Проект "Развитие речи у детей дошкольного возраста с использованием игровых упражнений и игр по финансовой грамотности"
материал

Проект "Развитие речи у детей дошкольного возраста с использованием игровых упражнений и игр по финансовой грамотности".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

«Детский сад № 201»

Проект

«Развитие речи у детей дошкольного возраста

с использованием игровых упражнений и игр

по приобщению детей

к основам финансовой грамотности»

Подготовила: Севрюгина Юлия Григорьевна

воспитатель 1 кв.категории

г. Оренбург 2024 – 2025 уч.г.

Актуальность проекта.

Одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста является развитие речи, речевого общения. Главной отличительной чертой современного общества является подмена живого человеческого общения зависимостью от гаджетов.

Цель проекта: повысить уровень развития речи детей через игровую деятельность по финансовой грамотности.

Задачи проекта:

Образовательные: 

  • формировать правильное понимание слов, их употребление и дальнейшее обогащение активного словаря;
  • формирование экономического словарного запаса,
  • обогатить речевую развивающую среду дидактическим игровым материалом;
  • автоматизация и дифференциация звуков речи у детей на речевом материале, соответствующем формированию элементарных экономических знаний;

Развивающие:

  • Развивать связную речь; способствовать развитию звуковой культуры речи у детей.
  • Развитие диалогической и монологической речи в процессе формирования у детей финансовой грамотности.
  • Развитие познавательных процессов и мелкой моторики.

Воспитательные:

  • воспитывать умения принятия детьми самостоятельных решений при выполнении каких-либо финансовых действий;
  • воспитывать у детей позитивную социализацию и личностное развитие в процессе формирования финансовой грамотности

Тип проекта: познавательно-игровой

Методы и приемы обучения:

  • использование мультимедийных презентаций;
  • использование настольных дидактических игр (например: «Копилка», «Профессии и продукты труда», «Почта», «Ателье», «Выбираем самое важное», «Денежкин домик», «Поиск», «Что нельзя купить», «Мелкие покупки» и т.д.);
  • включение детей в сюжетно-ролевые игры (например: «Супермаркет», «Банк», «Семья и семейный бюджет», «Кто хочет стать миллионером», «Моя семья», «Копим и сберегаем» и т.д.);
  • включение детей в театральную деятельность;
  • включение детей в проектную деятельность

Следует отметить, что именно включение детей  в сюжетно-ролевую игру способствует наиболее лучшему усвоению и уточнению понятий необходимых для формирования финансовой грамотности.

Задачи по развитию речи и формированию основ финансовой грамотности дошкольников решаются в разных видах детской деятельности и развития:

-комплексно-тематических занятиях, сюжетно-ролевых, дидактических, настольных играх;

-экскурсиях-знакомствах с людьми разных профессий;

-беседах, с целью выявления насколько дети усвоили материал;

-чтении художественной литературы: стихов, сказок, заучивании пословиц и поговорок;

-проведении ситуативных игр «Семья», «Магазин», «Маленькие покупки», во время которых они производят и покупают товары и услуги, устанавливают цены на них, пользуются «деньгами».

-знакомство с понятиями: бюджет, доход, расход, из чего складывается семейный бюджет;

-решение проблемных ситуаций «Кто купит больше», «Как поступить», «Мини-банк».

Использование игры эффективно при организации коммуникативной, познавательной деятельности – это одна из самых предпочтительных форм для формирования основ финансовой грамотности. Тематика таких игр очень разнообразна: «Что нельзя купить?», «Сделал дело – гуляй смело», «Наши цели», «Занять и одолжить», «Копим и сберегаем», «Где что купить?», «Дороже - дешевле», «Супермаркет», «Кому, что нужно для работы» и т.д.

В ходе бесед, направленных на формирование основ финансовой грамотности, знания детей уточняются, обогащаются, систематизируются. Участие в беседе прививает ряд полезных навыков и умений: слушать друг друга, не перебивать, дополнять, но не повторять то, что уже было сказано, тактично и доброжелательно оценивать высказывания. Беседа требует сосредоточенности мышления, внимания, умения управлять своим поведением. Она учит мыслить логически, высказываться определенно, делать выводы, обобщения. Через содержание беседы мы воспитываем чувства детей, формируем отношение к событиям, о которых идет речь.

Участники проекта: дети 5-7 лет; воспитатели; родители

Время реализации проекта: долгосрочный, с 01.09.24 – по 31.05.25 учебный год.

Ожидаемые результаты: в результате применение игр, направленных на формирование основ финансовой грамотности в воспитательно-образовательном процессе увеличится интерес детей к обучению, активизируется познавательная деятельность, повысится качество усвоения речевого программного материала детьми.

Таким образом, использование игровых технологий в дошкольном образовательном процессе ведет к повышению усвоения знаний дошкольниками на более высокий уровень, несет в себе образный тип информации, обладает стимулом познавательной речевой активности.

Форма подведения итогов: мониторинг речевого развития 

Список литературы:

  1. Баранова Г.А. Подготовка учителя к применению современных педагогических технологий в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья // Известия Тульского государственного университета. Педагогика. 2016. № 1. С.24-25.
  2. Минеева Ю.В., Салихова З., Левшина Н.И. Инновационные формы работы по речевому развитию у дошкольников// Международный журнал экспериментального образования. 2014. № 7-2. С. 35-37.
  3. Нищева Н.В. Развивающие сказки: Цикл занятий по развитию лексического состава языка, совершенствованию грамматического строя речи, развитию связной речи у детей дошкольного возраста: учебно-методическое пособие-конспект. Санкт-Петербург: Детство-пресс, 2002. 47 с.
  4. Развитие речи и творчества дошкольников. Игры, упражнения, конспекты занятия / под ред. Ушаковой О.С. М.: ТЦ Сфера. 2015.176 с.

