"Я тоже была, прохожий! Прохожий остановись!..."
методическая разработка (11 класс) на тему
Сценарий литературной гостиной на тему"Биография Марины Цветаевой", в которой учащиеся знакомятся с её основными вехами жизни, даётся представление об окружении поэта на протяжении всей жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
marina_cvetaeva.doc | 98 КБ |
Предварительный просмотр:
« Я тоже была, прохожий!
Прохожий остановись!...»
Тема: Биография Марины Цветаевой,
Цель: Познакомить с основными вехами жизни М.Цветаевой.
Задачи: - Заинтересовать учащихся личностью Марины Цветаевой;
- Дать представление об окружении поэта на протяжении всей
жизни;
- Увлечь поэтическим творчеством, в котором и верность Родине, и
прославление человека, и убийственная ирония, и страстная
любовь;
-
Оформление: Портреты Марины разных лет, портреты: Ахматовой,
О.Мандельштама, А.Блока, Б.Пастернака, гроздь
рябины, выставка книг о Цветаевой и сборники её
стихотворений.
Музык.оформление: фонограмма»Мне нравиться, что вы больны не мной »
Вальс Е.Доги из кинофильма « Мой ласковый и
нежный зверь»
А.Пугачёва «Уж сколько их упало в эту бездну…»
Сгоревшая жутко и странно
Российского неба звезда.
Два ведущих: готовят сообщение о жизни и личности М.Цветаевой,
10 кл,11 кл: учат стихи, посвященные близким людям М. Цветаевой,
готовят сообщения о поэтах-современниках (Блоке,
Пастернаке, Волошине). Задания даны заранее.
Звучит романс «Мне нравиться, что вы больны не мной..»
Чтение стихотворения «Идешь, на меня похожий…»
Идешь, на меня похожий,
Глаза устремляя вниз.
Я их опускала – тоже!
Прохожий, остановись!
Прочти – слепоты куриной
И маков набрав букет –
Что звали меня Мариной
И сколько мне было лет.
Не думай, что здесь – могила,
Что я появлюсь, грозя…
Я слишком сама любила
Смеяться, когда нельзя!
И кровь приливала к коже,
И кудри мои вились…
Я тоже была, прохожий!
Прохожий, остановись!
Сорви себе стебель дикий
И ягоду ему вслед:
Кладбищенской земляники
Крупнее и слаще нет.
Но только не стой угрюмо,
Главу опустив на грудь.
Легко обо мне подумай,
Легко обо мне забудь.
Как луч тебя освещает!
Ты весь в золотой пыли…
- И пусть тебя не смущает
Мой голос из-под земли (1.177)
Коктебель, 3 мая 1913
1 вед: 26 сентября 1892 года, с субботы на воскресенье, в полночь на Иоанна Богослова родилась Марина Цветаева.
Красною кистью
Красною кистью
Рябина зажглась.
Падали листья,
Я родилась.
Спорили сотни
Колоколов.
День был субботний:
Иоанн Богослов.
Мне и доныне
Хочется грызть
Жаркой рябины
Горькую кисть (1,273)
16 августа 1916
2 вед: Отец Марины, Иван Владимирович Цветаев, был человеком необыкновенно образованным. Лучшие годы жизни он отдал музею, в котором разместилась уникальная коллекция гипсовых слепков – копий античных статуй, фрагментов Парфенона, романской и готической архитектуры. Он, будучи известным филологом и искусствоведом, познакомил Марину с историей и культурой Эллады, с ее нравами и обычаями, мифами и легендами. Античный мир постепенно стал неотъемлем ой частью духовного мира будущего поэта. Сюжеты и образы античности встречаются во многих цветаевских произведениях.
1 вед: Мария Александровна, мать Марины, была музыкантом. Свою жизнь она посвятила детям и музыке. Она была человеком мятежным и страстным. Пылкую романтическую натуру она выплескивала в звуках. «После такой матери мне оставалось одно – стать поэтом», - говорила Марина.
2 вед: «Марина Цветаева родилась в семье, - писала ее дочь, - являвшей собой некий союз одиночества». Еще одним «одиночеством» была Маринина сестра Ася, человек необычайно тонкий, в ком и могла найти Марина единственного слушателя, единственную родственную душу.
1 вед: Марина росла среди музыки и книг. Любимыми стали немецкие сказки, Наполеон, Бетховен, она любила родной Трехпрудный переулок, Москву и воображаемый Париж. Таким было ее детство.
