Православный храм
план-конспект

Захарченко Ирина Анатольевна

Урок ОРКСЭ 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hramy_.docx25.83 КБ
Файл kartochka_dlya_refleksii.docx11.58 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока по предмету ОРКиСЭ

                                                                                       

Тема урока: Православный храм.

Цель урока:

Знакомство учащихся с внутренним устройством православного храма и традициями поведения в нем.

Задачи урока:

Личностные: ориентировать на моральные нормы и их выполнение (правила, запреты),воспитывать уважение к представителям других религий.

Метапредметные: уметь выделять и формулировать познавательные цели урока

Предметные: знать устройство и назначение православного храма.

Виды деятельности: Беседа, работа с презентацией, подготовка творческой беседы с членами семьи, участие в учебном диалоге.

Основные термины и понятия: храм, паперть, притвор, алтарь, иконостас, колокольный звон.

Оборудование и материалы к уроку: интерактивная доска, ноутбук, презентация «Православный храм».

Ход урока

1. Орг. момент

   -Здравствуйте, дорогие друзья. Я рада вас видеть! Повернитесь друг к другу, улыбнитесь и подарите чуточку сердечной теплоты.

2. Актуализация знаний  (слайд 1)

-Ребята, давайте вспомним, что такое религия? (ответы детей с использованием личных впечатлений и знаний - вера в Бога, есть нечто разумное выше нас, ангелы, святые, Божья Мать, Иисус Христос, их никто не видит).                                                                                                                                           - Давайте обобщим наши высказывания  (слайд 2)

-Религия-это вера в разумный невидимый духовный мир, вера в Бога.                                                              

  - А какая цель у религии?          (слайд 2)

-Цель религии - встреча с Богом, соединение с Богом для вечной  жизни в общении с Ним.                                                                                                                                   – Как вы считаете, встреча  человека с Богом уже состоялась? Если да, то когда и как? (ответы, размышления детей). (слайд 2)                                                                      

-  Да, встреча с Богом свершилась две тысячи лет назад, когда  Бог воплотился в человека и на земле родился Иисус Христос, Который принес в мир откровение о спасении человека.  А чтобы спасительные истины о том, как соединиться с Богом, сохранились неискаженными и проповедовались всему миру, Господь Иисус Христос основал Свою Церковь .

-Церковь Христова – это общество людей, уверовавших во Христа и последовавших за Ним. (слайд 3 )

- Церквами также называют и места собраний верующих-храмы.

(слайд 4) Это Храм Христа Спасителя, по другому мы можем сказать церковь, то есть Дом Божий, где собирается Церковь- Божия семья, где молится православный народ.

 -Как вы думаете, с чем можно сравнить жизнь человека? (ответы детей)

-Как вы думаете, с чем можно сравнить жизнь человека? (Закройте глаза и представьте себя в огромном мире. Что происходит?  Все движется вокруг: время, люди, события…) (ответы детей)  (слайд 5)

-Конечно же с песчинкой, маленьким суденышком в круговороте жизни.

-Церковь Христову тоже сравнивают с  кораблем, на котором верующие спасаются среди бушующего моря страстей и грехов.  

 -Для чего люди собираются в храме? (ответы детей)

 

  Сделаем вывод:

-В храме люди молятся Богу, благодарят Его или просят о чем то.

3.Постановка и формулирование проблемы

-Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?

( О православном храме).

-Чудотворец Иоанн Шанхайский сказал такие слова: «Храмы нужны не Богу, престол которого –небо и подножие земля. Храмы нужны людям.

 

  -Как вы думаете, храмы нужны человеку? (ответы детей)

  -Объясните свою точку зрения.   (слайд 6)

Игра «Продолжи предложение»

Храм – это здание, в котором…….(люди молятся Богу, благодарят Его или просят о чем то)

В храме происходят обряды…….(крещение, отпевание, венчание)

В храме много……(свечи, иконы, люди)

Сегодня на уроке мы разберём с вами устройство православного храма и узнаем, как правильно вести себя в храме.

4.Беседа с учащимися.

(слайд 7)  

-Испокон веков на Руси храмы строились на самом красивом месте. Как только человек селился, сразу старался строить Божий дом.

-А вы знаете, в чем различие деревни и села? (ответы детей)

Если есть церковь-село, а если нет- деревня.