Перспективный план работы

Раздел

Сроки

Содержание работы

Практические выходы

Изучение методической литературы, передового педагогического опыта

Cентябрь-май

1.Знакомство с новыми педагогическими технологиями

2.Изучение методических ресурсов по теме, систематизация полученных данных.

Через предметные издания и Интернет- ресурс.

Работа с детьми

Сентябрь

1.Создание предметно-развивающей среды. 2.Подбор дидактических игр, пособий по финансовой грамотности для развития речи  детей.

Через предметные издания и Интернет- ресурс.

Октябрь

Дидактические игры на развитие фонетико-фонематической стороны речи.

Круги луллиа «Надо-хочу», «Что нельзя купить за деньги-Что можно купить за деньги», «Виды денег», «Где хранить деньги», «Доходы семьи-Расходы семьи», «Купюры России-Монеты России».

Ноябрь

Дидактические игры на развитие лексической стороны речи (формирование словаря).

«Подбери слово», «Покупатель», «Назови три предмета», «Верно ли это?»; на развитие лексического строя речи: «Дополни предложение», «Придумай предложение», «Напишем кукле письмо», «Доскажи словечко», «Распутай слова», «Стоимость товара», «Составь фразу»

Декабрь

Игры с лепбука по финансовой грамотности.

«Размен», «Не всё покупается, главные ценности», «Кто как работает», «Экономические загадки», «Хочу и надо».

Январь

Дидактические игры на развитие воображения и творчества.

Игры с коробочкой-раскладушкой по финансовой грамотности.

Сборник игр.

«Что можно купить за деньги», «Что нельзя купить за деньги», «Доход», «Расход», «Где хранят деньги», изготовление кошелька оригами.

Февраль

Дидактические игры и упражнения на развитие связной речи».

 

«Кто больше заметит небылиц», «Где начало рассказа?», «Найди картинке место», «Исправь ошибку», «Какая картинка не нужна?», «Скажи пословицу о деньгах», «Чего на свете не бывает», «Поиск пропавших деталей».

Март

Дидактические игры и упражнения на развитие монологической речи».

«Закончи фразу экономного человека», «Что важнее?», «Дополни предложение», «Что кому нужно?», работа с карточками. Карточки «Возьми и назови»

Апрель

Дидактические игры и упражнения на развитие диалогической речи».

«Кто как работает?», «Что продается в магазине?», «Какой товар лишний?», «Что стоит больше денег?», «Объясни, что нужно, чтобы сэкономить при покупке товаров».

Май

Игры на развитие мелкой моторики и ориентировки на листе.

Игры с альбомом «Деткам о деньгах»

«Финансовые лабиринты», фин.прописи (напиши и соедини), обведи Российские купюры, «Где хранят деньги?», «Какие бывают деньги?», «Обведи и опиши»

Работа с семьями воспитанников  и педагогами

Сентябрь

Анкетирование родителей

Выявление интересов и знаний родителей воспитанников по развитию речи дошкольников.

Октябрь

Составление папок-передвижек и консультаций «Уровень развития речи 5-6 лет»

Пропаганда знаний по развитию речи (стенд).

Ноябрь

Консультация  «Методика организации и руководство дидактическими играми по финансовой грамотности»

Помочь родителям овладеть методикой использования дидактических игр по финансовой грамотности и раскрыть их значение в обучении в семье.

Декабрь -

Январь

Изготовление папки-передвижки «Как наше слово отзовется»

Привлечение родителей к работе по развитию речи у детей.

Февраль

Консультация для педагогов  «Игры по финансовой грамотности в развитии речи детей»

Обогащение педагогического опыта

Март

 Консультация для родителей «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада»

Раскрыть значение речи в развитии личности ребенка.

Апрель -

Май

Пополнение развивающей среды с учетом ФГОС.

Подведение итогов работы по развитию речи. Отчёт о проделанной работе.

Игры по финансовой грамотности, сделанные своими руками.

Мониторинг


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование проектного метода для развития выразительности речи у детей дошкольного возраста посредством художественного слова и театрализованной деятельности

этот проект  мы задумывали как результат нашей работы с детьми подготовительной группы над выразительностью речи...

Консультации для родителей .Су-Джок терапия в логопедии. Как научить ребенка здороваться. Использования литературы в семейном воспитании. Использование устного народного творчества в коррекции нарушений речи у детей дошкольного возраста.

Консультации для родителей .Су-Джок терапия в логопедии. Как научить ребенка здороваться.  Использования литературы в семейном воспитании. Использование устного народного творчества в к...

Дидактические игры и упражнения по формированию лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с ОНР.

Дидактические игры и упражненияпо формированию лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с ОНР. Для совершенствования лексико-грамматической стороны речи детей, необходимый ...

Опыт работы: "Развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством музыкально-игровых упражнений"

Детство – период начальной социализации ребенка, приобщения его к миру культуры и общечеловеческих ценностей. Педагоги считают возможным развитие ребенка во всех видах деятельности: игровой, теа...