РАБОЧАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ПО ОБУЧЕНИЮ АЗАМ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ: «ПРИКЛЮЧЕНИЯ МОНЕТКИ В СТРАНЕ ФИНАНСОВ»
рабочая программа
Финансовое просвещение ребенка в дошкольном возрасте –
Необходимая составляющая дошкольной педагогики, так как недостаточная финансовая грамотность населения является социальной проблемой, которая, как ни печально, неотделима от ребенка с ранних лет его жизни.
Дети, так или иначе, рано включаются в экономическую жизнь семьи:
сталкиваются с многочисленной рекламой, деньгами, ходят с родителями в
магазин, овладевая, таким образом, первичными экономическими знаниями,
пока еще на начальном уровне.
Грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования
финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие
возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они
вырастают.
Человек, который уверен в своем будущем, чувствует себя гораздо
лучше. И поэтому дети уже с дошкольного возраста достойны того, чтобы
быть в курсе, как правильно пользоваться средствами, которые они будут
зарабатывать во взрослой самостоятельной жизни.
Здесь важно отметить поведение родителей, так как зачастую именно
пример родителей становится основополагающим.
И чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки.
Грамотность в сфере финансов должна формироваться у детей в раннем возрасте на основе принципа «от простого к сложному», в процессе многократного повторения и закрепления, направленного на практическое применение знаний и навыков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_obucheniyu_finansovoy_gramotnosti.docx | 89.06 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Сертоловский ДСКВ №3»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ПО ОБУЩЕНИЮ АЗАМ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ:
«ПРИКЛЮЧЕНИЯ МОНЕТКИ В СТРАНЕ ФИНАНСОВ»
Возраст обучающихся: 5-7 лет
Срок реализации программы: 2 года
Стартовый уровень
Автор-составитель Программы:
Смагина Н.В.
воспитатель подготовительной группы
МБДОУ «Сертоловский ДСКВ №3»
г. Сертолово, 2025 год
СОДЕРЖАНИЕ
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ_________________________________________ 3
1.1. Пояснительная записка______________________________________3
1.2. Цели и задачи реализации Программы _________________________6
1.3. Принципы и подходы к формированию Программы______________8
1.4. Взаимодействие с родителями________________________________13
1.5. Планируемые результаты освоения Программы_________________14
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ________________________________15
2.1. Формы, методы и средства реализации Программы______________15
2.2. Варианты взаимодействия с родителями и социумом_____________20
2.3. Содержание образования. Тематический план___________________23
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ_______________________________35
3.1. Организация занятий по Программе____________________________35
3.2. Материально-техническое обеспечение реализации Программы ____35
3.3. Обеспечение методическими материалам________________________36
3.4. Приложения ________________________________________________ 41
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка
Финансовое просвещение ребенка в дошкольном возрасте –
Необходимая составляющая дошкольной педагогики, так как недостаточная финансовая грамотность населения является социальной проблемой, которая, как ни печально, неотделима от ребенка с ранних лет его жизни.
Дети, так или иначе, рано включаются в экономическую жизнь семьи:
сталкиваются с многочисленной рекламой, деньгами, ходят с родителями в
магазин, овладевая, таким образом, первичными экономическими знаниями,
пока еще на начальном уровне.
Грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования
финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие
возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они
вырастают.
Человек, который уверен в своем будущем, чувствует себя гораздо
лучше. И поэтому дети уже с дошкольного возраста достойны того, чтобы
быть в курсе, как правильно пользоваться средствами, которые они будут
зарабатывать во взрослой самостоятельной жизни.
Здесь важно отметить поведение родителей, так как зачастую именно
пример родителей становится основополагающим.
И чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки.
Грамотность в сфере финансов должна формироваться у детей в раннем возрасте на основе принципа «от простого к сложному», в процессе многократного повторения и закрепления, направленного на практическое применение знаний и навыков.
При включении экономического воспитания в образовательную деятельность дошкольников 5-7 лет речь не идет о полноценных знаниях, умениях или навыках рационального обращения с деньгами. Однако именно этот возраст является самым продуктивным в плане заложения основ финансовой грамотности.
Рабочая программа по финансовой грамотности «Приключения Монетки в стране Финансов» направлена на формирование у детей таких качеств, как ответственность, бережливость, сила воли, которые в дальнейшем будут необходимы для воспитания гражданина, обладающего достаточными компетенциями в области финансов. Эти свойства личности приведут к успешности решений, принимаемых взрослым человеком.
Стратегия повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017–2023 годы, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2017 года № 2039-р, содержала определение финансовой грамотности как результата процесса финансового образования, который, в свою очередь, определяется как сочетание осведомленности, знаний, умений и поведенческих моделей, необходимых для принятия успешных финансовых решений и, в конечном итоге, для достижения финансового благосостояния. Стратегия повышения финансовой грамотности и формирования финансовой культуры до 2030 года является преемницей прежней Стратегии. Каждый день люди сталкиваются с чем-то новым и неизвестным для себя на финансовом рынке. Чтобы справиться с этими вызовами, одной лишь финансовой грамотности недостаточно, необходимо формировать финансовую культуру, а для этого должны быть правильные установки – как себя вести в той или иной ситуации, чтобы легче ориентироваться в мире финансов и минимизировать риск ошибок. Основы финансовой грамотности уже включены в образовательные программы на всех уровнях. Это результаты реализации прежней стратегии.
Финансовая грамотность для дошкольников – это финансово-экономическое образование детей, направленное на заложение нравственных основ финансовой культуры и развитие нестандартного мышления в области финансов (включая творчество и воображение).
Данная Программа разработана на основе
- методических рекомендаций для педагогических работников дошкольных образовательных организаций по организации изучения образовательной области “Основы финансовой грамотности” в дошкольных образовательных организациях -2019 г.
- программы «Азы финансовой культуры для дошкольников» (авторы: Стахович Л.В., кандидат экономических наук, руководитель Центра научных исследований ООО «Гений финансов»; Семенкова Е.В., руководитель Центра)
- дополнительной общеразвивающей программы социально-гуманитарной направленности «Азы финансовой грамотности» (автор Мищенко И.С., кандидат экономических наук, педагог дополнительного образования)
Рабочая программа по финансовой грамотности «Приключения Монетки в Стране Финансов» предполагает организацию деятельности детей старшего дошкольного возраста по освоению основных экономических понятий в занимательной и игровой форме.
Программа разработана в соответствии с:
- Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273-ФЗ;
- «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (СанПиН 2.4.1.3049-13 утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05. 2013 г. №26);
- «Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования», утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. №1155.
Содержание Программы, в соответствии с ФГОС ДО, обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей:
- социально-коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие
- физическое развитие.
1.2 Цель реализации Программы.
Цель Программы - формирование финансовой культуры и азов финансовой грамотности у воспитанников старшей и подготовительной групп.
Исходя из цели программы, предусматривается решение следующих основных задач:
1. Создание благоприятных условий для постепенной и дозированной подготовки ребенка к финансово-экономическим отношениям. Ограничить изучение дошкольниками основ финансовой грамотности определенным перечнем базовых финансово-экономических понятий. Помочь детям освоить новые понятия через театральные постановки, игры в группе из трех-пяти сверстников, через обогащение речи начальной терминологией в сфере финансов с помощью небольших сказок, через разбор различных ситуаций.
2. Помочь дошкольнику осваивать социокультурные ценности, правила и нормы поведения. Заложить понимание того, желания потребности не всегда могут быть реализованы из-за отсутствия материальных возможностей.
3. Проводить социализацию ребенка в мире финансов путем наблюдения и общения.
4. Активно включать родителей воспитанников в процесс формирования финансовой культуры дошкольников.
На уровне развития каждого ребенка следует выделить следующие основные образовательные задачи изучения азов финансовой культуры:
- познакомить дошкольников с денежной сферой жизни;
- раскрыть взаимосвязь понятий: труд - продукт (результат труда) - деньги, подготовить к восприятию денег как жизненно необходимого, но ограниченного ресурса, труда, как честного способа их заработать;
- сформировать у детей начальные навыки обращения с деньгами и правильное отношение к финансовым ресурсам;
- подготовить к принятию своих первых финансовых решений;
- заложить азы ответственного отношения к денежным ресурсам, управлению и контролю над ними, мотивацию к бережливости, накоплению, полезным тратам;
- научить соотносить понятия «надо», «хочу» и «могу»;
- обогатить словарный запас и познакомить с основными начальными понятиями в сфере финансовой грамотности: деньги, доходы; покупать, тратить, расходовать, транжирить; откладывать, копить, сберегать; одалживать, занимать, отдавать, возвращать; планировать, экономить; жертвовать; заниматься благотворительностью.
- подготовить детей к жизненному этапу, когда будут появляться карманные (личные) деньги;
- активизировать коммуникативную деятельность детей;
- стимулировать интерес к изучению мира финансов;
- сформировать у детей положительную мотивацию к формированию финансовой культуры и овладению финансовой грамотностью;
- способствовать повышению ответственности и самоконтроля - качеств, необходимых для достижения успеха в жизни;
Основополагающие принципы Программы: научность, доступность, оптимальность в отборе содержания и определений.
