"Этнопедагогика, как основа духовно-нравственного воспитания и формирования личности
статья
В статье "Этнопедагогика, как основа духовно-нравственного воспитания и формирования личности" раскрывается значимость «народной педагогики», как отрасли педагогической науки, которая позволяет не только использовать старые обычаи воспитания в новых современных условиях, но и определяет целесообразность новых обычаев. Кроме того, она делает достоянием воспитательный опыт многих народов, тем самым обогащая мировую цивилизацию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_etnopedagogika.docx | 26.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Уварова Наталья Борисовна,
учитель истории и обществознания
МАОУ «Средняя общеобразовательная
школа №65 г.Улан-Удэ имени Г.С.Асеева»,
г. Улан-Удэ. Республика Бурятия
Аннотация к статье
ЭТНОПЕДАГОГИКА, КАК ОСНОВА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ
Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание и развитие высоконравственного гражданина России.
Веками, из рода в род, народы развивали и проектировали нравственный идеал совершенного человека и общечеловеческие ценности, отбирая то, самое лучшее, что могло бы стать основой жизненного поведения. Процесс становления нравственных устоев обычно формируется в семье с того момента, когда ребенок активно начинает познавать мир и происходит под непосредственным влиянием родителей, особенно матери, бабушки, дедушки и других членов семьи. Разумеется, здесь многое зависит от нравственных качеств самих воспитателей, их представлений о человеческих ценностях.
Согласно «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», главным социальным институтом, воплощающим эту цель, является школа. При этом образовательные учреждения должны постоянно взаимодействовать и сотрудничать с семьями обучающихся, опираясь на национальные традиции. Поэтому значимость этнопедагогики или «народной педагогики», как отрасли педагогической науки, возрастает, т.к. она позволяет не только использовать старые обычаи воспитания в новых современных условиях, но и определяет целесообразность новых обычаев. Кроме того, она делает достоянием воспитательный опыт многих народов, тем самым обогащая мировую цивилизацию.
Понятия: этнопедагогика, концепция, духовно-нравственное развитие и воспитание
Уварова Наталья Борисовна,
учитель истории и обществознания
МАОУ «Средняя общеобразовательная
школа №65 г.Улан-Удэ имени Г.С.Асеева»,
г. Улан-Удэ. Республика Бурятия
ЭТНОПЕДАГОГИКА, КАК ОСНОВА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ
Первый учитель и воспитатель – это сам народ, а народные умения и навыки – первые крупицы возникновения народной педагогики.
Понятие «этнопедагогика» или «народная педагогика» впервые применил академик Г.Н.Волков в своей работе «Этнопедагогика чувашского народа», в который глубоко исследовал особенности воспитания и формирования личности на основе народных национальных традиций.
Этнопедагогика, как отрасль педагогической науки, изучает взгляды прошлых поколений на вопросы воспитания и образования подрастающего поколения. В основе этнопедагогики лежит эмпирический опыт этнических групп, особое внимание уделяется морально-этическим и эстетическим воззрениям на исконные ценности семьи, рода, племени, народности, нации.
«Народная педагогика» собирает и систематизирует народные знания о воспитании и обучении детей, народную мудрость, отраженную в религиозных учениях, сказках, сказаниях, былинах, пословицах, в семейном и общинном укладе, быте, традициях.
Единых взглядов на объект и предмет этнопедагогики нет. Одни считают, что объектом исследования является образовательный процесс, а предметом – процессы освоения этнопедагогических знаний. Другие – определяют объектом изучения народную культуру в целом, а предметом исследования выступает традиционное народное воспитание.
Но какими бы не были разногласия в определении объекта и предмета исследования, этнопедагогика показывает, как под воздействием этнического общества воспитывается и развивается личность, усваиваются социальные нормы и ценности, собираются и систематизируются знания о воспитании и обучении детей.
