Портфолио
методическая разработка по теме
В данном материале я подвожу итог моей педагогической деятельности за 3 года.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
portfoliomochalovoy.docx | 86.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Портфолио
учителя марийского (государственного) языка и ИКН
муниципального образовательного учреждения средней общеобразовательной школы №12
города Волжск Республики Марий Эл
Мочаловой Любовь Анатольевны
Волжск 2012
Содержание
I Общие сведения
1.1 Анкетные данные учителя стр.3
1.2 Курсы повышения квалификации стр.4
1.3 Награды и поощрения стр.5
II Анализ педагогической деятельности
2.1 Самоанализ педагогической деятельности стр.6
2.2 Анализ работы за последние три года стр.9
2.3 Данные психологического обследования эмоционального
состояния обучающихся на уроках марийского языка и ИКН стр.11
2.4 Достижения обучающихся стр.16
2.5 Отзывы родителей о деятельности педагога стр.17
III Профессиональная деятельность педагога стр.18
3.1 Методические разработки стр.20
3.2 Распространение опыта работы стр.35
3.3 Участие в конкурсах и публикации стр.36
Приложение стр.37
I ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
1.1 АНКЕТНЫЕ ДАННЫЕ УЧИТЕЛЯ
Ф.И.О. учителя Мочалова Любовь Анатольевна
Дата рождения 14.05.1970
Образование средне-специальное
Учебное заведение : Оршанское педагогическое училище , 1990 г., специльность преподавание в начальных классах, квалификация: учитель начальных классов, воспитатель. Преподаватель начальных классов.
Занимаемая должность Учитель марийского(государственного) языка и ИКН Муниципального ОУ СОШ №12 г. Волжск, Республики Марий ЭЛ
Дата назначения на занимаемую должность 02.09.2002 г.
Педагогический стаж 23 лет
Наличие квалификационной категории - первая (№ 497о/д. от 28.12.2007г)
1.2 КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
Образовательная программа повышения квалификации, её объём | Образовательное учреждение, реализующее программу | Дата, номер документа о повышении квалификации |
«Урок XXI века» ( Личностно-ориентированная дидактика современного урока), Автор курса М.М. Поташник, 18 часов | г. Йошкар-Ола ГОУ ДПО (ПК) С «Марийский институт образования» | Семинар по курсу: «Урок XXI века» март 2010 сертификат |
« Здоровье и безопасность детей в мире компьютерной технологии и Интернет» 36 часов | г. Йошкар-Ола ГОУ ДПО (ПК) С «Марийский институт образования» | Очные курсы 05.05.-21.05.2010 Зачетная книжка№3663 |
« Технологии формирования УУД на уроках марийского ( государственного) языка» 36 часов | г. Йошкар-Ола ГОУ ДПО (ПК) С «Марийский институт образования» | Очные курсы 23.01.-27.01.2012 зачетная книжка№3663 |
ВЫВОД: Регулярное прохождение курсов повышает мой методический уровень
Постоянно занимаюсь самообразованием:
- разрабатываю методический творческий урок ,
- изучаю публикации на сайте в Интернете;
- самосовершенствуюсь по владению ИКТ;
- регулярно участвую в работе ШМО и ГМО
2.3 НАГРАДЫ И ПООЩРЕНИЯ
Диплом Отдела образования за участие во II городском фестивале старшеклассников « Мы вместе!» , 2012
Сертификатом участника в городском празднике песен, посвященного 125-летию основоположника марийской музыки И.С. Ключникова-Палантая,
Диплом Отдела образования в городском конкурсе рефератов посвященного дню марийского поэта и киноактера Йывана Кырли , 2009
Сертификатом участника в городском конкурсе чтецов, посвященного75-летию марийского поэта Валентина Колумба.
Грамотой отдела образования за участие в выставке стендов, посвященного 100-летию марийского поэта Олыка Ипая, 2012
II АНАЛИЗ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.2.1 САМОАНАЛИЗ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Стратегической задачей образовательной политики РФ является создание условий для сохранения единства образовательного пространства и повышения культуры межнационального общения. Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, воспитанный в духовных и культурных традициях. Новый образовательный стандарт направлен на обеспечение сохранения и развития культурного разнообразия и языкового наследия РФ, овладения духовными ценностями и культурой многонационального народа России.
ФГОС как требование на уровне учителей марийского языка и ИКН включает введение в содержание образования учебные элементы, учитывающие местную этнокультурную специфику (например, обучение на родных традициях, обычаях), особенности развития и подготовки обучающихся с учётом местных особенностей.
Работаю я по программе марийского государственного языка, 2011 года, авторы программы: Г.С.Крылова, Н.А.Кулалаева, В.В.Константинова, Р.П.Игнаева.
Учебно-методический комплекс, по которому я работаю учебниками по марийскому языку для 1,2,3,4 классов, Г.С.Крылова, Э.С.Якимова;
«Марийский фольклор», Р.П.Игнаева; «Марийский язык, Учебное пособие по развитию речи. Начальный курс»; «Марийский язык для всех».
Задачи моей педагогической деятельности:
пробудить в детях интерес к изучению марийского государственного языка;
научить уважать язык и культуру марийского народа;
учить говорить, слушать, читать и писать на марийском языке.
- служить одной из основ формирования духовности, воспитания патриотизма, интернационализма будущих граждан России уважения их к культуре истории не только своей Родины, но и других стран и народов;
- приобщить учеников к постижению истины и определению им своего места.
Для реализации поставленных задач использую современные педагогические технологии. Планирую, различные виды деятельности обучающихся на уроке, что делает урок интересным. Обязательно на каждом уроке присутствует работа с тетрадью и учебником.