1.3. Принципы и подходы к формированию Программы
Включение основ экономического воспитания в образовательную деятельность происходит на основе принципов, сформулированных в пункте 1.4 ФГОС ДО:
1 принцип. «Полноценное проживание, ребенком всех этапов детства, включая дошкольный возраст, обогащение детского развития».
В основу образовательной деятельности в ДОУ должен быть заложен принцип «не навреди». Интеллектуальные и физические перегрузки недопустимы.
В возрасте пяти лет дошкольник постепенно начинает действовать осознанно. Он начинает воспринимать особенности окружающей финансовой сферы, хотя и ориентируется в своих действиях, прежде всего на поведение взрослых. Дошкольник с любопытством наблюдает за актами купли-продажи, начинает чувствовать, как родители относятся к деньгам. Совершая действия, он может ставить себя на место другого, учитывать не только свое, но и чужое мнение.
Уровень психологического развития дошкольника позволяет ему осознать понятие выгоды (особенно личной выгоды). Он способен отличить успех от неудачи, схитрить, выгадать и даже обмануть. Важно приучать детей 5-7 лет осуществлять правильную оценку своих действий, не только с точки зрения выгоды для себя, но и с культурно-нравственной позиции. Взаимосвязь нравственного и финансового воспитания очевидна так же, как и важность формирования основ здорового отношения к деньгам в ранний период взросления дошкольника.
2 принцип. «Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования»
В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. Оформляется ценностная ориентация. Это идеальный момент для воспитания уважения к труду, вложенному в любую приобретаемую вещь. Нельзя забывать о том, что впечатления детства о значимости денег в семье, личное соприкосновение с денежными средствами определяют образ мыслей и действий ребенка в будущем.
Формирование основ финансовой грамотности не должно происходить в принудительной форме. Каждый ребенок индивидуален и для овладения знаниями и навыками каждому требуется свое время.
3 принцип. «Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений»
После 5 лет у детей появляется чувство «взрослости», поддерживая которое, можно успешно развивать детскую самостоятельность, ответственность – качества, столь необходимые для финансово грамотного человека. Приобщение дошкольника к финансовой грамотности через нравственное отношение к таким категориям, как выгода, ценность труда, вещей, является полностью оправданной.
Процесс изучения основ финансовой грамотности должен обеспечить тесную связь этического, трудового и экономического воспитания, способствовать становлению ценностных жизненных ориентиров.
4 принцип. «Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности»
Поддержка инициативы дошкольников в различных видах деятельности означает, что воспитатель на протяжении всего периода обучения должен оказывать воспитанникам поддержку, помогать овладевать элементами самоанализа, поощрять различные виды самоутверждения и самовыражения.
Развитие детской инициативы и самостоятельности в условиях детского сада осуществляется с помощью:
- создания условий для свободного выбора детьми деятельности, а также участников совместной деятельности;
- создания условий для выражения своих чувств и мыслей, принятия детьми решений;
- поддержки инициативы и самостоятельности детей в разных видах деятельности.
Основная задача воспитателя в процессе изучения основ финансовой грамотности – применять различные формы и способы для раскрытия финансовых понятий, а также закреплять полученные знания на протяжении всего периода обучения в дошкольной образовательной организации.
5 принцип. «сотрудничество дошкольной образовательной организации с семьей»
При включении основ экономического воспитания в образовательную деятельность воспитатель должен придерживаться очень важного правила: при изучении темы вопросы не должны касаться условий и качества жизни конкретного ребенка или членов его семьи, например, исключается сравнение доходов семьи, уровня и качества жизни. Ряд вопросов может быть предложен для совместного изучения ребенка и его родителей (законных представителей). Этот принцип предполагает максимальное включение родителей в обсуждение с ребенком тех вопросов и тем, о которых он говорил на занятиях с воспитателем.
6 принцип. «Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства»
Программа учитывает образовательные потребности, интересы и мотивы детей, членов их семей и воспитателей и, в частности, ориентирована на специфику национальных, социокультурных условий, в виде экскурсий в финансовые и иные учреждения, на предприятия малого бизнеса и пр.
При реализации принципа «формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности» учитываются, что изучение детьми основ финансовой грамотности имеют выраженный прикладной характер. Задача воспитателя в процессе организации образовательной деятельности – активно побуждать детей к дискуссии и высказыванию своей позиции по всем изучаемым на занятии
вопросам. Педагог обязательно должен подводить итоги с оценкой правильности и ошибочности высказываний и поведения детей.
Образовательную деятельность строится на доступных и увлекательных формах работы с детьми, соответствующих их возрасту. Занятия включают специфическую детскую активность, специально организованную воспитателем, подразумевающую деловое взаимодействие и общение детей, накопление интересной информации в сфере личных и семейных финансов, формирование базовых первичных знаний, умений и навыков рационального финансового поведения.
Перечень базовых финансовых понятий, рекомендуемых данной Программой, соответствует возрастным и индивидуальным особенностям развития дошкольников.
Таблица 1. Перечень базовых финансово-экономических понятий
№ | Понятие | Описание |
Труд, работа, профессия, продукт труда, товар, | Понимание ребенком, что любой труд – это хорошо, сидеть без дела – плохо. На протяжении услуга всей жизни необходимо трудиться. Результатом трудовой деятельности может быть как достижение поставленной цели (например, овладеть мастерством катания на коньках, лыжах, смастерить хороший подарок близкому человеку, починить сломанную вещь и др.), так и товар или услуга. | |
Деньги, монета, купюра, доход, заработок, заработная плата | Понимание ребенком, что труд приносит доход. Заработать деньги можно трудом. Деньги – мера оценки труда (вознаграждение за проделанную работу), универсальное средство обмена (инструмент обмена товаров и услуг). Виды денег (бумажные и металлические). | |
Личный бюджет, карманные деньги, семейный бюджет, домашнее хозяйство | Ребенок должен узнать разницу между ведением личного и семейного бюджетов. Понимать важность ведения домашнего хозяйства. | |
Сбережения, копилка, кошелек | Ребенок должен понимать, зачем надо копить и сберегать, как | |
Покупка, цена, продажа, обмен, расходы, покупатель, продавец, выгодно,невыгодно, дорого, дешево | Необходимо разобрать цепочку «продажа-товар-цена-покупка». | |
Долг, должник, займ | Ребенок должен осознать, что, если взял что-то в долг на время, обязан вовремя вернуть (возвратить). Воспитываем ответственность: если не уверен, что это получится, лучше не обещать и не занимать. Долг – это серьезное обязательство. | |
План, экономия | Ребенок должен понять, что деньги зарабатываются трудом и поэтому тратить их необходимо только с пользой, относиться к ним бережливо. | |
Потребность, капризы, желание, возможность | Ребенок должен различать разницу между желаниями и потребностями, учиться задавать себе вопрос и оценивать: действительно ли ему нужна та или иная вещь, игрушка и пр., есть ли возможность это купить. | |
Торговые предприятия: магазины, киоски, ларьки, базары, рынки, ярмарки | Ребенок должен изучить, где покупают и продают разные товары и оказывают услуги. | |
Подарок, реклама, благотворительность, пожертвование | Ребенок должен узнать, что такое реклама, какое влияние она может оказать на него. | |
Богатство, бедность, жадность, щедрость | Ребенок узнает, что не все продается и покупается, главные ценности (жизнь, мир, друзья, солнце, близкие люди и пр.) за деньги не купишь. |
1.4. Взаимодействие с родителями
Для достижения единства целей и задач воспитания ребёнка в Программе предусмотрено содержательное взаимодействие детского сада и семьи. Программа предусматривает активное приобщение родителей к образовательному процессу (родительский клуб, семейные проекты, обмен опытом, участие в праздничных мероприятиях, играх, интерактивных театральных миниатюрах, обучающих сказках и пр.).
1.5. Планируемые результаты освоения Программы
Специфика дошкольного возраста обусловливает необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров.
Целевые ориентиры дошкольного образования предназначены для педагогов и родителей. Они воспринимаются как характеристики возможных достижений ребёнка и направление деятельности взрослых.
Личностные результаты
В итоге освоения Программы дошкольник сможет:
- разбираться в значении основных экономических и финансовых понятий, предусмотренных Программой;
- чётко осознавать, что труд - основа жизни, любой труд - это хорошо, плохо - сидеть без дела;
- знать, что деньги зарабатываются трудом, являются мерой оценки труда, универсальным средством обмена;
- понимать, что бережливость и экономия - это разумное отношение к расходам (они не бессмысленны, а направлены на достижение конкретных целей), умение ценить результаты труда, умение делиться и отдавать, в случае острой необходимости прийти на помощь ближнему, делиться своими сбережениями, порой абсолютно бескорыстно;
- осознавать необходимость выделения главного (умение видеть преимущества того или иного предмета, действия).
Практические результаты.
Дошкольник сможет:
- освоить начальные навыки обращения с деньгами, осознать необходимость грамотно и бережливо относиться к ним;
- научиться принимать свои первые финансовые решения относительно расходов и трат, соотносить понятия хочу и могу. Понимать, что тратить можно мудро, с пользой для себя, а можно напрасно, без толку, бесполезно, бессмысленно;
- освоить начальные навыки планирования: интересно и с пользой использовать свободное время, принадлежащие ребёнку вещи (игрушки, канцтовары и пр.), денежные средства и пр.;
- заложить нравственно-этические привычки (возвращать долги, уважать свой и чужой труд, сопереживать, делиться и пр.), которые в будущем будут способствовать успешному управлению личными финансами.
