поз...

Как я с родителями безопасно проведу каникулы

Каждый из нас радуется скорому наступлению самых любимых и самых долгожданных праздников: веселого Нового года и сказочного Рождества. Это  время подарков и веселья, время самых больших каникул. ...

Справка о проведённых школьных олимпиадах по предметам естественно – математического цикла 2013 – 2014 учебного года. Олимпиады проведены с 10 октября по 23 октября 2013 года среди учащихся 5 – 11 классов.

Справкао  проведённых школьных олимпиадах  по предметаместественно – математического цикла2013 – 2014 учебного года.Олимпиады проведеныс 10 октября по 23 октября 2013 годасреди учащихся 5 – ...

Диагностическая карта (лист развития) Развития музыкально – художественной деятельности детей старшей группы. Диагностика проведена по журналу « Комплексная оценка результатов освоения программы «От рождения до школы»

Диагностический журнал представляет систему обследования динамики развития детей старшей группы в освоении программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаро...

Классный час на тему "Курение или здоровье" проведено в 9 классе

Сегодня в 21 веке, дети начали курить, пробуют алкаголь, это очевидно например в сельской местности сразу узнают детей и как говорится тыва радио, так почему это случается? Потому что во-первых школьн...

Полезные ссылки для учащихся. Проведи время в интернете с пользой

Полезные ссылки для изучения английского языка...

Рекомендации для родителей "Проведите с детьми дома (перечень игр и экспериментов по познавательно-речевому развитию детей)"

quot;Проведите с детьми дома (перечень игр и экспериментов по познавательно-речевому развитию детей)"...