Поддерживаю положительный эмоциональный настрой урока, а это способствует развитию познавательного интереса учеников к предмету. Использую в своей работе дифференцированный подход к обучению учеников.
Главная ценность – человек и его здоровье. На уроках использую индивидуальное дозирование и перераспределение учебной нагрузки.
Проводимые мною методы обучения позволили повысить интерес школьников к предмету. Использование инновационных методов и приёмов приводит к хорошим результатам: отсутствие неуспевающих по предмету, повышается мотивация, качество знаний по предмету, наблюдается положительная динамика моей педагогической деятельности.
Ежегодно мои ученики принимают участие в олимпиадах, конкурсах школьного, муниципального уровня и занимают призовые места.
Постоянно занимаюсь самообразованием, которое осуществляю по плану:
1)Через чтение книг, газет, ресурсов глобальной сети.
2) изучение методической копилки элективных курсов;
3) самосовершенствование по владению ИКТ
4) систематическое знакомство с материалами сайтов Интернета и методической копилки учителей.
Регулярно участвую в работе муниципального методического объединения учителей марийского ( государственного) языка и ИКН.
В настоящее время работаю над методической темой: «Использование занимательного материала на уроках марийского (государственного) языка и ИКН ». Почему я выбрала эту тему? Как сделать так, чтобы урок прошел интересно? Этот вопрос стоит перед каждым учителем.
Наглядность делает более эффективными методы преподавания, экономит время и повышает качество обучения. А то же время она часто служит средством эстетического воспитания учащихся. Соотношение между словом и зрительным образом определяется конкретными педагогическими задачами, в одном случае наглядное пособие будет служить источником знаний для учащихся, а в другом – будет иллюстрировать рассказ учителя или ученика. Поскольку детям особенно свойственно предметное образное мышление при овладевании новым средством общения (каким является и марийский язык), важно задействовать зрительный канал. Предъявляя учащимся предметы, картинки (предметные, ситуационные и тематические, аппликации).
Цель моей научно – методической работы - пробудить интерес к марийскому языку, активизировать мыслительную деятельность учащихся, расширить их общий кругозор.
Для этого я поставила перед собой следующие задачи:
- воспитание интереса к изучению марийского языка, приобщение к истории и культуре марийского народа;
- развитие коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих использование марийского языка в различных сферах общения; формирование готовности и способности к общению на марийском языке;
-Использование на уроках занимательных упражнений в различном виде: ребуса, кроссворда, чайнворда, викторин, загадок и т.д
Основные направления моей деятельности:
-освоение знаний о марийском языке, его особенностей;
- развитие коммуникативных умений и навыков;
- воспитание у обучающихся уважения к языку и культуре совместно проживающих народов.
Чтобы заинтересовать детей учить марийский язык, нужно так построить урок и использовать дополнительный материал, чтобы ученикам не было скучно на уроке.
Михаил Кунин в своей книге « Чудеса без чудес» писал: « Когда ребёнку нравится предмет, он будет учиться и стараться запоминать пройденную тему. Ребенку не интересно, когда ему дают все готовое, а ему надо чтобы они вместе с учителем добывали знания ».
Для активизации учебной деятельности учащихся использую инновационные передовые методы обучения, приобретаю опыт решения исследовательских задач. Учитываю возрастные, психологические особенности учащихся и применяю индивидуальный подход. Различные методы обучения использую для развития творческого мышления и пространственного воображения, как индивидуальный подход к обучению учащихся.
Совершенствую свою деятельность в применении ИКТ для использования во время проведения уроков и при подготовке к олимпиадам, экзаменам по ИКН через следующие формы:
1. Создание дидактических и методических материалов: презентации как формы контроля и наглядность при изучении нового материала, раздаточный материал (контрольные тесты, опорных схем, использование ребусов, рисунков, кроссвордов и т.д.)
2. Использование Интернет – ресурсов: уроки по привитие интереса к марийскому языку, которое является средством наглядности, путешествие по марийскому краю и заочное путешествие по земле финно- угорских народов.
Для дальнейшего повышения уровня профессиональных компетенций ставлю перед собой задачи:
1. Дальнейшая работа над методической темой «Использование занимательного материала на уроках марийского языка».
2. Повышение методического уровня, проведение, обобщение и представление педагогического опыта.
3.Продолжить поиск эффективной модели урока, способной максимально решать образовательные задачи.
2.2 АНАЛИЗ РАБОТЫ ЗА ПОСЛЕДНИЕ ТРИ ГОДА
Год | Результат по ИКН | |
% качества | % успеваемости | |
2009-2010 | 93 | 100 |
2010-2011 | 91 | 100 |
2011-2012 | 92 | 100 |
Год | Результат административно- контрольных работ. | |
% качества | % успеваемости | |
2008-2009 | 84 | 100 |
2009-2010 | 93 | 100 |
2010-2011 | 73 | 100 |
Результаты по марийскому (государственному) языку
Год | % качества | % успев. |
2008-2009 | 93 | 100 |
2009-2010 | 93 | 100 |
2010-2011 | 93 | 100 |
Итог по марийскому(государственному) языку.
Итог по ИКН.
Вывод: Приложенные таблицы показывают положительную динамику качества знаний и обученности за последние три года.
Результаты экзаменов по ИКН
Год | Результаты экзаменов в 9 классе. | |
% качества | % успев. | |
2008-2009 | - | - |
2009-2010 | 100 | 100 |
2010-2011 | 100 | 100 |
В 2008-2011 учебном году экзамен по ИКН сдало 16 учащихся. Они сдали экзамены на 4 и 5.
Вывод: Считаю результаты экзаменов сопоставимыми с результатами учебного года.
