Рабочая программа по ОДНКНР
рабочая программа (5 класс)

Усаинова Альфия Биктимировна

Рабочая программа по ОДНКНР

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon odnknr_5.doc75 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 10»

города Когалыма (МАОУ «СОШ № 10»)

РАССМОТРЕНО

на заседании НМС

Протокол № 3

от «31» августа 2019г.

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР «СОШ № 10»

____________ Бабанина Н.В.

«31» августа 2019г.

Календарно-тематическое планирование (рабочая программа) по ОДНКНР

 за курс основного общего образования

Наименование учебного предмета    ОДНКНР

Классы 5АБВ

Уровень освоения базовый  

Учитель Усаинова А.Б.

Срок реализации программы, учебный год 2019– 2020гг.

Количество часов по учебному плану всего часов 35 в год; в неделю 2

Планирование составлено на основе Рабочей программы основного общего образования Муниципального общеобразовательного учреждения МАОУ «СОШ № 10» по праву с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования 2010 г. и на основании авторской программы по А.Н. Сахарова, К.А. Кочегарова.

Учебник: Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур народов России». А.Н. Сахарова, К.А. Кочегарова.– М.: Просвещение, 2018г.

г.Когалым

2019г.

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

          Рабочая программа по курсу «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур народов России» создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования, Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России и авторской учебной программы «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур народов России». А.Н. Сахарова, К.А. Кочегарова.

Нормативно-правовые основы, регламентирующие изучение курса.

1. ФЗ-273 от 29.12. 2012 г. «Об образовании в Российской Федерации».

2. Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 г. №1897 «Об утверждении федерального государственного стандарта основного общего образования (зарегистрирован Минюстом 01.02.2011 г. №19644).

3. Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 г. № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».

4. Приказ Минобрнауки России от «31» марта 2014 г. № 253 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» – (http://минобрнауки.рф/).

5. Приказ Минобрнауки от 09.01.2014 г. № 2 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ».

6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрированные в Минюсте России 03 марта 2011 года. Регистрационный № 199.

7. Письмо комитета образования от 15.05.2015 г. № 1702/1 «Об организации образовательной деятельности в 2015/2016 учебном году».

Международные документы:

Всеобщая декларация прав человека (1948 г.),

Международная конвенция о правах ребенка (1989 г.),

Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод (1952 г.),

Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования (1960 г.),

Международный пакт о гражданских и политических правах и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.),

Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений от 1981 г. и др.

Законодательство Российской Федерации:

Конституция Российской Федерации (принята 12 декабря 1993 г.),

Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (24 июля 1998 №124-ФЗ),

Федеральный закон «О свободе совести и религиозных объединениях» (26.09.1997 г. № 125-ФЗ),

Приказ Минобрнауки от 18 декабря 2012 г. №1060 о внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. № 373.

Общая характеристика учебного предмета.

           Актуальность изучения основ православной культуры в общеобразовательных учреждениях обусловлена необходимостью комплексного и эффективного решения проблемы духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.

«От нравственного состояния новых поколений зависит будущее России, не в меньшей степени, чем от политики или экономики. На фоне разрушительного влияния некоторых средств массовой информации, общего морального кризиса никто не заменит слова учителя – слова настойчивого , убедительного, подкреплённого личным примером и объясняющего детским душам, что порок всегда разрушителен, а верность незыблемым нравственным нормам приносит человеку истинное благо и подлинное счастье» ,-Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.

Возможно, что сегодня духовно-нравственный кризис общества, обусловлен именно отрывом от национальных основ. Наше будущее зависит от того, сумеем ли мы восстановить историческую преемственность русской жизни, осознать себя продолжателями, хранителями и защитниками духовных сокровищ тысячелетней российской истории или окончательно произойдет угасание самосознания одного из величайших народов, а с угасанием самосознания распадется государство и исчезнет народ. В нравственном становлении личности немаловажное место принадлежит культуре. Изучение русской культуры невозможно без основ православия, составившего его основу и стержень. Все богатейшее наследие православной культуры пронизано духом красоты и несет в себе огромное воспитательное содержание.

