Карельский фольклор для дошкольников
картотека

Шефер Наталья Владимировна

Многообразны жанры карельского устного народного творчества. Это карельские сказки, предания, легенды, заклинания, плачи, пословицы и поговорки.Это богатая, прекрасная и неисчерпаемая сокровищница. И любовь к родному краю, его озерам, рекам, его народу. Все начинается с детства!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл folklor.docx56.83 КБ

Предварительный просмотр:

Карельский фольклор

Фольклор, в переводе с английского языка, означает «народная мудрость, народное знание». Произведения фольклора (сказки, легенды, былины) помогают воссоздавать характерные черты народной речи, напевной и мелодичной. А пословицы и поговорки, к примеру, демонстрируют ее сжатость и мудрость. 

Это богатая, прекрасная и неисчерпаемая сокровищница. И любовь к родному краю, его озерам, рекам, его народу. Все начинается с детства!

Многообразны жанры карельского устного народного творчества. Это карельские сказки, предания, легенды, заклинания, плачи, пословицы и поговорки, загадки, лирические и эпические песни (руны), частушки, былины, приметы, обереги и т.д.

Карельский фольклор включат в себя:

  1. заклички
  2. считалки
  3. колыбельные
  4. пестушки и потешки
  5. прибаутки и песенки
  6. дразнилки и поддевки
  7. небылицы и перевертыши
  8. скороговорки
  9. загадки
  10. пословицы и поговорки
  11. игры
  12. сказки

Заклички и приговорки

стихотворное обращение в повелительной форме к различным силам и явлениям природы.

Закличка для солнышка:

Солнышко-солнышко

Выгляни на брёвнышко,

Сядь на пенёк,

Разгуляй весь денёк.

Радуга-дуга,

Не давай дождя,

Дай солнышка –

Колоколнышка!

Божья коровка,

Лети на небко,

Там твои детки

Кушают конфетки,

Книжки читают,

Тебя поджидают.

Дождик, дождик,

Лей, лей,

На меня не налей,

А на бабу–ягу

Лей по целому ведру.

Весна-весна,

Приходи, красна,

Принеси тепло –

Деткам холодно

Улитка-улитка, высунь рога,

Дам тебе кусок пирога.

Бабка-липка,

Сядь скорей на травку,

На зелёную муравку.

Приговора, когда удят рыбу:

Клюнь, плотичка,

Клюнь, салажка,

Клюнь поболе, окушок!

Когда расчёсывают девочке волосы:

Расти коса до пояса,

Не вырони ни волоса.

Расти, коса, до пят,

Принеси двести ребят.

Сколько волосинок –

столько голосинок.

Считалки –

самый распространённый жанр детского фольклора. Считалки непременные спутники многих и многих карельских игр. Она определяет законы игры, игровые функции

Тара-бара, домой пора –

Ребят кормить, телят поить,

Коров доить.

Тебе водить!

Шла кукушка мимо сети,

А за нею малы дети.

Кук-мак, кук-мак,

Убирай один кулак.

Раз-два – кружева,

Три-четыре – прицепило

Пять-шесть – кашу есть,

Семь-восемь – сено косим,

Девять-десять – масло месят,

Одиннадцать-двенадцать – на улице бранятся.

Все говорят – сарафаны делят.

Кому тони, кому стан,

Кому целый сарафан.

Стакан-лимон –

Выйди вон!

В этой считалке встречаются два непонятных слова: «Тони» - это сеть для ловли рыбы, «стан» - часть одежды.

Раз – два – три – четыре,

Жили мыши на квартире,

Чай пили, чашки били,

По три денежки платили.

Кто не хочет платить –

Тому и водить.

До, ре, ми, фа, соль, ля, си

Дружно пели караси.

Как дошли до ноты «си»-

Попросились на такси.

А в такси сидела кошка

Улыбалась им в окошко!

Испугались караси –

И остались без такси.

Ехала машина тёмным лесом

За каким-то интересом,

Инти-инти, интерес,

Выходи на букву «эс».

Плыл у берега пескарик,

Потерял воздушный шарик.

Помоги его найти –

Сосчитай-ка до пяти.

На золотом крыльце сидели:

Царь, царевич, король, королевич,

Сапожник, портной,

Кто ты будешь такой?

Говори поскорей, не задерживай и

Добрых и честных людей!

Шла кукушка мимо сети,

А за нею малы дети,

Кукушата просят пить.

Выходи - тебе водить.

Карельские колыбельные песни или байки –

самые первые поэтические произведения, адресованные ребенку в колыбельный период жизни.

Приди, котик, ночевать,

Нашу деточку качать.

Ну, а я тебе, коту,

За работу заплачу:

Дам кусок пирога

И кувшинчик молока.

