Интеллектуально-исследовательский мини-проект «Ментальная карта по теме «Грибы»
проект

Смагина Наталья Валерьевна

Девиз проекта: «От игры – к знаниям»

Название проекта:

«Ментальная карта по теме «Грибы»

Вид проекта: краткосрочный.

Длительность проекта: 14.10. - 18.10.2024 года

Вид проекта: исследовательский с элементами творчества

Актуальность проекта:

Сегодня на занятии в ДОУ ментальная карта – это инструмент, позволяющий ребенку эффективно структурировать и обрабатывать информацию; мыслить, используя весь свой творческий и интеллектуальный потенциал, потому что при применении этих карт в работу включаются оба полушария головного мозга, следовательно, подключаются иерархическое, ассоциативное и визуальное мышления. В связи с этим ментальные карты рассматриваются как средства активации и повышения эффективности мыслительных процессов.

Инновация состоит в том, что данная форма полезна не только воспитателю при составлении конспекта занятия, но и воспитанникам при запоминании, осмыслении и воспроизведении полученного материала.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интеллектуально-исследовательский мини-проект группы №11

Девиз проекта: «От игры – к знаниям»

Название проекта:

«Ментальная карта по теме «Грибы»

Вид проекта: краткосрочный.

Длительность проекта: 14.10. - 18.10.2024 года

Вид проекта: исследовательский с элементами творчества

Актуальность проекта: 

Сегодня на занятии в ДОУ ментальная карта – это инструмент, позволяющий ребенку эффективно структурировать и обрабатывать информацию; мыслить, используя весь свой творческий и интеллектуальный потенциал, потому что при применении этих карт в работу включаются оба полушария головного мозга, следовательно, подключаются иерархическое, ассоциативное и визуальное мышления. В связи с этим ментальные карты рассматриваются как средства активации и повышения эффективности мыслительных процессов.

Инновация состоит в том, что данная форма полезна не только воспитателю при составлении конспекта занятия, но и воспитанникам при запоминании, осмыслении и воспроизведении полученного материала.

Основная идея проекта.

Высокая эффективность графического представления информации подтверждена многими психологическими исследованиями наглядно-образного и визуального мышления. Основная задача графического представления информации - облегчить восприятие информации, сэкономить время на ее понимание и обдумывание.

С помощью ментальных карт информация оформляется так, что головной мозг ее легко воспринимает, потому что информация записана на "языке мозга".

Гипотеза: Представленный схематично-графически ранее изученный материал по теме «Грибы» поможет воспитанникам не только закрепить полученные знания, но построить связанный рассказ с использованием сложно-подчиненных конструкций, с которыми у ребят есть затруднения на данный момент.

Цель проекта: Развитие интеллектуального и творческого потенциала воспитанников подготовительной группы.

 Задачи:

  1. Способствовать эмоциональному и познавательно-интеллектуальному развитию детей.
  2. Развивать уверенность в себе и своих возможностях.
  3. Формировать у детей желание систематизировать и закреплять полученные знания.
  4. Учить выдвигать идеи и предложения, отстаивать и аргументировать свое мнение, грамотно выстраивать монологическую речь.
  5. Расширить знания родителей о методах проектной и исследовательской деятельности в условиях семьи.

Формы реализации проекта: занятия по теме «Грибы» в рамках изучения окружающего мира, игровая, творческая деятельность детей, оснащение предметно-развивающей среды, работа с родителями, организация театрализации «Я – гриб-…»

Целевая аудитория: дети подготовительной группы №11, воспитатели, родители воспитанников.

Ожидаемый результат:

У воспитанников:

– улучшатся коммуникативные и исследовательские компетенции, повысится уровень функциональной грамотности

– сформируются предпосылки к формированию грамотной, эмоционально-насыщенной монологической речи.

У родителей:

– появится интерес к сотрудничеству с педагогами в образовательной деятельности.

Предварительная работа:

•        Ознакомление детей и родителей с темой проекта и значимостью выбранной темы.

• Беседы с детьми о правилах составления ментальной карты, побуждение к поиску новой, интересной информации о грибах с помощью родителей.        

Этапы работы над проектом.

