Православные храмы Руси. урок для 9 -го класса.
методическая разработка (9 класс) по теме
Тема: православные храмы Руси.
Цель: познакомить учащихся с русскими православными храмами, их историей; помочь осознать значимость материала; развивать творческие способности, умение выделять главное в познавательном объекте, коммуникативные способности, интерес к исследовательской деятельности; воспитывать любовь и гордость за свою Родину, прививать уважение и бережное отношение к историческим памятникам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
hram__word.rar | 242.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Свято - Ильинский Храм г.
Краснодара
храм Рождества Христова г. Краснодара
Георгиевский собор
г. Краснодара
Тема: православные храмы Руси.
Цель: познакомить учащихся с русскими православными храмами, их историей; помочь осознать значимость материала; развивать творческие способности, умение выделять главное в познавательном объекте, коммуникативные способности, интерес к исследовательской деятельности; воспитывать любовь и гордость за свою Родину, прививать уважение и бережное отношение к историческим памятникам.
Оборудование: компьютер, видеопроектор, аудиозапись колокольного звона; песни «Колокола» Э Кузнецова, А.Кальварского; хронологическая таблица строительства храмов, фотографии храмов.
Эпиграф: Все свои помыслы и представления
о высшей красоте, любви и добре
связывали наши предки с образом
Храма – воплощением Царства
Божия на земле.
Л.А.Рапацкая
Заранее класс был разделен на 4 группы: 1 группа готовила материал о древних храмах; 2 группа готовила выступление о храмах Московского Кремля; 3 группа – Белгородских храмах;
Ход урока
- Оргмомент
Ребята, сегодня на уроке у нас присутствуют гости. Настройте себя на рабочий лад. Улыбнитесь друг другу.
- Поверка пройденного материала:
Звучит колокольный звон, дети слушают. Вопросы классу:
- Какую музыку вы сейчас слышали?
(Колокольный звон)
- Что напомнил вам колокольный звон?
( Религия, служба, праздники, церковь)
- Вы сказали церковь, иначе говоря, храм. А что такое храм?
( Это место, предназначенное для молитвы, для общения каждого человека с Богом)
- Какими были первые русские храмы?
(Первые храмы строились из дерева, потому что на Руси было много лесов)
Слово учителя: Мы знаем, что церкви строились на месте будущих поселений. Вот задумали люди построить город. Сначала ставили храм, а затем начиналось строительство.
- Скажите, когда люди еще строили церкви?
(Во время голода, мора, бедствий. Люди шли в лес, рубили бревна, строили храм, иногда за один день. Еще строили в честь военных побед, в память о близких)
- Ребята, вспомните, какую форму имели храмы?
( Почти все храмы имеют форму корабля, но они также имеют форму креста, круга, восьмиугольника. Кто может объяснить, что это обозначает? Крест – основание спасения людей, круг – вечность церкви, восьмиугольник – символ Вифлеемской звезды)
- Что было отличительной чертой русских храмов?
(многокупольность)
- Какую форму имели купола?
(форму «луковок» - подобие языка пламени над лампадой, Форму «маковок» - символ горящей свечи)
- Какого цвета были храмы?
(Белые. А белый цвет обозначает чистоту, ясность)
- Какую роль играл храм в жизни людей?
(Жизнь людей была связана с храмом. Все лучшее, что было в их жизни, они несли в храм. Всегда храмы строили на возвышенности, в красивом месте)
Слово учителя:
Подводя итог всему сказанному, можно сделать вывод, что церкви играли очень важную роль в жизни людей. Возводя храм, русские мастера вкладывали в это святое дело свое художественное мастерство, природный талант, свою душу.
Обращение к эпиграфу (Нельзя не согласиться со словами Л.А.Рапацкой:…)
Послушайте песню о храме.
Звучание музыки
- Сообщение темы, целей урока:
Ребята сегодня на уроке мы с вами не просто повторили сведения о храмах, мы поговорим о наиболее известных храмах, проследим, какие храмы сохранились, какие стали памятниками архитектуры.
Сообщение темы урока
История строительства храмов начинается со времени принятия христианства на Руси, т.е. с 988 года.
- Что же было до этого?
Согласно летописным источникам, к князю Владимиру прибыли представители разных стран, чтобы рассказать о своей религии, потому что он стоял у истока выбора религии для Руси. Большое впечатление на него произвел рассказ о Библии.
