ЗНАТЬ ЯЗЫК? БЫЛО БЫ ЖЕЛАНИЕ!
материал по теме
Мы все сегодня являемся свидетелями того, с какой скоростью развивается глобализация. Главный двигатель этого процесса – средства массовой коммуникации. Несмотря на их разнообразие и богатство, основным их инструментом остается язык.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
my_vse_segodnya_yavlyaemsya_svidetelyami_togo.doc | 35 КБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ « СОШ п.Эркен-Шахар»
ЗНАТЬ ЯЗЫК?
БЫЛО БЫ ЖЕЛАНИЕ!
Учитель родного языка и литературы
МКОУ « СОШ п. Эркен-Шахар»
Ф. Ш. Туркменова
Мы все сегодня являемся свидетелями того, с какой скоростью развивается глобализация. Главный двигатель этого процесса – средства массовой коммуникации. Несмотря на их разнообразие и богатство, основным их инструментом остается язык.
Существуют различные методики, помогающие изучать язык. Например, мнемотехническая методика С. А. Гарибяна, активизирующая память (языковую в том числе) путем подключения к ней ассоциативных способностей личности или "экспресс-метод" И. Давыдовой, на помощь обычному сознательному запоминанию приводящий врожденную способность подсознательного.
Лучше всего изучается язык без всяких методик. Младенец рождается без ума, без сознания и уж тем более без знания какого-либо языка и тем не менее через год-два свободно говорит на языке той среды, в которой он оказался. Точно так же любой взрослый, нормально-активный человек, попавший надолго в чужую языковую среду, через считанные недели уже осваивает азы языка. Причиной их успеха является не столько отсутствие возможности общаться на другом языке, сколько отсутствие возможности не общаться на данном языке. В подобной естественной ситуации человек вынужден узнавать чужой язык поставлен в такие условия, когда его, даже посредственный, даже никакой интеллект интуитивно (не подсознательно!) обрабатывает информацию данного языка, унифицируя её и тем самым - овладевая языком.
Ясно, что методики обучения языку, бьющие на способности личности и на их активизацию (путем труда, ассоциирования или подсознания - неважно), движутся в совершенно противоположном направлении от цели. Поскольку мы владеем хоть каким-то языком, постольку мы уже обладаем максимумом необходимых способностей для овладения любым другим языком, и какая-то активизация этого максимума - это или насилие над личностью, над организмом, или простое надувательство, на деле всегда - адская смесь того и другого. Можно даже сформулировать закон методической безграмотности в этой сфере: чем больше методика требует способностей и труда, тем меньше в неё вложено научных способностей и труда, тем менее она научна, тем менее она - методика.
Следует обозначить хотя бы основные предрассудки такой методики обучения языку. Она стремится: I) преподавать, 2) только литературный и книжный язык, 3) только расчлененный на изолированные друг от друга части набор абстракций от языка (не слова речи, а понятия мышления, не живой опыт речи, а систему правил, не типовое, а уникальное в языке, то есть исключительное), 4) только полный объем языка, а не его адаптацию к конкретному желанию той или иной личности, 5) только этот конкретный язык, изолированный от того языка, которым обучающийся уже владеет.
Процессы глобализации, охватившие мир, всё больше стирают национальные и культурные границы между странами и народами. В наибольшей степени это угрожает языкам, культурам и традициям малочисленных народов. С сожалением приходится констатировать, что ногайская молодёжь сегодня перестаёт знать и использовать родной язык. Сфера бытования ногайского языка всё чаще сводится к бытовому использованию – теперь уже не только у ногаев Турции, Польши или Румынии, но и у ногаев России.
Однако опыт показывает: чтобы знать родной язык нужно только огромное желание! Необходимо желание изучить и знать язык своих великих предков, язык многовековой ногайской поэзии. Когда есть желание, язык могут изучить и не носители этого языка. В материале, предлагаемом Noghay.Ru, рассказывается об успешном изучении языка в братском Казахстане русскими людьми. Их казахская речь признана в стране «идеальным казахским». Они делятся уникальными историями «взаимоотношений» с казахским языком. Может, их опыт подвигнет ногайскую молодёжь лучше знать свой язык?
«МАЙЯ ВЕРОНСКАЯ, телеведущая
Мои университеты
Так случилось, что в пятом классе родители перевели меня из русской школы в казахскую. Решение, что я буду изучать государственный язык, принял мой папа, за что я ему очень благодарна. Совпало, что именно в это время Казахстан провозгласил свою независимость. Мои родители оказались дальновидными людьми. «Тебе будет трудно, но я уверен, что у тебя получится. Я буду тебе помогать», – сказал папа. Не скрою, на
первых порах было непросто. Без лишней скромности могу сказать, я очень упорный и целеустремленный человек.
Эти качества привил мне папа, специалист по тюркологии. Он всегда был для меня ярким примером во всем, поддерживал и помогал мне. В школе я мечтала освоить профессию переводчика. И после школы поступила на переводческое отделение факультета казахской филологии КазНПУ им. Абая. Во время учебы я серьезно увлеклась переводами. Учеба дала мне большой объем знаний, охватив глубокий пласт казахского языка (именно литературного). На протяжении обучения (с пятого класса школы, плюс 4 года института) мне приходилось много и серьезно заниматься.
ИГОРЬ САХАР, телеведущий
Есть ли язык на Марсе?
Знанием казахского языка я обязан своей маме. Думаю, если мы жили бы на Марсе, я бы знал и марсианский язык. Она убеждена, что нужно обязательно знать язык той страны, в которой ты живешь. А мне еще и повезло родиться в нужное время и в нужном месте – в поселке Шетпе Мангистауской области, в относительно небольшом поселке (12 000 чел.), где живут очень добрые и отзывчивые люди.
Мне всегда казалось, что большая часть местных жителей говорит почти на всех языках мира (может, и утрирую), но все без исключения знают родной казахский. Благодаря чему язык дался мне всего за 2 недели, но остались слова, которые я учу до сих пор, что неудивительно, учитывая богатство казахского языка, в котором более одного миллиона слов.»
Каждый гражданин просто обязан знать родной, язык народа среди которого живешь. Это показатель патриотизма, уважения к этническому народу, стране, в которой тебе посчастливилось жить.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Добро, ласка, поощрение, требовательность, твёрдость, ограничение желаний в воспитании детей.
презентация для родителей на родительское собрание...
Пробудить в ребенке желание учиться
Статья опубликована в журнале PSYCHOLOGIES...
Как создать комфортный учебный климат и необходимые условия для появления у ребенка желания учиться
Руководство для родителей...
Урок – конкурс школьных знатоков 5 класса «Учиться, чтобы знать, знать, чтобы уметь»
Проверить себя на смекалку и сообразительность, а также знание школьных предметов....
Внеклассное мероприятие "Знать и охранять природу - значит знать и охранять Родину"
В данном материале представлено мероприятие, посвящённое году защиты окружающей среды. Мероприятие рекомендовано для проведения в среднем звене....
Урок истории 5 класс."Знать предков-знать историю"
1. Цель урока: Раскрыть главные составляющие исторической памяти человека: история семьи, происхождение имен. Показать связь истории семьи с истор...
Классный час "Правила дорожные знать каждому положено". Презентация "Правила дорожные знать каждому положено".
Классный час был проведён в рамках республиканского конкурса "Зелёный огонёк" с целью уточнения и расширения представлений обучающихся о правилах дорожного движения....