Программа факультативного курса Литература и культура Восточной Сибири 8 класс
рабочая программа (8 класс)
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературному краеведению на 2022/23 учебный год для обучающихся 8 класса МБОУ г. Иркутска СОШ №1 разработана на основании:
• Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
• приказа Минпросвещения от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (распространяется на правоотношения с 1 сентября 2021 года);
• приказа Минобрнауки от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении ФГОС основного общего образования»
Курс литературного краеведения является одним из звеньев в системе изучения литературы. Он сохраняет задачи: приобщает учеников к богатой культуре родного края, обогащает этические и культурные основы личности. Основной структурный принцип курса литературного краеведения – его сопряженность со школьным курсом литературы, что способствует расширению и углублению знаний учащихся.
Цели обучения:
· воспитание гражданственности и патриотизма, любви к своей Родине-Сибири и к литературе, созданной на этой земле; сознательного отношения к литературе как к духовной ценности, средству нравственного и духовного обогащения и получения знаний;
·знакомство учащихся с образцами творчества сибирских писателей и поэтов, с произведениями, созданными на земле великой Сибири, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающие высокие нравственные чувства у читателя;
· развитие речевой и мыслительной деятельности; коммуникативных и аналитических умений и навыков; готовности и способности к речевому взаимодействию; потребности в речевом самосовершенствовании;
· освоение знаний по истории литературы Восточной Сибири; обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;
· приобщение учащихся к искусству слова, к культурному и литературному богатству родного края; ознакомление с биографическими сведениями и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений;
· расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст; развитие эмоционального восприятия учащихся;
· обучение грамотному анализу прочитанного художественного произведения; развитие потребности к чтению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_predmetu_literaturnoe_kraevedenie.doc | 91 КБ |
Предварительный просмотр:
.
| . |
Программа факультативного курса
Литература и культура Восточной Сибири
8 класс
на 2022-2023 учебный год
Составитель программы: | Гаврилова Н.Г., учитель русского языка и литературы МОУ г. Иркутска СОШ №1 |
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературному краеведению на 2022/23 учебный год для обучающихся 8 класса МБОУ г. Иркутска СОШ №1 разработана на основании:
• Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
• приказа Минпросвещения от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (распространяется на правоотношения с 1 сентября 2021 года);
• приказа Минобрнауки от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении ФГОС основного общего образования»
Курс литературного краеведения является одним из звеньев в системе изучения литературы. Он сохраняет задачи: приобщает учеников к богатой культуре родного края, обогащает этические и культурные основы личности. Основной структурный принцип курса литературного краеведения – его сопряженность со школьным курсом литературы, что способствует расширению и углублению знаний учащихся.
Цели обучения:
∙ воспитание гражданственности и патриотизма, любви к своей Родине-Сибири и к литературе, созданной на этой земле; сознательного отношения к литературе как к духовной ценности, средству нравственного и духовного обогащения и получения знаний;
∙знакомство учащихся с образцами творчества сибирских писателей и поэтов, с произведениями, созданными на земле великой Сибири, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающие высокие нравственные чувства у читателя;
∙ развитие речевой и мыслительной деятельности; коммуникативных и аналитических умений и навыков; готовности и способности к речевому взаимодействию; потребности в речевом самосовершенствовании;
∙ освоение знаний по истории литературы Восточной Сибири; обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;
∙ приобщение учащихся к искусству слова, к культурному и литературному богатству родного края; ознакомление с биографическими сведениями и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений;
∙ расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст; развитие эмоционального восприятия учащихся;
∙ обучение грамотному анализу прочитанного художественного произведения; развитие потребности к чтению.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
Воспитание гармонично развитой, глубоко нравственной личности невозможно без обращения к художественной литературе. Особую роль в данном контексте играет обращение к творчеству писателей-земляков. Специально отобранные для школьной программы литературного краеведения произведения сибирских писателей, помогают школьникам сформировать стойкие представления о вечных нравственных ценностях: о добре, милосердии, взаимовыручке, ответственности за свои слова и поступки, великодушии, любви ко всему живому, бережному отношению к природе, уважению к народной мудрости, к истории своего народа, к старшему поколению. Русская литература позволяет воспитать в юном читателе чувство гордости за свой народ, свою Родину, ее прошлое и настоящее. А литература Восточной Сибири позволяет гордиться своей малой родиной. Кроме того, художественные произведения, включенные в программу, позволяют развить у учеников чувство прекрасного, любовь к искусству в целом.
Место предмета в учебном плане школы.
На изучение литературного краеведения в 8 классе в учебном отводится 1 час в 2 недели, итого 17 часов за учебный год.
Планируемые результаты
Личностные результаты.
1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа. Знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастность истории народов и государств, находившихся на территории современной России). Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям жителей Восточной Сиьири.
2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познан
3. Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
5. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания .
Метапредметные результаты.
Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные). Межпредметные понятия Условием формирования межпредметных понятий, таких, как система, факт, закономерность, феномен, анализ, синтез является овладение обучающимися основами читательской компетенции, приобретение навыков работы с информацией, участие в проектной деятельности. Обучающиеся овладеют чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования и самообразования, осознанного планирования своего актуального и перспективного круга чтения, в том числе досугового, подготовки к трудовой и социальной деятельности. У обучающихся будет сформирована потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, создании образа «потребного будущего». При изучении курса обучающиеся усовершенствуют приобретенные на первом уровне навыки работы с информацией и пополнят их. Они смогут работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том числе:
• систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;
• выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свертывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов);
• в ходе изучения учебного предмета обучающиеся приобретут опыт проектной деятельности как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности; в ходе реализации исходного замысла на практическом уровне овладеют умением выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределенности. Они получат возможность развить способность к разработке нескольких вариантов решений, к поиску нестандартных решений, поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения.
Регулятивные УУД
1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет:
∙ анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
∙ идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
∙ выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;
∙ ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;
∙ формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;
∙ обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.
2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
∙ определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
∙ обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;
∙ определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;
∙ выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);
∙ составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);
∙ определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;
∙ описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса;
∙ планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.
3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.
Обучающийся сможет: ∙ определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности; ∙ отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований; ∙ оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата; ∙ находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата; ∙ сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Обучающийся сможет: ∙ определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи; ∙ оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности; ∙ обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов; ∙ фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.
5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной. Обучающийся сможет: ∙ наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки; ∙ соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы; ∙ принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность; ∙ самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха; ∙ определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности;
Познавательные УУД
Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.
Обучающийся сможет:
∙ выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;
∙ выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;
∙ объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
∙ выделять явление из общего ряда других явлений;
∙ определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений; ∙ строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;
∙ строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки; ∙ излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;
∙ самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;
∙ объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);
∙ выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные / наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;
∙ делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.
∙ создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;
∙ строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;
∙ создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией;
∙ преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
∙ переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот;
∙ строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;
Смысловое чтение.
Обучающийся сможет:
∙ находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
∙ ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;
∙ устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
∙ резюмировать главную идею текста
∙ определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;
∙ осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;
∙ формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска;
∙ соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью
Коммуникативные УУД
Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
Обучающийся сможет:
∙ определять возможные роли в совместной деятельности;
∙ играть определенную роль в совместной деятельности;
∙ принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
∙ определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;
∙ строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;
∙ корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);
∙ критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
∙ предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;
∙ выделять общую точку зрения в дискуссии;
∙ договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;
∙ организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);
∙ устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Обучающийся сможет:
∙ определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;
∙ отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);
∙ представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;
∙ соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;
∙ высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;
∙ принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;
∙ использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя;
∙ делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ).
Предметные результаты.
Ученик получит возможность научиться: − понимать и формулировать тему, идею, произведения; − владеть элементарной литературоведческой терминологией; − формулировать собственное отношения к ситуации, оценивать ее; − понимать авторскую позицию и формулировать свое отношение к ней; − воспринимать на слух доклады и сообщения, осмысленно читать и адекватно воспринимать; − уметь пересказывать текст или его отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; − отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; − создавать устные монологические высказывания разного типа речи вести диалог; − собирать материал и обрабатывать − приобщаться к духовно- нравственным ценностям русской литературы и культуры; − сопоставлять их с духовно- нравственными ценностями других народов; − интерпретировать (в отдельных случаях) полученные сведения; − понимать русское слово в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств; − вести самостоятельную проектно- исследовательскую деятельность и оформлять еѐ результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект). − анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации общения и успешности в достижении прогнозируемого результата; - понимать основные причины информацию, необходимую для составления плана, тезисного плана, конспекта, доклада, написания аннотации, сочинения, эссе, литературно-творческой работы, создания проекта на заранее объявленную или самостоятельно/под руководством учителя выбранную литературную или публицистическую тему, для организации дискуссии; − ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой; пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в Интернете.