Чтобы окончательно определиться в выборе для Руси новой веры, князь Владимир посылает десять человек из числа бояр и дружинников, чтобы те посмотрели, как проводится богослужение в храмах. На странников большое впечатление произвела служба в Софийском соборе. Вот как об этом пишет Нестор-летописец: «И пришли мы в греческую землю, и ввели нас туда, где служат они Богу своему, и не знали – на небе или на земле мы: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, и не знаем, как рассказать об этом, - знаем мы только, что служба их лучше. Не можем мы забыть красоты той». После долгих мнений и разговоров было принято решение крестить Русь. Но до этого князь Владимир
После крещения киевлян по указанию князя Владимира в Киеве начали возводить церкви. Князь Владимир построил в Киеве церковь в честь святого Василия Великого (своего Ангела Хранителя) на высоком холме. В 996 году он воздвиг 25-главый первый на Руси каменный храм Успения Пресвятой Богородицы. Строительство продолжалось 7 лет. Вот как о его создании повествует летописец Нестор: «Затем жил Владимир в христианском законе и задумал создать церковь Пресвятой Богородице, и послал привести мастеров из Греческой земли. И начал ее строить, и, когда кончил строить, украсил ее иконами». Когда собор был построен, князь Владимир сказал: «Даю церкви этой Святой Богородицы десятую часть от богатств моих и моих городов». Поэтому собор и стал называться Десятинной Церковью. (показ изображения). Считается, что именно в Десятинной церкви писались первые летописи. Храмы быстро строились по всей Руси. С того времени прошло очень много лет. Построено большое количество церквей. Некоторые из них сгорели во время пожаров, многие были взорваны и разрушены в годы войн и революции. У каждого храма своя судьба. Вот сегодня мы и окунемся в историю, поговорим о храмах Древней Руси, об известных храмах Московского Кремля, о храмах Белгородчины.
Заранее вам было дано задание по группам подготовить материал о наиболее знаменитых храмах. Начинаем нашу работу.
- Материал урока
- Словарная работа:
Архитектор – специалист по сооружению зданий
Келья – отдельная комната монаха в монастыре
Краеведческий музей – это место, где собраны и хранятся сведения об отдельной местности
Печенеги – кочевники, нападавшие на Русь
Реставрация – восстановление старых или разрушенных памятников искусств
Юродивый – безумец, обладающий даром прорицания
( словарные слова записать на листочках)
2. Обращение к хронологической таблице
Храмы Древней Руси
1036 –Спасо – Преображенский собор в Чернигове
1037 – Софийский собор в Киеве
1164 – храм Покрова Богородицы на Нерли
Храмы Московского Кремля
1326 – собор Успения Пресвятой Богородицы
1508 – Архангельский собор
1552 – храм Василия Блаженного
1883 – храм Христа Спасителя (разрушен и отстроен)
Святые храмы Белогорья
XV век – Свято – Троицкий подземный монастырь
1703 – Успенско – Николаевский собор
1727 – Смоленский собор
1813 Спасо – Преображенский собор
1992 – храм Петра и Павла (Прохоровка)
Физкульт минутка
3. Слово учителя: Храмы древней Руси являются свидетелями давних событий. Многие из них были уничтожены, но некоторые сохранились до наших дней. И не просто сохранились как памятники, в них проводятся богослужения.
Учитель: Мне хотелось бы прочитать отрывок из стихотворения А.Толстого «Благовест»:
Среди дубравы
Блестит крестами
Храм пятиглавый
С колоколами.
Их звон призывный
Через могилы
Гудит так дивно
И так уныло…
- Как вы понимаете эти строки?
1 группа рассказывает о храмах Древней Руси:
1 ученик: Белые церкви исполнены кротости,
Ими доднесь освещается свет.
Сколько всего за века перевидели,
Белым церквям нынче 1000 лет.
2 ученик: (рассказ о Спасо – Преображенском соборе в Чернигове)
Спасо – Преображенский собор в Чернигове – самый древний храм, дошедший до нашего времени. Его строительство было начато в 1036 году. Его высота около 30 метров. Этот храм очень похож на византийские храмы, но в нем присутствуют и элементы русского своеобразия.
