Использование интерактивной доски на уроках мордовского (эрзянского, мокшанского) языка как средство мотивации обучающихся
статья

Пиянзина Елена Васильевна

Использование интерактивной доски на уроках мордовского (эрзянского, мокшанского) языка как средство мотивации обучающихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_konferentsii_2020.docx20.52 КБ

Предварительный просмотр:

Пиянзина Е.В

Использование интерактивной доски на уроках мордовского (эрзянского, мокшанского) языка как средство мотивации обучающихся

Традиционные способы информации уступили место компьютерным средствам обучения, интерактивным технологиям. Интерактивное обучение предполагает взаимодействие ученика с учебным окружением, когда обучаемый становится полноправным участником учебного процесса.

К интерактивным средствам обучения относят:
• печатные учебники и учебные пособия по типу интеллектуального самоучителя;
• мультимедийные учебники;

• мультимедийные образовательные программы;

• компьютер;

• интерактивные доски (панели, планшеты);

Использование интерактивной доски является эффективным средством вовлечения учащихся в активный процесс познания на основе использования интерактивных способов обучения, что позволяет создать условия, способствующие формированию и развитию различных компетенций учащихся.

Использование компьютерной техники на занятиях дает возможность:
- повысить интерес обучаемых к предмету;

- выявлять и развивать способности;

- подготовить к самостоятельному усвоению дисциплин;

- обеспечить легкое усвоение основных понятий по изучаемой теме;

- овладевать конкретными знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности;

- интеллектуально развивать обучающихся;

- развить коммуникативную компетенцию обучающихся;

- повысить многообразие видов и форм организации деятельности обучающихся.

Возможность анимации, перемещение объектов, изменение и выделение наиболее значимых элементов при помощи цвета, шрифта позволяют задействовать визуальные, аудиальные каналы усвоения информации. Рассеянные ученики лучше воспринимают информацию, размещенную на  большом экране, это активизирует их воображение, и усвоение материала не вызывает затруднений. Обучаемые учатся успешно проявлять свою самостоятельность, сотрудничать с одноклассниками и учителем, развивают коммуникативные качества. В результате повышается мотивация и активизируется познавательная деятельность учащихся. Работа на уроке становится живым действием, вызывающим у ученика неподдельную заинтересованность, а также способствует совершенствованию практических знаний и речевых умений, развитию социокультурной компетенции учащихся. Создание на уроках и во внеурочной деятельности доброжелательной атмосферы доверия и сотрудничества поднимает авторитет детей среди одноклассников, помогает верить в себя.

Работая с интерактивной доской, учитель имеет возможность создавать нестандартные наглядные образы, которых нет ни в каком другом источнике. Преимущество доски перед обычной проекционной системой состоит в том, что управление компьютером происходит непосредственно с поверхности доски, и ученикам не нужно напрягаться, отслеживая на большом экране маленький курсор и теряя из виду учителя.

Интерактивная доска – это интерес к излагаемому материалу, следовательно, к предмету. Восприятие материала на уроках с использованием доски улучшается, легко вспоминаются фрагменты урока, изученный материал.

Всю проведенную в ходе урока работу со всеми сделанными на доске записями и пометками можно сохранить в компьютере для последующего просмотра и анализа, в том числе и в виде видеозаписи.

Учитель, работающий с интерактивной доской, может повысить уровень восприятия материала за счет комбинации различных форм передачи информации — визуальной и звуковой. В процессе занятия он может использовать яркие, многоцветные схемы и графики, анимацию в сопровождении звука, интерактивные элементы, которые откликаются на действия учителя или ученика.

Особыми преимуществами обладает интерактивная доска для обучения мордовскому (эрзянскому, мокшанскому) языкам. Заранее подготовленные тематические тексты, обучающие и проверочные упражнения, иллюстрации, аудио и видеоматериалы служат опорой для введения или активизации материала урока, повторения и закрепления речевых моделей и грамматический структур, совершенствования навыков чтения и восприятия иноязычной речи на слух, контроля и самоконтроля знаний.

