Исследовательская работа. Исторический роман И. К. Калашникова "Жестокий век"
материал (10 класс)
Предварительный просмотр:
ИСТОРИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЯ:
Исторический роман «Жестокий век» — это красочное полотно жизни монголов в конце ХII — начале XIII века. Молниеносные степные переходы, дымы кочевий, необузданная вольная жизнь, где неразлучны смертельная опасность и удача… Войско гениального полководца и чудовища Чингисхана, подобно огнедышащей вулканической лаве, сметало на своем пути все живое: истребляло племена и народы, превращало в пепел цветущие цивилизации. Желание Чингисхана, вершителя этого жесточайшего абсурда, стать единственным правителем Вселенной, толкало его к новым и новым кровавым завоевательным походам…
Войско Чингисхана подобно вулканической лаве сметало на своем пути все живое: истребляло племена и народы, превращало в пепел цветущие цивилизации. Вершитель этого жесточайшего абсурда Чингисхан - чудовище и гениальный полководец. Молниеносные степные переходы, дымы кочевий, необузданная, вольная жизнь, где неразлучны опасность и удача.
Исторический роман "Жестокий век" - самое значительное произведение Исая Калашникова - Выдержан в традициях русской реалистической прозы. В романе воссоздана картина жизни монголов в конце XII - начале XIII веков.
В центре романа образ легендарного завоевателя Тэмуджина - Чингисхана. 1978 год. Войско Чингисхана подобно вулканической лаве сметало на своем пути все живое: истребляло народы, превращало в пепел цветущие цивилизации. Вершитель этого жесточайшего абсурда — Чингисхан — и чудовище и гениальный полководец. "Жестокий век" — это молниеносные степные переходы, дымы кочевий, необузданная, вольная жизнь, где неразлучны опасность и удача.
ЛИЧНОСТЬ ЧИНГИС-ХАНА:
Чингис-ха́н (монг. Чингисхаан, собственное имя — Темуджи́н, Темучи́н, монг. Тэмүүжин; 11.. — 18 августа 1227) — монгольский хан, объединивший Монголию, великий полководец, основатель Монгольской Империи (с 1206), организатор завоевательных походов в Китай, Среднюю Азию и Восточную Европу. Прямые потомки и наследники Чингис-хана и его первой жены Бортэ по мужской линии — чингизиды.
Темучин родился в урочище Делюн-Болдок на берегу реки Онон (в районе озера Байкал) в семье одного из вождей крымскотатарского народа крымлыЕсугэй-багатура («багатур» — герой) из рода Борджигин и его жены Оэлун из племени онхиратов, которую Есугэй отбил у меркитаЭке-Чиледу. Был назван в честь плененного татарского вождя Темучина-Уге, которого Есугэй победил накануне рождения сына. Год рождения Темучина остаётся до конца не выясненным, так как основные источники указывают на разные даты. По данным Рашид ад-Дина, Темучин родился в 1155 году. «История династии Юань» называет в качестве даты рождения 1162 год. Ряд учёных (например, Г. В. Вернадский) на основании анализа источников указывает на 1167 год.
Личность Чингис-хана загадочна. Его роль в истории человечества колоссальна и неоднозначна. Его называют «Великий Потрясатель Вселенной». Не случайно он был объявлен ЮНЕСКО Человеком тысячелетия. С одной стороны, жестокий завоеватель. С другой стороны, военный гений, мудрый правитель-создатель величайшей империи мира, человек, заложивший основы для рождения новой евразийской цивилизации, строитель, политик, покровитель наук, создатель первого в Центральной Азии права.
В 28 лет он занял трон Хамаг Монгол Улуса и возглавил борьбу за единое государство монголов. Титул Чингис-хан был присвоен Тэмучжину в возрасте 41год. В Китае его считают великим императором, в честь которого там воздвигнут мавзолей. Чингис-хан не оказывал предпочтения ни одной религии, проводя политику веротерпимости. При этом он сам оставался шаманистом и поклонялся Вечному Синему Небу. При нём в Центральной Азии был принят буддизм. Чингис-хан установил в государстве строгиеправила поведения, которые позволили поддерживать порядок, в том числе он ввёл правила степного гостеприимства. Было запрещено есть одному человеку в присутствии другого, не пригласив его разделить пищу. Вместе с тем, было предоставлено право брать пищу у тех, кто ест, не спрашивая на то позволения. Вероятно, этот закон был постановлен для того, чтобы бедные, в случае недостатка пищи, могли кормиться у богатых (этот обычай соблюдается и ныне, не случайно Монголия – очень гостеприимная страна).