2.3 Данные психологического обследования эмоционального состояния обучающихся на уроках марийского языка и ИКН.
Динамика общеучебных умений и навыков.
Для активизации и повышения эффективности учебной деятельности использую самостоятельные работы с текстом учебника, которые формируют и развивают общие и специальные учебные умения. К основным умениям можно отнести следующие:
1.Умение работать с текстом учебника.
2.Умение работать с рисунком, составить рассказ.
3.Умение ориентироваться в учебнике, находить нужное.
К специальным умениям можно отнести следующие:
1. Нахождение в тексте причин описываемых явлений.
2. Умение выделять главные мысли.
3. Умение находить в тексте учебника ответы на вопросы.
С помощью анкеты для учащихся «Как вы владеете учебно-организационными умениями» (Третьяков П.И.) можно проследить динамику формирования общеучебных умений и навыков. Анкетирование проводилось мною в 6-9 классах на протяжении 2008-2011 гг.
Анкета для учащихся «Как вы владеете учебно-организационными умениями» (Третьяков П.И)
Умения | Уровень | ||
1 | 2 | 3 | |
1.Находить в тексте ответы на вопросы | |||
2.Работать с рисунком | |||
3.Ориентироваться в учебнике |
Каждое из перечисленных умений оценивается в баллах: 1 – не владею, 2 – частично, 3 – владею.
Динамика общеучебных умений и навыков
Класс кол-во | год | |||
1 | 2 | 3 | ||
6а (25 чел.) | 2008 | 4 | 4 | 4 |
7а (22 чел.) | 2009 | 6 | 12 | 6 |
8а (16 чел.) | 2010 | 10 | 14 | 14 |
9а (15 чел.) | 2011 | 12 | 14 | 14 |
6б (27 чел.) | 2008 | 8 | 8 | 8 |
7б (26 чел.) | 2009 | 16 | 24 | 16 |
8б (26 чел.) | 2010 | 20 | 26 | 26 |
9б (26 чел.) | 2011 | 23 | 26 | 26 |
Вывод: На момент анкетирования у учащихся 6 «а» и 6 «б» слабо были сформированы такие умения и навыки, как: находить в тексте ответы на вопросы, работать с рисунком. К концу 9 класс наблюдаем положительную динамику в овладении большинством учащихся данными умениями и навыками.
Уровень познавательной активности детей
Сводная таблица данных обследования учащихся МОУ СОШ № 12 6 «б» класса
Интеллектуаль- ные способности | Умствен- ный дефект | Погра-ничная зона | Ниже нормы | Норма | Выше нормы | Высо-кий уровень |
Кол-во человек Всего 26. | - | - | 1 | 25 | - | - |
Умение составить таблицу, схему | Очень низкий | Низкий | Сред- ний | Выше сред- него | Высо- кий | Очень высокий |
Кол-во человек Всего 26. | - | - | 6 | 5 | 10 | 5 |
Степень вырабатывае-мости умения | Высокий | Средний | Низкий | |||
Кол-во человек Всего 26. | 5 | 17 | 4 | |||
Психическая устойчивость | Высокий | Средний | Низкий | |||
Кол-во человек Всего 26. | 3 | 13 | 9 | |||
Память (методика «10 слов») | Высокий | Средний | Низкий | |||
Кол-во человек Всего 26. | - | 25 | 1 |
Анализ и вывод: Всего обследовано 26 человека. Большинство испытуемых имеют средний уровень интеллектуальных способностей, памяти, внимания, умения составить таблицу.
Полученные данные содержат большую информацию об уровне интеллектуального развития школьников, эту информацию в дальнейшем можно использовать для построения коррекционно - развивающей работы, для формирования банка данных по школе, для отслеживания эффективности инновационных воздействий.
.3ДАННЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ
Динамика показателей эмоционального состояния ребенка.
Результаты диагностики по опроснику Басса-Дарки среди учащихся 6-10 классов СОШ №12, г. Волжска (в %) в 2008-2011гг., проводимой педагогом-психологом ЦПМСС «Лабиринт» Кузьминой И.А.
Виды реакций | 6 классы | 7 классы | 8 классы | 9 классы | 10 класс | |||||
2009- 2010 | 2010- 2011 | 2009- 2010 | 2010- 2011 | 2009- 2010 | 2010- 2011 | 2009- 2010 | 2010- 2011 | 2009- 2010 | 2010- 2011 | |
Физическая агрессия | 29 | 29 | 36 | 35 | 45 | 43 | 41 | 39 | 38 | 36 |
Косвенная агрессия | 25 | 25 | 27 | 24 | 32 | 30 | 29 | 26 | 25 | 23 |
Раздражение | 13 | 12 | 15 | 15 | 27 | 28 | 32 | 27 | 26 | 22 |
Негативизм | 9 | 9 | 12 | 10 | 18 | 12 | 19 | 18 | 11 | 10 |
Обида | 36 | 35 | 28 | 30 | 28 | 28 | 25 | 25 | 22 | 22 |
Подозритель -ность | 14 | 14 | 17 | 17 | 21 | 23 | 25 | 25 | 27 | 27 |
Вербальная агрессия | 43 | 43 | 55 | 48 | 62 | 60 | 48 | 46 | 38 | 35 |
Чувство вины | 9 | 9 | 12 | 12 | 14 | 16 | 14 | 13 | 19 | 18 |
Вывод: По результатам анкетирования среди учащихся 6-10 классов СОШ №12, г. Волжска за период 2008-2011гг. можно сделать вывод, что в 7,8,9, 10 классах идет снижение: физической агрессии, косвенной агрессии, негативизма, и, особенно, вербальной агрессии, что в свою очередь способствует снижению правонарушений в подростковом возрасте, а также способствует положительной социализации учащихся в обществе.
