Проект "Развитие речи у детей дошкольного возраста с использованием игровых упражнений и игр по финансовой грамотности"
материал
Проект "Развитие речи у детей дошкольного возраста с использованием игровых упражнений и игр по финансовой грамотности".
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
«Детский сад № 201»
Проект
«Развитие речи у детей дошкольного возраста
с использованием игровых упражнений и игр
по приобщению детей
к основам финансовой грамотности»
Подготовила: Севрюгина Юлия Григорьевна
воспитатель 1 кв.категории
г. Оренбург 2024 – 2025 уч.г.
Актуальность проекта.
Одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста является развитие речи, речевого общения. Главной отличительной чертой современного общества является подмена живого человеческого общения зависимостью от гаджетов.
Цель проекта: повысить уровень развития речи детей через игровую деятельность по финансовой грамотности.
Задачи проекта:
Образовательные:
- формировать правильное понимание слов, их употребление и дальнейшее обогащение активного словаря;
- формирование экономического словарного запаса,
- обогатить речевую развивающую среду дидактическим игровым материалом;
- автоматизация и дифференциация звуков речи у детей на речевом материале, соответствующем формированию элементарных экономических знаний;
Развивающие:
- Развивать связную речь; способствовать развитию звуковой культуры речи у детей.
- Развитие диалогической и монологической речи в процессе формирования у детей финансовой грамотности.
- Развитие познавательных процессов и мелкой моторики.
Воспитательные:
- воспитывать умения принятия детьми самостоятельных решений при выполнении каких-либо финансовых действий;
- воспитывать у детей позитивную социализацию и личностное развитие в процессе формирования финансовой грамотности
Тип проекта: познавательно-игровой
Методы и приемы обучения:
- использование мультимедийных презентаций;
- использование настольных дидактических игр (например: «Копилка», «Профессии и продукты труда», «Почта», «Ателье», «Выбираем самое важное», «Денежкин домик», «Поиск», «Что нельзя купить», «Мелкие покупки» и т.д.);
- включение детей в сюжетно-ролевые игры (например: «Супермаркет», «Банк», «Семья и семейный бюджет», «Кто хочет стать миллионером», «Моя семья», «Копим и сберегаем» и т.д.);
- включение детей в театральную деятельность;
- включение детей в проектную деятельность
Следует отметить, что именно включение детей в сюжетно-ролевую игру способствует наиболее лучшему усвоению и уточнению понятий необходимых для формирования финансовой грамотности.
Задачи по развитию речи и формированию основ финансовой грамотности дошкольников решаются в разных видах детской деятельности и развития:
-комплексно-тематических занятиях, сюжетно-ролевых, дидактических, настольных играх;
-экскурсиях-знакомствах с людьми разных профессий;
-беседах, с целью выявления насколько дети усвоили материал;
-чтении художественной литературы: стихов, сказок, заучивании пословиц и поговорок;
-проведении ситуативных игр «Семья», «Магазин», «Маленькие покупки», во время которых они производят и покупают товары и услуги, устанавливают цены на них, пользуются «деньгами».
-знакомство с понятиями: бюджет, доход, расход, из чего складывается семейный бюджет;
-решение проблемных ситуаций «Кто купит больше», «Как поступить», «Мини-банк».
Использование игры эффективно при организации коммуникативной, познавательной деятельности – это одна из самых предпочтительных форм для формирования основ финансовой грамотности. Тематика таких игр очень разнообразна: «Что нельзя купить?», «Сделал дело – гуляй смело», «Наши цели», «Занять и одолжить», «Копим и сберегаем», «Где что купить?», «Дороже - дешевле», «Супермаркет», «Кому, что нужно для работы» и т.д.
В ходе бесед, направленных на формирование основ финансовой грамотности, знания детей уточняются, обогащаются, систематизируются. Участие в беседе прививает ряд полезных навыков и умений: слушать друг друга, не перебивать, дополнять, но не повторять то, что уже было сказано, тактично и доброжелательно оценивать высказывания. Беседа требует сосредоточенности мышления, внимания, умения управлять своим поведением. Она учит мыслить логически, высказываться определенно, делать выводы, обобщения. Через содержание беседы мы воспитываем чувства детей, формируем отношение к событиям, о которых идет речь.
Участники проекта: дети 5-7 лет; воспитатели; родители
Время реализации проекта: долгосрочный, с 01.09.24 – по 31.05.25 учебный год.
Ожидаемые результаты: в результате применение игр, направленных на формирование основ финансовой грамотности в воспитательно-образовательном процессе увеличится интерес детей к обучению, активизируется познавательная деятельность, повысится качество усвоения речевого программного материала детьми.
Таким образом, использование игровых технологий в дошкольном образовательном процессе ведет к повышению усвоения знаний дошкольниками на более высокий уровень, несет в себе образный тип информации, обладает стимулом познавательной речевой активности.
Форма подведения итогов: мониторинг речевого развития
Список литературы:
- Баранова Г.А. Подготовка учителя к применению современных педагогических технологий в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья // Известия Тульского государственного университета. Педагогика. 2016. № 1. С.24-25.
- Минеева Ю.В., Салихова З., Левшина Н.И. Инновационные формы работы по речевому развитию у дошкольников// Международный журнал экспериментального образования. 2014. № 7-2. С. 35-37.
- Нищева Н.В. Развивающие сказки: Цикл занятий по развитию лексического состава языка, совершенствованию грамматического строя речи, развитию связной речи у детей дошкольного возраста: учебно-методическое пособие-конспект. Санкт-Петербург: Детство-пресс, 2002. 47 с.