Наряду со многими преимуществами, подготовка урока с использованием интерактивной доски является трудоемким процессом и требует больших затрат времени. Однако результат стоит этого.
Применение ее на уроке должно быть дозированным. Согласно нормативной документации требуется учитывать, что при компьютерном сопровождении уроков общее время работы ученика с компьютером не должно превышать 15-20 минут, то есть менее половины урока. Можно использовать компьютер и интерактивную доску фрагментами по 2 - 5 минут, распределяя время взаимодействия детей с компьютерными программами в режиме фронтальной деятельности на протяжении всего урока.

Интерактивная доска позволяет применить различные формы работы на уроке: заполнение таблиц и кроссвордов, выявление соответствий и деление материала на группы, проведение графической работы с текстом, «мгновенная проверка» выполненного задания.

На мой взгляд, использование интерактивной доски не обязательно на каждом этапе урока. Учитель в зависимости от темы, типа урока, поставленных целей может обратиться к возможностям интерактивной доски лишь тогда, когда эффективность и целесообразность такой работы очевидна и дает результат. Я применяю компьютер с интерактивной доской на всех этапах процесса обучения. При этом для ребенка интерактивная доска выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, игровой среды.

 Эффективно применение интерактивной доски на этапе объяснения нового материала. Это дает возможность учитывать возрастные и психологические особенности ребенка, позволяя каждому ученику в соответствии с его ведущим каналом восприятия (аудиал, кинестетик, визуал) выбрать ту форму задания, с помощью которой он быстрее и легче овладеет учебным материалом. Теоретический материал можно представит в виде анимированных схем, таблиц. Визуальная информация, самостоятельное составление схемы или заполнение таблицы формирует у обучающихся  умение анализировать, выделять главное, обобщать, лаконично излагать мысли. Развиваются слуховая, зрительная и моторная виды памяти.

С помощью интерактивной доски можно активно вовлекать учащихся в процесс освоения материала, улучшать темп и течение занятия.

На интерактивной доске информация легко изменяется. Используя электронный маркер, можно перемещать картинки, надписи и другие объекты в нужное место. Материал можно открывать поэтапно. Для удобства проверки используем инструмент «Шторка».

Ребенок при работе с интерактивной доской не только видит и воспринимает, он переживает эмоции. Наглядная, всегда находящаяся перед глазами информация помогает сосредоточить внимание на ключевых моментах и активно задействовать зрительную память.

Однако и такой мощный инструмент, как интерактивная доска, может стать чрезвычайно вредным. С ее помощью любой урок можно легко превратить в пустое развлечение.

Прежде всего, следует понимать, что интерактивная доска сама ничему научить не может. Это всего лишь инструмент в руках педагога, такой же, как доска, мел, таблица, и то, как этот инструмент «зазвучит», зависит от творчества педагога, его готовности сделать урок интересным, понятным и запоминающимся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование интерактивной доски на уроках истории и обществознания для повышения мотивации учащихся.

В работе раскрывается роль интеактивной доски в повышении мотивации учащихся на уроках истороии и обществознания...

ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ, НАВЫКОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ (КОРРЕКИОННЫХ) ШКОЛ VIII ВИДА ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ НА УРОКАХ

Данная статья раскрывает возможности использования полифункциональной интерактивной среды в специальном образовании....

Использование интерактивной доски на уроках иностранного языка как средства повышения мотивации учащихся

статья об использовании интерактивной доски на уроках иностранного языка как средства повышения мотивации учащихся...

Современный урок английского языка в контексте ФГОС. Использование интерактивной доски на уроках английского языка.

Урок с использованием интерактивной доски способен повысить эффективность и результативность урока....

Использование интерактивной доски на уроках математики как средства повышения мотивации и качества знаний по предмету

В  статье представлен наработанный опыт работы по использованию интерактивной доски на уроках математики....

Конспект урока в 3 классе по английскому языку с использованием интерактивной доски Тема урока: Продукты. В продуктовом магазине. III тип чтения гласных. Вопросительные слова. Учитель — Валушева Е.Н, учитель английского языка МБОУ СОШ № 7 г. Поронайска С

Конспект урока в 3 классе по английскому языку с использованием интерактивной доскиТема урока: Продукты. В продуктовом магазине. III  тип чтения гласных. Вопросительные слова.Учитель — Валушева Е...

Обобщение педагогического опыта «Использование интерактивной доски на уроках русского языка в 7 классе как средство активизации деятельности учащихся»

Материал представляет обобщение опыта использования интерактивной доски на уроках русского языка в 7 классе....