Внеклассное этнографическое мероприятие «Посвящение в казачата»
методическая разработка (5 класс)
Цель праздника: создание у учащихся целостного представления об окружающем мире на основе понятия «РОДИНА», развитие личностных качеств патриота и гражданина нашего Отечества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
posvyashchenie_v_kazachata.docx | 33.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеклассное этнографическое мероприятие
«Посвящение в казачата»
С.В. Суярова
Цель праздника: создание у учащихся целостного представления об окружающем мире на основе понятия «РОДИНА», развитие личностных качеств патриота и гражданина нашего Отечества.
Тип праздника: интегрированный
Актуальность выбранной темы: при подготовке этнографического праздника ориентировались на федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, который учитывает государственные, общенациональные этнокультурные и региональные запросы российского общества к системе основного общего образования, направлен на обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, становление их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества. ФГОС нацеливает на эффективное решение задач социализации личности, что выражается в метапредметных результатах обучения и помогает подрастающему поколению сохранить национальную память, традиции родного Донского края (регионализация содержания образования), формирует умения осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности.
Цели:
- обогатить кругозор учащихся в аспекте духовной культуры донского казачества;
- способствовать реализации и самореализации личности учащегося в микро- и макросоциуме;
- познакомить с традиционным укладом жизни казаков, бытом казачества;
- воспитать чувства любви и верности своим родителям, дому, городу, краю;
- формировать нравственные и духовные качества казака;
- раскрыть особенности донских говоров, диалектной лексики, что способствует не только обогащению речи, но и духовному становлению личности.
Задачи:
Личностные:
- способствовать воспитанию любви к своей стране и своей малой родине, национального самосознания, бережного отношения к культурному наследию родного края, к своему историческому прошлому;
- формировать активную гражданскую позицию учащихся;
- формировать практические навыки извлечения, хранения и передачи информации;
- приобщать детей к нравственным и духовным ценностям казачества.
Познавательные:
- познакомить учащихся с ритуалом-обрядом «Посвящения в казачата» и углубить знания о Донском крае;
- развивать познавательную активность учащихся, культуроведческую компетенцию.
Коммуникативные:
- активизировать словарный запас;
- формировать умение организовывать свою деятельность в коллективе, принимая его правила и нормы.
Метапредметные:
- расширить кругозор учащихся на основе привлечения знаний по литературе, истории, географии, краеведению и др.;
- формировать у учащихся целостный взгляд на современный мир через приобщение к истокам.
Формы работы: групповой творческий проект.
Предполагаемый результат:
В результате проведенного мероприятия учащихся смогут:
- познакомиться с традиционным укладом жизни казаков, бытом казачества (личностные учебные действия);
- лучше понимать образ жизни своих предков;
- научиться использовать для решения познавательных и коммуникативных задач различные источники информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы) (личностные учебные действия);
- узнать вековые традиции ведения хозяйства и особенности семейного уклада, а также обряды, обычаи (метапредметные);
- расширить словарный запас (предметные).
Возраст участников: 11-12 лет (пятиклассники).
Продолжительность: 50-60 минут.
Оборудование: Микрофон, колонки, аудиоаппаратура…
Дон! Что благовест пасхальный, Дон! Что грохот канонады… Ты в душе моей оставил След божественной услады! П.С. Поляков |
Ход мероприятия
(на улице)
(звучат фанфары)
Ведущий 1
Добрый день, гости дорогие!
Атаман
"Здорово ночевали!"
Ведущий 2
Мы приветствуем вас на торжественном празднике «Посвящение в казачата»
Ведущий 1
Любимый край степной...
Любимый край Донской
И луг цветущий здесь весной...
И степь Донская всегда со мной
И вся вот эта красота …
Казачья Родина моя!
(Звучит гимн Ростовской области.)
Ведущий 2
Мы все с вами живём на удивительной земле, овеянной славой, земле, чья история вошла в летопись казачества. Сегодня мы будем много говорить о казаках. А кто же такие казаки?
Ведущий 1
Казак - полномерная воля,
Атаман
Казак - безоглядная доля,
Ведущий 2
Казак - нерушимая крепь,
Ведущий 1
Казак - не тупящийся меч,
Атаман
Казак - правды маяк,
Ведущий 2
Казак - веры оплот,
Ведущий 1
Казак - мужества грань,
Атаман
Казак - благородства дань.
