Мои истоки
методическая разработка (7 класс)
Предварительный просмотр:
Программа работы клуба «Мои истоки».
Недооценка этнокультурного воспитания
молодого поколения может привести к
полному исчезновению родного языка и
культуры.
1. Обоснование плана:
Самая большая ценность народа - это язык, - язык, на котором он пишет, говорит и думает. Это значит, что вся сознательная жизнь человека проходит через родной ему ЯЗЫК. Говоря словами великого русского писателя Льва Николаевича Толстого «В языке одухотворяется весь народ и вся его родина ... Язык есть самая живая, самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения народа в одно великое, историческое, живое целое».
Действительно человек исчезал, но слово, им созданное, оставалось бессмертной и,- неисчерпаемой сокровищницей народного языка; так что каждое слово языка, каждая его форма есть результат мысли и чувства человека, через которые отразилась в слове природа страны и история народа.
Будучи средством передачи знаний, обучения, диалога и выражения реальности, как она воспринимается каждой культурой, все шесть тысяч используемых сегодня в мире разговорных языков, вносят свой вклад в культурное наследие человечества, питая и обогащая его благодаря той неповторимой оригинальности, которая присуща каждому из них. Ни один язык не должен забываться, многообразие языков на земле - это огромное богатство, - богатство, которое необходимо для развития литератур, культур, науки - чего хотите, что только соприкасается со словом.
Поэтому необходимо бережное отношение к сохранению родной речи, культурных ценностей, которые стали достоянием нации, народа. Важно сохранить для юных, то лучшее, что поможет выжить миру и человечеству. Не растерять духовное и передать то, что поможет им сохранить человеческое в себе и в мире, защитить от глупости, беспамятства, духовной глухоты и трагедии мира.
Памятуя о том, что каждая национальная культура уникальна и неповторима, правовая защита исчезающих культур и языков занимает особое место в международной, а в последние десятилетия - в нормативно-правовой практике Российской Федерации и Кабардино-Балкарской Республики. Правоприменительная практика, созданная в республике по защите языковых интересов, достаточна, чтобы обеспечить сохранение языков и функциональное их развитие.
В целях реализации закона «О языках народов Кабардино-Балкарской Республики» приняты Парламентом республики «Государственная программа развития языков народов Кабардино-Балкарской республики» (1996г.), Правительством КБР - постановление по реализации Закона «О языках народов КБР» на 2003-2006 годы.
Окружающая современного школьника языковая среда (общение с людьми, СМИ и др.), не только не способствует эффективности языкового образования современного школьника, но и разрушает в сознании учащегося представление о литературном языке как высшей, образцовой форме существования национального родного языка. Представление о норме литературного языка, также демонстрирует разрыв между представлениями о родном языке, содержащимися в художественной литературе, учебниках и реальной языковой и речевой действительностью.
Но у детей высок интерес к национальной культуре, к традициям и обычаям народа, используя этот интерес детей необходимо воспитывать в них любовь к своему народу, к родине, языку, культуре, литературе и истории.
Поэтому я решила объединить уникальные возможности национальной культуры и языка.
Реальное решение данной проблемы, как показывает практика, за дошкольными образовательными учреждениями и школами.
Поэтому администрация решила, что в школе должен быть факультатив, реализующий этнокультурное и языковое направление образования.
Факультатив рассчитан на 1 год и предполагает постоянную работу по его дополнению и совершенствованию.
Работа ведется по 1 часу в неделю.
2. Цель клуба:
Развитие системы этнокультурного образования детей, направленное на сохранение родного языка, традиций, обычаев, приобщение детей к национальной культуре.
3. Задачи клуба:
Развитие и укрепление совместной деятельности учителей, руководителя клуба, родителей, общественных организаций школы в области этнокультурного образования путем организации новых форм работы.
Расширение и развитие информационной среды общения на кабардинском языке за счет использования современных технических средств, газеты и живого общения. Воспитание у подрастающего поколения уважения к историческому прошлому, традициям и культуре кабардинцев.
Текущая повседневная работа:
- участие в театрализованных праздничных мероприятиях школы;
- встречи с деятелями литературы, культуры, искусства, посещение театров, концертов, музеев, выставок произведений народного творчества;
- участие в городских и республиканских соревнованиях, конкурсах по этнокультурному направлению;
- пропаганда национальной культуры, языка и традиций через телевизионные и радио передачи, беседы, создание аудио и видеоматериалов;
- использование средств массовой информации (радио, телевидения, газет) на уроках и кружковой работе, издание газет, рукописных журналов, компьютерных презентаций;
- организация уроков родного языка в занимательной форме;
- сочинение сказок, стихов, рассказов, статей в газету на кабардинском языке;
- использование уроков музыки, технологии, изобразительного искусства, физкультуры для реализации национально-регионального компонента образования.
