НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
материал

Алагузова Рауза Зайнуловна

Предварительный просмотр:

Алагузова Рауза Зайнуловна,

воспитатель,

МБОУ «Ш-И п.Эгвекинот»

Профилактика аддиктивного поведения

1. Диагностический этап.

     Включает в себя диагностику личностных особенностей, которые оказывают влияние на формирование аддиктивного поведения:
-повышенная тревожность,
-низкая стрессоустойчивость,
-неустойчивая я - концепция,
-низкий уровень интернальности,
-неспособность к эмпатии,
-некоммуникабельность,
-повышенный эгоцентризм,
-низкое восприятие социальной поддержки,
-стратегия избегания при преодолении стрессовых ситуаций,
-направленность на поиск ощущений,
-стремление к социальному одобрению,
-высокие показатели по шкале депрессивности
-агрессивность и др.
Эти показатели можно измерять с помощью диагностических методик, которые мы постоянно используем в своей работе.

 Важным направлением работы по выявлению детей, с которыми следует проводить профилактическую работу, является сбор информации о положении ребенка в семье, о наличии в семье химически зависимых людей, о характере семейных взаимоотношений, о составе семьи, о увлечениях и способностях ребенка, о его друзьях. Еще одним важным источником информации является наблюдение. Наблюдайте при личном контакте с детьми за их речью. Есть определенные маркеры, позволяющие нам найти детей этой категории:

Реактивность: проявляется в высказываниях, где причины собственных поступков и эмоций приписываются другим людям: «он меня изводит», «они всегда меня обижают», «она довела меня до белого каления», «он достал меня», «они заставляют меня поступать» и т.д. – т.е. все поступки, эмоции выглядят как реакции на окружающий мир, а не как собственные акции.

Негативное высказывание о себе, своих способностях, возможностях: «что-то голова моя сегодня плохо варит», «с утра ничего не соображаю», «а я-то, дурочка такая, и поверила», «отстаньте у меня уже крыша от Вас едет»

Залипание: в речи могут напрочь отсутствовать высказывания о себе лично, о своих целях, о своих делах. Вместо них все время звучит «мы», «у нас», «нам»; или, возможно постоянное упоминание кого-то из членов семьи или близких людей при ответах на вопросы, касающиеся лично ребенка.

2. Информационно-просветительский этап.

Представляет собой расширение компетенции в таких важных областях, как:
-психо-сексуальное развитие,
-культура межличностных отношений,
-технология общения,
-способы преодолевания стрессовых ситуаций,
-конфликтология,
-собственно проблемы аддиктивного поведения (с рассмотрением основных аддиктивных механизмов, видов аддиктивной реализации, динамики развития аддиктивного процесса и последствий).
Просветительская деятельность должна быть направлена на родителей, детей, педагогов. Она может выливаться в любые форма работы : родительские собрания (их можно организовать в форме лекций по теме, можно провести в форме беседы) тематические классные часы для школьников, семинары для педагогов, можно представить информацию на стенде и т.д.

3. Развивающе – коррекционный этап.

Очень важным вопросом здесь будет вопрос о критерии отбора детей, с которыми следует вести эту работу.
Прежде всего, следует опираться на информацию о наличии в семье ребенка человека (близкого родственника), больного химической зависимостью. Выше уже говорилось о том, что семья химически зависимого однозначно является дисфункциональной. То есть, если в семье ребенка есть хотя бы один человек (мать, отец, бабушка, дедушка, брат, сестра, тетя, дядя), который страдает химической зависимостью – можно однозначно отнести этого ребенка к группе риска. Многочисленными исследованиями подтверждено, что такая семья продуцирует только аддиктов (не важно о какой именно аддикции идет речь). В основном это алкоголики и их супруги, которые в свою очередь являются аддиктами отношений (созависимые).
        Второй значимый источник информации – результаты нашей диагностики. И пусть даже она не направлена прямо на выявление свойств аддиктивной личности, но мы можем постепенно накапливать информацию о детях, имеющих высокий уровень личнстной тревожности, высокий уровень депрессивности, низкую самооценку, низкую стрессоустойчивость. Накопленную информацию следует проанализировать, сопоставить с собственными наблюдениями и наблюдениями педагогов, по возможности пригласить для беседы родителей.