Годы | Охват учащихся | Эмоциональная расположенность | ||||
Максимальный уровень | Оптимальный уровень | Ситуативный уровень | Сниженный уровень | Низкий уровень | ||
2008-2009 | 78 | 18% | 40% | 26% | 16% | 0% |
2009-2010 | 79 | 20% | 42% | 25% | 13% | 0% |
2010-2011 | 108 | 21% | 43% | 24% | 12% | 0% |
Вывод: Данная таблица показывает - количество учащихся комфортно чувствующих себя на уроке растёт, количество учащихся с ситуативным и сниженным уровнем уменьшается
2.4 ДОСТИЖЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯМуниципальный уровень
Дата | Название конкурса | Результат |
2009 | Городской конкурс рефератов « Сернурский край – родная сторона Йывана Кырли» | Призёр 3место |
2011 | Городской праздник песни, посвященному 125- летию основоположника марийской музыки И.С. Ключникова- Палантая. | Участник |
2012 | Участие во II Городском фестивале старшеклассников « Мы вместе!» | Диплом за 3 место |
2010 | Городской конкурс чтецов, посвященный 75-летию марийского поэта Валентина Колумба. | Сертификат участника |
2012 | 100 -летию марийского поэта Олыка Ипая | Сертификат участника |
Вывод: Мои учащиеся ежегодно участвуют в конкурсах, участвуют в школьных, городских олимпиадах, в различных конкурсах, Днях науки, в городских праздниках посвященных юбилеям марийских писателей и композиторов, в городских фестивалях старшеклассников показывают хорошие результаты, становятся призёрами и победителями этих мероприятий
2.4 Рейтинг педагога по результатам опроса родителей.
Удовлетворённость родителей качеством преподавания ИКН и марийского(государственного) языка учителем Мочаловой Любови Анатольевной проводилось классными руководителями на основе анкетирования родителей. Родителям предлагалось оценить степень удовлетворенности качеством преподавания по баллам: 4-совершенно удовлетворен , 3-удовлетворен, 2- трудно сказать, 1-не удовлетворен, 0 – совершенно не удовлетворен. Если коэффициент удовлетворённости равен 3 или больше этого числа, то это свидетельствует о высокой степени удовлетворённости; если он равен 2, но меньше 3 , то можно констатировать средний уровень удовлетворённости, если же коэффициент меньше 2, то это является показателем низкого уровня удовлетворённости.
Годы | Степень удовлетворённости |
2008-2009 | 3,5 |
2009-2010 | 3,6 |
2010-2011 | 3,71 |
Выводы психолога: Данные таблицы отражают высокую степень удовлетворённости родителей школы качеством преподавания ИКН и марийского (государственного) языка Мочаловой Любови Анатольевной.
ОТЗЫВЫ РОДИТЕЛЕЙ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА
К проведению уроков Любовь Анатольевна подходит творчески, использует различные методы преподавания. Она проходит уроки: экскурсии, урок КВН, викторин, игр, интегрированные уроки. Успех урока, успех обучения зависит от того, насколько учитель сумеет активизировать деятельность учащихся. На уроках марийского языка дети с удовольствием ходят. Любовь Анатольевна требовательна, но справедлива. На оценки дети реагируют адекватно. Домашнее задание бывает не только в традиционной, но и в творческой форме. На уроках марийского языка дети знакомятся жизнью не только народов мари, но и жизнью и бытом финнон-угорских народов.
III ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ.
1.Технология интегрированного обучения использую при проведении открытых уроков, внеклассных мероприятий. Например, открытый интегрированный урок в 6«а» (марийский язык, ИКН +география). Этот урок был показан на 6 класс. На уроке были использованы материал по географии, который плавно переходил на материал по марийскому языку. На уроке таже был исполнен гимн мари : Эй, шемер мари йывырте таче тыйын пайремет…
На уроке присутствующие гости приняли активное участие в проводимых конкурсах о республике.
Внеклассное мероприятие – «Рождество в Великобритании, Германии и Республике Марий Эл» для учащихся 6-7 классов (английский, немецкий языки + марийский язык). На мероприятие присутствовали учащиеся всех классов. Активно приняли ученики в сценке связанном о «Шорыкйоле», где учащиеся познакомились с традициями проведения праздника Шорыкйол. Спели песню о ёлке, встретили Деда Мороза и Снегурочку на марийском языке. Сам праздник очень понравился ведь на нем дети говорили не только на русском, английском, немецком языке, но и на марийском языке.
2. Проектно-исследовательский метод использую при подготовке к конкурсам, Дням науки, национальным праздникам: Самырык тукым, юбилейным дням писателей и композиторов и т. д. Это способствует к изучению истории и традиций марийского народа, знакомство с древними марийскими праздниками, старинными марийскими обрядами, расширению их кругозор.
Эти технологии позволяют прививать любовь и уважение к родному краю, участвовать в конкурсах, мероприятиях.
3Интерактивная модель обучения. Использование ролевых игр. Использую конкретные приемы и методы ИМО, как элемент урока. Ролевая игра мотивирует речевую деятельность , так как обучаемые оказываются в ситуации, когда актуализируется потребность что-либо сказать, спросить, выяснить, доказать, чем-то поделиться с собеседником. Например, при изучении темы «Семья ». На урок дети заранее приносят свои фотографии. Выбирается ведущий, который знакомит со своей семьей. Называет кого как зовут. Кто где работает. Например: Тиде мыйын ешем. Тиде мыйын ачам. Тудын лумжо Анатолий Сергеевич. Тудо инженер. Тудо заводышто пашам ышта.
Такая работа на уроке детям очень нравится. Стараюсь опросить всех.