Баю-баюшки, баю,

Не ложися на краю,

Ложись на серёдочку

Да на пелёночку.

Гули-гули, гулиньки,

Спать будем на улоньке.

Баю-баю, баю-бай,

Ты, собачка, не лай

Ты, коровка, не мычи,

Наших деток не буди.

Баю- бай. Баю – бай.

Цыц, собачка, не лай!

У нас Валю не пугай.

Ты не лай-ко у ворот.

Ты не лай, не реви,

У нас Валю не буди,

У нас Валюшка спит,

За ей дело не стоит.

Как за Валей дело стане,

Тогда Валя спать не стане.

Скажут: «Валенька, вставай

Ножки в лапти обувай,

На работушку ступай.

На работе не ленись,

Поскорее шевелись».

Ой бай да побай,

Поди, бука, на сарай,

Бука, в избу не ходи,

Наше дитя не буди.

Бай-бай.

Пестушки и потешки –

в них много добрых, ласковых существ и действий, в них царят нежность, доброжелательность к миру и всему живому. Малыш подрастает, начинает ходить, пора приучать его к труду. Потешки – стихи, удовлетворяющие потребность ребёнка в радости, расширяют представление ребёнка об окружающем мире, приобщение к чуду поэзии.

Пестушки.

Когда купают ребёнка.

Как с гуся вода,

А с Серёжи худоба,

Намоем сыну ноженьки

И пустим по дороженьке,

Намоем ему ручонки,

Чтобы сильным был мальчонка.

Намоем сыну личико,

Чтоб хорош был в обличии.

Когда пеленают приговаривают:

На киску- потягушечки,

На Катеньку – растушечки

Ребенок сидит на коленях, его подбрасывают:

Ехали-ехали

За грибами и орехами.

Приехали -приехали

С грибами и орехами.

Три-та-та, три-та-та!

Вышла кошка со двора.

Вышла кошка за кота,

За кота котовича,

За Иван Петровича

Успокаивают ребенка:

Ой, качу-качу-качу,

Не отдам тебя грачу,

Не отдам и ворону

На чужую сторону

Кач-кач, кач-кач,

На березе сидит грач,

А ворона на ели

Кричит: «Таня, не реви!»

Когда учат ходить:

Ножки, ножки,

Бегите по дорожке -

Прямо в избушку

Мимо кадушки.

Потешки.

Ранним утром пастушок-

Ту-ру, ту-ру-ру,

А коровки му-му-му, му-му-му.

Ты, бурёнушка, ступай,

В чистом поле погуляй,

Ты вернись-ка вечерком, вечерком

Да с молочком, молочком.

Ахти- ахти, ахтюшки,

Разболелся зуб у Настюшки.

Бабай вечером придёт,

Леденцы унесёт.

Не ешь, Настя, сладости

А ешь- ко оладушки,

Припевай – ко с молоком,

Посыпай- ко толокном.

Будешь ты здорова,

Будешь ты красива,

Женихам на диво.

Сорока–ворона кашу варила,

На порог скакала,

Гостей дожидала.

Гостей не видать,

Стала кашу раздавать:

Этому – на ложку,

Этому – на поварешку,

Этому – в горшок

Этому – в масленичек.

Тебе, мышка-коротышка,

Не досталось ничего.

Ходи да мели,

Сухую корочку грызи.

– Ладушки, ладушки,

Где были?

– У бабушки!

– Что ели?

– Кашку.

– Что пили?

– Бражку.

Кашка сладенька,

Бабушка добренька.

Попили-поели

И домой полетели.

Дарики-дарики,

Злые комарики,

Вились, крутились,

В ухо вцепились.

Кусь.

Прибаутки и песенки –

это жанр устного народного творчества, предназначенный для развития маленьких детей, они потешают и одновременно воспитывают ребенка.

- Мишка, мишка, где штанишки?

-Потерял, потерял,

У девчонок на ириски променял., променял.

Мама била, била, била

Прутиком, прутиком,

А сестрёнка говорила:

«Поделом, поделом».

Киска, киска, киска, брысь!

На дорожку не садись:

Наша Шурочка пойдёт,

Через киску упадёт.

-Зайка- зайка, белый хвост, где ты был?

-Косил овёс.

-Где овёс?

-Журавль склевал.

-Где журавль?

-Медведь прогнал.

-Где медведь?

-Сидит в ловушке.

-Где ловушка?

-На горушке.

-Где горушка?

-Вечерком смыло в Каму ручейком.

Ай ду –ду, ду-ду, ду-ду,

Сидит ворон на дубу,

Он играет во трубу,

Во трубу серебряную.

Труба точеная,

Позолоченная.

