Программа (проект) развития этнокультурного образования Филиала МАОУ Каскаринской СОШ «Янтыковская СОШ»
проект
Программа (проект) развития этнокультурного образования
Филиала МАОУ Каскаринской СОШ «Янтыковская СОШ»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2.programma_razvitiya_etnokulturnogo_obrazovanya_yantykovskoy_sosh.docx | 19.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа (проект) развития этнокультурного образования
Филиала МАОУ Каскаринской СОШ «Янтыковская СОШ»
В условиях прогрессирующей культурной глобализации в поликультурных районах возникает опасность утраты культурного наследия, а в социально-психологическом аспекте взрослеющая личность оказывается в неустойчивом проблемном состоянии, в котором испытывает затруднения в развитии своей этнокультурной идентичности. Таким образом, определяется необходимость разработки программы развития этнокультурного образования и воспитания. Этнокультурное образование в условиях сельского социума призвано решить двуединую задачу: освоение молодым поколением своей национальной культуры и воспитание уважения к ценностям других культур. Одним из направлений программы является воспитание нравственной личности на высоких достижениях, ценностях и традициях татарского народа.
Цель программы: содействовать формированию и развитию национального самосознания и этнической толерантности детей и подростков в условиях образования и воспитания.
Задачи программы:
1) научно-исследовательские задачи: выявить и использовать воспитательный потенциал народной педагогики, национальной литературы, национальной музыки, народных обычаев, традиций, праздников, обрядов и национальной культуры как средства формирования и развития национального самосознания и этнической толерантности личности детей и подростков, разработать и внедрить инновационные проекты, инновационные разработки, дидактические средства, нацеленные на обеспечение образовательно-воспитательного процесса такими субъективно-личностными образованиями, как общая культура личности, национальное самосознание и гармоничное существование человека в обществе и окружающей природной среде.
2) образовательно-воспитательные задачи: помочь детям и подросткам освоить культурные традиции своего народа, глубинные связи поколений;
способствовать обогащению детей и подростков национальным опытом ненасильственного сосуществования с природой и социумом;
ориентироваться на понимание детьми и подростками механизмов развития культуры и возникновения этнокультурного многообразия, связи их с организацией жизни общества, воспитывать психологическую готовность правильно (без страха, а значит, без агрессии) воспринимать этническое и культурное многообразие человеческого сообщества, используя механизм формирования культурной толерантности.
Направления воспитательной деятельности:
- изучение истории, традиций, культуры своего народа;
- изучение государственной символики своего региона;
-изобразительное искусство (живопись, декоративно- прикладное искусство);
- национальные праздники татар;
- хореография;
- народные песни, игры;
-музыка (национальные музыкальные инструменты);
- дни национальных культур;
- фестивали народных искусств;
- конкурсы;
- выставки.
Ожидаемые результаты:
-Совершенствование деятельности школьных музеев как эффективного средства духовно-нравственного, патриотического и гражданского воспитания учащихся;
-Создание нормативно-правовой базы организации школьных музеев;
-Организация поисково-исследовательской работы, способствующей развитию социальной активности школьников и формированию этических норм поведения в данной культурной среде;
-Создание фольклористической библиотеки;
-Документирование общественных процессов на основе вещественных памятников;
-Организация экскурсионно-просветительской работы.
Реализация программы.
Приобщение к народным ценностям начинается с первого класса. Рабочие программы по предметам составлены с учетом этнокультурных особенностей при возможности их включения в содержание урока. С самых первых дней обучения учителя на своих уроках раскрывают этнокультурные особенности татар. Например, на уроках внеклассного чтения параллельно с русскими народными сказками изучаются татарские народные сказки. Изучая темы, на уроках «Окружающего мира», дети знакомятся с природными и культурными памятниками своего региона. Широкие возможности раскрытия этнокультурных особенностей представляется возможным на предмете «Технология (труд)», где обучающиеся могут получить представление о декоративно-прикладном искусстве народов. Национальные игры и развлечения являются составной частью любой национальной культуры, поэтому целесообразно знакомить детей с национальными видами спорта, играми на уроках физической культуры, а также во время организации динамических пауз в помещении и на свежем воздухе.
Внеурочная деятельность дает широкую возможность познакомиться с играми, традициями, обычаями, праздниками народов, проживающих на территории региона.
Чтобы соответствующая работа была успешной, педагог должен систематически применять на уроках материал, основанный на этнокультурных особенностях своего региона.
Уроки родного татарского языка несут в себе огромный потенциал воспитательных задач. На уроках дети общаются на родном языке, знакомятся с известными людьми, национальными праздниками песнями и произведениями татарских поэтов и писателей. Не однозначна роль внеклассных мероприятий, классных часов, школьных праздников, которые мы проводим на татарском языке. Дети активно участвуют в конкурсах, викторинах, КВНах на татарском языке. Участвуя на культурологических и культуроведческих мероприятиях, дети получают призовые места.
В этнокультурном направлении работает наш школьный музей, где учащиеся ведут поисковую работу.
Выявлению и развитию молодых талантов способствует тесное сотрудничество с ДШИ «Ритм». Дети учатся музыкальной грамоте, хореографии и танцам, изучают фольклор, участвуют на муниципальных, региональных мероприятиях.
Мы огромное внимание уделяем формированию национального самосознания учащихся, стараемся как можно больше традиционных праздников проводить на родном татарском языке. Участие в общешкольных мероприятиях помогает выявлять творчески способных детей: красиво поющих, рассказывающих стихотворения, танцующих и ведущих праздничные концерты и вечера.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«ДОМИСОЛЬКА» ПРОГРАММА МУЗЫКАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ В ШКОЛЕ РАННЕГО РАЗВИТИЯ
Обучающая программа «Домисолька» ориентирована на развитие музыкальности детей, начиная с 4-летнего возраста, поскольку современная наука признает раннее детс...
Программа "Сенсорное развитие" (дополнительное образование для детей 5-6 лет)
Для детей дошкольного возраста сенсорное воспитание – это залог успешной, познавательной деятельности. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания ...
Статья "Школьная лига Роснано: инновационный проект развития современного образования" (региональная конференция 2015г.)
Статья "Школьная лига Роснано: инновационный проект развития современного образования" (региональная конференция 2015)...
Реализация Концепции развития этнокультурного образования
Школа является Республиканской опорно-методической площадкой при КРИРО по реализации этнокультурной составляющей образования. В статье представлен опыт работы школы по внедрению проекта «Реализа...
Сетевые форматы деятельности Центра гражданского образования «Успех» МАОУ СОШ № 32 г. Томска: проекты, программы, события.
Гражданское образование – это одно из важнейших звеньев системы образования и оно является сегодня объектом пристального внимания педагогов, философов, политиков всего мирового...
образовательный проект развития математического образования в СОШ № 19
Проект разработан группой учителей школы № 19 под руководством Хальхаевой Л.В. Развитие математического образования предполагает интеграцию урочной и внеурочной деятельности....
Всероссийская научно-практическая конференция «Поликультурное и этнокультурное образование: достижение стратегических ориентиров» (секция «Включение этнокультурного компонента в основную образовательную программу образовательной организации»)
Мы, группа учителей английского и бурятского языков, в феврале 2021 года приняли участие в работе секции «Включение этнокультурного компонента в основную образовательную программу образовательно...