В содержание современной этопедагогической науки можно включить:
а) функции воспитания: подготовка к жизни и труду, формирование нравственных черт, развитие ума, забота о здоровье, отношение к прекрасному и т. д.;
б) условия воспитания: родная земля, природа, родное слово, родной язык, труд, быт, обряд, обычай, традиция, культура и т. д.;
в) методы воспитания: пример, показ, упражнение, пожелание, совет, просьба, намек, одобрение, укор, запрет, проклятие, наказание и т.д.;
г) средства воспитания: народное творчество, фольклор, изделие, считалка, модели, национально-музыкальные, игровые инструменты, предметы и др.;
д) совместные формы жизнедеятельности людей: семья, род, община, племя, народ и т.д.;
е) народные воспитатели: родители, родственники, старшие дети, уличные и общинные учителя, мудрые и бывалые наставники и т.д.
На основе системы народного воспитания в течение столетий развивается и проектируется нравственный идеал совершенного человека и общечеловеческие ценности. Формирование духовно-нравственных качеств личности обычно начинается под непосредственным влиянием родителей с того момента, когда ребенок активно приступает к познанию мира. Разумеется, во многом этот процесс зависит от нравственных качеств самих воспитателей, их представлений о человеческих ценностях и тех традиций и обычаев воспитания, которые сложились у того или иного народа.
В феврале 1991 г. на I Всебурятском съезде по возрождению и консолидации нации была выдвинута идея возрождения и обновления почти утраченных традиций и обычаев народа. Среди них наиболее интересными являются традиции семейного воспитания, в которых отразились основы нравственного, эстетического и трудового воспитания.
Этническая педагогика бурятского народа имела ряд особенностей и выработала свою систему семейного воспитания.
Во-первых, главной школой воспитания был семейный круг. Влияние семьи осуществлялось на всем протяжении жизни человека и носило непрерывный характер. В бурятском быту одиночки, не имеющие своей семьи, бездетные вдовы и вдовцы, сироты не оставались без присмотра или приюта, а жили с близкими или дальними родственниками. Обществом не допускалось, чтобы престарелые, калеки, сироты были бездомными. Н.М.Астырев, характеризуя быт бурят, писал: «у бурят нет нищих в том смысле, как культурные россияне понимают это слово…Эти слабые члены общины содержатся всем родом, переходя из избы в избу, из юрты в юрту, являясь равноправным членом семьи…» [Семья и быт у бурят, 1991, с. 39]
Во-вторых, у бурят бездетных семей почти не было, так как были широко распространены обычаи усыновления, и каждая бездетная семья старалась усыновить детей у близких родственников, чтобы они продолжил их род. Дети внутри семьи получали все необходимые знания, умения и навыки для последующей активной самостоятельной жизни.
В-третьих, важнейшим условием воспитания была трехпоколенная структура: дедушки и бабушки – родители - дети, которая позволяла формировать почтительно-уважительные отношения между разными поколениями и членами семьи, основанные на общении. Характерной особенностью бурятской семьи было то, что старики-родители непременно жили с одним из сыновей, обычно с младшим. У бурят считалось недопустимым, чтобы родители-старики, имея детей, жили одни, отдельно от них. Все дети были обязаны обеспечить им спокойную старость. Перейти родителям жить к дочери, было недопустимым при наличии сыновей, это означало «опозорить имя, оскорбить свой род» [Семья и быт у бурят, 1991, с. 39]. Жить с дочерью родители могли, только если не было сыновей.
В-четвертых, воспитание детей в труде, уважительное их отношения к труженикам – стержневой компонент народного воспитания. С раннего детства, с трех-четырех лет, детей начинали приучать к выполнению несложной работы: принести дровишки, пригнать пасущийся молодняк, загнать или выгнать скот. В семьях мальчики пользовались некоторыми привилегиями, девочки же включались в посильные работы и привлекались к труду раньше. Отношение к трудовому воспитанию нашло широкое отражение в пословицах народа.
В-пятых, для этнической педагогики бурят характерным было понятие об идеальном человеке. В задачи нравственного воспитания у бурят входило формирование сознания и привычки почитания старших, природных явлений и объектов, тотемных животных и птиц, небесных светил, а также чувств сплоченности, сострадания, скромности, терпения. Умственное развитие обеспечивалось накоплением гуманитарных знаний: знаний родного языка, родословной, фольклора, истории, обычаев, обрядов, ритуалов и церемоний. В любой юрте дети не видели пьянства, дебоширства и не слышали нецензурных и ругательских слов. За этим ревниво и строго следила община. Дети в повседневной жизни на примере старших, впитывали понятия добра и зла, чести и справедливости, воспринимали и усваивали эстетические и этические идеалы народа.