Песня ладная,

Сказка складная.

Трендт-бренди балалайка,

На печи сидит хозяйка,

А под лавкой таракан,

Он сегодня съел стакан.

-Чижик-пыжик, где ты был?

-Я на речке руки мыл.

Ветер дунул – я упал,

В луже руки замарал.

Наша доченька в дому,

Что оладушек в меду,

Что оладушек в меду,

Сладко яблоко в саду.

Матке – радость,

Бабке – сладость,

Батюшке – утеха.

Сидели два медведя на тоненьком суку.

Один читал газету, другой молол муку.

Раз ку-ку, два ку-ку,

Оба шлёпнулись в муку.

Нос в муке, хвост в муке,

Ухо в кислом молоке.

Дразнилки и поддевки –

небольшие забавы детей в форме искусственных диалогов. Некая форма словесной агрессии, способ осмеяния отклонений от правил и норм поведения.

Кок-мли, мок-мли,

У тебя глаза промокли.

Если долго будешь плакать,

Как лягушка будешь квакать.

Ваня – Ваня простота,

Купил лошадь без хвоста.

Сел задом на перед

И поехал в огород.

Кто обзывается,

Тот сам так и называется.

Куколка-балетница,

Воображуля-сплетница!

Царь, царица,

Красная девица.

- Скажи: муха

- Муха

- Цап тебя за ухо

- Скажи: лук

- Лук

- Тебя по лбу стук

- Скажи: чеснок.

- Чеснок.

-Посиди еще часок

Небылицы и перевертыши –

в них события развиваются совершенно невероятно с точки зрения здравого смысла.

Как на горке, на горы,

Там дерутся комары,

Два дерутся, два смеются,

Два убитые лежат.

Завтра пятница, суббота,

Тараканья работа.

Таракан дрова рубил,

Комар баенку топил.

А мушка водушку носила.

Блоха парилась.

Было дело в январе, пятого апреля. Сухо было на дворе, грязи по колено. По широкой мостовой, узенькой немножко, сел высокий гражданин, маленького роста. Весь кудрявый, без волос, тоненький, как бочка. У него детишек нет, только сын и дочка. Пишет сыну гражданин: «Дорогая дочка, жив-здоров, лежу в больнице, сыт по горло, есть хочу, хоть корову проглочу».

До, ре, мифа, соль, ля, си,

Кошка села на такси,

Заплатила сто рублей

И поехала в музей.

Я котята-баловнята

Прицепились за такси

И проехали бесплатно.

До, ре, мифа, соль, ля, си.

Ехала телега мимо мужика,

Вдруг из-под собаки лают ворота,

Лошадь съела кашу, а мужик овес,

Лошадь села в сани, а мужик повез.

Скороговорки –

они стали своеобразной игрой не только словесной, но и этической и педагогической ценностью.

Макар да кошка, комар да мошка

Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках. Санки скок, Сенька с ног, Саньку в бок, Соньку в лоб

На море тридцать три корабля лавировали-лавировали, не могли вылавировать

На улице погода размокропогодилась

Наш-то белобород вашего-то белоборода перебелобородил, выбелобородил

Я человек фильтикуляпистый, умею фильтикуляпнуть и выфильтикультяпнуться

Милая Мила мылась с мылом

Брысь, кошка, под дрындуг

Пекарь печет калачи в печи

Чайка- чайка, дай мне чаю, я ребенка покачаю

Растеряла Маргарита маргаритки на дворе

Надо блюдо вымыть и повыобиходить

Течет речка, печет печка, течет речка, печет печка

Тапочки на лапочки будут косолапочки

Семь мышат в шалаше шуршат

Карельские загадки –

карельские загадки подробным образом отражают карельскую жизнь прошлого, начиная с предметов карельского обихода и кончая природными явлениями.

Крохотная птичка с хвостиком льняным сквозь стены пролетает. (Нитка с иголкой)

Летом звенит-поет, зимой в амбаре живет. (Коса)

Угля черней, снега белей, выше кромки сетей, ниже саней. (Сорока)

Олень по полю скачет, ноги до земли не достают. (Люлька)

Чем больше свинка вертится, тем толще становится. (Веретено)

Заливы узкие, мысы длинные, скала на кончике каждого мыса. (Рука (пальцы)

Конь в конюшне, хвост на крыше. (Печь, огонь и дым)

У кого глаза в ушах? (Ушат)

Черный-пречерный, толстый-претолстый, в каждом доме нужен. (Чугунок)

Черная птица красные яйца высиживает. (Чайник на углях)

Может к ночи одеть, а среди бела дня раздеть. (Баня)

Двумя ногами ступает, восемью везет. (Сани)

Дятел в железных сапогах по дороге проскакал. (Лошадь)