Очень важно учитывать, что используемые целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде диагностики и не являются основанием для сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки.
Целевые ориентиры нужны и для информирования родителей (законных представителей) и понимания курса работы воспитателями.
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Формы, методы и средства реализации Программы
Программа призвана вызвать интерес к финансовой грамотности и культуре у детей и родителей. В Программе используются формы и методы, при реализации которых дети становятся активными участниками образовательной деятельности (игры, обучающие сказки, интерактивные театральные мини-постановки, притчи, творческие проекты, загадки, ситуационные задачи, занятия- исследования и пр.) Особое внимание уделяется играм, сказкам, притчам и театральным мини-постановкам, которые позволяют незаметно, без напряжения формировать такие качества, как трудолюбие, бережливость, честность, милосердие, взаимопомощь, а также развивать самостоятельность, инициативность, творчество.
В процессе организации образовательной деятельности по изучению основ финансовой культуры и грамотности используются как традиционные, классические формы (игра, беседа, чтение, экскурсии, наблюдения и др.), так и современные (проектная деятельность, ситуационные задачи, мастерские, викторины и конкурсы, театрализованные постановки и др.). Все формы носят интегративный характер, позволяют развивать разные виды деятельности дошкольников.
Краткая характеристика традиционных технологий
Игра. Ведущим видом деятельности дошкольников является игра.
Использование игры эффективно при организации коммуникативной, познавательной, двигательной деятельности. Это одна из самых предпочтительных форм для формирования основ финансовой грамотности. Тематика таких игр может быть очень разнообразной: «Что нельзя купить?», «Сделал дело – гуляй смело», «Наши цели», «Занять и одолжить», «Копим и сберегаем», игра-праздник «Русская ярмарка», «Где что купить?», «Выбираем самое важное», «Копим и сберегаем», «Денежкин домик», «Как потопаешь, так и полопаешь», «Что создается трудом», «Супермаркет», «Кому, что нужно для работы» и пр.
Беседы-обсуждения, чтение (художественная литература, пословицы), художественные приемы (загадки) могут быть использованы при реализации всех образовательных областей. Примерные темы: труд – основа жизни; работать и зарабатывать; как придумали деньги; какие бывают деньги, как они выглядят и откуда берутся; как деньги попадают к нам в дом; как складывается стоимость товара; реклама; долги; тратим разумно; экономим; все по плану; жадность и пр.
Тематические стенды, фотовыставки. Например: «Советуют специалисты», «Школа для родителей», «Поход в магазин», «Учимся бережливости», «Деньги будущего», «Деньги: какие они были и какие стали» и др.
Папка-передвижка предназначена для работы с семьёй. Темы папок самые разнообразные: «Наша семья трудится», «Мы идём в магазин», «Мы идём в банк», «Мы планируем», «Мы копим» и пр. В каждой папке указана тема, содержание и правила работы с ней. Родители берут эти папки на определённый срок (выходные дни, праздники), занимаются с детьми, пишут свои отзывы, наблюдения, пожелания. Осуществляется «обратная связь» с семьёй.
Анкетирование, опрос дошкольников и родителей позволяют воспитателю получить необходимую информацию.
Краткая характеристика современных технологий
Проектная деятельность позволяет детям самостоятельно и совместно со взрослыми получать практический опыт, добывать его экспериментальным, поисковым путем, анализировать.
С помощью проектов дошкольники осваивают новые понятия и представления о мире личных и семейных финансов. Примерные темы проектов, позволяющих формировать основы финансовой грамотности дошкольника: «Трудиться полезно и почетно», «Наше богатство – формируем представление об истинных ценностях и богатстве человека».
Ситуационные задачи – обучение на примере разбора конкретной ситуации. Эта технология лучше других методов учит решать возникающие проблемы с учетом фактической финансовой информации.
Развитие ребенка-дошкольника предполагает включение его в среду меняющихся ситуаций, которые дают новые знания о мире экономики и финансов. Ребенок учится предвидеть последствия собственного поведения, анализировать причины того или иного развития событий. Усложняясь, такие ситуации, как правило, позволяют активизировать у ребенка познавательный интерес, а также сформировать определенный опыт.
Образовательные ситуации можно разделить на следующие виды: ситуации морального выбора; ситуации общения и взаимодействия; проблемные ситуации; игровые ситуации; практические ситуации по интересам детей и др.
Источником для разработки ситуационных задач может послужить многое: факты из окружающей жизни, художественная литература, рассказы людей, средства массовой информации и др.
Мастерская в первую очередь является формой организации продуктивной деятельности, но она так же позволяет развивать двигательную (мелкую моторику), социально-коммуникативную, деятельность, речевое и физическое развитие. Такая работа может стать более эффективной, если привлекать к участию в ней родителей.
Викторины и конкурсы можно рассматривать как своеобразные формы познавательной деятельности с использованием информационно-развлекательного содержания. Происходит интеграция нескольких образовательных областей: художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое и физическое развитие. Примерами викторины могут быть: «Разумные траты сказочных героев», «Угадай профессию», «Угадай вид труда» и пр.
Театрализованные интерактивные мини-постановки (обучающие сказки) имеют особое значение для социализации и развития дошкольника. Эта форма успешно используется для закрепления пройденных понятий: работать и зарабатывать, деньги, желания и потребности, тратить, расходовать, экономить, беречь, откладывать, копить, сберегать, план, планировать, занимать, долг и пр. Участие детей в театрализованных постановках позволяет осуществлять образование и развитие по всем направлениям: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое.
Моделирование. Одним из наиболее перспективных методов освоения финансовой грамотности является моделирование, поскольку мышление старшего дошкольника отличается предметной образностью и наглядной конкретностью. Метод наглядного моделирования разработан на основе идей
известного детского психолога Л.А. Венгера, который путем исследований пришел к выводу, что в основе развития умственных способностей ребенка лежит овладение действиями замещения и наглядного моделирования. Этот метод открывает перед педагогом ряд дополнительных возможностей в интеллектуальном развитии ребенка, в том числе и в ознакомлении с окружающим миром.
Мониторинг образовательного процесса осуществляется через отслеживание результатов освоения образовательной программы и проводится воспитателями ДОУ. Основными методами изучения достижений развития ребёнка являются наблюдение, беседа, анализ продуктов деятельности.
Формы и методы реализации Программы являются системными, интегративными. Практически все формы реализации Программы могут выступать и методами. Каждый метод можно использовать в зависимости от потребностей реализации Программы.
Формы подведения итогов:
- открытое занятие для родителей,
- интерактивная театрализованная мини-постановка,
- выставка, презентация проектов,
- игра-испытание и др.
Для организации изучения основ финансовой грамотности должна быть создана развивающая среда с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, их интересов.
Для изучения основ финансовой грамотности решающее значение имеют средства обучения.
Общепринято их деление на: демонстрационные (применяемые взрослыми) и раздаточные (используемые детьми); визуальные (для зрительного восприятия); аудиальные (для слухового восприятия); аудиовизуальные (для зрительно-слухового восприятия); естественные (натуральные) и искусственные (созданные человеком); реальные (существующие) и виртуальные (не существующие, но возможные) и др.
В первую очередь рекомендуется использовать средства, направленные на развитие деятельности детей: чтения (восприятия) художественной литературы (книги для детского чтения, в том числе аудиокниги, иллюстративный материал); познавательно-исследовательской (натуральные предметы для исследования, макеты, карты, модели, картины и др.); игровой (игры, игрушки); трудовой (оборудование и инвентарь для разных видов труда); коммуникативной (дидактический материал, электронные образовательные ресурсы); продуктивной (оборудование и материалы для лепки, аппликации, рисования и конструирования); музыкально-художественной (детская музыка, музыкальные инструменты, дидактический материал и др.); двигательной (оборудование для ходьбы, бега, ползания, лазанья, прыгания, занятий с мячом и другими предметами).
Рекомендуется активно внедрять и использовать средства, носящие интерактивный характер (в диалоговом режиме, как взаимодействие ребенка и соответствующего средства обучения), поскольку наличие обратной связи значительно повышает эффективность изучения.
- Для успешной реализации Программы должны быть обеспечены следующие условия:
- активная поддержка родителей (законных представителей), вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность;
- использование форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным особенностям;
- поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;
- предоставление детям возможности выбора материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;
- уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях.
2.2. Варианты взаимодействия с семьями дошкольников и социумом
Изучение основ финансовой грамотности в ДОУ осуществляться в тесной взаимосвязи с родителями (законными представителями) дошкольников. Семья и ДОУ передают ребенку первый социальный опыт.
Дошкольное образование является первым этапом в образовательном маршруте ребенка. Современная система образования провозгласила родителей субъектами этого процесса и возложила на них солидарную ответственность за качество образования своих детей.
В процессе организации образовательной деятельности необходимо обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи и повышение компетентности родителей в вопросах формирования финансовой грамотности ребенка.
Перед родителями стоит задача, помогать ребенку разбираться в наиболее сложных и важных вопросах, создать условия для совместного творческого освоения учебного материала и личностного развития.
На родителях лежит ответственность первоначально познакомить ребенка с финансовой стороной жизни семьи:
Кто и как зарабатывает деньги в семье.
