программа по внеурочной деятельности "Литература Дона" 10 класс
рабочая программа (10 класс)
программа по внеурочной деятельности "Литература Дона" 10 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_kursu_literatura_dona.docx | 37.77 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
города Ростова-на-Дону «Школа № 81»
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ «Школа № 81»
__________ / Н.В. Берекчиева/
Приказ № 150 от 31.08.2020
Рабочая программа
на 2020/2021 учебный год
Образовательная область: | филология | |
Предмет: | литература Дона | |
Класс: | 10 Б | |
Учитель: | Мрыхина И.С. |
РАССМОТРЕНО Председатель ШМО учителей Русского языка и литературы _________________/ Е. А. Шпак/ Протокол № 1 от 30.08.2020 | СОГЛАСОВАНО Председатель НМС МБОУ «Школа № 81» ______________ Л.А. Фатеева/ Протокол № 1 от 31.08.2020
|
г. Ростов-на-Дону
2020 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Рабочая программа внеурочной деятельности по филологии «Литература Дона» для 10 классов МБОУ «Школа № 81» составлена в соответствии с Основной образовательной программой неурочной деятельности МБОУ «Школа № 81».
Данная рабочая программа рассчитана на преподавание курса в 10 классе в объеме 1 час в неделю. Всего по учебному плану —35 часов. (35 учебных недель). Описание учебно-методического комплекта Сведения о программе, на основании которой разработана рабочая программа: Рабочая программа разработана на основе стандарта литературного образования для 10-11 классов, в соответствии с программой «Региональный (казачий) компонент государственного стандарта общего образования.», рекомендованной Редакционно-издательским советом ГОУ ДПО «Ростовский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования». Разработчики: В.В. Антонов, Ш.И. Атанасова, Г.С. Бибик, Т.А. Бутенко, О.Г. Веряскина, А.Н. Колиниченко, Л.В. Куприянова, Т.И. Павлова, В.Я. Рыбникова, С.Н. Рябухин, С.А. Сафонцев, С.Ф. Хлебунова, Н.А. Шамшина, А.Б. Эртель; - Ростов,2005 Сведения об учебнике: Рабочая программа ориентирована на учебники: 1.Край родной в художественной литературе: Учебное пособие для учащихся 9- 11 классов общеобразовательной школы./ автор Небратченко В.Б., Яцык В.Д./ - Ростов-на-Дону: Издательство «БАРО-ПРЕСС», 2017. 2.Литература Дона: Хрестоматия для чтения в 10-11 кл.- Ростов-на-дону: ЗАО «Книга», 2015. Пособия рекомендованы Министерством общего и профессионального образования Ростовской области. Составлены на основе регионального компонента государственного стандарта общего образования по литературе. Используются произведения донских писателей и общенациональных классиков о Доне, перекликающиеся темами, идеями, жанрово-художественными особенностями с литературой базового курса
Цели курса на базовом уровне среднего (полного) общего образования: обогащение духовного мира учащихся через приобщение к лучшим образцам художественной литературы Дона и о Доне, воспитание у школьников готовности к самопознанию и самосовершенствованию национального самосознания, толерантности в условиях многонационального региона, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к нравственным ценностям донской культуры, развитие читательской культуры и потребности в самостоятельном чтении художественной литературы Дона и о Доне.
Выполнению намеченных целей будет способствовать реализация следующих задач:
- развитие культуры читательского восприятия художественного текста, понимание исторической и эстетической обусловленности историко-литературного процесса, роли в нём региональной литературы в целом и литературоведческих источников в частности;
- совершенствование умений анализа и интерпретации художественного произведения региональной литературы как художественного целого в его историко-литературной и культурной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний;
- расширение эстетического кругозора учащихся через формирование умения соотносить нравственные идеалы произведений общероссийской и региональной (донской) литературы, выявлять их сходство и регионально обусловленное своеобразие художественных решений;
- совершенствование речевой деятельности учащихся на русском литературном языке, понимание языка донских диалектов и его функции в художественном произведении.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Личностные
- совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к малой Родине, народно – поэтическому наследию Дона, уважительного отношения к русской литературе;
- самоопределение и самопознание, ориентация в системе личностных смыслов на основе соотнесения своего «я» с художественным миром авторов и судьбами их героев.
Метапредметные
Регулятивные
- определять цель, проблему в деятельности;
- выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально;
- планировать деятельность, используя ИКТ;
- работать по плану, сверяясь с целью, находить и исправлять ошибки, в том числе самостоятельно, используя ИКТ;
- оценивать степень и способы достижения цели, самостоятельно исправлять ошибки.