БИОГРАФИЯ АВТОРА:
Иса́й Калистра́товичКала́шников (9 августа 1931 года, село Шаралдай Мухоршибирского района Бурятской АССР — 30 мая 1980 года, Москва) — советский писатель, известный своим историческим романом о Чингисхане «Жестокий век» (в двух частях — «Гонимые» и «Гонители», 1978 год)
После пятого класса школы начал работать — сначала пастухом, затем в тракторной бригаде, с 1950 года работал в бригаде вальщиков леса в Итанцинском леспромхозе, на сплаве леса, плотником, токарем.
Первый рассказ «Сашка» был опубликован в газете «Бурят-Монгольская правда». С 1954 года Калашников — сотрудник газеты «Бурят-Монгольский комсомолец». Получил среднее образование в вечерней школе.
В 1959 году журнал «Свет над Байкалом» публикует первый роман Калашникова «Последнее отступление» о гражданской войне в Забайкалье. Главные герои романа — жители его родного села Шаралдай. Далее последовали повести «Подлесок» и «Через топи». Калашникова принимают в Союз писателей СССР.
С 1963 года по 1965 год по направлению Союза писателей Бурятии Калашников учился на Высших литературных курсах в Москве. В 1965 году был избран ответственным секретарем правления Союза писателей Бурятской АССР.
В 1970 году публикуется роман «Разрыв-трава». Роман описывает жизнь семейских в первой половине XX века. «Разрыв-трава» был напечатан в «Роман-газете», а затем в издательстве «Современник». За этот роман автор получил Государственную премию Бурятской АССР. В 1973 году Калашникову было присвоено звание «Народный писатель Бурятии». По роману был поставлен спектакль на сцене Русского театра драмы.
В 1978 году был издан роман «Жестокий век».
В 1979 году Мосфильм снял художественный фильм «Крик тишины» по повести И. К. Калашникова «Расследование». Калашников был автором сценария фильма.
Другие работы: «Не поле перейти» (1982 год), повести «Деревцу — расти» (впоследствии выходила под названием «Подлесок») (1962 год), «К людям» (1964 год), «Через топи» (1966 год), «Расследование» (1978 год), многочисленные новеллы.
Произведения Калашникова переводились на бурятский, немецкий, туркменский, чешский, эстонский языки.
Тяжелые испытания и беды легли на плечи маленького монгола еще не достигшего совершеннолетия. Этот периоды жизни произвел на Тэмуджина неизгладимое впечатление, и повлияли на формирование личности. Основной отпечаток на формирование его характера наложила мать — святыня, центр притяжения в семье, она одна воспитывала детей, она героическими усилиями спасла детей и семью от голодной смерти. Он осознал, что значит быть лишенным всего и бороться за свое существование. Он стал большим реалистом и трезво оценивал ситуацию. Долг отца лег на сына, а жена отвечает за мужа. Тэмуджин, который родился в эпоху взаимного истребления различных степных племен, не унаследовал от отца не скот, не слуг, неверных ему людей. Зато в наследство ему осталась вражда, посеянная его предшественниками и те, кто искал расплаты, сеяли новые семена вражды, которая могла быть смыта лишь кровью…
Он молод и дерзок, но не безрассуден. Никто другой не смог бы подняться из нищеты в ханы, сокрушая на своем пути к власти людей могущественных и сильных. Он предавал их жестокой казни только за то, что они хотели жить по обычаю отцов и дедов. Главные задачи, стоящие перед ним: найти сильных покровителей, чтобы их не уничтожили недоброжелатели, для этого необходимо привлечь на свою сторону как можно больше людей и вернуть могущество роду Борджигинов, потомкам славного Хабула. Его цель — объединить все существующие племена монголов…
Это была самая крупная империя, включавшая в себя самую большую в мировой истории смежную территорию. Она простиралась от современных Польши на западе до Кореи на востоке, и от Сибири на севере до Оманского залива и Вьетнама на юге.
