Внеклассное этнографическое мероприятие «Посвящение в казачата»
методическая разработка (5 класс)

Цель праздника: создание у учащихся целостного представления об окружающем мире на основе понятия «РОДИНА», развитие личностных качеств патриота и гражданина нашего Отечества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл posvyashchenie_v_kazachata.docx33.05 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное этнографическое мероприятие

«Посвящение в казачата»

С.В. Суярова

Цель праздника: создание у учащихся целостного представления об окружающем мире на основе понятия «РОДИНА», развитие личностных качеств патриота и гражданина нашего Отечества.

Тип праздника: интегрированный

Актуальность выбранной темы: при подготовке этнографического праздника ориентировались на федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, который учитывает государственные, общенациональные этнокультурные и региональные запросы российского общества к системе основного общего образования, направлен на обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, становление их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества. ФГОС нацеливает на эффективное решение задач социализации личности, что выражается в метапредметных результатах обучения и помогает подрастающему поколению сохранить национальную память, традиции родного Донского края (регионализация содержания образования), формирует умения осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности.

Цели:

- обогатить кругозор учащихся в аспекте духовной культуры донского казачества;
- способствовать реализации и самореализации личности учащегося в микро- и макросоциуме;
- познакомить с традиционным укладом жизни казаков, бытом казачества;
- воспитать чувства любви и верности своим родителям, дому, городу, краю;
- формировать нравственные и духовные качества казака;
- раскрыть особенности донских говоров, диалектной лексики, что способствует не только обогащению речи, но и духовному становлению личности.

Задачи:

Личностные:
- способствовать воспитанию любви к  своей стране и своей  малой родине,  
 национального самосознания, бережного отношения к культурному наследию родного края, к своему историческому прошлому;

- формировать активную гражданскую позицию учащихся;

- формировать практические навыки извлечения, хранения и передачи информации;

- приобщать детей к нравственным и духовным ценностям казачества.
Познавательные:

- познакомить учащихся с ритуалом-обрядом «Посвящения в казачата» и углубить знания о Донском крае;

- развивать познавательную активность учащихся, культуроведческую компетенцию.

Коммуникативные:
- активизировать словарный запас;

- формировать умение организовывать свою деятельность в коллективе, принимая его правила и нормы.

Метапредметные:
- расширить кругозор учащихся на основе привлечения знаний по литературе, истории, географии, краеведению и др.;

- формировать у учащихся целостный взгляд на современный мир через приобщение к истокам.

Формы работы: групповой творческий проект.

Предполагаемый результат:

В результате проведенного мероприятия учащихся смогут:

- познакомиться с традиционным укладом жизни казаков, бытом казачества (личностные учебные действия);

- лучше понимать образ жизни своих предков;

- научиться использовать для решения познавательных и коммуникативных задач различные источники информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы) (личностные учебные действия);

- узнать вековые традиции ведения хозяйства и особенности семейного уклада, а также обряды, обычаи (метапредметные);

- расширить словарный запас (предметные).

Возраст участников: 11-12 лет (пятиклассники).

Продолжительность: 50-60 минут.

Оборудование: Микрофон, колонки, аудиоаппаратура…

Дон!

Что благовест пасхальный,

Дон!

Что грохот канонады…

Ты в душе моей оставил

След божественной услады!

П.С. Поляков

Ход мероприятия

(на улице)

(звучат фанфары)

Ведущий 1

Добрый день, гости дорогие!

Атаман

"Здорово ночевали!"

Ведущий 2

Мы приветствуем вас на торжественном празднике «Посвящение в казачата»

Ведущий 1

Любимый край степной...
Любимый край Донской
И луг цветущий здесь весной...
И степь Донская всегда со мной
И вся вот эта красота …
Казачья Родина моя!

(Звучит гимн Ростовской области.) 

Ведущий 2

Мы все с вами живём на удивительной земле, овеянной славой, земле, чья история вошла в летопись казачества. Сегодня мы будем много говорить о казаках. А кто же такие казаки?

Ведущий 1 

Казак - полномерная воля,

Атаман

Казак - безоглядная доля,

Ведущий 2

Казак - нерушимая крепь,

Ведущий 1 

Казак - не тупящийся меч,

Атаман

Казак - правды маяк,

Ведущий 2

Казак - веры оплот,

Ведущий 1

Казак - мужества грань,

Атаман

Казак - благородства дань.

