Фольклор наших родителей
творческая работа учащихся (6 класс) по теме

Павлова Ирина Владимировна

Работа учащейся посвящена любимому детьми жанру УНТ - страшилкам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon strashilki_variant1_1.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ

СОДЕРЖАНИЕ

Введение ……………………………………………………….

3

Детские страшилки как жанр фольклора ………………………..

3

Страшилки наших родителей ……………………………………..

4

Заключение …………………………………………………….

7

Список использованной литературы …………………………

7

Тема: «Чёрная Рука, или Страшилки наших родителей»

Введение

Наши родители тоже когда-то были маленькими... Я очень люблю, когда моя мама рассказывает мне о своём детстве. Особенно интересны воспоминания мамы о пионерском лагере.

После отбоя в лагере мало кто сразу укладывался. Пионеры — наши родители — дрались подушками, прыгали по кроватям, в общем, делали всё, что угодно, лишь бы не спать. А когда уставали, но сон всё никак не приходил, ребята начинали рассказывать страшилки. Именно в такие летние ночи в палатах можно было услышать душераздирающие истории про Гроб на колёсиках, Чёрную Руку, Красное Пианино и другие ужасы. Ребята дрожали от страха, но никто не признавался, что ему страшно.

Эти истории — детские страшилки — заинтересовали меня. Я попыталась узнать о них подробнее и постараюсь поделиться своими изысканиями с вами.

Детские страшилки как жанр фольклора

Страшилки как потаенный, подпольный детский фольклор получили особенное распространение в 70-х годах 20 века. Они относятся к разряду устного народного творчества, куда также входят считалки, дразнилки, потешки, скороговорки, колыбельные песни и др. Страшилки представляют собой небольшие истории с напряжённым сюжетом и драматичным финалом, цель которых — испугать слушателя. В страшилке сливаются традиции волшебной сказки с актуальными, насущными проблемами реальной жизни ребенка.

Современные страшилки основаны на древнерусском фольклоре. Законы построения страшилки такие же, как и законы построения сказки. В композиции выделяется сказочный зачин, наличие запрета и его нарушение. Как и в сказках, есть конфликт добра и зла, присутствуют волшебные, магические персонажи, представленные, как правило, какими-то предметами. В детских страшилках это — рука, пятно, гроб, перчатка и т. д., и они олицетворяют собою зло. Как и в сказках, в этих историях возможен переход в колдовской мир (люк, пятно и др.), где герой погибает. Все страшилки имеют трагический исход, ужас нагнетается постепенно и достигает накала к финалу.

Главным героем страшилок обычно является ребёнок, подросток, который сталкивается с «предметом-вредителем» (занавески, гроб на колесиках, колготки, пианино, телевизор, радио, пластинка, автобус, перчатка и др.). В этих предметах особую роль играет цвет: белый, красный, жёлтый, зелёный, синий, чёрный. Герой, как правило, неоднократно получает предупреждение о грозящей от предмета-вредителя беде, но не хочет (или не может) от него избавиться и погибает. Иногда у героя оказывается помощник, например, милиционер.

Рассказ-страшилка состоит из нескольких предложений; по ходу развития действия напряжение нарастает, а в финальной фразе достигает своего пика.

Страшилкам сопутствует определенный ритуал исполнения. Их рассказывали обычно в отсутствие взрослых в больших детских компаниях, желательно в темноте, устрашающим тягучим шёпотом или «замогильным» голосом.

Страшилки наших родителей

Чтобы не испугать слушателей, в качестве примеров приведу некоторые из самых невинных страшилок.

Чёрный Город

Это было давно.

На одной чёрной-чёрной планете был чёрный-чёрный город. В этом чёрном-чёрном городе был большой чёрный парк. Посреди этого чёрного-чёрного парка стоял большой чёрный дуб. В этом большом чёрном дубе было чёрное-чёрное дупло. В нём сидел страшный большой скелет...

— ОТДАЙ МОЕ СЕРДЦЕ!

Ещё одна история:

Синяя Перчатка

Жила-была Синяя Перчатка. Все её боялись, потому что она преследовала и душила людей, которые поздно возвращались домой. Однажды шла по улице девочка — а была эта улица тёмная-претёмная — и вдруг увидела она, что из кустов выглядывает Синяя Перчатка. Девочка испугалась и побежала домой, а за ней Синяя Перчатка. Девочка вбежала в подъезд, а Синяя Перчатка за ней, поднялась на свой этаж, а Синяя Перчатка — за ней. Стала открывать дверь, а ключ застрял. Но девочка открыла дверь, вбежала домой. Вдруг — стук в дверь. Девочка открывает дверь, а там — СИНЯЯ ПЕРЧАТКА!