Тема « В огороде» детей можно разделить на две группы. Одни будут покупателями, другие продавцами. Можно подготовить муляжи или же рисунки с изображениями овощей.
4. Технология игровой деятельности.
Цель – создать условия для обучения школьников умению применять решения индивидуально и в сотрудничестве.
Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.
Игра используется для решения комплексных задач усвоения и закрепления нового учебного материала, развития творческих способностей школьников, формирования их общеучебных умений.
Игра используется для решения комплексных задач усвоения и закрепления нового учебного материала, развития творческих способностей школьников, формирования их общеучебных умений.
По теме «Одежда» можно использовать куклы и их гардероб, одевая их в зависимости от погоды. Проговаривать каждое слово при надевании куклы одежды. Снова дети знакомят нас со своей куклой. Говорят как зовут, сколько ей лет, что любит есть и т.д.
По теме «Животные» лучше использовать игрушки, чем картинки, изображающие этих животных. Как зовут это животное, где проживает, что ест. Можно сравнить двух животных ( большой – маленький). Поговорить о бережном отношении к животным и к птицам.
Использование карточек. Карточки можно использовать не только для индивидуализации заданий речевого характера, но и для тренировки учащихся в употреблении языкового материала. Карточки с рисунком или наклеенной картинкой, а рядом дается задание, например, подготовить 4-5 вопросов для работы в парах.
Наглядные пособия: таблицы, рисунки, схемы и т.д. позволяют сделать урок более наглядным, интересным, эмоциональным и содержательным, позволяет активизировать работу учащихся, больше использовать самостоятельную работу учеников.
Итог: Марийский язык для детей других национальностей является иностранным языком, поэтому я использую все методы и приемы на уроке, чтобы привить любовь, уважение к языку республики.
3.1 МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ
Муниципальный уровень
Дата | Методическая разработка |
2010 год | Открытое познавательное мероприятие по теме «90 лет Республике Марий Эл» для учащихся школ. |
2007 год | Открытый урок « Тый мом кочкат?» в 5 классе. Городской семинар " Организация работы по аттестации педагогических и руководящих работников в г.Волжске» " |
2012 год | Участие во II Городском фестивале старшеклассников « Мы вместе!» занявшие 3 место. Разработка сценария и личное участие в проведении II Городского фестиваля старшеклассников « Мы вместе!» |
2012год | Создание в социальной сети работников образования nsportal.ru. персональный сайт.Публикации: открытые уроки, презентация, работа учащихся. Web- адрес сайта: http:// nsportal.ru /lyubov-mochalova (сертификат 2012г) |
2012год | Выступление на городском ГМО по теме «Использование занимательного материала на уроке марийского языка» |
Участие в городских конкурсах:
Мероприятия | Результаты |
Городской конкурс рефератов « Сернурский край – родная сторона Йывана Кырли» | Диплом (приказ № 76 от 02.02.2009г.) 3 место |
Городской праздник песни, посвященному 125- летию основоположника марийской музыки И.С. Ключникова- Палантая. | Сертификат участника |
Участие во II Городском фестивале старшеклассников « Мы вместе!» | Диплом ( приказ № 120/ОД от 28 .02.2012г) 3 место |
100 -летию марийского поэта Олыка Ипая | Грамота ( приказ №84 о\д от 08.02.2012г) 2 место |
Городской конкурс чтецов, посвященный 75-летию марийского поэта Валентина Колумба. | Сертификат участника |
Участие в деятельности методического объединения:
- Участие в создании муниципальной базы олимпиадных заданий и комиссии по проверке олимпиадных работ по марийскому (государственному) языку и ИКН ( 2009,2010,2011 гг.)
-Выступление на ГМО перед педагогами города по теме « Использование занимательного материала на уроке марийского языка»(2012г.)
3.1 МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ
Интегрированный урок ИКН, марийского
(государственного) языка и географии по теме
«Моя Родина – Марий Эл».
ЦЕЛИ УРОКА:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ: Расширить знания детей о природе Марийского края. Дать знания о Республике Марий Эл в области географии, ИКН и марийского языка.
РАЗВИВАЮЩАЯ: Продолжить формирование умений и навыков
работы с различными картами, текстом учебника, интерактивной доской, мультимедийными учебниками и другими источниками информации. Учить детей ориентироваться по карте Республики Марий Эл, развивать речь детей, желание изучать культуру, географию и природу края, в котором мы живём.
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ: Воспитывать любовь и уважение к марийскому народу, гордость к своей малой Родине, желание сохранить и преумножить богатства марийского края.
ОБОРУДОВАНИЕ: Компьютер, интерактивная доска, мультимедийные
учебники, атласы, контурные карты, учебники.
Ход урока.
Организационный этап.
Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению новых знаний.
Вводное слово учителя: - Сообщение темы, цели, задач урока.
3. Этап усвоения новых знаний.
Вопрос учителя:
– Сегодня на уроке мы будем говорить о Марий Эл. В переводе на русский язык?
– Марийский край.
Начнем рассказ о нашей Родине по плану:
1. История края.
2.Географическое положение.
3.Рельеф и полезные ископаемые.
4.Климат.
5.Внутренние воды.
6.Природные зоны.
7.Народы и культура.
1) История края.
– А каким был марийский край в древности?
– И насколько древний марийский край?
– 400 лет
– Самым древним городам Козьмодемьянску и Йошкар-Оле более 400 лет.
– У марийцев в древности не было своей письменности, и поэтому о прошлой жизни мы можем в основном судить по записям иностранных путешественников и из русских источников.
– Послушайте, каким предстал в древности марийский край путешественникам, и попробуйте найти ответ: «На сколько древний марийский край?»