Как формируется семейный бюджет.
Как распределить заработанные деньги, чтобы хватило на все необходимое.
Как принять решение – потратить деньги сейчас или сохранить их для последующих покупок.
Как научиться экономить деньги.
Перед воспитателем стоит задача привлечь родителей (законных представителей) к плодотворному взаимодействию в качестве помощников в процессе изучения ребенком основ финансовой грамотности.
Воспитателю следует разъяснять родителям необходимость регулярно беседовать с детьми на финансово-экономические темы, прививать бережное отношение к продуктам питания, вещам, игрушкам, ко всему, что создано человеком. Нельзя допускать, чтобы у детей стихийно складывались представления о том, что родители обязаны удовлетворять все их капризы и желания. Это приводит к потребительскому отношению к родителям, появляются желания, которые родители не в состоянии удовлетворять. Дошкольник должен чувствовать себя полноценным членом семейного «хозяйственного коллектива», знать, откуда в семье денежные средства, что
покупается, почему это можно купить, а это нельзя, почему необходимо иметь запас (денег, продуктов и пр.), как копить и экономить.
Наибольший эффект дает обучение ребенка рациональному отношению к финансам именно в семье. Чтобы получить необходимые результаты, необходимо воспитывать уважение к труду, к честно заработанным деньгам.
Тесный контакт между семьей и воспитателем помогает выработать общий подход, и обеспечить последовательность в изучении основ финансовой грамотности.
Формы взаимодействия с родителями
Взаимодействие с семьями дошкольников | Формы взаимодействия | Периодичность сотрудничества |
Единое образовательное пространство | Родительский клуб: проведение лекций, семинаров, практикумов, бесед, тренингов, создание библиотеки, педагогическая поддержка, папки-передвижки, проекты, семейные конкурсы. Совместные мероприятия: встречи с интересными людьми, мероприятия в рамках проектной деятельности, открытые занятия, выставки, ярмарки | В течение года |
Широкое информационное поле | Консультации, тематические памятки для родителей, информационные альбомы и тематические стенды, выставки, создание странички на сайте ДОУ, родительский лекторий | 1 раз в месяц |
Создание условий | Помощь в создании предметно –развивающей среды | По мере необходимости |
Наблюдение и контроль | Изучение и учет интересов, мнений и запросов родителей, семейного опыта. Анкетирование, опросы, индивидуальные беседы, родительский чат. | В течение года |
В реализации Программы наряду с организациями, осуществляющими образовательную деятельность, могут участвовать организации культуры, государственные структуры и органы местного самоуправления, финансовые учреждения, производственные и торговые предприятия, выразившие желание сотрудничать.
2.3. Содержание образования. Планирование
1. Труд и продукт труда (товар)
Труд — основная деятельность человека, источник средств для его существования. Каждый человек имеет свою профессию (врач, строитель, педагог, космонавт, инженер, бизнесмен, рекламный агент, программист и др.) Знакомство с людьми разных профессий воспитывает уважение к человеку, умеющему хорошо и честно зарабатывать деньги, у которого есть собственное дело, уважение к труду вообще. Безделье, праздность, леность — предмет осуждения. Хорошая работа, интересная профессия — великое благо, которым следует дорожить. Результатом труда людей является продукт — полезная и нужная вещь, предмет, изделие (строитель строит дом, повар готовит обед, художник пишет картину, парикмахер стрижет людей и т. п.). Продукты труда — это мир вещей, который окружает нас. Вещи могут жить много лет, дольше, чем люди. Создать красивую вещь — это целое искусство, ею восхищаются люди многих поколений; красивые вещи как предметы искусства выставляются в музеях, продаются в антикварных магазинах и т. п.
Продукты труда — это достаток людей, богатство страны: чем больше в ней производится разных товаров, тем лучше будут жить и дети, и взрослые.
За свой труд взрослые получают деньги. Деньги определяют достаток семьи, ее материальное благополучие, так как взрослые могут купить то, что нужно и им, и детям. Продукты (товары) можно приобрести (купить) за деньги. Где и как это делается в современном мире.
2. Деньги и цена (стоимость)
Понятие «деньги». Что такое деньги и зачем они нужны:
• Деньги как мера стоимости; история денег (первые в мире виды денег и курьезные виды денег: каменные диски большого размера, ракушки, птичьи перья и др.).
• Виды денежных знаков (монеты, банкноты).
• Производство денег; почему нельзя «напечатать» денег сколько хочешь.
• Какими деньгами пользуются в настоящее время в нашей стране, как они называются (рубль, копейка).
• Деньги разного достоинства и разной покупательной способности.
• Зарплата (деньги просто так не дают, их зарабатывают честным трудом), пенсии, пособия, стипендии.
• Деньги как средство платежа, накоплений.
• Закрепление представлений о том, как выглядят современные деньги (монеты, банкноты), о том, что они бывают разного достоинства, разной ценности. Как осуществлялся обмен продуктами, когда не было денег. В каждой стране свои деньги. В России — рубли. Откуда берутся деньги. Деньги зарабатывают. Деньги нельзя красть, клянчить, выпрашивать. Деньги просто так не даются. Тем, кто еще или уже не способен трудиться, помогают (близкие, общество, государство). Зачем людям нужны деньги.
Цена (стоимость):
• Как формируется стоимость: вложения средств, затраты труда, качество, спрос и предложение (например, почему яблоки зимой дорогие, а осенью дешевые).
• Понятия «дорого» и «дешево», «дороже — дешевле».
Любой товар имеет свою цену. Одни товары дорогие, другие стоят меньше (дешевле). Прежде, чем что-либо приобрести, необходимо подумать, хватит ли денег на покупку. На дорогие вещи, которые очень нужны каждой семье (мебель, квартира, машина, дача, путешествие, компьютер и др.), взрослые понемногу откладывают деньги из общего бюджета семьи (копят), а потом эту вещь приобретают.
Торговля и торг
• Торговля, купля-продажа; виды и формы торговли (товарами, услугами, ресурсами; оптом и в розницу; в магазине или по Интернету и т. п.).
• Хозяин товара и продавец.
• Этические аспекты торговли (честность, открытость информации, поддержка новичка, местного предпринимателя и т. п.).
Бюджет (на примере бюджета семьи)
• Что такое бюджет и из чего он складывается; понятия «доходы» и «расходы».
• Планирование расходов в соответствии с бюджетом; распределение
бюджета; участие детей в планировании предстоящих покупок.
• Понятия достатка, уровня жизни, показатели уровня жизни.
Понятие «бюджет» как отправная точка домашней экономики. Планирование доходов и расходов на определенный период времени, исходя из учета постоянных платежей: за ЖКХ, детский сад, электроэнергию, газ; расходы на питание членов семьи, одежду, транспорт, культурно-бытовые нужды. Оставшиеся деньги считаются свободными.
Из чего складывается бюджет (все деньги, которые получают члены семьи: если сложить зарплату мамы и папы, стипендию брата и пенсию бабушки, — это все вместе и будет семейный бюджет). Нельзя купить сразу все, что тебе хочется; каждая семья планирует свои расходы в зависимости от своего бюджета: что можно купить сейчас, а что — в следующий раз (приоритетность, планирование).
Разве можно быть хорошим хозяином, не владея элементарными знаниями счета, не умея сравнивать и понимать, что выгодно, а что ведет к издержкам? Смысл поговорок: «По одежке протягивай ножки», «Семь раз отмерь — один раз отрежь», «Кто не бережет копейки, сам рубля не стоит» и др.
Источники дохода
Дети еще не научились зарабатывать, поэтому их обеспечивают родители и государство. Люди с маленькими доходами (пенсионеры, инвалиды и др.) не всегда могут приобрести то, что им нужно. Им должны помогать дети, которых они вырастили и воспитали. Людям, находящимся в тяжелой жизненной ситуации, могут помочь благотворители. Благотворитель — не обязательно богач. Помочь могут люди любого достатка: и деньгами, и вещами, и делом — особенно, если соберутся, что называется, «всем миром».
3. Реклама
Основная задача воспитательно-образовательной работы по данному блоку — воспитание взвешенного, осознанного отношения детей к рекламе.
Важно объяснить детям, что купить все не только нереально (не хватит ни зарплаты, ни накоплений), но и не нужно; научить отличать реальные потребности от навязанных.
Реклама: что такое реклама, зачем она нужна, в какой форме существует (текст, картинка, звукозапись, видеоролик и т.п.), где она размещается (в общественных местах, в печати, на радио, телевидении, на досках объявлений, в Интернете, раздается на улицах и т. д.).
Беседы о рекламе, запомнившейся детям.
Реклама в повседневной жизни ребенка (мама «рекламирует» кашу: «Ешь, она такая вкусная!», ребенок «рекламирует» себя: «Я лучше всех знаю ответ, спросите меня!»).
Сочиняем рекламу
Создание детьми собственной рекламы (в форме рисунков, разнообразных игр, в стихах, прозе и др.) на темы: «Если бы у меня было свое дело...», «Народные промыслы» и т. п.
4. Полезные экономические навыки и привычки в быту
Содержание данного блока реализуется в рамках изучения блоков «Труд и продукт (товар)», «Деньги и цена (стоимость)», «Реклама», а также в ситуациях повседневной жизни, на которые педагог обращает внимание детей.