Профилактическая работа может быть индивидуальной или групповой. В случае групповых форм, это прежде всего тренинги личностного роста с элементами коррекции отдельных личностных особенностей и форм поведения, включающие формирование и развитие навыков работы над собой.

Направления профилактической работы с детьми:

1. Пропаганда здорового образа жизни, позитивных установок

2.  Обучение, воспитание и развитие способности к самостоятельному, цивилизованному  и эффективному способу преодоления сложных жизненных ситуаций

3. Снижение внушаемости (в процессе тренингов, игр)

4. Формирование способности к саморегуляции

ВАЖНО!

- Помочь детям развить умение вести здоровый продуктивный образ жизни

- Помочь детям обрести ориентиры на будущее, включающие продолжение их образования и ответственное отношение к себе и другим

- Помочь детям научиться общаться со сверстниками и противостоять дурному влиянию со стороны.

Тест «ОЦЕНИМ СВОЙ ОБРАЗ МЫСЛЕЙ»
Тест заимствован из книги В.Москаленко «Созависимость: характеристика и практика преодоления». Тест призван измерять степень выраженности у респондента комплекса созависимости, поэтому следует внимательно применять его, тем более, что никаких данных о его валидности нет.

ИНСТРУКЦИЯ:
Поставьте ту цифру напротив вопроса, которая соответствует Вашему мнению:
1 – «никогда со мной так не бывало;;
2 – «редко так со мной бывало»;
3 – «часто так со мной бывает»;
4 – «всегда так бывает».
ВОПРОСЫ:

Я боюсь позволить другим людям узнать меня поближе.

Я боюсь неожиданностей.

Я ищу недостатки вместо преимуществ в большинстве ситуаций.

Я чувствую, что недостойна любви.

Я чувствую себя хуже других людей.

У меня есть склонность к постоянному труду, перееданию, азартным играм, употреблению алкоголя или других опьяняющих средств.

Я мало забочусь о себе, предпочитая заботиться о других.

Я не могу избавиться от переполняющих меня чувств, идущих из прошлого, таких, как гнев, страх, стыд, печаль.

Я добиваюсь похвалы и признания, делая людям приятное, стремясь к совершенству и сверхдостижениям.

Я слишком серьезна и мне трудно поиграть, подурачиться.

У меня появились проблемы со здоровьем из-за постоянных волнений, стрессов.

У меня сильно выражена потребность контролировать других, диктовать им свою волю.

Я испытываю трудности в выражении своих чувств.

Я не люблю себя.

У меня в жизни часты кризисные ситуации.

Мне представляется, что я стала жертвой тяжелых обстоятельств.

Я боюсь быть отвергнутой теми, кого люблю.

Я резко критикую себя, я не боюсь даже раздавить себя упреками.

Я ожидаю худшего в большинстве случаев.

Когда я совершаю ошибку, я представляюсь себе никчемным человеком.

Я считаю других виноватыми во всех моих трудностях.

Я живу воспоминаниями.

Я закрыта для новых идей или новых способов делать дела.

Я длительное время бываю расстроенной или злой из-за неприятностей.

Я чувствую себя одинокой и в изоляции, и если окружена людьми.

СУММА БАЛЛОВ:
25-54 - норма
55-69 - слегка смещено в сторону созависимости
70-140 - резко смещено. Надо избавиться от созависимости.