Храмы могут быть большими и маленькими, деревянными и каменными. Главное мы можем приходить в Божий Дом и молиться Ему.

  

(слайд 8)

По внешнему виду храмы отличаются от других зданий.

-Чаще всего храм в своем основании устраивается в виде креста. Это означает, что храм посвящен распятому за нас на кресте Господу.

-Может устраиваться в виде продолговатого корабля, это означает, что церковь, подобно кораблю, ведет нас по морю жизни к тихой пристани в Царствии небесном.

-Может устраиваться в виде круга, напоминая о вечности Церкви Христовой или восьмиугольника, как бы путеводной звезды, Церкви, ведущей нас в этом мире.

-По каким признакам мы отличаем православный храм от других?

(У него есть купол, на котором находится крест)

-Здание завершается куполом, изображающем  небо. Купол заканчивается главой, на которой ставится крест во славу Главы Церкви - Иисуса Христа. Часто на храме строят не одну, а несколько глав. (слайд 9)

 

(слайд  9)

Над входом в храм, а иногда и рядом, строится колокольня или звонница.

Звон колокольный – одна из существенных принадлежностей богослужения. Употребляется для призыва христиан к богослужению, для оповещения тех, кто не присутствует в храме, о самых важных моментах богослужения, а помимо богослужения - либо для выражения духовной радости в великие праздники, либо для выражения общей скорби при погребении усопшего.

(слайд 10)

 

(Звучит колокольный звон)

 

Физминутка   (слайд 10)

Дили-бом, дили-бом

Заходите в Божий Дом

Идите, спешите

Христа в душу впустите.

5.Изучение нового материала.

-Давайте представим, что мы с вами сегодня идем в храм.

-Мы идем в гости, чтобы не смутить и не огорчать верующих, каждый из вас должен познакомиться с правилами «Как вести себя в храме»

 -Когда мы приходим в гости, что мы делаем? (здороваемся)

Кто может мне рассказать, как вести себя в храме? (слайд 11)

-Храм состоит…

 Вывод:

 -Входя в храм, христиане на миг останавливаются, осеняют себя крестом и кланяются. Перекреститься, значит осенить себя крестным знамением, то есть изобразить на себе крест.

-Заходить надо спокойно. В храме не кричать, телефоны отключить, ничего не жевать. Нельзя бегать и кричать.

-Ну, добро пожаловать в храм.

   

(слайд  12)

-Итак, поднимаемся на паперть.

-Что вы видите? (ступеньки, дверь)

-Какие ассоциации возникли у вас?

-Паперть символизирует образ духовного возвышения, как Царство не от мира сего. Раньше на ней молились кающиеся грешники, а теперь стоят нищие.

(слайд  13)

-Притвор. Что вы видите? (крест, иконы, свечи) ассоциации.

Это славянское слово  со значением « перед дверью». Раньше в притворах стояли те, кто готовился к крещению.

(слайд  14)

-Самая большая часть - сам храм. В храме молятся верные христиане, то есть те, кто принял крещение. Сейчас мы видим внутреннюю часть  храма. Что вы смогли увидеть?

(Иконы, свечи, …)

(слайд  15)

-Здесь и у других икон мы можем поставить свечи о здравии наших близких и родных. Но ставить их можно только до или после службы, а во время службы нужно внимательно слушать священника. Во время службы нельзя ходить по храму, здороваться, разговаривать, жевать и говорить по телефону.

(слайд 16-17-18)

(слайд  19-20-21)

-Главное место в храме - это алтарь, место святое.

Что вы увидели?

Алтарь означает небо, где обитает Бог, а храм землю.

-Самое важное место в алтаре - престол, особо освященный четырехугольный стол. Считается, что на престоле невидимо присутствует сам Иисус Христос, и поэтому касаться его могут только священники. Входить в алтарь могут только священники и особо благословленные прихожане.

-Давайте сделаем вывод, как нужно вести себя в храме: …(ответы детей) (слайд 22)

6. Закрепление. (слайд 23-30)

Коллективная работа.

Загадки.