Осенью 1206 года в месте, где берет свое начало река Онон, у подножия хребта Хэнтэй, на курултае был выбран Великий хан всех монголов. Им стал Тэмуджин, сын Есугея-багадура и Оэлун, отважный воин, одержавший множество побед, и не раз обманувший смерть. Чингисхан (имя которое он присвоил себе лишь в 51 год) величайший завоеватель в мировой истории. Он вошёл в нее как предводитель монголов (годы правления 1206–1227), несущихся из степей, который покорил величайшие цивилизации с помощью одной только кавалерии и собственной хитрости. Он гениальный полководец, но жестокий и беспощадный тиран. Он разрушал целые города, убивал людей тысячами и ответственный за гибель примерно 40 миллионов человек. Он безжалостный варвар заработавший репутацию кровожадного воина и провидца, политика и убийцы. «Самая большая радость... в том, чтобы пригнуть к земле врага, захватить все, что у него есть, заставить его женщин рыдать и обливаться слезами, в том, чтобы сесть на его откормленного коня и превратить животы его любимых жен в постель для отдыха»... Но он был не совсем безжалостен. Он предпочитал побеждать без боя, просто используя свою репутацию, так что он всегда давал своим врагам шанс сначала присоединиться к своей империи. Приказ великого монгола был прост — присоединиться к нему или умереть. Великая личность правителя Золотой Орды до сих пор остаётся загадкой для многих историков, однако эта потрясающая биографическая драма проливает свет на многие подробности из жизни самого известного и талантливого вождя всех времён и народов. Человека, которому доверяли, любили и боялись. Человека, обладающим лидерскими качествами и неукротимым стойким боевым духом.
Перед Вами историческая эпопея в двух частях о прошлых событиях на закате ХII (гонимые: ок. 1154 — весна 1196; история выживания и становления Тэмуджина, будущего Чингисхана) и заре XIII (гонители: 1198 — осень 1227; история завоевательных походов и создания империи Чингисхана) веков, о людях вершивших ее и народах переживших все это, о тех людях, которые оставили свой неизгладимый след на земле. Мы проходим весь путь восхождения к власти и жизнь легендарного Чингисхана (ок. 1155 или 1162 — 25 августа 1227): становления личности, мотивация его поступков, сомнения, размышления от маленького мальчика Тэмуджин, к «Великому», грозному и могучему, который сам когда-то был рабом хана…
Предлагаю окунуться в эпическую сагу, вернувшись к истокам, когда было положено начало для масштабных захватнических войн в то неспокойное жестокое время, как с монгольской стороны все было устроено. Это психологический роман о борьбе за власть и разрушении личности путем усиления степени мстительности, злости и жестокости, перед нами жизнь, обычаи, традиции монголов — истории монгольского народа, родителей и семьи будущего завоевателя — Сотрясателя Вселенной. На глазах читателя происходит разрушение личности. Мстительность и злоба, которая с годами проявляются все острее. Желание стать единственным правителем вселенной толкает к новым и новым кровавым завоевательным походам. Населив роман многими героями, писатель значительное место отвел людям из народа, ярко показал страдания, которые принес им жестокий век, и в то же время подчеркнул их силу, их волю к свободе и к созиданию, широко раскрыв нравы, обычаи и характеры людей проживающих на данных территориях.
«Восемь веков прошло с тех пор, как в монгольских степях появились гордые и смелые племена кочевников. Эти люди на своих неутомимых лошадях перемещались по бескрайним степям в поисках лучших пастбищ. Но племен становилось все больше, и тесно им стало в степи. Начали монголы вести междоусобные войны и захватывать все большие пространства. Среди монгольских племен было множество родов, живших обособленно один от другого. В каждом роде царили свои законы. И часто воевали представители родов друг с другом: «Племена кидаются друг на друга, как голодные собаки» и часто гибли правители от рук врагов, но «Местью ничего не исправишь. А жить прошлым – значит уподобиться лошади, скачущей вокруг столба коновязи: как ни бежит, остаётся на одном месте»... Не он ищет войну, она ищет его. И так будет всегда, пока мир не покорится одному владетелю. «Но какой бы длинной зима ни была, за ней следует весна... все на свете, достигнув вершин, возвращается к прежнему своему состоянию».
Эпический роман «Жестокий век», который оставил нам Исай Калашников, — это красивый и необычный слог, множество доселе неизвестных исторических фактов, глубокие и характерные герои и захватывающие сюжеты. Он описывает великие события, которые оказали громадное влияние не только на судьбу монгольского народа, но и на судьбы других государств. Автор на примере одного человека показывает, насколько одновременно, человек силен и слаб во все времена. Читайте книгу «Жестокий век» Исай Калашников и погружайтесь в тайны мировой истории».