В рамках проекта были проведены следующие мероприятия:

  1. Проведены плановые занятия по теме «Грибы» в рамках КТП.
  2. Проведен ряд вечерних информационных бесед и занятий по теме «Чем нам может помочь ментальная карта»
  3. Составление мини-ментальных карт, демонстрация разнообразия методов и форм графической подачи разного материала, как опоры для последующего доклада.
  4. Создание копилки идей, материала и информации для составления ментальной карты «Грибы»
  5. Проведение игры «Научная конференция. Доклады о грибах»

Социальная значимость проекта заключается в том, что проект был направлен на формирование у воспитанников качеств, необходимых в современном обществе.  Реализуя проект, дети учились систематизировать полученные знания по определенной теме, узнали новую форму работы с информацией, совершенствовали навыки грамотной, насыщенной монологической речи

Образовательная область проекта

Образовательная

область

Содержание работы

социально-коммуникативное развитие

  1. Изучение проблемы по теме проекта.
  2. Составление плана мероприятий по реализации проекта.
  3. Пополнение предметно-развивающей среды.
  4. Беседа с воспитанниками о возможных путях реализации проекта

социально-коммуникативное развитие;

речевое развитие

  1. Сбор семьями материала по теме «Грибы»
  2. Чтение литературных произведений, сказок о грибах. Пересказ услышанного

  1. Развитие монологической речи, деловая игра «Научная конференция»

социально-коммуникативное развитие;

познавательное развитие;

художественно-эстетическое развитие

  1. Обучение адекватной коммуникации при работе в группах, принятию на себя роли и лидера, и подчиненного.

  1. Усвоение и применение на практике полученных новых знаний

  1. Оформление ментальной карты, с применением полученных ранее художественных навыков

 ИТОГИ ПРОЕКТА:

Цели и задачи, поставленные в подготовительной фазе проекта выполнены полностью. Гипотеза подтвердилась. В ходе реализации проекта проведена большая работа в семьях воспитанников. Ментальная карта, как опора при составлении связанного рассказа по заданной теме, играет положительную роль, служит подспорьем в запоминании информации и стройном изложении мыслей.

Вывод: 

Ментальные карты можно использовать как один из эффективных и интересных методов организации образовательного процесса и проектной деятельности в ДОУ.

Продукт проекта:

Ментальная карта «Грибы» и видеоролик выступления воспитанников по ментальной карте.

Литература:

1. Литвинов В. А. Применение в учебном процессе ментальных карт. М. : 2010

2. Акименко В. М. Применение интеллектуальных карт в процессе обучения дошкольников/Журнал Начальная школа, выпуск №7.

ПРИЛОЖЕНИЕ №1C:\Users\Work\Desktop\IMG20241017165033.jpgC:\Users\Work\Desktop\IMG20241017164841.jpg



Предварительный просмотр:

Интеллектуально-исследовательский мини-проект группы №11

Девиз проекта: «От игры – к знаниям»

Название проекта:

«Ментальная карта по теме «Грибы»

Вид проекта: краткосрочный.

Длительность проекта: 14.10. - 18.10.2024 года

Вид проекта: исследовательский с элементами творчества

Актуальность проекта: 

Сегодня на занятии в ДОУ ментальная карта – это инструмент, позволяющий ребенку эффективно структурировать и обрабатывать информацию; мыслить, используя весь свой творческий и интеллектуальный потенциал, потому что при применении этих карт в работу включаются оба полушария головного мозга, следовательно, подключаются иерархическое, ассоциативное и визуальное мышления. В связи с этим ментальные карты рассматриваются как средства активации и повышения эффективности мыслительных процессов.

Инновация состоит в том, что данная форма полезна не только воспитателю при составлении конспекта занятия, но и воспитанникам при запоминании, осмыслении и воспроизведении полученного материала.

Основная идея проекта.

Высокая эффективность графического представления информации подтверждена многими психологическими исследованиями наглядно-образного и визуального мышления. Основная задача графического представления информации - облегчить восприятие информации, сэкономить время на ее понимание и обдумывание.

С помощью ментальных карт информация оформляется так, что головной мозг ее легко воспринимает, потому что информация записана на "языке мозга".

Гипотеза: Представленный схематично-графически ранее изученный материал по теме «Грибы» поможет воспитанникам не только закрепить полученные знания, но построить связанный рассказ с использованием сложно-подчиненных конструкций, с которыми у ребят есть затруднения на данный момент.

Цель проекта: Развитие интеллектуального и творческого потенциала воспитанников подготовительной группы.

 Задачи:

  1. Способствовать эмоциональному и познавательно-интеллектуальному развитию детей.
  2. Развивать уверенность в себе и своих возможностях.
  3. Формировать у детей желание систематизировать и закреплять полученные знания.
  4. Учить выдвигать идеи и предложения, отстаивать и аргументировать свое мнение, грамотно выстраивать монологическую речь.
  5. Расширить знания родителей о методах проектной и исследовательской деятельности в условиях семьи.