– Итак, отправляемся в путешествие в прошлое :
…«Народ черемисов живет в лесах под Нижним Новгородом. У них свой язык… Этот народ населяет обширные пространства от Вятки и Вологды до реки Камы…
Черемисы живут по обе стороны Волги, большею частью без домов, в простых избах, питаются скотоводством, медом, дичью, являются превосходными стрелками из лука.
… Те из них, что живут направо от Волги, именуются «нагорными», так как они живут на высоте: на горах или между горами. Живущие слева именуются «луговыми» от «лугового сена», ведь здесь ввиду низкой и сырой почвы, много прекрасных лугов и полей, где собирается в большом количестве сено…Собственное имя черемис – мари (мужчина)… Породы они финской и говорят они своим собственным, с финским наречием сходным языком. Но за неимением букв нет у них ни письменных, ни печатных дел……Черемисы есть народ мужественный и возрастной. При том смиренный, незлобивый и нековарный.
- Современная республика (гимн, герб, флаг).
2)Географическое положение.
- Определение географического положения Республики по картам атласа и интерактивной доске.
- Практическая работа с контурными картами по определению границ РМЭ.
3) Рельеф и полезные ископаемые.
– Одним из главных и любимых героев в легендах марийского народа является богатырь Онар, который был настолько велик, что шаги его равнялись нескольким стам метрам или километрам. Шагая по лесам, полям, лугам, Онар время от времени встряхивал землю со своих лаптей. И на тех местах образовались «холмы Онара». А что на самом деле представляют эти холмы? – Покажите эти холмы и назовите их.
– Марийско - Вятский увал.
- Какие ещё формы рельефа есть на территории нашего края?
- Назовите полезные ископаемые края.
– Глина, песок, торф, известняк…
Практическая работа с контурными картами.
4)Климат.
- Определение климата Республике по климатической карте.
5)Внутренние воды.
– И куда бы человека не занесло за его долгую жизнь, всегда он возвращается к своим истокам, родной земле. Организм человека состоит из воды на 90%. Ученые установили, что человек, не знавший места своего рождения, возвращается на свою родину, потому что в воде заложены данные о родине, месте рождения.
– Ребята, а марийский край можно назвать водным?
– Родниковый край.
– Родник созвучен со словом Родина, источник жизни.
– Наш марийский поэт Сергей Григорьевич Чавайн одно из своих стихотворений так и назвал.
Ой, ты, край родимый мой!
Рощи, ельник молодой,
Воды светлые, поля,
Разве вас забуду я!
Славлю я тебя, Элнет,
Твоих сосен краше нет,
Всей душой я вас люблю,
Эту песню вам пою!...
- Практическая работа с физической картой Марий Эл по определению рек.
– А вы знаете легенду об образовании озер? Вот послушайте:
Вот одна из них – о Юмо, керемете и прекрасной дочери Юмо. По марийским преданиям Юмо – добрый дух, кереметь – бог зла.
Юмо долго наслаждался счастливой и спокойной жизнью на небе. Была у него красавица дочь. В нее был давно влюблен брат Юмо кереметь. Дочь Юмо каждый день спускалась на землю выгонять и пасти коров. Однажды она познакомилась с юношей, жителем земли, полюбили они друг друга. В этот же день голубоглазая девушка вернулась вечером домой без венка, отдала она венок юноше. Очень скоро они поженились и через нее люди породнились с небом. Прошел год, два, три, Юмо думает, что никогда не увидит дочь, но однажды…вслед за стадом по дорожке пришли счастливые супруги, упали перед Юмо на колени, повинились, рассказали, все как было. Добрый Юмо простил, устроил пир, дал в приданное всю землю, назвал человека своим сыном. Не примирился с этим кереметь. Затеял ссору на пиру с нареченным сыном, а затем сбросил его на землю.
Там, где падали осколки праха земного человека, вырастали прекрасные леса. Там, где падали частички голубых глаз – появлялись прекрасные озера – чистые и прозрачные, словно слеза.
В республике много озёр разного происхождения.
- Провальные озера (Табашинское, Карась, Яльчик, Кичиер).
- Пойменные (Мадарское, Мазарское).
- Междонные (Сорочья)
- А какие озера встречаются с названием рыб?
- Щучье, Карась.
- Отгадайте ребусы и узнайте памятник природы Марий Эл.
О ' Я | Р | ' П | |
Оз. Таир | Р. Ноля | Р. Рутка | Оз.Шап |
6)Природные зоны.
- Работа с интерактивной доской по характеристике природной зоны смешанных лесов Марий Эл.
Блиц-опрос:
– Отгадайте животных марийского края!
– Самое крупное животное марийских лесов,
изображено на гербе г.Йошкар-Олы.
– Лось.
– На свинью похож, в лесу живет.
– Кабан.
– Всю зиму спит, весной на пасеку спешит.
– Медведь.
– Лесной богатырь таскает тяжелее себя.
– Муравей.
– Можно ли Марий Эл назвать «Кладовая природы»?
– Марийские леса…Они не зря славятся на все Поволжье, на всю Россию. Это самый крупный лесной массив на Волге.
Леса – наши легкие, и хвойные, и лиственные леса выделяют в атмосферу особые вещества – фитонциды, которые убивают микробы. Главное природной богатство республики – содержание немалых запасов древесины. Это родной дом для множества зверей, кладовая всевозможных ягод, грибов, лекарственных растений.
– Огромные запасы подземных вод.
– Край родников, минеральных источников воды и грязи (берега реки Илети, Юшута).
– И чтобы сберечь, это бесценное достояние учеными объявлены памятниками природы лесные массивы (рощи, боры, отдельные деревья), болота, озера, реки, водные источники.