Работа с детьми по данному блоку предполагает создание предпосылок для формирования нравственно оправданных привычек, оказывающих влияние на выбор общественно одобряемых способов экономического поведения (не жадничать, уметь пользоваться общими вещами, игрушками, пособиями, материалами для игр и занятий, беречь вещи, не выбрасывать еду и др.). Предметный (вещный) мир — это мир рукотворный, так как в каждый предмет, в каждую вещь вложен человеческий труд, забота, желание, любовь, старание, усилия. Поэтому к вещам как продуктам труда следует относиться с уважением. Вещи живут дольше, чем люди. Ими могут пользоваться несколько поколений. Они могут рассказать, как жили люди раньше и как живут сейчас (музеи). Вещами следует пользоваться по назначению, а ломать, портить вещи, обращаться небрежно (не бережно, не бережливо), выбрасывать их зря — недостойно, это осуждается всеми.
Представления о своем, чужом и общем. Какими вещами и деньгами ты имеешь право распоряжаться (дарить, давать в долг, выбрасывать и т. п.) самостоятельно, когда необходимо совместное решение (например, семейный бюджет, т.е. общие деньги семьи, обсуждается на семейном совете).
Умение прогнозировать последствия своих решений и действий с вещами и деньгами (если я выброшу, отдам, испорчу, то мне этого уже не вернуть, и т. п.).
Хороший хозяин (хозяйка) — тот, кто умеет правильно, в интересах семьи, использовать доходы, распоряжаться семейным бюджетом, кто ничего не тратит зря. Хороший хозяин в семье — одно из условий ее благополучия
Правильное распределение семейных доходов — целое искусство. Формирование умений экономить, делать сбережения, планировать, что купить сейчас, а что — позднее; предусматривать все предстоящие расходы — такие как оплата квартиры, воды, электроэнергии, детского сада, проездных билетов, обедов в школе, продуктов питания и т. д.; способность заранее позаботиться о сбережении средств на отдых, развлечения, подарки, крупные покупки. Копилка — полезная игрушка: как ею пользоваться и ради чего.
В детском саду и дома воспитание у детей полезных привычек и повседневное их закрепление: соблюдать чистоту и порядок, бережно пользоваться игрушками, книгами, материалами и инструментами для дидактических игр и труда, не тратить ничего зря (культура деятельности, умение быть занятым); показывать детям образец достойного поведения в быту (экономное отношение к воде и свету, бережное отношение к вещам и пр.). Почему люди всегда осуждали неряшливость, расточительность.
5. Потребности и желания.
Цель: объяснить дошкольникам понятия «потребность» и «желание». При объяснении материала детям делается акцент на то, что товар – это продукт труда), который создан для продажи или обмена. Любой товар создается трудом для удовлетворения потребностей человека, а деньги лишь облегчают обмен товарами. При покупке товара следует быть уравновешенным и собранным, принимать разумные решения (тратить деньги с умом). Для этого необходимо научиться отличать насущные потребности от сиюминутных желаний.
Хочу купить все.
Цель: выяснить, что не все продается и покупается. Главная идея занятия – закрепление в сознании ребенка здорового отношения к деньгам. Происхождение материального достатка должно связываться с трудом. Ценность представляют только честно заработанные деньги.
Выгодно-невыгодно.
Цель: сформировать у дошкольников понимание того, что такое выгодно и невыгодно. С чем связана выгода и какие последствия наступают в результате, например, невыгодного обмена. Как данные понятия могут помочь ребенку при совершении покупки в магазине.
Решение арифметических задач на тему «Тратим разумно, экономим».
Цель: сформировать у дошкольников понимание, что деньги надо тратить осознанно, разумно. Одним из способов изложение материала по теме является решение арифметических задач с опорой на наглядность. Необходимо сделать акцент на том, что деньги следует тратить с пользой. Только при таком отношении к деньгам обеспечивается возможность экономить, а главное – сберегать денежные ресурсы. В жизни, и тратах, необходимо быть бережливым. Бережливый, это тот, кто бережет свои вещи, содержит их в чистоте, умеет их починить, уходя из помещения выключает свет и т.д.
6. Вечные ценности
Богатство и бедность.
Цель: способствовать финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста посредством формирования адекватного представления о богатстве и бедности. В процессе проведения занятия необходимо дать детям представление о нравственной основе денежного благополучия; объяснить, что деньги важны только как средство достижение целей.
Игра – обсуждение «Хорошо ли быть жадным?».
Цель: выяснить, что такое жадность и почему быть жадным плохо. В ходе занятия с детьми обсуждаются вопросы: чем отличается жадность от щедрости, мешает она или помогает человеку. Необходимо убедить дошкольников, что источником богатства человека являются его трудовая деятельность, его знания, умения и предприимчивость. В ходе обсуждения темы занятия с детьми, следует прийти к выводу, что жадность бессмысленна, потому что у нее не границ: жадному человеку всегда всего мало.
7. Долг
Учимся занимать и отдавать долги.
Цель: формирования умения жить по средствам, ответственно и серьезно относится к взятым обязательствам. В данном занятии речь идет не о кредитовании, а о равноценном обмене или одалживании игрушек детьми. Если такие операции совершаются без понимания ответственности за их возможные последствия, то у детей формируется опасная привычка легкого заимствования.
Долг платежом красен.
Цель: сформировать у дошкольников понимание, что долг нужно отдавать вовремя. Детям необходимо пояснить, в случае, если мы что-то одалживаем, необходимо эту вещь вернуть вовремя. Воспитываем в детях ответственность: долг – это серьезное обязательство.
8. У вас есть план?
Учимся планировать.
Цель: сформировать у дошкольников понимание, что такое план и планирование. Следует познакомить дошкольников с понятием план, объяснить важность его составления и пользы планирования. Заложить основы планирования можно с планирования своего дня, с распределения своего времени. Чтобы достичь целей в будущем, необходимо просчитывать все имеющиеся ресурсы, в том числе денежные.
Ставим цели.
Цель: воспитывать желание и умение у дошкольников ставить перед собой цели, строить планы, действовать по плану и достигать их. В ходе занятия дошкольники должны прийти к выводу о необходимости постановки целей, планирования для достижения желаемого результата.
9. Все о бережливости
Творческое занятие «Копим и сберегаем».
Цель: способствовать финансовому просвещению дошкольников посредством формирования умения делать сбережения. В ходе занятия необходимо стимулировать познавательный интерес детей к таким понятиям как копить, сберегать, откладывать, копилка. Следует рассказать дошкольникам, что, сберегая деньги и аккуратно относясь к купленным вещам и товарам, дети показывают уважение к труду родителей, участвуют в повышении благосостояния семьи.
Мини-спектакль «Как зайчика бережливости научили».
Цель: сформировать у детей представление о рациональном потреблении, разумных тратах, планировании своих поступков.
10. Где живут деньги.
Цель: приучать ребенка к аккуратному (бережному) обращению с деньгами, обозначить основные места хранения денег дома и вне его. Поверхностно в игровой форме познакомить ребенка с деятельностью коммерческого банка по хранению, приумножению и одалживанию средств гражданам.
11. Детям о платежных картах
О банковских картах дошкольникам
Цель: сформировать у детей представление о платежных картах как способе расчетов в предприятиях торговли и сервиса. Познакомить детей в игровой форме с внешним видом и функционалом платежной карты.
Как взрослые расплачиваются платежной картой?
Цель: познакомить детей с инфраструктурой платежных карт: банкоматом, пос-терминалом; объяснить, каким образом взрослые совершают покупки с помощью платежных карт.
Игра – обсуждение «Правила обращения с платежной картой».
Цель: заложить у детей основы правильного обращения с платежными картами: не портить, бережно хранить, держать от посторонних в недоступном месте, не разглашать информацию о реквизитах карты.
12. Иностранные деньги
Деньги разных стран. Знакомство с валютами некоторых государств.
Цель: сформировать у детей представление о денежных единицах разных государств, необходимости обмена денег при поездках за рубеж. В ходе занятия необходимо рассказать детям о наиболее часто используемых валютах иностранных государств при совершении зарубежных поездок.
Игра-исследование «Отправляемся в путешествие».
Цель: привить у дошкольников интерес истории, культуре других стран. Заложить у детей навыки обращения с деньгами других государств.
13. Квест «Я – финансист».
Цель: определить, насколько полно был усвоен дошкольниками изученный материал по финансовой грамотности. Провести рефлексию по темам, вызвавшим затруднение при обучении.
14. Подвижная игра на свежем воздухе «Приключение Монетки в Стране Финансов».
Цель: способствовать финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста посредством формирования умений ставить цели, планировать, тратить, экономить, осуществлять расчеты, бережно относится к своим и чужим вещам, уважать свой и чужой труд, оказывать помощь в сложных ситуациях.
15. Викторина «Финансовая грамотность в любимых сказках».
Цель: листая страницы любимых сказок зададим детям вопросы, связанные с экономикой. Например, почему кроты советовали другу взять в жены Дюймовочку? Что нашла Муха-Цокотуха, гуляя по полю?
