Обучение новым способам поведения взамен старым, неприемлемым Что делать, когда ученики не слушаются и неподобающе себя ведут
материал (9 класс)

Редькова Галина Борисовна

Обучение новым способам поведения взамен старым, неприемлемым

Что делать, когда ученики не слушаются и неподобающе себя ведут

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obuchenie_novym_sposobam_povedeniya.docx36.04 КБ

Предварительный просмотр:

Обучение новым способам поведения взамен старым, неприемлемым

Что делать, когда ученики не слушаются и неподобающе себя ведут

О дисциплине детей в целом написано очень много психологами, педагогами, родителями. Пересказывать здесь их содержание едва ли целесообразно. Остановимся на нескольких главных аспектах «плохого» поведения детей, прежде чем более подробно обсудим, что делать с непослушанием учителю в ситуации урока.

1. Вслед за многими другими психологами, мы не рекомендуем использовать термин «плохое поведение», даже в диалоге с самим собой или с коллегами. Определение «плохое» не очень уместно для описания поведения, и вот почему. Любое действие, которое совершает человек, направлено на то, чтобы достичь какой-то цели. В этом смысле говорить о плохом или неплохом поведении просто бессмысленно – оно может быть эффективным с точки зрения того, что цель будет достигнута, или же нет. Если ученик на уроке постоянно вертится, тычет карандашом в спину впереди сидящего, качается на стуле, пока не упадет и т.д., возможно (хотя и не обязательно), его цель – привлечение внимания одноклассников (а может быть, и учителя). Если одноклассники забыли о теме урока, а учитель вышел из себя и кричит, значит, цель достигнута. Можно ли называть такое поведение плохим? С точки зрения достижения цели – очень даже хорошее, подходящее поведение.

Есть еще один аспект слова «плохое», в связи с которым его лучше избегать. Плохой – это, однозначно, негативная оценка, и, используя ее часто, определяя поведение ребенка, мы невольно начинаем переносить эту оценку и на самого ребенка, который так себя ведет. То есть плохим в наших глазах становится уже сам ученик. Это – в корне неверная позиция для учителя и любого, кто сталкивается с необходимостью детей воспитывать (в широком смысле слова). Если мы называем (или просто считаем его таковым про себя) ребенка плохим, то тем самым отказываем ему в возможности измениться. О каком вообще воспитании тогда может идти речь, если изменения невозможны?

Более эффективная позиция заключается в том, чтобы изначально считать всех учеников хорошими, а вот их поведение – приемлемым или неприемлемым для каждой конкретной ситуации. И с неприемлемым поведением взрослый (в том числе, учитель, помогает ребенку бороться).

2. Важно, чтобы при этом взрослый (в первую очередь, для себя самого) смотрел на свои отношения с ребенком с точки зрения сотрудничества: моя задача сейчас вместе с Петей или Аленой справиться с некоторыми аспектами их поведения, которые неприемлемы для нахождения в классе. Позиция взрослого при этом – «по одну сторону баррикады» с ребенком, против проблемы – неприемлемого поведения – которая находится по другую. Эту метафору предложила известный отечественный психолог-практик Л.В. Петрановская, и мы с радостью используем ее вслед за ней. Позиция сотрудничества взрослого с ребенком помогает избежать множества конфликтов и стычек в ходе воспитательного процесса.

3. То, что мы часто называем «плохим» (или как уже выше договорились называть «неприемлемым») поведением, для ребенка далеко не всегда специальная попытка сделать что-то взрослому назло. Очень часто ребенок ведет себя так, а не иначе, потому что иные способы поведения ему просто не знакомы. Очень ярко этот феномен проявляется в поведении детей с тяжелой жизненной историей, оказавшихся в приемной семье. Каждый ребенок очень зависим от внимания взрослого, и до определенного возраста в физическом смысле не может без него выжить (подробнее об этом можно почитать в статьях о таком явлении, как «госпитализм»). Если воспитанием и развитием ребенка не занимались, то часто он не умеет многого, положенного в его возрасте, не может порадовать новых родителей хорошими оценками, спортивными достижениями или примерным поведением. Нередко в таком случае он будет вести себя нарочито, напоказ плохо – из своей старой жизни он уяснил, что в таком случае внимание взрослого обеспечено – он накричит или даже ударит, но – главное - не останется равнодушным. Нам трудно в это поверить, но даже негативное внимание для ребенка лучше, чем полное его отсутствие. И, значит, добиваться он его будет любыми способами, которые ему доступны. Взрослому в таком случае приходится обучать ребенка новым способам поведения, новым поведенческим навыкам, которых у него пока что нет. И в этом смысле борьба даже с самыми «страшными» по мнению большинства взрослых «грехами» - например, воровством, принципиально не отличается от научения держать правильно карандаш в руках.