                                         Упражнение «Компания».
Цель: дать возможность участникам овладеть навыками уверенного поведения, аргументационного отказа в ситуации выбора.
Работа проводится в микро группах по 3 – 5 человек, каждой из которых предлагается одна из ситуаций:
- Одноклассник (сосед, лидер двора…) просит тебя покурить «косяк».
- Компания друзей собирает деньги на покупку спиртного напитка.
- Подростки со двора уговаривают тебя попробовать понюхать клей.
- Дядя Ваня просит Вас составить ему компанию в распитии спиртных напитков.
- Во время дискотеки, компания друзей собирается покурить.
Задание: в течение нескольких минут придумать как можно больше аргументов для отказа в этой ситуации.
Вывод: существует 3 стиля отказа – уверенный, агрессивный, неуверенный.

Далее следует обсуждение способов поведения участников в ситуации группового давления, обосновываются его доводы не употреблять ПАВ.

Делаются выводы об эффективности приведенных доводов.

                                                                                                                                 
       И в заключении, хотелось бы прочитать Вам одну современную психотерапевтическую притчу…Приходит к отцу молодая девушка и говорит:
- Отец, я устала, у меня такая тяжелая жизнь, такие трудности и проблемы, я все время плыву против течения, у меня нет больше сил... Что мне делать?
Отец вместо ответа поставил на огонь три одинаковых кастрюли с водой. В одну бросил
морковь, в другую положил яйцо, а в третью насыпал зерна кофе. Через
некоторое время он вынул из воды морковь и яйцо и налил в чашку кофе из третьей кастрюли.
- Что изменилось? - спросил он свою дочь.
- Яйцо и морковь сварились, а зерна кофе растворились в воде, - ответила она.
- Нет, дочь моя, это лишь поверхностный взгляд на вещи. Посмотри - твердая морковь, побывав в кипятке, стала мягкой и податливой. Хрупкое и жидкое яйцо стало твердым. Внешне они не изменились, они лишь изменили свою структуру под воздействием одинаковых неблагоприятных обстоятельств - кипятка.
- А кофе? - спросила дочь.
- О! Это самое интересное!
Зерна кофе полностью растворились в новой враждебной среде и изменили
ее - превратили кипяток в великолепный ароматный напиток.



Предварительный просмотр:

Алагузова Рауза Зайнуловна,

воспитатель,

МБОУ «Ш-И п.Эгвекинот»

Влияние досуговой деятельности на воспитание и социализацию детей с нарушениями интеллекта.

Любой ребенок в процессе своей досуговой деятельности сталкивается с различными сферами общественной жизни. Посредством досуга он познает мир литературы, искусства, техники, спорта, природы, по собственному влечению занимается различными видами полезной деятельности.

Под досуговой деятельностью - мы понимаем составную часть учебно-воспитательного процесса в школе - интернате, одну из форм организации свободного времени воспитанников.  И помогает удовлетворять потребности детей в неформальном общении.

Досуговая деятельность - это не только биолого-физиологическая потребность детского организма в отдыхе, т.е. досуг выполняет не только психофизиологическую функцию, но и социокультурную, которая характеризуется следующим:  

  • целенаправленность и продуманность;

осуществляется в свободное время ребенка и протекает как индивидуально, так и коллективно;

  • ее отличает относительная свобода (в зависимости от состояния здоровья и самочувствия ребенка) выбора досуговых мероприятий и намерений взрослых (программ) связанных с саморазвитием (что чаще всего носит непроизвольный характер), общением, оздоровлением на основе добровольности, активности, инициативы, как отдельного ребенка, так и различных групп;
  • она обусловлена региональными особенностями, традициями и характеризуется многообразием видов досуговой деятельности на основе разнообразных интересов ребят;
  • способствует познанию детьми культуры и искусства, формированию их базовой культуры через творческую деятельность;
  • досуговая  деятельность всегда носит этико-эстетическую норму культуры поведения и формирует у ребенка такие качества, как человечность гуманность, порядочность и увлеченность.

