Классный час «Мы- «Семейские»(Говор староверов)
классный час (5 класс)
Классный час способствует расширению знаний учащихся о своих корнях,обращается внимание на говор семейских, на особенности языка предков, обычаи, обряды народа. Классный час воспитывает в детях духовно-нравственных ценности, прививает любовь к своему народу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 25.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час «Мы- «Семейские»(Говор староверов)
Цель: - способствовать расширению знаний детей о своих корнях, акцентировать внимание на говоре семейских, особенностях языка своих предков, обычаях, обрядах народа;
- способствовать воспитанию в детях духовно-нравственных ценностей прививать любовь к своему народу.
Учитель:
Начать наш классный час я бы хотела стихотворением :
Горсточку русских сослали Вновь через год побывали, |
Вопрос: Так кто же такие «Семейские» и как они появились в Забайкалье?
Семейские — русские старообрядцы разных староверческих толков, этноконфессиональная группа последователей древлего православия. Государство после церковной реформы патриарха Никона именовало их «раскольниками». Священный синод не признавал законность их брака, считая старообрядческие семьи «любодейными сопряжениями». Но, парадокс, в народе их называли как раз СЕМЕЙСКИМИ. Это было специально придуманное слово. В словаре В. Даля оно приводится как термин, имеющий только одно узкое значение: «Забайкальские раскольники, переселенные семейно»
В местах сегодняшнего компактного проживания на территории Бурятии основная масса семейских оказалась с XVIII вв. В 60-е годы XVIII века правительство Екатерины II с помощью военной силы переселило старообрядцев из польских пределов в Сибирь. Часть их поселили на Алтае, где они получили название «поляки», по Барабе, а самую большую часть отправили за Байкал-море. Тут они были поселены, как уже было отмечено, семьями, почему за ними закрепился этноним «семейские».
В лексике семейских к основному пласту общего великорусского языка наслоились и продолжают жить слова украинского, белорусского, польского, а в Бурятии и бурятского языков. Здесь вы встретите украинские слова и выражения: бульба, печерица, «на высокий забор похилился», «хмелю зелененький», «как за гаем, гаем, гаем зелененьким», белорусские: водянка, ночва, или ночевка, луста, лусточка (кусок хлеба)
Каждый из нас, наверное, жил и живет в деревне. Поэтому мы не раз слышали как бабушка или дедушка говорят слова, нам не совсем понятные. Или было такое, что всем знакомые предметы они называют по-другому, не так, как мы привыкли называть. Вот такие слова называются диалектными словами, понятные только жителям одной местности. Их появление связано с тем, что в старину люди большую часть своей жизни проводили в своей местности, не выезжали никуда. А когда нужно было дать название какому-либо предмету, они придумывали это название сами. Вот и получилось, что некоторые предметы в речи жителей разных деревень, поселков, городов называются по-разному.
Словарные запасы села богаче запасов города…
В языке семейских скрещивается несколько великорусских говоров разных областей России, кроме того, он вобрал в себя местные диалектные особенности разговорной речи. Также органически впитал особенности говоров как южнорусского, так и севернорусского наречия. Как известно, для южнорусского наречия характерно аканье. Здесь в изобилии встречаются слова, в которых о заменено на а. Эта замена имеет место как в начале слова, так и в середине:, аграда, адежа, мароз, вазьму, пашла, и т.д.
В говоре семейских очень распространено яканье: беру- бяру, лежит—ляжит. В фольклоре староверов в личных местоимениях в родительном и дательном падежах в большинстве случаев вместо е вставляется и: «Ой, мароз, мароз, не марозь миня», «У миня жена, ох, ривнивая».
Также им присуще чоканье: чо, пачо,ничо., употребление мягкого – ть в окончании третьего лица глаголов: идет-идеть, говорит-говореть, берут-бяруть, тут лебеди сидять.
Особенно заметно в языке севернорусское наречие. Оно прежде всего сказывается в стяжении гласных, то есть в выпадении е и ю: имеет-имет, греет-грет, умеет-умет, знает-знат, «бросать-то не бросат», «мил бросат миня». Буква ю в большинстве случаев выпадает тогда, когда она находится в конце слова: «Один берет за рученьку, другой - за другу». Такое же явление наблюдается в языке у семейских и с буквой я: « у него жина друга»- вместо другая, «машина шибко дорога»- вместо дорогая.