Книга замечательная!
Исай Калашников очень точно и, возможно, даже дотошно подошёл к исторической канве повествования — все значимые повороты биографии Тэмуджина (Темучин, Темучжин, монг. Тэмүжин) из рода Борджигин, ставшего впоследствии Чингисханом, в романе отражены с нужной степенью достоверности и соответствия официальной биографии. Т.е. тут подвохов нет, с историей всё в порядке.
Наиболее значимым и интересным мне показалось последовательное сопровождение автором внутреннего мира Тэмуджина. Мы сводим своё знакомство с будущим Великим ханом ещё когда его самого нет и в помине роман начинается с похищения будущим отцом Тэмуджина Есугеем его матери Оэлун.
Такое начало романа оправдано вдвойне — во-первых, мы сразу погружаемся в историю родительской семьи Чингизхана, а во-вторых, оказываемся в самой гуще нравов монгольской действительности, которыми жили монгольские кочевые племена в конце XII века от р.х. И по мере взросления Тэмуджина мы всё больше и больше узнаём о суровых обычаях и фактически нормах жизни в монгольской степи. Ну и заодно получаем богатейший фактологический материал для понимания психологического портрета будущего Великого хана. По сути можно перефразировать русскую пословицу и получить на выходе «Или хан, или пропал».
Тэмуджин по мере взросления закаляется в противостояниях с многочисленными недругами и даже личными врагами, выкручивается из самых сложных жизненных коллизий, и сила его духа такова, что каждый раз он выходит из этих реальных или чисто военно-политических схваток и сражений победителем, каждый раз он в конце-концов выворачивает самое неудобное и порой едва ли не пагубное своё положение на пользу себе. Однако его амбиции простираются значительно шире личного богатства и благополучия, и потому Тэмуджин всё больше обретает военно-политический вес и всё больше народов склоняются к повиновению ему и его племени и роду.
Пересказывать ход исторических событий и биографических сведений нет смысла, лучше всего прочитать всё это в романе, потому что Исай Калашников сделал это отличным литературным стилем: богатый образный язык, череда чисто повествовательных моментов и эпизодов с проникновениями внутрь мыслей и чувств героев и персонажей романа делают книгу богатой и достоверной ещё и не только с позиции совпадения с официальными историко-биографическими сведениями, но и с психологической стороны тоже.
И знаете, после прочтения романа я понимаю монголов, поставивших Великому монгольскому хану памятник и почитающего Чингисхана как великого монгольского правителя.
Да, пожалуй, соглашусь и с нью-йоркским журналом «Тайм», объявившем в 2000 году Чингисхана человеком тысячелетия...
Сильно написанный и « жестокий» роман. Жестокий по ассоциации с названием, да и как так не назвать, если это было время объединения монгольских племен под жесткой рукой того, кого потом назовут Чингиз- хан. Когда его читал, понимал второй раз окунутся в дебри истории и названия племен, народностей вряд ли смогу.
Причем в отличии от Яновского « Чингиз-хана « она значительно более подробна и достовернее. Чем не грешит эта книга так это очернением. Да Чингиз-хан был жесток, но автор не сделал его этаким демоном во плоти. Это был человек своего времени и на своем месте. Деспотичен, жесток, властен — но без него не было бы объединения монголов и в историю не вошло бы монгольское иго, падения Китая , Средней Азии, Кавказа, Руси и стран Восточной Европы. С его жесткой руки началось то время, которое в истории назвали « Жестокий век».
страшный монгольский каган, половину обитаемого мира поставивший под свой туг, не дает покоя писателям уже не первый век.
даже люди, чья историческая память никак не связана с Чингисханом и его деяниями, часто бывают заворожены этой фигурой, потому пишут про великого полководца и французы и американцы.
но кто напишет про уроженца южной Сибири лучше, чем бурят?
конечно, при условии, что бурят наделен литературным даром и исторически подкован?
в Исае Калашникове сошлись все три условия.
писатель досконально изучил историю жизни Чингисхана, связанные с ним легенды и предания.
а еще он знал степь.