3 ученик: (Софийский собор в Киеве)
Самым величественный и знаменитый из всех русских храмов – Софийский собор в Киеве. Он построен в 1037 году в честь победы русских войск над печенегами. Поначалу он был 13-тикупольный. После реставрации их число уменьшилось. До нашего времени дошли настенные рисунки, украшавшие храм.
4 ученик: (Храм Покрова Богородицы на Нерли)
Храм Покрова Богородицы на Нерли был построен в честь победы русских войск над болгарами, которые часто разоряли Русь. Когда во время боя болгары начали побеждать русское войско, на поле битвы появилась Богородица с платом в руках и закрыла наших защитников от врага. Многие воины увидели Покров Богородицы и вдохновленные победили врага.
По приказу князя Андрея Боголюбского возле тихой речки Нерли был воздвигнут первый в России и самый прекрасный храм Покрова Богородицы. Белокаменный, одноглавый, издали он был похож на воина в шлеме.
Вопрос: Что показалось вам наиболее интересным?
Учитель: Храмы Московского Кремля. Пышные, гордые, величественные. Построенные в разное время, в честь разных событий и разных людей. Они удивляют всех своей красотой, своей знаменитой историей.
2 группа рассказывает о храмах Московского Кремля
1 ученик: Белые церкви плывут в бесконечности,
О кладенцы неземной чистоты,
Непокоренные граждане вечности,
Белые церкви, святые кресты.
2ученик: (рассказ о Патриаршем соборе Успения Пресвятой Богородицы)
Удивляют своей пышностью и величием Храмы Московского Кремля.
Собор Успения Пресвятой Богородицы в Московском Кремле изначально был деревянным, в 1326 году собор был построен в том виде, в каком мы видим его сейчас. В этом соборе проходила коронация царей и другие важные события.
3 ученик: вызывает восхищение многих посетителей своей пышностью Архангельский собор Московского Кремля. Построен он был в 1505 – 1508 годах. Центральный купол позолочен, а боковые покрашены серебряной краской. Богата и внутренняя отделка. На стенах собора написаны портреты знаменитых людей. До 1712 года Архангельский собор был усыпальницей московских царей и князей. Сюда в старину перед военными походами и после успешных сражений приходили великие князья и цари. Чтобы поклониться праху предков.
- ученик: (рассказ о Храме Василия Блаженного)
Одним из красивейших храмов является Храм Василия Блаженного. Он был построен после взятия Казани (в 1552 году). Штурм проходил в праздник Покрова Божией матери, отсюда первоначальное название.
В XVII веке храм получил второе название по имени святого Василия, известного московского юродивого, похороненного рядом с храмом.
- ученик (рассказ о храме Христа Спасителя)
Храм Христа Спасителя был построен в честь победы с Наполеоном. В1883 году храм, ставший самым высоким зданием Москвы и самым большим храмом России, начал действовать.
В 1931 году это величественное здание было взорвано, и на его месте образовалась огромная черная дыра.
В 1990 году было принято решение построить новый храм, а на Пасху в 1996 году состоялось первое Богослужение.
Вновь построенный храм очень похож на старый. Строители использовали чертежи, эскизы того времени.
Вопрос: Что больше всего вас поразило?
Учитель: Святые храмы Белогорья…Так говорят о них поэты. Своя история и у храмов Белгородчины. Она богата, интересна, захватывающа. Послушайте рассказы о некоторых наиболее знаменитых храмах Белгорода и области.
3 группа рассказывает о храмах Белгородчины
1 ученик: Святые храмы Белогорья…
Те, что стоят, и те, которых нет.
Окутаны вы Божьей Благодатью,
И излучаете священный свет.
2 ученик: Холки, монастырь
Белгородская земля славится своей культурой, историей. Особый интерес у нас вызывала история Свято – Троицкого подземного монастыря. Точная дата его основания неизвестна, предположительно XV век. В земле были выкопаны пещеры. Там располагались кельи и подземный Троицкий храм. Со временем пещеры были засыпаны, храм разграблен, вход в него затерян. О подземном монастыре забыли. В 70-е годы интерес к пещерам проявили историки, было принято решение о реставрации. В 1995 году в подземном Свято – Троицком храме начали совершаться Богослужения. Сейчас это место посещают многие люди.
3 ученик: Успенско – Николаевский собор – самый древний каменный храм, сохранившийся на Белгородской земле. Его строительство относится к 1692 – 1703 г. Длительное время в храме хранилась записка, свидетельствующая о том, что на его возведение сам Петр I выделил денежные средства. В 1759 году храм сильно пострадал от пожара, но был отстроен. В 30-е годы его закрыли, здание использовали под хлебозавод.