– А какие памятники природы вы знаете?
– Национальный парк «Марий Чодра»,заповедник «Большая Кокшага», заказники, озера (21) «Таир», реки, луга, болота, Деревья – долгожители (200-300-500 лет).
– И только от нас, от наших действий зависит, останется ли эта кладовая природы другим поколениям.
– А какую роль в охране природы вы можете оказать?
6) Народы.
- Республику Марий Эл заселяют многочисленные народы:
мари - 42,9%
русские - 47,5%
татары - 6%
чуваши- 1%
и др.
- Культура Марий Эл.
- Рассказ о замечательных поэтах Республики Марий Эл Валентине Колумбе и Йыване Кырля .
4. Этап закрепления нового материала.
- Вопросы викторины.
1)День рождения Марий Эл: а) 4 ноября б) 7 ноября в) 12 декабря
2)Марийский народ приобрел независимость:
а) 1917г. б) 1920г. в) 1922г.
3)В марийском флаге чередуются: а) белый, синий, красный б) синий, белый, красный
4)Столицей Марий Эл является: а) Козьмодемьянск б) Волжск в) Йошкар- Ола
5. Этап информации учащихся о домашнем задании, инструктаж по его
выполнению.
География
Дать характеристику реке Илеть по типовому плану.
ИКН и марийский язык
Найти в различных источниках информации биографии поэтов Марий Эл. Презентация МОя Родина – Марий Эл».ppt
Сценарий фестиваля старшеклассников «Мы вместе!»
«Приглашаем в Марий Эл», прошедший 2012 году.
Команда заняла 3 место.
Муз.фон «Туге мо» С. Шакирова.
Выход ведущих (Тимофеева Д.О, Мочалова Л.А, Игорь Митрофанов)
Вед.1 ..: Поро кече, йолташ влак!
Вед2: Добрый день, дорогие друзья!
Вед1.:Сегодня у нас есть прекрасная возможность повернуть время вспять и ещё раз отпраздновать Новый год!
Вед.2: Какие традиции и обычаи ждут гостей нашей республики в этот праздник вы узнаете в нашей программе «Приглашаем в Марий Эл» (вместе).
Вед.1.: Новый год у народа мари начинается с главного праздника Шорыкйол, что в переводе с марийского означает «Овечья нога».
Вед.2: Праздник начинают дети. Они гурьбой заходят в чей- либо дом и просят угощения.
Вед.3..: Считалось, что приход детей приносит счастье и удачу в дом, поэтому каждая семья старалась угостить их хорошо.
Вед 2: А как год начнёшь, так его и проживёшь.
Ведущие уходят на муз. фоне
Сценка «Шорыкйол»
(Мочалова Л.А., Камелина, Сартасова,Черных, Моисеева Юлия, Петров)
Хозяйка дома выходит на сцену, занимается домашними делами. Дети выбегают на сцену и кричат: «Шорыкйол! Шорыкйол! Шорыкйол!». Хозяйка радуется, раздаёт детям сладости из одного пакета. Дети просят ещё, выкрикивая: «Кум пача! Кум пача! Кум пача!». Хозяйка достаёт второй пакет и угощает. Дети убегают. Хозяйка их благодарит вслед.
Голос за кулисами и одновременно выход на дискотеку
Вед2: В новогоднюю ночь молодёжь 21 века отжигает в клубах под ритмы современной музыки…
Муз. фон с обрезкой. Дети:
Э! А где музыка?
Голос за кулисами:
Вед.2: А музыка теперь и с марийскими народными танцами!
Дети уходят, аплодируя! Танец «Ой луй модеш» (Тимофеева, Нуждина, Ильина)
Выход ведущего
Вед.2: Ну и, конечно, по новогодней традиции в каждой марийской семье вы услышите знакомую для всех песню «В лесу родилась ёлочка».
Песня «Изий кош» - Детина, Фритч, Рочева
На втором куплете выход участников в футболках с флагами РФ, РМЭ
Стихотворение
И пока моё сердце будет биться
Я буду гордиться тем местом,
Где было суждено родиться!
Дети поворачиваются, на футболках сзади «Марий Эл»
Тиде урокым комадне дене эртарым годым кучылташ лиеш
Тема : Салам шортньо шыже.
Урокын цельже: Кенеж каныш деч вара йоча-влакым школ илыш уэш портылташ;
2.Шыже пуртусын моторлыкшым ужын мошташ да тудын аралаш туныкташ;
3.Тунеммашын кулешлыкшым, шинчымашын пайдажым палемдаш.
Кучылтмо материал: пакчасаска муляж, доскасе запись, сурет-влак.
Урокын эртымыже.
1.Организационный ужаш.
- Салам лийже, йоча-влак!!!!
2.Тун ужаш.
1.Туныктышын мутшо.
- Пагалыме йоча-влак мый тендам у тунемме ий дене саламлем.
Угыч кенеж « чеверын » мане
Угыч шортьно шыже лишемеш
Угыч кумылна пеледыш гане
Эр годсекак таче шыргыжеш.
Лишыл йораталме школыш толын
Парт коклаш радамын шинчына
Илыш тургымыш ушнен чон шолын
Шинчымаш пашаш ме ушнена.
( урын корзинкажым почын туныктышо « сентябрь», « октябрь», « ноябрь»табличка-влакым луктеш)
-Йоча-влак, ме таче урокыштына кум тушкалан шелалтына.Нине тылзе-влак могай идалык жапым ончыктат? ( Шыжым)
Каждне тушкасе йоча-влаклан Нине тылзе лум дене заданий лиеш.