Ведущий 2
Сами казаки, говоря о себе, подчёркивали: «Казаком нужно родиться! Казаком нужно стать! Казаком нужно быть!»
Казачок
Атаман, дозволь слово молвить.
Атаман
Что у тебя за дело?
Казачок
Прошение
Атаман! Просим Вас провести смотрины наших хлопцев и девчат, да посвятить нас в казачата. Хотим мы, как отцы, деды и прадеды наши, быть защитниками земли русской, Дона родимого, и хранителями казачьих традиций!
Атаман
Ну, что сказать? Достойное «Прошение» составили! А что ж вы готовы к посвящению в казачата?
Казачок
Учащиеся 5-го класса к посвящению в казачата готовы!
Атаман
Посмотрим, достойны ли вы стать казаками? Испытания в походе проведём.
А казаков приглашаем удаль свою показать. «Петушиные бои»
Два человека становятся в круг и пытаются вытолкнуть друг друга (руки за спиной).
Ведущий 2
А чтобы силушки у нас в походе не убавилось, хозяюшки приготовят целебный взвар.
Ведущий 1 Чай горячий, ароматный,
И на вкус весьма приятный,
Он недуги исцеляет
И усталость прогоняет.
Ведущий 2
Конкурс для казачек «Хозяюшка»
Вы должны из различных трав, растущих на Дону, выбрать для заварки чая и рассказать о способе приготовления. (мята, чабрец, чистотел, календула, зверобой, душица)
Чай с мятой
Чай с мятой обладает многими целебными свойствами. Он утоляет жажду, расслабляет, восстанавливает силы.
Чай с мятой имеет определенные правила заварки:
- Налейте в керамическую кружку кипяток и слейте его. Заваривать чай лучше в горячей посуде.
- Насыпьте в кружку 1 чайную ложку мяты.
- Добавьте стакан кипятка.
- Накройте кружку салфеткой и настаивайте не более 5 минут, чтобы сохранить полезные свойства и аромат.
- Приятного чаепития.
Ведущий 1
О храбрых, удалых донских казаках, сложено много пословиц и поговорок. Соберите пословицы и поговорки.
Казак в бою, как орёл в небе.
Казак скорей умрет, чем с родной земли уйдет.
Кто пули боится, тот в казаки не годится.
Терпи казак, атаманом будешь.
Казак Донской, что карась озерной.
Казак сам не поест, а коня покормит.
Ведущий 2 Сейчас мы с вами отправимся на рыбалку. Каждый из вас должен поймать рыбку, но не простую. На ней будет написано казачье слово, вы должны объяснить, что оно обозначает.
- Антирес – интерес
- Откель – откуда
- Баниться – мыться
- Долонь – ладонь
- Кушири – заросли
- Кочет – петух
- Горожа – забор
- Колготиться – беспокоится
- Будара – лодка
Ведущий 1
Молодцы! Много рыбы наловили, устроим привал.
Шестиклассник 1:
Мы зовемся казачата.
Каждый – будущий герой!
Казаков лихих внучата,
За Россию мы горой!
Шестиклассник 2
Мы донские казачата,
Славных прадедов внучата.
Век готовы мирно жить,
Дону – батюшке служить!
Шестиклассник 3
Казак – опора всей России.
Он воевал всегда красиво.
Гордится им святая Русь,
Гордятся все, и я горжусь.
Ученик.
Хороши привалы, где казаки запевали
А сейчас мы отдохнем
И частушки вам споём! (Частушки)
- Мы в Шумилинской все дружим
По-казачьи говорим,
Хорошо живем, не тужим,
С кочетом лапшу едим!
- Посмотрите на меня,
Шумилинского казачка.
На коня вскочу верхом,
Вихрем понесусь кругом!
- Мы казачки знатные,
Нарядные, да ладные,
В Шумилинской славимся,
Мы и Вам понравимся
- Удалые казаки.
Спортом занимаются
Футболисты молодцы
За золото сражаются
- Эх, Донское государство
Возле Дона куреня
До чего же ты красива,
Эх, Донская сторона!
Атаман
Наступает торжественный момент – посвящение в казачата.
Вы пройдёте под шашками – чтоб всегда смогли защитить Отечество своё.