Ведущий 2

Сами казаки, говоря о себе, подчёркивали: «Казаком нужно родиться! Казаком нужно стать! Казаком нужно быть!»

Казачок

Атаман, дозволь слово молвить.

Атаман

Что у тебя за дело?

Казачок

Прошение

Атаман! Просим Вас провести смотрины наших хлопцев и девчат, да посвятить нас в казачата. Хотим мы, как отцы, деды и прадеды наши, быть защитниками земли русской, Дона родимого, и хранителями казачьих традиций!

Атаман

Ну, что сказать? Достойное «Прошение» составили! А что ж вы готовы к посвящению в казачата?

Казачок

Учащиеся 5-го класса к посвящению в казачата готовы!

Атаман

Посмотрим, достойны ли вы стать казаками? Испытания в походе проведём.

А казаков приглашаем удаль свою показать.  «Петушиные бои»

Два человека становятся в круг и пытаются вытолкнуть друг друга (руки за спиной).

Ведущий 2  

А чтобы силушки у нас в походе не убавилось, хозяюшки приготовят целебный взвар.

Ведущий 1    Чай горячий, ароматный,

          И на вкус весьма приятный,

    Он недуги исцеляет

    И усталость прогоняет.

Ведущий 2

Конкурс для казачек «Хозяюшка»
Вы должны из различных трав, растущих на Дону, выбрать для заварки чая и рассказать о способе приготовления. (мята, чабрец, чистотел, календула, зверобой, душица)

Чай с мятой

Чай с мятой обладает многими целебными свойствами. Он утоляет жажду, расслабляет, восстанавливает силы.

Чай  с мятой имеет определенные правила заварки:

  • Налейте в керамическую кружку кипяток и слейте его. Заваривать чай лучше в горячей посуде.
  • Насыпьте в кружку 1 чайную ложку мяты.
  • Добавьте стакан кипятка.
  • Накройте кружку салфеткой и настаивайте не более 5 минут, чтобы сохранить полезные свойства и аромат.
  • Приятного чаепития.

Ведущий 1 

О храбрых, удалых донских казаках, сложено много пословиц и поговорок. Соберите  пословицы и поговорки.

Казак в бою, как орёл в небе.

Казак скорей умрет,  чем с родной земли уйдет.

Кто пули боится,         тот в казаки не годится.

Терпи казак, атаманом будешь.

Казак Донской, что карась озерной.

Казак сам не поест, а коня покормит.

Ведущий 2 Сейчас мы с вами отправимся на рыбалку. Каждый из вас должен поймать рыбку, но не простую. На ней будет написано казачье слово, вы должны объяснить, что оно обозначает.

  1. Антирес – интерес
  2. Откель – откуда
  3. Баниться – мыться
  4. Долонь – ладонь
  5. Кушири – заросли
  6. Кочет – петух
  7. Горожа – забор
  8. Колготиться – беспокоится
  9. Будара – лодка  

Ведущий 1

Молодцы!  Много рыбы наловили, устроим привал.

Шестиклассник 1:

Мы зовемся казачата.

Каждый – будущий герой!

Казаков лихих внучата,

За Россию мы горой!

Шестиклассник 2

Мы донские казачата,

Славных прадедов внучата.

Век готовы мирно жить,

Дону – батюшке служить!

Шестиклассник 3 

Казак – опора всей России.

Он воевал всегда красиво.

Гордится им святая Русь,

Гордятся все, и я горжусь.

Ученик.

  Хороши привалы, где казаки запевали

  А сейчас мы отдохнем

              И частушки вам споём!                                                           (Частушки)

  1. Мы в Шумилинской все дружим

По-казачьи говорим,

Хорошо живем, не тужим,

С кочетом лапшу едим!

  1. Посмотрите на меня,

Шумилинского казачка.

На коня вскочу верхом,

Вихрем понесусь кругом!

  1. Мы казачки знатные,

Нарядные, да ладные,

В Шумилинской славимся,

Мы и Вам понравимся

  1. Удалые казаки.

Спортом занимаются

Футболисты молодцы

За золото сражаются

  1. Эх, Донское государство

Возле Дона куреня

До чего же ты красива,

Эх, Донская сторона!        

