Школьный музей и его воспитательная роль
статья по теме
Интересное дело, объединяющее детей и взрослых коллективной творческой и поисково-краеведческой деятельностью.
Музейный краеведческий уголок как совокупность элементов педагогической системы. Функции элементов этой системы.
Работа экскурсоводов школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shkolnyy_muzey_i_ego_vospitatelnaya_rol.docx | 15.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Е. А. Парамонова
Школьный музей и его воспитательная роль
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №7
Курганинский район
Модель воспитания школьников (гражданско-патриотического, духовно-нравственного, эстетического и т. д.) будет работать при наличии интересного дела, объединяющего детей и взрослых общей заботой и коллективной творческой деятельностью. Таким делом становится школьный музей, поисково-краеведческая деятельность.
От простой созерцательной экскурсии школьный музей может «продвигать» ребёнка к осмыслению более серьёзных вопросов и проблем как родного края, района, посёлка, так и истории, культуры, науки страны в целом. Музей – это хранитель памяти, а историческая память важна и необходима – во все времена и в любом государстве.
Музейный краеведческий уголок (МКУ) нашей школы обладает достаточной совокупностью элементов педагогической системы:
- Наличие систематизированной коллекции музейных предметов.
- Наличие эстетически оформленной экспозиции школьного музейного краеведческого уголка .
- Руководитель МКУ (музейный педагог), осуществляющий педагогическое руководство его деятельностью.
- Работающий актив в форме Совета МКУ, в который входят творческие группы: поиска, фондовая, экскурсоводов, экспозиционная, оформительская и общественных связей.
Каждый элемент системы выполняет свою функцию: например, поисковые группы осуществляют поисково-собирательскую работу по пополнению фондов музея; группа экскурсоводов разрабатывает экскурсии по разной тематике в соответствии с разделами экспозиции; группа переписки осуществляет связь с ветеранами, архивом, средствами массовой информации посредством переписки или посещения.
Каждый элемент системы непосредственно взаимодействует с другими её элементами. Взаимодействие проявляется особенно ярко в массовых делах. Так, экскурсоводы проводят экскурсии для школьников, принимают участие в организации общешкольных мероприятий, рассказывают о поисковой работе в школе и экспонатах, хранящихся в музейном краеведческом уголке, знакомятся с ветеранами ВОВ и другими замечательными людьми посёлка.
Учащиеся беседуют со старожилами об истории родной школы и посёлка, с интересом читают рефераты и доклады старшеклассников о боевом прошлом ветеранов Великой Отечественной войны, знакомятся с памятниками архитектуры и искусства нашего края, используя дополнительную литературу…
Экскурсоводы выбирают особенно интересные и близкие им темы представленных в музее экспозиций. Так, Володя Пятерня рассказывает о развитии посёлка Октябрьского по представленным в музее фотографиям. На них изображены трудовые династии передовых механизаторов совхоза, механизированный ток, комбайны, здания нынешнего детского сада и детского сада в 60-е годы XX века, Дом культуры, нынешнее здание Управления совхоза «Октябрьский» и здание Октябрьского сельского совета в начале 60-ых годов…
Наибольший интерес у маленьких посетителей музейного уголка вызывает старая фотография первой школы в посёлке, совсем небольшого одноэтажного строения, окружённого деревянным забором.
От Володи мы услышали, что, когда училась его бабушка в этой школе, в классах было по сорок-пятьдесят детей. Перейти в новую школу, построенную в 1959 году, войти в просторные классы с большими светлыми окнами и красивыми чистыми паркетными полами было счастьем для тогдашних учеников и их учителей.
Вика Стешина знакомит нас с другими экспонатами музея. Это глэчики, рогач (или ухват), кочерга, кувшин, утюги, которыми в старину гладили, закладывая угли, вышитые и тканые рушники и др. Показ предметов быта Вика сопровождает интересными рассказами о воспитании девочек в кубанских семьях: ведь с самого раннего возраста маленькие казачки начинали работать.
Экскурсоводы удивляют всех эмоциональным, ярким, артистичным выступлением, это часто отмечается в отзывах об экскурсии.
Следующими экспонатами музейного уголка являются амуниция советских воинов времён Великой Отечественной войны, штыки, гильзы от стрелкового оружия, немецкие каска и термос, найденные в местах боевых действий. Об истории этих предметов рассказывают Аркадий Чернораев и Елена Егорова.
Учащиеся нашей школы встречаются с ветеранами войны, узнают о боевом прошлом. Мы собираем и храним их воспоминания о Великой Отечественной войне. Учениками нашей школы написаны доклады, сообщения и рефераты на эту тему.
В целом о работе МКУ можно сказать, что у детей и подростков есть интересное дело, которое объединяет их, воспитывает, способствует развитию положительных качеств личности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Школьный музей как одна из форм организации учебно – воспитательной работы по освоению художественной культуры Подмосковья»
Музеи в школе...
Презентация: Школьный музей в учебно-воспитательном процессе
Школьный музей "Боевой путь 12 Приморской и 9 Ленинградской партизанской бригад" в школьной программе развития "Инновационное развитие школы на основе культурологического подхода к образованию ""...
Тема: «Школьный музей как одна из форм организации учебно-воспитательной работы по освоению художественной культуры Подмосковья» «Разработка содержания занятия в школьном музее»
Тема: «Быт и культура народа своего края». Русская изба. Народные умельцы....
Школьный музей - как форма воспитательной работы.
Совместная статья о школьном музее....
Школьный музей и его воспитательная роль
Модель воспитания школьников (гражданско-патриотического, духовно-нравственного, эстетического и т. д.) будет работать при наличии интересного дела, объединяющего детей и взрослых общей заботой и колл...
Выступление на семинаре руководителей школьных музеев "Школьный музей - центр воспитательной работы школы"
Выступление на семинаре руководителей школьных музеев "Школьный музей - центр воспитательной работы школы"...
Школьные музеи и их роль в патриотическом и гражданском воспитании школьника
Сегодня включение форм и средств музейной деятельности в образовательный процесс может рассматриваться как «внутренняя новация, новизна» которая определяет место новых методик образо...