Статья
статья
Формирование свойств духовно развитой личности, любви к своей стране, своему краю, потребности творить и совершенствоваться - как важнейшее условие успешного развития России.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
duhovno-nravstvennoe_vospitanie.doc | 60 КБ |
Предварительный просмотр:
В настоящее время, когда государство и общество стоят перед необходимостью модернизировать страну, большое социальное и политическое значение приобретает солидарная устремленность в будущее, которая исходит из глубокой приверженности нашего народа национальным, духовным, культурным, историческим традициям. Современный национальный воспитательный идеал - высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа. С большой уверенностью можно сказать, что именно в образовательных учреждениях начинается подготовка высоконравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности. К сожалению, в настоящее время, массово тиражируемая современная литература, телевидение с его развлекательными программами мало уделяют внимания духовно-нравственным устоям человека. Особенно ощутимый вред они наносят, конечно, детям и подросткам, которые, видя на экранах телевизоров бесконечные сцены насилия, жестокости, убийств, начинают это воспринимать не как явления, которых не должно быть в жизни, а как нечто естественное и обыденное. В результате они не понимают, что жизнь - это чудесный дар, который надо беречь и лелеять, и на который никто не имеет права посягать. Поэтому важным направлением современной школы является возрождение духовных ценностей как основы консолидации общества. В настоящее время целью образования является формирование личности, способной добывать информацию, принимать нестандартные решения, находить достойное место в условиях социально-экономической неопределённости, решать глобальные проблемы современности. Большая часть из перечисленных качеств формируется в процессе воспитания, которое мы рассматриваем, как одну из функций обучения географии.
Географическое образование является надёжной основой для воспитания как рачительного хозяина своей области и страны, так и общего дома - человечества. Уникальность школьного курса географии заключается в том, что это единственный предмет, объединяющий знания о природном и социально - экономическом окружении подростка. Географические знания могут стать базой для разнообразной практической деятельности, повседневным фактором творческого роста личности. География как учебный предмет направлена на создание ярких, целостных, запоминающихся, нравственных образов.
Цель учителя географии: научить детей любить свою Родину, охранять природу, добросовестно трудиться, знать ценность доброты, вежливости, научиться помогать друг другу, признавать свои ошибки, понимать других людей.
В 8 и 9 классах при изучении природы и экономики России, отводится цикл уроков по изучению Курской области. Но они не должны сводиться к традиционному изучению материала. Педагогически продуманное, разумное сочетание различных форм и методов урока - условие успешной организации и функционирования географического краеведения, способствующего формированию социально - ответственного поведения человека в обществе. Целесообразнее всего начать изучение своего края с презентации «Моя малая Родина». В ходе, которой рассказать о положении Курской области в масштабах нашей большой страны, о её природных и культурных богатствах, чтобы у детей возникло восхищение красотой её просторов, чувство гордости за свой край, желание узнать его глубже.
Важно не предоставлять учащимся знания в готовом виде, а постепенно подводить их к самостоятельным мировоззренческим выводам, развить разностороннее мышление, показывать значение знаний о природе своей области и местности на практике, раскрывать проблемы взаимодействия природы и человека на конкретном знакомом учащимся материале. Учитывая уже имеющиеся знания, мы - учителя выбираем наиболее активные методы обучения, стимулирующие познавательную, самостоятельность, творческую, исследовательскую направленность мышления. Широко можно использовать и различные беседы с обобщением и выводами учителя, организовывать проблемные ситуации, требующие разрешения противоречий, например доказать или опровергнуть целесообразность использования того или иного вида природных ресурсов в конкретных условиях нашей области, района.
Большое внимание следует уделять работе с различными источниками знаний: картами, картами-схемами, контурами местности, материалами наблюдений, коллекциями, гербариями и т. д. При этом очень важно не ограничиваться фактами, а связать их в целостную картину, делать упор на развитие географического мышления, научить пространственному анализу явлений и умению раскрывать их взаимодействие. Для организации практических работ на помощь приходят современные интерактивные технологии. При подготовке уроков электронные таблицы Excel помогают строить диаграммы с учётом последних статистических данных и использовать их как при объяснении нового материала, а так же при организации в классе практической деятельности. Возможность применения разных видов программ и форм обучения помогает создавать ситуации, в которых каждый ученик имеет возможность проявить собственную инициативу, продемонстрировать свои творческие способности, нестандартно подойти к решению проблемы.