Исходя из видов  досуговой деятельности, которые многообразны, и их можно классифицировать, следующим образом:  

  • отдых (активный и пассивный);
  • развлечения (распространены три вида развлечений по степени активности участия детей: дети являются только слушателями или зрителями, дети - непосредственные участники, участники и взрослые и дети);
  • праздники (народные и фольклорные, государственно-гражданские, международные, православные, бытовые и семейные);
  • самообразование (целенаправленная познавательная деятельность: чтение литературы, экскурсии, посещение театров и музеев и т.д.);
  • творчество.

Досуговая  деятельность должна строится таким образом, чтобы каждый ребенок чувствовал себя комфортно, по своим возможностям был вовлечен в активную деятельность в зоне своего ближайшего развития, вне зависимости от своих психофизических особенностей, учебных возможностей, склонностей мог реализовать себя как субъект собственной жизни. 

Досуг способен объединить и отдых, и труд.  Досуг является благоприятной почвой для испытания детьми с ОВЗ фундаментальных человеческих потребностей. В процессе досуга ребенку гораздо проще формировать уважительное отношение к себе, преодолевать личные недостатки. Досуг в существенной степени ответственен за формирование характера ребенка, в частности таких качеств как инициативность, уверенность в себе, сдержанность, мужественность, выносливость, настойчивость, искренность, честность и д.р.

Досуг способен стать важным фактором физического развития детей. Любимые занятия в часы досуга поддерживают эмоциональное здоровье. Досуг способствует выходу из стрессов и мелких беспокойств, и, наконец,  досуг признается значительным орудием в реабилитации детей с нарушениями интеллекта. Особая ценность досуга заключается в том, что он может помочь ребенку с ОВЗ реализовать то лучшее, что в нем есть.

Содержание и организация досуговой деятельности  направлено на развитие нравственного, познавательного, коммуникативного, эстетического и физического потенциала детей с ОВЗ, на их дальнейшую социализацию в обществе.

        Для этого  в своей работе по организации досуговой деятельности я стараюсь использовать различные  формы досуговой работы по направлениям воспитания:

1.Основы социализации:

Цель: подготовка детей с ограниченными возможностями здоровья к полноценной жизни в обществе, формирование уверенности в своих силах.

Формы:

Воспитательские часы, воспитательные беседы по основам социализации;

Знакомство с нормами поведения в наиболее типичных ситуациях – в школе, столовой, спальне, на улице, в магазине и т.д. и отработка этих норм;

Развлечения, праздники, обыгрывание ситуаций, проведение сюжетно-ролевых игр;

 Самооценка черт характера (доброта, щедрость, честность, дружелюбие и т.д.);

Формирование навыков общения в коллективной деятельности как основы новой социальной ситуации развития ребенка и формирующей его новое отношение к среде;

Стремление к освоению знаний  и выбору профессии.

2. Спортивно-оздоровительное направление:

Цель: создание условий для сохранения здоровья, физического развития, воспитание негативного отношения к вредным привычкам.

Формы:

 Участие в спортивных соревнованиях;

Спортивные секции;

Пешие прогулки;

 Здоровое питание;

 Проведение бесед по охране здоровья.

3. Художественно-эстетическое направление:

Формы:

Организация выставок детских рисунков, поделок и творческих работ воспитанников;

Проведение тематических часов и воспитательных бесед по эстетике внешнего вида ученика, культуре поведения и речи;

Участие в конкурсах, выставках детского творчества эстетического цикла на уровне школы, города, области.

4. Общеинтеллектуальное направление:

Данное направление обеспечивает формирование мотивации к обучению и познанию, развитие творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.

Формы:

Участие в предметных неделях;

Библиотечные  часы (часы чтения);

 Конкурсы, викторины, познавательные игры  и др.

5. Гражданско-патриотическое направление:

Цель: развитие системы патриотического воспитания воспитанников  с ограниченным интеллектом, направленной на  формирование чувства национальной гордости, гражданского достоинства,  любви к Отечеству и своему народу.