Изба еды полна, а крыши нет и стены дырявые. (Поле)

Кривой, горбатый, все поля обходит, все нивы обмеряет. (Серп)

Высек пламя Илмаринен, выбил искры Вяйнямёйнен. (Гроза, гром и молния)

Железный мужичок огнем плюется. (Ружье)

Шкуру съедают, кровь продают, тело сжигают, рога в лесу оставляют. (Сосна)

Кипит-бурлит — никогда через край не переливается. (Озеро)

Лебедь летит, крыльями помахивает, воду с крыльев отряхивает. (Лодка с веслами)

Башмаки из камня, шляпа из бересты, в воде стоит, на земле падает. (Сеть)

Дед старый, шуба новая — каждый год шьют, каждый год порют. (Лед на озере)

Овца из лесу идет, шерсть по земле волочится. (Воз с сеном)

Одна изба, пять горенок. (Перчатка)

Сарай овечек полон, а посредине — баран остриженный. (Звезды и месяц)

Двое слушают, двое глядят, двое нюхают, один пробует, двое собак отгоняют, один сзади болтается. (Корова)

Гость в дом заходит, кому он первому руку подает? (дверная ручка)

В воде родится, а воды — боится. (соль)

Скрипит, в стене стоит, в доме рождается, в лесу растет. (дверь)

Сидит баба в углу: руки расставлены, рот раскрыт. (печь)

Шесть у вас, шесть у нас, по шесть у всей деревни (окно).

Ночью лепёшкой, днём- калачом (подушка).

Изба одна, окон тысяча (невод, сеть)

Конь железный, вожжи льняные (иголка и нитка).

Что на свете самое сладкое? (сон).

Красная корова на травяной привязи (брусника).

Пословицы –

они бытуют не самостоятельно, а употребляются в живой, разговорной речи. По своему жанру затрагивают вопросы морали, народной педагогики, любви к дому, любимым местам.

Не суди о человеке по одежде, о книге по обложке.

Большой, да чужой, маленький, да свой.

Где огонь, там и дым.

Нет торжества без незваных гостей.

У меча два лезвия.

Не ищи чужую голову, когда своя на плечах.

Человека не будет, а имя его сохранится.

Не рожает свинья соболя, кошка - курицу.

Даже солнышко не для всех одинаково светит.

Который палец ни укуси - все больно.

С окуня улов начинается, лососем кончается.

Ветер не дует, так и осока не шумит.

Мал золотник, да дорог.

Знал бы, куда упадешь, так перину бы подостлал.

Без корней даже горькая трава не растёт

Что летом соберёшь, то зимой у себя найдёшь.

У работника полно работы, у спящего вдоволь сна

Где чистота – там и здоровье

Дома и стены помогают

Не торопись словами, торопись делами

Доброе слово сближает, худое отдаляет

Что усвоил в молодости, то будешь знать и в старости.

Знай больше, да говори меньше.

Не учи утку плавать

В своем краю и вода слаще.

Детские карельские игры

Игра – это способ, форма проявления жизнедеятельности ребенка. Дети не живут без игры, они способны преображать окружающий мир энергией своей фантазии и выдумки, очеловечивать неодушевленное.

Шел козел по лесу

Все встают в круг и берутся за руки. Выбирается «козел». Он встает в центр. Все ходят по кругу, «козел» – в противоположную сторону, т. е. если все идут по часовой стрелке, то он против. Все играющие поют:

Шел козел по лесу, по лесу, лесу,

Нашел себе принцессу, принцессу, принцессу

(здесь «козел» выбирает себе «принцессу»).

Давай, коза, попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем,

И ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем,

И ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем,

И ножками потопаем, потопаем, потопаем.

Пока играющие поют, «козел» и «коза» выполняют действия. Дальше «козлом» становится «коза».

Море волнуется

Выбирается водящий. Все играющие бегают или делают, что хотят. Водящий говорит:

Море волнуется – раз,

Море волнуется – два,

Море волнуется – три.

Морская фигура,

На месте замри.

С последними словами все играющие замирают в какой-нибудь позе. Водящий ходит и смотрит, чтобы никто не шевелился. Если он заметил, что кто–то шевелится, то этот игрок становится водящим

Летел лебедь

Играющие встают в круг, кладут ладонь на ладонь, причем у каждого одна ладонь должна быть поверх ладони другого игрока, а вторая – снизу. Кто–нибудь, по выбору, начинает говорить слова. После каждого слова хлопают по ладони соседа и так по всему кругу: «Летел … лебедь …по… синему… небу… читал… газету…номер». После слова «номер» следующий игрок называет цифру. Дальше продолжают играть, считая. Играющий, на которого выпадает названное число, должен уберечь свою руку от удара. Если по его руке ударили, он выходит из игры. Если нет, то выходит тот, кто должен был ударить. Игра продолжается до тех пор, пока не останется два человека. Из них определяется победитель.