2 вед: Взрослела Марина, а вместе с ней креп и ее талант. И в 1910 году тайком от родителей она выпустила свой первый поэтический сборник «Вечерний альбом». Он стал для Марины историей ее законченного детства. Для нас он интересен как книга – предвестник будущей Марины Цветаевой. Здесь она почти вся – как в завязи: со своей предельной искренностью и трагизмом – в по-детски светлой книге.
1 вед: Первым, кто прочитал «Альбом» и сразу же на него отозвался, был М.Волошин. В этой книге он увидел почти все. Он оценил в цветаевских стихах главное – искренность. По его мнению, никому в поэзии не удавалось писать о детстве из детства (чтение стих. уч-ся («К вам душа так радостно влекома» )
К Вам душа так радостно влекома!
О, какая веет благодать
От страниц «Вечернего альбома»!
(Почему «альбом», а не «тетрадь»?!
Почему скрывает чепчик черный
Чистый лоб, а на глазах очки?
Я заметил только взгляд покорный
И младенческий овал щеки,
Детский рот и простоту движений,
Связанность спокойно-скромных поз…
В Вашей книге столько достижений…
Кто же Вы? Простите мой вопрос.
Я лежу сегодня – невралгия,
Боль как тихая виолончель…
Ваших слов касания благие
И в стихах крылатый взмах качель
1 вед: Для гимназистки это была огромная радость и поддержка. В Волошине, «любимом и родном Максе», она нашла друга на всю жизнь.
2 вед: Марина была человеком, не любившим своей внешности. Не любила она и говорить о ней. Но мы изменим этому правилу и посмотрим, что пишет о Марине ее дочь в своих воспоминаниях: «Моя мать была невелика ростом – 163 см, с фигурой египетского мальчика. Строгая осанка была у нее: даже склоняясь над письменным столом, она хранила «стальную выправку хребта». Волосы ее, золотисто-каштановые, рано начали седеть. Светлы и немеркнущи были глаза – зеленые, цвета винограда. Лицо было полно постоянного внутреннего напряжения, движения, потаенной выразительности, изменчиво и насыщено оттенками, как небо и вода…» Такой была Марина.
1 вед: Они встретились 5 мая 1911 года на пустынном коктебельском побережье, куда Марина приехала вместе с Асей по приглашению Волошина. Удивительное время, проведенное с Максом, морские прогулки, творческие вдохновения, часы одиночества стали для Марины самыми счастливыми моментами жизни. В эти дни Марина много писала.
Звучит вальс Е.Доги из кинофильма « Мой ласковый и нежный зверь»
Моим стихам, написанным так рано,
Что и не знала я, что я – поэт,
Сорвавшимся, как брызги из фонтана,
Как искры из ракет,
Ворвавшимся, как маленькие черти,
В святилище, где сон и фимиам,
Моим стихам о юности и смерти
- Нечитанным стихам!-
Разбросанным в пыли по магазинам
(Где их никто не брал и не берет!),
Молим стихам, как драгоценным винам,
Настанет свой черед (1,178)
Коктебель, 13 мая 1913
1 вед: В Коктебеле решилась Маринина судьба. Это произошло в самом начале мая… Она собирала камешки на морском берегу. Он стал помогать ей – красивый, грустный юноша, с поразительно огромными глазами. Взглянув в них, Марина загадала: если он найдет и подарит мне сердолик, я выйду за него замуж. Конечно же, сердолик этот он нашел сразу же, на ощупь, ибо не отрывал своих серых глаз от ее зеленых. Вложил ей в ладонь розовый крупный камень, который Марина хранила всю жизнь, который чудом уцелел и по сей день.
2 вед: В дневнике Марины есть запись: «Сережу я люблю бесконечно и навек. Он необычайно и благородно красив, он прекрасен внешне и внутренне. Он блестяще одарен, умен, благороден. Если бы вы знали, какой это пламенный, великодушный и глубокий юноша! Я постоянно дрожу над ним. От малейшего волнения у него повышается температура, он весь – лихорадочная жажда всего. Наш брак до того не похож на обычный, что я совсем не чувствую себя замужем и совсем не изменилась. Мы никогда не расстаемся. Наша встреча – чудо…»
Чтение стихотворения «Я с вызовом ношу его кольцо!».
Я с вызовом ношу его кольцо!
- Да, в Вечности – жена, не на бумаге!-
Чрезмерно узкое его лицо
Подобно шпаге.
Безмолвен рот его, углами вниз,
Мучительно-великолепны брови.
В его лице трагически слились
Две древних крови.
