Психологический лекторий. Я-концепция.
презентация к уроку

Тарасенко Ольга Николаевна

Занятия по познанию себя, изучению своих ментальных способностей и их развитию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psihologicheskiy_lektoriy_ya.pptx1.29 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Психологический лекторий Занятия по познанию себя, изучению своих ментальных способностей и их развитию

Слайд 2

Психологический лекторий Понедельник 13.00-14.00 2.09 Понятие «Я». Изучение личности 9.09 Практические занятие. Тестирование. 16.09 Теории изучения личности в психологии 23.09 Практические занятие. Тестирование. 30.09 Способы изучения личности 7.10 Практические занятие. Тестирование. 14.10 З. Фрейд и Защитные механизмы 21.10 Гештальт – терапия. Теория незакрытого гештальта 28.10 Бихеовиоризм 11.11 Э. Берн и Транзактный анализ 18.11 Д. Карнеги и его пастулаты 25.11 Психосоматика 2.12 Возрастная психология 9.12 Возрастная психология 16.12 Кризисы развития 23.12 Темперамент человека 30.12 Практические занятие. Тестирование. 13.01 Эмоции 20.01 Познавательные способности человека 27.01 Полушария мозга. Ведущие полушарие 3.02 Практические занятие. Тестирование. 10.02 Память 17.02 Практические занятие. Тестирование. 24.02 Внимание 3.03 Практические занятие. Тестирование. 10.03 Мышление 17.03 Практические занятие. Тестирование. 24.03 Психологические эффекты 31.03 Дежавю 7.04 Теория общения 14.04 Конфликт. Способы разрешения. 21.04 Конфликт. Способы разрешения. 28.04 Я- высказывания 5.05 Страх, тревога 12.05 Стресс. Предупреждение и преодоление. 19.05 Цветотерапия 26.05 Формирование привычек.

Слайд 3

Личность Термин «личность» в русском языке образован от слова «личный», то есть принадлежащий определенному лицу. это совокупность особенностей психики и поведения, формирующаяся на основе самооценки человека, а также на основе того, как он оценивает свою жизнь и окружение; это уникальный человек со своей системой ценностей, привычками, образом мышления и прочими индивидуальными особенностями.

Слайд 4

Структура личности врожденные и возрастные факторы, которые влияют на психику особенности мышления, поведения и восприятия, формирующиеся под воздействием первого уровня интеракции социальных факторов и личного опыта, при этом включая приобретенные знания и навыки принципы, идеалы, самооценку, желания, интересы и другое «личное», что определяет внутреннее содержание человека

Слайд 5

6 главных элементов личности 1. Способности Этот раздел включает в себя все индивидуальные умения и навыки, которые помогают человеку успешно решать различные задачи. Некоторые способности уже присущи человеку с рождения, но большинство из них формируются в ходе жизни. Для удобства классификации способностей, их дополнительно разделяют на группы: — Базовые способности — простейшие индивидуальные умения, необходимые для выполнения основных функций организма (ходьба, дыхание). — Приобретенные способности — сложные умения, связанные с процессом обучения и развития человека (рисование, игра на фортепиано). — Общие способности — универсальные умения, которые присущи каждому человеку, однако могут проявляться различным образом (например, музыкальный слух или хорошая память). — Специальные способности — редкие умения, требующие значительного таланта или сложного обучения (например, способность к составлению музыки). — Теоретические способности — умения производить сложные расчеты в уме и решать творческие задачи. — Практические способности — умения успешно решать различные задачи в повседневной жизни. — Коммуникативные способности — умения устанавливать контакты с людьми и создавать положительный имидж. — Предметно-деятельные способности — умения взаимодействовать с предметами, использовать подручные средства для решения задач. Некоторые способности могут относиться к нескольким группам. Например, способность забивать гвозди — это сложное умение, которое имеет общий характер для взрослых людей и практическое применение. Также она относится к предметно-деятельным способностям, так как для ее выполнения требуется молоток.