Познавательные
- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
- пользоваться словарями, справочниками;
- осуществлять анализ и синтез;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения;
Коммуникативные
- излагать своё мнение (в монологе, диалоге, полилоге), аргументируя его, подтверждая фактами, выдвигая контраргументы в дискуссии;
- понимать позицию другого, выраженную в явном и НЕявном виде (в том числе вести диалог с автором текста);
- различать в речи другого мнения, доказательства, факты, гипотезы, аксиомы, догматы, теории;
- корректировать своё мнение под воздействием контраргументов, достойно признавать его ошибочность;
- создавать устные и письменные тексты для решения разных задач общения;
- осознанно использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения и коммуникативной задачей;
- организовывать работу в паре, группе (самостоятельно определять цели, роли, задавать вопросы, вырабатывать решения);
- преодолевать конфликты: договариваться с людьми, уметь взглянуть на ситуацию с позиции другого;
- использовать ИКТ как инструмент для достижения своих целей.
Предметные.
- анализировать и оценивать произведение как художественное целое;
- выявлять отношение автора к изображаемому и давать произведению личную оценку;
- пересказывать узловые сцены и эпизоды изученного произведения;
- давать развернутые, аргументированные ответы на конкретные вопросы о сюжете произведения и его составляющих;
- писать отзыв о самостоятельно прочитанном тексте;
- составлять рассказ об авторе книги;
- подготовить доклад, сообщение, эссе об авторе и его произведении;
- выразительно читать произведения и его фрагменты, в том числе выученные наизусть;
- делать обзор публикаций по литературному краеведению и анализировать их;
- работать со справочной и критической литературой;
- читать осмысленно и выразительно поэтические и прозаические произведения писателей Дона и о Доне;
- находить и самостоятельно читать об истории Донского края, о культурных традициях населения Дона – донских казаках;
- составлять отзыв о прочитанных произведениях;
- находить в словарях Донских говоров значения диалектных слов и выражений;
- воспринимать и чувствовать настроение автора и понимать поэтическое слово как средство выражения чувств автора;
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Донские страницы в творчестве русских поэтов-классиков XIX века: А.С. Пушкин «Казак».
Поэты Дона XIX века: Н.В. Щербина. Стихотворения (1 – 2 по выбору)
Донские прозаики конца XIX – начала XX веков: А.П. Чехов «Палата №6»
Историческая проза: Д.Л. Мордовцев «Знамения времени» (фрагментарно), «Великий раскол» (фрагментарно), П.Н. Краснов «Цареубийцы» (обзор), Ф.Д. Крюков «Казачка», «Счастье» (по выбору), А.С. Серафимович «Фетисов курень», «Песни».
Поэзия: Н.Н. Туроверов «Искать я буду терпеливо», «Эти дни не могут повториться»; П.И. Туроверов «Мне белая сирень сегодня снилась»; Н.А. Келин «Какая странная судьба», «Убегают думы на далёкий север…», «Я пою беспредельность…», П.С. Поляков «Господь послал мне в дар любовь…»; П.Ф. Крюков «Дон», «Песня казака», «Мать»; Б.А. Кундрюцков «И дрожит в руке фуражка…»; А. Рогачев «Возвышение Андрея Рублёва».
Литература Дона и о Доне первой половины XX века
И.А. Бунин «Ковыль»; М.И. Цветаева «Дон», А.Н. Толстой «Хождение по мукам» (ч.II,III фрагментарно), М.А. Шолохов «Тихий Дон», «Поднятая целина», «Они сражались за Родину»
Писатели «шолоховского притяжения»
Донские эпопеи: Д.Петров (Бирюк) «Сказание о казаках» (обзор); М.Г. Шолохов-Синявский «Горький мёд» (1 произведение по выбору)
А.Знаменский «Красные дни», В.В. Карпенко «Тучи идут на ветер» (1 произведение по выбору)
Литература середины и второй половины XX века
Проза: А.В. Калинин «Эхо войны»; В.Семин «Нагрудный знак OST», «Цыган», А.И. Солженицын «Правая кисть».