Прятки

Выбирается «вада». Чтобы дать время спрятаться, «вада» стоит обычно с закрытыми глазами, отвернувшись к стене, и считает. Он может считать до заранее оговоренного числа или громко проговаривать слова: «Я считаю до пяти, / Не могу до десяти. / Раз, два, три, четыре, пять, / Я иду искать. / Кто не спрятался, / Я не виноват. / Кто за мной стоит, / Тот в огне горит». После «вада» должен искать спрятавшихся игроков и успеть их «забакать» («забалибакать»), т. е. подбежать к месту, где считал, похлопать по нему и сказать: «Бали-бак, Таня!» Найденный игрок обычно стоит и ждет, пока не найдутся остальные. Он может помогать другим играющим. Например, когда кому-то можно бежать, он кричит: «Пила, пила, лети, как стрела!», а если надо лучше спрятаться, потому что «вада» близко, можно услышать: «Топор, топор, / Сиди, как вор. / Не выглядывай / Во двор!» Следующий кон вадит тот, кого «застукаешь» первым.

Жмурки

Выбирают водящего. Ему завязывают глаза и крутят его в одну сторону со словами, имеющими цель «закружить» водящего, сбить его с ориентировки. «Где стоишь?» – «На мосту». – «Что пьешь?» – «Квас». – «Ищи три года нас». – «Если не найдешь, в тюрьму пойдешь». После этого водящий пытается кого-нибудь поймать. Тем временем остальные игроки не стоят тихо. Они все время толкают его, хлопают по спине, хлопают в ладоши, смеются и т.д. По этим звукам «жмурка» должен найти кого-нибудь. Когда он поймает игрока, то должен еще и узнать его по одежде, волосам или еще по какому-нибудь признаку. Если он узнает, то в следующем туре «вадит» другой, а если нет, то снова он.

Ляпы

Выбирают «ляпу». Все убегают, а «ляпа» должен догнать кого-нибудь и стукнуть по плечу, сказав «ляпа». Потом другой так же начинает догонять остальных. Если ляпа бегает только за одним, то ему кричат: «За одним не гонка, / Поймаешь поросенка!» Иногда договариваются, что, например, на деревянном «ляпать» нельзя – это дом.

Почта

Выбирается водящий. Остальные играющие встают в круг и берутся за руки. Кто-нибудь из играющих говорит: «Посылаю телеграмму (называет чье-нибудь имя)». И «передают телеграмму» так, чтобы не увидел водящий. Передают пожатием руки. Для водящего сложность заключается в том, что он не знает, в какую сторону пойдет телеграмма. Если телеграмма дошла, тогда водящий говорит «получил», и он остается на второй кон. Если водящий увидел, как кто-нибудь передает, он должен сказать об этом, и тогда водящим становится тот, кого назвал водящий.

Царь-картошка

Выбирается царь–картошка. Остальные играющие договариваются, что они будут делать. Например, стирать белье или копать картошку. Затем они подходят к царю и хором просят: «Царь–картошка, прими нас на работу!» Царь спрашивает: «А что вы умеете делать?» Все: «Мы не скажем, а покажем». Все действиями показывают, как, например, стирают белье. Царь должен угадать, что они делают. Если угадал – все убегают. Царь должен их поймать. Кого он поймает, тот становится царем. Если царь не угадал, то он остается и дальше царем–картошкой.

Винегрет

Садятся в ряд. Каждый говорит своему соседу какое–нибудь слово так, чтобы никто не слышал. Ведущий подходит к каждому и задает вопросы. Например: «Что ты ел (ела) сегодня на завтрак? Где ты гуляешь по вечерам? Где ты спишь?»

Тот, кому задан вопрос, должен ответить тем словом, которое ему сказали. Если ответ получается по вопросу правильным, отвечающий становится ведущим.

Ко мне с кольцом.

Все садятся на лавки. Ведущий с кольцом, зажатым между ладонями, ходит перед сидящими и проводит свои руки между сложенными ладонями играющих. Все внимательно следят за его действиями. Незаметно он опускает кому-нибудь в ладони кольцо. Затем выходит на середину избы и кричит: «Ко мне с кольцом!» Все одновременно встают. Тот, у кого кольцо, бросается к ведущему. Если играющие угадали, у кого кольцо, они прилагают все силы к тому, чтобы помешать обладателю кольца передать его ведущему. Тот, кому удается отобрать кольцо, становится ведущим.