в юности трудившийся пастухом, живший в тех же самых местах, где разворачивалась почти тысячу лет назад кровавая история становления Потрясателя Вселенной, Калашников сумел сделать далекий, в общем-то чуждый для большинства своих читателей мир, таким настоящим, таким одушевленным и овеществленным, что в него не просто веришь, в нем начинаешь жить.
мы узнаем, как пахнет раскаленная солнцем бесконечная равнина и как заливаются в синем небе птицы, и как искать укрытия от пронизывающих ветров в тени гор, как не замерзнуть в буран, как добывать съедобные растения, если ты брошен на погибель...
перед читателем долго будет разворачиваться панорама жизни Великой Степи.
как жили ее обитатели, что ели, что пили, как говорили с другом и как с врагом, чего боялись и что ненавидели.
и как воевали, убивали, грабили, изводили под корень, равняли по тележную чеку, заковывали в дубовые канги, варили живьем в котлах, рвали конями, ломали хребты.
общий сюжет романа следует «Сокровенному сказанию монголов», и биография Темуджина/Чингисхана не несет никаких авторских откровений в смысле сюжета, но повествование, сочное, насыщенное деталями, изложенное живым, но чуть несовременным языком (между собой герои и вовсе говорят стилизовано, сплошь начиная свои речи с поговорок, загадок, аллегорий, торжественных вступительных фраз и тп.) затягивает и не оставляет никаких сомнений что «все было именно так».
Калашникову совершенно веришь, когда он пишет, что Ван-хан считал Темуджина своим сыном по духу, Джамуха был своего рода романтиком героической старины, Даритай — всплескивал ручками, Чиледу не тронул доставшуюся ему в жены молодую женщину-пленницу, Боорчу не обходился без присловья «когда я был маленьким, моя бабушка говорила мне», и что у Темуджина был такой не то друг, не то слуга Хо, который потом служил переводчиком в китайской администрации.
герои кажутся совершенно живыми, а из-за продолжительности книги с ними сживаешься, и они становятся если не родными, то уж точно хорошо знакомыми.
есть в книге, особенно в первой ее части — «Гонимых» некоторая монотонность, определенное однообразие сюжетных поворотов.
нойоны и ханы беспречь заключают вечные договора, которые нарушают уже через год, люди то попадают в плен, то сами становятся пленниками.
один хан разбил другого, и забрал его людей и кочевья.
третий хан разбил его, и забрал его людей и кочевья.
первый заключил союз со вторым и разбил третьего, и забрали они его людей и кочевья.
нойоны откочевали, вернулись, откочевали снова и снова вернулись.
а простолюдины все мнут кожи, валяют войлоки и пасут овец.
такова жизнь.
такой она была сотни лет до Темуджина, и такой же оставалась сотни лет после него.
Великая Степь с ее суровой природой и жестокими людьми, едва ли не главный герой книги, порой оттесняющий в сторону самого Темуджина, и в этом есть определенная историческая справедливость — хан был великим человеком, но совершенное им не было бы возможно, не опирайся он на дремавшую до этого дикую силу и жестокость Степи.
порой кажется, что автор оправдывает, обеляет своего героя, как просто «жестокого человека из жестокого времени».
выходит так, будто бы парень по молодости хлебнул горя и оттого сердцем очерствел.
почему-то думается, что сжиравший его огонь честолюбия и властолюбия был много сильнее, иначе так и закончил бы он жизнь нойоном племени, даже сумев подняться из рабов.
и в рабство Темуджина обратили не потому, что «не любили», а за убийство старшего брата, которого они с «человекоядцем» младшим Хасаром зарезали, когда им было лет 12-13.
да мир его жесток, и веселый Джамуха варит пленников в котлах заживо, симпатичный Кучулук свергает тестя, распинает мусульман на воротах мечети и убивает, не моргнув глазом, жену.
но так было всегда, Чингисхан же стирал с лица земли целые народы, и тем вошел в историю.
не каждый до того очерствеет сердцем, если его заставят мять кожи.
и Субудая, лучшего ханского полководца, а возможно и лучшего военачальника всех времен, в книге как будто нет, хотя он там и есть...
но так критиковать можно, только если готов написать книгу не хуже, а это вряд ли кто-то сделает.
во второй части, когда Темуджин становится Чингисханом и начинает свои походы, навсегда изменившие мир, темп действия ускоряется, если раньше целые главы уходили на рыбную ловлю или изготовление стрел, то сейчас за главу рушатся две-три древние твердыни, чьи властители недооценили «дикаря из степей».