Далёкое историческое прошлое в современной донской прозе: А.Корольченко «Атаман Платов», М.Астапенко «Подвиг дивный»
Поэзия: Л.Григорьян, Б.Примеров, Н.Скребов, Д.Долинский, И.Баранчикова, Б.Голотин и др. (произведения не менее двух авторов по выбору)
Литература XXI века
Остросюжетная проза: Н.Старцева «На свет любви. Южный роман», «Мне не больно. Северный роман» (обзор)
Литературная критика и литературное краеведение
Н.Доризо «Мой Пушкин», Э.Холодный «Натали», Д.Долинский «Степная Цирцея» (1 статья по выбору)
А.Гарнакерьян «Мой Лермонтов» (в сокращении), В.Смиренский «М.Ю. Лермонтов» (в сокращении) (1 статья по выбору)
П.Шестаков «Между днём и ночью. Размышления о Гоголе»
А.Айрумян «Лев Толстой и донские страницы»
А.И. Солженицын «Окунаясь в Чехова», С.Званцев «В городе, который любил Чехов» (по выбору)
Календарно-тематическое планирование по курсу «Литература дона» для 10б класса на 2020-2021 год
№ п/п | Дата | раздел | Тема | Кол-во часов |
Донские страницы в творчестве русских поэтов-классиков XIX века | 3 | |||
Введение | 1 | |||
А.С. Пушкин «Казак». | 1 | |||
Поэты Дона XIX века: Н.В. Щербина. Стихотворения | 1 | |||
Донские прозаики конца XIX | 6 | |||
А.П. Чехов «Палата №6» | 1 | |||
Историческая проза: Д.Л. Мордовцев «Знамения времени» (фрагментарно) | 1 | |||
«Великий раскол» (фрагментарно) | 1 | |||
П.Н. Краснов «Цареубийцы» (обзор) | 1 | |||
Ф.Д. Крюков «Казачка», «Счастье» (по выбору), | 1 | |||
А.С. Серафимович «Фетисов курень», «Песни». | 1 | |||
Литература Дона и о Доне первой половины XX века | 8 | |||
И.А. Бунин «Ковыль»; М.И. Цветаева «Дон» | 1 | |||
М.А. Шолохов «Тихий Дон» | 1 | |||
М.А. Шолохов «Тихий Дон» | ||||
М.А. Шолохов «Тихий Дон» | ||||
«Поднятая целина», «Они сражались за Родину» | 1 | |||
«Поднятая целина», «Они сражались за Родину» | ||||
А.Н. Толстой «Хождение по мукам» (ч.II,III фрагментарно) | 1 | |||
А.Н. Толстой «Хождение по мукам» (ч.II,III фрагментарно) | ||||
Писатели «шолоховского притяжения» | 2 | |||
Донские эпопеи: Д.Петров (Бирюк) «Сказание о казаках» (обзор); | 1 | |||
М.Г. Шолохов-Синявский «Горький мёд» (1 произведение по выбору) | 1 | |||
Литература середины и второй половины XX века | 3 | |||
Проза: А.В. Калинин «Эхо войны» | 1 | |||
В.Семин «Нагрудный знак OST», «Цыган» | 1 | |||
А.И. Солженицын «Правая кисть». | 1 | |||
Далёкое историческое прошлое в современной донской прозе | 2 | |||
А.Корольченко «Атаман Платов», | 1 | |||
М.Астапенко «Подвиг дивный» | 1 | |||
Л.Григорьян, Б.Примеров, Н.Скребов, Д.Долинский, И.Баранчикова, Б.Голотин и др. (произведения не менее двух авторов по выбору) | 1 | |||
Литература XXI века | 1 | |||
Остросюжетная проза: Н.Старцева «На свет любви. Южный роман», «Мне не больно. Северный роман» (обзор) | 1 | |||
Литературная критика и литературное краеведение | 7 | |||
Н.Доризо «Мой Пушкин», Э.Холодный «Натали», Д.Долинский «Степная Цирцея» (1 статья по выбору) | 1 | |||
А.Гарнакерьян «Мой Лермонтов» (в сокращении), | 1 | |||
В.Смиренский «М.Ю. Лермонтов» (в сокращении) (1 статья по выбору) | 1 | |||
П.Шестаков «Между днём и ночью. Размышления о Гоголе» | 1 | |||
А.Айрумян «Лев Толстой и донские страницы» | 1 | |||
А.И. Солженицын «Окунаясь в Чехова» | 1 | |||
С.Званцев «В городе, который любил Чехов» (по выбору) | 1 | |||
Написание эссе. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности 2 класс "Волшебный Компьютер"
Основной целью программы «Волшебный компьютер» является:Осуществление индивидуально-личностного подхода к обучению школьников;Начальное формирование и развитие логического мышления и прост...
Программа по внеурочной деятельности 7 класс
Программа кружка «Задачи прикладной направленности» 7 класс...
Рабочая программа по внеурочной деятельности (5 класс) "АНГЛИЙСКИЙ ТЕАТР"
Театральная деятельность или драматизация в наибольшей степени способствует снятию языкового барьера у школьников. Она способствует увеличению словарного запаса, развивает навыки говорения, доставляет...
Рабочая программа по внеурочной деятельности 5 класс "Оригами"
Программа по внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Оригами» разработана с целью формирования художественно-творческих способностей, развития эстетических чувств и предста...
Рабочая программа по внеурочной деятельности, 5 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности, 5 класс...
Рабочая программа по внеурочной деятельности 5 класс "Мы - славяне!"
Данный курс направлен на освоение исторического, фольклорного, литературного материалов и даёт возможность познакомиться с духовной жизнью и художественной культурой русского народа....