В 1986 году храм взят под охрану государства как памятник архитектуры XVII века. В настоящее время в нем ведутся реставрационные работы.
4 ученик: Смоленский собор в г. Белгород
На святой Белгородской земле построено и строится большое количество храмов.
Смоленский собор в Белгороде был заложен в 1727 году. Имел два яруса нижний и верхний . На средства местного купца верхний ярус был отделан мрамором. В 20-е годы храм был закрыт и использовался как склад. В годы Великой Отечественной войны получил сильные повреждения. В 80-е годы храм восстановили. Он был открыт.
5 ученик: Спасо – Преображенский собор в г. Белгород
Храм Преображения Господня был построен на средства прихожан в 1813 году. Очень многие горожане посещали службу. В 1962 году он был закрыт. Здание передали областному краеведческому музею.
Спустя много лет, в 1990 году в храме начались богослужения. В 1991 году туда были перенесены мощи святителя Иоасафа, которые сегодня являются главной святыней нашей земли.
- ученик: храм Петра и Павла
Нас интересуют не только старинные сооружения, но и храмы, построенные в настоящее время. Храм Апостолов Петра и Павла построен в память о танковом сражении под Прохоровкой, которое состоялось 12 июня 1943 года, в день Петра и Павла, и закончилось победой советских войск. В 1992 году был освящен камень на месте строительства будущего храма. В храме на белых мраморных плитах высечены имена героев, погибших под Прохоровкой.
Вопрос: Какая история произвела на вас сильное впечатление?
Учитель: Славится своей историей и Ивнянская земля. Много было построено храмов, много разрушено. Мы должны беречь и сохранять то, что имеем. Мы должны сделать так, чтобы достояние нашей земли видели и знали наши дети, внуки, правнуки.
Вывод учителя: Сегодня мы провели большую работу. На мой взгляд, узнали много нового и интересного. Можно сделать вывод, что каждый храм имеет свою историю, свою тайну или загадку. Все они являются не только памятниками архитектуры, но и памятниками человеческой души.
4. Творческая работа
А сейчас я предлагаю вам выполнить задание творческого характера. Напишите небольшое сочинение-рассуждение «Если бы я был архитектором…». Представьте себе, что вы в будущем станете архитекторами. Какой храм вы хотели бы построить?
V. Подведение итогов урока
Вот и подходит к концу сегодняшний урок. Я надеюсь, что он оставил в душе каждого из вас хороший след.
Подводя итог урока, я прошу вас закончить предложение:
- Сегодня на уроке я узнал…
- Сегодня на уроке я вспомнил…
- Сегодня на уроке я повторил…
Выставление оценок
- Домашнее задание
Нарисовать храм
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по основам православной культуры "Православный храм. Икона"
урок проведён в рамках недели духовно - нравственного воспитания...
Крещение Руси. Урок в 6 классе.
На уроке использован прием расшифровки цитаты князя Святослава" Иду на Вы" ( зашифрована при помощи букв алфавита). В урок включен фрагмент из фильма " Князь Владимир. Крещение Руси." Создается ...
Интегрированное внеклассное мероприятие по модулю «Основы православной культуры» и по предмету «Немецкий язык» в 4-5 классах "История создания Православного храма архангела Михаила в селе Ленинском Еврейской автономной области"
Интегрированное внеклассное мероприятие «История создания Православного храма Архангела Михаила в селе Ленинском Еврейской автономной области», соединяющее два предмета: модуль «Основы православной ку...
Политическая раздробленность на Руси. Урок для 6 класса.
Методическая разработка обобщающего урока по данной теме....
"Причины распада Киевской Руси" урок в 7 классе специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида
Традиционное обучение. общая направленность в работе - получение учениками определенного объема предметных знаний, запоминая их....
Конспект урока по теме "Православный храм. Внешнее и внутреннее устройство православного храма"
Конспект урока по теме "Православный храм. Внешнее и внутреннее устройство православного храма" для 8 класса...
Конспект урока по теме "Православный храм", предметная область ОДНКНР, 5 класс
Тема урока «Православный храм» является важной в духовно – нравственном образовании подрастающего поколения. Храм – центр духовной жизни. В нем происходит рождение и преображен...