Колечко

Водящий зажимает в ладошках колечко и, подходя к каждому играющему, делает вид, что кладет колечко: «Колечко, колечко / Выйди на крылечко». Тот, у кого кольцо, выходит. Водящий должен догнать его. Если догонит, то тот становится водящим; если нет, то все остается по-старому.

«Кислый» круг.

Играющие делятся на две группы. В каждой из них выделяют капитана. Капитаны подходят к арбитру, у которого в Куках зажаты две спички – одна короткая, другая подлиннее. Если капитану достается короткая спичка, его команде водить.

В центре поля рисуют большой круг. Играющие заходят внутрь, а водящие остаются снаружи. Задача водящих – «запятнать» мячом стоящих в кругу. Кого коснется мяч, тот выходит из игры. Играющие, конечно стараются поймать мяч, тогда на их счету прибавится «свеча», которая дает право следующий меткий удар по играющим не защитывать. Поэтому водящие стараются попасть мячом по ногам или по спине играющих – так поймать мяч сложнее.

Как только начинается игра, все приходит в непрерывное движение. Мяч перелетает высоко над кругом от одного игрока к другому.

Водящие бегают по внешнему кругу то вправо, то влево, стремясь выбрать выгодную позицию и «запятнать» играющих. И все-таки случается, что на счету играющих скапливается столько «свечей», что отыграть их уже невозможно. Тогда оставляют круг «киснуть» (ассоциация с молоком, которое киснет, если долго стоит). Игра прекращается.

Потом заводят новую игру, оставляя тех же водящих

Догонялка

Пожалуй, самая простая и поэтому самая распространенная игра. Выбирают водящего и окружают его кольцом. Водящий весело припевает:

Стерегу, стерегу овечку

По золотому крылечку.

Не трожь моей овечки

Ни зверь, ни медведь,

Ни лихой человек.

Кыш, овечка, в поле!

Все разбегаются, а водящий бросается вдогонку. Тот, кого он поймает, становится водящим.

Сиди, сиди, Яша!

Кто-нибудь добровольно становится «Яшей».

Ему завязывают глаза, сажают в центр круга.

Остальные берутся за руки и идут против часовой стрелки под песню:

Сиди, сиди, Яша,

Ты – забава наша.

Погрызи орешки

Для моей потешки.

Руки на темь положи

И словечко нам скажи:

Раз, два, три – ищи!

После этих слов «Яша» вскакивает – и все разбегаются. «Яша» старается кого-нибудь поймать. Пойманный становится «Яшей». Игра продолжается.

Кукот (Петухи)

Петухи – известные драчуны. Двое мальчиков сходятся, прыгая на правой ноге. Сблизившись пытаются оттолкнуть один другого. Проигравшим считается тот, кто не выдержал натиска соперника, потерял равновесие и стал на обе ноги.

Незамедлительно следует наказание: проигравший должен кукарекать во все горло.

К выигравшему подходит следующий «петух» - и игра продолжается.

Играющие делятся на две команды. Игроки одной команды рисуют для себя на площадке крепость — квадрат, каждая сторона которого равна пяти шагам. Игроки другой команды находятся в ноле. Они подходят к крепости не ближе, чем на пять шагов. У одного из нападающих в руках мяч. Он бросает его в защитников крепости. Тот, в кого попали, поднимает мячик и бросает его в наступающих, а те, в свою очередь, снова бросают мячик в защитников крепости. Промахнувшийся выбывает из игры.

Правила игры.

Наступающие бросают мяч с определенного расстояния, они могут увертываться от мяча защитников только в пределах поля, а защитники — в пределах крепости.

Уголок.

Популярная пудожская игра.

В игре участвуют пять человек. Определяют водящего, который тут же становится в центр избы. Остальные четверо располагаются по углам. Водящий говорит:

Бабушка- старушка, Продай уголок-

Там пиво варят, Тебя напоят.

Как только произнесено последнее слово, играющие быстро меняются местами. Кто останется без угла, тому и водить.

Кот Васька.

Один из играющих изображает кота Ваську, остальные- мышей. Васька ходит по кругу, мыши приговаривают:

Ходит Васька серенький,

Хвост у Васьки беленький,

А бежит- стрела,

Глазки закрываются,

Когти расправляются,

Зубы как игла.

Поступь еле слышная,

Хвост у Васьки пышный,

Не поймает- Вон!

Все разбегаются Васька ловит мышей. Пойманный становится котом. Игра продолжается.

Круг- кружочек.

Все становятся в круг и, взявшись за руки, ходят и поют:

Круг- кружочек

Повернись разочек

Раз, два, три,

Повернися… (имя ребенка), ты!

Тот, чье имя назвали, поворачивается спиной к центру круга. Так по очереди поворачиваются все.