(становятся)
Под фуражками – чтоб не уронили чести казаков.
(становятся)
Под рушником – чтоб богатым и хлебосольным был наш Донской край.
Клятва казачат (говорят казачата 5 класс)
Мы казачата Шумилинской школы торжественно обещаем:
- добросовестно овладевать знаниями;
- принимать активное участие во всех мероприятиях и быть достойными звания «Юных казачат!»;
- чтить и уважать старших;
- хранить казачьи традиции;
- любить и беречь наш Донской край
Клянёмся, клянёмся, клянёмся.
Атаман (вручение свидетельств)
Вручаю вам свидетельство, о том, что вы теперь казаки.
Атаман
Теперь вы настоящие казаки! Не опозорьте плохим словом или дурным делом наш казачий род и свою родную станицу! Пусть будут у вас горячее сердце, холодный ум, добрая душа и чистые руки!
Ведущий 2
Казачка дом берегла, огонь хранила в домашнем очаге, когда казак уходил в дальний поход. Будьте и вы добрыми и верными хозяюшками в казачьем курене.
Ведущий 1
Дать напутственное слово нашим казачатам предоставляется___________(гости)
Ведущий 2
А сейчас, слово нашим казачатам - пятиклассникам
Пятиклассники: 1.Казачатами мы стали
Крепко в дружбу верим.
2. Никогда, нигде, ни в чём
Мы друзей не подведём.
3. Казаками назовут
Только тех, кто любит труд,
4.Кто в учении прилежен,
Не ленив и не изнежен.
5. Мы казачьи заветы
Не забудем никогда!
6.Красоту Донского края,
Сохраним мы навсегда.
Песня и танец
(музыка «Варенька»)
Ведущий 1. А, теперь, свое мастерство с шашками покажет выпускник Шумилинской школы, а также выпускник Миллеровского казачьего кадетского профессионального техникума __________________________.
(музыка «казачья»)
Ведущий 1
В судьбе Донского края – судьба каждого из нас.
Будем расти достойными гражданами нашего Отечества. А сейчас украсим нашу Ростовскую область к юбилею лазориками. Выберите красный лазорик, если в этот год вы особое внимание уделите изучению истории, традиций донских казаков; розовый – будете охранять природу, бороться за чистоту и порядок в нашей станице; желтый – будете развивать в себе нравственные и физические качества настоящих казаков.
Ведущий 2
Вы стали настоящими казачатами, с добрым сердцем, любящими родной край, прославляющую её своими делами. На этом наше торжественное мероприятие «Посвящение в казачата» завершилось.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка внеклассного общешкольного мероприятия , посвященного празднику детства
Сценарий праздничного концерта "Детство-это я и ты"...
Внеклассное общешкольное мероприятие, посвященное Дню защитника Отечества для учащихся 8 - 12 кл. "Взвейтесь Соколы с Орлами"
Общешкольное мероприятие...
Внеклассное интегрированное мероприятие посвященное дню родного языка.
Мероприятие содержит сценарий праздника родного языка с большим объемом детского фольклора как английского так и русского и татарского народов. Также вы найдете татарские пословицы о родном язык...
Внеклассное интегрированное мероприятия, посвященное 70- летию образования Приморского края "Милый сердцу край - Приморье!"
Данная работа посвящена 75- летию образования Приморского края. В работе представлены: история образования Приморского края,г. Уссурийск...
СЦЕНАРИЙ внеклассного спортивного мероприятия, посвященного здоровому образу жизни «Спорт против наркотиков».
Цель: Сформировать у детей и подростков ценностную установку на здоровый образ жизни за счет расширения у них личного опыта соблюдения норм физической культуры, успешной самореализации в спорте, эмоци...
Проект внеклассного общешкольного мероприятия посвященный к Дню учителя «Созвездие талантов»
Мероприятие было проведенно к Дню учителя и День самоуправления....
Внеклассное воспитательное мероприятие, посвященное памятной дате ДЕНЬ ВОИНСКОЙ СЛАВЫ РОССИИ: «День победы русской эскадры под командованием Ф. Ф. Ушакова над турецкой эскадрой у мыса Тендра».
Воспитательное мероприятие «День победы русской эскадры под командованием Ф. Ф. Ушакова над турецкой эскадрой у мыса Тендра». Цель мероприятия: воспитать чувство патриотизма...