Таким образом, в бурятской семье духовно-нравственное воспитание и формирование личности основывалось на почитании предков, бережного отношения к природе, сохранение языка и традиций своего народа. Становление молодого поколения происходило в процессе эстетического воспитания, через приобщение детей к прекрасному. В процессе своей долгой истории бурятский народ выработал нормы, методы, средства и формы физического воспитания детей. В народном понимании здоровье человека – это самое драгоценное богатство и источник всех благ. Испокон веков считалось, что только здоровый, физически развитый человек может успешно противостоять жизненным невзгодам и трудностям, продолжить род, вести хозяйство.
В целом, воспитательный процесс в бурятских семьях отличался мягкостью, он не предусматривал ни наказаний, ни каких-либо других физических мер воздействия. Основными методами воспитания были: совет, внушение, подражание, приучение, убеждение, табу.
Поэтому в условиях гуманизации современной системы образования, воспитания высоконравственного гражданина страны, приемы и методы этнопедагогики становятся все более востребованными, поскольку они позволяют не только использовать старые обычаи воспитания в новых современных условиях, но и определяет целесообразность новых обычаев. Кроме того, она делает достоянием воспитательный опыт многих народов, тем самым обогащая российскую систему воспитания и образования.
Список литературы.
- Историко-культурный атлас Бурятии / Под. рук. С.Д.Намсараева.- М: Дизайн. Информация. Картография., 2001. - 678 с.
- История и культура бурятского народа / Под. ред. Т.М.Михайлова. Улан-Удэ: изд. «Бэлиг», 1999 - 248 с.
- Алагуева В. Золотая книга о бурятах - Улан-Удэ: изд. ОАО «Республиканская типография», 2006. -96 с.
- Бабуева В.Д. Материальная и духовная культура бурят. Учебное пособие. – Улан-Удэ, 2004. – 228 с.
- Басаева К.Д. Воспитание детей у бурят //Культура и быт народов Бурятии- Улан-Удэ: Бурятское кн. изд-во, 1965.
- Басаева К.Д. Семья и брак у бурят. (вторая половина XIX – начало XX века). - Улан-Удэ: Бурятское кн. изд-во, 1991. – 192 с.
- Бурхинов Д.М., Молонов Б.Ш. Вопросы этнопедагогики в школе. // К 75- летию Баянгольской школы Баргузинского аймака. - Улан-Удэ, изд. «Бэлиг», 1994.- 45 с
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Духовный мир семьи – основа духовно-нравственного воспитания детей.
Что такое семья? Какую роль она играет в жизни каждого человека? Каково ёе значение для развития у детей духовного начала? Эти вопросы давно и неизменно волнуют всех людей на Земле. На каждый из таких...
Воспитание личности на занятиях спортивно-оздоровительных объединений на основе духовно-нравственных и культурных традиций России.
В статье освещается тема воспитания духовно-нравственной личности в объединениях спортивно-оздоровительного направления . Рассматриваются возможности нравственного развития детей на ...
Формирование социального опыта учащихся на основе духовно-нравственного воспитания
Цели,задачи,практическая часть....
Эстетическое воспитание школьников как основа духовно-нравственного развития личности.
Проблема роли личности в истории человечества всегда (скрытно или явно) была актуальной. Именно «человек-личность» создает произведения литературы и искусства, составляющие общий культурный фонд челов...
3.1.Участие учителя в разработке и реализации программ духовно-нравственного, патриотического воспитания и социализации личности обучающихся
Справка-подтверждение; сертификат; рейтинговая таблица...
Методическая разработка классного часа "Психолого-педагогические основы духовно-нравственного воспитания личности"
Сценарий классного часа...
Участие учителя в разработке и реализации программ духовно-нравственного, патриотического воспитания и социализации личности обучающихся
Копии сертификатов, грамот, дипломов, приказов...