Таким образом, школьная география будет помогать учащимся, осознавать значение природы для общества, понимать, что природа - источник удовлетворения жизненных и духовных потребностей человека, осмыслять необходимость ответственного и бережного отношения к ней. В результате, именно на уроках географии происходит формирование и развитие у школьников нравственных норм и привычек поведения в природе.
В нашей школе заметное распространение получили различные виды внеклассной работы: экскурсии и осмотр памятников истории культуры, туристические экспедиции по родному краю, ученические конференции, «круглые столы», организация выставок и экспозиций. Ежегодно мы посещаем историческую родину (Советский район Курской области с. Мармыжи) выдающегося нашего земляка – скульптора В. Клыкова, Центрально-Чернозёмный биосферный заповедник имени профессора В.В. Алёхина, святые места области – Коренная Пустынь, совершаем туристические многодневные походы по живописным местам своего района. Эти виды работы помогают прививать любовь к Родине, воспитывать гордость за свой край, восхищаться красотой его просторов. Ведь известно, что любовь к большой Родине начинается с любви к малой.
Географическое краеведение, которое очень важно в образовательном и воспитательном плане, часто связано с общественно полезной деятельностью учащихся. Она выражается в ученических изысканиях, представляющих научный интерес (поиск, сбор, изучение, публикация материалов краеведения), участии школьников в различных делах и проектах: охрана и восстановление памятников природы, культурно-просветительная работа, возрождение народных традиций, помощь ветеранам войны и труда. Большое значение имеет изучение материалов, собранных самими учащимися - в музеях, в архивах, статистических управлениях об изменении культуры населения, о традициях бережного отношения к земле, всему живому, что веками существуют в каждом народе. Это - не истреблять птиц и животных, не наносить вреда природе, не загрязнять источники - а, наоборот, очищать их, хранить и оберегать от разрушения. Посадить дерево, вырастить сад, помочь животным в любые морозы и бескормицу - все эти прекрасные обычаи присущи всем народам России. С большим интересом учащиеся собирают материалы о знаменитых людях своей области, района и поселка. Собирают вырезки из газет, делают презентации, репортажи, оформляют альбомы.
При изучении хозяйства своей местности повышается эффективность нравственного воспитания учащихся, усиливается создание личной ответственности за состояние окружающей среды, рациональное использование и восстановление ее ресурсов. Знание своего края, его производств, хозяйственных связей составляет основу воспитания патриотизма, способствует формированию чувства сопричастности к великой созидательной деятельности Родины.
Для успешного изучения хозяйства своей области следует непременно учитывать, что знакомство с ним учащихся, не должно замыкаться в рамках отведенного для этого программой времени. Краеведческий принцип обучения географии определяет необходимость постоянной опоры на знания учащихся полученных в результате практической деятельности. Этому служат, в частности, экскурсии на местные промышленные (Кшенский сахарный завод, Кшенское ХПП и др.) или сельскохозяйственные предприятия, в процессе которых учащиеся знакомятся и изучают его экономико-географическое положение, специализацию, численность, профессиональный и кадровый состав работающих. Выстраивают экономические связи предприятия по сырью, топливу, готовой продукции и т. д. В ходе экскурсии и при обработке ее результатов, учащиеся знакомятся, таким образом, не только с отдельным предприятием, но и его местом в структуре хозяйства района, области и страны в целом. Учитель разрабатывает ряд специальных вопросов и заданий краеведческого характера. При серьезной и целенаправленной работе с учащимися по этим вопросам и заданиям уже в процессе изучения отраслевого раздела девятиклассники фактически знакомятся с отдельными отраслями хозяйства и трудовыми ресурсами своей местности еще до того, как она будет изучаться в рамках отдельной темы.
На уроках географии следует знакомить учащихся и с профессиями, нужными в своей области, районе, поселке. Именно учитель географии раскрывает ребятам красоту труда по преобразованию родного края, показывает новое качество современных профессий, требующих постоянного пополнения знаний и совершенствования мастерства. Знакомство с хозяйственной деятельностью населения, преобладающими профессиями позволяет выявить интересы учащихся, наметить пути их дальнейшей профессиональной ориентации.
Таким образом, именно наш предмет, способствует решению задач социальной адаптации воспитанников школы, формированию у них готовности жить и трудиться в своем посёлке, районе, области, участвовать в их развитии, социально-экономическом и культурном обновлении. А это одна из актуальных социально-педагогических задач нашего времени.