Формы:

Встречи с ветеранами  ВОВ и локальных войн.

Выставки рисунков;

Конкурсы чтецов;

Инсценировки песен.

6. Игровая деятельность:

Используются методы игры и игрового тренинга, методы театрализации, методы состязательности, методы равноправного духовного контакта, методы импровизации.

Игры на свежем воздухе в рамках охранительного педагогического режима;

 Настольные игры;

 Сюжетно – ролевые игры.

7. Нравственное:

Цель: воспитание  нравственной личности, обладающей богатой внутренней и внешней культурой.

Формы:

Проведение тематических воспитательских часов по эстетике, культуре поведения и речи;  инсценирование сказок, сценок, методы воспитывающих ситуаций.

Участие в конкурсах, выставках детского творчества  на уровне школы, города, округа, России.

        Таким образом, можно отметить, что досуговая деятельность, является неотъемлемой частью образовательного процесса. Данная деятельность позитивно влияет на весь процесс обучения и воспитания ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Так как Досуг – это зона активного общения, удовлетворяющая потребности подростков в контактах. Такие формы досуга как самостоятельные объединения по интересам, игровые программы, массовые праздники – благоприятная сфера для осознания себя, своих качеств, достоинств и недостатков в сравнении с другими людьми. Детская самооценка ориентируется на социально принятые критерии и эталоны. Именно в условиях досуга формируются общности, дающие детям, подросткам возможность выступать в самых разнообразных социальных амплуа. В процессе досуговой деятельности ребенок усваивает социальные нормы и культурные  ценности общества, образцы поведения, присущие данному обществу, приобретает социальные качества, и реализует собственную сущность посредством выполнения определенной роли в практической деятельности. Развитие детей посредством творческой деятельности стимулирует их креативное развитие.

Отсюда следует  вывод –  наши  дети  заинтересованы в том, чтобы развиваться в обществе, вести здоровый образ жизни, с пользой проводить свое досуговое время, которое должно быть направлено на саморазвитие, самовоспитание и самореализацию.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Профессионально- ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭТИКА ВОСПИТАТЕЛЯ

Слайд 2

Воспитатель в отношении нравственном сам должен быть тем, чем он хочет сделать воспитанника; по крайней мере, должен искренне желать быть таким и всеми силами к тому стремиться. В. Даль Педагогическая этика – это совокупность норм форм и правил поведения педагога, обеспечивающая нравственный характер педагогической деятельности и взаимоотношений, обусловленных педагогической деятельностью.

Слайд 3

Воспитатель - человек, обучающий детей правилам жизни в обществе, расширяющий его кругозор, формирующий его взаимодействие в человеческом социуме. На нем лежит огромная ответственность за сегодняшнюю и будущую жизнь воспитанника.

Слайд 4

Составляющие педагогической этики: профессиональная квалификация; педагогическая культура; педагогический такт; профессиональный такт; педагогическая справедливость; профессиональная честь педагога; профессионально - педагогический долг.

Слайд 5

Профессиональная квалификация - образование; - непрерывность профессионального развития профессионального мастерства; - заниматься самообразованием и самосовершенствованием; - повышение квалификации; совершенствование своего интеллектуального, творческого и общенаучного уровня; - ответственность за результат обучения и воспитания.

Слайд 6

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА внешний облик воспитателя, культура речи, вежливость, корректность, культура и нормы поведения в школе и в обществе за пределами учебного заведения, чувство собственного достоинства, умение управлять своим состоянием, чувство юмора. Воспитатель имеет право на возмущение, но выраженный способами, адекватными требованиям педагогической культуры и этики, не унижающими достоинство личности с воспитанниками, так и с родителями и коллегами.