- организация поисковой работы, сбор этнографических экспонатов и фольклорного материала
В ходе реализации плана клуба ожидается:
- улучшение условий для развития личности и самореализации каждого ребенка;
- увеличение числа детей, охваченных организованным досугом;
- воспитание уважительного отношения к своей школе, своему городу, своей стране;
- воспитание у детей толерантности, навыков здорового образа жизни;
- школьники, познавая историю малой родины, научатся любить её,
- ценить традиции своего народа, впоследствии перенесут эти чувства к родной стране, Отчизне;
- на примере героев-земляков, ветеранов войны и труда у учащихся сформируется отношение к общечеловеческим ценностям: честности, нравственности, трудолюбию, духовной доброте и милосердию; чувство долга.
1 группа 10 классы.
Порядковый номер занятия | Содержание занятия | Количество часов на занятие |
Начало встречи – приветствие. | 1 | |
Хабзэ не придумывают. | 1 | |
Статус женщины в системе адыгэ хабзэ. | 1 | |
Семья и хабзэ. | 1 | |
Детский цикл обрядов – хабзэ. | 1 | |
Подвязывание красного сыра. | 1 | |
Завязывание в люльку (гущэхэпхэ). | 1 | |
Детские потешки и игры. | 1 | |
Показ воспитанника (П1ургъэлъагъу) | 1 | |
Родители и их дети. | 1 | |
Приставление шеста. | 1 | |
Сватовство (лъыхъу). | 1 | |
Смотр дома (унаплъэ). | 1 | |
Регистрация брака (нэчыхьытх). | 1 | |
Поездка за колымом (уасэ1ых). | 1 | |
Легенды о почётных блюдах «полголовы» и птичий желудок. | 1 | |
Ночные посиделки (жэщщыс). | 1 | |
Привоз невесты( нысашэ). | 1 | |
Новобрачные в чужом доме (тешэ тешэрып1). | 1 | |
Ввод молодой в «большой дом» (унэишэ). | 1 | |
Снятие покрывала ( хъытех). | 1 | |
Побег старухи (ныуэжь щ1эц1ывэж). | 1 | |
Возвращение молодого (щауэишыж). | 1 | |
Малый ввод невестки в « большой дом» ( унэишэ ц1ык1у). | 1 | |
Взаимные визиты (к1элъыгъак1уэ къык1элъык1уэ) | 1 | |
Знакомство с зятем (малъхъэишэ). | 1 | |
Щ1эпщак1уэ (уход за больным). | 1 | |
Горестные хабзэ. | 1 | |
Адыгский тхьэлъэ1у. | 1 | |
Жертвоприношение очажному огню. | 1 | |
Хъуромэ. | 1 | |
1ут1ыж (разговение). | 1 | |
Выход на пахоту. Возвращение пахарей. | 1 | |
Неприуроченный тхьэлъэ1у. | 1 |
Литература.
1.Мафедзев С.Х. Межпоколенная трансмиссия традиционной культуры адыгов.
2. В.К. Гарданов. Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов XIII – XIX вв.
3.Народы мира. Историко - этнографический справочник. М.,1988.
4.Хан – Гирей. Записки о Черкессии.
5.В.К.Гарданов. Общественный строй адыгских народов.
6.Покорённый Кавказ. СПб.,1904.
7.Кабардино - русские отношения в XVI – XVIII вв. 8.Кажаров В.Х. Традиционный общественный институт кабардинцев и их кризис в конце XIII – первой половины x1x вв.
9.А.Намитоков.Черкешенка.
10.Н.Данилевский. Кавказ и его горские жители.
11. Я.С.Смирнова. Воспитание ребёнка в адыгейском ауле в прошлом и настоящем.
12.А.А.Шогенцуков. Сборник сочинений. 1961.
13.Г.Ф.Чурсин. Очерки по этнологии Кавказа.
14.Т.П.Кашежев. Свадебные обряды кабардинцев.
15.Ш.Б. Ногмов. История адыгейского народа.
16.М. Селезнёв. Руководство к познанию Кавказа.
Руководитель клуба «Мои истоки» - Эфендиева М.Ф.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-размышление по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» (истоки героизма и предательства) «Нет уз святее товарищества»
Цели :· образовательные:формировать исследовательские, логические и аналитические способности учащихся, актуализировать знания о таком понятии, как това...
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся МБОУ ДОД Детско-юношеский центр "У истоков добра"
Программа духовно-нравственного воспитания и развития разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта общего образован...
Презентация проекта " Дорогою добра, к истокам веры"
Тема очень актуальна в наши дни. Предлагаю к обсуждению этот проект. Надеюсь, что он обязательно поможет кому- то в его работе....
Приобщение к истокам культуры народов Забайкальского края
Занимаюсь по данной теме второй год. Есть наработки, которыми могу поделиться....
Истоки греческой культуры
Презентация к уроку по истории Древнего мира на тему: "Истоки греческой культуры"....
Пресс-конференция "Наркотики:истоки,сущность,последствия".
Внеклассное мероприятие, посвящённое последствиям употребления наркотиков....
"Щит военный, щит духовный", урок по предмету истоки 5 класс
урок по предмету истоки, 5 класс, раздел "Московский кремль", первый урок в теме, с презентацией...