Он тонок первой тонкостью ветвей.
Его глаза – прекрасно-бесполезны! –
Под крыльями раскинутых бровей –
Две бездны.
В его лице я рыцарству верна,
- Всем вам, кто жил и умирал без страху!-
Такие – в роковые времена –
Слагают стансы – и идут на плаху! (1,202)
3 июня 1914
1 вед: Марина Цветаева обвенчалась с Сергеем Эфроном в январе 1912 года в Палашевской церкви Рождества Христова перед иконой «Взыскание погибших». Затем их ожидало свадебное путешествие в Париж и Италию.
2 вед: А в октябре того же, 1912 года, у Марины и Сергея родилась дочь, ее назвали Ариадна, Аля, в честь героини греческой легенды о Минотавре. «Я назвала ее Ариадной вопреки Сереже, который любит русские имена, папе, который любит имена простые, друзьям, которые считают, что это салонно… Назвала от романтизма и от высокомерия, которые руководят всей моей жизнью.
- Ариадна. – Ведь это ответственно!
- Именно поэтому…»
Это было маленькое чудо с огромными глазами и горячим сердцем, которому Марина посвятила много своих стихов.
1 вед: С самых первых лет жизни Али Марина начала узнавать в ней себя, уже взрослую. Дочь стала центром ее внимания и любви.
(Чтение стих. уч-ся)
Ты будешь невинной, тонкой,
Прелестной – и всем чужой.
Пленительной амазонкой,
Стремительной госпожой.
И косы свои, пожалуй,
Ты будешь носить, как шлем,
Ты будешь царицей бала –
И всех молодых поэм.
И многих пронзит, царица,
Насмешливый твой клинок,
И все, что мне – только снится,
Ты будешь иметь у ног.
Все будет тебе покорно,
И все при тебе – тихи.
Ты будешь, как я – бесспорно –
И лучше писать стихи…
Но будешь ли ты – кто знает –
Смертельно виски сжимать,
Как их вот сейчас сжимает
Твоя молодая мать (1,203)
5 июня 1914
2 вед: А теперь поговорим о тех, кто окружал Марину. О тех, под чьим влиянием формировалась ее судьба, развивался ее талант.
10 кл А.Ахматова По-видимому, ближе всех к ней по духу, по творческим импульсам была тогда А.Ахматова. Именно в эти годы пробуждается у Марины особенный интерес к ахматовской лирике. В этих изысканных стихах живут могучие страсти. В поэтической манере Ахматовой Цветаева почувствовала глубоко родственную душу. Она пишет об Ахматовой: «разъярительница ветров», «насылательница метелей, лихорадок, стихов и войн», «златоустая Анна – Всея Руси искупительный глагол»:
(Чтение стих. уча-ся)
О муза плача, прекраснейшая из муз!
О ты, шальное исчадие ночи белой!
Ты черную насылаешь метель на Русь.
И вопли твои вонзаются в нас как стрелы.
И мы шарахаемся, и глухое: ох! –
Стотысячное – тебе присягает, - Анна
Ахматова! – Это имя – огромный вздох
И в глубь он падает, которая безымянна.
Мы коронованы тем, что одну с тобой
Мы землю топчем, что небо над нами – то же!
И тот, кто ранен смертельной твоей судьбой,
Уже бессмертным на смертное сходит ложе.
В певучем граде моем купола горят,
И Спаса светлого славит слепец бродячий…
- И я дарю тебе свой колокольный град
- Ахматова – и сердце свое в придачу! (1,303)
19 июня 1916
О.Мандельштам : В триединство цветаевской любви входили тогда Ахматова, Блок и Мандельштам. Именно Мандельштам стал после приезда в Петербург первым цветаевским увлечением. Он пленил ее высокой степенью словесного совершенства. «Если существует Бог поэзии, - писала Марина, - то Мендельштам – его гонец. Он доносит до людей божественный голос точным и чистым».
В своей увлеченности Мандельштамом Цветаева пишет стихи, которые читаются как пылкие и нежные признания в любви и перекликаются друг с другом вопреки всем бесконечным верстам годов и разлук.
(Чтение Стих. уч-ся)
Никто ничего не отнял –
Мне сладостно, что мы врозь!
Целую вас – через сотни
Разъединяющих верст.
Я знаю: наш дар – неравен.
Мой голос впервые – тих.
Что вам, молодой Державин,
Мой невоспитанный стих!
На страшный полет крещу вас:
- Лети, молодой орел!