Белки-Куницы.

Выбирается водящий — это куница. Все остальные- белки.

На земле чертятся круги — это беличьи домики. Их может быть много. Белки прыгают из круга в круг. Куница не может ляпнуть белку, когда та находится в домике, а между домиков ляпать можно. Если ей удается поймать белку, то та становится куницей, а куница- белкой. Белке нельзя долго сидеть в домике.

Цоки–цоки (с мячом)

Цоки – цоки – просто ударяют мяч о стену (2 раза). Боки – боки – мяч о стену, руки к бокам (2 раза). Лады–лады – мяч бросают о стену, хлопают в ладоши (2 раза). Сяды – сяды – приседают (2 раза). Колено – колено – сгибают по очереди одно и другое колено. Полено–полено – мяч бросают о стену так, чтобы он стукнулся об нее, об пол, и ловят. Дверь–дверь – бросают мяч в угол, образованный полом и стеной, так, чтобы мяч с угла стукнулся о стену, и ловят (2 раза).Зверь–зверь – растопыренные пальцы к голове (2 раза).Белка–белка – два пальца в виде буквы «V» к голове (2 раза).Стрелка–стрелка – рукой показывают в одну, потом в другую сторону. Та–рел–ка — та–рел–ка – бросают мяч в стену, пропускают через кольцо рук, чтобы стукнулся об пол, ловят (2 раза).

Играют поочередно. Первый начинает и играет до тех пор, пока не собьется. Дальше он начинает сначала, а не с того места, где сбился. Для тех, кто прошел первый тур, задача усложняется. Сначала надо делать все движения, не двигая ногами, т.е. не сходя с места; потом на одной ноге, затем на другой; потом прыгая. На этом заканчивают.

Волк.

Выбирают волка. Остальные игроки - овцы. Овцы приходят к волку и говорят:

-«Позволь нам, царь, погулять в твоем лесу».

- «Подите погуляйте, да только не щиплите травку, а то мне не на чем будет спать».

Овцы нарушают данное слово, начинают щипать травку, приговаривая:

Щиплем- щиплем травку

Зеленую муравку,

Бабушке- на рукавички,

Дедушке- на кафтанчик,

Серому волку- грязи на лопату.

Волк бросается на них, и тот, кого он поймает, заступает на его место.

Горелки.

Играющие встают парами друг за другом. Впереди- водящий (горелка). Все нараспев произносят слова:

Гори- гори ясно,

Чтобы не погасло.

Стой подоле,

Гляди на поле,

Едут там трубачи

Да едят калачи.

Погляди на небо,

Звезды горят,

Журавли кричат:

- Гу- гу, убегу.

Раз, два, не воронь,

А беги, как огонь!

После этого стоящие в последней паре бегут с двух сторон вдоль колонны. Горелка старается запятнать одного из них. Если бегущим удается взять друг друга за руку, прежде чем горелка запятнает одного из них, они встают впереди первой пары, а горелка вновь горит. Игра повторяется. Если горелке удается запятнать одного из бегущих в паре, то он встает с ним впереди колонны, а тот, кто остался без пары, горит.

Сеть да рыба.

Участники делятся на две команды: «рыба» и «сеть».

«Сеть» - дети стоят в кругу, взявшись за руки и подняв их вверх.

«Рыбы плавают» - заходят в круг и выходят из него, пока произносятся слова:

Плавай рыбка! Плавай рыбка!

Ты в водице, ай-яй-яй!

Видишь ты большие сети?

Рыбка, рыбка, уплывай!

Ловцы «сеть» кричат: «Веркко» (сеть).

Поднятые вверх руки опускают и начинают сужать круг, стараясь, удержать пойманную «рыбу». Меняются ролями.

Садовник

С помощью считалочки выбирается водящий, он становится «садовником».

Остальные игроки становятся «цветами» растущими на «грядке».

Каждый ребенок выбирает себе название цветка, свое новое имя, и сообщает всем остальным.

Далее происходит такой диалог:

Водящий –Я садовником родился,

не на шутку рассердился,

все цветы мне надоели,

кроме «гвоздики»

(называет любой цветок из присутсвующих на грядке)

«Гвоздика» тут же должна отозваться:

– Ой!

– Что с тобой?

– Влюблена

– В кого?

– В гиацинт! (тут игроку важно вспомнить какие еще цветы есть на грядке рядом с ним).

Гиацинт тут же должен отозваться.

– Ой!

Далее они с гвоздикой ведут такой же диалог и гиацинт должен вспомнить еще какой-нибудь растущий рядом цветок. Влюбляться можно и в садовника, но только не сразу после того, как он назвал цветок. То есть цепочки садовник-гвоздика-садовник быть не может. Должно быть хотя бы садовник-гвоздика-гиацинт-садовник. Если игрок не отозвался на имя своего цветка или не смог придумать в кого он «влюблен», садовник говорит «Раз, два, три, вещичку гони» после трех предметов он становится садовником и игра начинается сначала.