Тематическое планирование
1.Тема: «Искусство слова» Краеведческая тема: Развитие видов искусства в Иркутской губернии (живопись, театры, музыка, литература и т.д.) Задачи: Сформировать интерес к развитию культуры и искусства Иркутской губернии; сформировать навыки самостоятельной работы над данной темой. Виды работы: -доклады -экскурсии по улицам города -выходы в музеи -посещение библиотек -выходы в театры 2. Тема: Русская старина. А. Толстой «Земля, оттич и дедич» Краеведческая тема: Иркутские летописи как историко-литературные памятники; Ермак завоеватель Сибири. Задачи: Знакомство с летописью г. Иркутска, воспитание гордости за родной край. Виды работы: -урок лекция -литературно-музыкальный салон «Иркутский острог» -доклады 3. Тема: Народные песни. Краеведческая тема: Народные песни в Иркутской губернии. Задачи: Знакомство с народными песнями Сибири. 4.Тема: Люди Древней Руси. Краеведческая тема: К 270-летию Иркутской епархии. Задачи: Знакомство с историей Иркутской епархии. Виды работы: -лекция специалиста из Центра русской культуры -посещении экспозиции музея истории г. Иркутска. 5.Тема: Житие Аввакума, им самим написанное. Краеведческая тема: Протопоп Аввакум в Сибири и о Сибири. Задачи: Формирование навыков работы с книгой. Виды работы: -лекция специалиста -анализ глав, написанных Аввакумом, в «Житие протопопа Аввакума» 6.Тема: Творчество А.С. Пушкина. Краеведческая тема: Пушкин и декабристы. Задачи: Показать значение декабристов в культурной жизни Сибири, показать связь между декабристами в Сибири и А.С. Пушкиным. Виды работы: -чтение и анализ стихов -доклады 7.Тема: Творчество М.Ю. Лермонтова. Краеведческая тема: Лермонтов и декабристы. Задачи: Показать отношение Лермонтова к декабристам. Виды работы: -доклады 8.Тема: Творчество Н.В. Гоголя. Краеведческая тема: «Ревизор» Н.В. Гоголя на сценах Иркутских театров. Задачи: Показать значение театрального искусства в жизни сибиряков; значение постановки классических русских пьес на сценах театров Восточной Сибири. 9.Тема: Творчество Л.Н. Толстого. Краеведческая тема: Знакомство с серией «Литературные памятники Сибири». Задачи: Формирование интереса к литературе Сибири. Виды работы: -обзорная лекция учителя с привлечение литературных произведений -выставка и обзор литературы библиотекарем 10.Тема: И.С. Тургенев – поборник идей доброты и гуманности. Краеведческая тема: А.А. Черкасов «Записки охотника Восточной Сибири». Виды работы: -чтение и анализ рассказов 11.Тема: М. Горький. Неугасимая вера в победу разума. Краеведческая тема: Георгий Гребенщиков – «сибирский Горький». Виды работы: -обзор произведений Гребенщикова учителем 12.Тема: А.Т. Твардовский. Поэт и Гражданин. Краеведческая тема: Поэты-сибиряки. Строка, оборванная пулей. Задачи: Рассказать о замечательных сибирских поэтах, ушедших на войну, познакомить с поэзией молодых поэтов, которые ушли на фронт, «Не до любив, не до курив последней папиросы». Виды работы: -чтение стихов -литературно-музыкальный салон 13.Тема: К. Паустовский. Мастер слова. Краеведческая тема: В. Распутин. «Последний срок». Задачи: Показать, как важно быть ответственным за счастливую старость родителей, воспитание заботливость и внимания к старшим, к родителям, которым так и не хватает выросших детей. Виды работы: -беседа по произведениям -посещение театра с просмотром пьесы -написание рецензии 14.Тема: Нужно ли нам знакомство с сибирской культурой и литературой (урок-рассуждение) Задачи: Подведение итогов, чтение полюбившихся отрывков из произведений или выразительное чтение стихов, выставка творческих работ. 15.Защита проектов. 16.Защита презентаций. 17.Защита творческих работ. Литературно-музыкальный салон. 1.«Венок Вампилову» (к 60летию А. Вампилова) 2.«Каждый день начинать себя снова» (посвященный творчеству М. Сергеева) 3.«Строка, оборванная пулей» (посвященный поэтам, не вернувшимся с войны) 4.Е. Жилкина и ее поэзия. Темы проектов. 1.Елена Жилкина и ее лирика. 2.Творчество Марка Сергеева. 3.Александр Вампилов. 4.Е.Евтушенко и Сибирь. | 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 |
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа факультативного курса по физической культуре для 5 класса.
Рабочая программма факультативного курса "Волейбол" для 5 класса....
Программа факультативного курса «Животные и культура человека» для 6-7 классов
Предлагаемая программа носит интегрированный характер. Здесь объединяются предметы: биология, экология, МХК.Кроме того, данная программа отличается от традиционной тем, что изучение конкретных групп ж...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА факультативного курса по физической культуре «Быстрее! Выше! Сильнее!» 9 -11 класс
Рабочая программа факультативногго курса "Быстрее! Выше! Сильнее!" направлена на развитие мотивации к познанию и творчеству учащихся 9-11 классов в области физической культуры и спорта. Цель программы...
Программа факультативного курса по физической культуре "Здоровье и здоровый образ жизни"
В условиях усиливающейся тенденции ухудшения состояния здоровья подрастающего поколения, деятельность по его сохранению и укреплению рассматривается как необходимое условие национальной безопасности и...
Рабочая программа факультативного курса по русскому языку для 5 класса "Стилистика и культура речи"
Программа содержит пояснительную записку, календарно-тематический план, список литературы, а также требования к подготовке учеников....
Программа факультативного курса «Литература родного края»
Программа факультативного курса «Литература родного края»...
Рабочая программа факультативного курса «Основы правовой культуры»
Права человека: сущность, структура, история. Правовой статус человека и гражданина. Классификация прав человека: гражданские права, политические права, экономические права, социальные права, культурн...