Ты солнце стерпел, не щурясь –
Юный ли взгляд мой тяжел?
Нежней и бесповоротней
Никто не глядел вам вслед…
Целую вас – через сотни
Разъединяющих лет (1,252)
12 февраля 1916
Александр Блок в жизни Цветаевой был единственным поэтом, которого она чтила не как собрата по ремеслу, а божество от поэзии и которому, как божежству, поклонялась. Анастасия Цветаева пишет в своих воспоминаниях об отношении сестры к поэту: «Творчество одного лишь Блока восприняла М. как высоту столь поднебесную, что ни о какой сопричастности этой высоте она и помыслить не смела – только коленопреклонялась». Таким поэтическим коленопреклонением стали все Маринины стихи к Блоку в 1916 и 1920 годах, проза о нем, с чтением которой она выступала в начале 30-х годов в Париже. Нигде не опубликованная рукопись выступления не сохранилась. А вот одно из цветаевских стихотворений цикла «Стихи к Блоку».
(Чтение стих. уч-ся)
Ты проходишь на запад солнца,
Ты увидишь вечерний свет.
Ты проходишь на запад солнца,
И метель заметает след.
Мимо окон моих – бесстрастный
Ты пройдешь в снеговой тиши,
Божий праведник мой прекрасный,
Свете тихий моей души!
Я на душу твою – не зарюсь!
Нерушима твоя стезя.
В руку, бледную от лобзаний,
Не вобью своего гвоздя.
И по имени не окликну,
И руками не потянусь.
Восковому, святому лику
Только издали поклонюсь.
И, под медленным снегом стоя,
Опущусь на колени в снег,
И во имя твое святое
Поцелую вечерний снег –
Там, где поступью величавой
Ты прошел в гробовой тиши,
Свете тихий, святыя славы,
Вседержитель моей души (1,289) 2 мая 1916
1 вед: Судьба распорядилась так, что М.Цветаева провела в России годы первой мировой войны и революции. Этот человек, обладавший даром письма и чувств, наделенный безграничным талантом, любовью к жизни, вынужден был, как и миллионы остальных людей, жить среди голода и нищеты, среди холода и смертей. Что писала Марина в эти годы – длинными, зимними, голодными вечерами, у слабо потрескивающей печки, под бульканье воды в котелке, где варились с великим трудом приобретенные картофелины?
2 вед: Домашний быт был каторжным. Не было денег. Все, что можно было продать, - продано. Все, что можно было сжечь, чтобы не замерзнуть, - сожжено. Ее томила разлука, полная неизвестность о судьбе Сергея. Она отдала дочерей в приют, чтобы хоть как-нибудь спасти от голода, но голод был и в приюте. Ирина, младшая, умерла. При одной мысли о гибели Сергея Марину пронизывал ужас. Так жила она, каждый день ожидая развязки. Знала ли, что в тягостном ожидании между жизнью и смертью пройдут годы? Она ждала. Спасало лишь одно – поэзия. Все силы стиха, жившие в ней, словно бросились на помощь. Рождались звуки и слова. В темной, отсыревшей квартире, при свете коптилки, появлялись мудрые строки. Мигал огонь, шла ночь, о чердачную крышу стучал дождь, сердце сжималось от тоски и дурных предчувствий. Но возникали стихи, помимо воли, из каких-то глубинных, неисчерпаемых душевных родников.
1 вед: В сокровищницу
Полуночных глубин
Недрогнувшую
Опускаю ладонь.
Меж водорослей –
Ни приметы его!
Сокровища нету
В морях – моего!
В заоблачную
Песнопенную высь –
Двумолнием
Осмелеваюсь – и вот
Мне жаворонок
Обронил с высоты –
Что за морем ты,
Не за облаком ты! (11.44)
15 июля 1921
2 вед: …Марина получила письмо от Сергея только 1 июля 1921 года. «Мой милый друг, Мариночка, получил письмо от Ильи Эренбурга, что Вы живы и здоровы. Прочитав письмо, я обезумел от радости. Наша встреча с Вами была величайшим чудом, еще большим чудом будет наша встреча грядущая…»
1 вед: Марина записала в тетради: «С сегодняшнего дня – жизнь. Мой Сереженька! Если от счастья не умирают, то во всяком случае – каменеют. Я верю в чудо, Сережа!».
2 вед: Она еще не знала, что должен пройти год, чтобы в июне 1922 они наконец встретились.
1 вед: С июля 1921 года до мая 1922 года, до приезда в Берлин, Марина написала больше ста стихотворений, поэмы «Переулочки», «Молодец», «Егорушка», циклы стихов «Психея», «Разлука», «Ремесло».