Слайд 6

2. Воля Воля, как характеристика личности, означает способность осознанно управлять своим поведением, эмоциями и желаниями. Существуют несколько ключевых признаков, определяющих волю: умение преодолевать трудности, принятие взвешенных решений, постоянное продвижение к долгосрочным целям, способность ограничивать свои слабости и желания, планирование и последовательное действие в соответствии с планом, удовлетворение от продвижения к цели. Воля играет важную роль в достижении успеха, саморазвитии и росте личности. Она помогает нам эффективно противостоять жизненным трудностям. 3. Характер Характер — это совокупность черт, определяющих взаимодействие человека с окружающим миром и людьми. Характер является важной частью личности и формируется в процессе ее развития. Он содержит пять основных групп черт: волевые, деловые, коммуникативные, мотивационные и инструментальные. К волевым чертам можно отнести направление на достижение целей, упорство, готовность к компромиссам. Деловые черты включают ответственность, добросовестность и коммуникативные – открытость, вежливость и грубость. Мотивационные черты определяют качества, мотивирующие нас, а инструментальные — качества, формирующие наш стиль поведения.

Слайд 7

4. Темперамент Темперамент — это группа динамичных свойств психики, которые влияют на скорость и мощность психических процессов. В настоящее время классическая модель Гиппократа состоит из четырех типов темперамента: меланхолический, холерический, флегматический и сангвинический. Люди, имеющие меланхолический тип темперамента, очень чувствительны и эмоциональны, они легко сдаются, если встречают препятствиях на своем пути. Этому типу личности свойственны частые изменения настроения. Холерический тип обладает большой жизненной энергией и склонен к целеустремленности, но этот тип личности не обладает позитивными качествами. Холерики склонны к раздражительному поведению и высокому уровню агрессии. Как правило, они не понимают, что их поведение может наносить вред окружающим. Люди, имеющие флегматический тип темперамента, обычно спокойны и уравновешены. Они не слишком активны и предпочитают наблюдать за событиями со стороны. Флегматики склонны к консерватизму, но очень терпеливы и успешно справляются с рутинными задачами. Сангвинический тип личности считается самым позитивным из всех четырех. Сангвиники активны, оптимистичны и энергичны в меру. Они добиваются больших успехов благодаря своему позитивному отношению к жизни. Понимание четырех типов темперамента по Гиппократу может помочь лучше взаимодействовать с близкими и знать, чего ожидать от них. Это знание может быть очень полезным в повседневной жизни.

Слайд 8

5. Эмоции Эмоции — это переживания, которые вызывают удовлетворение или неудовлетворение наших потребностей. В психологии существует четыре основных типа эмоций: простейшие, связанные с удовлетворением базовых потребностей, настроение, вызванное внешними обстоятельствами и внутренними факторами, аффекты — сильные и трудно контролируемые эмоциональные потоки в критические моменты, чувства — переживания, связанные с конкретной личностью или объектом, такие как привязанность, любовь, злость, зависть, раздражение или ностальгия. Эмоции играют важную роль в нашей личности. Человеческая эмоциональность существенно влияет на то, как мы воспринимаем человека, и может быть причиной более тесного общения или, наоборот, дистанцирования от него. 6. Мотивация Механизм, который побуждает нас к активному действию, называется мотивацией. Воздействуют на него несколько факторов: мотивы, стимулы, потребности, побуждения и намерения. Это ключевой фактор нашего развития и помогает нам двигаться к достижению наших целей. Каждый из нас имеет собственный уникальный пакет мотивирующих факторов. Если хотите успеха во всех сферах жизни, то должны понимать, что мотивирует вас и ваших близких.

Слайд 12

Типы личности по восприятию Каждый человек чувствует и воспринимает окружающий мир по-своему: смотрит, трогает, слушает или рассуждает. В зависимости от основного способа получения информации, психологи выделяют 4 типа личности: Визуалы - люди, которые воспринимают мир через зрение, они лучше запоминают то, что увидели своими глазами. Для них свойственна любовь к порядку и зрительная память. Аудиалы - лучше запоминают информацию на слух, предпочитают слушать лекции, а не читать книги. Как правило, это коммуникабельные люди с поставленной речью. Кинестетики - воспринимают окружающий мир через тактильные ощущения, они выбирают бумажную книгу, настольные игры и реальные предметы. Чтобы понять мир, им нужно его потрогать. Дискреты , изучая мир через органы зрения и слуха, опираются на собственные выводы и логику. Такие люди разбираются в точных дисциплинах и умеют анализировать информацию.

