"Проведем эксперимент"
методическая разработка (5 класс) по теме
Материал для подготовки учащихся 5-6 классов к проектной деятельности на уроках русского языка и литературы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
provedem_eksperiment_ahmatova_s.m.doc | 46 КБ |
Предварительный просмотр:
«Проведем эксперимент»
(материал для подготовки учащихся 5-6- ых классов к проектной деятельности на уроках русского языка и литературы).
Для учителя учебный проект – это интегрированное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которые позволяют вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования и исследования.
Первый этап работы над проектом – проблематизация. Началом работы над проектом, стимулом к деятельности является наличие проблемы. Причем не всякая проблема заставляет человека действовать. Процесс пойдет, когда исходная проблема проекта приобретет личностную окраску. На этом этапе учителю предстоит кропотливая работа с учеником.
Очень часто мы, учителя, предлагаем детям готовые темы и даже названия проектов. Но, если такая тема не представляет реальный интерес для ученика, то мощный потенциал проекта как деятельностной технологии может быть сведен к нулю. Поэтому хорошо было бы не предлагать детям готовых тем для проектной работы, а предложить какую-нибудь проблему в самых общих чертах.
Можно начать с того, что в рамках уроков по развитию речи или уроков повторения изученного давать задания (всему классу или выборочно - учитель может решить самостоятельно), которые условно могут носить название «Проведем эксперимент». Ученики 5-6 классов с удовольствием отзываются на предложение «поэкспериментировать» на уроке, сразу не обращая внимания, что эксперименты-то все равно будут связаны с изучением русского языка. Интересно и то, что результаты этих экспериментов каждым должны быть получены самостоятельно. Это дает возможность обсудить проблему, в чем-то домыслить ее или даже самостоятельно выбрать другую проблему, над которой всем было бы интересно работать.
Данный материал дается после изучения определенных тем и разделов языка, может быть использован систематически или отдельными заданиями.
Цель работы:
- познакомить учащихся с проектом как методом обучения;
- помочь организовать переходный этап от проведения самостоятельного наблюдения за тем или иным языковым явлением и формулирования выводов об этом до осуществления перехода к работе над проектом;
- проанализировать в ходе выполнения подобранных заданий, какие языковые явления могут стать объектами для лингвистического наблюдения и сопоставления.
Оборудование:
Карточки с заданиями для проведения экспериментов.
Эксперимент № 1
Тема изучения: «Стихотворная и прозаическая речь. Рифма».
Сравните два текста. Что их объединяет и в чем разница?
Используя эти тексты, докажите, что стихи – особым способом организованный текст, в котором равномерно чередуются ударные и безударные слоги и рифмуются последние слова каждой строчки.
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась. (А.С.Пушкин)
Уж небо дышало осенью, уж блистало солнышко реже, день становился короче, таинственная сень лесов обнажалась с печальным шумом.
2) Внимательно рассмотрите второй текст. Объясните, почему даже при разрушении ритма и рифмы эти стоки сохраняют поэтичность. Какие слова придают им это качество?
3) Проанализируйте текст любимого вами стихотворения русского поэта, определяя особенности рифмы и чередование ударных и безударных слогов.
Сделайте вывод о роли ударения и произношения слов в создании поэтического текста.
Эксперимент № 2
Тема изучения: «Фонетика. Ударение. Орфоэпия.»
Одна из особенностей словесного ударения в русском языке состоит в том, что оно с течением времени способно меняться в слове. В произведениях русских писателей 19 века можно найти немало слов с устаревшим ударением.
Найдите примеры слов с устаревшим ударением в следующих отрывках. Объясните, почему можно справиться с этой задачей, анализируя стихотворный текст.
Мы старики, уж нынче не танцуем,
Музыки гром не призывает нас. (А.С.Пушкин)
Печной горшок тебе дороже:
Ты пищу в нем себе варишь. (А.С.Пушкин)
Сидят наездники беспечно,
Курят немецкий свой табак. (М.Ю.Лермонтов)
Погасло древнее светило;
На море синее вечерний пал туман. (А.С.Пушкин)
Вот ваши сестры - как хотят,
А ведь ворон не жарят, не варят. (И.А.Крылов)
Оглянуться не успела, как зима катит в глаза. (И.А.Крылов)
Эксперимент № 3
Тема изучения: «Лексика.»
Представьте себе художника-иностранца, который не очень хорошо овладел русским языком, но решил изобразить на рисунках значение некоторых русских слов.
Услышав слово кузница, он решил, что это жена кузнеца, а кузнечик - его сын. Так на рисунке появилась семья: кузнец, кузница и кузнечик.
Почему художник неправильно понял значение слов? Как вы думаете, какие рисунки он сделал, иллюстрируя значение слов нахлебница, грабитель, прислониться?
Постарайтесь нарисовать эти рисунки. Сделайте вывод.
Эксперимент № 4
Тема изучения: «Лексика. Фразеология
1) Прочитайте текст. О значении каких корней-омонимов в нем говорится?
Мы часто говорим: остаться с носом, то есть потерпеть неудачу, обмануться в своих расчетах, оказаться одураченным. Однако не все знают, что нос в этом выражении не имеет ничего общего с частью лица. По древнему обычаю жених приносил родителям невесты нос, то есть приношение, подарок, выкуп. Если жениху отказывали, он оставался с носом. Позже это слово было связано со словом нос в современном понимании, и появилось выражение водить за нос (дурачить).