Б.Пастернак: Сильнейшим из берлинских литературных впечатлений оказалась для Цветаевой книга Пастернака «Сестра моя жизнь». Она пишет, что тогда жила этой книгой, «пила ее, не отрываясь». Всегда искавшая собеседников и друзей, она нашла друга в Пастернаке. Стихи его поразили Марину родством с ее собственной душой. Но, как часто случалось в судьбе Цветаевой, ее преследовал Рок разлуки. Пастернак жил в России, Марина – в Берлине.
(Чтение уч-ся стих.)
Рас-стояние: версты, мили…
Нас рас-ставили, рас-садили,
Чтобы тихо себя вели
По двум разным концам земли.
Рас-стояние: версты, дали…
Нас расклеили, распаяли,
И не знали, что это – сплав
Вдохновений и сухожилий…
Не рассорили – рассорили,
Расслоили…
Стена да ров.
Расселили нас, как орлов –
Заговорщиков: версты, дали…
Не расстроили – растеряли.
По трущобам земных широт
Рассовали нас, как сирот.
Который уж, ну который – март?!
Разбили нас – как колоду карт! (11,258)
24 марта 1924
Переписка между Пастернаком и Цветаевой является уникальным примером пылкой, длительной и плодотворной творческой дружбы.
Пастернак сыграл в жизни Цветаевой большую роль, сравнимую лишь с ролью Волошина – в юности или с ролью Блока. Пастернак и Цветаева были романтиками в стихах, в жизни, в письмах, оба раздували огонь своей дружбы-любви и раздували тем сильнее, чем больше оказывались разъединявшие их расстояния: сначала – до Берлина, потом – до Праги, затем – до Парижа.
Забудешь ты мой профиль горбоносый,
И лоб в апофеозе папиросы,
И вечный смех мой, коим всех морочу,
И сотню – на руке моей рабочей –
Серебряных перстней, - чердак-каюту,
Моих бумаг божественную смуту…
Как в страшный год, возвышены Бедою,
Ты – маленькой была, я – молодою (1,485)
Ноябрь 1919
1 вед: 1 февраля 1925 года у Марины родился «вымечтанный сын» Георгий, Мур – так называли его дома. «Если бы мне пришлось сейчас умереть, я бы дико жалела мальчика, которого люблю какой-то тоскливою, умиленною, благодарною любовью. Алю бы я жалела за другое и по-другому. Аля бы меня никогда не забыла, мальчик бы меня никогда не вспомнил», - писала Марина.
2 вед: В последние годы эмиграции Цветаева пишет поэму «Крысолов», «Поэму Конца», «Поэму Горы», «Поэму Воздуха». Особое внимание ее занимает проза. Воспоминания о друзьях-современниках – одна из замечательных страниц цветаевского творчества. Среди них о Максе Волошине, о В. Брюсове, об О.Мандельштаме, об А.Белом и т.д.
В это время эмиграции особенно чувствовалась тяга Цветаевой к истинно русскому. Именно тогда, в 30-е годы, она обращается к пушкинской теме. Марина переводит на французский язык стихи Пушкина. Она посвящает Пушкину целый цикл стихов, в которых высочайшим образом оценивает его талант, его необходимость новому поколению.
В эти же годы Марина писала:
1 вед: Так одинока, как это пятилетие, я никогда не была. Дома я вроде «стража беспечности» - роль самая невыгодная. Весь день смотреть, направлять и все по мелочам…
У меня нет человека, к которому бы я могла прийти вечером, сбыв с плеч день, который, раскрыв дверь, мне непременно обрадовался бы, ни одного человека, которого не надо бы предварительно запрашивать: можно ли? Я здесь никому не нужна.
Существования котловиною
Задавленная, в столбняке глушизн,
Погребенная заживо под лавиною
Дней – как каторгу избываю жизнь.
Гробовое, глухое мое зимовье.
Смерти: инея на уста красны –
Никакого иного себе здоровья
Не желаю от бога и от весны.
11 января 1925
Возвращение на Родину
В 1936-37 годах Цветаева уже готовилась к отъезду на Родину. Сначала уехала Ариадна, следом – Сергей Яковлевич. Летом 1939 года Марина вместе с Георгием вернулись в Россию.
Именно тогда в нашей стране наступило время жестокого и беспощадного террора. Сергей Яковлевич и Аля были обвинены в измене Родине и арестованы.