Федеральный государственный стандарт начального общего образования, среди прочего, направлен на обеспечение:

духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, становления их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества;

сохранения и развития культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации, овладения духовными ценностями и культурой многонационального народа России.

Системно-деятельностный подход, лежащий в основе стандарта, предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям построения демократичного гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества. В соответствии со стандартом на ступени начального общего образования осуществляется становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся; духовно-нравственное развитие и воспитание, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей; укрепление духовного здоровья обучающихся.

Среди личностных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования на первом месте находится «формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества».

Место курса в учебном плане

На изучение курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в 5 классе в учебном плане отводится 35 часов.

II. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета  

К результатам освоения программы курса следует отнести:

Личностные результаты

Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества;

становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

формирование отношения к иному мнению, истории, религии и культуре других народов;

развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Предметные результаты

Готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;

знакомство с основными нормами религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;

понимание значения нравственности веры и религии в жизни человека и общества;

формирование первоначальных представлений о традиционных религиях, их роли в культуре истории и современности России;

первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;

становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести, воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традиций народов России;

осознание ценности человеческой жизни.

Метапредметные результаты

Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения на оценку событий;

овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием

конкретного учебного предмета.

Учебно-методическое обеспечение учебного процесса

К необходимым элементам учебно-методического и информационного обеспечения учебного процесса относится учебник, рабочая программа, пособие для учителя, а также фонд дополнительной литературы (на выбор учителя), приведенной в данном издании.

  1. Содержание учебного предмета

В связи с необходимостью реализации очерченных стандартом целей, задач и основного содержания начального образования в него включена специальная обязательная предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России». Данная область, среди прочего, должна отражать:

• знакомство с основными нормами религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;

• понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;

• формирование первоначальных представлений о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;

• первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;

• воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России.

Кроме того, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, являющаяся методологической основой разработки и реализации Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, определяет систему базовых национальных ценностей, к которым относятся религиозные традиции многонационального народа Российской Федерации. Носителями базовых национальных ценностей, согласно концепции, являются традиционные российские религиозные объединения (христианские, прежде всего в форме русского православия, исламские, иудаистские). Концепция отмечает большую роль христианских (и прежде всего православных) ценностей в формировании и развитии национального воспитательного идеала, который, например, «в средневековой Руси был… представлен для православных христиан, прежде всего в образе Иисуса Христа». При этом современный воспитательный идеал определяется, в том числе, и исходя из необходимости сохранения преемственности по отношению к национальным воспитательным идеалам прошлых исторических эпох.

А духовно-нравственное развитие гражданина России должно осуществляться в процессе восприятия и принятия «культуры своего народа, компонентом которой является система ценностей, соответствующая традиционной российской религии».

Концепция учебника базируется на следующих принципах:

• расположение учебного материала в порядке, соответствующем роли и месту той или иной религии в истории и культуре народов России;

• комплексное освещение исторических, культурологических и нравственных аспектов истории религий;

• общеобразовательный, светский характер курса.

В методическом плане при создании учебника основополагающими были следующие положения:

• раскрытие исторических, культурологических и нравственных аспектов курса через исторические и личностно значимые примеры (так, идеал христианской нравственности представлен на примере житий конкретных святых);

• отказ от изложения и интерпретации сложных богословских и религиоведческих вопросов;

• объяснение сложных понятий и терминов в контексте описательно-повествовательного изложения его сути в тексте учебника, а не путем введения отдельных определений;

• стремление избегать негативных оценок любой религии или обсуждения имевших в прошлом процессов религиозных противостояний и конфликтов.