Иного происхождения фразеологизм зарубить на носу (хорошо запомнить). Носом в старину называли памятную доску , которую носили с собой неграмотные люди, делая на ней различные заметки, зарубки.
(А.Арсирий)
2) Приведите примеры фразеологических сочетаний, в которых употребляются слова с корнем –нос- («нос») и -нос- («носить»).
Эксперимент № 5
Тема изучения: «Морфология».
- прочитайте текст. Что нового вы узнали из него?
Самый частый падеж.
Падежи употребляются крайне неравномерно: одни - часто, другие - редко. В.Николаев, изучив детские газеты, нашел, что самым частым падежом является именительный (33 процента), затем идет родительный (24 процента) и затем винительный (20 процентов). На эти три падежа приходится 77 процентов всех падежных форм, а на остальные три падежа - всего 23 процента.
Иная картина характерна для разговорной речи. В.А.Никонов установил, что самым частым падежом в ней тоже является именительный, но на его долю выпадает уже 50 процентов, а остальные 50 распределяются между пятью падежами, среди которых первое место занимает винительный – 20, на втором месте родительный – от 11 до 16, а на три падежа (дательный, творительный, предложный) остается только от 14 до 19 процентов.
Совсем по-другому распределяется употребление падежных форм в деловой, научной и политической речи. Здесь пальма первенства принадлежит родительному падежу – 36-46 процентов, на именительный падеж падает 25 процентов, а на остальные четыре падежа - 30-40 процентов.
Попробуем сделать вывод из сказанного: во всех стилях самыми частыми падежами остаются именительный, родительный и винительный.
(В.Иванова, З.Потиха, Д. Розенталь)
2) Попробуйте самостоятельно проверить данные, изложенные в тексте. Для этого возьмите отрывок из какой-нибудь книги, выпишите из него все имена существительные и определите их падеж. Установите, форм какого падежа больше всего в анализируемом отрывке.
Эксперимент № 6
Тема изучения: «Предложение как речевое высказывание».
1) Выразительно прочитайте отрывки из произведений А.С.Пушкина. Обратите внимание на интонации (пауза, тон голоса, темп речи, движение голоса) и мимику при произношении выделенных предложений. Попробуйте объяснить, почему они являются не отдельными словами, а предложениями. Что «появляется» в слове, когда оно превращается в отдельное самостоятельное предложение?
1. Зима! Крестьянин, торжествуя,
На дровнях обновляет путь.
2. Зима. Что делать нам в деревне? Я встречаю
Слугу, несущего мне чашку чаю,
Вопросами: тепло ль? Утихла ли метель?
Пороша есть иль нет? И можно ли постель
Покинуть для седла, иль лучше до обеда
Возиться с старыми журналами соседа?
Пороша. Мы встаем, и тотчас на коня,
И рысью по полю при первом свете дня.
2) Используя проанализированные тексты, докажите, что слово, «превращаясь» в предложение, не только называет какое-то явление (зима, пороша), но показывает, когда происходят события, о которых говорится в тексте, помогает передать (с помощью интонации, мимики) отношение к тому, о чем рассказывается.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытое классное мероприятие "Профессия, которую мы выбираем – автомеханик". (Проведено в рамках «Фестиваля профессий»)
Каждый год мы проводим в училище "Фестиваль профессий ". Он включает открытые уроки, внеклассные мероприятия, классные часы, конкурсы газет, презентаций , рефератов в группах "Автомехаников". Хочу поз...
Как я с родителями безопасно проведу каникулы
Каждый из нас радуется скорому наступлению самых любимых и самых долгожданных праздников: веселого Нового года и сказочного Рождества. Это время подарков и веселья, время самых больших каникул. ...
Справка о проведённых школьных олимпиадах по предметам естественно – математического цикла 2013 – 2014 учебного года. Олимпиады проведены с 10 октября по 23 октября 2013 года среди учащихся 5 – 11 классов.
Справкао проведённых школьных олимпиадах по предметаместественно – математического цикла2013 – 2014 учебного года.Олимпиады проведеныс 10 октября по 23 октября 2013 годасреди учащихся 5 – ...
Диагностическая карта (лист развития) Развития музыкально – художественной деятельности детей старшей группы. Диагностика проведена по журналу « Комплексная оценка результатов освоения программы «От рождения до школы»
Диагностический журнал представляет систему обследования динамики развития детей старшей группы в освоении программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаро...
Классный час на тему "Курение или здоровье" проведено в 9 классе
Сегодня в 21 веке, дети начали курить, пробуют алкаголь, это очевидно например в сельской местности сразу узнают детей и как говорится тыва радио, так почему это случается? Потому что во-первых школьн...
Полезные ссылки для учащихся. Проведи время в интернете с пользой
Полезные ссылки для изучения английского языка...
Рекомендации для родителей "Проведите с детьми дома (перечень игр и экспериментов по познавательно-речевому развитию детей)"
quot;Проведите с детьми дома (перечень игр и экспериментов по познавательно-речевому развитию детей)"...