Тематическое планирование
Темы | Часы | ||
1. Труд и продукт труда (товар) | |||
1.1. | Формирование представлений о содержании деятельности людей некоторых профессий. | 1 | |
1.2. | Что такое предметы труда? Для чего производят товары, оказывают услуги? | 1 | |
2. Деньги и цена (стоимость) | |||
2.1. | Что такое бартер? | 1 | |
2.2. | История происхождения денег, металлические деньги. | 1 | |
2.3. | Решение арифметических задач на тему «Выбираем подарок в магазине». Цена, (стоимость). Торговля и торг. | 2 | |
2.4. | Банкноты России. | 1 | |
2.5. | Бюджет семьи. Доходы и расходы семьи. | 1 | |
3. Реклама | |||
3.1. | Формирование представлений о рекламе, ее назначении. | 1 | |
3.2. | Объективное отношение к рекламе. Конкурс на лучшую рекламу среди детей. | 2 | |
4. Полезные экономические навыки и привычки в быту | |||
4.1. | Формирование нравственных ориентиров в социально-экономической сфере. | 1 | |
4.2. | Полезные привычки. Экономия, рациональное потребление. | 1 | |
5. Купля-продажа, обмен | |||
5.1. | Потребности и желания. | 1 | |
5.2. | Хочу купить все. | 1 | |
5.3. | Выгодно-невыгодно. | 1 | |
5.4. | Решение арифметических задач на тему «Тратим разумно, экономим». | 2 | |
6. Вечные ценности | |||
6.1. | Богатство и бедность. | 1 | |
6.2. | Игра – обсуждение «Хорошо ли быть жадным?» | 1 | |
7. Долг | |||
7.1. | Учимся занимать и отдавать долги. | 1 | |
7.2. | Долг платежом красен. | 1 | |
8. У вас есть план? | |||
8.1. | Учимся планировать. | 1 | |
8.2. | Ставим цели. | 1 | |
9. Все о бережливости | |||
9.1. | Творческое занятие «Копим и сберегаем». | 1 | |
9.2. | Мини-спектакль «Как зайчика бережливости научили». | 2 | |
10. Где живут деньги. Банк. Кто работает в банке? | |||
11. Детям о платежных картах | |||
11.1. | О банковских картах дошкольникам. | 1 | |
11.2. | Как взрослые расплачиваются платежной картой? | 1 | |
11.3. | Игра – обсуждение «Правила обращения с платежной картой». | 1 | |
12. Иностранные деньги | |||
12.1. | Деньги разных стран. Знакомство с валютами некоторых государств. | 1 | |
12.2. | Игра - исследование «Отправляемся в путешествие». | 1 | |
13. | Квест «Я – финансист». | 1 | |
14. | Подвижная игра на свежем воздухе «Приключение в стране финансов». | 1 | |
15. | Викторина «Финансовая грамотность в любимых сказках» | 1 | |
Всего: | 36 |
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Организация занятий по Программе
Программа рассчитана на 1 год обучения (подготовительная группа), с сентября по май и предусматривает реализацию разделов через организацию и проведение развивающих, интегрированных занятий. Время проведения занятий: вторая половина дня. Продолжительность занятий: 1 раз в неделю. Длительность занятий в подготовительной группе (5-7 лет) – 30 мин. (всего 36 занятий).
3.2. Материально-техническое обеспечение реализации Программы
Требования к зданиям, водоснабжению, канализации и отоплению, к набору и площадям образовательных помещений, их отделке и оборудованию, к искусственному и естественному освещению образовательных помещений, к санитарному состоянию и содержанию помещений, как и многие другие требования, определяются соответствующими ГОСТами и СНиПом2. Специальных требований, отличных от общепринятых, Программа не предъявляет.
Программа предполагает обеспечение групп необходимой мебелью, играми и пособиями, соответствующими возрасту детей. Для занятий театрализованной деятельностью необходимы костюмы, декорации, оснащение для кукольного и пальчикового театров. Все виды деятельности должны быть обеспечены расходными материалами.
Предметно-пространственное и информационное окружение должно учитывать потребности и игровые интересы современного дошкольника, быть ориентировано на реализацию программных задач и возможности развернуть игровой сюжет как для нескольких детей, так и для всех детей группы.
Психолого-педагогические условия реализации образовательной программы должны обеспечивать, в том числе вариативность направлений психолого-педагогического сопровождения участников образовательных отношений, в том числе сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся; формирование ценности финансовой культуры и безопасного образа жизни.
3.3. Обеспечение методическими материалами и средствами обучения и воспитания.
Нормативные документы
• Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
• Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998г. №124-ФЗ.
• Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. N1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
• Примерная основная образовательная программа дошкольного образования (одобрена решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 20 мая 2015 г. N 2/15). URL: http //fgosreestr.ru.
• Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013г. №26 «Об утверждении СанПин 2.4.1. 3049-13 «Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях».
Учебно-методическое и информационное обеспечение реализации образовательной программы включает:
Образовательная программа «Азы финансовой культуры для дошкольников»: пособие для воспитателей, методистов и руководителей дошкольных учреждений / Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л.Ю. Рыжановская. – М.: ВИТА – ПРЕСС, 2020.
Методические рекомендации: пособие для воспитателей дошкольных учреждений / Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л.Ю. Рыжановская. – М.: ВИТА – ПРЕСС, 2020.
Мини спектакли/ Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л.Ю. Рыжановская. – М.: ВИТА – ПРЕСС, 2020.
Рассуждаем и решаем/ Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л.Ю. Рыжановская. – М.: ВИТА – ПРЕСС, 2020.
Играем вместе/ Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л.Ю. Рыжановская. – М.: ВИТА – ПРЕСС, 2020.
Читаем и обсуждаем/ Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л.Ю. Рыжановская. – М.: ВИТА – ПРЕСС, 2020.
Говорим с детьми о финансах/ Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л.Ю. Рыжановская. – М.: ВИТА – ПРЕСС, 2020.
Герасименко, С.В. / С.В. Герасименко, Е.А. Маркушевская, И.П. Шай- кина, И.В. Назарова и др. Программа образовательного курса «Приключения кота Белобока, или Экономика для малышей». - Волгоград, 2015. - 34 с. - Электронный ресурс: http://new.kiro46.ru/docs/BELOBOKA.pdf
Сказки, рассказы
«Кем быть и кем не быть?» По Я. Пинясову
«Сами виноваты» По С. Михалкову
П. Дудочкин «Почему хорошо на свете»
В. Сухомлинский «Жадный мальчик»
Сказка «Хранители бюджета»
Аким Яков «Жадина»
Татьяна Казырина «Жадина»
Эмма Мошковская «Жадина»
К.И. Чуковский «Муха-цокотуха»
А.С. Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде»
Рассказ «Как Валюта бабушке сон покупала»
Два жадных медвежонка (Венгерская сказка)
С. Михалков «Как старик корову продавал»
Х.-К. Андерсен «Новое платье короля»
Х.-К. Андерсен «Огниво»
В.Катаев «Дудочка и кувшинчик»
Народная сказка «Мена»
К.И. Чуковский «Федорино горе»
К.Д. Ушинский «Петушок и бобовое зёрнышко»
А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»
33
Рабочая программа по финансовой грамотности
«Уроки Мышонка Кузи или финансовая грамотность для малышей»
Народная сказка «Жадная старуха»
Народная сказка «Чудесная рубашка»
Игры, дополнительный раздаточный материал
Картинки «Профессии» - онлайн-доступ: http://dochkiisinochki.ru/ kartinki-professii-dlya-detej.html
Раскраски «Деньги» - онлайн-доступ: http://detskie-raskraski.ru/ detskie-raskraski/raskraska-dengi
Видео
Серия видео-мультфильмов «Уроки тётушки Совы»:
Азбука денег тётушки Совы - Что такое деньги?
.Азбука денег тётушки Совы - Умение экономить.
Азбука денег тётушки Совы - Карманные деньги.
Азбука денег тётушки Совы - Потребности и возможности.
Азбука денег тётушки Совы -Домашние питомцы.
Фиксики - Деньги
Караваев В. «Зайчонок и муха», 1977.
«Все профессии нужны, все профессии важны» (мультфильм-песенка для малышей).
Союзмультфильм «Так сойдёт».
Союзмультфильм «Пятачок».
«Вершки и корешки».
Союзмультфильм «Сказка про лень».
Мультсериал «Навигатум»:
Профессия «Ветеринар»
«Детский стоматолог»
Игры, занятия
Настольная игра «Финансовая экспедиция», издательство «МИФ»
Комикс «История о рублике и его друзьях»/ Министерство финансов Калининградской области - электронный ресурс: https://www.fingram39. ru/upload/iblock/918/9182ae2359acfa3fdlc2069d8a466a78.pdf
Книжка-раскраска для дошкольников/ Министерство финансов Калининградской области - электронный pecypc:https://www.fingram39. ru/upload/iblock/44e/44ele34705398d818ca04628236beflb.pdf
Методические рекомендации к книжке-раскраске для старших дошкольников/ Министерство финансов Калининградской области - электронный pecypc:https://www.fingram39.ru/upload/iblock/cc6/cc62f9ae54 cb43a0e6dc2253329144b4.pdf
Электронные ресурсы:
Методические материалы по финансовой грамотности для дошкольников Министерства финансов Калининградской области [Электронный ресурс]. - https://www.fingram39.ru/materials/ma:er;aly-dlya- doshkolnikov
Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.festival.lseptember.ru
Дети и деньги [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www. fsmcapital.ru/uspeh/mykinder.shtml
Ребенок и его мир [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www. worldofchildren.ru
Интеллектуальный клуб [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.klubkontakt.net
Подготовка к школе [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// vscolu.ru
Приложение №1
Диагностические материалы
С учётом цели, поставленной в Программе «Приключения Монетки в Стране Финансов» по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста посредством игрового образовательного тренажёра, на основании основных принципов дошкольного образования, изложенных в ФГОС ДО, при изучении уровня сформированности
предпосылок финансовой грамотности и культуры, для диагностики был выбран теоретический подход авторов примерной парциальной образовательной программы «Экономическое воспитание детей дошкольного возраста» и разработанная на его основе диагностика кандидата педагогических наук, старшего научного сотрудника, ведущего научного сотрудника ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования» А.Д.Шатовой, в которой в качестве основных взяты три группы критериев.