-Висит цветок, внутри его лепесток

Кто к нему прикасается-

Музыка получается. (колокол)

Невидимый, но не воздух,

С крыльями, но не птица.   (ангел)

Когда жил, Богу угодил,

К Богу ушел, к людям пришел.   (святой)

На горе стоит свеча

В ней молитва горяча.   (церковь)

Что выше колокольни?  (крест)

Двери есть, а входят не все?  (алтарь)

Золотое поле, золотые колосья

Огонек гуляет, колоски сжигает.  (подсвечник)

На руках Младенец чистый

Взгляд Его такой лучистый

Солнце за главой сияет

Нас он всех благословляет.  (Иисус Христос)

7. Заключение.

  -Кто знает, как называются здания, изображённые на слайде? Что вы о них знаете? (храмы города)

(слайд  31)

8. Рефлексия.  

Что же мы с вами интересного и нужного узнали на нынешнем уроке? Воспользуемся методом незаконченного предложения. (Работа на карточках с частичным озвучиванием)

 Я знаю ________________________

Я узнал(а)______________________

Я хочу узнать___________________

Я был(а) удивлен тем, что________

Я хочу рассказать родителям______

Для меня храм - это______________

 

 

5. Домашнее задание

Прочитать, ответить на вопросы.

Творческое задание: нарисовать любимый (или самый запомнившийся) храм.

Учебно-методическое обеспечение

 

     1.     Символика и устройство православного храма, Москва «Лепта Книга»,-2008;

     2. Закон Божий, «Оранта», - 2008;

     3.   http://old-rus.narod.ru/prav.html

     4.   http://www.rus-sobori.ru/info/

     5.   http://www.rustrana.ru/

     6.   http://www.eparhia-tmb.ru/ 

     7.   http://www.predanie.ru/muz/kolokola/



Предварительный просмотр:

Я знаю ______________________________________________________________

Я узнал(а)____________________________________________________________

Я хочу узнать_________________________________________________________

Я был(а) удивлен тем, что______________________________________________

Я хочу рассказать родителям____________________________________________

Для меня храм - это____________________________________________________

Я знаю ______________________________________________________________

Я узнал(а)____________________________________________________________

Я хочу узнать_________________________________________________________

Я был(а) удивлен тем, что______________________________________________

Я хочу рассказать родителям____________________________________________

Для меня храм - это____________________________________________________

Я знаю ______________________________________________________________

Я узнал(а)____________________________________________________________

Я хочу узнать_________________________________________________________

Я был(а) удивлен тем, что______________________________________________

Я хочу рассказать родителям____________________________________________

Для меня храм - это____________________________________________________

Я знаю ______________________________________________________________

Я узнал(а)____________________________________________________________

Я хочу узнать_________________________________________________________

Я был(а) удивлен тем, что______________________________________________

Я хочу рассказать родителям____________________________________________

Для меня храм - это____________________________________________________

Я знаю ______________________________________________________________

Я узнал(а)____________________________________________________________

Я хочу узнать_________________________________________________________

Я был(а) удивлен тем, что______________________________________________

Я хочу рассказать родителям____________________________________________

Для меня храм - это____________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Древнерусское зодчество: внешний вид и духовный смысл православного храма».

Урок – изучения нового материала по духовному краеведению Подмосковья...

Урок ИЗО в 7 классе "Устройство православного храма"

Урок изобразительного искусства в 7 классе.Тема: Устройство православного храма.Цели:  1) Познакомить учащихся с символикой православного храма.2) Воспитывать патриотические чувства на прим...

Конспект урока по основам православной культуры "Православный храм. Икона"

урок проведён в рамках недели духовно - нравственного воспитания...

Православные храмы Руси. урок для 9 -го класса.

Тема: православные храмы  Руси.Цель: познакомить учащихся с русскими православными храмами, их историей; помочь осознать значимость материала; развивать творческие способности, умение выделять гл...

Исследовательская работа «Православные храмы Ставрополья. Храм Покрова Пресвятой Богородицы с.Дивное».

Дом  Божий…  Так  называют  христиане  храм  или церковь  -  особый  дом,  посвященный  Богу.  Православную  Церковь  примет...

Интегрированное внеклассное мероприятие по модулю «Основы православной культуры» и по предмету «Немецкий язык» в 4-5 классах "История создания Православного храма архангела Михаила в селе Ленинском Еврейской автономной области"

Интегрированное внеклассное мероприятие «История создания Православного храма Архангела Михаила в селе Ленинском Еврейской автономной области», соединяющее два предмета: модуль «Основы православной ку...