Творческая деятельность в изучении чувашского языка.
статья (8 класс)

Иванова Лариса Николаевна

     Прививать любовь к малой родине  – дело благородное и ответственное. Ведь мы должны воспитывать гражданина Отечества, способного сберечь и приумножить лучшие традиции нашего народа, сохранить то цельное зерно, из которого произрастает душа. Необходимо построить «фундамент» успешной жизни нашей Республики, где знают язык, где чтут традиции и обычаи, где жива душа народа.

     Как найти учителю наиболее эффективные способы достижения данной цели? Ставлю цель, подбираю приемы и методы, которые позволяют привлечь учащихся к изучению языка через разные виды творческой деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metod.kopilka-24.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:


Творческая деятельность в изучении чувашского языка.

Актуальность

   Для обучающихся не владеющих чувашским языком, значительной проблемой является овладение чувашским языком. Поэтому она остается актуальной, поскольку его восприятие детьми подобно иностранному языку.                                                        

     Прививать любовь к малой родине  – дело благородное и ответственное. Ведь мы должны воспитывать гражданина Отечества, способного сберечь и приумножить лучшие традиции нашего народа, сохранить то цельное зерно, из которого произрастает душа. Необходимо построить «фундамент» успешной жизни нашей Республики, где знают язык, где чтут традиции и обычаи, где жива душа народа.

  Цель: развитие интереса обучающихся к изучению родного (чувашского) языка и культуры родного края через творческую деятельность;
 Задачи:

– выявление талантливых детей, создание условий для реализации их творческого  потенциала;
– приобщение учащихся к национальной культуре, обычаям и традициям чувашского народа, к его духовно-нравственным ценностям.  

                                                                     

    Как найти учителю наиболее эффективные способы достижения данной цели? Ставлю цель, подбираю приемы и методы, которые позволяют привлечь учащихся к изучению языка через разные виды творческой деятельности.

   С активным внедрением компьютерных технологий в процесс обучения открываются новые возможности для учителя и учащихся при проведении уроков чувашского языка.

В связи с этим, появляется возможность строить интересные творческие занятия с целью   повышения положительной мотивации детей на уроках. Например, в начальной школе после изучения цветов, ознакомления с чувашской вышивкой можно совместно с обучающимися приготовить закладки для книг: https://vk.com/video452857337_456239231?list=f44cb9e75a755d21d4

Здесь использован интегрированный подход к проведению уроков: чувашский язык – рисование – труд. Вопросы интеграции не являются новыми в современной школе. Тем не менее, они актуальны: механизмом интеграции в обучении является образ, созданный средствами разных видов искусства и создаваемый детьми в разных видах их деятельности.

Дети любят рисовать, конструировать из бумаги и картона, ткани и других материалов, любят петь и танцевать, фантазировать на разные темы. У каждого ребенка есть то, что у него получается лучше всего. Нужно отметить, что именно занятие творчеством создает эмоционально благоприятную обстановку на уроке и обеспечивает его духовное развитие. Дети, переживая радость творчества, наполняют урок интересным содержанием. Они радуются своему результату, поднимают настроение и мотивацию одноклассников, осмысливает качества предметов, запоминает их характерные особенности на чувашском языке, овладевают новыми знаниями, расширяют словарный запас.

Так, если учитель свой урок начинает не как обычно, как дети привыкли, а совсем неожиданно. Например, процитировать слова нам всем известного просветителя, педагога И.Я. Яковлева: «Чӗлхе хӑйне пултарнӑ халӑхпа ҫеҫ вилет, ҫавӑнпа тӑван халӑха хӑй чӗлхине манма хушни, ҫав халӑха вилме хушнипе пӗрех». Дети сразу же заострят внимание, начинают расспрашивать, задавать вопросы. А прочитать стихи или строки, например, П. П. Хузангая «Эпир пулнӑ, пур, пулатпӑр». Найдется обязательно из класса хотя бы один ученик и скажет, что эти слова он слышал или видел надпись на стене в кабинете чувашского языка. Это уже хорошо, т.к. вы сумели сконцентрировать (собрать) внимание детей.

Изучение чувашского языка невозможно без опоры на духовную и материальную культуру родного народа. Яркий образец  материальной  стороны - традиционная национальная одежда, которая  имеет для нашего времени познавательное и историческое, а во многих случаях практическое значение. При изучении темы «Чувашская народная одежда» опираюсь на материал, разработанный по чувашской национальной одежде и вышивке: презентации, видео. Посещаем музеи, виртуальные выставки, использую выставочный материал кабинета чувашского языка, так же «Бабушкин сундучок». На таких уроках чаще использую конструктивный вид деятельности. Это –  схемы, эскизы, композиций из бумаги и картона. Например, с обучающиеся 7б класса  подготовили выкройку рубахи.

 Знакомясь с чувашской вышивкой, не оставляем без внимания виды швов. Параллельно творческая деятельность сопровождается знакомством, изучением новых слов. Обучающиеся 7-ых классов рисовали чувашский орнамент на бумаге, пробовали вышивать на канве. 

В продолжении изучения чувашской одежды, в этом году с ученицами 8в класса воплотили в жизнь проект «Куклы в национальном костюме». Девочки постарались представить элементы украшения, головные уборы.

        Такие уроки проходят наиболее творчески, эмоционально. Анализируя проделанную работу, я могу утверждать следующее, что интегрированный подход к урокам чувашского языка позволяет добиваться более глубокого и  качественного освоения программы по предмету.

Применение разных видов творческой деятельности активизирует интерес не только к языку, но и  к  культуре, истории, искусству чувашского народа. Облегчается процесс овладения языком, обогащается словарный запас учащихся, воспитывается у них сознательное отношение к учебе и формируются познавательные интересы.

Изучение чувашского языка невозможно без знаний истории и культуры родного края, которое постигается через творчество.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как помочь ребенку в изучении чувашского языка

Чувашский легко выучить если есть желание. Вашему ребенку крупно повезло, если вы владеете хотя бы основами чувашского языка, который ему предстоит изучать. Но что делать, если нет?   В...

Использование национально-культурного компонента в образовательной деятельности по изучению татарского языка детьми дошкольного возраста.

Чтобы человеку остаться человеком, личностью, ему необходимо помнить свои корни. Войти в общечеловеческую культуру, минуя национальное, невозможно. Каждый народ остается сам собою до тех пор, пока сох...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по изучению татарского языка в ДОУ "ЯМЬЛЕ САБАНТУЙ - ВЕСЕННИЙ ПРАЗДНИК"

САБАНТУЙ! Это самый  любимый, самый веселый, самый торжественный народный праздник татарского народа. Он проводится после окончания весенних полевых работ. На этом празднике люди соревнуются в с...

Использование музейных экспонатов при изучении чувашского языка

Использование педагогами музейных материалов в учебном процессе делает уроки более интересными, выразительными, запоминающимися....