действие начинает пересекаться с трилогией Яна и оттого яркость восприятия чуть теряется, трудно читать о тех же событиях, изложенных чуть иначе, с участием других вымышленных героев.
но тем, кто «Нашествие монголов» месяц назад не читал, это пересечение не покажется недостатком.
Чингисхан стареет, становится все более жестоким, боится смерти...
смерть придет за ним так же, как и за всеми, и уравняет отмеченного Небом с людьми обыкновенными.
но у юрты Джучи уже играют в игру «хан и данники у его ног» два сына — Орду и Бату.
и еще многие века жизнь множества народов будет зависеть от воли ханов из войлочных юрт.
большая и жестокая книга о великом и жестоком времени и о великом и жестоком человеке.
несколько старомодная, порой тяжеловесная, порой слишком уж ударяющаяся в этнографию.
но ничего лучше про монголов я не встречал.
книга закончилась, но с ней некоторое время еще живешь, и видишь — выжженная солнцем, иссушенная ветрами равнина, которой нет конца.
и от края до края идет войско, тумен за туменом.
низкие лохматые кони, туго натянутые луки, кривые мечи, копья с крюками.
звериный оскал на скуластых, тоже опаленных солнцем и ветрами лицах.
не будет пощады.
так повелел Чингисхан.
Роман хорош прежде всего тем, что, несмотря на название (хотя и в нем «жестоким» назван век в целом), автор не особо ведется на разного рода «черные легенды» о Чингис-хане и монголах в целом, каковых легион.
Типа «уничтожения целых народов» (каких? даже его кровников-татар порубили не всех или может, кому-то жалко тогдашних террористов-исмаилитов?), «невероятной жестокости» (что было необычного для 13 века?), «тысячах туменов саранчи» (Калашников называет реальные числа воинов и акцентирует внимание на том, что и Цзинь, и Хорезм имели преимущество) и так далее.
Все это идет во многом от европейских историков, которым элементарно завидно, что великие дела в ту эпоху вершились на Востоке, а борьба пап с императорами и крестовые походы напоминали возню в песочнице. А скажи им, что Чингис по масштабу превосходит Цезаря и Карла Великого — заколдобятся...
Монголы побеждали за счет нетипично четкой для феодальной эпохи структуры власти, закона и армии, а также важнейшего для того времени козыря в виде веротерпимости. Религия тогда стояла выше национального самосознания, и то, что монголы признавали всех богов, привлекало к ним больше, чем к правителям типа Кучулука или крестоносцев.
Поэтому объективен авторский взгляд на Чингиса как прежде всего политика, который аккумулировал энергию народа для решения актуальной задачи единения степи (Калашников последовательно показывал, что свары нойонов людей достали) и дальнейшие войны вел во многом «по инерции». Что поделать, сила кочевника — в движении!
Также очень хорошо показано, как власть меняет человека даже против его воли. Чингис может взять в жены любую красавицу, но прежние друзья становятся все дальше и даже сыновья не могут их заменить. Одиночество — его трагедия как правителя, как и невозможность обеспечить себе вечную жизнь, о чем ему поведал китайский мудрец.
Кстати, в мудром Китае с именем Чингис-хана и династии Юань связывают не некое «иго», а результат — окончательное объединение страны, что было, безусловно, благом. Перед монголами были царства Цзинь, Сун и Ся, которые еще и воевали между собой, а после Китай не распадался вплоть до Второй мировой.
Тут еще упоминают Яна, его книги по теме неплохи, хотя штампов там побольше, да и самого Чингиса маловато. А вот в книге Л.Гумилева «Древняя Русь и Великая Степь» есть очень интересный анализ «Сокровенного сказания» и других источников. Если кому-то интересны подробности биографии Тэмуджина — самое то.
Монотонно, как ветер в степи, звучит моринхур — монгольская «скрипка». Сказитель тянет речитативом бесконечное, как сама Великая степь, сказание — «Сокровенное сказание монголов» о рыжебородом Чингис-хане:
Смелой родилась наша мать-Учжин.
Чад своих благословенных вот как растила:
С лыковым лукошком в степь уйдет,
На варево деткам корней накопает,
Корней судун да корней кичигина.