Слайд 13

Типология Гиппократа или разделение по темпераменту Еще одна общеизвестная теория типов личности по темпераменту была разработана Гиппократом. Он разделил людей по вкусам, эмоциональным особенностям и реакциям на события. Классификация сохраняет свою актуальность. Сангвиник. Общительный человек, который умеет быстро приспосабливаться к любым людям и обстоятельствам. В противовес этому они слишком энергичны, нетерпеливы и подвержены перепадам настроения. Холерик. Эмоциональный человек, который находится в постоянном хаотичном движении. Люди с этим темпераментом умеют быстро принимать решения в сложных ситуациях, но также быстро теряют интерес к любому делу. Меланхолик. Медлительный, задумчивый человек, склонный преувеличивать масштабы любой проблемы. Такие люди часто испытывают трудности в общении с посторонними людьми. Флегматик. Спокойный человек, которого сложно вывести из себя. Люди этого типа консервативны и всеми силами избегают перемен в жизни. Но и здесь есть оговорка: в чистом виде эти психотипы не встречаются. Элементы каждого темперамента присутствуют в любом человеке, вопрос остается только в том, какой из них доминирует.

Слайд 14

Классификация по Леонгарду Немецкий психиатр разработал концепцию типов личностей, в которой разделил людей на 10 психотипов : Типы личности по Личко Советский психиатр Андрей Евгеньевич Личко выделил 11 психотипов : Гипертимный - деятельный человек с непоколебимой верой в успех. Полон оптимизма и хватается за все дела сразу, но не в силах сосредоточиться на чем-то одном. Педантичный - человек аккуратный, пунктуальный, добросовестный и нерешительный. Часто перепроверяет собственные выводы и сомневается в правильности сделанного выбора. Дистимический - добросовестный, серьезный, медлительный и пессимистически настроенный человек. Заранее уверен в неудаче, поэтому не будет даже браться за дело без острой необходимости. Аффективно-лабильный - это ранимый человек с устойчивыми нравственными принципами. Гипертимный тип в нем сменяется дистимическим , создавая своеобразные качели настроения. Аффективно-экзальтированный - человек, который преувеличивает все эмоции, от маленького подарка он впадает в эйфорию, а от мелкой неудачи - в депрессию. Такой человек сильно эмоционально привязывается к людям и часто впадает в зависимость от близких. Боязливый (тревожный) - замкнутый и неуверенный в себе человек. Обладает высоким чувством ответственности, но при этом не способен отстоять свое мнение в споре. Застревающий - подозрительный человек с частыми перепадами настроения. Тщеславен, обидчив и мстителен. Эмотивный - впечатлительный и мягкосердечный человек. Сочувствует всем окружающим, но своими обидами не делится. Демонстративный - самовлюбленный и самоуверенный. Его отличительные черты: хвастовство, собственное эго, тщеславие, склонность к постоянному вранью и интригам. Возбудимый - импульсивный, вспыльчивый человек, который плохо себя контролирует. Больше сосредоточен на настоящем и выбирает друзей слабее себя. Гипертимный психотип отличается излишней активностью и энергичностью. Такие люди постоянно жаждут общения, не выносят однообразия и монотонности в жизни. Циклоидный - подвержены циклическим сменам настроения, когда уныние сменяется восторгом. Обладают неустойчивым характером, а увлечения, личная жизнь и общение зависят от душевного настроя. Сенситивный тип личности характеризуется повышенной чувствительностью и робостью. Для таких людей важно одобрение и признание окружающих. Шизоидный - это обособленные интроверты с устойчивыми интересами. Такие люди часто погружены в собственные мысли и фантазии, им трудно найти общий язык с посторонними. Истероидный - эгоцентрики, для которых важно чужое внимание. Такие люди упорны, имеют активную жизненную позицию и меняют свои интересы в зависимости от моды. Конформный - это неконфликтные, организованные и дружелюбные люди. Стараются не отличаться от окружающих, редко имеют свое мнение и не переносят резких перемен в жизни. Психастенический - это люди, склонные к самокопанию и размышлениям. Они рационально и осторожно принимают решения и не любят брать на себя ответственность. Астеноневротический - эти люди склонны к ипохондрии, быстро утомляются и часто бывают раздражительны. При этом аккуратны и дисциплинированы, но эмоционально тяжело переживают, если что-то идет не по плану. Неустойчивый - обладатели этого психотипа стремятся к развлечениям и вечному безделью. Открыты для любого общения, любят поговорить, но искренней привязанности ни к кому особо не испытывают. Лабильный - люди с резкими переменами настроения, которые зависят от одобрения окружающих. При этом они приветливые, "уютные" и коммуникабельные. Эпилептоидный тип личности отличается агрессивным поведением и желанием подчинить окружающих своей воле. Такой человек педантично следует правилам и предписанным алгоритмам даже в ущерб результату.