Критерии | Показатели |
Когнитивный компонент (наличие знаний и представлений об экономической жизни детей). | - Знание ребенком потребностей семьи; - Представления о труде родителей; - Представления об экономических понятиях; - Проявление интереса к окружающим явлениям современного общества. |
Поведенческо-деятельностный компонент (экономические умения). | - Отражение имеющихся знаний в игровой, трудовой, продуктивной деятельности и умение опираться на эти знания; - Общение со взрослыми и сверстниками, способность к выбору, взаимопомощь, умение находить свое место в общем деле, стремление к сотрудничеству, достижение поставленной цели. |
Эмоционально-ценностный компонент (нравственно- экономические качества личности). | - Проявление бережливости, ответственности, деловитости и предприимчивости; - Оценка проявления этих качеств у сверстников. |
По наличию и совокупности показателей, которые соответствуют представленным критериям, можно судить об уровнях экономической воспитанности: высоком, среднем и низком.
Высокий уровень: дети могут объяснить элементарный смысл экономических понятий, проявляют ярко выраженный и устойчивый интерес к труду родителей, имеют представление о работе родителей, употребляют экономические слова и словосочетания; находятся в позиции активных участников событий, способны отразить полученные знания в играх; готовы к общению со взрослыми и сверстниками, задают множество вопросов и самостоятельно пытаются найти ответы на них; своевременно выполняют поручения, способны контролировать свои действия, оценивать результаты деятельности; стремятся и умеют проявлять инициативу, энергично выполняют поручения, доводят начатое дело до конца.
Средний уровень: дети имеют представление об экономических понятиях, но не всегда могут объяснить их; у них наблюдается неустойчивый интерес к потребностям своей семьи, труду родителей; имеющиеся у них знания нечеткие, поверхностные; имеют достаточно представлений об окружающем мире, но не умеют использовать имеющиеся знания; под руководством взрослого умеют организовывать свою деятельность, своевременно выполняют поручения; добросовестно относятся к материальным ценностям,
но большую заботу проявляют лишь к вещам личного пользования; порученную работу выполняют вовремя и добросовестно только под руководством взрослого; не всегда активны, но способны проявлять упорство в достижении цели.
Низкий уровень: дети не могут объяснить смысла экономических понятий, не проявляют интереса к потребностям своей семьи, труду родителей, окружающим явлениям современного общества, не употребляют в речи экономические слова; не проявляют интереса к продуктивной деятельности, ведут себя как посторонние наблюдатели; не доводят начатое дело до конца, быстро теряют интерес к труду и оставляют работу, возвращаясь к игре; не склонны к бережному отношению к личной и общественной собственности; при выполнении работы не проявляют какой-либо заинтересованности в ее
результате; безответственны, безынициативны, не проявляют упорства в достижении цели.
Уровень экономических знаний определялся с учетом успешности выполнения всех трех заданий. По успешности выполнения заданий судилось об уровне экономических знаний по трехбалльной шкале: 3 - высокий, 2 - средний, 1 - низкий.
Уровень финансовой грамотности определялся с учетом успешности выполнения всех трех заданий. По успешности выполнения заданий судилось об уровне экономических знаний по трехбалльной шкале: 3 - высокий, 2 - средний, 1 - низкий.
Инструментарий к диагностике
Задание 1.
1)Люди ходят на базар:
Там дешевле весь…(Товар)
Мебель купили, одежду, посуду.
Брали для этого в банке мы…(Ссуду)
Чтобы дом купить я смог,
Взял кредит, внеся…(Залог).
2) У каждого из нас были разные желания, которые исполняла волшебная шкатулка. Но вместе с желаниями у каждого ребёнка и взрослого есть свои потребности. Что означает это слово? (То, что необходимо человеку в жизни, без чего ему будет плохо).
- Подумай и назови свои потребности, то без чего ты не сможешь жить (пища, солнце, воздух, тепло, одежда, игрушки).
3) Проследи, какие изменения происходят с растением или животным без света, воды, тепла, воздуха. Какой можно сделать вывод? (Что потребности есть не только у человека, но и у растений и животных).
Задание 2.
1)Он финансовый факир,
В банк к себе вас ждёт …(Банкир)
В море коварном товаров и цен
Бизнес-корабль ведёт …(Бизнесмен)
Мебель, хлеб и огурцы
Продают нам …(Продавцы).
2)- Как ты думаешь, откуда берутся продукты питания? (Из магазина).
- А откуда они появляются в магазине? (Из природы - лес, море, поле).
- Люди, каких профессий, по-твоему, производят товары? (Садовод, швея, столяр, обувщик, пекарь).
- А какими инструментами пользуются люди, производящие товары? (Тяпка, лопата, молоток, станок, печь).
3) Представь, что ты работаешь на заводе по изготовлению кукол/машинок. Какие материалы и оборудование тебе необходимо и для чего.
Задание 3.
1)На товаре быть должна
Обязательно…(Цена)
Говорят про меня:
Деревянный я.
Но неправда, я - железный,
Я тяжёлый, полновесный. (Рубль)
И врачу, и акробату
Выдают за труд …(Зарплату).
2)- На что ты покупаешь товары в магазине? (На деньги).
- Как ты думаешь, зачем нужны деньги? (Покупать еду; кушать; красиво одеваться).
- А как ты определяешь, сколько денег нужно дать продавцу? (У товара есть цена).
3) Как ты думаешь, чем ниже цена, тем товар становится хуже или лучше по качеству? Подумай почему. (Хуже, потому что, чтобы производить хороший товар, нужны хорошие материалы и оборудование, которые дорого стоят).
Уровни сформированности финансовых представлений
старших дошкольников
Имя ребенка | Знания о потребностях | Знания о ресурсах | Знания о деньгах, цене | Всего баллов | Уровень |
Приложение 2
Беседа. Вопросы для детей:
1. Как ты думаешь, почему все взрослые получают профессию и трудятся?
2. Для чего человеку профессия?
3. Какие профессии ты знаешь?
4. С помощью чего можно приобрести то, в чем нуждается человек?
5. Как ты думаешь, зачем нужны деньги?
6. Откуда они берутся у людей?
7. Знаешь ли ты, как появились деньги?
8. Все ли можно купить за деньги?
9. Откуда берутся деньги для покупки того, что человеку нужно?
10. Как можно назвать одним словом эти деньги?» (Банкноты, монеты).
11. Какие деньги ты знаешь?
12. Если бы у тебя было много денег (заработал, выиграл), что бы ты купил?
13. Ты можешь вспомнить и назвать какую-нибудь рекламу?
14. Как ты думаешь, зачем нужна реклама?
15. Где ты узнал про неё?
16. Как следует поступить, если реклама обращается ко всем и сообщает:
«Купите, это для вас! Это ваше!»?
17. Расскажи о том, в чем нуждается человек.
18. Как одним словом можно назвать то, что люди приобретают в магазине?
19. Где люди приобретают товары?
20. Как люди приобретают товары?
21. Как правильно выбирать товары?
22. Из каких материалов производят продукты, мебель, обувь, одежду?
23. Можно ли из одних материалов изготовить другие?
24. Как можно экономно использовать материалы?
25. Ты знаешь, где работают твои родители?
26. Что такое семейный бюджет?
27. Какую домашнюю работу выполняют члены твоей семьи?
28. На что тратят деньги в вашей семье?
29. Какую помощь ты оказываешь родителям в домашнем хозяйстве?
30. Про кого можно сказать – экономный, а про кого – бережливый?
31. Что такое собственность?
32. Что потребовал почтальон Печкин, когда принес посылку дяде Федору?».
33. Ты любишь делать подарки?
34. Часто ли ты помогаешь тем, кто оказался в беде?
35. Как ты думаешь, нужно заботиться о слабых, помогать им?
36. Чем можно помочь?
Инструкция:
Ребёнку предлагается ответить на представленные вопросы. Ответы детей
оцениваются по трёхбалльной шкале оценки с учётом показателей развёрнутости ответа, владения информацией, в той или иной степени.
0 баллов – за отказ от задания или незнание ответа;
1 балл – ребёнок не может объяснить смысла экономических понятий, не
проявляет интереса к потребностям своей семьи, труду родителей, окружающим явлениям современного общества.
2 балла – ребёнок имеют представление об экономических понятиях, но не
всегда может объяснить их; у него наблюдается неустойчивый интерес к
потребностям своей семьи, труду родителей; имеющиеся у него знания нечеткие, поверхностные; имеет достаточно представлений об окружающем мире, но не умеет использовать имеющиеся знания.