Благодаря циклу уроков географического краеведения, ученик имеет возможность глубже уяснить положения: география - всё то, что нас окружает; корни каждого из нас - в традициях своего народа, своей семьи, в прошлом родного края и страны; труд - основной источник духовного и материального богатства и благополучия человека, условие успешного развития современного общества. В ходе совместной исследовательской деятельности мы можем сохранить и передать из поколения в поколение вечные, непреходящие ценности: трудолюбие, честность, справедливость, совестливость, чувство национального достоинства, дружбы между народами, уважения к старшим поколениям, долга, милосердия, чувство хозяина.
На уроках географии и во внеурочной деятельности следует фрагментарно вводить и основы православной культуры; знакомить учеников с историей, традициями своего народа, но эти знания требуют эмоционального подкрепления с помощью современных технических средств обручения, личных контактов с православными людьми святых мест и служителями храм, церквей. Таким образом, учащиеся постепенно будут развивать не только интеллектуальные, физические, но и духовные задатки; будут реализовывать интересы и склонности, вырабатывать нравственные личные убеждения, терпимость к другому образу жизни, бережно и заботливо относиться к окружающей среде и друг к другу, почитать культуру и традиции народов России. В результате, можно сказать, что духовно - нравственная проблема - комплексная. Решить ее можно постепенно, включая в этот процесс всех членов социума.
Знание и понимание школьниками истоков отечественной духовной культуры, убеждает учащихся в том, что настоящий гражданин любит свою Родину. Он гордится ее славной историей, изучает историко-культурное и природное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества, ведёт здоровый образ жизни, стремится к физическому самосовершенствованию, к отсутствию вредных привычек, относится к духовному и физическому здоровью, как к важной личной и общественной ценности. Настоящий православный человек любит и бережет природу, занимает активную позицию в борьбе за сохранение мира на Земле. В определении современного национального воспитательного идеала необходимо опираться на отечественные традиции и сохранять преемственность по отношению к воспитательным идеалам предшествующих эпох.
И мы, учителя географии должны воспитать личность свободную, творческую, инициативную, саморазвивающейся. Дабы такая личность делает возможными социальный и экономический прогресс. Вместе с тем, личностью человек становиться только в обществе. Поэтому необходимо говорить не об абстрактном личностно ориентированном воспитании вне времени, культуры и общества, а о воспитании личности гражданина России. В этом плане современный гуманистический идеал актуализирует такие качества личности, как патриотизм, гражданственность, служение Отечеству, приверженность традиции.
География - единственный учебный курс, дающий не только целостное представление о Земле, но и влияющий на духовно - нравственное воспитание учащихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Главное захотеть стать здоровыми"
Из опыта работы учителя физической культуры о реализации ФГОС НОО...
Статья о проектной деятельности учащихся: Проект "Путешествие по зоопарку", статья размещена на сайте ПАПО в архиве новостей, http://pacad.ru, выступление было 29 апреля 2011 г. в г. Черноголовка состоялись Московские областные педагогические чтения
29 апреля 2011 г. в г. Черноголовка состоялись Московские областные педагогические чтения "Проектная и исследовательская деятельность учителя"Проект: «Путешествие по зоопарку»Бойкова Анна Александровн...
профессиональное становление личности. Статья опубликована в сборнике статей 3 конференции психологов образования Сибири.
профнаправленность...
Статья "Влияние музыки на здоровье человека" Автор статьи Дёмина Наталья Анисимовна
Важна и та музыка, которая звучит в дошкольном учреждении и дома, которая формирует дальнейшие предпочтения и культурный уровень подрастающего поколения. Ведь сегодняшние дети – будущее нашего государ...
Статья "Помогите ребенку стать одаренным", опубликованная в сборнике статей и научно - методических материалов научно - практической конференции"Одаренность и девиация современного ребенка: опыт развития и преодоления" 28 сентября 2012 г .
По данным американского психолога Е. Торренса, около 30 процентов детей, отчисленных из школы за неуспеваемость, были одаренными.Развивайте способности ребенка, все подряд, какие в нем только обнаружа...
Статья "Очень трудно сразу стать взрослым"
Чему и как учит школа? Что важней - знать математику, химию, биологию или уметь правильно ориентироваться в жизненном пространстве, развивать в каждом ученике способность самообразования, самоконтроля...
Статья "Образование будущего",эффективный педагогический опыт:сборник научных статей и методических материалов.
Статья "Образование будущего",эффективный педагогический опыт:сборник научных статей и методических материалов....