- Развитие речи и творчества дошкольников. Игры, упражнения, конспекты занятия / под ред. Ушаковой О.С. М.: ТЦ Сфера. 2015.176 с.
Перспективный план работы
Раздел | Сроки | Содержание работы | Практические выходы |
Изучение методической литературы, передового педагогического опыта | Cентябрь-май | 1.Знакомство с новыми педагогическими технологиями 2.Изучение методических ресурсов по теме, систематизация полученных данных. | Через предметные издания и Интернет- ресурс. |
Работа с детьми | Сентябрь | 1.Создание предметно-развивающей среды. 2.Подбор дидактических игр, пособий по финансовой грамотности для развития речи детей. | Через предметные издания и Интернет- ресурс. |
Октябрь | Дидактические игры на развитие фонетико-фонематической стороны речи. | Круги луллиа «Надо-хочу», «Что нельзя купить за деньги-Что можно купить за деньги», «Виды денег», «Где хранить деньги», «Доходы семьи-Расходы семьи», «Купюры России-Монеты России». | |
Ноябрь | Дидактические игры на развитие лексической стороны речи (формирование словаря). | «Подбери слово», «Покупатель», «Назови три предмета», «Верно ли это?»; на развитие лексического строя речи: «Дополни предложение», «Придумай предложение», «Напишем кукле письмо», «Доскажи словечко», «Распутай слова», «Стоимость товара», «Составь фразу» | |
Декабрь | Игры с лепбука по финансовой грамотности. | «Размен», «Не всё покупается, главные ценности», «Кто как работает», «Экономические загадки», «Хочу и надо». | |
Январь | Дидактические игры на развитие воображения и творчества. Игры с коробочкой-раскладушкой по финансовой грамотности. | Сборник игр. «Что можно купить за деньги», «Что нельзя купить за деньги», «Доход», «Расход», «Где хранят деньги», изготовление кошелька оригами. | |
Февраль | Дидактические игры и упражнения на развитие связной речи».
| «Кто больше заметит небылиц», «Где начало рассказа?», «Найди картинке место», «Исправь ошибку», «Какая картинка не нужна?», «Скажи пословицу о деньгах», «Чего на свете не бывает», «Поиск пропавших деталей». | |
Март | Дидактические игры и упражнения на развитие монологической речи». | «Закончи фразу экономного человека», «Что важнее?», «Дополни предложение», «Что кому нужно?», работа с карточками. Карточки «Возьми и назови» | |
Апрель | Дидактические игры и упражнения на развитие диалогической речи». | «Кто как работает?», «Что продается в магазине?», «Какой товар лишний?», «Что стоит больше денег?», «Объясни, что нужно, чтобы сэкономить при покупке товаров». | |
Май | Игры на развитие мелкой моторики и ориентировки на листе. Игры с альбомом «Деткам о деньгах» | «Финансовые лабиринты», фин.прописи (напиши и соедини), обведи Российские купюры, «Где хранят деньги?», «Какие бывают деньги?», «Обведи и опиши» | |
Работа с семьями воспитанников и педагогами | Сентябрь | Анкетирование родителей | Выявление интересов и знаний родителей воспитанников по развитию речи дошкольников. |
Октябрь | Составление папок-передвижек и консультаций «Уровень развития речи 5-6 лет» | Пропаганда знаний по развитию речи (стенд). | |
Ноябрь | Консультация «Методика организации и руководство дидактическими играми по финансовой грамотности» | Помочь родителям овладеть методикой использования дидактических игр по финансовой грамотности и раскрыть их значение в обучении в семье. | |
Декабрь - Январь | Изготовление папки-передвижки «Как наше слово отзовется» | Привлечение родителей к работе по развитию речи у детей. | |
Февраль | Консультация для педагогов «Игры по финансовой грамотности в развитии речи детей» | Обогащение педагогического опыта | |
Март | Консультация для родителей «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада» | Раскрыть значение речи в развитии личности ребенка. | |
Апрель - Май | Пополнение развивающей среды с учетом ФГОС. Подведение итогов работы по развитию речи. Отчёт о проделанной работе. | Игры по финансовой грамотности, сделанные своими руками. Мониторинг |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование проектного метода для развития выразительности речи у детей дошкольного возраста посредством художественного слова и театрализованной деятельности
этот проект мы задумывали как результат нашей работы с детьми подготовительной группы над выразительностью речи...

"Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья"
В данном материалы использованы разнообразные приёмы мнемотехники...

Консультация для родителей: "Использование технологии моделирования в развитии связной речи у детей дошкольного возраста"
Консультация для родителей...
Консультации для родителей .Су-Джок терапия в логопедии. Как научить ребенка здороваться. Использования литературы в семейном воспитании. Использование устного народного творчества в коррекции нарушений речи у детей дошкольного возраста.
Консультации для родителей .Су-Джок терапия в логопедии. Как научить ребенка здороваться. Использования литературы в семейном воспитании. Использование устного народного творчества в к...
ПРОГРАММА коррекционной работы по формированию грамотного звукопроизношения и развитию устной речи у детей дошкольного возраста с ОНР II-III уровня
целевая аудитория: дети2016 - 2017 учебный год...

Дидактические игры и упражнения по формированию лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с ОНР.
Дидактические игры и упражненияпо формированию лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с ОНР. Для совершенствования лексико-грамматической стороны речи детей, необходимый ...

Опыт работы: "Развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством музыкально-игровых упражнений"
Детство – период начальной социализации ребенка, приобщения его к миру культуры и общечеловеческих ценностей. Педагоги считают возможным развитие ребенка во всех видах деятельности: игровой, теа...