Карусели

Еле-еле, еле-еле

Еле-ели карусели.

А потом, потом, потом

Всё бегом, бегом, бегом!

Обождите - не спешите,

Карусель остановите,

Раз и два, раз и два,

Вот и кончилась игра!

Все бегают по кругу, взявшись за руки, сначала медленно, потом все быстрее.

Колпачок

Играющие двигаются по кругу, взявшись за руки. Водящий в центре.

Колпачок, колпачок

Тоненькие ножки,

Красные сапожки

Мы тебя кормили,

Мы тебя поили

На ноги поставили

Танцевать заставили

Танцуй, сколько хочешь,

Выбирай, кого захочешь.

Водящий выбирает следующего по желанию, тот выходит в центр и игра продолжается.

Два мороза

На противоположных сторонах площадки отмечаются линиями два дома. Играющие располагаются на одной стороне площадки. Воспитатель выделяет двух водящих, которые становятся по середине площадки между «домами», лицом к детям.

Морозы: Мы два братца молодые,

Два мороза удалые!

Я – мороз – Красный нос!

А я – мороз – Синий нос!

Кто из вас решится

В путь дороженьку пуститься?

Ребята: Не боимся мы угроз,

И не страшен нам мороз!

И перебегают в «дом» на противоположной стороне площадки, а Морозы стараются их «заморозить», т.е. коснуться рукой. «Замороженные» останавливаются там, где их захватил мороз, и так стоят до окончания перебежки всех остальных игроков. «Замороженных» подсчитывают, после они присоединяются к играющим.

Карельские сказки –

сказки относятся к образу народной прозы. Отличаются более развитой эстетической стороной. На карельскую сказку оказывали влияние сказки русские и финские и в свою очередь и карельская повлияла на северно-русскую и финскую сказку.

Красавица Насто

Пряхи у проруби

Ольховая чурка

Чёрная уточка

Голубая важенка

Невеста-мышь

Сын-медведь

Сума, дай ума!

Сестра и девять братьев

Как один парень царя проучил

Белка, рукавица и иголка

Лапоток

Медведь, волк и лиса

Горе

Горшок киселя

Девять золотых сыновей

Дорогая шкура

Жёрнов Хийси или почему вода в море солёная

Зять Хома

Как бедный мужик с попом расквитался

Как мужики в город съездили

Как тугодумовцы в Питер поехали

Как тугодумовцы лодку строили

Как тугодумовцы рыбу удили

Младшая сестрица

Ночлежник

Овод и козы

Почему вода в море солёная

Приключения охотника

Про чай с сухарями

Умный сказочник

Царь Пётр и кузнец

Литература:

Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. — 2-е изд., перераб. и доп.— СПб: Детство-Пресс, 2010.—304 с: ил

Русский детский фольклор Карелии / Сост., автор вступит. ст. и коммент. С.М. Лойтер. - Петрозаводск: Карелия, 1991. - 280 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание духовности дошкольников Через русский фольклор

\s   Воспитание духовности дошкольниковЧерез русский фольклор  У каждого народа своя национальная культура. В фольклоре люди с древнейших времён выражали свои взгляды на жизнь, п...

ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ К КУЛЬТУРНЫМ ЦЕННОСТЯМ РАЗНЫХ НАРОДОВ СРЕДСТВАМИ РУССКОГО И ЗАРУБЕЖНОГО ФОЛЬКЛОРА

Проект направлен на формирование толерантности и уважения к многонациональной культуре нашей страны посредством фольклора. Составляющее проекта обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей...

Фольклор как средство развития речи дошкольников.

К. Д. Ушинский: «Народная сказка читается детьми легко уже именно потому, что во всех детских народных сказках беспрестанно повторяются одни и те же слова и обороты; из этих беспрестанных повтор...

«Музыкальный фольклор как средство приобщения дошкольников к истокам русской народной культуры»

- Формировать представления о фольклоре, уважение, интерес к народным промыслам, народному искусству...

Фольклор как средство духовно нравственно воспитания дошкольников

„Что такое фольклор?„• Фольклор - это слово означает творчество любого народа, которое передается из поколения в поколение.„• Фольклор - это пословицы, песни, сказки, частушки, загадки. Совр...

Приобщение дошкольников к культурным ценностям народов России через фольклор.

  Народная культура учит любить родную землю, постигать красоту природы, воспитывать трепетное отношение ко всему живому, способствует формированию лучших человеческих качеств и ...