Слайд 7

Педагогический такт - чувство меры в поведении и действиях воспитателя, включающее в себя: уважение достоинства ребенка, справедливость, выдержку и самообладание в отношениях с детьми, родителями, коллегами. Педагогический такт - профессиональное качество воспитателя, часть его мастерства.

Слайд 8

Основными элементами педагогического такта являются: требовательность; уважительность; умение видеть и слышать ребенка; сопереживать ему; деловой тон общения; внимательность и чуткость воспитателя.

Слайд 9

Профессиональный такт - умение быстро и правильно оценить сложившуюся обстановку и в то же время не торопиться с выводами о поведении и способностях воспитанников; - умение сдерживать свои чувства и не терять самообладания в сложной ситуации; - сочетать разумную требовательность с чутким отношением к воспитанникам; - хорошо знать возрастные и индивидуальные особенности.

Слайд 10

Педагогическая справедливост ь - это качество воспитателя, проявляющееся в объективном отношении к каждому ребенку, в признании права каждого на уважение его личности, в отказе от избирательного отношения к детям, деления их на «любимчиков» и «нелюбимых». Во всяком случае, его личное отношение не должно влиять на оценку их успехов и принятие педагогических решений.

Слайд 11

Профессиональная честь воспитателя предписывает нормативные требования к его поведению и побуждает в различных ситуациях вести себя в соответствии с социальным статусом его профессии; предписывает особые требования к уровню общей культуры, нравственному облику.

Слайд 12

Профессионально - педагогический долг Требует призвания, преданности своей работе и чувства ответственности при исполнении своих обязанностей. Воспитатель несет ответственность за качество и результаты доверенной ему педагогической работы воспитание детей, а так же за физическую, интеллектуальную, эмоциональную и духовную защиту детей.

Слайд 13

Педагогический тренинг Выразительная речь

Слайд 14

ВОСПИТАТЕЛЮ важно владеть собой, регулировать свое эмоциональное состояние. всё сказанное выражается через слово и мимику.

Слайд 15

АНКЕТА ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

Слайд 16

Памятка «Условия успеха воспитательской деятельности» - Личное обаяние. - Устойчивый авторитет. - Умение заменить и поддержать любой успех ребенка. - Тактичность и корректность по отношению к ребенку. - Терпение и терпимость. - Умение хранить детские тайны. - Способность понимать и чувствовать другого человека.

Слайд 17

Любовь к детям, уважение и требовательность к ним, профессионализм, умение найти эффективные воспитательные воздействия на личность и коллектив, справедливость, коммуникативность, высокий уровень внешней и внутренней культуры – вот основные особенности профессиональной этики воспитателя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно - педагогическое исследование. Учебно - методический комплекс "ГЕО".

Научно - педагогическое исследование. Учебно-методический комплекс «ГЕО», как средство повышения уровня знаний студентов по Геодезии и Автоматизированной обработке землеустроительной информации.[...

Методы научно-педагогического исследования

Презентация к выступлению о методах научно-педагогического исследования...

Научное педагогическое исследование

Презентация к выступлению о научном педагогическом исследовании...

Выступление на научно-педагогическом совете "IT технологии в помощь учителю"

Выступление на научно-педагогическом совете "IT технологии в помощь учителю"...

Лекция для студентов. Методология педагогики и методы научно-педагогического исследования.

В данной лекции представлен материал о методологии педагогики, раскрыто понятие "методы научно-педагогического исследования", представлена характеристика методов.На данном занятии используется ИКТ и т...

Упражнения для подготовки к написанию сжатого изложения на уроках русского языка. Статья опубликована во Всероссийском научно-педагогическом журнале "Сфера образования" №4 2017

Главная задача при обучении сжатому изложению – научить учащихся кратко, в обобщенной форме освещать описанные в тексте факты, явления или события, глубже вдумываться в содержание произведения, вычлен...

Моя публикация №2 Всероссийский научно-педагогический журнал "Академия педагогических знаний" №13

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"15306545","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"339"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"15306541","...