Слайд 15

Типы личности по Адизесу Известный бизнес-консультант и писатель И.К. Адизес выделил типы личности с точки зрения управления бизнесом. Согласно его теории, существует 4 типа руководителей, и в каждом человеке может доминировать только один тип. Производитель. Это люди, которые умеют работать руками и создают материальные вещи. При этом они не любят контролировать других людей и не склонны поручать кому-то свои обязанности. Администратор умеет организовывать и налаживать любые процессы. Такие люди легко пишут программы, алгоритмы, скрипты , инструкции для других и упорядочивают хаос. Предприниматель. Представители этого типа личности не хотят останавливаться на достигнутом. У них в запасе всегда имеется парочка свежих идей и мысли по модернизации любого процесса. Интегратор - лидеры, ведущие за собой других. Организовывают совместную работу, заботятся о командном духе и приятной рабочей атмосфере в коллективе.

Слайд 16

Что мешает полюбить себя? Критичное отношение к собственным недостаткам. Привычка сравнивать себя с другими людьми. Стремление понравиться окружающим. Неумение прощать. Страх перед негативными эмоциями. Невнимание к самоанализу. Пренебрежение к своим физическим и душевным потребностям. Завышенные требования. Отсутствие личных границ.

Слайд 17

Примите себя Не прибегайте к сравнению Полюбите свое тело Расстаньтесь с обидами и негативным мнением о себе Будьте самодостаточны Позаботьтесь о личных границах Делайте то, что доставляет удовольствие Примите ответственность за свою жизнь Благодарите себя и других Запаситесь терпением


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лекторий - безопасность в сети

готовая презентация для родительских собраний...

Лекторий для родителей на тему «Подростковый возраст: что должны знать родители»

Лекторий для родителей  о трудностях подрасткового возраста и способах грамотного пребывания родителей в переходном возрасте  их детей....

Концепция психологической службы в образовательном учреждении

Работа представлена и высоко оценена на районном конкурсе профессионального мастерства «Педагог-психолог 2012» Автор: педагог-психолог Одинцовского центра диагностики и консультированияМенситова...

Презентация "Концепция психологического обследования детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях ЦПМПК"

В презентации представлены цель психологического обследования детей с ОВЗ, диагностические задачи психолога, методы психологического обследования; дан ответ на вопрос, что анализируется при исследован...

Семинар-практикум для педагогов-психологов "Концепция И.В.Дубровиной как модель формирования психологического здоровья дошкольников"

На семинаре-практикуме рассматриваются: понятийное поле психологического здоровья, факторы риска, классификация его нарушений; практическая модель формирования психологического здоровья дошкольников н...

Презентация "Основные аспекты Концепции развития психологической службы в системе образования в Российской Федерации на период до 2025 года"

Концепция развития психологической службы в системе образования определяет цели, задачи, принципы, основные направления и механизмы реализации государственной политики в сфере развития психологической...