4. У каждого поведения есть цель, есть мотив, есть причина, заставляющая вести себя ребенка именно так. И если взрослый старается помогать ребенку справляться с неприемлемым поведением, первое, с чего он должен начать – это, как раз, понять причину. В зависимости от того, какова она, выбирается дальнейшая стратегия поведения. Более подробно об этом можно почитать в книгах Л.В. Петрановской, которую мы уже упоминали выше («Если с ребенком трудно», «Как ты себя ведешь? 10 шагов по изменению трудного поведения» и т.д.).

Когда речь заходит о неприемлемом поведении учеников на уроке, всегда возникает очень много вопросов относительно того, как учителю себя правильно вести. Что стоит делать: игнорировать его? Делать выговор? Наказывать? Отстранять от занятий (если это вообще возможно)? Привлекать к работе коллег?

Важная (а может быть, и главная цель) учительского вмешательства в поведение учеников с целью его коррекции – научить в итоге детей регулировать свое поведение самостоятельно. Способность к произвольному поведению, адекватному ситуации, а также к саморегуляции (регуляции своего психического состояния) – характеристики взрослого человека. Таким образом, работа учителя с трудным поведением учеников в классе – важная поддержка их развития, взросления, социализации.

Поэтому в вопросах поддержания дисциплины важнее меры профилактики, главная из которых – максимальная вовлеченность учеников в происходящее на уроке, достигаемая за счет того, что им интересно и не скучно. Если дети включены в процесс, нарушений дисциплины гораздо меньше. Роль учителя в таком случае – помогать ученикам оставаться сфокусированными (некоторые приемы мы уже обсудили в предыдущем разделе), и по возможности интересно преподносить материал.

Если же нарушения дисциплины имеют место, меры, которые принимает учитель, должны зависеть от тяжести нарушения, то есть нельзя сказать, что есть один универсальный способ добиться в классе идеального поведения.

Может быть, такой универсальный способ все же приходит кому-то из читателей сейчас в голову. Они представляют себе грозного, сурового преподавателя, который наводит на учеников страх одним своим видом. Про таких говорят, что ученики у них «пикнуть боятся», и в классе слышно, как пролетает маленькая муха.

Действительно, среди учителей есть те, при ком дети боятся вести себя плохо. Правда, при этом они вообще боятся хоть как-то себя проявлять, стараясь максимально «слиться с партой», чтобы возможный страшный гнев их минул. С точки зрения дисциплины класс выглядит прекрасно. Но есть проблема. Дети приходят в школу, чтобы получать знания. Многолетние исследования биологов, психологов, врачей, убедительно показывают, что в ситуации сильного стресса (к которому относится постоянный страх), ребенок (да и любой человек) нормально учиться и усваивать информацию и не может. Все ресурсы нервной системы уходят на отслеживание угрозы и принятие решения о том, как «спастись» от нее, если что.

Таким образом, держать класс в страхе – не вариант.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дистанционное обучение как новый способ получения качественного образования

ХХI век называют веком информационных технологий. Компьютеры, Интернет, спутниковое телевидение, муль­тимедиа стремительно во­шли в нашу жизнь. В обществе создается ситуация, когда без умения пользова...

Памятка для родителей и учеников "Как слушать учителя на уроке"

Памятка для родителей и учеников о том как слушать учителя на уроке....

Модульное обучение как способ активизации познавательной деятельности ученика

Отчет  по работе над темой по самообразованию "Модульное обучение на уроках биологии"...

Круглый стол по теме "Обучение педагогов способам распознавания кризисных и предсуицидальных состояний обучающихся, изменения в их поведении, способам оказания психологической поддержки участников образовательного процесса"

Одним из основных направлений деятельности образовательной организации в рамках профилактики суицидов обучающихся является выявление  детей группы суицидального риска.Анализ случаев суицидов и ин...

Почему дети плохо себя ведут?

в данном материале собрана более актуальная проблема в поведении детей. А также советы, как исправить поведение ребенка...

Снюс—как новый способ навредить себе!

Снюс—как новый способ навредить себе!...