(Последняя фраза сопровождалась обычно резким движением руки в сторону слушающего).

Чувство страха — это особенность детской психики. Учёные считают, что слушая подобные «произведения», дети так своеобразно тренируются изживать свои страхи.

Появление этого жанра связано, с одной стороны, с тягой детей ко всему неизвестному и пугающему, а с другой — с попыткой преодолеть этот страх.

Эффект усиливается тем, что слушающий включает собственную фантазию и, в отличие от фильма ужасов, не может видеть, а лишь представляет картины в самом ужасном виде, в том виде, который наиболее страшен лично для него, воплощает его собственные, индивидуальные страхи.

По мере взросления детей, страшилки перестают пугать и вызывают уже лишь смех и воспоминание о времени, проведенном с друзьями. Об этом свидетельствует и появление своеобразной реакции на страшилки — пародийных антистрашилок. Эти истории начинаются столь же устрашающе, но финал оказывается неожиданным и нестрашным:

Чёрная-чёрная ночь. По чёрной-чёрной улице ехала чёрная-чёрная машина. На этой чёрной-чёрной машине большими белыми буквами было написано: «ХЛЕБ»!

Исследователи жанра детских страшилок считают, что в настоящее время они постепенно переходят в «стадию консервации», то есть дети их всё ещё рассказывают, но уже реже, практически не появляется новых сюжетов.

По-видимому, это связано с изменениями жизненных условий: во-первых, уже нет тех пионерских лагерей, во-вторых, появилось множество других источников, помимо страшилок, удовлетворяющих тягу детей к загадочно-пугающему (от выпусков новостей, различных газетных публикаций, смакующих «страшное», до многочисленных фильмов ужасов).

Я думаю, что персонажем современной страшилки вполне может стать игровая станция пи-эс-пи:

....Однажды одному мальчику родители купили PSP. Папа мальчика предупредил, что долго в нее играть нельзя, потому что она «затягивает». Но мальчик не послушался. Он играл в неё постоянно, даже ночью, пока все спали. Однажды сосед предложил ему поиграть вдвоем в PSP, и мальчик согласился.

— Только недолго, а то я еще до тебя очень долго играл, а мне папа так не разрешает.

— Самую чуточку, — улыбнулся соседский мальчик, и никто не видел, что пальцы у него за спиной были скрещенные.

Стали они играть, и не заметил мальчик, сколько времени прошло. А когда поднял глаза, увидел, что соседский мальчик весь седой. Испугался мальчик, бросил PSP и побежал в другую комнату, чтобы родителей позвать. Прибежал туда — а родителей нет как нет. Побежал мальчик во двор — а там все люди незнакомые, ходят и говорят почти все по-китайски.

— Какой сейчас год? — спросил мальчик у одной тётеньки.

— 2030-й, — сказала она, и мальчик все понял и заплакал...

Заключение

По мнению психологов, страхи, с которыми в раннем детстве ребенок справлялся сам или с помощью родителей, в детском коллективе распространяются на всех. В результате создаются новые страшные истории и передаются следующим поколениям детей.

А страшилки наших родителей писатель Эдуард Успенский собрал в книгах «Ужасный фольклор советский детей», «Красная Рука, Чёрная Простыня, Зелёные Пальцы (страшные повести для бесстрашных детей)» и они перестали быть тайной, из сокровенного пласта детской субкультуры стали предметом всеобщего достояния...

Список использованной литературы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Для наших родителей

Перечень документов, необходимый для зачисления детей в творческие объединения МБУДО  "Спутник"1. Заявление родителей и(или) законных представителей2. Заполненный договор на оказание му...

Сценарий концерта «Молодость наших родителей»

Сценарий концерта «Молодость наших родителей" концерт посвящен смотру-конкурсу художественной самодеятельности среди учащихся НПО...

Профессии наших родителей

Внеклассное мероприятие по профориентации...

Наши родители. Памятки для родителей.

Советы родителям: как помочь детям подготовиться к ЕГЭØ     Не тревожьтесь о количестве баллов, которые ребенок получит на экзамене, и не критикуйте ребенка после экзамена. Окажите...

Программа внеурочной деятельности "Фольклор нашего края"

Программа внеурочной деятельности по изучению краеведения...

Математика в профессии наших родителей

               Математика объединяет дисциплины: арифметика, алгебра, геометрия, математический анализ, теория множеств, теория вероятностей и многое дру...

Воспитательское занятие «Разговор о профессиях наших родителей»

Цель:  - привести в систему знания воспитанников о мире профессий на примерах профессий родителей....