Основные задачи курса вытекают из Стандарта начального общего образования, Примерной программы общеобразовательного учреждения (в части духовно-нравственного воспитания) и Концепции духовно-нравственного развития:

• дать учащимся самые общие представления о возникновении и развитии традиционных религий России, об их обычаях и традициях;

• сформировать у обучающихся нравственный идеал каждой из традиционных религий России, показать общность для всех религий — представлений о добре и зле;

• показать особую роль православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры;

• воспитать у обучающихся уважение к религиозным традициям русского и других коренных народов России.

В связи с этим данный курс предлагается изучать комплексно, без деления класса на группы согласно конфессиональной или/и иной ориентации, так чтобы все ученики получили основные представления обо всех традиционных религиях России.

  1. Календарно-тематический план
  1. № п/п

Тема

          Кл-во часов

1.

Православие

17

2.

Ислам

6

3.

Иудаизм

5

4.

Буддизм

7

Итого:

35

  1. Ресурсное обеспечение программы

Справочные издания

Андросов В.П. Словарь индо-тибетского и российского буддизма: главные имена, основные термины,

доктринальные понятия. М., 2000.

Гаврилова Ю.Б., Емельянов В.В. Ислам: карманный словарь. СПб., 2002.

Еврейская энциклопедия: в 16 т. М., 1991.

Ислам классический: энциклопедия / под ред. К. Королева. М., 2005.

Ислам на территории бывшей Российской империи: энциклопедический словарь. Вып. 1—4. М., 1998—2003. (Вып. 1–3 переизданы: М., 2006.)

Ислам: энциклопедический словарь. М., 1991.

Католическая энциклопедия. Т. 1–3. М., 2001–2006.

Краткая еврейская энциклопедия: в 11 т. Иерусалим, 1982—2001. (Т. 1—7 – М., 1996.)

Мифологический словарь / под ред. Е.М. Мелетинского. М., 2003.

Мифы народов мира: энциклопедия / под ред. С.А. Токарева: в 2 т. М., 2003.

Народы и религии мира: энциклопедия / под ред. В.А. Тишкова. М., 1999.

Православная энциклопедия. Т. 1–23. М., 2000—2010.

Религии народов современной России. А—Я: словарь. М., 2002.

Религиоведение: энциклопедический словарь. М., 2005.

Христианство: энциклопедический словарь: в 3 т. М., 1993—1995.

Энциклопедия для детей. Т. 6: Религии мира. Ч. 1—2. М., 2002.

Научная и научно-популярная литература

Ко всему курсу

Мюллер М. От слова к вере: миф и религия. М., 2002.

Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. М., 1999.

Торчинов Е.А. Религии мира: опыт запредельного. СПб., 2006.

Токарев С.А. Ранние формы религии. М., 1990.

Токарев С.А. Религии в истории народов мира. М., 2005.

Всеобщая история религий мира. М., 2006.

Мень А., прот. История религий: в 7 т. М., 1991—1993.

Васильев Л.С. История религий Востока. М., 2006.

Религиозные традиции мира: в 2 т. М., 1996.

Христианство


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по ОДНКНР 5 класс. ФГОС.

Данная рабочая программа составлена на основе программы комплексного учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» авторы: Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков из...

Рабочая программа курса ОДНКНР

Рабочая программа ОДНКНР составлена на основе Рабочая программа по истории  составлена в соответствии с Федерального государственного стандарта (2010 г.), Примерной программой основного общего об...

Рабочая программа по ОДНКНР 5 класс 2016

Рабочая программа по ОДНКНР 5 класс 2016...

рабочая программа по ОДНКНР 5 класс

рабочаая программа по ОДНКНР 5 класс...

Рабочая программа по ОДНКНР автор Н.Ф.Виноградова

Программа содержит пояснительную записку, планируемые результаты изучения учебного предмета, содержание учебного предмета, тематическое планирование с уазанием основных видов учебной деятельности...

Учебная рабочая программа по ОДНКНР

Данная рабочая программа  составлена на основе программы комплексного учебного курса « Основы духовно-нравственной культуры народов России» авторы: Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков; ...

Рабочая программа по ОДНКНР

Рабочая программа по ИСТОКАМ 5 класс....