3 балла – ребёнок уверенно отвечает на вопрос, дополняет ответ деталями.
Может объяснить элементарный смысл экономических понятий, проявляет
интерес к труду родителей, знает профессии взрослых, имеет представление о работе родителей, употребляет экономические слова и словосочетания.
Приложение 3
Тесты (Т.А. Шорыгина)
Вы хотите подарить маме на день рождения вышитую салфетку. Завтра у мамы праздник, а подарок еще не готов. Как Вы поступите?
1. Не пойдете гулять с друзьями, будете готовить подарок, пока не закончите.
2. Подарите маме что-нибудь другое. Например, купите подарок в магазине.
3. Подарите маме незаконченную салфетку. («Закончу после, мама поймет»)
Вас попросили собрать ягоды, но день выдался жарким. Собирать ягоды не хочется. Как вы поступите?
1. Несмотря на жару и духоту, соберете полную корзину ягод.
2. Отложите дело до завтра, когда, может быть, станет прохладнее.
3. Соберете немного ягод.
Если Вам понравилась вещь, а у вас не хватает денег, как Вы поступите?
1. Пойду и попрошу денег у мамы.
2. Буду немного копить карманные деньги, а потом куплю эту вещь.
3. Откажусь от покупки этой вещи и куплю что-то другое.
Вы хотите купить подарок другу, но Вам в магазине понравилась игрушка,
которую Вы хотели бы иметь сами. Как Вы поступите?
1. Куплю подарок другу.
2. Куплю игрушку себе.
3. Куплю другу другой подарок, подешевле, а на оставшиеся деньги куплю
игрушку себе.
Методика использования тестов:
Педагог проговаривает ребенку или группе детей ситуацию
Далее дает три варианта решения ситуации.
Дети отвечают.
По полученным ответам педагог делает вывод об уровне усвоения детьми
экономических знаний
Приложение 4
Анкета для родителей
Уважаемые родители! Мы решили познакомить детей с доступной им повседневной экономической жизнью взрослых. Помогите нам в этой работе, и мы с вами лучше узнаем детей, их желания, потребности, знания об окружающей жизни. Вот вопросы, на которые хотим получить ваши ответы
(подчеркните нужное или напишите свой ответ).
1.Вы часто берёте своего ребёнка, когда идёте за покупками?
- Часто
- Иногда
- Редко
- Другое
__________________________________________________________________
2.Как ведёт себя ребёнок в местах продаж?
- Спокойно обсуждает возможность желаемой покупки.
- Постоянно просит что-либо купить.
- Требует (кричит, плачет, упрекает «У тебя всегда нет денег» и т. д.).
- Другое
__________________________________________________________________
3.Как можно избежать нежелательных форм поведения ребёнка в местах покупок? ___________________________________________________________
4.Знает ли ваш ребёнок о каких-либо сторонах экономической жизни в семье?
- Знает
- Не знает
- Не должен знать
- Другое
________________________________________________________________
5.Как вы считаете, надо ли ребёнку шестого–седьмого года жизни иметь представление о достатке, возможностях своей семьи?
- Необходимо (почему?)
- Можно (почему?)
- Совсем не нужно (почему?)
- Другое
__________________________________________________________________
Оценка
3 балла — ребёнок часто ходит с родителями за покупками; в магазине не кричит, не плачет, спокойно обсуждает возможность желаемой покупки; знает, откуда берутся в семье деньги.
2 балла — иногда ходит с родителями за покупками; в магазине всегда просит купить что-нибудь; имеет представление об источнике дохода в семье.
1 балл — с родителями за покупками ходит редко, при каждом посещении магазина требует что-то купить; не имеет представления об источнике дохода семьи.
Приложение 5
Словарь экономических терминов для детей старшего дошкольного возраста, педагогов и родителей
Аудитор — человек, имеющий право проверять, как расходует свои средства (деньги, материальные ценности) та или иная фирма или предприятие.
Аукцион — специфическая форма торговли только редкими, ценными или дефицитными товарами. Покупатели соревнуются за право покупки товара. Покупает его тот, кто предложит за него денег больше, чем все остальные.
Банк — финансовое учреждение, в котором хранятся деньги. Банк накапливает деньги, производит взаимные расчёты с клиентами, даёт кредиты. Тот, кто хочет накопить деньги, приносит их в банк.
Банкротство — разорение, отсутствие денег для продолжения работы одного человека, фирмы, предприятия.
Бартер — обмен одной вещи на другую.
Бедность — такое экономическое положение человека или группы людей, при котором они не могут удовлетворить определённый круг минимальных потребностей, необходимых для жизни.
Бизнес — занятие, дело, которое приносит человеку доход, прибыль.
Бизнесмен, или предприниматель, — человек, который ведёт свой бизнес (дело), умеет и знает, как заработать много денег.
Биржа — место, где покупают и продают ценные бумаги, валюту и товары по образцам, заключают сделки, подбирают клиентов для новых сделок.
Благотворительность — безвозмездная финансовая помощь для осуществления социально значимых мероприятий.
Богатство — изобилие у человека или общества материальных и нематериальных ценностей, таких как деньги, средства производства, недвижимость и личное имущество.
Брак (производственный) — недоброкачественные, с изъяном предметы производства, а также сам изъян в изделии.
Брокер — посредник на бирже, способствующий купле и продаже товаров, соединяющий продавцов и покупателей.
Бюджет — все доходы семьи, их расход и распределение в течение определённого времени.
Валюта — денежная единица государства.
Деньги — средство купли и продажи.
Дефицит — недостаток, нехватка чего-либо (товаров, денег и др.).
Дешёвый — имеющий низкую цену.
Дилер — биржевой посредник, покупающий товар от своего имени, за свои деньги с целью последующей перепродажи на бирже.
Династия — ряд представителей разных поколений из одного рода (семьи), которые продолжают дело своих родителей, идут по их стопам.
Долг — деньги, взятые взаймы с последующей отдачей.
Дорогой — имеющий высокую цену.
Доход — деньги или материальные ценности, получаемые человеком или предприятием от какой-либо деятельности.
Зарплата — деньги, которые получает работающий человек за определённый промежуток времени.
Импорт — ввоз в страну иностранных товаров.
Конкуренция — соперничество, борьба за достижение наивысших выгод, преимуществ.
Кредит — предоставление товаров или денег в долг.
Купюра — обозначение стоимости на бумажных деньгах, банкнотах.
Лотерея — розыгрыш вещей, денег по билетам одинаковой стоимости.
Менеджер — служащий компании, фирмы, управляющий людьми, их трудом, производством и продажей товаров. Он организует работу на фирме.
Меценат — богатый покровитель науки и искусства.
Монета — металлический денежный знак.
Нумизмат — человек, собирающий коллекцию старинных монет.
Пожертвование --- безвозмездная передача собственных (средств) денег на благотворительное дело.
Прибыль — доход.
Профессия — основной род занятий, трудовой деятельности.
Реклама — целенаправленное распространение информации о свойствах и качестве товаров или услуг с целью их продажи.
Рекламное агентство — коллектив творческих людей, которые с помощью средств массовой информации рекламируют услуги или товары клиента, привлекая к ним дополнительный интерес.
Рекламодатель — человек или организация, которые распространяют оплаченную рекламную информацию о своей деятельности через средства массовой информации, рекламные агентства и другими способами.
Рекламораспространитель — человек или организация, которые размещают или распространяют рекламную информацию, используя радио- и телевещание, печатные издания (газеты, журналы) и другими способами.
Рынок — место торговли под открытым небом, в крытых торговых рядах или в специальном здании.
Стоимость — выраженная в деньгах ценность, значимость каждого товара или его польза (ценность вещи).
Товар — продукт труда, произведённый для продажи или обмена.
Торговля — реализация товара путём купли-продажи.
Торговаться — договариваться о цене при какой-то покупке, сделке.
Цена — денежное выражение стоимости товара
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по статистике. Направление подготовки: 080100 Экономика Профиль подготовки: «Финансы и кредит» Квалификация (степень) выпускника: Бакалавр Форма обучения: Заочная
Рабочая программа учебной дисциплины «Статистика» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО), об...
Диплом 2 степени Общероссийского конкурса «Моя рабочая программа социально-гуманитарных дисциплин» в номинации: «География».
Диплом 2 степени Общероссийского конкурса «Моя рабочая программа социально-гуманитарных дисциплин» в номинации: «География»....
Рабочая программа по географии 8 класс с основами финансовой грамотности
Данная рабочая программа разработана с основами финансовой грамотности....
Рабочая программа по внеурочной деятельности по теме "Основы финансовой грамотности".
Рабочая программа по внеурочной деятельности по теме "Основы финансовой грамотности" для 9 класса....
урок по финансовой грамотности для 7 класса Мои финансы"
урок по финансовой грамотности для 7 класса на тему "Мои финансы"...
Краткосрочная дополнительная общеобразовательная программа социально-гуманитарной направленности «Основы финансовой грамотности»
Освоение финансовой грамотности имеет большое значение в том, чтобы помочь детям социализироваться и достичь успеха в будущем. Они узнают, как работает экономика в обществе и формируют правильное...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА социально-гуманитарной направленности «АЗЫ ФИНАНСОВОЙ КУЛЬТУРЫ»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениеДетский сад «Красная шапочка» Принята на заседании...