Формы реализации проекта: занятия по теме «Грибы» в рамках изучения окружающего мира, игровая, творческая деятельность детей, оснащение предметно-развивающей среды, работа с родителями, организация театрализации «Я – гриб-…»

Целевая аудитория: дети подготовительной группы №11, воспитатели, родители воспитанников.

Ожидаемый результат:

У воспитанников:

– улучшатся коммуникативные и исследовательские компетенции, повысится уровень функциональной грамотности

– сформируются предпосылки к формированию грамотной, эмоционально-насыщенной монологической речи.

У родителей:

– появится интерес к сотрудничеству с педагогами в образовательной деятельности.

Предварительная работа:

•        Ознакомление детей и родителей с темой проекта и значимостью выбранной темы.

• Беседы с детьми о правилах составления ментальной карты, побуждение к поиску новой, интересной информации о грибах с помощью родителей.        

Этапы работы над проектом.

В рамках проекта были проведены следующие мероприятия:

  1. Проведены плановые занятия по теме «Грибы» в рамках КТП.
  2. Проведен ряд вечерних информационных бесед и занятий по теме «Чем нам может помочь ментальная карта»
  3. Составление мини-ментальных карт, демонстрация разнообразия методов и форм графической подачи разного материала, как опоры для последующего доклада.
  4. Создание копилки идей, материала и информации для составления ментальной карты «Грибы»
  5. Проведение игры «Научная конференция. Доклады о грибах»

Социальная значимость проекта заключается в том, что проект был направлен на формирование у воспитанников качеств, необходимых в современном обществе.  Реализуя проект, дети учились систематизировать полученные знания по определенной теме, узнали новую форму работы с информацией, совершенствовали навыки грамотной, насыщенной монологической речи

Образовательная область проекта

Образовательная

область

Содержание работы

социально-коммуникативное развитие

  1. Изучение проблемы по теме проекта.
  2. Составление плана мероприятий по реализации проекта.
  3. Пополнение предметно-развивающей среды.
  4. Беседа с воспитанниками о возможных путях реализации проекта

социально-коммуникативное развитие;

речевое развитие

  1. Сбор семьями материала по теме «Грибы»
  2. Чтение литературных произведений, сказок о грибах. Пересказ услышанного

  1. Развитие монологической речи, деловая игра «Научная конференция»

социально-коммуникативное развитие;

познавательное развитие;

художественно-эстетическое развитие

  1. Обучение адекватной коммуникации при работе в группах, принятию на себя роли и лидера, и подчиненного.

  1. Усвоение и применение на практике полученных новых знаний

  1. Оформление ментальной карты, с применением полученных ранее художественных навыков

 ИТОГИ ПРОЕКТА:

Цели и задачи, поставленные в подготовительной фазе проекта выполнены полностью. Гипотеза подтвердилась. В ходе реализации проекта проведена большая работа в семьях воспитанников. Ментальная карта, как опора при составлении связанного рассказа по заданной теме, играет положительную роль, служит подспорьем в запоминании информации и стройном изложении мыслей.

Вывод: 

Ментальные карты можно использовать как один из эффективных и интересных методов организации образовательного процесса и проектной деятельности в ДОУ.

Продукт проекта:

Ментальная карта «Грибы» и видеоролик выступления воспитанников по ментальной карте.

Литература:

1. Литвинов В. А. Применение в учебном процессе ментальных карт. М. : 2010

2. Акименко В. М. Применение интеллектуальных карт в процессе обучения дошкольников/Журнал Начальная школа, выпуск №7.

ПРИЛОЖЕНИЕ №1C:\Users\Work\Desktop\IMG20241017165033.jpgC:\Users\Work\Desktop\IMG20241017164841.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ментальная карта по теме "Формы оплаты труда"

Ментальная карта, созданная в редакторе MIND42 (http://mind42.com)...

ментальная карта по теме "Скелет человека"

Ментальная карта -  удобная и эффективная схема визуального представления и записи информации. Это карта ума, которая представляет структуру и взаимосвязь....

Ментальная карта по теме "Travelling"

Ментальная карта, выполнена ученицей 9 класса...

Ментальная карта по теме "Города"

Наглядная ментальная карта по теме "Города". Ученики могут добавлять свои идеи (на smartboard). Ссылка: https://mm.tt/1670236283?t=7Fz2g6WMz3...

Ментальные карты по теме "Природные зоны"

Ментальная карта позволяет в максимально доступной форме отобразить большой объем информации. Визуальные Знаки и символы позволяют лучше запомнить информацию ученикам.Материал подходит в качестве разд...

Ментальные карты по теме "Океаны"

Ментальные карты значительно облегчают восприятие большого объема информации учениками.Подходят в качестве раздаточного материала и для вывода на экран во время урока...