( шыже нерген изи сочиненийым, ойлымашым шонат)
Йоча- влак заданийым шуктымек, вашмутым пуат.Туныктышо почеламутым лудын лекмек команде –влак шке лумыштым муыт:
Сентябрь.
Чевер кенежна эртен кайыш
Юалгын мардеж пуалеш
Чодыра мучко той поран гае
Лышташ парчала гыч велеш
Октябрь.
А кече тугай ынде ночко
Кечеш кок-кум гана вашталтеш
Я шыжа йога, я онча кече
Я тунамак луман йуралеш.
Ноябрь
Мардежат шушкен-муренак ярныш
Да чодырашке йомо касс велеш
Ял умбаке шем пыл толын шарлыш
Ынде, портын мландыш лум велеш.
Йодыш –влак:
-Могай кайык-влак мемнан деч шокшо велыш чонештат?
-Могай кайык-влак мемнан дене телым эртарат?
-Янлык да телылан кодшо кайык-влак шыжым могай сомылыкым шуктат?
Иктешлен кодымо мут:
Шыжым икымше тылзыже, Чодыраште шып. Южгынам шиште Але киса йукым пуа.Маска коям поген ситарен, вынемже деке лишемеш.
Чодыра шып. Йушто йурым да йудвел мардежым вуча.
Кайык-влак шокшо велыш тарванат.Мемнан дене ушанле танла-влак кодыт. Нуным кажне пала.
Шыже- телым эртарыше кайык-влаклан кочкышым ямдылме жап.Санде кодшо кинде пудыргым погыза. Тидын дене кугу пайдам кондеда.
( кайык влакын пайдам пуымыштым , нунын аралме, пукшымо нерген раш каласен кодыман)
Конкурс.
1командеКалык пале-влак
2командеТушто-влак
3команде изм ойлымашым возымаш
Калык пале-влак:
Лышташ вараш кодын йога-кужу шыжылан
Пызлыгичке шуко- йуран шыжылан
Шыжым покшым возеш гын- игече ояра.
Тушто-влак:
Иктым урат, латкоктым луктыт.
Шудо муным мунча.
Сурет конкурс.
( кажне команде доска дек суретлаш лектеш.Иктыже чодырасе пушенге-влакым,весыже кайыкым, кумшо янлыкым суретлат. Молышт сорастарен вес элементым суретлышаш итогышто сурет лекшаш)
Хоровой конкурс.
Кажне команде М. Казаковын « Школ пакчаште» почеламутшым ик куплет гыч тушкан хор дене лудыт
( кажне конкурсым иктешлен победитель командым саламлат)
3. Иктешлымаш.
3.2 РАСПРОСТРАНЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ
Дата | Тема | Уровень |
2007 | Открытый урок по марийскому (государственному) языку « Тый мом кочкат?» в 5 классе. | Городской семинар «Организация работы по аттестации педагогических и руководящих работников в г.Волжске» |
2010 | Организация и проведение городского праздника посвященного 90-летию РМЭ. | Городское мероприятие. |
2012 | Разработка сценария и личное участие в проведении II Городского фестиваля старшеклассников « Мы вместе!» | Городской фестиваль старшеклассников « Мы вместе!» ( диплом за 3 место) |
2012 | Личное участие в городском конкурсе чтецов и организации выставки, посвященных 100-летию марийского поэта Олыка Ипая . | Городской конкурс (грамота за 2 место) |
2012 | Создание в социальной сети работников образования nsportal.ru. персональный сайт.Публикации: открытые уроки, презентация, работа учащихся. | Web- адрес сайта: http:// nsportal.ru /lyubov-mochalova (сертификат 2012г) |
3.5 ПУБЛИКАЦИИ
В целях обобщения и распространения педагогического опыта мною были опубликованы в социальной сети работников образования nsportal.ru свой персональный сайт. Web- адрес сайта: http://nsportal.ru/lyubov-mochalova
- Публикация в социальной сети работников образования nsportal.ru учебно- методический материал Урок по теме « Тый мом кочкат?» Web-адрес публикации: http:// nsportal.ru / node/ 309167
- Публикация в социальной сети работников образования nsportal.ru презентацию « Тый мом кочкат?» Web-адрес публикации: http:// nsportal.ru / node/ 309430
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология портфолио в условиях реализации ФГОС. Портфолио: назначение, содержание, технология.
В данной презентации краткая информация видах портфолио, его назаначении и содержании. Презентация предназначена для работников образовательных учреждений....
Портфолио лицеиста (портфель достижений) / Учебное пособие (кейс-портфолио)
Портфель достижений – кейс-портфолио – относится к разряду аутентичных индивидуальных оценок, ориентированных на демонстрацию динамики образовательных достижений в широком образовательном контексте (в...
Бланки портфолио ученика. Инструкции заполнения бланков портфолио.
СодержаниеРаздел I. Мой портрет ...
Портфолио педагога.Структура портфолио.
Портфолио педагога.Структура портфолио.Очень подробно и понятно....
Выступление на педагогическом совете «Что такое «ПОРТФОЛИО»? Для чего и зачем нужно создавать «ПОРТФОЛИО»
Материал по теме выступленя полезен для методической работы...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОЗДАНИЮ И ПУБЛИКАЦИИ ЭЛЕКТРОННОГО ПОРТФОЛИО ПЕДАГОГА С ПОМОЩЬЮ КОНСТРУКТОРА ПОРТФОЛИО «NETFOLIO»
Конструктор портфолио Netfolio - это инструментальное средство для создания электронного портфолио педагога, разработанное компанией «e-Publish» (официальные сайты http://edusite.ru/ и...
Методический портфолио учителя бурятского языка Показан опыт работы учителя бурятского языка по созданию методического портфолио.
Разработки уроков устного курса (1 цикл)...