Елабуга, где Цветаева провела первые месяцы эвакуации, стала для Марины последним местом жительства. Заявление в Литфонд.
Чтение текста.
В Совет Литфонда
Прошу принять меня на работу в качестве судомойки в открывающуюся столовую Литфонда. М.Цветаева. 26 августа 1941 года.
Отьединение сына, болезненно пережившего страшные беды, выпавшие на его долю, резко усугубляло одиночество Марины. Она продолжала работать: готовила сборник, много переводила…
У Марины не было больше Сергея. Он был расстрелян 11 октября 1941 г. Она не знала, что с дочерью. 16 лет Ариадна была в ссылке. Между нею и сыном вырастала полоса отчуждения. Встреча с читающей Россией не состоялась…
…О черная гора,
Затмившая весь свет!
Пора – пора – пора
Творцу вернуть билет.
Отказываюсь – быть.
В Бедламе нелюдей
Отказываюсь – жить.
С волками площадей
Отказываюсь – выть.
С акулами равнин
Отказываюсь плыть –
Вниз – по теченью спин.
Не надо мне ни дыр
Ушных, ни вещих глаз.
На твой безумный мир
Ответ один – отказ (11,360)
15 марта – 11 мая 1939 г.
31 августа 1941 г. Марина Цветаева покончила с собой.
Стихотворение, посвященное Марине Цветаевой:
В Москве, в переулке старинном,
Росла я, не зная тогда,
Что здесь восходила
Марина –
Российского неба звезда.
А после, в гремящей траншее,
Когда полыхала земля,
Не знала, что смуглую шею
Тугая стянула петля.
Не знала, что вновь из тумана
Взойдет – и уже навсегда –
Сгоревшая жутко и странно
Российского неба звезда.
Ю.Друнина
В исполнении Аллы Пугачёвой звучит «Уж сколько их упало в эту бездну…»
Викторина о жизни и творчестве М.И.Цветаевой.
1. Назовите дату рождения Марины Цветаевой? ( 26 сентября 1892г.)
2.Кому из великих русских поэтов посвятила Цветаева циклы стихов?
( А.С.Пушкину, А.А.Ахматовой, А.А.Блоку)
3. Как назывался первый альбом поэта? ( «Вечерний альбом»)
4. Как звали великого русского писателя, с которым Цветаева долгое время
находилась в «эпистолярном» романе, а встретилась лишь спустя долгое
время? (Б. Пастернак)
5. Назовите имя сестры Марины Ивановны? ( Анастасия Ивановна)
6. С женой какого первого нобелевского лауреата общалась Марина
Цветаева? ( с женой И.Бунина)
7. В каком году и где познакомилась Марина Цветаева с Сергеем?
( в 1911 г. в Коктебеле)
8.Сколько лет была в ссылке дочь Ариадна?( 16 лет)
9. Что произошло с мужем Марины Цветаевой? ( расстрелян 11
октября 1941 г.)
10. Когда и как умерла Марина Цветаева? ( 31 августа 1941 г. покончила с
собой)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Я тоже была..." (урок – встреча с поэтом Мариной Цветаевой)
На этом уроке учащиеся знакомятся с личностью и судьбой М.И.Цветаевой,с основными этапами ее жизни и творчества .Ребята учатся сопоставлять, анализировать, творчески осмысливать мате...
Открытый урок по литературе "Я тоже была, прохожий".
Методическая разработка открытого урока по литературе "Я тоже была, прохожий". Урок посвящен жизни и творчеству Марины Цветаевой и проводился в форме литературной гостиной....
"В этом мире я только прохожий"
литературная гостиная по творчеству С.А. Есенина...
Эссе "Оглянись, незнакомый прохожий..."
Эссе было написано для участия команды "Рожденные экологией" в литературном конкурсе на слете юных экологов Московской области "ЭКО"....
Урок литературы в 11 классе по творчеству Марины Цветаевой: "Я тоже была, прохожий! Прохожий, остановись!"
Цели:образовательные – познакомить с основными вехами жизни М.И. Цветаевой, определить основные черты личности поэта на протяжении всей жизни.развивающие – развивать чувство прекрасного, у...
Ко дню села были объявлены разные конкурсы. Мы тоже к празднику готовились,
Говорят, мастерами не рождаются, ими становятся.…Но каждый идет своей дорогой.. В настоящее время модно декорирование, создаваемое своими руками....
"Я тоже была, прохожий! Прохожий, остановись!"
Урок литературы на 1 курсе по творчеству Марины Цветаевой:...