Атаман

Наступает торжественный момент – посвящение в казачата.

Вы пройдёте под шашками – чтоб всегда смогли защитить Отечество своё.

(становятся)

Под фуражками – чтоб не уронили чести казаков.

(становятся)

Под рушником – чтоб богатым и хлебосольным был наш Донской край.  

Клятва казачат (говорят казачата 5 класс)

Мы казачата Шумилинской школы торжественно обещаем:

- добросовестно овладевать знаниями;

- принимать активное участие во всех мероприятиях и быть достойными звания «Юных казачат!»;

- чтить и уважать старших;

- хранить казачьи традиции;

 - любить и беречь наш Донской край

Клянёмся, клянёмся, клянёмся.

Атаман (вручение свидетельств)

Вручаю вам свидетельство, о том, что вы теперь казаки.

Атаман

Теперь вы настоящие казаки! Не опозорьте плохим словом или дурным делом наш казачий род и свою родную станицу! Пусть будут у вас горячее сердце, холодный ум, добрая душа и чистые руки!

Ведущий 2

Казачка дом берегла, огонь хранила в домашнем очаге, когда казак уходил в дальний поход. Будьте и вы добрыми и верными хозяюшками в казачьем курене.

Ведущий 1

Дать напутственное слово нашим казачатам предоставляется___________(гости)

Ведущий 2

А сейчас, слово нашим казачатам - пятиклассникам

 

Пятиклассники:           1.Казачатами мы стали                          

 Крепко  в  дружбу  верим.

2. Никогда, нигде, ни в чём

 Мы друзей не подведём.

3. Казаками назовут

Только тех, кто любит труд,

4.Кто в учении прилежен,

Не ленив и не изнежен.

5. Мы казачьи заветы

    Не забудем никогда!

    6.Красоту Донского края,

    Сохраним мы навсегда.

Песня и танец                                                        

(музыка «Варенька»)

Ведущий 1. А, теперь, свое мастерство с шашками покажет выпускник Шумилинской школы, а также выпускник Миллеровского казачьего кадетского профессионального техникума __________________________. 

(музыка «казачья»)

Ведущий 1

В судьбе Донского края – судьба каждого из нас.

Будем расти достойными гражданами нашего Отечества. А сейчас украсим нашу Ростовскую область к юбилею лазориками. Выберите красный лазорик, если в этот год вы особое внимание уделите изучению истории, традиций донских казаков; розовый – будете охранять природу, бороться за чистоту и порядок в нашей станице; желтый – будете развивать в себе нравственные и физические качества настоящих казаков.

Ведущий 2

Вы стали настоящими казачатами, с добрым сердцем, любящими родной край, прославляющую её своими делами. На этом наше торжественное мероприятие «Посвящение в казачата» завершилось.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное интегрированное мероприятие посвященное дню родного языка.

Мероприятие содержит сценарий праздника родного языка с большим объемом детского фольклора как английского так и русского и татарского народов. Также вы найдете татарские пословицы о родном язык...

Внеклассное интегрированное мероприятия, посвященное 70- летию образования Приморского края "Милый сердцу край - Приморье!"

       Данная  работа  посвящена  75- летию образования Приморского края. В  работе  представлены: история образования Приморского края,г. Уссурийск...

СЦЕНАРИЙ внеклассного спортивного мероприятия, посвященного здоровому образу жизни «Спорт против наркотиков».

Цель: Сформировать у детей и подростков ценностную установку на здоровый образ жизни за счет расширения у них личного опыта соблюдения норм физической культуры, успешной самореализации в спорте, эмоци...

Проект внеклассного общешкольного мероприятия посвященный к Дню учителя «Созвездие талантов»

Мероприятие было проведенно к Дню учителя и День самоуправления....

Внеклассное воспитательное мероприятие, посвященное памятной дате ДЕНЬ ВОИНСКОЙ СЛАВЫ РОССИИ: «День победы русской эскадры под командованием Ф. Ф. Ушакова над турецкой эскадрой у мыса Тендра».

Воспитательное   мероприятие «День победы русской эскадры под командованием Ф. Ф. Ушакова над турецкой эскадрой у мыса Тендра». Цель мероприятия: воспитать чувство патриотизма...