В говоре семейских много местных областных слов. Среди них очень часто встречаются такие слова, как лани,ланись- в прошлом году,покедова, покеле, покель- пока, хрушкий- крупный .Прочно вошли в словарный фонд семейских слова, заимствованные из бурятского языка, как , например, яман, ямануха (бур. ямаан)- домашняя коза, козел; янгырь (бур.янгир)- дикий лук, чеснок; адали (бур.адли)- подобный, похожий, словно, как будто. Бурятские слова вошли в словарный состав семейских и употребляются в прямом и переносном смысле.
Сейчас я предлагаю вам принять участие в викторине. Викторина состоит из трех заданий (деление на команды).
Викторина
Задание 1: Выбери правильный вариант:
- Название «Терраса» у семейских:
а) сени б) куть в) сенце г) веранда
- Большая посуда круглой формы со слегка приподнятыми краями и широким плоским дном
А)ендова б)сковородник В) латка г)квашня
3. Округлый сосуд с ручкой для зачерпывания жидкости
А)ковш б) черпак в) скип г) кружка
4. Цилиндрический сосуд:
а) банка б)крынка в)стопка г)бадейка
5) Комната, в которой спят:
а)почевальня б)спальня в) палати г)горница
6) Съедобный серовато-белый пластинчатый гриб:
а)бичурица б)подгреб в) печерица г) маслик
7) Отдельное помещение с печью, плитой для приготовления пищи
А)куть б) зала в)кладовка г)запечка
Задание 2: Назови слово, используя семейский говор -
- Зимняя обувь, свалянная из шерсти:
- Приступ к печке:
- Неширокий и удлиненный кусок ткани для вытирания чего-нибудь:
- Мебель для спанья:
- Большой продолговатый сосуд для купания,мытья:
- Накануне вчерашнего дня:
- Приспособление для доставания горшков из печи:
- Колыбель, подвешиваемая к потолку:
- Углубление в русской печи для загребания золы:
Задание 3: Скажи современным языком:
1. Ходили мужути и на видмедя, и принасили малёханьтих гуранчиков летам. А у лесу-то опасно було: кляшшук уцепицца у головы. А яшо бывала апосля кляшшака люди помярали. Иногда ходили по ягоду.
Выходили рано утром, когда яшо морашна. Сутра идуть , а то опосля сляпени жалють. Насобирають морошти, боярти , а ись-то охото, едять ягыду, аш за ушами тряшыть. Прядуть домой, упадуть бяз рух бяз нох, а назавтрева опеть идуть.
2.«Кони у нас никады лошадью ни называюца. Придуть и скажуть: «Дайти каня вады привесь. Карова у нас ни скажыш, што сильно бравая, но бальшая и надаиваим зa сутти па десить литраф. Маруня, загани бурушка ва двор, да сена тинь. А вот мая ямануха дуух ямашат приташила. Смятану или малако мы у крынти храним.А кысти эдатие усю смятану ис крынти вылизали».
Заключение
Таким образом, мы увидели, что говор семейских, функционируя и развиваясь в новых условиях в течение более трех веков, приобрел новые черты под влиянием русско-сибирских и бурятских говоров, но при этом сохранил своеобразие исконной материнской основы.
Потерять диалектные слова - это значит потерять для науки, для истории нашего народа, истории его духовной и материальной культуры, его языка значительную часть того, что составляло содержание жизни миллионов людей в течение многих столетий.
Вот почему наш долг, наша светлая обязанность сохранить эти неоценимые сокровища живой народной речи, зафиксировав их как можно полнее и точнее в словарях. На современном этапе семейские как этнографическая группа сами являются редчайшим памятником русской неповторимой самобытности, стойкости русского человека.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий конкурса классных воспитателей "Мой классный самый классный"
В нашей школе существует институт классных воспитателей. Поэтому в своей деятельности стараюсь тесно взаимодействовать с ними. Зачастую ребята видят только одну из сторон личности классного воспитател...

Материал в помощь классному руководителю для подготовки классного часа, для оформления классного уголка на тему "Верь в себя"
Материал в помощь классному руководителю для подготовки классного часа, для оформления классного уголка на тему "Верь в себя"...

Сценарий выступления на районном конкурсе классных руководителей "Самый классный классный"
Презентация классного руководителя, включающая в себя самопрезентацию и выступление учащихся класса, поставлена в форме литературно-музыкального шоу....

Описание опыта работы классного руководителя на конкурс "Самый классный классный"
Описание опыта работы классного руководителя на конкурс "Самый классный классный" на тему: « Духовно-нравственное воспитание учащихся класса казачьей направленности на основе отечественного...

Презентация - Староверы в 21 веке.
В этой презентации говорится об жизни и обычаях представителей Староверческой церкви....

Проект «В гостях у староверов-семейских»
Исследование вопросов народной культуры всегда имело важное теоретическое и практическое значение, так как традиционная культура любого народа составляет неотъемлемую часть культуры национальной и общ...