***
Черемухой да луком вскормленные
Доросли до ханского величия.
Конечно же, такой резкий взлет — от «корней судун» до ханского величия — прямо-таки просится в роман. И Исай Калашников с удовольствием использует открывшуюся возможность сплести длинное повествование об унижении и власти, о дружбе и предательстве. Нет, не одно повествование — в его романе уживается множество историй, переплетенных в сложный узор. В центре внимания, конечно же, путь Темучина — Чингисхана. Главный герой меняется, проходя путь от обездоленного юнца, заносчивого и трусоватого (чего уж греха таить!), до безжалостного правителя степной империи. На своем опыте он постигает чеканные макиавеллистские максимы: «Не родство, не дружба удерживают людей под одной рукой. Страх. Всели страх в сердце человека, и он твой раб. Страх заставляет покоряться и повиноваться. Кто не боится тебя, тот становится твоим врагом». Следить за процессом было крайне познавательно.
Но и боковые линии не менее интересны. Сюжет создания нового государства вовлекает в свой водоворот многие жизни: веселого болтуна Тайчу-Кури; бежавшего из степей пленника-китайца Хо; высокородного нойона, темучинова побратима Джамуху; и даже самого «пресвитера Иоанна» — кереитского хана-христианина Ван-хана. Из этой компании Тайчу-Кури наиболее симпатичен, с его-то жизнерадостным и мудрым стоицизмом: «Если меня ругают, я всегда говорю себе — хорошо, что не бьют, когда бьют — хорошо, что не ломают кости, а ломают кости — хорошо, что в живых оставляют. Так говорю себе и всегда доволен бываю. Пока жив, все можно пережить и наладить». Столь же интересен, хотя и совсем не симпатичен, шаман Теб-тэнгри, этакий степной Ришелье. Без него не бывать бы Темучину Чингисханом! Внимание привлекает и Джучи, который здесь фигура трагическая, «кукушонок» среди чингизидов. А вот Ван-хан и особенно Джамуха очень уж подходят под описание, данное циничным флорентийцем: «неблагодарны и непостоянны, склонны к лицемерию и обману»... Но и они — не опереточные злодеи, психология предателя Джамухи прорисована так же тщательно, как и у центрального персонажа.
Роман Исая Калайшникова прекрасно дополняет великолепную трилогию Василия Яна, показывая, как началось то, что закончилось пожарами Рязани, Владимира, Киева...
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательская работа на тему: « Художественная символика в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».
Роман Фёдора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание» является одним из лучших произведений писателя. Значительное место в художественном мире Достоевского занимают символические образы. До...
Исследовательская работа по роману Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание" на тему "Опыт современного прочтения романа Достоевского "Преступление и наказание"
Федор Михайлович Достоевский – пиФедор Михайлович Достоевский – писатель чрезвычайно индивидуальный. У негосвое , очень отличное от других классиков русской литературы от...
Исследовательская работа КУЛИНАРНЫЙ АНТУРАЖ В РОМАНЕ А. С. ПУШКИНА «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН»
Актуальность исследовательской работы на сегодняшний день. «Кулинарный антураж в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин»» проводится в рамках учебной деятельности по литературе в...
Исследовательская работа по теме: "Фразеологизмы, их типы и стилистические функции в романе М. А. Шолохова «Тихий Дон»»
Объектом исследования данной работы служат «фразеологические единицы», которые используются писателями в художественных произведениях.Михаил Александрович Шолохов, замечательный русский писатель, лаур...
Научно-исследовательская работа по литературе. Образ Наполеона в романе Л.Н.Толстого "Война и мир".
В данной работе представлены материалы исследования текста романа Л.Н. Толстого "Война и мир". Путем анализа мнений главных героев о Наполеоне, анализа характеристик, которые дает этому историче...
Защита научно-исследовательской работы по литературе. Образ Наполеона в романе Л.Н. Толстого "Война и мир".
Данные материалы составлены для представления научно-исследовательской работы на конференции. Вниманию пользователей сайта представляю презентацию "Развенчанный герой", в которой показана эволюция обр...
ТРКМ. Смысловое чтение. Информационно-коммуникативная технология. Проблемный диалог с элементами исследовательской работы (по роману Ф. М. Достоевского «Бедные люди»).
Образы Макара Девушкина и Варвары Доброселовой в романе Ф. М. Достоевского «Бедные люди»...